Исторический опыт
Григорьев В.В.
эволюция развития имущественного налогообложения физических лиц в РОССИИ В хх веке
цель: Рассмотрение имущественного налогообложения физических лиц в России в ХХ веке. Методология: Использовались историко-правовой и юридический методы. Результаты: С момента возникновения государства перед обществом встал важнейший вопрос поиска источников формирования государственной казны. В ходе исторического развития методы изъятия доходов на цели развития государства менялись от натуральных сборов до налогов. Поиск идеальной системы налогообложения продолжается, и, наверное, он будет длительным, поскольку налоги должны соответствовать особенностям государства, обычаям его граждан и стадии экономического развития государства.
Новизна/оригинальность/ценность: В статье рассмотрено развитие налогообложения с начала Первой мировой войны до формирования данной системы в настоящее время.
Ключевые слова: имущественные налоги, объект налогообложения, поземельный налог, гербовый сбор, налог на холостяков.
Grigoriev V.V.
the evolution of property taxation of individuals in Russia in the 20th century
Purpose: Consideration of property taxation of individuals in Russia in the 20th century. Methodology: Historical legal and formal legal methods were used.
Results: Since the beginning of the state, the most important question of finding the sources of the formation of the state Treasury has arisen before the society. In the course of historical development, the methods of withdrawal of income for the development of the state varied from natural fees to taxes. The search for an ideal system of taxation continues, and probably it will be long, because taxes must correspond to the peculiarities of the state, the customs of its citizens and the stage of economic development of the state.
Novelty/originality/value: The article considers the development of taxation from the beginning of the first world war to the formation of this system at present.
Keywords: property tax, object of taxation, land tax, stamp duty, a tax on bachelors.
Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования любого государства, развития общества в условиях экономической и социальной стабильности.
С началом Первой мировой войны в 1914 году возрастает налоговое бремя, особенно для крестьян. Правительство увеличивает ставки прямых и косвенных налогов, в том числе и поземельного налога.
После Октябрьской революции 1917 года происходит изменение налогового законодательства, принимается Декрет Совета Народных Комиссаров (СНК) от 24 ноября 1917 г. «О взимании прямых налогов», который закреплял налог на прирост прибылей с торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов [7]. Декрет предусматривал конкретные сроки уплаты налога, санкции за просрочку платежей или уклонение от уплаты, включая расстрел.
Учитывая тот факт, что в советском государстве налогообложение становится средством классовой борьбы, правительство предусматривает налоги для богатых слоев населения. В частности, был принят Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и
СНК от 30 октября 1918 г. № 841, которым вводился единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог. Цель данного налога заключалась в том, чтобы изъять денежные средства у богатых слоев населения (городского и сельского) и направить их на нужды революционного строительства и оборону государства. Обеспеченность населения определялась количеством и суммой доходов лица. Поэтому в декрете закреплялось, что лица, у которых один источник существования в виде заработной платы или пенсии, составляющий размер не более 1,5 тыс. руб. в месяц, не подлежат обложению, если не имеют дополнительных денежных средств [7].
Взимание налога осуществлялось по раскладочной системе: сначала общая сумма налога распределялась по губерниям, городам, уездам и волостям, а затем уже по конкретным плательщикам. Например, для Москвы, Московской губернии и Петрограда устанавливались самые большие суммы: 12 млн руб., 1 млн руб. и 1,5 млн руб. соответственно.
Тяжелое экономическое положение советского государства требовало дополнительных денежных средств, поэтому налоговое бремя усили-
евразийская
> 1(32)2018 <
адвокатура
валось для всех слоёв населения. Декретом СНК «О продлении на 1918 год взимания некоторых налогов и пошлин в повышенном размере» были установлены увеличенные ставки, в том числе и имущественных налогов [7].
В начале 20-х годов с введением новой экономической политики (НЭП) происходит развитие частной торговли, мелких частных предприятий и их аренды, что обусловило и развитие налоговой системы, частично схожей с налоговой системой дореволюционного периода развития государства. Возрождаются следующие имущественные налоги: подворный налог; квартирный налог; налог с наследств и дарений, а также вводятся новые: единый натуральный; сельскохозяйственный; сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства, в том числе имеющие классовый характер - индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, труд-гужналог и др.
В 30-е годы проводится масштабная налоговая реформа, которая практически отменила все налоги с физических лиц. Кроме того, произошли и преобразования налогообложения юридических лиц, поскольку вся прибыль советских предприятий, за исключением установленных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, произошла переориентация бюджетной государственной политики от финансирования за счет налоговых поступлений в сторону прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии. В этот период времени налогообложение утратило значение для бюджета [8, с. 84].
