Научная статья на тему 'Эволюция отношений КНР и КНДР в конце XX - начале XXI в'

Эволюция отношений КНР и КНДР в конце XX - начале XXI в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5012
671
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНР / КНДР / КИТАЙСКО-СЕВЕРОКОРЕЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ КНР И КНДР / СЕВЕРОКОРЕЙСКАЯ ЯДЕРНАЯ ПРОГРАММА / PRC / DPRK / SINO-NORTH KOREAN RELATIONS / ECONOMIC COOPERATION BETWEEN THE PRC AND THE DPRK / NORTH KOREA'S NUCLEAR PROGRAM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ланцова Ирина Сергеевна

В статье рассматривается эволюция отношений между КНР и КНДР с начала 1990-х гг. до настоящего времени. Анализируется влияние внутренних экономических и политических процессов в КНР и КНДР на двусторонние отношения. Рассматривается отношение КНР к северокорейской ядерной программе. Показана роль Китая в шестисторонних переговорах. Дается прогноз развития китайско-северокорейских отношений в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of Relations between the People’s Republic of China and the Democratic People’s Republic of Korea in the Late XX - Early XXICentury

The article examines the evolution of relations between the People’s Republic of China (PRC) and the Democratic People’s Republic of Korea (DPRK) since the early 90s of XX century until now. The author analyzes the impact of domestic economic and political processes in China and North Korea on bilateral relations. It is considered China’s attitude to the DPRK’s nuclear program. The role of China in the Six-Party Talks is demonstrated. The author proposes short, medium and long term forecasts of Sino-North Korean relations’ development.

Текст научной работы на тему «Эволюция отношений КНР и КНДР в конце XX - начале XXI в»

УДК 32.327

И. С. Ланцова

эволюция ОТНОШЕНИЙ КНР И кндр В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI В.

В статье рассматривается эволюция отношений между КНР и КНДР с начала 1990-х гг. до настоящего времени. Анализируется влияние внутренних экономических и политических процессов в КНР и КНДР на двусторонние отношения. Рассматривается отношение КНР к северокорейской ядерной программе. Показана роль Китая в шестисторонних переговорах. Дается прогноз развития китайско-северокорейских отношений в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: КНР, КНДР, китайско-северокорейские отношения, экономическое сотрудничество между КНР и КНДР, северокорейская ядерная программа.

На протяжении нескольких десятилетий КНР и КНДР были связаны тесными союзническими отношениями. Две страны объединяла общность политического строя, экономической системы и идеологических ценностей. Наряду с СССР КНР была для КНДР главным источником внешней помощи и поддержки. Однако в конце XX в. ситуация стала меняться.

После установления дипломатических отношений КНР с Южной Кореей в 1992 г. между Северной Кореей и Китаем возникла определенная напряженность. Усугубляло ситуацию и то, что с 1993 г. изменилась экономическая политика КНР в отношении КНДР. Китай отказался от политики «дружественных» (льготных) цен, торговые операции теперь совершались в твердой валюте, что было обусловлено экономическими реформами в КНР. В этот период общий объем торгового оборота между странами снизился: если в 1993 г. он составил 900 млн долларов, то в 1997 г. — 656 млн долларов, а в 1998 г. — уже 413 млн долларов (Choo, 2008, p. 346). Это было связано не только с изменениями в политике Китая по отношению к Северу, но и с общими стагнационными явлениями в экономике КНДР. В начале 1990-х гг. существенно сократилась и продовольственная помощь Северной Корее.

Первый ядерный кризис на Корейском полуострове в 1993-1994 гг. привел к активизации политики Китая по отношению к КНДР. По мере разрастания конфликта с Северной Кореей весной 1994 г Соединенные Штаты предприняли ряд мер для усиления своей военной группировки на Корейском полуострове: в Южную Корею был направлен батальон ракетных установок «Пэтриот», два эскадрона вертолетов «Кобра» заменили более современными вертолетами «АН-64 Апач», 24 боевые машины пехоты (БМП) «М113» были заменены на 28 танков «Брэдли», размещены 12 самолетов воздушной поддержки «А-10». Вторая американская пехотная дивизия получила радиолокационные приемники GPS, была улучшена система коммуникаций американских войск (North Korean Military and Nuclear Proliferation Threat, 1995, p. 72). В этих условиях КНР однозначно дала понять, что в случае открытого военного конфликта поддержит северокорейскую сторону.

