Лубяный И.Д.
Эволюция подходов к анализу категории «качество жизни».
Evolution of "Quality of Life" analysis approaches.
Ключевые слова: категория «качество жизни», институциональный подход, показатели качества жизни;
The key words are "quality of life" category, institutional approach, "quality of life" indicators;
Аннотация.
Целью данной статьи является обобщение существующих подходов к определению категории «качества жизни» с точки зрения социологии, экономики, философии, психологии и выявление подхода, наилучшим образом отражающего многогранность рассматриваемого понятия. Рассматривается развитие категории «качество жизни» в историческом контексте и выделяются особенности современного подхода к рассматриваемой категории. Акцент делается на рассмотрение категории качества жизни в неразрывной связи со всей системой общественных отношений, что приводит к выводу о необходимости применения институционального подхода к проблеме качества жизни. Приводятся основные преимущества институционального подхода к определению категории «качество жизни».
Abstract.
The article is devoted to the survey of different approaches to "quality of life" definition from sociological, economical, philosophical, psychological points of view in order to find the approach that reflects all the aspects of this category as much as possible. The historical development of the category and its modern aspects are considered. The "quality of life" category is considered in its connection with the whole system of social relations. This consideration allows to draw the conclusion that institutional approach is necessary. The main advantages of the institutional approach to the "quality of life" category are described.
Проблемы качества жизни в настоящее время находятся в центре внимания международной научной общественности. Об этом свидетельствует тот факт, что анализом состояния и разработкой способов повышения качества жизни в различных странах занимаются многие международные организации. Среди них такие как, Организация объединённых наций, Мс^шеу&Сотрапу, Международная организация качества жизни, а также отечественные - Институт экономики и организации промышленного производства Российской Академии Наук, фонд «Институт экономики города», Институт демографии, миграции и регионального развития и другие организации. [8], [14].
Исследование различных сторон качества жизни является задачами ряда наук, и прежде всего таких, как философия, социология, психология, педагогика, экономическая теория, теория управления. Эта тема является одной из центральных в сфере здравоохранения, образования, социальном обеспечении населения.
В связи с этим существует многообразие подходов к определению категории «качество жизни».Представители разных наук выделяют в нём те характерные свойства, которые интересуют соответствующую отрасль знания.
Задача данной статьи состоит в обзоре основных подходов к определению категории «качество жизни» и к выявлению подхода, наиболее полно отражающего многогранность исследуемого понятия.
Понятие «качество жизни» на протяжении ХХ века развивалось в зависимости от экономических и социально-политических условий, господствовавших на определённом этапе, а также от преобладающих в обществе идей и научных представлений.Так, с середины ХХ века, на протяжении примерно десяти лет, в понятии качества жизни акцент делался на материальных благах, которые получал человек в условиях расцвета общества потребления в западном мире.Следуя этой логике, качество жизни людей оценивалось количественно, то есть величиной материальных благ, удовлетворяющих первичные потребности людей.Эта величина характеризовала уровень жизни. При этом духовные потребности человека, потребности в самовыражении и самореализации не учитывались в достаточной степени.
С середины 60-х годов понятию «качество жизни» стало уделяться большое внимание со стороны социологии.В 1966 была выпущена книга под редакцией Р.Бауэра «Социальные индикаторы» [19], которая лежит в основе направления, нацеленного на рассмотрение качества жизни как научного понятия.В рамках этого направления формировались системы количественных оценок качества жизни.Понятие качества жизни рассматривалось сквозь призму социологии и экономики.
