www.volsu.ru
о
(N
о
(N
DOI: https://doi.Org/10.15688/ek.jvolsu.2020.2.4
UDC 334.012 Submitted: 06.05.2020
LBK 65.012.3+65.03 Accepted: 01.06.2020
EVOLUTION OF THE DEVELOPMENT OF THE PUBLIC SECTOR OF ECONOMY: DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE
Vladimir V. Kurchenkov
Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation
Olga S. Makarenko
Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation
Abstract. The article examines the process of the formation and development of the public sector of Russian economy in the historical retrospective. The main stages of the systemic transformation of the elements of the public sector in certain historical conditions are highlighted. The features of the formation of a corporate model of the public sector at the present stage of the evolution of Russian economy are determined in the article. The authors pay attention to the substantiation of the growing role of state corporations in the structure of the state sector. Along with the study of evolutionary processes in the public sector of Russian economy, the article examines the foreign experience of leading countries in this aspect. Specifically, the features of the evolutionary transformation of the public sector in countries such as Austria, France, Germany, Greece, etc. are considered by the authors. In the recent history of Russia, three main stages of the systemic evolution of the public sector are identified: formation (1991-2007), transformation into a corporate structure (2007-2014), stabilization (2014-2019). The article explores the characteristics of each stage. The research results can be used in the development of the theory of the public sector, determination of the features of its evolutionary transformation, as well as in practical sense, in the development of concepts and strategies for the growth of public corporations in the long term, increasing the efficiency of leading public sector enterprises, as well as their competitiveness in global competition.
Key words: evolution of economic systems, public sector of economy, corporate structure of the public sector, public corporations, systemic transformation of the public sector, efficiency of the public sector of economy.
Citation. Kurchenkov V. V., Makarenko O.S. Evolution of the Development of the Public Sector of Economy: Domestic and Foreign Experience. Journal of Volgograd State University. Economics, 2020, vol. 22, no. 2, pp. 40-49. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2020.2.4
УДК 334.012 Дата поступления статьи: 06.05.2020
ББК 65.012.3+65.03 Дата принятия статьи: 01.06.2020
ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Ч Владимир Викторович Курченков
§ Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация
«
<и
ц Ольга Сергеевна Макаренко
ей
^ Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация
Ч
И Аннотация. В статье рассматривается процесс становления и развития государственного сектора российской экономики в исторической ретроспективе. Выделяются основные этапы системной трансформации элементов государственного сектора в тех или иных исторических условиях. Определяются особенности
«
¥
^ формирования корпоративной модели государственного сектора на современном этапе эволюции россий ^ ской экономики. Дается обоснование возрастания роли государственных корпораций в структуре государ-
ственного сектора. Наряду с исследованием эволюционных процессов в государственном секторе российской экономики в статье параллельно рассматривается зарубежный опыт ведущих стран в этом аспекте. Конкретно рассматриваются особенности эволюционной трансформации государственного сектора в таких странах, как Австрия, Франция, Германия, Греция и др. В новейшей истории России выделены три основных этапа системной эволюции государственного сектора: становления (1991-2007), трансформации в корпоративную структуру (2007-2014), стабилизации (2014-2019). Дана характеристика каждого из рассматриваемых этапов. Результаты исследования могут быть использованы при разработке теории государственного сектора, особенностей его эволюционной трансформации, а также в практической плоскости, в разработке концепций и стратегий развития государственных корпораций в долгосрочной перспективе, повышения эффективности ведущих предприятий государственного сектора, а также их конкурентоспособности в глобальной конкуренции.
Ключевые слова: эволюция экономических систем, государственный сектор экономики, корпоративная структура государственного сектора, государственные корпорации, системная трансформация государственного сектора, эффективность государственного сектора экономики.