© И. С. Ланцова, 2014

С 6 по 13 июня 1994 г состоялся визит в Китай Чо Квана, члена Политбюро ЦК Трудовой партии Кореи и начальника генштаба вооруженных сил КНДР. В ходе этого визита Чо Кван встретился с высшим военным руководством Китая, в том числе с председателем и заместителем председателя Центральной военной комиссии, министром обороны КНР, начальником и заместителем начальника генштаба китайской армии, а также рядом высших военных чиновников. Чо Квана принял также тогдашний Генеральный секретарь ЦК КПК и Председатель КНР Цзянь Цзэминь. В ходе этих встреч китайское военно-политическое руководство заверило представителей Северной Кореи о полной поддержке линии КНДР. Согласно западным дипломатическим источникам и сообщениям южнокорейской прессы, в соответствии с Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи Китай обещал направить на помощь Северной Корее около 85 тыс. своих войск в случае начала войны на Корейском полуострове (North Korea and China, 1994).

Военная помощь КНДР была обещана только при условии, если та станет жертвой агрессии со стороны США и Южной Кореи. Если же она сама нападет на Южную Корею, помощь ограничится поставкой в КНДР запчастей для оружия, произведенного в Китае. Также китайская сторона заверила северокорейскую делегацию, что КНР обеспечит поставку в Северную Корею продовольствия и электроэнергии, если против КНДР будут введены санкции (Ibid.).

Позиция Китая сыграла значительную роль в достижении компромисса между американской и северокорейской сторонами и тем самым способствовала урегулированию кризиса.

С 1996 г. усиливается экономическое взаимодействие КНР и КНДР. В ходе визита в Китай северокорейского премьер-министра Нам Хонсона было заключено Соглашение об экономическом и технологическом сотрудничестве, которое предусматривало экономическую помощь со стороны КНР в течение ближайших пяти лет. В двустороннюю торговлю вновь вернулись «дружественные» цены, что было связано как со стратегическими (возвращение КНДР в орбиту своего прямого влияния и укрепление буфера между Китаем и американскими военными базами), так и с экономическими причинами (нехватка твердой валюты в Северной Корее).

Показательным стал официальный визит в КНР председателя президиума Верховного народного собрания КНДР Ким Ённама в мае 1999 г В рамках визита состоялись встречи на высшем уровне с председателем КНР Цзян Цзэминем и другими китайскими руководителями. В официальных заявлениях отмечалось, что передача традиционных отношений дружбы и сотрудничества между КНР и КНДР из поколения в поколение, их наследование и развитие соответствуют совместным интересам двух стран.

В мае 2000 г. и в январе 2001 г. состоялись два неофициальных визита Ким Чен Ира в Китай. Если в ходе первой секретной поездки наибольшее внимание было сфокусировано вокруг предстоящего межкорейского саммита, то во время второй максимальное внимание было уделено проблеме экономической реформы и технологического развития КНДР. В сентябре 2001 г. Пхеньян посетил китайский лидер Цзян Цзэминь. Серия двусторонних визитов подвела черту под

временным охлаждением отношений в начале 1990-х гг. и стала свидетельством консолидации китайско-северокорейского альянса.

Позитивные сдвиги наблюдались в экономических отношениях. Активно развивалось приграничное сотрудничество. В северной части КНДР создавались китайские предприятия, на которых трудились северокорейские рабочие. В 2000 г двустороння торговля возросла на треть, достигнув цифры в 488 млн долларов, а в 2004 г. она составила 1,385 млрд долларов (Choo, 2008, р. 349351). С начала 2000-х гг. большая часть экономической помощи стала поступать из Китая, тем самым КНР сменила США. Открытые данные отсутствуют, однако по различным оценкам от 30 до 40 % продовольствия и от 70 до 90 % энергоресурсов (прежде всего, сырая нефть) поставлялись из Китая. Также КНР осуществляла инвестиции в северокорейскую экономику. С 2001 по 2005 г. они возросли в 50 раз и в 2005 г. составили почти 15 млн долларов. Способствовало этому подписание в 2005 г. Соглашения о продвижении и защите инвестиций. Первоначально объектами вложений были рестораны, развлекательные заведения, но уже ко второй половине 2000-х гг. денежные потоки направлялись в развитие инфраструктуры, реконструкцию предприятий и заводов (Kim, 2006, p. 899-903).

Наибольшую известность получили проекты развития предприятий в свободной экономической зоне Раджин-Сонбон, а также проекты создания свободной экономической зоны на границе с Китаем в Синыйджу. Такое взаимодействие, по мнению китайских властей, должно было, с одной стороны, поддержать существующий режим, а с другой — способствовать постепенной модернизации экономики Северной Кореи. Однако несмотря на периодически объявляемые экономические реформы ситуация в экономике этой страны оставалась критической.

