ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, 2023, Том 3, № 2 (59). С. 153-162.
Научная статья. Исторические науки УДК 327
DOI: 10.31696/2072-8271-2023-3-2-59-153-168
ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЙ ЕС-АСЕАН И ВЬЕТНАМ В ПОЛИТИКЕ ЕВРОСОЮЗА
Марина Анатольевна ШПАКОВСКАЯ 1, Ле Дак Винь 2
1,2 РУДН, Москва, Россия
1 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4463-880X
2 https://orcid.org/0009-0005-5424-104X
Аннотация: В статье представлен краткий обзор развития отношений между Европейским союзом и странами Азии, особое внимание уделено налаживанию связей с АСЕАН. Первая Азиатская стратегия ЕС, определившая направления для развития партнерских отношений, была принята в 1994 г. Постепенно политика Евросоюза в отношении стран АСЕАН вышла за рамки экономического сотрудничества, расширившись до взаимодействия в области политики и безопасности. Особое внимание авторы статьи уделили анализу развития отношений между ЕС и Вьетнамом.
Ключевые слова: ЕС, АТР, АСЕАН, Вьетнам, Дой Мой, многовекторная внешняя политика, стратегическое партнерство
Для цитирования: Шпаковская М.А., Ле Дак Винь. Эволюция отношений ЕС-АСЕАН и Вьетнам в политике Евросоюза // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2023, Том 3, № 2 (59). С. 153-162. DOI: 10.31696/2072-8271-2023-3-2-59-153-162
Original article. Historical science
THE EVOLUTION OF EU-ASEAN RELATIONS AND VIETNAM IN EU POLICY
Marina A. SHPAKOVSKAYA 1, Le Dac Vinh 2 2 RUDN University, Moscow, Russia
1 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4463-880X
2 https://orcid.org/0009-0005-5424-104X
Abstract: The article provides a brief overview of the development of relations between the European Union and Asian countries, with special attention paid to establishing ties with ASEAN. The first Asian strategy of the EU, which determined the directions for the development of partnerships, was adopted in 1994. Gradually, the EU policy towards the ASEAN countries went beyond economic cooperation, expanding to interaction in the field of politics and security. The authors of the article paid special attention to the analysis of the development of relations between the EU and Vietnam.
© Шпаковская М.А., Ле Дак Винь, 2023
Keywords: EU, APR, ASEAN, Vietnam, Doi Moi, multi-vector foreign policy, strategic partnership
For citation: Shpakovskaya M.A., Le Dac Vinh. The evolution of EU-ASEAN relations and Vietnam in EU policy. Yugo-Vostochnaya Aziya: ak-tual'nyye problemy razvitiya, 2023, T. 3, № 2 (59). Pp. 153-162. DOI: 10.31696/2072-8271-2023-3-2-59-153-162
В современном международном контексте Азиатско-Тихоокеанский регион превратился в важный геополитический центр, где Юго-Восточная Азия занимает все более важное стратегическое положение, и за влияние в которой идет жесткая конкуренция между великими державами. В этой конкурентной борьбе Европейский союз, как полноценный многонациональный институт, стремится стать одним из лидеров. В этом контексте Вьетнам, имеющий выгодное геополитическое положение и страна, играющая значимую роль в АСЕАН, является весьма привлекательным государством. Вьетнам более тридцати лет проводит многовекторную внешнюю политику, придерживается принципов диверсификации, многосторонности и углубленной интеграции в мировую экономику, задействуя на этом пути различные виды стратегического и всеобъемлющего партнерства, соглашения о свободной торговле и участвуя в многосторонних форумах активной международной интеграции1.
Европейский союз начал устанавливать официальные отношения со странами Азии начиная с 70-х гг. ХХ века, однако до 90-х гг. они не носили глобального характера, за исключением отношений с Японией, которая являлась форпостом западного мира в Азии в период холодной войны и представляла интерес как высокоразвитая страна в научно-техническом и экономическом отношениях. Только после подписания Маастрихтского договора (1992 г.), который заложил основы Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ), ЕС начал предпринимать первые шаги по формированию более тесных отношений с азиатскими странами.
