УДК 342.7: 321
ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© 2016
Воронин Сергей Анатольевич, генеральный директор
Автономная некоммерческая организация Консалтинговый центр «Независимая экспертиза»,
Москва (Россия)
Никитин Евгений Николаевич, студент юридического факультета, кафедры «Финансового и налогового права» Финансовый Университет при правительстве Российской Федерации, Москва (Россия)
Аннотация. Политические права граждан имеют особую ценность среди прочих прав и свобод гарантированных государством. В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Политические права и свободы самым непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве; характеризуют положение личности в политических отношениях; являются способом привлечения каждого гражданина к народовластию (участие в осуществлении как государственной власти, так и местного самоуправления). В данной статье автор рассматривает изменение политических прав и свобод в нашей стране в зависимости от политического режима на протяжении более чем 100 лет. Данная статья представляет анализ эволюции политических прав и свобод российских граждан (подданных), сравнивает изменения политических прав иностранных граждан, закрепленных в Основных законах страны с 1906 по 1993 гг. Автор приходит к выводу, что при смене политического режима не происходило формального изменения политических прав, несмотря на существенные фактические изменения.
Ключевые слова: Политические права, свобода слова, свобода собраний, свобода союзов, избирательные права, избирательный ценз, равноправие граждан, политический режим.
EVOLUTION OF THE POLITICAL RIGHTS OF CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION
© 2016
Voronin Sergey Anatolyevich General Director
Autonomous non-commercial organization Consulting center "Independent examination",Moscow (Russia) Nikitin Evgeniy Nikolaevich, student a law faculty « Financial and tax law» Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow (Russia)
Abstract. The political rights of citizens are of particular value, among other rights and freedoms guaranteed by the state. In contrast to the basic personal rights, which by their nature are inalienable and belong to everyone from birth as a human, political rights and freedoms associated with the possession of the nationality of the state. Political rights and freedoms is directly linked to the organization and exercise of political power in the state; characterize the status of the individual in political relations; They are a way of bringing every citizen to democracy (participation in the implementation of both the state authorities and local self-government). In this article the author considers the changes in political rights and freedoms in our country depending on the political regime for more than 100 years. This article presents an analysis of the evolution of political rights and freedoms of Russian citizens (subjects), compares the change in the political rights of foreign nationals, enshrined in the basic laws of the country from 1906 to 1993. The author concludes that the change of political regime change did not occur formal political rights, in spite of the significant actual change.
Keywords: Political rights, freedom of discussion, meetings, freedom of association, electoral rights, electoral qualification, equality of citizens, political regime.
Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав тем, что, как правило, они тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Они являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют участие в общественной и политической жизни страны. К политическим правам, как правило, причисляются:
- свобода слова;
- право на равный доступ к государственной службе;
- избирательные права;
- свобода собраний (право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование);
- свобода союзов (право на объединения).
Также немаловажную роль в определение правового положения гражданина играют принципы правового статуса, центральное место которых занимает принцип равноправия.
В царской России по главному закону страны -«Основные государственные законы Российской импе-рии»[1], не говорилось о равноправии граждан. В царской России малые народы и племена были бесправны и находились в состоянии крайнего национального, экономического и политического угнетения. По отношению к присоединившимся народам велась жестокая политика обрусения, насильно заставляли учить русский язык и переходить в православную веру. Царский аппарат управления сеял рознь между народами, входящими
в состав России, и таким путем стремился удерживать власть в своих руках.
С приходом к власти большевики сразу же уравняли всех граждан страны в правах, закрепив положение об этом в ст. 22 Конституции 1918 года: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия».[2] Аналогичная редакция статьи сохранилась и в Конституции РСФСР 1925 года.[3] В последующих Конституциях (1937[4], 1978[5], 1993[б] гг.) было уделено внимание равноправию мужчины и женщины. В Конституциях 1918 и 1925 года разграничений не было, так как подразумевалось, что и мужчина, и женщина вместе составляют рабочий народ, пролетариат, и, соответственно, имеют равные права.