В апреле 2004 г. Ким Чен Ир совершил очередной неофициальный визит в КНР. В состав северокорейской делегации входили видные военные и политические деятели страны, а цель визита заключалась в подтверждении альянса КНР и КНДР в условиях роста напряженности на Корейском полуострове. В рамках этой поездки состоялась встреча северокорейского лидера с председателем КНР Ху Цзиньтао, а также с представителями партийно-государственного руководства страны. Помимо политических вопросов, таких как обстановка на Корейском полуострове, подготовка очередного раунда шестисторонних переговоров, общих проблем безопасности в регионе, обсуждалась и экономическая тематика (Неофициальный визит Ким Чен Ира в Китай, 2004).

В свою очередь, в октябре 2005 г, в условиях дальнейшего роста напряженности вокруг северокорейской ядерной программы и конфликтной ситуации вокруг ареста счетов в банке Макао, с официальным дружественным визитом КНДР посетил китайский лидер Ху Цзиньтао. Заведующий отделом международных связей ЦК КПК Ван Цзяжуй отметил, что этой поездке в КНДР было уделено особое внимание. Об этом свидетельствовал тот факт, что Ким Чен Ир не только встречал и провожал Ху Цзиньтао в аэропорту, но и сопровождал его во всех основных мероприятиях, предусмотренных программой визита (Визит Ху Цзиньтао в КНДР завершился полным успехом, 2005).

В ходе официальных переговоров лидеры двух стран высказались за расширение всесторонних контактов, наполнение новым содержанием сотрудничества, продвижение торгово-экономического взаимодействия, а также координацию позиций в целях защиты общих интересов. В рамках визита были подписаны соглашения о научно-техническом сотрудничестве и о продвижении и защите инвестиций. Военно-политическое взаимодействие двух государств подкреплялось экономическими стимулами.

Еще один неофициальный визит Ким Чен Ира в Китай состоялся в январе 2006 г Основной темой обсуждений стало положение на шестисторонних переговорах. Председатель КНР подтвердил принципиальную позицию Китая, указав, что правильный выбор заключается в надлежащем решении вопроса мирными средствами, путем диалога. Северокорейский лидер заявил, что КНДР желает совместно с КНР преодолеть трудности, стоящие на пути шестисторонних переговоров (Ху Цзиньтао и Ким Чен Ир обменялись мнениями о шестисторонних переговорах, 2006). Таким образом, в 2004-2006 гг. на фоне обострения ситуации вокруг северокорейской ядерной программы КНР и КНДР активизировали двусторонне взаимодействие, причем не только в военно-политической, но и в экономической сфере. После ракетных запусков лета 2006 г. и первого ядерного испытания в октябре 2006 г., несмотря на официальное осуждение данных действия, Китай занял позицию, направленную на недопущение принятия жестких санкций против Северной Кореи.

Возвращение КНДР за стол шестисторонних переговоров и договоренности о свертывании северокорейской ядерной программы снизили общую напряженность в регионе. В очередной раз Пекин выступил в качестве медиатора между КНДР и США, способствовал проведению конструктивного диалога. В 2008 г. именно КНР, как принимающая сторона шестисторонних переговоров, получила от КНДР сведения о ее ядерных программах.

Интенсивно развивалось экономическое сотрудничество. В 2006 г. китайские инвестиции в экономику КНДР выросли до 135 млн долларов, а двустороння торговля в этот же период составила 1,690 млрд долларов. Китай продолжал политику, нацеленную на постепенное интегрирование отдельных северокорейских предприятий, расположенных в приграничных районах КНДР, с производственным комплексом КНР. Активно оказывалась гуманитарная помощь, она достигала 40 % от общей помощи Северной Корее, предоставляемой всем мировым сообществом (ОИоо, 2008, р. 352-368).

Для укрепления двусторонних связей 2009 г. был объявлен годом «китайско-северокорейской дружбы». Тогда же широко отмечался 60-летний юбилей установления дипломатических отношений между КНР и КНДР. Был проведен целый ряд мероприятий, в том числе с официальным визитом Северную Корею посетила делегация китайских высших должностных лиц во главе с членом ПК Политбюро ЦК КПК, премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао. В ходе его встречи с Ким Чен Иром обсуждался широкий круг политических вопросов. Ким Чен Ир заявил о стремлении КНДР осуществить полную денуклеаризацию полуострова и путем двусторонних переговоров с США прекратить враждебные отношения между двумя странами (Забровская, 2009).