Цитирование. Курченков В. В., Макаренко О. С. Эволюция развития государственного сектора экономики: отечественный и зарубежный опыт // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. - 2020. - Т. 22, №№ 2. - С. 40-49. - DOI: https://doi.Org/10.15688/ek.jvolsu.2020.2.4
Введение
Исторически государство в России на протяжении всего периода своего существования являлось крупным субъектом хозяйствования с высокой долей государственной собственности. В течение значительного периода истории сформировалась самостоятельная система управления государственными предприятиями, которая стала органической частью общей системы государственного управления в долгосрочной перспективе. Однако системное рассмотрение вопросов развития государственного сектора российской экономики целесообразно проводить начиная с XVI в., когда он приобрел структурную целостность и устойчивость в основных формах хозяйствования.
Именно в этот период в России наблюдается зарождение и развитие «казенной» промышленности в виде заводов, мануфактур и фабрик, находящихся в управлении непосредственно государства. Первые государственные предприятия были ориентированы на отрасли, обеспечивающие военные потребности страны. Весь спектр организационного обеспечения процесса создания и развития мануфактур европейского типа проводился государством. Это касалось технического обеспечения производства, поставок оборудования, подготовки специалистов, выдачи денежных ссуд и бесплатных земельных участков. В результате активной деятельности со стороны государства количество мануфактур
увеличилось в 5 раз и составило 205 предприятий, а Россия заняла 3-е место в мире по выплавке чугуна [Мартыненко, 2013].
Однако, несмотря на инициативу государства по развитию предприятий государственного сектора, так называемой индустриализации «сверху», система управления государственными предприятиями и государственным имуществом в целом оставались неэффективными. Главной причиной стала разбалансиро-ванность системы управления казенными предприятиями, которые контролировались отдельными приказами. Для большей централизации системы управления был осуществлен переход к новой системе управления через коллегии. Однако в процессе проведения губернской реформы и формирования казенных палат в регионах начиная со второй половины XVIII в. снова стала наблюдаться обратная тенденция к децентрализации управления казенными предприятиями и государственной собственностью [Балацкий, Коны-шев, 2005].
Следующим историческим этапом развития системы управления казенными предприятиями стало создание в начале XIX в. профильных министерств, регулирующих производственную деятельность государственных предприятий. Наибольший рост масштабов государственного сектора наблюдался в исторический период с 1917 по 1990 год. Это период централизованной плановой экономики, для которого характерно полное огосударствление экономики, национализация промыш-
ленности, полная ликвидация частного сектора [Балацкий, 2013].
Вместе с этим значительные тенденции динамики масштабов государственного сектора, его структурной трансформации связаны с переходом к рыночной экономике. В этих условиях в результате приватизации большая часть государственных предприятий трансформировалась в частный сектор. Следует подробно рассмотреть период новейшей истории формирования и развития государственного сектора в российской экономике в условиях рыночных отношений, который отражает своеобразную динамику и тенденции развития [Курченков, 2013; Курченков и др., 2013].
Результаты и обсуждение
Отечественный опыт исторической эволюции государственного сектора национальной экономики. Экономические реформы, проводимые в начале 1990-х гг., связанные с массовой приватизацией государственной собственности, определили цель создания рыночной экономики, что повлияло на изме-
нение масштабов и структуры государственного сектора. Многие государственные предприятия были переданы в частные руки, и масштабы государственного сектора существенно сократились. В России госсектор формировался по остаточному принципу и фактически признавался неэффективным и неконкурентоспособным. Большое количество государственных предприятий имело низкую доходность, проблемы в управлении и др. В этой связи государственный сектор рассматривался как своего рода препятствие на пути формирования эффективной рыночной экономики [Киселев, 2019].
Таким образом, в 90-х гг. XX в. кардинально поменялось соотношение частного и государственного секторов экономики в пользу первого, что являлось следствием проводимой крупномасштабной приватизации государственной собственности. Российское правительство полагало, что смена собственника повысит производительность труда и уровень доходности предприятий. В таблице 1 представлена динамика сокращения количества предприятий государственного сектора
Годы Государственная и муниципальная Частная
число предприятий, тыс. число занятых, тыс. чел. число предприятий, тыс. число занятых, тыс. чел.
