Вознесенский И.С.
Старший преподаватель, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).
Эволюция рабочей одежды — отражение эффективности менеджмента
Проблемы — это возможности в рабочей одежде.
Генри Джон Кайзер1
Член-корреспондент РАН, главный редактор журнала «Социологические исследования», заведующий кафедрой теории и истории социологии Российского государственного гуманитарного университета Ж.Т. Тощенко в статье «Эффективные менеджеры в современном обществе», раскрывая особенности «понятия «эффективный менеджер» как уникального феномена общественного сознания и социальной практики, показывает, что данное, отражающее еще идеи «революции менеджеров» 1920-х гг. в постсоветской России первоначально утверждалось в форме самоназвания тех, кто непременно хотел «выделить себя как самых лучших, самых передовых из сонма политических и экономических акторов и не имеющего начала и конца понятия "менеджер"»2.
Понятно, что подобное положение могло возникнуть в условиях резкой и непродуманной социально-экономической трансформации, которая немыслима одновременно без потерь и без иллюзий, что они временные и преодолеваемые, а одним из наиболее действенных инструментов преодоления выступает эффективный менеджер. Однако следует прислушаться к мнению автора теории жизненных циклов организации и подхода к типологии руководителей И. Ади-зеса, уверяющего, что идеального руководителя о не существует, потому что невозможно сочетать, по его убеждению, несочетаемые качества3. Адизес выделяет четыре качества, требуемые для достижения краткосрочной и долгосрочной результативности и эффективности, насчитывает: P (producer) — производитель результатов; A
1 Генри Джон Кайзер (1882 - 1967) — американский промышленник и предприниматель, основатель нескольких крупных промышленных и коммерческих компаний.
2 Тощенко Ж.Т. Эффективные менеджеры в современном обществе // Гуманитарий Юга России. 2014. № 4. С. 10.
3 Адизес И. Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
(administrator) — администратор; E (entrepreneur) — предприниматель; I (Integrator) — интегратор.
Модель типов руководителей, сформированная по начальным буквам английских слов, образует аббревиатуру PAEI. Нельзя не видеть того, что составляющие ее качества противоречат друг другу. В частности, администратор может быть приверженцем строго порядка, а производителю результатов такой порядок может мешать добиться цели. Адизес указывает, что преодолеваются такие противоречия благодаря коллективному менеджменту, когда во главе организации стоят несколько том-менеджеров , у каждого из которых четче остальных акцентирована одна из ролей. Такую ситуацию можно назвать идеальной, а потому сложно достижимой.
при этом в реальной производственной жизни мы видим огромное количество компаний, добившихся успеха благодаря эффективному руководству. Их сферы деятельности, масштабы и пути достижений различались. Однако всегда находилось что-то общее, что сближало даже очень далекие друг от друга предприятия. Этим общим было отношение к делу. Оно также имеет исключительно много проявлений: философских, психологических, политических, идеологических, экономических, конфессиональных и пр. Но помимо таких глубинных смыслов имеются простые повседневные проявления подхода к управлению производством, фиксирующиеся визуально. К важнейшим среди подобных проявлений следует отнести рабочую одежду.
Несмотря на то, что рабочая одежда в отличие от парадного костюма или деловой одежды не отличается ни яркостью, ни индивидуальностью, ни отражением моды, именно спецодежду можно считать выражением духа своего времени и отношения людей к нему4. пронзительно эмоциональным подтверждением этого тезиса может выступать памятник женщинам Второй мировой войны (англ. Women of World War II Memorial). Этот британский национальный военный мемориал работы скульптора Джона Миллса, расположенный в Лондоне, был открыт королевой Елизаветой II в июле 2005 г. памятник выполнен в виде вертикальной черной каменной плиты с надписью, сделанной шрифтом, использовавшимся на продуктовых карточках военных лет — «Женщины Второй мировой войны». Однако сами женщины на памятнике не изображены. Есть лишь семнадцать ком-
4 Орленко Л.В. История одежды, текстиля и моды: научно-познавательное издание. М.: Триумф, 2014; Орленко Л.В., Гаврилова Н.И. Конфекционирование материалов для одежды: учеб. пособие: рек. УМО. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010; Орлова Л.В. Азбука моды. М.: просвещение, 1988; Терновая Л.О. Вестиментарный код международного общения: монография. М.: ИНФРА-М, 2021.
плектов одежды: рабочих спецовок, халата медсестры, маски сварщицы, сумок с противогазами, военной формы, — повешенных на крючки, после того, как мужчины вернулись с фронта и вновь заняли свои рабочие места, а женщины вернулись к домашним обязанностям.