Китай вполне сдержанно реагировал на ракетные и ядерные испытания КНДР в 2009 г. и два военных инцидента между Югом и Севером в 2010 г, стремясь не допускать слишком жесткого давления на Северную Корею со стороны Вашингтона, Сеула и Токио. В рамках СБ ООН, а также на совещаниях в МАГАТЭ китайские официальные лица указывали, что ситуация вокруг северокорейской ядерной программы должна решаться только дипломатическим путем и что КНДР, являясь суверенным государством, обладает правом на мирное использование атомной энергии после того, как она вернется в Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) (Snyder, Byun, 2013).

Однако в китайском экспертном сообществе начинаются весьма активные дискуссии о возможности присоединения к политике санкций. Все отчетливее звучат мнения о том, что КНР должна изменить подход к северокорейской ядерной проблеме. После вторых ядерных испытаний в 2009 г. все больше китайских специалистов по проблемам КНДР стали склоняться к тому, что Китай должен жестко пресекать дальнейшую деятельность Северной Кореи по развитию ее ядерной программы (Xiang, 2009).

Кризис 2009 г. существенным образом отличался от кризиса 2006 г. КНР в обоих случаях активно поддерживала использование дипломатических путей решения проблемы и шестисторонние переговоры. Северная Корея в 2006 г. в целом одобряла данный формат, а в 2009 г. заявила, что отказ от ядерного оружия невозможен, а формат шестисторонних переговоров себя исчерпал. Связано это было, по-видимому, как с ужесточением линии Вашингтон — Сеул — Токио по отношению к Пхеньяну, так и с внутриполитическими событиями в КНДР. В этот период все активнее высказывались мнения о предполагаемых проблемах со здоровьем у северокорейского лидера Ким Чен Ира, а также обсуждался вопрос о гипотетическом преемнике. Ужесточение позиции Пхеньяна могло быть связано с необходимостью эффективной передачи власти в условиях нарастающей военно-политической напряженности в регионе.

В 2010-2011 гг. возросла интенсивность взаимодействия КНР и КНДР на самом высоком уровне. За этот период Ким Чен Ир посетил Китай три раза, причем два визита состоялись подряд в начале и в конце мая 2010 г. Они проходили в обстановке повышенной секретности и вызвали большой резонанс в мировом сообществе. В ходе визита 3-7 мая 2010 г. Ким Чен Ир посетил Пекин, Тяньцзинь и провинцию Ляонин. Во время пребывания в столице КНР два лидера провели переговоры, на которых речь шла прежде всего об экономическом сотрудничестве. Ким Чен Ир дал указание сопровождающим его лицам скрупулезно изучить китайскую практику и опыт реконструкции старых промышленных баз в Северо-Западном Китае (Ким Чен Ир совершил неофициальный визит в Китай, 2010).

Следующий неофициальный визит состоялся 26-30 августа 2010 г. На встрече Ким Чен Ира и Ху Цзиньтао в Чанчуне 27 августа китайский лидер предложил план по укреплению двусторонних отношений, состоящий из трех пунктов: поддержание контактов на высшем уровне, углубление торгово-экономического сотрудничества, укрепление стратегической координации. Также речь шла о необходимости продолжения консультаций по региональным и международным

проблемам (Председатель КНР Ху Цзиньтао провел переговоры с лидером КНДР Ким Чен Иром, 2010). В некоторых новостных лентах прошла информация о том, что участие в данной поездке принимал третий сын Ким Чен Ира, Ким Чен Ын, уже тогда рассматривавшийся как возможный преемник на посту руководителя страны. Однако в официальных источниках сведений об этом не содержалось.

В ноябре 2010 г., после инцидента вокруг артиллерийского обстрела острова Ёнпхёндо, китайские власти приложили максимальные усилия для того, чтобы не допустить эскалации конфликта и смещения его в военную плоскость. В ноябре-декабре 2010 г высокопоставленный член Госсовета КНР Дай Бинго посетил сначала Сеул, а затем Пхеньян. Встречаясь с южнокорейским президентом Ли Мёнбаком и северокорейским лидером Ким Чен Иром, китайский представитель стремился снизить накал напряженности между двумя Кореями. Проблемы межкорейского взаимодействия обсуждались в ходе американо-китайского саммита в январе 2011 г., о необходимости вернуть стороны за стол переговоров было сказано в его итоговом заявлении. Северокорейская проблематика становится еще одним камнем преткновения в американо-китайских отношениях последних лет.