С началом Второй мировой войны государство нуждается в дополнительных денежных средствах, поэтому происходит возврат к практике налогообложения. В частности, вводятся новые налоги и сборы для физических лиц: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан; сбор с владельцев скота; сбор за регистрацию охот-ничье-промысловых собак и др. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. «О налоге на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР» закреплялось, что налогом облагаются все одинокие и семейные граждане, не имеющие детей. Для мужчин устанавливался возраст от 20 до 50 лет, а для женщин - от 20 до 45 лет, кроме того, устанавливались и отдельные категории граждан, имеющие разный размер этого налога. При установлении размера налога использовались твердые и процентные ставки. Например, для рабочих и служащих при месяч-
ном заработке до 150 руб. размер равнялся 5 руб. в месяц, а свыше 150 руб. - 5 % от заработной платы. Работникам литературы и искусства устанавливался также размер 5 % от их заработной платы. Остальные граждане, в частности, входящие в состав колхозов и единоличных крестьянских хозяйств, должны были платить 100 руб. в год; а граждане, не привлекаемые к обложению подоходным налогом, - 60 руб. в год [6].
Наличие достаточно своеобразного налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан в СССР было обусловлено мобилизацией дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям, а также стимулирования роста населения страны [9, с. 12]. Данный налог не имеет аналогов в мировой истории и кроме Советского Союза был установлен еще только в Монголии. Несмотря на то, что указанный налог вводился как временный в СССР, он просуществовал фактически до начала 1990-х годов.
В послевоенное время происходит изменение налогового законодательства, вносятся существенные дополнения в части подоходного и поимущественного налогообложения физических лиц; сельскохозяйственного налога; сбора на нужды жилищного и культурно-бытового строительства и др. Однако со временем происходит постепенное замещение налоговых доходов неналоговыми источниками, финансирующими расходы бюджета. Среди неналоговых доходов приоритет отдается части доходов, полученных от деятельности государственных предприятий и организаций.
Новый этап в развитии налоговой политики происходит в 60-е годы, когда по инициативе Н.С. Хрущева предпринимается попытка постепенной ликвидации налогообложения с физических лиц в связи с возможным построением коммунизма. 7 мая 1960 г. принимается Закон СССР «Об отмене налогов с заработной платы трудящихся и служащих». В связи с либерализацией налогового законодательства в тексте закона указывалось, что «за последние годы проведены мероприятия по снижению налогов с населения: уменьшен в два с половиной раза сельскохозяйственный налог; освобождены от налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР колхозники и значительная часть рабочих и служащих; повышен не облагаемый налогами минимум заработной платы» [2]. Причем закон изначально освобождает граждан от уплаты подоходного налога и налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР в случае, если они получают по месту основной работы за-
eurasian
> 1(32)2018 <
advocacy
работную плату в размере до 500 рублей в месяц. В последующие годы предусмотрено увеличение порога размера заработной платы для отмены налога, и только к 1965 году планировалось полное освобождение от уплаты указанных налогов [2]. Как свидетельствует история, подобные мероприятия оказались недолговременными.
В 80-е годы с разрешением и развитием индивидуальной трудовой деятельности, кооперации, совместной деятельности с иностранными предприятиями происходят изменения и в налоговом законодательстве. Применительно к физическим лицам устанавливается налог с владельцев транспортных средств, закрепленный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г. «О налогообложении владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» [3]. Для осуществления администрирования данного налога была принята Инструкция Министерства финансов СССР от 4 августа 1988 г. «О порядке исчисления и уплаты налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов», которая устанавливала необходимые элементы налогообложения. В Инструкции закреплялись субъекты налога, которыми признавались владельцы транспортных средств, а именно: 1) государственные, кооперативные и другие общественные предприятия и организации, имеющие автомобили, мотоциклы и другие самоходные машины и механизмы на пневмохо-ду; 2) граждане СССР, иностранные физические лица и лица без гражданства; 3) иностранные юридические лица. Указывалось, что из объектов налогообложения исключаются машины и механизмы на гусеничном ходу. Налоговая ставка использовалась твердая, например, с легкового автомобиля в зависимости от мощности мотора с каждой лошадиной силы необходимо было уплатить 50 коп.
Помимо существенных элементов налогообложения, были закреплены и факультативные элементы, в частности, льготные категории граждан и ответственность за неуплату налога.
К льготным категориям граждан по данному налогу, которые освобождались от его уплаты, относились:
1) предприятия автотранспорта общего пользования, осуществляющие перевозки пассажиров в городах, смешанные перевозки (грузовые и пассажирские), а также пассажирские во внутригородском, пригородном и междугородном сообщениях;
2) герои Советского Союза, лица, награжденные орденом Славы трех степеней, инвалиды
Великой Отечественной войны либо другие инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, а также другие инвалиды, приравненные по пенсионному обеспечению к перечисленным категориям военнослужащих.
Ответственность за неуплату предусматривалась как для физических, так и для юридических лиц. В частности, для государственных, кооперативных и иных общественных предприятий и организаций, а также иностранных юридических лиц прописывалось начисление пени в размере 0,05 % с суммы недоимки за каждый день просрочки. Для владельцев транспортных средств -граждан СССР, иностранных физических лиц и лиц без гражданства - в размере 0,1%. Срок исковой давности по уплате налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов составлял два года [3].