История спецодежды с полным правом может быть отнесена не просто к экономической истории, а к той ее части, которая демонстрирует развитие взаимосвязи собственно производственной специфики и человека, вовлеченного в трудовой процесс, не только, чтобы сделать его эффективным, но и безопасным. Эти задачи уже в начале железного века выполнял фартук из грубых дубленых кож животных, который защищал тело работника, выплавлявшего металл. Позже, во времена Древнего Египта, этот элемент гардероба служил уже и для демонстрации социального положения его обладателя. Но при этом фартук по-прежнему осуществлял функцию защиты работника во время совершения некоторых производственных операций. Сохранил он ее и сейчас, проявляя в фартуках кузнеца, парикмахера, повара, официанта. Фартук каменщика стал истоком одного из самых главных масонских, ритуального предмета и атрибута масонских регалий — запона5.
С появлением мануфактурного производства перед владельцами предприятий встала задача каким-то образом привести в приличный вид работников, которые часто происходили из самых низов. Их одежда, больше напоминавшая лохмотья, не защищала ни от непогоды, ни от возможной опасности на производстве, от которой они к тому же не были застрахованы в силу отсутствия квалификации. Не случайно К. Марксом для обозначения части населения, состоящей из нищий, бродяг, перебивающихся случайными заработками, был введен термин «люмпен-пролетариат» (нем. Lumpen — лохмотья). Кстати, по версии итальянского мыслителя Б. Кроче, презрительное обозначение низшего класса в Неаполе «лаццарони» (итал. Lazzaroni) происходит от старо-испанского слова «laceria», идущего от латинского lacerus, означающего «рваный, растрепанный.
Внедрение в трудовой процесс такого элемента как рабочая одежда было продиктовано логикой Промышленной революции. Благодаря этому не только создавались элементарные условия для более безопасного труда, но и формировалось чувство сопричастности общему делу. Хотя эта потребность носила повсеместный характер, в разных странах ее реализация отличалась своими особенностями. В России Петр I в начале XVIII в. позаимствовал у голландцев как стиль
5 Карпачев С.П. Путеводитель по масонским тайнам. М.: Центр гуманитарного образования (ЦГО), 2003.
организации труда, так и ввел бытовавшее в голландском языке слово «роба», означающее просторную одежду, и ее саму, пригодную для моряков и для рабочих6. В 1741 г. был принят Регламент суконным и каразейным фабрикам, обязавший собственников предприятий переодеть всех рабочих фабрик и мануфактур в спецодежду, правда, с последующим вычетом стоимости этой одежды из зарплаты рабочего. Автором Регламента являлся сподвижник Петра I, строитель Ладожского канала, правитель Петербурга, генерал-губернатор Карелии, Ингерманландии и Финляндии Х.А. Миних7.
Сначала в комплект повсеместной рабочей одежды входили рубаха и штаны. С одной стороны, это был огромный шаг вперед по сравнению с имевшимся ранее на трудящемся во время производственных операций фартуком, который служил далеко не полноценной защитой и который надо было снимать после работы. С другой стороны, комплект, состоящий и рубахи и штанов, не всегда был удобен, поскольку рубашка могла при поднятии рук задираться, а штаны, наоборот, сползать. Известно, что с 1815 г. в Соединенных Штатах Америки и в европейских странах получают распространение брюки-комбинезоны, защищающие грудь и не позволяющие рубашке выбиваться из штанов. О внедрении такой спецодежды можно судить по картине Дж. Клонни «В дровяном сарае» (англ. In The Woodshed), написанной в 1838 г. В середине XIX столетия идет активное заимствование рабочей одежды из военной формы. Например, дафлкот (англ. duffle coat), служивший теплой курткой английским морякам, которые, как считается, был взят из экипировки рыбаков, промышляющих в северных морях, переходи в разряд спецодежды.
В 1853 г. эмигрант из Баварии Л. Страусс привез товар в Сан-Франциско, где все сумел быстро распродать, кроме конопляной парусины. Ее он использовал для пошива брюк, сразу приобретших популярность. В том же году Страусс основал фирму Levi Strauss & Co по пошиву штанов из более мягкой французской ткани, названной «деним» по имени города Ним в Южной Франции, где эта ткань первоначально изготовлялась. Так родились джинсы, которые в патентном свидетельстве были названы «рабочим комбинезоном до талии». Уподобляясь комбинезону, первые джинсы снабжались лямками-хлястиками на пуговицах. Для пошива первой партии исполь-
6 Андреева Р.П. Энциклопедия моды. СПб.: Литера, 1997; Орленко Л.В. Терминологический словарь одежды: Ок. 2000 слов. М.: Легпромбытиздат, 1996.