1995 520 27 945 1 426 22 750
2000 367 24 371 2 510 29 776
2005 412 22 308 3 838 36 202
2006 413 22 038 3 639 37 223
2007 405 21 796 3 855 38 327
2008 393 21 530 3 976 39 110
2009 383 21 097 4 128 39 014
2010 365 20 559 4 104 39 513
2011 355 19 896 4 164,6 39 744
2012 343 19 494 4 195,0 40 615
2013 341 19 029 4 159,5 40 988
2014 332 18 713 4 212,2 41 948
2015 323 18 991 4 377,8 42 462
2016 311 17 894 4 122,2 43 987
2017 299 16 985 3 936,0 42 452
2018 288,7 16 142 3 619,8 41 785
2019 278,9 15 823 3 261,0 40 857
Таблица 1
Распределение предприятий и занятого в них населения в российской экономике по формам собственности за 1995-2019 гг.
Примечание. Составлено авторами по: [Россия в цифрах ... , 2019].
по сравнению с предприятиями частного сектора в результате проводимых реформ.
Анализ эмпирических данных за 19952019 гг. выявил тенденцию постепенного сокращения государственной и муниципальной собственности. В 1995 г. доля госсобственности составляла 23,1 % от общего числа российских предприятий и организаций, а в частном секторе было сосредоточено 63,4 % предприятий. В 2000 г. государственный сектор экономики сократился на 12,1 % по сравнению с 1995 г., и составил 11 % всех предприятий. Снижение доли государственного сектора сопровождалось поэтапным увеличением количества частных предприятий, доля которых возросла с 63,4 % в 1995 г. до 75 % в 2000 году [Тунаева, 2012].
В 2016 г. в собственности частных компаний находилось около 86,5 % всех российских предприятий. Однако стоит отметить, что представленная статистика не учитывает в составе госсектора российской экономики деятельность крупных государственных компаний и корпораций, акционерных обществ с государственным участием, это значительно сужает представления о масштабах государственного сектора.
Анализ исследования банка BNP Paribas показал, что около 40-45 % государственных компаний функционируют в ключевой для страны отрасли нефтедобычи, на рынке банковских услуг около 49 %, в транспортном секторе 73 %. По информации Росстата в 2012 г. доля государственного сектора в услугах связи и коммуникациях составляла 13,8 %, в производстве и распределении газа, электроэнергии и воды - порядка 25,8 %, по сравнению с 2009 г. данный показатель составлял всего лишь около 14 %. Кроме этого, возросла доля государственного сектора в добыче полезных ископаемых - до 16,5 % в 2012 г. (в 20092010 гг. составляла 10-11 %) [Госсектор в экономике России, 2013].
Таким образом можно отметить, что в последние годы прослеживается тенденция к усилению роли госсектора в российской экономике. По оценкам экспертов, представленным в 2016 г. на Гайдаровском форуме, вклад государственных корпораций и компаний в ВВП страны может достигать 50-70 %, в то время как в 2005 г. этот показатель был на
уровне 20-35 % [Государственное участие ... , 2016].
Действительно, сегодня при анализе доли государственного сектора экономики необходимо учитывать роль государственных корпораций, которые возникли в 2007 г. и сейчас активно развиваются. В настоящее время в структуре государственного сектора российской экономики функционируют шесть государственных корпораций (см. табл. 2).
Деятельность этих корпораций существенным образом повлияла как на масштабы государственного сектора (они возросли), так и на его структуру. В частности, их активность способствует формированию корпоративной модели государственного сектора российской экономики.
Эволюция развития государственного сектора экономики России представлена в таблице 3.