В 1994 г. был принят первый стратегический документ «на пути к новой азиатской стратегии», с которого начинается период развития отношений между Европейским союзом и азиатскими странами2. В этом документе были четко обозначены позиции ЕС по отношению к азиатским странам, поставлены задачи по укреплению и развитию отношений для обеспечения, прежде всего, собственных (европейских) экономических интересов, впервые было определено общее стратеги-
ческое направление развития всеобъемлющей и сбалансированной основы отношений Евросоюза со странами Азии.
Среди основных целей на азиатском направлении были обозначены следующие: необходимость расширения присутствия ЕС в регионе для поддержания регионального и глобального мира и безопасности; дальнейшее укрепление торговых и инвестиционных отношений со странами региона; оказание помощи развитию менее развитых стран, особенно в области ликвидации социального неравенства, и прежде всего, нищеты; содействие процессам развития демократии, путем совершенствования государственного управления и верховенства закона; участие в построении глобальных партнерских отношений с азиатскими странами; поддержка и укрепление взаимопонимания между Европой и Азией3.
Стратегия Евросоюза в отношении стран Азии продолжала обновляться и дорабатываться - в 2001 г. был опубликован доклад «Европа и Азия. Стратегические рамки для расширения партнерства»4, в котором страны АСЕАН были определены как важнейшие экономические и политические партнёры ЕС в Азии и обозначены стратегические рамки отношений Евросоюза с азиатскими странами и субрегионами Азии на ближайшее десятилетие.
В докладе указывалось, что за период с 1996 по 2000 гг. в среднем 80% средств, выделенных Евросоюзом на сотрудничество в целях развития в Азии, направлялось в беднейшие развивающиеся страны, в том числе 32% - в наименее развитые страны региона (Бангладеш, Бутан, Камбоджа, Лаос, Непал), и 48% - в другие страны с низким уровнем дохода (Индия, Индонезия, Пакистан, Вьетнам). В 1998 г. из общего объема средств в размере около 6,3 млрд евро, выделенных Европейской комиссией на сотрудничество, 7% было направлено в развивающуюся Азию (по сравнению с 6% для Латинской Америки, 9% для стран СНГ, 15% для стран Средиземноморья и 32% для стран АКТ)5.
Также в докладе отмечалось, что принятая в 1994 г. Азиатская стратегия стала первой попыткой комплексного, всестороннего и сбалансированного взгляда на отношения между Евросоюзом и азиатскими партнерами и явилась важным шагом на пути переосмысления отношений ЕС со странами региона. В этом ключе, основываясь на накопленном опыте, и признавая огромное разнообразие стран Азии как в экономическом, политическом, так и культурном отношениях, возникла необходимость корректировки сотрудничества, с целью
адаптации его отдельных положений к современным реалиям, выделения ключевых направлений для дальнейшего развития отношений.
Согласно рекомендациям доклада, в первое десятилетие XXI в. основные усилия Евросоюза планировалось сосредоточить на укреплении политического и экономического присутствия ЕС в Азии и доведения его до уровня, более соответствующего растущему глобальному весу азиатских стран, соизмеримого с растущим глобальным весом расширенного ЕС6.
Важным документом, касающимся политики Евросоюза в отношении Азии, стала опубликованная в 2003 г. «Европейская стратегия безопасности»7, в которой были определены три восточно-азиатские страны, с которыми ЕС планировал развивать отношения в качестве «стратегических партнеров» - Япония, Китай и Индия. Кроме того, были приняты следующие программные документы для субрегионов Азии: «Новое партнерство с Юго-Восточной Азией» (2003 г.); «Европейская Стратегия по укреплению партнерства с Азиатско-Тихоокеанским регионом и островами» (2006 г.); «Руководящие принципы общей внешней политики и политики безопасности в Восточной Азии» (2012 г.) и др.
В 2018 г. были приняты еще два важных документа: «Сотрудничество ЕС в области безопасности в Азии и с Азией» и «Стратегия связаности ЕС-Азия», которые можно можно рассматривать как ответ на политику президента США Д. Трампа «Америка прежде всего» и инициативу Китая «Один пояс, один путь». Главная цель принятых документов - в продвижении экономических интересов Евросоюза в Азии в условиях динамичного развития азиатского региона, поскольку взаимовыгодное экономическое сотрудничество может способствовать формированию стабильной среды развития на Евразийском континенте8.