На рубеже 60-х и 70-х годов ХХ века комиссией американской академии точных и гуманитарных наук под руководством Д.Белла была построена система индикаторов, которая получила название «системы социальных счетов» [19].Эта система была основана на оценке социальных мероприятий с точки зрения выгод и издержек.В рамках данного подхода было дано определение качества жизни как разницы между социальными выгодами и социальными издержками.Были определены сферы применения системы социальных счетов, к ним относились социальные издержки и выгоды от нововведений в различных сферах, выгоды и издержки от таких болезней общества, как преступность, разрушение семьи.Рассматривалась проблема формирования бюджета для социальных нужд с точки зрения экономических возможностей.В рамках данного подхода было дано определение качества жизни как разницы между социальными выгодами и социальными издержками.Разработанная система стала шагом на пути создания показателей, позволяющих измерять качественные характеристики жизнедеятельности человека. Одновременно на её основе делались попытки выработки рекомендаций для формирования эффективной социальной политики.
В начале 70-х годов одним из основных научных подходов в изучении различных явлений и процессов становится моделирование.Экономика и социология также начинают широко использовать этот подход.Наблюдается тенденция к моделированию глобальных процессов в обществе.В этот период выходит в свет работа Дж.Форрестера «Мировая динамика» [17], где были представлены глобальные экономические модели качества жизни.В структуре категории «качество жизни» все большее значение приобретают не материальные, а духовные ценности, такие как образование, здравоохранение и культура.
Дж. Форрестер предложил модели мира, в которых качество жизни рассматривалось в неразрывной связи с глобальными проблемами.Эта модель включала такие уровни, как население, капиталовложения, использование невозобновляемых природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, производство продовольствия, при этом все уровни связаны друг с другом.Дж.Форрестер считал, что на качество жизни оказывает влияние такой фактор как высокая плотность населения, при этом он включал в рассматриваемое понятие все неблагоприятные для человека последствия, такие как войны, различные угрозы, нехватка территорий для проживания.Он считал, что показатель плотности населения может возрасти до того, что станет главным фактором, влияющим на качество жизни.В связи с этим он предполагал необходимым для улучшения качества жизни проводить сбалансированную политику по ограничению численности населения и развития капитала.В противном случае загрязнение окружающей среды и хищническая эксплуатация природных богатств приведут к
ухудшению качества жизни людей в будущем.Таким образом, Дж.Форрестер относил к факторам, влияющим на качество жизни материальное благосостояние, плотность населения, качество пищи, состояние окружающей среды, способность людей адаптироваться к меняющимся условиям жизни.В число этих факторов он также включал наличие и масштабы стрессовых ситуаций, здоровье человека.
В то же время, он считал качество жизни сложной и многофакторной категорией, и поэтому ее нельзя измерять одним обобщённым показателем, который мог бы охватить все составляющие существования человечества, а также установить пределы его развития. Форрестер доказывал, что измерять качество жизни необходимо на основании ряда индикаторов, и прежде всего таких, как: обеспеченность продуктами питания, состояние капиталовложений, определяющих уровень жизни, загрязнённость окружающей среды, темпы роста населения и др.
Дж. Форрестер считал, что правильная оценка качества жизни может указать направление будущего развития общества.Для того, чтобы оно улучшалось необходимо сбалансировано развивать все пять уровней модели качества жизни, указанные выше.
Для оценки качества жизни Форрестер использовал обобщённые показатели, такие как средние характеристики населения планеты и общие запасы невозобновляемых природных ресурсов..
Со второй половины 70-х годов учёные стали акцентировать внимание на субъективных аспектах понятия качества жизни, на том, как сам человек оценивает качество своей жизни.Подобная точка зрения имела место в таких отраслях знания, как социология и психология.
И. Бестужев-Лада в своей работе «О «качестве жизни» в США», относящейся к 1978 году [3] отмечал, что категория «качество жизни» является общей для комплекса общественных наук, таких как социология, экономика, статистика, экология, философия и др. «Сама по себе данная социологическая категория — как и все остальные категории того же типа — не может быть монополией какого-то отдельного ученого, отдельного направления научных исследований или научной школы, даже отдельно взятой буржуазной или, напротив, марксистско-ленинской общественной науки. Подобно категориям уровня (стандарта), стиля, уклада жизни, она входит в инструментарий целого комплекса общественных наук. Ею пользуются в своих исследованиях социологи, экономисты, статистики, экологи, философы, представители других научных дисциплин». [3, С.33]
При этом социологическая категория качества жизни, по мнению Бестужева-Лады, должна трактоваться широко, в то время как экономическая категория качества жизни отражает лишь степень удовлетворения материальных и частично духовных потребностей, которые могут быть измерены количественного есть, речь шла не только о базовых физиологических потребностях, но также о потребности в самоуважении, в самоутверждении человека.