Таким образом, историческое развитие государственного сектора российской экономики проходит несколько этапов. На этапе становления госсектор функционирует на основе государственной собственности, имея при этом унитарную структуру управления. Государство при этом выступает основным агентом хозяйствования и основным собственником. Этап трансформации заключается в начале формирования корпоративной модели государственного сектора, где часть собственности государства переходит в собственность государственных корпораций. Происходит трансформация отношений государственной собственности в сторону ее полиморфизма. Однако наблюдается «неполное» отчуждение, так как государство все еще занимает ведущее положение в системе управления госкорпорациями. При этом государственное присутствие в структуре капитала данных корпораций остается значительным, а в ряде случаев доминирующим (ГК «Роса-том», ГК «Роскосмос»). Иными словами, трансформация унитарной модели государственного сектора в корпоративную определяется как переход от моноцентрической модели к полицентрической, а структуры - от гомогенной к гетерогенной.
Современный этап развития государственного сектора, этап стабилизации, в качестве актуальных вопросов выделяет про-
Таблица 2
Государственные корпорации в РФ
№ п/п Государственная корпорация Федеральные законы, определяющие правовой статус Статус
1 Агентство по реструктуризации кредитных организаций № 144-ФЗ от 08.07.1999 Прекратила свое существование
2 Агентство по страхованию вкладов № 177-ФЗ от 23.12.2003 Осуществляет свою деятельность
3 «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» № 82-ФЗ от 17.05.2007 Осуществляет свою деятельность
4 Роснанотех № 139-ФЗ от 19.07.2007 С 11 марта 2011 г. перерегистрирована в АО «Роснано»
5 Фонд содействия реформированию ЖКХ № 185-ФЗ от 21.07.2007 Осуществляет свою деятельность
6 Олимпстрой № 238-ФЗ от 30.10.2007 Прекратила свое существование
7 Росатом № 317-ФЗ от 01.12.2007 Осуществляет свою деятельность
8 Ростехнологии № 279-ФЗ от 23.11.2007 Осуществляет свою деятельность
9 Роскосмос № 215-ФЗ от 13.07.2015 Осуществляет свою деятельность
Примечание. Составлено авторами.
Таблица 3
Исторические этапы становления государственного сектора экономики России
в период с 1991 по 2019 г.
Название этапа Период времени Основная характеристика
Становление государственного сектора в условиях рыночной экономики 1991-2007 гг. Ускоренный процесс приватизации, сокращение доли государственного и рост частного сектора, формирование законодательной базы и новых институтов государственного управления
Трансформация государственного сектора в корпоративную структуру 2007-2014 гг. Активное создание государственных корпораций в отраслях экономики стратегического значения, увеличение бюджетного финансирования крупных корпоративных структур с государственным участием
Стабилизация и организационное совершенствование корпоративной структуры государственного сектора 2014-2019 гг. Развитие и совершенствование механизмов государственно-частного партнерства, усиление роли государственного сектора в экономике России. Становятся актуальными вопросы определения масштабов и границ государственного сектора российской экономики, повышение его эффективности
Примечание. Составлено авторами.
блемы определения границ и масштабов государственного сектора, а также оценки и повышения его эффективности. На каждом из представленных этапов наблюдаются не только изменения размеров госсектора, но и его основных функций и структуры.
Зарубежный опыт эволюции государственного сектора экономики. Изучая особенности развития российского госсектора, следует рассмотреть зарубежный опыт развитых стран по созданию и развитию данной
подсистемы в рамках экосистемы национальной экономики. Государственный сектор присутствует в экономике большинства развитых странах Европы и Азии, обладая своими отраслевыми особенностями и масштабами деятельности ^ап<1та^пу, 2011]. Так, например, государственные предприятия Греции вносят значительный вклад в создание ВВП (23,2 %), а в Нидерландах данный показатель составляет лишь около 8,3 % [Бочаров, 2004]. Государственный сектор стран Европы широ-
ко представлен в энергетической отрасли, где работает порядка 70 % всех занятых в этой сфере. На предприятиях транспорта и связи, принадлежащих государству, осуществляют свою деятельность 60 % занятого населения, а в банковском секторе и финансах - около 30 %. Во Франции, Португалии, Италии, Испании и Австрии государственный сектор в большей степени присутствует в промышленности (металлургия, судо- и автомобилестроение, химическая и пищевая промышленность) и высокотехнологичных отраслях экономики (авиастроение, атомная энергетика, космическая сфера) [Брыкин, Шумаев, 2007].