В настоящее время ЕС является одним из ведущих торговых партнеров АСЕАН, согласно статистическим данным за 2021 г. Евросоюз занимает третье место (после Китая и США) по товарообороту с Ассоциацией. В 2021 г. общая стоимостью двусторонней торговли составила 215,9 млрд долл. США, что на 18,6% больше, чем в 2020 г. Также ЕС занимает второе место (после США) по величине прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в АСЕАН с общим инвестиционным капиталом в 26,5 млрд долл. США9.
Что касается отношений в области политики и безопасности, то контакты и встречи проходят не только на национальном уровне между государствами-членами Евросоюза и отдельными азиатскими
странами, но и на уровне организаций, в частности, между ЕС и АСЕАН. Несмотря на то, что страны Европейского союза не вступают в военные союзы ни с одной азиатской страной и не имеют постоянных военных баз в азиатском регионе, ЕС присоединился к созданному в 1994 г. Региональному форуму АСЕАН (АРФ). Также европейские страны принимают участие в различных организациях и мероприятиях под эгидой ООН, в т.ч. в странах Азии. В контексте реализации всеобъемлющей концепции безопасности Евросоюз выступает за постконфликтное восстановление стран региона, институциональное строительство, реформирование сферы безопасности и др. Это те области взаимодействия, в которых ЕС и его государства-члены предоставляют поддержку и финансирование10.
Согласно обновленной в 2021 г. Стратегии сотрудничества Евросоюза в Индо-Тихоокеанском регионе, взаимодействие в области безопасности с АСЕАН занимает в ней центральное место. ЕС участвует в инициируемых и возглавляемых Ассоциацией механизмах, таких как ежегодное совещание министров иностранных дел АСЕАН-ЕС (ВМС), Региональный форум АСЕАН (АРФ), и других механизмах АСЕАН-ЕС. В 2012 г. Евросоюз присоединился к Договору о дружбе и сотрудничестве (ДДС), в 2016 г. - направил постоянного посла и учредил Представительство ЕС в АСЕАН, продемонстрировав свою приверженность делу укрепления и углубления отношений с Ассоциацией. Кроме того, в АСЕАН были направлены послы 25-ти стран-членов ЕС11.
На основе принятых стратегий для Азии в целом и АСЕАН, в частности, Евросоюз активно расширяет диалог по вопросам политической безопасности, борьбы с терроризмом, незаконной торговли людьми, незаконным оборотом наркотиков, пиратством, контрабандой оружия, отмыванием денег, транснациональной преступностью. Кроме того, и Европейский союз, и Ассоциация сотрудничают в сфере контроля и нераспространения ядерного оружия и оружия массового поражения12.
* * *
Развитие отношений с Вьетнамом, как одной из наиболее динамично развивающихся стран АСЕАН, представляет для Европейского союза значительный интерес. Официальные дипломатические отношения между Вьетнамом и ЕС были установлены в октябре 1990 г.13, что явилось отражением как глобальных, так и региональных изменений.
VI съезд Коммунистической партии Вьетнама, состоявшийся в декабре 1986 г., ознаменовал собой поворотный момент для страны во всех областях. Новая внешняя политика в сфере «расширения отношений со всеми странами по принципу мирного сосуществования» постепенно изменила имидж Вьетнама в международном сообществе. На этом съезде была принята политика обновления Дой Мой (Bбi Мй), представляющая собой комплексную программу реформ в экономической, политической, социальной и культурных сферах14. Благодаря принятию этой политики была создана благоприятная деловая среда, поддерживающая развитие предприятий и способствующая экономическому росту; изменилась внешняя политика - Дой Мой открыла Вьетнам для внешнего мира. В результате это помогло Вьетнаму укрепить своим позици на мировой арене, привлечь иностранный инвестиционный капитал и улучшить отношения со странами мира15.
Можно сказать, что Евросоюз стал одним из первых в признании Вьетнама в тот период. Сразу после вывода вьетнамских войск из Камбоджи в 1989 г. (до нормализации отношений с США), Вьетнам и ЕС установили дипломатические отношения16.
В июле 1995 г. Вьетнам и Евросоюз подписали Рамочное соглашение о сотрудничестве ^СА)17, заложившее правовую основу взаимодействия, касавшееся в основном сферы гуманитарнгого сотрудничества - международная программа ЕС (Международная программа Европейского сообщества - ЕС1Р), координируемая ЕС и Верховным комиссаром ООН по делам беженцев и направленная на поддержку вьетнамцев в репатриации и реинтеграции в общество. Вскоре после этого, в сентябре 1995 г., Вьетнам посетил вице-президент Европейской комиссии Мануэн Марин, который дал согласие на открытие постоянной дипломатической миссии в Ханое.