Бестужев-Лада считал, что для оценки качества жизни необходимо применять косвенные методы, такие как метод квалиметрических шкал, разработанные специально для того, чтобы оценивать качественные показатели, не поддающиеся строгой количественной оценке.
Следующий этап в развитии понятия качества жизни берёт начало в 1990 году.В докладе Организации объединённых наций «Отчёт по человеческому развитию» был введён индекс развития человеческого потенциала [6], с этого времени готовятся ежегодные доклады, посвящённые этой проблеме. В докладе Организации объединённых наций за 1990 год была выдвинута идея о том, что целью развития современной цивилизации является предоставление человеку наибольшего количества разнообразных возможностей в социальной, экономической, политической, интеллектуальной сферах для самореализации.
В основе индекса развития человеческого потенциала лежали следующие парадигмы: продуктивность как результат эффективной деятельности по повышению дохода и достижению экономического роста; равенство в смысле равенства возможностей при реализации способностей и пользовании благами цивилизации; доступ к возможностям цивилизации не только для нынешних, но и для будущих поколений; расширение возможностей человека, исходя из того, что развитие осуществляется не только для людей, но и посредством их усилий. Индекс развития человеческого потенциала предполагал также наличие таких показателей как ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, индекс уровня жизни.
По мнению российского социолога М.Б.Лиги, началом нынешнего этапа в развитии представлений о качестве жизни стал 1992 год, когда в Рио-де-Жанейро состоялась конференция Организации объединённых наций по проблемам окружающей среды и устойчивого развития.На этой конференции была выработана концепция устойчивого развития, изложенная в Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию [11]. Одной из особенностей этой концепции явилось положение о том, что достижение высокого качества жизни в развивающихся странах на современном этапе должно
происходить своим путём, учитывая особенности каждой конкретной страны, а не путём слепого копирования тех методов, которые применялись в прошлом для достижения соответствующего качества жизни в развитых странах мира.
Подводя итог рассмотрению истории развития категории качества жизни, можно привести вывод М.Б.Лига о том, что для разных этапов этого развития характерен свой подход к взаимодействию между личностью и обществом.
Переходя к современному этапу развития категории качества жизни, необходимо отметить выделение социально-экономического аспекта качества жизни, который связывает категорию качества жизни с анализом экономического развития. В качестве цели экономического развития устанавливается социальное равенство, ликвидация бедности, создание условий для развития цивилизации.Выделяются такие индикаторы, как уровень дохода, валовой внутренний доход на душу населения, уровень потребления продуктов питания, уровень и качество потребления услуг, уровень и качество здравоохранения и образования, безопасности, занятости, социального обеспечения.
Новый этап в представлениях о качестве жизни знаменуется также разработкой международных индикаторов качества жизни.К таким индикаторам стали относиться мирное сосуществование, антифашизм, отсутствие насилия и террора, а также моральное и физическое здоровье людей.
Современный уровень представлений о категории качества жизни также акцентирует внимание на экологическом аспекте с целью разработки грамотной экологической политики, соблюдающей баланс между развитием природной среды и освоением её человеком.
В то же время политический аспект качества жизни становится актуальным на современном этапе, который включает становление и развитие гражданского общества, соблюдение прав и свобод граждан, развитие демократических институтов.
Большое внимание в настоящее время уделяется и демографическому аспекту категории качества жизни, анализу демографической ситуации.
Духовно-культурный аспект категории качества жизни также выходит на первый план.