В 2011 г., в год 50-летия с момента подписания договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между КНР и КНДР, Ким Чен Ир совершил поездку Китай. Эта поездка была седьмой с 1994 г. 20-26 мая 2011 г. северокорейский лидер посетил с неофициальным визитом Пекин, а также провинции Хэйлузцян, Цзилинь и Цзянсу. В ходе встречи двух лидеров Ху Цзиньтао, высоко оценивая двусторонние отношения, заявил, что за последнее время стороны углубили торгово-экономическое сотрудничество, активизировали гуманитарные обмены, скоординировали свои позиции относительно ситуации на Корейском полуострове, а также по другим региональным вопросам.

В рамках приуроченных к торжественной дате подписания договора визитов высших официальных государственных и партийных деятелей было отмечено, что традиционно дружественные отношения КНР и КНДР вышли на новый, более высокий уровень. В конце августа 2011 г., возвращаясь из России, Ким Чен Ир посетил Северо-Восточный Китай. В сентябре в Китай приехал Чхве Ёнрим, член Президиума Политбюро ЦК Трудовой партии Кореи (ТПК), с 2010 г занимавший должность премьер-министра Административного совета КНДР.

Усиление давления на Северную Корею, введение экономических санкций, резкое снижение взаимодействия с Югом неизбежно привели к возрастанию роли Китая в северокорейской экономике. В 2010 г. объем двусторонней торговли оценивался в 3,5 млрд долларов. Экспорт КНДР в Китай составил 1,2 млрд долларов, при этом в его структуре увеличилась доля полезных ископаемых, прежде всего каменного угля. Импорт из Китая возрос до 2,3 млрд долларов. В 2011 г объем двусторонней торговли составил около 6 млрд долларов. Доля Китая во внешнеторговом балансе КНДР превысила 50 % (Кирьянов, 2012, с. 2425).

19 декабря 2011 года все мировые информационные агентства облетела весть о смерти руководителя КНДР Ким Чен Ира. Вновь, как и в далеком 1994 г., возник вопрос о том, сумеет ли северокорейское руководство консолидировать

власть и сохранить существующий режим. В этот период особенно острыми были дискуссии о том, не приведет ли сложившаяся ситуация к чрезмерному вмешательству КНР во внутриполитические дела Северной Кореи.

Уже 20 декабря высшие должностные лица КНР, включая председателя Ху Цзиньтао, посетили посольство КНДР в Пекине. В официальном соболезновании китайские власти выразили надежду на то, что народ КНДР в едином порыве сплотится под руководством ТПК и товарища Ким Чен Ына, преемника своего отца. Таким образом, власти КНР официально признавали нового наследника. Глава МИД КНР провел телефонные переговоры со своими коллегами из России, Японии, США, Южной Кореи, в ходе которых были достигнуты договоренности о проведении совместной политики по обеспечению безопасности на Корейском полуострове.

В китайском экспертном сообществе в этот период активно обсуждался вопрос о том, насколько успешно будет осуществлен транзит власти. Ким Чен Ын, не достигший еще и 30 лет, часть своей жизни проведший в учебных заведениях за пределами КНДР, на тот момент едва ли обладал достаточным политическим весом среди северокорейского политического истеблишмента. Высказывалось мнение, что в этих условиях особенно возрастет значение двусторонних связей между КНР и КНДР (Liangui, 2011).

Однако в первой половине 2012 г. официальные контакты на высшем уровне между КНР и КНДР практически отсутствовали. По-видимому, это было обусловлено как траурными мероприятиями в Северной Корее, так и подготовкой к смене власти в Китае: пятое поколение политиков готовилось занять высшие государственные должности. Летом 2012 г контакты на высшем уровне возобновились. В конце июля — начале августа Пхеньян посетила делегация во главе с заведующим отделом международных связей ЦК КПК Ван Джаруем. В ходе его встречи с Ким Чен Ыном обсуждались вопросы двусторонних отношений.

События, связанные с успешным запуском северокорейского спутника в декабре 2012 г. и третьим ядерным испытанием в феврале 2013 г., привели не только к эскалации конфликта в регионе, но и к появлению напряженности в отношениях КНР и КНДР. Традиционно Китай стремился не допустить слишком сильного нажима на северокорейскую сторону со стороны как США, Южной Кореи и Японии, так и всего мирового сообщества.

В 2013 г. ситуация начала меняться. В январе этого года Совбез ООН принял резолюцию 2087, осуждающую действия КНДР; в ней было указано, что санкции могут быть расширены и ужесточены. КНР голосовала за принятие данной резолюции. В ответном заявлении Государственного комитета обороны КНДР говорилось о том, что политика США вошла в новую опасную фазу, а другие члены СБ ООН как марионетки слепо голосуют «за» (The National Defense Commission, 2013). Тем самым власти КНДР недвусмысленно дали понять, что позиция Китая в данном случае рассматривается крайне негативно.

