Научная статья на тему 'Эволюция подходов к реализации педагогического потенциала детских фортепианных циклов китайских композиторов: аспекты применения в российском музыкальном образовании'

Эволюция подходов к реализации педагогического потенциала детских фортепианных циклов китайских композиторов: аспекты применения в российском музыкальном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальное образование / фортепианная музыка китайских композиторов / фортепианные сюиты для детей и юношества / межкультурная коммуникация / musical education / piano music by Chinese composers / piano suites for children and youth / intercultural communication

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайдай Полина Владимировна

Детская музыкальная литература является основой для осуществления процессов музыкального воспитания и обучения во всех странах. В китайском фортепианном искусстве, как и в мировой фортепианной культуре, исторически сложилось приоритетное внимание к сочинениям, адресованным начинающим пианистам, что отражает как методическую сторону вопроса, так и образно-содержательный вектор музыки о детях и для детей. В равной степени это относится и к жанровому оформлению подобных фортепианных сочинений, которые чаще всего обретали облик сюиты – цикла из нескольких программных пьес, условно называемого «детским альбомом». Возникновение, эволюция и современный этап бытования детских фортепианных циклов в академической музыке Китая составляют предмет данной статьи. Ретроспективный ракурс дополняется в работе проблематикой популяризации фортепианных циклов китайских авторов в российской музыкально-педагогической практике с целью расширения границ общего и специального музыкального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гайдай Полина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF APPROACHES TO REALIZING THE PEDAGOGICAL POTENTIAL OF CHILDREN’S PIANO CYCLES BY CHINESE COMPOSERS: ASPECTS OF APPLICATION IN RUSSIAN MUSIC EDUCATION

Children’s musical literature is the basis for the implementation of musical education and training processes in all countries. In Chinese piano art, as well as in world piano culture, historically there has been a priority attention to compositions addressed to novice pianists, which reflects both the methodological side of the issue and the figurative and meaningful vector of music about and for children. This applies equally to the genre design of such piano compositions, which most often took on the appearance of a suite – a cycle of several program pieces, conventionally called a “children’s album”. The emergence, evolution and the modern stage of the existence of children’s piano cycles in the academic music of China are the subject of this article. The retrospective perspective is complemented in the work by the problems of popularization of piano cycles by Chinese authors in Russian musical and pedagogical practice in order to expand the boundaries of general and special musical education.

Текст научной работы на тему «Эволюция подходов к реализации педагогического потенциала детских фортепианных циклов китайских композиторов: аспекты применения в российском музыкальном образовании»

Эволюция подходов к реализации педагогического потенциала детских фортепианных циклов китайских композиторов: аспекты применения в российском музыкальном образовании

Гайдай Полина Владимировна,

кандидат педагогических наук, приглашенный профессор Сычуанского университета культуры и искусств Е-таН: [email protected]

Детская музыкальная литература является основой для осуществления процессов музыкального воспитания и обучения во всех странах. В китайском фортепианном искусстве, как и в мировой фортепианной культуре, исторически сложилось приоритетное внимание к сочинениям, адресованным начинающим пианистам, что отражает как методическую сторону вопроса, так и образно-содержательный вектор музыки о детях и для детей. В равной степени это относится и к жанровому оформлению подобных фортепианных сочинений, которые чаще всего обретали облик сюиты - цикла из нескольких программных пьес, условно называемого «детским альбомом». Возникновение, эволюция и современный этап бытования детских фортепианных циклов в академической музыке Китая составляют предмет данной статьи. Ретроспективный ракурс дополняется в работе проблематикой популяризации фортепианных циклов китайских авторов в российской музыкально-педагогической практике с целью расширения границ общего и специального музыкального образования.

Ключевые слова: музыкальное образование, фортепианная музыка китайских композиторов, фортепианные сюиты для детей и юношества, межкультурная коммуникация.

о с

и

см о см

СП

Мир фортепианной музыки - ее смыслов, образов и жанров - велик и многогранен. Особым микрокосмом фортепианного искусства выступает музыка о детях и для детей. Традиции ее создания восходят к французским композиторам-клавесинистам и к творчеству И.С. Баха - к той временной эпохе, когда в европейском обществе сформировался запрос на обучение подрастающего поколения игре на клавишных инструментах. С тех пор кладовая фортепианных сочинений, адресованных детям, пополнялась непрерывно. По мере укрепления статуса фортепианной музыки в пространстве мировой художественной культуры, увеличивалось и внимание композиторов к миру «фортепианного детства». Психология ребенка стала предметом музыкального творчества европейских авторов, что выразилось в создании фортепианных опусов, запечатлевших внешнюю (событийную) и внутреннюю (психоэмоциональную) стороны жизни маленького человека. Так возникли не просто дидактически функциональные произведения, а целые летописи многообразного мира детства - детские сюиты, альбомы и пр. Фортепианные циклы западных и российских композиторов охватили пространство детской жизни, заключив микро-вселенную быта, семьи, увлечений и переживаний ребенка в макро-контекст внешнего мира, немалую роль в котором играли образы национальной культуры.