Рассмотрим одно из основных политических прав
- свободу слова. Под свободой слова обычно понимается возможность публично выражать свое мнение (мысли). Но некоторые современные ученые, например М.Я. Муратов, дают немного другую трактовку термина, по его мнению, это «возможность человека самостоятельно выбирать вид и меру своего речевого поведения
- иметь и высказывать собственные мысли, мнения и убеждения (распространять их письменно или устно, в
полном объеме или частично, по любым вопросам и на любую тему, если это не создает угрозу правоохраняе-мым ценностям)»[7].
Во всех главных законах страны провозглашалась свобода слова. Но в Конституциях 1918, 1925, 1937, 1978 годов свободно выражать свои мысли могли только трудящиеся.
Аналогичная ситуация складывалась и с правом на свободу собраний, и с правом на свободу союзов.
Политические права - это, прежде всего, права граждан соответствующего государства, в связи с чем полагаю необходимым отдельно рассмотреть правовой режим иностранных граждан в России.
Во второй половине XIX - начале XX вв. в российских законах четко прописывались условия натурализации, приравнивались статусы приобретенного и прирожденного подданного. Царское правительство четко разграничивало статус подданного и иностранца, стремясь ликвидировать слой «неполноценных граждан или привилегированных иностранцев». В законе от 10 февраля 1864 году «О правилах относительно принятия и оставления иностранцами русского подданства»[8] представлены случаи, когда иностранец становился гражданином Российской империи:
• По рождению. Всякий рожденный ребенок от русского подданного являлся подданным Российской империи, не имело значения родился ли он в России или за границей.
• Вступлением в брак. Иностранцы, вступившие в брак с русскими подданными, а также жены иностранцев, принявших русское подданство, становились подданными Российской империи.
• Натурализацией. Все иностранцы имели право прошения о принятии их в русское подданство, исключались лица еврейской национальности. Впервые было установлено требование к иностранцам предварительного проживания в России в течение пяти лет. Но если иностранцы имели определенные важные заслуги (в науке, в военном деле, либо они инвестировали свой капитал в российские предприятия), перед Российской империей, то для них срок проживания сокращался с разрешения министра внутренних дел.
В Советский период проживающие в СССР иностранцы, относящиеся к рабочему классу и занимающиеся трудовой деятельностью, автоматически получали российское гражданство. По Конституции 1937 года СССР предоставлял политическое убежище иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, или научную деятельность, или национально-освободительную борьбу.
В настоящей Конституции РФ 1993 года в статье 62 говорится, что «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». [6]
Избирательные права - это право избирать и быть избранным. Без избирательных прав сложно вообще говорить о наличии каких-либо политических прав в государстве.
Однако, как известно, активное и пассивное избирательное право в том или ином виде было прописано во всех рассматриваемых нами актах, поэтому мы считаем необходимым сравнить ограничения этих прав - т.е. избирательные цензы.
В манифесте от 17 октября 1905 года говорилось о выборах в Государственную Думу и вводился определенный ценз: женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств - не имели права участвовать в выборах.
В конституции РСФСР 1918 (в статье 64) года было закреплено, что «правом избирать и быть избранными в Советы пользуются, независимо от вероисповедания, на-
циональности, оседлости и т. п., следующие обоего пола граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, коим ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет»[2]:
• рабочие и служащие всех видов и категорий, крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли;
• солдаты Советской армии и флота.
Аналогичный избирательный ценз установила и
Конституция 1925 года, правда, с одним небольшим различием: слово «солдаты» заменено на «красноармейцы и краснофлотцы», тем самым была подчеркнута политическая принадлежность к большевистской партии.
Статья 139 Конституции 1937 года гласит: «Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане РСФСР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав»[4]. Впервые по статье 141 женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. В соответствии с частью 3 той же статьи не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Мы рассмотрели право на свободу слова, собраний, союзов, право на получение российского гражданства (подданства), теперь рассмотрим, закреплялось ли в основных законах Российского государства лишение политических прав.
В законах царской России не предусматривалось лишения политических и гражданских прав у подданных.
Но в Конституциях 1918 и 1925 года уже появился термин «лишенец». Под лишенцем понимался человек, лишенный гражданских и политических прав. Таковыми являлись (статья 25):
• лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
• частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
• монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
• служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома.