7 Цитульский В.Ф. Правовое регулирование наемного труда в Российской империи в XVIII в. // Право и государство: теория и практика. 2011. № 2(74). С. 117-120.
зовался брезент, что обеспечивало одежде долгую носку, служило защитой от холода и жары, грязи, а также от грязи. Затем на изделие решили наклепывать карманы с помощью заклепок от лошадиной сбруи. Постепенно джинсы приближались к современному виду.
Как рабочая одежда комбинезон оказался настолько удобным, что в 1870-х гг. появляются производства для его массового пошива. Это привело к совершенствованию покроя, поскольку очень быстро под разные специальности приспособлены были лямки на плечах комбинезонов и полукомбинезонов. Однако это изделие состояло из отдельных частей — брюк и фартука, которые были сшиты между собой или соединены пуговицами. Запрос на такую одежду постоянно увеличивался. В 1911 г. американской компанией Lee был выпущен джинсовый полукомбинезон на лямках, с откидным защитным клапаном на груди и множеством удобных карманов. Эта модель The Bib Overall предназначалась для фабричных и путевых рабочих, а также фермеров. В 1913 г. воплотилась идея Г. Ли сконструировать первый в мире закрытый комбинезон Lee Union-All.
Не менее важным, чем защита тела, представлялось обеспечение защиты головы работников, связанных с монтажом, строительством, горно-проходческим делом. Несмотря на то, что шлемы были человечеству известны еще с античных времен, когда использовались в боях, например, римскими легионерами, в номенклатуру спецодежды чего-то подобного не вводилось. В некоторых источниках есть сведения о том, что рабочие доков для обеспечения безопасности головы смазывали ее дегтем, который затем для придания ему прочности высушивали на солнце. И только в 1898 г американский предприниматель Э.Д. Буллард, создатель компании по производству горного оборудования, начал выпускать кожаные шлемы. Когда же после первой мировой войны его сын, участвовавший в ней, вернулся домой со стальной каской, то у Булларда возникла идея соединить стальной корпус военного шлема с кожаной и текстильной основой, создав «сваренную вкрутую шляпу» из пропаренного холста, клея и черной краски. Так возник прототип рабочей защитной каски.
В течение первых десятилетий XX столетия активно создавались и предприятия по пошиву спецодежды, и профильные магазины. В Нормандии (Франция) в 1913 г. был основан бренд Le Mont St Michel, который назван в честь скалистого острова посреди залива Ла-Манш. В начале своей деятельности эта марка получила широкую известность благодаря выпуску рабочей одежды, ярким образцом которой являлись шерстяные пуловеры для рыбаков. В 1927 г. Э. Бееренс получил от матери в качестве свадебного подарка парижскую мастер-
скую по изготовлению профессиональных фартуков и комбинезонов. Накануне Второй мировой войны компания Vétra была реквизирована государством для пошива униформы для французской армии. Однако после войны она вернулась в семью Бееренс и продолжила начатое основателем дело.
Последний пример показывает, насколько близки технологии пошива рабочей одежды и военной униформы. Это неудивительно, потому что они призваны выполнять одну и ту же функцию. Потому на протяжении всей истории отмечено их взаимовлияние. Не меньше часто встречаются случаи перехода образцов спецодежды в разряд повседневной. Так произошло и с джинсами, и с бытовавшими на флоте брюками клеш (фр. cloche — колокол, труба). Несмотря на то, что потоки взаимовлияния повседневной рабочей и спецодежды постоянно интенсифицировались, социальные перегородки, устанавливаемые и укрепляемые с помощью рабочей одежды не исчезали, а, наоборот, укреплялись. Проявления таких перегородок диверсифицировались, в частности, благодаря такому индикатору, как «цветные воротнички»8.
Точно также, как более зыбкими становились границы между рабочей и повседневной одеждой, и в той, в другой все больше появлялось интернациональных элементов, которые впитывали детали национального костюма. Например, на развитие спецодежды оказала влияние культура стран Востока. В частности, были позаимствованы японские нораги (англ. Japanese Noragi), первоначально относящиеся к одежде, которую носили сельские рабочие страны Восходящего солнца. Это были шитые из растительных волокон, таких как конопля или лен, куртки, жилеты и брюки. Куртки-нораги близки по форме к кимоно.