По аналогии с западной моделью (в ее содержательном и жанровом аспектах) протекало становление художественно-педагогической сферы национальной музыки для фортепиано и в Китае. Тема детства не сразу получила внимание китайских авторов, однако сегодня этот раздел инструментального искусства наполнен оригинальными образно-сюжетными циклами, которые позволяют юным пианистам КНР осваивать игру на фортепиано на собственном репертуаре.

Музыкальные сочинения, обращенные к детям, рассматриваются в Китае как важное средство воспитания подрастающего поколения, представляя универсальный язык человеческого общения и передачи художественно-эстетического опыта. Детская фортепианная музыка может рассматриваться в межкультурном и национальном аспектах. С одной стороны, сочинения для детей, как один из неотъемлемых концептов музыкального искусства, деятельно служат процессу культурного диалога в современном глобализированном мире. Другой ракурс состоит в том, что детская

фортепианная музыка нередко создается композиторами на фольклорном материале, поскольку музыкальное развитие ребенка протекает более успешно в опоре на этноархетипически близкие ему интонации, гармонии и ритмы. Помимо своей безусловной художественной ценности, альбомные циклы для фортепиано выступают дидактической основой обучения начинающих пианистов, являясь одновременно и репертуарной составляющей, и важным конструктом фортепианно-методической системы (к примеру, такой бестселлер, как «Детский альбом» П. Чайковского одинаково востребован и на концертно-конкурсной эстраде, и в учебном процессе). Таким образом, воспитательный, культурно-коммуникативный и обучающий потенциалы детской фортепианной музыки очевидны.

Вместе с тем, фортепианная музыка китайских композиторов, включая ее детско-юношеский сегмент, малоизвестны российским музыкантам, педагогам и слушательской аудитории, тогда как музыка о детях и для детей представляет собой одно из динамично развивающихся направлений музыкальной культуры Китая. Нельзя не отметить, что в последние два десятилетия детско-юношеские циклы китайских композиторов для фортепиано выступили предметом исследований на русском языке - это работы Е.А. Александровой [1], Д.Р. Загидуллиной [2], Ли Линцзюнь и Т.П. Сам-соновой [3], Пань Хунюй [4], О.В. Усовой и Жэнь Вэйхуа [6], Фан Мэнчжунюань [7], Хуан Чжулин [9], Чжан Футун и А.Т. Гумеровой [11] и др. Немало ценных сведений о сюитной музыке для фортепиано, адресованной начинающим пианистам Китая, содержится в трудах Доу Иньци, Кан Юньюй, Пэй Хан, Сун Джуан, У На, Хоу Юэ, Цай Чжиюнь, Цзя Шии, Чжун Синьчжэ, Чэнь Шуюнь и др. При этом детское фортепианное творчество китайских композиторов стало достоянием международной музыковедческой мысли, но не педагогической практики. Непосредственное знакомство российского музыкального сообщества с фортепианным искусством Китая происходит рандомно, преимущественно в процессе «перекрестной» музыкально-образовательной коммуникации РФ и КНР. Тем не менее, неуклонная интенсификация межкультурных связей привела к возникновению в российских профессиональных кругах устойчивого интереса к изучению китайского фортепианного репертуара. Проблема его интеграции в практику фортепианного образования «неазиатских» стран имеет несколько оснований. Первое из них уже было обозначено выше: недостаточные представления об этой музыке как таковой - ее непосредственном звучании, истории развития, авторах, особенностях освоения и исполнения.

Хронология детской фортепианной музыки в Китае ведет свой отсчет от знаменитой «Дудочки пастушка» Хэ Лутина, созданной в 1934 г. Первым китайским детским циклом для фортепиано Цай Чжиюнь называет «Сюиту о Китае» Лю Сюаня, датируемую 1936 г. [10, с. 29]. Значительно обогатил

национальный педагогический репертуар классик китайского пианизма Дин Шаньдэ. В учебные программы фортепианных классов входят такие его произведения, как «Синьцзяньский танец № 1» (ор.6), циклы «Веселый праздник» (ор.9), «Восемь детских фортепианных пьес» (ор.28), «Четыре маленьких прелюдии и фуги» (ор.29). В сочинениях Дин Шаньдэ «сфокусировались основные моменты эволюции музыки для детей, ясно прослеживаются ее тогдашние стилевые тенденции», - отмечает Хоу Юэ [8, с. 10]. Наиболее популярна в Китае сюита Дин Шаньдэ «Веселый праздник» (1953). В пьесах цикла - «Загородная прогулка», «Ловля бабочек», «Скакалка», «Прятки», «Праздничный танец» автор представил первый для китайской музыки пример реконструкции одного дня из жизни ребенка.