После третьих ядерных испытаний, в конце февраля 2013 г в газете Financial Times была напечатана статья «China Should Abandon North Korea» («Китай должен отказаться от Северной Кореи») (Yuwen, 2013). В статье Дэн Юйвэня, заместителя главного редактора китайской газеты Study Times, представляющей

собой печатный орган партийной школы ЦК КПК, было указано пять причин, из-за которых следует пересмотреть политику КНР по отношению к КНДР и отказаться от поддержки Пхеньяна. Впоследствии появилась информация о том, что Дэн Юйвэнь был освобожден от занимаемой должности после этой публикации. Тем не менее данная ситуация продемонстрировала, что в Китае существуют различные подходы к отношениям с Северной Кореей и не все они благоприятны для последней.

7 марта 2013 г. Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию 2094, в рамках которой были серьезно ужесточены санкции в отношении КНДР, прежде всего это коснулось ее финансовой и торговой деятельности. Уже 13 марта представитель МИД КНР сообщил, что Китай приступил к выполнению резолюции практически в полном объеме. В марте стало известно, что КНР прекратила поставки сырой нефти в Северную Корею (Китай прекратил поставки сырой нефти в СК, 2013). Насколько это было обусловлено эскалацией кризиса, неизвестно. В последний раз похожая ситуация наблюдалась в 2007 г., и, по непроверенным данным, целью прекращения поставок было возвращение КНДР за стол шестисторонних переговоров.

В апреле появилась информация о том, что впервые китайская сторона не отправила в Северную Корею традиционно поставляемую ко дню рождения Ки Ир Сена продовольственную помощь (Политика Китая в отношении СК становится все более жесткой, 2013). Также власти Китая взяли под жесткий контроль деятельность представительств северокорейских банков на территории КНР. Фактически им было запрещено заниматься финансовыми операциями, так как по своему статусу такие представительства могли лишь получать деньги из КНДР для обеспечения текущей деятельности. На деле они играли роль полноценных филиалов, используемых для банковских транзакций. Был усилен досмотр северокорейских граждан при пересечении границы, что практически свело на нет возможность перевозок крупных сумм наличностью (Кирьянов, 2013).

По наблюдениям А. Ланькова, совершившего в марте 2013 г. поездку вдоль китайско-северокорейской границы, произошло серьезное усиление мер по ее охране. Эта тенденция проявилась еще в 2010 г. и, видимо, была во многом обусловлена проблемой северокорейских беженцев — одной из наиболее острых в двусторонних отношениях как КНДР и КНР, так и РК и КНР (Ьапкоу, 2013).

Официальный Пекин призывает к скорейшему возобновлению переговоров и урегулированию ситуации дипломатическим путем. Министр иностранных дел КНР Ван И прямо заявил, что Китай не допустит войны или нестабильности на Корейском полуострове. «Тем не менее, — отмечает российский кореевед А. Жебин, — для Китая иметь дело даже с ядерной КНДР, по-видимому, предпочтительнее, по крайней мере, на данном этапе, чем с объединенной Кореей, находящейся под контролем США с американскими войсками на 1400-километровой корейско-китайской границе» (Жебин, 2014, с. 58).

Итак, в настоящее время отношения КНР и КНДР складываются достаточно противоречиво. Видимо, это может быть обусловлено сменой власти в обеих странах. Новое поколение китайских руководителей во главе с Си Цзиньпином и Ли Кэцяном придерживается прагматической линии. Основная задача послед-

него десятилетия — превращение Китая в сверхдержаву — требует взвешенного подхода к формированию внешнеполитического курса. В свою очередь, молодой северокорейский лидер в стремлении нарастить политический капитал как в своей стране, так и за ее пределами, продемонстрировал готовность к обострению ситуации. Интересы двух сторон в данный отрезок времени не совпадают, однако это не означает, что такая тенденция сохранится надолго. Пока новые лидеры Китая и Северной Кореи лично между собой не встречались. Но в случае такой встречи можно ожидать определенного сближения позиций обеих стран.

Говоря о перспективах китайско-северокорейских отношений можно сделать следующий прогноз.