По мере обретения рабочей одеждой необходимых технологических характеристик она начинала играть еще и идеологическую роль, славя людей труда. Например, картина советского художника А. Самохвалова «Работница-строитель» иллюстрирует представления 1930-х гг. о новых советских женщинах, отличающихся сильным характером, социально активных, раскрепощенных и самодостаточных. В период Второй мировой войны, в 1943 г., появляется знаменитая картина американского художника и иллюстратора Н. Роквелла
8 Вражнова М.Н., Терновая Л.О. Основы социологии кадровой безопасности: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2019; Вражнова М.Н., Терновая Л.О. Социология кадровой безопасности. Учебное пособие. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2017; Терновая Л.О. Цвет и труд: хроматический подход к оценке кадровой безопасности // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 1 (151). С. 29-37.
«Клепальщица Роузи» (англ. Rosie The Riveter). Ее использовали для пропаганды военного займа и призыва женщин идти на производство и в качестве обложки журнала The Saturday Evening Post, и в виде известного военного плаката. В 1960-е гг. изображение художниками людей в рабочей одежде могло свидетельствовать о том, что без них, а не только без конструкторов и инженеров невозможно покорение космоса. Полотно А. Дейнеки «Покорители космоса» первоначально представляло собой эскиз к мозаичному панно, которое предназначалось для московского Дворца съездов, где помимо него, по планам, благодаря нескольким большим мозаикам, объединенным в цикл «Люди Страны Советов», можно было увидеть историю СССР от Гражданской войны до покорения космоса. Однако в окончательном проекте оформления Дворца от этих планов отказались, а эскиз Дейнеки оказался в ворошиловоградском (ныне луганском) художественном музее имени Артёма.
Изменение качества рабочей одежды есть свидетельство перемен качества самих работников.
Во-первых, появилось большое количество новых профессий, которые требуют определенных компетенций и профессионализма, где рабочая одежда одновременно позволяет и повысить безопасность труда, и продемонстрировать уровень ответственности работника.
Во-вторых, спецодежда стала неотъемлемой частью корпоративной культуры, выступая как элемент имиджа организации, а также воздействуя на сплоченность коллектива и на повышение эффективности труда.
В-третьих, эта одежда служит своего рода «якорем» при настройке на работу. Не случайно во время пандемии коронавирусной инфекции и перехода на удаленную работу многими руководителями обращалось внимание на то, чтобы даже в такой дистанционной деятельности у сотрудников посредством некоторых фрагментов униформы сохранялась связь с организацией.
В-четвертых, рабочая одежда стала знаком экологичности подхода компании к организации производства. Например, компания ИКЕА, известная экологическими инициативами, заказала для сотрудников партию футболок, изготовленных исключительно из продуктов переработки. В Москве работники ИКЕА-Химки получили форму — футболки и свитшоты, — состоящие на 60% из переработанного хлопка и на 40% из переработанного полиэстера. Заказ был выполнен компанией Delonatelo в рамках проекта FreeLabel. Компания занимается принтами и брендингом одежды из переработки. Кроме экологичных тканей при производстве рабочей одежды использо-
вались экологичные водные краски. А для того чтобы подчеркнуть экологическую тематику, были разработаны специальные принты и слоган «Кое-что из ничего».
В-пятых, конструирование спецодежды открывает процесс творческого поиска для дизайнеров, которых в этом виде гардероба привлекает не только четко выраженная практическая обусловленность, но и возможность экспериментировать с новыми материалами, отличающимися легкостью, износоустойчивостью, прочностью и т.д. Каждые два года в Дюссельдорфе проходит специализированная выставка А+А (A+A Trade Fair), на которой представлены новейшие средства безопасности и защиты труда, включая спецодежду. На выставке были обозначены последние тренды, говорящие об интересах потребителей к сигнальной стороне такой одежды и ее приближении к спортивным образцам.
Российский рынок спецодежды занимает четвертое место в мире, уступая рынкам США, Китая и Германии. По данным BusinesStat, с 2016 по 2020 г. продажи спецодежды в физическом выражении в России выросли на 80%: с 0,65 до 1,16 млрд изделий. Наибольший скачок в почти на 44% пришелся на 2020 г.9, когда мир еще был погружен в ковидное состояние. Более того, сам этот сложный период борьбы с пандемией заставил и предпринимателей, и дизайнеров обратить внимание на то, какие новации в производстве одежды позволяют повысить уровень защиты работников, сделать их труд более безопасным и одновременно нарастив возможность обеспечения экологической безопасности, не понизить значение спецодежды как фактора производительности труда и его креативности.