По нескольку ярких и самобытных детских опусов присутствуют в наследии таких выдающимися композиторов Китая, как Ли Инхай, Ду Мисинь, Ван Лисань. Всплеск творческого и педагогического интереса к фортепианной музыке о детях и для детей пришелся в КНР на 1990-е и 2000-е гг. Детско-юношеские циклы, созданные в Китае на рубеже столетий, отличаются оригинальной трактовкой мира детства в музыке, новаторством музыкального языка.

Основой китайского фортепианно-педагогичес-кого репертуара выступает национальная культура во всем многообразии ее этнических и жанровых ответвлений. Две детских сюиты для фортепиано по мотивам фольклора малых народностей Китая создал известный композитор Сан Тун: это основанная на монгольских темах «Маленькая детская сюита» (1958) и цикл «Песни народности Мяо» (1959), включающий 22 миниатюры объемом в две-три строки. Этнический вектор представлен в сюитах «Шесть пьес на темы народных песен» (1956) Ли Инхая, «Детские песни из Юньнани» (1984) Ни Хунцзинь, «Образы юга» (1992) Чжу Цзяньэра, «Пять детских фортепианных пьес на народные мотивы» (1995) Се Гунчэна и др.

Вторым содержательным направлением в сюитных сочинениях для детей китайских авторов стало воплощение мира детской повседневности: ребенок учится в школе («Дневник школьника» Сюй Цзяньчана), играет со сверстниками на улице («Детские игры» Чжан Ли), посещает цирк («Акробатические эскизы» Ли Инхая, «Цирковые зарисовки» Гон Сяотиня), наблюдает животных («Тропические рыбки» Чжао Си, «Зоопарк» Ли Инхая, «Рай для маленьких животных» Вэй Дунмина), путешествует («Китайский мальчик в Париже» Чжоу Циньлина).

Сказочная тематика нашла отражение в сюите «Русалка» (1961) - фортепианном переложении одноименного балета, написанного ранее Ду Минсинем и У Цзуцзяном. В шести номерах сюиты предстают образы подводного мира - Русалки, Старика Женьшеня, Горного Демона, танцуют кораллы, водоросли и ракушки [7; 11].

Как известно, в КНР большое значение имеет патриотический потенциал музыкального ис-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

см о см

кусства, что репродуцировалось и в сочинениях для учащихся-пианистов: таковы циклы Ли Инхая «Помни, что сказала бабушка» (1974) и «Альбом для юношества нового столетия» (2000) Ду Минси-ня. Но если цикл Ли Инхая обращен к прошлому -воспоминаниям бабушки о своей судьбе в контексте героической истории страны, то сочинение Ду Минсиня связано с наступлением светлой эпохи молодого поколения («Песня мечты», «Марш для юношества нового века») [2].

Оригинальную ветвь китайской детской музыки представляют фортепианные альбомы, связанные с изобразительным творчеством ребенка. Идея трансформации визуального образа в звуковой, очевидно, происходит от «Картинок с выставки» М. Мусоргского (это сочинение очень популярно в Китае). Живописные впечатления детей находим в фортепианных циклах Ли Инхая «Рисунки младшего брата» (1999) и «Бумажные украшения на окне» (2001); в сюите «Коллекция детских рисунков для фортепиано» Сюй Чжанхая (2016) и др.

Как видим, даже столь беглый обзор бытования в Китае жанра детской фортепианной сюиты свидетельствует о наличии в музыкальном искусстве этой страны достаточно объемного корпуса интересных альбомных циклов, которые пока малознакомы российской аудитории. Тогда как введение произведений китайских авторов в педагогический оборот классов фортепиано России и других стран, безусловно, способствовало бы обновлению учебных программ и расширению «музыкальных горизонтов» преподавателей и обучающихся.

Вопрос включения детской сюитной музыки композиторов Китая в концертный и учебный репертуар российских пианистов, несмотря на просветительские усилия китайских исследователей и художественную самобытность вышеназванных сочинений, сталкивается с проблемой отсутствия соответствующих русифицированных нотных изданий, в которых бы имелись методическая редакция и пояснения общего характера. Возможно, первым шагом в данном направлении могла бы стать публикация сборников избранных детско-юношеских пьес китайских авторов.