В краткосрочной перспективе Китай будет стремиться вернуть Северную Корею за стол переговоров, используя инструменты как экономического, так и политического давления. Эскалация конфликта и возможное вмешательство в него США вызывают серьезные опасения в Пекине — это может привести к дестабилизации ситуации в регионе, военной и гуманитарной катастрофе на Корейском полуострове, вероятному выходу американских войск на границы с КНР. В среднесрочной перспективе Китай заинтересован в сохранении status quo на Корейском полуострове. Именно этим будет обусловлена дальнейшая поддержка северокорейского режима. Дискуссии о ее целесообразности будут и дальше периодически возникать в экспертном сообществе, однако едва ли они смогут оказать решающее влияние на принятие внешнеполитических решений. Скорее, такие дискуссии могут сыграть роль еще одного рычага политического давления на КНДР. В долгосрочной перспективе Китай заинтересован в постепенной мягкой трансформации северокорейского экономического строя. Однако такой транзит может привести к ряду проблем и возникновению значительных трудностей.

Во-первых, как указывает А. Ланьков, экономические реформы в КНДР, скорее всего, приведут к краху ныне существующего северокорейского политического строя (Ланьков, 2013). Коллапс КНДР неизбежно будет связан со стремлением как США, так и КНР максимально контролировать ситуацию, что может привести к конфронтации между этими двумя государствами.

Во-вторых, в целом экономические реформы в Северной Корее по образу и подобию китайских реформ представляются маловероятными. Отсутствует огромное количество факторов, в свое время способствовавших стремительному росту китайской экономики, — это и особая роль китайских граждан за рубежом хуацяо, и благоприятная мировая экономическая конъюнктура 1990-х гг., и связанный с ней поток прямых иностранных инвестиций, и целый ряд принципиальных различий в структуре экономики в целом и в структуре производства в частности. До настоящего времени попытки проведения реформ с Северной Корее не отличались высокой эффективностью.

Традиционно на протяжении веков территория Корейского полуострова входила в сферу непосредственных интересов Китайского государства. В политической риторике китайских лидеров часто можно услышать старинную поговорку о том, что Китай и Корея — как зубы и губы. Это подчеркивает особый статус

КНДР для обеспечения безопасности КНР. Несомненно одно: роль Китая на Корейском полуострове будет расти и дальше.

Литература

Визит Ху Цзиньтао в КНДР завершился полным успехом // Жэньминь Жибао онлайн. 31.10.2005 (http://russian.people.com.cn/31521/3813785.html (дата доступа: 11.03.2013)) (Hu Jintao's Visit to the DPRK was a Complete Success // Peoples' Daily Online. 31.10.2005 (http:// russian.people.com.cn/31521/3813785.html (date of access: 11.03.2013))).

Жебин А. З. КНДР: несменяемый вектор // Проблемы Дальнего Востока. 2014. № 3. С. 4466 (Zhebin A.Z. The DPRK: Irremovable Vector // Issues of the Far East. 2014. N 3. P. 44-66).

Забровская Л. Китай и КНДР: курс на сохранение регионального статус-кво // Проблемы Дальнего Востока. 2009. № 6. C. 26-33 (Zabrovskaya L. China and North Korea: a Course to Preserve the Regional Status Quo // Issues of the Far East. 2009. N 6. P. 26-33).

Ким Чен Ир совершил неофициальный визит в Китай // Жэньминь Жибао онлайн. 07.05.2010 (http://russian.people.com.cn/31521/6977367.html (дата доступа: 11.03.2013)) (Kim Jong Il Made an Unofficial Visit to China // Peoples' Daily Online. 07.05.2010 (http://russian.people. com.cn/31521/6977367.html (date of access: 11.03.2013))).

Кирьянов О. В. Власти Китая взялись за северокорейские банки // Российская газета. 2013. 19 марта (Kirjanov O. Chinese Authorities Took up the North Korean Banks // Rossiyskaya gazeta. 19.03.2013).

Кирьянов О. В. У КНДР осталась одна опора — Китай // Азия и Африка сегодня. 2012. № 6. C. 24-30 (Kirjanov O. The DPRK Remains one Support — China // Asia and Africa Today. 2012. N 6. P. 24-30).

Китай прекратил поставки сырой нефти в СК // KBS WORLD. 25.03.2013 (http://world.kbs. co.kr/russian/news/news_In_detail.htm?lang=r&id=In&No=30061 &current_page=9 (дата доступа: 11.03.2013)) (China has Stopped the Supply of Crude Oil in NK // KBS WORLD. 25.03.2013 (http:// world.kbs.co.kr/russian/news/news_In_detail.htm?lang=r&id=In&No=30061&current_page=9 (date of access: 11.03.2013))).

