ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34
Г. Ю. Атаян, О. Н. Амвросова
ЭВОЛЮЦИЯ отечественной банковской деятельности
И ЕЕ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ В XVII-XX вв.
В статье проведен анализ различных аспектов правового регулирования банковской деятельности XVII-XX вв. с использованием современных высокоинформативных методов исследования. Авторами отмечается, что в течение рассматриваемого периода происходило постоянное развитие и совершенствование правовых норм, регулировавших деятельность кредитных учреждений, что во многом определялось потребностями бурно
развивавшейся экономики страны. Развитие экономики сопровождалось увеличением числа и появлением новых видов кредитных учреждений, что было неразрывно связано с принятием новых законодательных актов.
Ключевые слова: государство, общество, экономика, банк, банковская система, банковская деятельность, банковские уставы, банковское законодательство, денежное обращение, кредитование.
G. и. Atayan, О. N. Amvrosova
EVOLUTION OF DOMESTIC BANKING BUSINESS AND ITS LEGAL REGULATION IN THE XVII-XX CENTURIES
The article analyzes various aspects of the legal regulation of banking in XVII-XX centuries with the reference to modern, highly informative methods.The authors note that in the period under review, there was constant development and improvement of legal norms that regulate the activities of credit institutions, which determines the need rapidly developing economy of the country in many ways.
Economic development was accompanied by increase in the number and the emergence of new types of credit institutions, which was inextricably linked with the adoption of new legislation.
Key words: state, society, economy, bank, banking system, banking, banking regulations, banking law, monetary circulation, credit.
Банковская система, безусловно, является основой основ экономики любой страны, одной из важнейших сфер национального хозяйства любого развитого государства. Современный уровень развития банковской деятельности воплощает в себе разнообразные тенденции прошлого, как правило, являющиеся противоречивыми, безнадежно устаревшими и неприемлемыми, в то же время выявляет и закрепляет новые тенденции и выдержавшие проверку временем постулаты. Поэтому, чтобы понять и разобраться в ней, необходимо изучить историю банковской деятельности и банковского законодательства, разобраться, когда и как возникло и развивалось банков-
ское дело, какие политические, социальные, экономические причины в прошлом влияли на ее становление и развитие.
Первая попытка основать учреждение банковского типа была предпринята в 1655 г. в Пскове. Псковский воевода Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин организовал своеобразный ссудный банк для купцов на основе городской управы, но проект был пресечен московским княжеством, расценившим эти действия как раскольнические, как «желание Пскова жить по своему уставу» [16 с. 47].
Вплоть до падения крепостного права практически все кредитные учреждения в России являлись казенными, причем боль-
шинству из них были присущи не столько банковские, сколько ростовщические функции. Так, уже первой попыткой правительства в становлении отечественной банковской системы можно считать с издания Указа императрицы Анны Иоанновны «О правилах займа денег из Монетной конторы» от 8 января 1733 г., где Монетной конторе (двору) приказывалось выдавать ссуды под залог золота и серебра, однако вместо банка удалось создать лишь казенный ломбард [6, с. 40].
Перенимаемые из более цивилизованных стран Западной Европы банковские учреждения возникли в России во второй половине XVIII в. В то же время, переносимые в нашу страну институты нередко приобретали самобытный оттенок. Как справедливо указывается в литературе, в целом, до финансовой реформы 1860-х гг. в России не было примеров организации подлинно банковского кредитования: в условиях, когда необходимые экономические предпосылки еще не сформировались, основной целью создания подавляющего большинства кредитных учреждений являлось по существу не кредитование, а скрытое финансирование российского дворянства [5, с. 44].
В целом это касается и правого обеспечения банковской деятельности, характеризующееся строгим законодательным регулированием всех сторон банковской деятельности при непрерывном содействии государства [19, с. 19].
Так, 13 мая 1754 г. Правительствующим Сенатом были учреждены два сословных банка в России: «Государственный заемный банк для дворянства» на предоставление краткосрочного, а с 1761 г. и долгосрочного ипотечного кредитования дворянам и «Банк для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции и купечества» для предоставления местным купцам краткосрочных ссуд под залог товаров, серебра и золота, под поручительства, а позже, под векселя «для осторожнейшего возвращения выданных денег, ссуды производить не только под верный залог, но и требовать поручителей из надежнейших лиц» [7, с. 183]. Однако оба банка почти сразу столкнувшиеся с проблемой невозврата кредитов и впоследствии приостановили свою деятельность.
Для поощрения внешней торговли Указом 21 июня 1764 г. Императрицы Екатерины II были открыты два портовых коммерческих банка в Петербурге и в Астрахани. Несмотря
на достаточно жесткие требования к заемщикам, их опыт оказался неудачным. Так, первый из них прекратил кредитные операции в связи с истощением денежных ресурсов в 1770 г., а астраханский после большого пожара 1767 г. превратился в благотворительное учреждение [12, с. 106-107].
Более детальное регламентирование банковской деятельности нашло отражение в правилах и уставах банков, изданных верховной властью и по праву считавшимися законами по банковскому делу или, высказываясь языком второй половины XVNI-XIX вв., «узаконениями по кредитной части».
Так, 18 декабря 1797 г., Указом Императора Павла I был учрежден Вспомогательный для дворянства банк, отличительной чертой которого стала выдача долгосрочных ипотечных ссуд не деньгами, а особыми банковскими билетами. Первоначально указанный документ содержал 39 пунктов Правил. В дальнейшем, 17 февраля 1798 г., император утвердил устав Вспомогательного банка, расширив его до 67 статей [11].