Изучение фортепианных циклов композиторов Китая также ставит задачи освоения инонационального музыкального стиля (пентатонической ладовой системы, нерегулярной ритмики и др.). Следует заметить, что в истории фортепианной педагогики уже есть как минимум один успешный пример аккультурации учащихся в ходе знакомства с «чужеземной» музыкой. Речь идет о вхождении в международную исполнительскую практику знаменитых новаторских циклов Б. Бартока «Детям» и «Микрокосмос», музыкальный язык которых, имеющий венгеро-словацкую фольклорную природу, был труден для понимания. Тем не менее, по мере накопления опыта музыкально-слухового восприятия и интерпретации, эти пьесы утвердились в сценическом и учебном пространствах.

Необходимо добавить, что пьесы из детских циклов китайских композиторов могут использоваться не только в целях исполнительского освоения, но и как программный иллюстративный материал - в курсах музыкальной литературы, на уроках музыки, в просветительской работе, в различных развивающих и тематических мероприятиях, раскрывая культурное многообразие в музыке.

Итак, феномен детства, запечатленный глазами китайских композиторов, составляет новую значимую страницу мировой музыки о детях и для детей. Очевидно, что настало время для изучения и популяризации созданной в КНР детско-юношеской фортепианной литературы. Обогащение межкультурных связей в этой сфере может стать одной из движущих сил не только методики обучения игре на фортепиано в части обновления репертуара, но и способствовать формированию целостной картины мира в музыкально- образовательном пространстве.

Литература

1. Александрова Е.А. Детская музыка китайских композиторов ХХ века в поликультурной образовательной среде / Е.А. Александрова // Гер-ценовские чтения. Художественное образование ребенка: стратегии будущего: материалы VII научн.-практ. конф. Т. 7. Вып.1. СПб.: Изд-во ВВМ, 2021. С. 175-181.

2. Загидуллина Д.Р. Жанр фортепианной сюиты в Китае на рубеже XX-XXI вв. (на примере «Альбома для юношества нового века» Ду Минсиня) / Д.Р. Загидуллина // PHILHAR-MONICA. International Music Journal. 2017. № 3. С. 12-21 [Электронный ресурс]. URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=25113 (дата обращения: 24.08.2024).

3. Ли Линцзюнь, Самсонова Т.П. Фортепианная музыка современного китайского композитора Ли Инхая для детей: педагогический и методический аспекты / Ли Линцзюнь, Т.П. Самсоно-ва // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2020. № 20. С. 68-73.

4. Пань Хунюй. Детские циклы китайских композиторов ХХ века / Пань Хунюй // Бюллетень международного центра «Искусство и образование»: электронный научно-методический журнал. 2022. № 3. С. 92-99 [Электронный ресурс]. URL: http://www.art-in-school.ru/bul/2022-3.pdf (дата обращения: 24.08.2024).

5. Сун Джуан. Фортепианная музыка для детей (детская музыка) в творчестве китайских композиторов ХХ столетия: монография / Сун Джуан. Минск: Белорусская государственная академия музыки, 2015. 137 с.

6. Усова О.В., Жэнь Вэйхуа. Национальные традиции в детских фортепианных сюитах Ван Ли-саня / О.В. Усова, Жэнь Вэйхуа // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12. № 2. С. 146-152.

7. Фан Мэнчжунюань. У Цзуцзян и Ду Миньсинь. Фортепианная сюита «Русалка»: особенности

музыкального языка / Фан Мэнчжунюань // Научный аспект. 2022. Т. 1. № 4. С. 11-17.

8. Хоу Юэ. Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития: автореф. дис. ... канд. искусствовед.: 17.00.02 / Хоу Юэ. СПб., 2009. 25 с.

9. Хуан Чжулин. Отражение мира детства в фортепианном цикле Чжу Цзяньэра «Впечатления о юге Китая» // Вестник Харьковской государственной академии дизайна и искусства. 2008. № 15. С. 151-158 [Электронный ресурс]. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/had_2008_15_21 (дата обращения: 24.08.2024).

10. Цай Чжиюнь. Генезис жанра фортепианной сюиты в творчестве китайских композиторов: дис. ... канд. искусствовед.: 5.10.3 / Цай Чжи-юнь. СПб., 2022. 234 с.

11. Чжан Футун, Гумерова А.Т. Ду Миньсинь. Фортепианная сюита по балету «Русалка»: опыт стилистического и исполнительского анализа / Чжан Футун, А.Т. Гумерова // PHILHAR-MONICA. International Music Journal. 2022. № 4. С. 27-38. [Электронный ресурс]. URL: https://e-notabene.ru/phil/article_38407.html (дата обращения: 24.08.2024).