Австрия является одной из стран, в которой государственный сектор оказывает значительное влияние на национальное хозяйство. В топливно-энергетическом комплексе, электроэнергетике, на транспорте доля государственного присутствия превышает 75 % [Brusca, 2016]. Далее по удельному весу государственной собственности в экономике идут по мере убывания Франция, Великобритания, Германия, Нидерланды, Италия, Швеция [Шумаев, 2013].
На государственных предприятиях Франции производится значительное количество товаров и услуг. В собственности государства сосредоточено 80 % капитала Национального парижского банка, более 50 % капитала сосредоточено в промышленности, правительству принадлежит 75 % акций капитала Парижского страхового союза [Lucifora, Meurs, 2006].
В Италии государственный сектор экономики играет важную роль в развитии экономических отношений и действует по рыночным принципам хозяйствования. На долю госсектора Италии приходится до 42 % производимого ВНП страны, в том числе в промышленной отрасли - до 30 %. Крупные итальянские государственные предприятия функционируют в отраслях черной металлургии, судостроительной промышленности, электротехнической сфере [Mussari, 2005].
В Японии и США роль государственного регулирования в экономике относительно невелика. Для Японии характерно минимальное участие государства в национальной экономической системе. Однако государственный сектор страны все же представлен более
120 государственными и около 1 000 муниципальными предприятиями, в которых осуществляют свою трудовую деятельность около 9 % занятого населения. Проблемами развития японского государственного сектора является нестабильность макроэкономических показателей, а также сильная зависимость от государственных облигаций при ликвидации дефицита бюджета [Шоп, 2009].
Около 20 % национального богатства США составляет государственная собственность, это значительно ниже, чем во Франции, но выше, чем в Германии и Великобритании. Государственный земельный фонд составляет большую частью государственного имущества страны, это примерно одна треть всех земель, в том числе имущество почтовой службы, сети электростанций, системы водоснабжения, дорог и каналов. Отраслевая структура госсектора США концентрируется в инфраструктурных отраслях и военной промышленности. Государственные предприятия обеспечивают строительство мостов, трубопроводов, дорог, развивая тем самым транспортную инфраструктуру. Государственная собственность присутствует в отдельных подразделениях энергетики (атомные электростанции), в сфере образования и здравоохранения. При этом государственные предприятия практически полностью отсутствуют в других отраслях производства, это отличает американский госсектор от других развитых стран [Супян, 2002].
Рассмотрев вопросы эволюционного развития государственной собственности в России и зарубежных странах, представим сравнительную характеристику процесса его формирования, с целью выявления принципиальных отличий отечественного и зарубежного государственного сектора экономики (см. табл. 4).
Государственный сектор зарубежных стран и России формировались в разных условиях и имеют свои отличительные особенности. Это позволяет определить свою национальную модель госсектора той или иной страны. Государственный сектор российской экономики разнообразен по своим функциям, имеет определенную роль и значение, которые меняются на протяжении времени. Для западных стран характерен высокоэффективный государственный сектор, который созда-
Таблица 4
Сравнительная характеристика процесса формирования государственного сектора
России и зарубежных стран
Аспект формирования Зарубежные страны Россия
Процесс становления и создания государственного сектора Прямой характер формирования государственного сектора, происходит посредством национализации частной собственности Формируется по «возвратному» принципу, наблюдается сокращение числа государственных предприятий и рост частного сектора
Отношение к рыночной среде Гармонично сосуществует с рыночной средой Сокращался с целью создания рыночной среды, противоречия и слабое взаимодействие с рынком
Отношение к институциональной среде Создавался в условиях уже существующей институциональной среды, стимулировал ее развитие Создание новой институциональной среды происходит одновременно с сокращением государственного сектора в процессе массовой приватизации
Экономическая миссия Государственный сектор признается эффективным институтом борьбы с изъянами рынка и кризисами Государственный сектор признается низкоэффективным, выступает источником экономических проблем
Примечание. Составлено авторами по: [Балацкий, 2013, с. 31].