Несколько позже принят Закон СССР от 23 апреля 1990 г. «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства», которым установлены отдельные режимы налогообложения доходов граждан, связанных с ведением крестьянского хозяйства и индивидуальной трудовой деятельности. По данному закону происходило разделение физических лиц в зависимости от места жительства и времени пребывания на территории СССР, кроме того, закреплялись различные виды доходов для обложения, а также те виды, которые не подлежали налогообложению. Ставки налога использовались как твердые, так и смешанные. Например, при сумме месячного дохода 101 руб. размер налога равнялся 29 коп.; а при сумме от 151 руб. до 700 руб. - 14 руб. 70 коп. + 13 % с суммы, превышающей 150 руб. [4]. По правилам налогообложения физических лиц указанный закон содержит многие идеи и положения, нашедшие отражение в современном налогообложении доходов физических лиц.
Со становлением Российской Федерации происходило формирование налоговой системы нового государства. Налоговая система и система налогового законодательства Российской Федерации начинают формироваться в октябре-декабре 1991 г. В этот период времени принимается Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» [1]. Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 г. и просуществовали до 1998 г., момента принятия 1 части
евразийская
Налогового кодекса РФ, заложившего основы современной российской налоговой системы.
В статьях указанного Закона закреплялась трехуровневая налоговая система и устанавливались налоги и сборы для каждого уровня. Статья 19 Закона определяла федеральные налоги, из которых с имуществом непосредственно связан только налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. Среди налогов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, установленных в ст. 20, можно выделить налог на имущество предприятий, а в числе местных налогов, закрепленных в ст. 21, устанавливались налог на имущество физических лиц и земельный налог [1].
Таким образом, современная система имущественного налогообложения начинает складываться в разные периоды развития российского государства, но наиболее структурированной она становится в начале 90-х годов в момент формирования Российской Федерации.
Пристатейный библиографический список
1. Об основах налоговой системы в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.lawrussia.ru/texts/legal_178/doc17a888x560.htm .
2. Об отмене налогов с заработной платы трудящихся и служащих: Закон СССР от 7 мая 1960 г. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
3. О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г. № 8641-XI. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
4. О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства: Закон СССР от 23 апреля 1990 г. № 1443-1. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
5. О порядке исчисления и уплаты налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов: Инструкция Министерства финансов СССР от 4 августа 1988 г. № 133Д [Электрон-
- адвокатура
ный ресурс]. URL: http://www.businesspravo.ru/Docum/ DocumShow_DocumID_2955.html.
6. Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. - июль 1956 г. / под ред. Ю.И. Мандельштам. М., 1956. С. 335-336.
7. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР. М., 1942. С. 602-603, 613-614, 1108-1110.
8. Трофимова Я.В. Эволюция налоговой системы // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2017. № 2 (136). С. 84.
9. Шихатов П.И. Налогообложение в СССР и современной России // Вестник МИЭП. 2016. № 2 (23). С. 12.
References (transliterated)
1. Ob osnovah nalogovoj sistemy v Rossijskoj Federadi: Zakon Rossijskoj Federadi ot 27 dekabrja 1991 g. № 21181 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.lawrussia.ru/ texts/legal_178/doc17a888x560.htm .
2. Ob otmene nalogov s zarabotnoj platy trudjashhihsja i sluzhashhih: Zakon SSSR ot 7 maja 1960 g. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Garant».
3. O naloge s vladel'cev transportnyh sredstv i drugih samohodnyh mashin i mehanizmov: Ukaz Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR ot 21 marta 1988 g. № 8641-XI. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Garant».
4. O podohodnom naloge s grazhdan SSSR, inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva: Zakon SSSR ot 23 aprelja 1990 g. № 1443-1. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Garant».
5. O porjadke ischislenija i uplaty naloga s vladel'cev transportnyh sredstv i drugih samohodnyh mashin i mehanizmov: Instrukcija Ministerstva finansov SSSR ot 4 avgusta 1988 g. № 133D [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_ DocumID_2955.html.
6. Sbornik zakonov SSSR i ukazov Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR. 1938 g. - ijul' 1956 g. / pod red. Ju.I. Mandel'shtam. M., 1956. S. 335-336.
7. Sobranie uzakonenij i rasporjazhenij pravitel'stva za 1917-1918 gg. Upravlenie delami Sovnarkoma SSSR. M., 1942. S. 602-603, 613-614, 1108-1110.
8. Trofimova Ja.V. Jevoljucija nalogovoj sistemy // Jekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskij zhurnal. 2017. № 2 (136). S. 84.
9. Shihatov P.I. Nalogooblozhenie v SSSR i sovremennoj Rossii // Vestnik MIJeP. 2016. № 2 (23). S. 12.
> 1(32)2018 <