Названные категории граждан не могли получать высшее образование, им не позволялось занимать ответственные должности, они не имели право вступать в профсоюзы, им не выдавались продуктовые карточки.
Конституция РСФСР 1937 года предоставила избирательные права всему населению, но закрепляется такое понятие, как «враг народа». Врагами народа в соответствии со статьей 135 считались «лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собствен-ность»[4].
В Конституциях 1978 и 1993 годов не было норм о лишении избирательных и политических прав граждан России, если они не признавались судом недееспособными.
Таким образом, мы рассмотрели и сравнили основные законы нашей страны более чем за 100 лет. Можно сделать вывод о том, что эволюция развития политических прав в России прошла нестандартный путь своего развития. С принятием Манифеста от 17 октября 1905 года[9] российские подданные получили некоторые пра-
ва и свободы: свободу слова, собраний, союзов, участия в выборах.
Также в Основных законах Российской Империи не было такого понятия, как лишение политических или избирательных прав, равноправие не провозглашалось, и по факту его также не было. С приходом к власти большевиков основные политические права и свободы сохранились, также было провозглашено равноправие всех граждан, но имелось одно значительное различие: все права свободы гарантировались только крестьянам и рабочему классу. Буржуазия, религиозные деятели, другие сословия и классы не были уравнены в правах.
В современной Конституции России 1993 года политические права и свободы даны в полной мере гражданам Российской Федерации. Следует отметить, что права иностранцев на протяжении всех конституций оставались неизменными.
Менялся только срок обязательного проживания на территории Российской Федерации, по истечении которого иностранцы могли стать российскими гражданами (поданными).
Если проанализировать, какие права и свободы давало и гарантировало государство в определенный промежуток времени, то можно сделать вывод о том, какой политический режим господствовал в данной стране.
Допустим, не было равенства всех граждан только при царском режиме, потому что некоторые народы, в частности еврейский, вызывали крайне отрицательное впечатление у царской власти, поэтому они не имели политических и других прав. И при помощи политики неравноправия поданных царское правительство старалось удержать свою власть.
О том, что в нашей стране был период гегемонии рабочего класса и тоталитарного политического режима, можно судить по тому, что все политические права и свободы предоставлялись только рабочему классу и крестьянам, также те граждане, которые высказывались против советской власти, автоматически лишались всех прав и признавались врагами народа.
Наконец, по тем политическим правам, которые дает современная российская Конституция, можно говорить, что в нашей стране установлен демократический политический режим, об этом свидетельствуют многие правовые нормы Основного закона, предусматривающие политические права, в частности, закрепленные в статьях 31, 32, 33 Конституции Российской Федерации.
Несмотря на то, что за почти 100 лет сменилось три политических режима, по Основным законам страны политические права граждан не сильно отличались друг от друга, но мы должны понимать, не отличались лишь формально, на самом деле разница была огромной.
Для удобства сравнения рассмотренные нами политические права, прописываемые в основополагающих законах страны, ниже представлены в форме таблицы.
Таблица 1 - Сравнительный анализ изменения политических прав российских граждан, закрепленных в Основных законах страны с 1906 по 1993 гг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Основные государственные законы Российской империи (принятые императором Николаем II) // «Правительственный Вестник». 1906 г.
2. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V ВС Советом 10.07.1918) // «Известия ВЦИК». 1918.
3. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята XII ВС Советом 11.05.1925) // «Известия ВЦИК». 1925.
4. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята XVII ЧВС Советом 21.01.1937) // «Известия ВЦИК». 1937.
5. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России (принята ВС РСФСР 12.04.1978) // «Ведомости ВС РСФСР». 1978, № 1. Ст. 407.
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Российская газета». № 7. 21.01.2009.
7. Муратов М. Я. Право на свободу слова: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - Нижнекамск, 2001.
8. Закон Российской империи от 10 февраля 1864 года «О правилах относительно принятия и оставления иностранцами русского подданства» // Свод законов Российской империи. Т. IX. СПб., 1899. Ст. 982.
9. Высочайший Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» (Октябрьский манифест) Российской Империи (принят российским Императором Николаем II 17.09.1905) // «Парламентский Вестник». 1905.