На данном же этапе происходит увязка качества жизни с управлением, в частности с управлением качеством труда, качеством образования, науки и культуры, социальных и экологических систем.
Важнейшей особенностью нынешнего этапа в развитии представлений о качестве жизни является многообразие подходов к определению этого понятия, а также к оценке его параметров. Отражением этого многообразия является подход, предложенный Свешниковым
А.В. [12], который состоит в том, чтобы рассматривать понятие «качество жизни» как многоуровневое понятие, которое представлено качеством жизни населения на макроуровне, мезоуровне, микроуровне, а также на уровне конкретного человека.
Свешников А.В. отмечает, что на макроуровне понятие качества жизни рассматривается в рамках теории общественного прогресса Д.Белла (постиндустриальное общество).В ней внимание концентрируется на таких фундаментальных сферах, определяющих качество жизни, как здоровье и образование.В российской научной мысли качество жизни на макроуровне рассматривается В.В.Бойцовым и А.И.Субетто как новая цивилизационная парадигма, которая выражает целостность бытия и характеризует степень зрелости общества.На макроуровне качество жизни рассматривается в значительной степени абстрактно и охватывает огромное разнообразие явлений и процессов, формирующих это понятие.С точки зрения измерения качества жизни этот подход является приближённым и обобщённым, в нем не предусматриваются чёткие эмпирические индикаторы.Целью такого макро подхода к проблеме качества жизни является выделение и описание общего вектора развития общества.
При рассмотрении понятия качества жизни на мезоуровне решающее значение придаётся измерительным процедурам и показателям качества жизни.Применяются объективные и субъективные методы оценки качества жизни. На этом уровне качество жизни связывается с устойчивостью экономического развития, с проблемой формирования и воспроизводства человеческого капитала, а также основных потребностей человека.
На микроуровне понятие качества жизни рассматривается в русле социальной политики и имеет более узкое толкование по сравнению с более высокими уровнями.Для измерения качества жизни используются комплексные показатели, такие как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), а также различные статистические показатели по регионам.Целью этих измерений является определение качества жизни в регионе.
При переходе от одного уровня к другому, более низкому, таким образом, происходит конкретизация понятия качества жизни.
Ещё один пример современного подхода, отражающий многогранность категории качества жизни, предложен Павловым А.П. [10], который состоит в том, что качество жизни тесно связано с состоянием мировой экономики.Автор считает, что необходимо рассматривать категорию качества жизни конкретного человека как неотъемлемую часть всех социально-экономических процессов.Человек является главным фактором развития себя
самого, общества, фирмы, государства и всего человечества.Качество жизни, по мнению автора, является главным критерием оценки эффективности управления.
Павлов также приводит факторы, оказывающие позитивное или негативное воздействие на качество жизни. Так, к позитивным воздействиям он относит улучшение климата, совершенствование системы обнаружения космических объектов, развитие современных систем энергообеспечения, международная координация усилий по уменьшению вредных выбросов в атмосферу, развитие науки, культуры, туризма, улучшение качества продуктов питания, повышение уровня образования личности, повышение квалификации и т.д. К негативным факторам относятся ухудшение климата, угроза падения астероида на землю, ослабление мирового течения Гольфстрим, загрязнение окружающей среды, войны и международные конфликты, бедность, использование старых технологий, фашизм, конфликты в коллективе, преступления, потеря нравственности и т.д. Необходимо отметить, что все вышеперечисленные факторы относятся к разным уровням качества жизни. Так, например, климатические изменения и космические угрозы автор относит к верхнебазальтовому уровню; использование новых технологий, развитие нанотехнологий, гонку вооружений к ноосферному уровню качества жизни; к общечеловеческому уровню относится развитие культуры, туризма, гуманистическая идеология, угроза фашизма; к коллективному уровню относится управление конфликтами, повышение квалификации; к осознанному уровню - воспитание, преступления, хулиганство; к уровню опыта личности относится жизненный опыт, информированность и т.д.