ется с целью ликвидации «провалов» рынка. В российской экономике 90-х гг. прошлого века наблюдается противоположная тенденция, где низкоэффективный госсектор тормозит развитие рыночного хозяйства. В начале становления и формирования государственного сектора российской экономики наблюдается разрозненность, несовершенство функционирования и сокращение доли государственных предприятий. Современная тенденция последнего десятилетия, связанная с созданием государственных корпораций и усилением роли государственного сектора, открывает новые перспективы и возможности развития данной подсистемы национальной экономики. На основании проведенного сравнительного анализа можно сделать вывод, что развитие государственного сектора российской экономики в последний период протекает в разрезе с общемировыми тенденциями генезиса и эволюционного развития госсектора и имеет собственные ярко выраженные особенности и системные свойства.
Заключение
Исторический анализ тенденций формирования и развития государственного сектора российской экономики раскрыл эволюционный характер этого процесса. Можно выделить характерные этапы эволюции государственного сектора, которые различаются по таким важным его характеристикам, как
масштабы, структура и четкость границ. В связи с этим можно условно выделять унитарные, корпоративные и смешанные модели развития государственного сектора в российской экономике. Также в исторической эволюции можно выделить так называемые точки «экстремума», в которых доля государственного сектора в России была максимальна - это период плановой экономики, и минимальна - начало рыночных реформ 1992-1996 годов. В настоящее время модель государственного сектора может быть представлена как смешанная, и доля его занимает среднее положение между двумя указанными критическими точками.
В новейшей истории России можно выделить три основных периода эволюции государственного сектора. Первый этап - становление, который характеризуется сокращением числа государственных предприятий в результате приватизации и формированием унитарной модели государственного сектора. Второй этап - трансформации, который характеризуется ростом масштабов государственного сектора посредством создания государственных корпораций и формированием корпоративной модели государственного сектора. Третий этап - стабилизация, который характеризуется фиксацией доли государственного сектора, размыванием границ, формированием смешанной модели, в которой расширяются формы участия государства в экономике. В настоящее время, по оценке экспертов, доля го-
сударственного сектора в России продолжает расти и достигает более 50 %, в том числе за счет деятельности крупных корпоративных структур с государственным участием.
Что касается европейских стран, то каждая из них имеет свои особенности формирования государственного сектора экономики, свои критерии отнесения государственных предприятий к тому или иному типу. Для одних этим критерием является доля в капитале, а для других - право решающего голоса независимо от организационно-правовой формы предприятия. При этом, как правило, к числу государственных относятся предприятия приоритетных отраслей промышленности, а также социально значимых производств. Также масштабы государственного сектора в различных развитых странах существенно отличаются, что также объясняется конкретными историческими условиями его эволюции.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
Балацкий, Е. В. Элементы экономики государственного сектора / Е. В. Балацкий // Федеральное интернет-издание «Капитал страны». - М., 2013. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://kapital-rus.ru/articles/article/ 225033/ (дата обращения: 07.08.2020). - Загл. с экрана.
Балацкий, Е. В. Российская модель государственного сектора экономики / Е. В. Балац-кий, В. А. Конышев. - М. : Экономика, 2005. - 390 с. Бочаров, В. П. Государственный капитал: сущность, фикции, современные тенденции развития / В. П. Бочаров. - М. : ТЕИС, 2004. - 159 с. Брыкин, А. В. Управление экономикой на основе государственного сектора / А. В. Брыкин, В. А. Шумаев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - №> 6. - С. 91-92. Госсектор в экономике России // Коммерсантъ Власть. - 2013. - 15 июля (№ 27). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www. kommersant.ru/doc/2233355 (дата обращения: 07.08.2020). - Загл. с экрана. Государственное участие в российской экономике: госкомпании, закупки, приватизация // Бюллетень о развитии конкуренции. - 2016. -Март. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа : http: //ac. gov. ru/files/publication/a/ 8449.pdf (дата обращения: 14.07.2020). - Загл. с экрана.