Отношения между Вьетнамом и Евросоюзом расширяются и охватывают постепенно разичные сферы сотрудничества. В 2003 г. Вьетнам и ЕС официально провели диалог по вопросам прав человека; в 2004 г. в Ханое прошел первый саммит Вьетнам-ЕС; в 2008 г. обе стороны официально начали переговоры о заключении Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Вьетнамом и ЕС (СПС), которое было парафировано обеими сторонами в 2010 г.18.
Официальное подписание Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Евросоюзом и Вьетнамом (СПС) в июне 2012 г. стало новым прорывом в отношениях двух сторон19. СПС стал правовой платформой для замены FCA, демонстрируя привер-
женность ЕС продвижению к современным, широкомасштабным и взаимовыгодным отношениям с Вьетнамом. СПС расширяет сферы сотрудничества сторон за пределы торгово-экономического взаимодействия и включает другие области, такие как окружающая среда, энергетика, технологии, эффективное государственное управление, туризм и культура, урбанизация, миграция, безопасность, борьба с коррупцией и организованной преступностью. Можно сказать, что после подписания в 2009 г. Лиссабонского договора и СПС политические отношения между двумя сторонами укрепились, о чем свидетельствует более высокая частота и уровень контактов.
Идея подписания Соглашения о свободной торговле (ССТ) между ЕС и Вьетнамом была предложена комиссаром Евросоюза по торговле Карен де Гут во время встречи с премьер-министром Нгуен Тан Зунгом в июне 2010 г. Стороны договорились начать переговоры
0 (ССТ) Вьетнам-ЕС (EVFTA), которые завершились в декабре 2015 г.20. В июне 2018 г. стороны официально подписали EVFTA и 1РА. Два года спустя EVFTA была одобрена Европейским советом в марте 2020 г. и ратифицирована вьетнамской стороной в июне 2020 г.
1 августа 2020 года EVFTA официально вступила в силу21.
В результате подписанных соглашений предприятия Евросоюза получили более выгодные условия при инвестировании и ведении бизнеса во Вьетнаме, особенно в банковском деле, транспортном секторе и др. Еще до подписания FCA ЕС провел Европейскую программу поддержки перехода к рыночной экономике во Вьетнаме (EuгoTAPViet), которая длилась с 1994 по 1999 г. и являлась крупнейшей программой технической помощи, которую Евросоюз реализовал в Азии, что помогло Вьетнаму достичь необходимых стандартов международной интеграции, выстроив тем самым единую систему стандартов управления бухгалтерским учетом и аудитом для всей страны, способствуя модернизации систем управления финансами.
Среди многих проектов, поддерживающих институциональное совершенствование и международную интеграцию для Вьетнама, нельзя не упомянуть о важной роли такого проекта Евросоюза, как Многосторонняя программа поддержки торговой политики (МиТКАР), которая проводилась с 1998 по 2017 г. В рамках МИТИАР реализовывались различные программы от предоставления учебных стипендий в Европе, организации учебных курсов, семинаров, обмена экспертами до создания онлайн-библиотек, портальных систем, вебсайтов, инвестирования в предоставление связанных с торговлей документов в национальной библиотеке, составления политических от-
четов, поддержки открытия программ обучения на получение степени
в области международной торговли в Ханойском университете внеш-
22
ней торговли22.
Успехи международной интеграции Вьетнама во многом были достигнуты благодаря сотрудничеству с Евросоюзом. Начиная с момента установления дипломатических отношений и первого проекта гуманитарной помощи ЕС1Р и до настоящего времени, содействие Евросоюза в целях развития расширилась и совершенствовалась. Шло сотрудничествло по таким проектам, как борьба с болезнями животных (1998 г.), проекты в области образования (2000 г.), городского планирования (2003 г.), заботы бездомных детях (2004 г.), развития индустрии туризма (2004 г.), и т. д. Многие проекты были ориентированы на труднодоступные горные районы, сельские районы, например, программа борьбы с малярией в шести северных горных провинциях Вьетнама и некоторых частях Лаоса и Камбоджи (1997 г.); проект здравоохранения в трех провинциях Тайбинь, Биньтхуан и Анзянг (2002 г.); Проект здравоохранения для северных и центральных горных провинций (2005 г.) и др. Кроме того, существует множество проектов для горных районов, таких как охрана лесов, природа, развитие агролесоводства, образование и т. д23.