При этом автор выделяет такие уровни качества жизни как ощущаемые, подсознательные и надсознательные.
Философская концепция понятия качества жизни на современном этапе разработана российским философом и экономистом А.Субетто. Он считает качество жизни одной из основных категорий, через посредство которой определяется смысл существования цивилизации, а также государства и человека.«Качество жизни является сложной и противоречивой системой единства духовных, интеллектуальных, материальных, социокультурных, научно-образовательных, экологических и демографических компонентов жизни, как отдельного человека, семьи, народа, так и общества в целом человечества.В нем заключается, таким образом, и индивидуальное, и общественное (социальное) качества жизни, раскрывается разнообразие потребностей и способностей человека, его потенциала к всестороннему, гармоничному, творческому развитию» [15].
Измерителями качества на уровне государства А.Субетто называет здоровье нации и безопасность страны, а также уровень развития культуры, уровень занятости населения в производстве, уровень развития семьи и т.д.Важной мыслью А.Субетто является то, что качество жизни на всех уровнях - человек, семья, социальное группа и общество в целом -составляет неразделимое единство. Качество жизни, согласно А.Субетто не может пониматься одинаково для разных народов, культур и цивилизаций, что обусловлено разными условиями их существования.
Психологический подход к определению категории качества жизни на современном этапе отражён в частности в работах А.В.Барановой и В.А.Хащенко [2], Кулайкина В.И.[5].
В рамках психологического подхода качество жизни рассматривается как социально-психологический явление экономического сознания человека. Оно рассматривается как субъективный показатель того, насколько человек удовлетворен социально-экономическими, социально-психологическими условиями, в которых он существует, а также тем, насколько реализованы возможности его личности (деловые, творческие и т.д.)
В работах В.А.Хащенко, А.В.Барановой для оценки качества жизни используется оценка человеком его успеха в жизни, материального положения, личной жизни, экологического благополучия, личной безопасности, качества образования, отношения с окружающими людьми по пятибалльной шкале, отражающей степень удовлетворённости человека перечисленными характеристиками.Практически подобные исследования осуществляются в виде опросов и тестов.Измерение характеристик качеств жизни проводится с помощью различных шкал в соответствующих диапазонах.Описанный подход является психологическим, так как в нём, в отличие от социологического подхода, делается акцент на эмоциональном восприятии личностью качества своей жизни.
Примером подхода к определению качества жизни с точки зрения социологии на современном этапе является подход, предложенный А.С.Якуниным [18]. В нем понятие качества жизни рассматривается на основе двух конкурирующих аспектов - общественного и индивидуального. Автор рассматривает категорию качества жизни в её неразрывной связи с процессом управления в обществе, считает, что качество жизни должно быть главной целью решения задач управления, а также результатом и критерием оценки процесса управления.Он также выделяет три группы моделей качества жизни, привязывая их к различным уровням управления - уровень личности, уровень организации и уровень институтов общества.
Примером современного подхода к определению категории качества жизни с экономической точки зрения служит подход, предложенный В.В.Табольской [16].Качество
жизни автор связывает со степенью реализованности потребностей людей, по отношению к стандартам, принятым в обществе и имеющимся ресурсам.«Качество жизни представляет собой сложную социально-экономическую категорию и определяется тем, в какой мере реализованы потребности людей и насколько последние этим удовлетворены; как результаты данной реализации соотносятся с социальными стандартами и ресурсами общества. Качество жизни является чрезвычайно широким понятием, включающим в себя как экономические показатели, определяющие уровень жизни населения, так и социально-психологические, выражающиеся в степени удовлетворенности условиями жизнедеятельности самих людей » [16 С.44]
Среди показателей качества жизни выделяются стандартные меры экономического благосостояния, такие как доходы населения, показатели социального обеспечения, характер потребления товаров и услуг.Учитывается состояние жилищных условий, здравоохранения, образования, уровень занятости, условия труда, бытовые условия, возможности проведения досуга.