Киселев, Ф. И. Государственный сектор в современной экономике: проблемы и перспективы развития / Ф. И. Киселев // Вектор экономики. - 2019. - № 4 (34). - С. 133.
Курченков, В. В. Роль сетевых компаний в развитии регионального потребительского рынка : монография / В. В. Курченков, О. В. Фетисова, Е. С. Матина. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2013.- 160 с.
Курченков, В. В. Инновационная активность предприятий в условиях глобальной конкуренции / В. В. Курченков // Инновации. - 2013. - N° 5 (175). - С. 60-64.
Мартыненко, Т. В. Этапы развития государственной собственности в России / Т. В. Мартыненко // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. - 2013. - № 1. - С. 63-67.
Россия в цифрах. 2020 : крат. стат. сб. / Росстат. M., 2019. - 550 с.
Супян, В. Б. Роль государства в экономике: американский опыт / В. Б. Супян // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - Т. 200, № 4. - С. 53-62.
Тунаева, З. А. Проблемы соотношения государственного и частного секторов в экономике / З. А. Тунаева // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). - 2012. - № 4 (12). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: www.sisp.nkras.ru (дата обращения: 07.08.2020). - Загл. с экрана.
Шумаев, В. А. Совершенствование управления государственным сектором экономики с учетом опыта зарубежных стран / В. А. Шумаев // Механизация строительства. - 2013. - № 10. - С. 49-51.
Brusca, I. Public sector accounting and auditing in Europe: The challenge of harmonization / I. Brusca, E. Caperchione, S. Cohen. - Springer, 2016. -258 p.
Ihori, T. The Public Sector in Japan / T. Ihori. - Edward Elgar Publishing, 2009. - 336 p.
Lucifora, C. The public sector pay gap in France, Great Britain and Italy / C. Lucifora, D. Meurs // Review of Income and wealth. - 2006. - Vol. 52, No. 1. -P. 43-59.
Mussari, R. Public sector financial management reform in Italy / R. Mussari // International Public Financial Management Reform. Progress, contradictions, and challenges. - 2005. - P. 139-168.
Randma-Liiv, T. Public sector organization in Central and Eastern Europe: from agencification to deagencification / T. Randma-Liiv // Transylvanian Review of Administrative Sciences. - 2011. -Vol. 7. -P. 163.
REFERENCES
Balatskiy E.V. Elementy ekonomiki gosudarstvennogo sektora [Elements of Public Sector Economics]. Federalnoe internet-izdanie «Kapital strany» [Federal Internet Publication Capital of the Country]. Moscow, 2013. URL: http://kapital-rus.ru/articles/article/225033/ (accessed 7 August 2020).
Balatskiy E.V., Konyshev V.A. Rossiyskaya model gosudarstvennogo sektora ekonomiki [Russian Model of the Public Sector of Economy]. Moscow, Ekonomika Publ., 2005. 390 p.
Bocharov V.P. Gosudarstvennyy kapital: sushchnost, fiktsii, sovremennye tendentsii razvitiya [State Capital: Essence, Fictions, Modern Development Trends]. Moscow, TEIS, 2004. 159 p.
Brykin A.V., Shumaev VA. Upravlenie ekonomikoy na osnove gosudarstvennogo sektora [Public S ect or M a n a g e m e n t of t h e E c on om y] . Menedzhment v Rossii i za rubezhom [Management in Russia and Abroad], 2007, no. 6, pp. 91-92.
Gossektor v ekonomike Rossii [Public Sector in Russian Economy]. Kommersant Vlast, 2013, July 15, no. 27. URL: http://www.kommersant.ru/ doc/2233355 (accessed 7 August 2020).