Важность проектов Евросоюза в области помощи развитию заключается в том, что они достаточно эффективно поддерживают социально-экономическое развитие Вьетнама. Согласно Отчету о национальной стратегии для Вьетнама (2002-2006 гг.), целью ЕС является «поддержка и ускорение процесса сокращения бедности на устойчивой основе». Двумя приоритетами сотрудничества сторон являются: развитие человеческого потенциала посредством развития сельских районов, здравоохранения и образования, а также отдаленных районов, в которых проживают этнические меньшинства и др. Таким образом, эти цели и приоритеты эффективно дополняют политику модернизации и индустриализации Вьетнама в соответствии со Стратегией социально-экономического развития на 2001-2011 гг. и др.24.
Конечно, в сотрудничестве Вьетнама и Евросоюза есть еще нерешенные вопросы, такие как торговый дефицит; масштабы экспорта из Вьетнама в ЕС все еще слишком малы по сравнению со спросом в Евросоюзе на импорт и экономическим потенциалом Вьетнама; вьетнамский рынок не соответствует требованиям европейских инвесторов и др. В целом, отношения между Вьетнамом и ЕС, можно охарактеризовать как благоприятные, и они укрепляются благодаря
развитию двусторонних отношений в форме стратегических и всесторонних партнерств между Вьетнамом и ключевыми странами-членами ЕС - Германией, Францией, Италией, Испанией, Данией, Нидерландами и др.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
ШПАКОВСКАЯ Марина Анатольевна, доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории международных отношений факультета гуманитарных и социальных наук РУДН им. Патриса Лумумбы, Москва, Россия
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Marina A. SHPAKOVSKAYA, DSc (History), Professor, Department of Theory and History of International Relations, Faculty of Humanities and Social Sciences, Patrice Lumumba RUDN University, Moscow, Russia
Ле Дак Винь, магистр кафедры теории и истории международных отношений факультета гуманитарных и социальных наук РУДН им. Патриса Лумумбы, Москва, Россия
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 01.07.2023; одобрена после рецензирования 06.07.2023; принята к публикации 14.07.2023.
Le Dac Vinh, Department of Theory and History of International Relations, Faculty of Humanities and Social Sciences, Patrice Lumumba RUDN University, Moscow, Russia
Contributions of the authors: the authors contributed equality to this article. The authors declare no conflicts of interests.
The article was submitted 01.07.2023;
approved 06.07.2023;
accepted to publication 14.07.2023.
1 Чапмэн Н. XIII съезд КПВ об успехах многосторонней внешней политики Вьетнама: вызовы и возможности //Вьетнамские исследования. - 2021. - №. 3. С. 6-26. URL: https://https://cyberleninka.ru/article/n/xiii-sezd-kpv-ob-uspehah-mnogostoronney-vneshney-politiki-vietnama-vyzovy-i-vozmozhnosti
2 Toward a New Asia Strategy. URL: https://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do? uri=COM:2001:0469:FIN:EN:PDF
3 Commission Calls For A New Asia Strategy. URL: https://ec.europa.eu/commission/ presscorner/detail/en/IP_94_641
4 Europe and Asia: A strategic framework for enhanced partnerships. Communication from the Commission. COM (2001) 469 final, 4 September 2001. URL: http://ec.europa.eu/ development/icenter/repository/strategy_asia_2001_en.pdf
5 Communication from the commission Europe and Asia: A Strategic Framework for Enhanced Partnership. Commission of the Eropean communities. Brussels, 4.9.2001. URL:http://aei-dev.library.pitt.edu/38103/
6 Communication from the commission Europe and Asia...
7 Communication from the commission Europe and Asia.
8 EU steps up its strategy for connecting Europe and Asia. URL: https://europa.eu/rapid/press-release_IP-18-5803_en.htm
9 Association of South East Asian Nations (ASEAN). URL: https://policy.trade.ec.europa.eu/eu-trade-relationships-country-and-region/countries-and-regions/association-south-east-asian-nations-asean_en
10 Trân Thi Kim Dung. Quan hê giûia Viêt Nam và EU - Hà Nôi: Nxb Khoa hoc xâ hôi, 2001, Tr.157 . (Чан Тхи Ким Зунг. Отношения между Вьетнамом и ЕС - Ханой: Издательство социальных наук, 2001. - C.157.)