Табольская связывает проблему качества жизни с эффективностью социально-экономической политики и справедливостью при распределении общественных благ, указывая на необходимость соблюдения баланса между ними.
Таким образом, подводя итог описанию современного этапа развития представлений о качестве жизни, можно сделать вывод о том, что они существенно расширились и углубились по сравнению с представлениями, относящимися ко второй половине ХХ века.
Нельзя не отметить, что важнейшей проблемой в настоящее время остаётся оценка качества жизни. Здесь также наблюдается многообразие подходов, обусловленное многогранностью исследуемого понятия.Учёными осуществляется разработка методологии оценки качества жизни, в которой преобладают два основных подхода - объективный и субъективный, а также предусматривающий их сочетание интегральный подход.
Объективный подход основан на анализе статистических данных, сводимых к некоторому интегральному показателю в целях наиболее полного учёта различных аспектов рассматриваемой проблемы. Объективные показатели качества жизни являются наиболее распространёнными. Систематизация существующих на сегодняшний день различных вариантов параметров для оценки качества жизни приведена в работе Спиридонова С.П., [14] однако автор отмечает, что ни один из них не является общепринятым, что свидетельствует о необходимости продолжать работу в этом направлении. Остановимся коротко на приведённых им вариантах систематизации.
Одним из распространённых вариантов оценки качества жизни населения, используемым в международной практике является показатель качества жизни, разработанный комиссией при Организации объединённых наций.Он включает здоровье, образование, рациональное питание, экологически чистую окружающую среду, а также жилище, безопасность, здравоохранение, доступность необходимых услуг, участие в жизни общества, справедливость и равноправие мужчин и женщин.
Соответствующие исследования по разработке показателей оценки качества жизни проводятся и в нашей стране.Так, группой российских учёных в составе И.А.Гундарова,
B.Н.Крутько и других разработана система таких показателей [4]. Она включает в себя такие индикаторы как ожидаемую продолжительность жизни; показатель воспроизводства населения, составляющий разницу между числом родившихся и умерших; степень неудовлетворённости жизни (количество самоубийств на 100 тыс. жителей); степень агрессивности в обществе (количество убийств на 100 тыс. жителей); степень адекватности решения проблем безопасности и собственности, а также степень устойчивости семейных отношений.
Одна из фундаментальных систем показателей качества жизни была создана
C.А.Айвазяном [1], который ввёл интегральный индикатор качества жизни, включающий такие характеристики, как качество населения, благосостояние населения, качество социальной сферы, качество экологической ниши, природно-климатические условия. Каждое из предложенных интегральных свойств отражает те условия, в которых происходят процессы жизнедеятельности человека, удовлетворение его биологических и социальных потребностей. При этом показатели расположены в виде иерархической структуры, что позволяет более полно учесть многообразие аспектов качества жизни человека.
Субъективный подход использует данные соцопросов наряду с данными статистики.Этот подход также имеет своей целью учесть наиболее полно различные стороны проблемы с учётом отношения населения к различным аспектам качества жизни.Что же касается конкретных показателей, по которым предлагается респондентам оценивать своё качество жизни, то здесь также существует многообразие подходов. В частности Е.А.Неретина, Т.А.Салимова и М.Ш.Салимов [7], предложили такие направления оценки, как здоровье, уровень доходов, семейное счастье, жилищные условия, уровень и качество образования, душевный комфорт, независимость и свобода, уважение окружающих, гарантии занятости, качество медицинского обслуживания, уверенность в будущем, защищённость от
преступных посягательств, экологическая обстановка, согласие в обществе, досуг и отдых, благоустроенность населённого пункта, власть, религиозные убеждения.
Важно отметить, что как объективный, так и субъективный подход, а также интегральный подход, стремящийся в равной степени учесть как объективную, так и субъективную сторону качества жизни, требуют достаточно большого количества статистических данных, а также обширных и регулярных социологических опросов среди различных групп населения, что на практике не всегда представляется возможным.