Gosudarstvennoe uchastie v rossiyskoy ekonomike: goskompanii, zakupki, privatizatsiya [State Participation in Russian Economy: State-Owned Companies, Procurement, Privatization]. Byulleten o razvitii konkurentsii, 2016, March, iss. 13. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/ a/8449.pdf (accessed 7 August 2020).
Kiselev F.I. Gosudarstvennyy sektor v sovremennoy ekonomike: problemy i perspektivy razvitiya [Public Sector in the Modern Economy: Challenges and Prospects]. Vektor ekonomiki [Economy Vector], 2019, no. 4 (34), p. 133.
Kurchenkov V.V., Fetisova O.V., Matina E.S. Rol setevykh kompaniy v razvitii regionalnogo potrebitelskogo rynka: monografiya [The Role of Network Companies in the Development of the Regional Consumer Market: Monograph]. Volgograd, Izd-vo VolGU, 2013. 160 p.
Kurchenkov V.V. Innovatsionnaya aktivnost predpriyatiy v usloviyakh globalnoy konkurentsii [Innovative Activity of Enterprises in the Context of Global Competition]. Innovatsii [Innovations], 2013, no. 5 (175), pp. 60-64.
Martynenko T.V. Etapy razvitiya gosudarstvennoy sobstvennosti v Rossii [Stages of Development
of State Property in Russia]. Korporativnoe upravlenie i innovatsionnoe razvitie ekonomiki Severa: Vestnik Nauchno-issledovatelskogo tsentra korporativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta [Corporate Governance and Innovative Development of the Economy of the North: Bulletin of the Research Center for Corporate Law, Governance and Venture Investments of Syktyvkar State University], 2013, no. 1, pp. 63-67.
Rossiya v tsifrakh. 2020: krat. stat. sb. [Russia in Numbers. 2020. Brief Statistical Compilation]. Moscow, 2019. 550 p.
Supyan V.B. Rol gosudarstva v ekonomike: amerikanskiy opyt [The Role of the State in the Economy: American Experience]. Problemy teorii i praktiki upravleniya [Problems of Theory and Practice of Management], 2002, vol. 200, no. 4, pp. 53-62.
Tunaeva Z.A. Problemy sootnosheniya gosudarstvennogo i chastnogo sektorov v ekonomike [Problems of the Ratio of the Public and Private Sectors in the Economy]. Sovremennye issledovaniya sotsialnykh problem (elektronnyy zhurnal) [Contemporary Studies of Social Problems (Electronic Journal)], 2012, no. 4 (12). URL: www.sisp.nkras.ru (accessed 7 August 2020).
Shumaev V.A. Sovershenstvovanie upravleniya gosudarstvennym sektorom ekonomiki s uchetom opyta zarubezhnykh stran [Improving the Management of the Public Sector of the Economy, Taking into Account the Experience of Foreign Countries]. Mekhanizatsiya stroitelstva, 2013, no. 10, pp. 49-51.
Brusca I., Caperchione E., Cohen S. Public Sector Accounting and Auditing in Europe: The Challenge of Harmonization. Springer, 2016. 258 p.
Ihori T. The Public Sector in Japan. Edward Elgar Publishing, 2009. 336 p.
Lucifora C., Meurs D. The Public Sector Pay Gap in France, Great Britain and Italy. Review of Income and Wealth, 2006, vol. 52, no. 1, pp. 43-59.
Mussari R. Public Sector Financial Management Reform in Italy. International Public Financial Management Reform. Progress, Contradictions, and Challenges, 2005, pp. 139-168.
Randma-Liiv T. Public Sector Organization in Central and Eastern Europe: From Agencification to Deagencification. Transylvanian Review of Administrative Sciences, 2011, vol. 7, p. 163.
Information About the Authors
Vladimir V. Kurchenkov, Doctor of Sciences (Economics), Professor, Head of the Department of State and Municipal Administration, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2389-963X
Olga S. Makarenko, Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor, Department of State and Municipal Administration, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6494-6060
Информация об авторах
Владимир Викторович Курченков, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2389-963X
Ольга Сергеевна Макаренко, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6494-6060