Завершить статью представляется целесообразным обращением к ее эпиграфу, представляющему афоризм американского предпринимателя Г. Дж. Кайзера, чья компания в период Великой депрессии явилась одним из основных подрядчиков строительства уникального гидротехнического сооружения дамбы Гувера (англ. Hoover Dam, также известной как Boulder Dam). Говоря о том, что «проблемы — это возможности в рабочей одежде», Кайзер подразумевал, что эффективно распределенные силы помогают решать любые проблемы.
Библиографический список:
1. Адизес И. Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 262 с.
9 Эксперт: Производство спецодежды в ЦФО существенно расширится // Российская газета. 2021. 21 сентября.
2. Андреева Р. П. Энциклопедия моды. СПб.: Литера, 1997. 416 с.
3. Вражнова М.Н., Терновая Л.О. Основы социологии кадровой безопасности: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2019. 261 с.
4. Вражнова М.Н., Терновая Л.О. Социология кадровой безопасности. Учебное пособие. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2017. 276 с.
5. Карпачев С.П. Путеводитель по масонским тайнам. М.: Центр гуманитарного образования (ЦГО), 2003. 192 с.
6. Орленко Л.В. История одежды, текстиля и моды: научно-познавательное издание. М.: Триумф, 2014. 431 с.
7. Орленко Л.В. Терминологический словарь одежды: Ок. 2000 слов. М.: Легпромбы-тиздат, 1996. 344 с.
8. Орленко Л.В., Гаврилова Н.И. Конфекционирование материалов для одежды: учеб. пособие: рек. УМО. М.: ФОРУМ : ИНФРА-М, 2010. 288 с.: табл.
9. Орлова Л.В. Азбука моды. М.: Просвещение, 1988. 176 с.
10. Терновая Л.О. Вестиментарный код международного общения: монография. М.: ИНФРА-М, 2021. 249 с.
11. Терновая Л.О. Цвет и труд: хроматический подход к оценке кадровой безопасности // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 1 (151). С. 2937.
12. Тощенко Ж.Т. Эффективные менеджеры в современном обществе // Гуманитарий Юга России. 2014. № 4. С. 10-28.
13. Цитульский В.Ф. Правовое регулирование наемного труда в Российской империи в XVIII в. // Право и государство: теория и практика. 2011. № 2(74). С. 117-120.
14. Эксперт: Производство спецодежды в ЦФО существенно расширится // Российская газета. 2021. 21 сентября.
References
1. Adizes I. The ideal leader: Why they can not become and what follows from this / Per. from English. Moscow: Alpina Business Books, 2007. 262 p.
2. Andreeva R.P. Encyclopedia of fashion. St. Petersburg: Litera, 1997. 416 p.
3. Vrazhnova M.N., Ternovaya L.O. Fundamentals of the Sociology of Personnel Security: Textbook. M.: INFRA-M, 2019. 261 p.
4. Vrazhnova M.N., Ternovaya L.O. Sociology of personnel security. Tutorial. M.: International Publishing Center "Ethnosocium", 2017. 276 p.
5. Karpachev S.P. Guide to Masonic Mysteries. M.: Center for Humanitarian Education (CGO), 2003. 192 p.
6. Orlenko L.V. History of clothing, textiles and fashion: a scientific and educational publication. M.: Triumf, 2014. 431 p.
7. Orlenko L.V. Terminological dictionary of clothes: Ok. 2000 words. M.: Legprombytizdat, 1996. 344 p.
8. Orlenko L.V., Gavrilova N.I. Confectioning materials for clothing: textbook. allowance: rec. UMO. M.: FORUM: INFRA-M, 2010. 288 p.
9. Orlova L.V. ABC of fashion. Moscow: Education, 1988. 176 p.
10. Ternovaya L.O. Vestimentary code of international communication: monograph. M.: INFRA-M, 2021. 249 p.
11. Ternovaya L.O. Color and labor: a chromatic approach to assessing personnel security // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 1 (151). P. 2937.
12. Toshchenko Zh.T. Effective managers in modern society // Humanitarian of the South of Russia. 2014. № 4. P. 10-28.
13. Tsitulsky V.F. Legal regulation of hired labor in the Russian Empire in the XVIII century. // Law and state: theory and practice. 2011. № 2(74). P. 117-120.
14. Expert: Workwear production in the Central Federal District will expand significantly // Rossiyskaya Gazeta. 2021. September 21.