11 Le Van Tu. Chinh sach ngoai giao cua Lien minh Chau Au the ky XXI - Ha Noi: Nxb Khoa hoc xa hoi, 2017, Tr.187. (Ле Ван Ту. Внешняя политика Европейского Союза в 21 веке - Ханой: Издательство социальных наук, 2017. - C. 187.)
12 Hoang Thu Huyen. Thuc day quan he thiJdng mai - dau tJ giufa Lien hiep chau Au va Viet Nam trong nhufng nam dau the ky XXI - Ha Noi: Nxb Chinh tri Quoc gia SJ that, 2015, tr.102 (Хоанг Тху Хуен. Содействие торгово-инвестиционным отношениям между ЕС и Вьетнамом в первые годы 21 века - Ханой: Национальное политическое издательство, 2015. - С. 102.)
13 Pham Binh Minh, "Thoughts on Shaping New Foreign Policy," in Strategic Orientations for Vietnam Diplomacy Toward, ed. Binh Minh Pham. Hanoi: National Political Publisher, 2010.
14 VI съезд Коммунистической партии Вьетнама. М., 1988 - 252 c.
15 Кобелев Е. Вьетнам: политика «доп мой» - 20 лет // Проблемы Дальнего Востока. -2007. - № 1. - С. 48-60.
16 Новакова О.В. Геополитический код и национальные интересы Вьетнама - XXI в. // Юго-Восточная Азия: Актуальные проблемы развития. Т. II, No3 (40), 2018. С. 142-157.
17 Hiep dinh hdp tac khung EU-Viet Nam. (Рамочное соглашение о сотрудничестве между ЕС и Вьетнамом.) URL: https://www.eeas.europa.eu/sites/default/files/ framework_cooperation_agreement_en.pdf
18 Hiep dinh khung ve Doi tac va Hdp tac toan dien Viet Nam - EU. (Рамочное соглашение о партнерстве и всестороннем сотрудничестве между Вьетнамом и ЕС.) URL: https://www.eeas.europa.eu/sites/default/files/pca.pdf
19 Hiep dinh khung ve Doi tac va Hdp tac toan dien Viet Nam - EU. (Рамочное соглашение о партнерстве и всестороннем сотрудничестве между Вьетнамом и ЕС.) URL: https://www.eeas.europa.eu/sites/default/files/pca.pdf
20 Tuyen bo chung giufa Thu tiJdng Chinh phu Viet Nam Nguyen Tan Dung va Chu tich EC Jean-Claude Juncker thang 12 nam 2015. (Совместное заявление премьер-министра Вьетнама Нгуен Тан Зунга и президента ЕС Жан-Клода Юнкера, декабрь 2015 г.). URL:https://baochinhphu.vn/tuyen-bo-chung-giua-thu-tuong-chinh-phu-va-chu-tich-ec-102194841.htm
21 Hiep dinh thiJdng mai tJ do Viet Nam - EU. (Соглашение о свободной торговле между Вьетнамом и ЕС.) URL: https://trungtamwto.vn/chuyen-de/8445-van-kien-hiep-dinh-evfta-evipa-va-cac-tom-tat-tung-chuong
22 Петрасяк М. Развитие двусторонних отношений Евросоюз - Вьетнам в XXI в. // Вьетнамские исследования. Вып.6. М.: ИДВРАН, 2016. С.123-135.
23 Nguyen Hoang Giap - Nguyen Thi Que, Chinh sach doi ngoai Viet Nam thdi ky doi mdi, Nxb Chinh tri - Hanh chinh, Ha Noi, 2013, Tr.154. (Нгуен Хоанг Гиап. Нгуен Тхи Кве. Внешняя политика Вьетнама в период «дой мой». - Ханой, Издательство «Администрация-политика», 2013.) - С.154
24 Le Thu Ha. Nang tam quan he hdp tac kinh te Viet Nam vdi EU // Tap chi Kinh te doi ngoai , 2020. - So 2. (Ле Ту Ха. Подъем отношений экономического сотрудничества Вьетнама с ЕС // Внешнеэкономическое обозрение, 2020. - № 2.) - С.75.