Подытоживая вышеизложенный материал, можно сделать вывод о том, что сложность и многогранность понятия качества жизни приводит к тому, что научным сообществом были предложены различные подходы к его определению и измерению.Основная идея этих подходов состоит в том, чтобы определять качество жизни как набор показателей, и направление исследования состоит в выборе показателей, по возможности наиболее точно и всесторонне характеризующих качество жизни.
В современных условиях возникает необходимость институционального подхода к оценке качества жизни, позволяющего, рассмотреть это явление в его неразрывной взаимосвязи с соответствующей институциональной средой, что, в свою очередь, даёт возможность шире взглянуть на понятие качества жизни с точки зрения его улучшения.
Институциональный подход применяется в работах Нижегородова Е.В [8] и Солодухи П.В.[13]
Институциональный подход состоит в том, что качество жизни рассматривается как общественное явление, как продукт общественных отношений.Категория «качество жизни» развивается вместе с общественными отношениями, проходя соответствующие этапы, по мере развития общественного производства, отношений собственности, культуры, науки, и пр.Эти элементы экономической системы, как и сам человек, являются предметом изучения экономической теории, социологии, психологии и других общественных наук.Достоинство институционального подхода состоит в том, что он позволяет сочетать в себе возможности этих разнообразных научных дисциплин.
Другим преимуществом институционального подхода является рассмотрение качества жизни, как части системы общественных отношений, находящейся во взаимодействии с другими частями этой системы.В рамках такого подхода выявляются связи качества жизни со способами производства материальных благ, наукой, культурой, правовыми традициями и другими элементами институциональной системы общества.
Ещё одним достоинством институционального подхода является изучение качества жизни как проявления сформировавшихся устойчивых связей в общественной жизни, выделение системы этих связей в объект изучения - качество жизни человека, что позволяет в значительной степени учесть многогранность этого явления.
Важной особенностью институционального подхода является также то, что в процессе анализа проблемы качества жизни исследуется генезис институтов, и других институциональных структур, формирующих определенные институциональные условия, влияющие на состояние качества жизни населения. Это позволяет выработать рекомендации по совершенствованию соответствующей институциональной структуры.
Преимущества институционального подхода очевидны при рассмотрении проблем переходной экономики.Это обусловлено тем, что в рамках институционального подхода учитывается влияние на объект изучения таких факторов, как социальные нормы, ценности, стереотипы мышления.В условиях переходной экономики эти факторы оказывают доминирующее влияние на состояние качества жизни людей и его оценку.
Институциональный подход позволяет также рассматривать категорию качества жизни в связи с общественным производством.Это особенно актуально в наши дни, так как чем выше уровень общественного производства, тем сильнее его влияние на качество жизни. В рамках институционального подхода, имеется возможность выявить те направления общественного производства, влияние которых особенно сильно сказывается на качестве жизни.
Важно отметить, что институциональный подход позволяет проанализировать не только влияние институтов на качество жизни, но обратное влияние качества жизни на динамику и содержание институциональных изменений, способствующих формированию новых институциональных условий качества жизни.
Институциональный подход позволяет рассматривать категорию качества жизни в исторической перспективе, что даёт возможность для более полного её раскрытия в связи с меняющейся исторической обстановкой.
Таким образом напрашивается вывод о назревшей необходимости применения институционального подхода к проблеме качества жизни в нашей стране. Этот подход позволит рассмотреть качество жизни как продукт общественно-экономической и политической системы нашей страны на современном этапе; выявить взаимосвязь проблемы улучшения качества жизни населения с функционированием соответствующих институтов, что позволит дать рекомендации по совершенствованию их деятельности.
Институциональный подход позволит сочетать преимущества описанных выше различных подходов к проблеме качества жизни и расширить возможности для её дальнейшего исследования.