EVOLUTION OF APPROACHES TO REALIZING THE PEDAGOGICAL POTENTIAL OF CHILDREN'S PIANO CYCLES BY CHINESE COMPOSERS: ASPECTS OF APPLICATION IN RUSSIAN MUSIC EDUCATION

Gaidai P.V.

Sichuan University of Culture and Arts

Children's musical literature is the basis for the implementation of musical education and training processes in all countries. In Chinese piano art, as well as in world piano culture, historically there has been a priority attention to compositions addressed to novice pianists, which reflects both the methodological side of the issue and the figurative and meaningful vector of music about and for children. This applies equally to the genre design of such piano compositions, which most often took on the appearance of a suite - a cycle of several program pieces, conventionally called a "children's album". The emergence, evolution and the modern stage of the existence of children's piano cycles in the academic music of China are the subject of this article. The retrospective perspective is complemented in the work by the problems of popularization of piano cycles by Chinese authors in Russian musical and pedagogical practice in order to expand the boundaries of general and special musical education.

Keywords: musical education, piano music by Chinese composers, piano suites for children and youth, intercultural communication.

References

1. Aleksandrova E.A. Children's Music by Chinese Composers of the Twentieth Century in a Multicultural Educational Environment / E.A. Aleksandrova // Herzen Readings. Artistic Education of the Child: Strategies for the Future: Proc. of the VII Scientific and Practical Conf. Vol. 7. Issue 1. St. Petersburg: VVM Publishing House, 2021. Pp. 175-181.

2. Zagidullina D.R. The Genre of Piano Suite in China at the Turn of the 20th and 21st Centuries (Based on Du Mingxin's "Album for the Youth of the New Century") / D.R. Zagidullina // PHIL-HARMONICA. International Music Journal. 2017. No. 3. Pp. 1221 [Electronic resource]. URL: https://nbpublish.com/library_ read_article.php?id=25113 (accessed: 24.08.2024).

3. Li Lingjun, Samsonova TP Piano music of contemporary Chinese composer Li Yinghai for children: pedagogical and methodological aspects / Li Lingjun, TP Samsonova // Modern science: current problems of theory and practice. 2020. No. 20. Pp. 68-73.

4. Pan Hongyu. Children's cycles of Chinese composers of the twentieth century / Pan Hongyu // Bulletin of the international center "Art and Education": electronic scientific and methodological journal. 2022. No. 3. Pp. 92-99 [Electronic resource]. URL: http://www.art-in-school.ru/bul/2022-3.pdf (date accessed: 24.08.2024).

5. Song Juan. Piano music for children (children's music) in the works of Chinese composers of the twentieth century: monograph / Song Juan. Minsk: Belarusian State Academy of Music, 2015. 137 p.

6. Usova O.V., Ren Weihua. National traditions in children's piano suites by Wang Lisan / O.V. Usova, Ren Weihua // Bulletin of Musical Science. 2024. Vol. 12. No. 2. Pp. 146-152.

7. Fang Mengzhongyuan. Wu Zujiang and Du Minxin. Piano Suite "Mermaid": Features of Musical Language / Fan Mengzhongyuan // Scientific Aspect. 2022. Vol. 1. No. 4. Pp. 11-17.

8. Hou Yue. Children's Piano Education in China and Problems of Its Development: Abstract of Cand. Art Critic.: 17.00.02 / Hou Yue. St. Petersburg, 2009. 25 p.

9. Huang Zhulin. Reflection of the World of Childhood in Zhu Ji-an'er's Piano Cycle "Impressions of the South of China" // Bulletin of the Kharkov State Academy of Design and Art. 2008. No. 15. Pp. 151-158 [Electronic resource]. URL: http://nbuv.gov.ua/ UJRN/had_2008_15_21 (date of access: 24.08.2024).

10. Cai Zhiyun. Genesis of the Piano Suite Genre in the Works of Chinese Composers: dis. ... cand. art history .: 5.10.3 / Cai Zhi-yun. St. Petersburg, 2022. 234 p.

11. Zhang Futong, Gumerova A.T. Du Minxin. Piano Suite based on the Ballet "Mermaid": An Experience of Stylistic and Performance Analysis / Zhang Futong, A.T. Gumerova // PHILHAR-MONICA. International Music Journal. 2022. No. 4. Pp. 2738. [Electronic resource]. URL: https://e-notabene.ru/phil/arti-cle_38407.html (date of access: 24.08.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.