Ланьков А. Куда ведут Северную Корею реформы Ким Чен Ына // http://slon.ru/world/ kuda_vedut_severnuyu_koreyu_reformy_kim_chen_yna-827006.xhtml (дата доступа: 12.05.2013) (Lankov A. Where are Kim Jong-un's Reforms leading North Korea? // http://slon.ru/world/kuda_ vedut_severnuyu_koreyu_reformy_kim_chen_yna-827006.xhtml (date of access: 12.05.2013)).

Неофициальный визит Ким Чен Ира в Китай (21.04.2004) // www.chinaconsulate.khb.ru/ rus/xwdt/04news1/t117309.htm (дата доступа: 11.03.2013) (Kim Jong Il's Unofficial Visit to China (21.04.2004) // www.chinaconsulate.khb.ru/rus/xwdt/04news1/t117309.htm (date of access: 11.03.2013)).

Политика Китая в отношении СК становится все более жесткой // KBS WORLD. 15.04.2013 (http://world.kbs.co.kr/russian/news/news_In_detail.htm?No=30527&id=In (дата доступа: 11.03.2013)) (China's Policy toward the DPRK is Becoming Tougher // KBS WORLD. 15.04.2013 (http://world.kbs.co.kr/russian/news/news_In_detail.htm?No=30527&id=In (date of access: 11.03.2013))).

Председатель КНР Ху Цзиньтао провел переговоры с лидером КНДР Ким Чен Иром // Жэньминь Жибао онлайн. 31.08.2010 (http://russian.people.com.cn/31521/7122890.html (дата доступа: 11.03.2013)) (Chinese President Hu Jintao Held Talks with North Korean Leader Kim Jong Il // Peoples' Daily Online. 31.08.2010 (http://russian.people.com.cn/31521/7122890.html (date of access: 11.03.2013))).

Ху Цзиньтао и Ким Чен Ир обменялись мнениями о шестисторонних переговорах // Жэньминь Жибао онлайн. 19.01.2006 (http://russian.people.com.cn/31521/4042317.html (дата доступа: 11.03.2013)) (Hu Jintao and Kim Jong Il Exchanged Views on the Six-Party Talks // Peoples' Daily Online. 19.01.2006 (http://russian.people.com.cn/31521/4042317.html (date of access: 11.03.2013))).

Choo J. Mirroring North Korea's Growing Economic Dependence on China: Political Ramifications // Asian Survey. 2008. Vol. 48. N 2. March/April.

Kim J. Ch. The Political Economy of Chinese Investment in North Korea: A Preliminary Assessment // Asian Survey. 2006. Vol. 46. N 6. November/December.

Lankov A. On Sino-Korean Border //The Korea Times. 24.03.2013 (http://koreatimes.co.kr/ www/news/opinon/2013/04/304_132661.html (date of access: 12.05.2013)).

Liangui Zh. Neighboring Countries of North Korea will Watch for Further Action // Global Times. 19.12.2011 (www.globaltimes.cn/NEWS/tabid/99/ID/689007/Zhang-Liangui-Neighboring-countries-of-North-Korea-will-watch-for-further-action.aspx (date of access: 12.05.2013)).

North Korea and China // Senate. 21.06.1994 (www.fas.org/spp/starwars/congress/1994/ s940621-dprk2.htm (date of access: 07.05.2013)).

North Korean Military and Nuclear Proliferation Threat: Evaluation of the US-DPRK Agreed Framework. Joint Hearing before the Subcommittees on International Economic Policy and Trade and Asia and Pacific of the comm. On International Relations House of Representatives 104th Congr. 1st sess., Febr. 23, 1995, Washington: GPO, 1995. 136 p.

Snyder S., Byun S.-W. Pyongyang Tests Beijing's Patience // http://csis.org/files/ publication/0902qchina_korea.pdf (date of access: 06.05.2013).

The National Defense Commission (NDC) of the DPRK Issued a Statement on Thursday. Pyongyang, January 24, 2013. Juche 102 (KCNA) // www.kcna.co.jp/index-e.htm (date of access: 12.05.2013).

Xiang T. Many Chinese Academics Support Harsher Sanctions Against North Korea // Global Times. 26.05.2009 (http://world.huanqiu.com/roll/2009-05/471241.html (date of access: 24.08.2015)).

Yuwen D. China Should Abandon North Korea // Financial Times. 27.02.2013 (www.ft.com/ intl/cms/s/0/9e2f68b2-7c5c-11e2-99f0-00144feabdc0.html#axzz2S9g30KtT (date of access: 12.05.2013)).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.