Список использованной литературы
1. Айвазян, С.А. Интегральные индикаторы качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях / С.А. Айвазян; //Рос. акад. наук, Центр. экон.-мат. ин-т. - М. : ЦЭМИ РАН, 2000. - 117 с.
2. Баранова А.В. Социально-психологические факторы оценки качества жизни./ А.В. Баранова , В.А. Хащенко //Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года:Т.1. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - С. 293-297
3. Бестужев-Лада И.В. О «качестве жизни» в США/ И.В. Бестужев-Лада, Г.С.Батыгин // США - экономика, политика, идеология. - Москва, 1978 - №1 С.23-35
4. Гундаров, И.А. Оценивать ли жизнь по показателям? [Электронный ресурс]/ И.А. Гундаров [и др.]// Газета «Дуэль» - 2004 - №6(355) - Режим доступа : www.duel.ru/200406/?06 5 1. - Загл. с экрана. - (Дата обращения 15.12.2014)
5. Кулайкин В.И. Методология и методы социально-психологического исследования качества жизни [Электронный ресурс] - Режим доступа:Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. (Дата обращения 21.12.2014)
6. Лига М.Б. Качество жизни: генезис идей / М.Б. Лига // Учёные записки ЗабГГПУ -ЗабГГПУ, 2011. С237-244
7. Неретина, Е.А. Субъективные индикаторы качества жизни в регионе / Е.А. Неретина, Т.А. Салимова, М.Ш. Салимов // Стандарты и качество. - 2004. - № 11. - С. 52-55. -(Дата обращения 22.12.2014)
8. Нижегородов Е.В. Оценка влияния на качество жизни институциональных резервов. Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук. [Электронный ресурс] - Режим доступа: - (Дата обращения 22.12.2014)
9. Овсянникова Т.Ю. Индексный подход к оценке качества жизни населения и уровня развития урбанизированных территорий. / Т.Ю.Овсянникова, М.Н.Преображенская //Вестник Томского государственного университета 2014 - №1(25). С.31-43
10. Павлов А.П. Качество жизни - новое видение [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik6/10.pdf - Заглавие с экрана - (Дата обращения 22.12.2014)
11. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию 3-4 июня 1992 [Электронный ресурс] - Режим доступа: Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. - Заглавие с экрана - (Дата обращения 12.01.2015)
12. Свешников А.В. Экономические уровни качества жизни [Электронный ресурс] -Режим доступа: Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.- Заглавие с экрана - (Дата обращения 22.12.2014)
13. Солодуха П.В. Институциональные основы воспроизводства человеческого капитала. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора экономических наук [Электронный ресурс] - Режим доступа:- (Дата обращения 20.12.2014)
14. Спиридонов С.П. Индикаторы качества жизни и методологии их формирования. / С.П.Спиридонов //Вопросы современной науки и практики. - Университет им.
B.И.Вернадского, 2010 - №10-12(31). С. 208-223
15. Субетто А.И. Качество жизни, здоровье нации и безопасность России - главные функционалы бытия и критерии социально-экономической политики государства. [Электронный ресурс] - Режим доступа: - (Дата обращения 22.12.2014)
16. Табольская В.В Повышение качества жизни - актуальный вопрос экономической теории и социально-экономической политики. /В.В.Табольская //Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. ВГУ,2013 - №1.С. 44-49
17. Форрестер Дж. Мировая динамика / Дж.Форрестер, Н.Моисеев, Н.Ютанов,
C.Переслегин - М.:АСТ , Terra Fantastica, 2003 - 384 с.
18. Якунин А.С. Качество жизни и эффективность управления: подходы к изучению и анализу/А.С.Якунин // Армия и общество. - Военный университет, 2010 - Выпуск №2. С.158-164
19. Bauer R. Social Indicators. / R.Bauer - London, 1969. P. 357.
20. Bell D. The Social Framework of the Information Society./ D.Bell - Oxford, 1980. P. 276.