Так, профессор В. Т. Судейкин, описывая процесс возникновения дворянского банка в Лифляндии, являвшейся прибалтийской окраиной Российской империи, отмечал, что банки учреждались «на основании представленных остзейцами уставов» [15, с. 16]. Уставы включали общие положения о цели создания банка, размере и порядке образования капитала, управлении предприятием, операциях [10, с. 23]. Список проводимых банком операций, содержащихся в банковском уставе, был полным, под каждую сделку были подведены четкие основания. В связи с утверждением банковских уставов императором они предварительно досконально изучались специалистами Особенной канцелярии по кредитной части - органа Министерства финансов, в ведении которого было составление и рассмотрение законопроектов, охватывающих кредитную сферу.
Процедура рассмотрения банковских уставов, отраженная в научных трудах, заключалась в следующем: «...все уставы банков проходили через Особенную канцелярию по кредитной части, где дела об учреждении тянулись долго и уставы банков исправлялись согласно взглядам финансовой администрации, старавшейся во все вникнуть и все предусмотреть. Очевидно, принимались все меры, чтобы обезопасить общество от
злоупотреблений со стороны банков» [15, с. 19]. Утвержденные императором банковские уставы становились примерами для уставов вновь создаваемых однотипных банковских структур. Например, по аналогии с уставом Слободского Анфилатовского первого городского банка в России, учрежденного в 1809 г. были составлены уставы городских общественных банков [4, с. 39]. Уставы Тифлисского, Варшавского учетного и Азов-ско-Донского банков, утвержденные в законодательном порядке, т. е. императором, стали образцами для уставов всех последующих создаваемых акционерных банков.
Уставный период правового регулирования банковской деятельности ознаменовался вхождением в правовой обиход стандартных банковских уставов, которые именовались нормальными и даже образцовыми. На протяжении времени банковские правила и уставы совершенствовались, наполняясь все большим количеством норм [8].
Еще одним примером, показывающим стремление законодателя к наиболее полной регламентации отдельных аспектов банковской деятельности путем внесения изменений в существующие правовые акты, является издание в 1819 г. дополнительных статей к уставу Коммерческого банка, которые установили детальный порядок операций трансфертов между Санкт-Петербургом и Москвой и ссуд под товары [4, с. 17].
Известный исследователь деятельности русских коммерческих банков И. Ф. Гиндин раскрывал значение Устава кредитного для банков через сопоставление с уставами других субъектов хозяйствования. В утвержденных правительством уставах акционерных торгово-промышленных предприятий «параграфы, нормирующие их деятельность, имеют лишь декларативный характер», напротив, в развитие положений Устава кредитного в уставы банков обязательно вносится раздел из 20-30 параграфов, регламентирующий их деятельность [3, с. 353].
В целях упорядочения денежного обращения и совершенствования кредитных учреждений в начале XIX в. впервые появились государственные органы по регулированию кредитной деятельности. В 1810 г. была образована Комиссия погашения государственных долгов, в 1817 г. Совет государственных кредитных установлений (Совет ГКУ).
Во времена Николая I система кредитных учреждений не претерпела существенных изменений, а многочисленные нормативно-правовые акты были направлены лишь на детальную регламентацию внешней стороны деятельности кредитных учреждений. Цели государственной кредитной политики, направленные на уменьшение объемов кредитования и снижения частнопредпринимательской активности в банковской сфере, привели к финансовому застою и необходимости ликвидации старых кредитных учреждений.
В годы правления Императора Александра II государственные кредитные учреждения оказались в затруднительном положении, слабая организация кредитных учреждений свидетельствовала о ее немедленном реформировании. Так, в этот период вклады в государственные кредитные учреждения резко возрастают. Чрезмерное накопление вкладов в условиях существующей тогда кредитной системы вынуждало кредитные учреждения, рискуя ликвидностью, помещать средства из краткосрочных вкладов в долгосрочные ссуды или вообще не осуществляя активных операций, платить вкладчикам проценты и, следовательно, терпеть убытки. С целью устранения данной ситуации по инициативе министра финансов П. Ф. Брока 20 июля 1857 г. был издан Указ, снизивший процент по частным вкладам.
В 1859 г. были приняты решения, положившие начало новому этапу развития кредит-но-банковской системы, согласно которым были ликвидированы все государственные кредитные учреждения, существующие на тот момент, Заемный банк, Сохранные казны и Приказы общественного призрения переводились в подчинение министра финансов, образована комиссия для разработки проекта устройства земских банков и т. д.
И наконец, 31 мая 1860 г. Высочайшим Указом Императора Александра II образован Государственный банк Российской Империи с отделениями по всей стране. Одновременно с Госбанком начался процесс создания частных кредитных учреждений, для которых долгое время не существовало схемы вхождения в банковскую систему. Помимо Уставов, утвержденных на уровне правительства, было принято несколько общих нормативно-правовых актов, касающихся банковской деятельности. Это Положение о городских общественных банках от 6 фев-
раля 1862 г. [4, с. 59-63], Закон от 17 мая 1871 г. «О порядке учреждения кредитных установлений земствами» и «Общие правила о порядке учреждения кредитных установлений частных и общественных» от 31 мая 1872 г., в которых закреплены основные начала банковской системы в отношении порядка регистрации, размера основного капитала, распределения прибыли и отчетности, а также впервые достаточно четко определена структура банковской системы России, которая, помимо, государственных банков выделяет общественные городские и земские банки, частные банки долгосрочного и краткосрочного кредитования [16, с. 74-96].
В целом, в начале 60-х гг. XIX в. в России было разработано достаточно передовое банковское законодательство, регулирующее работу государственных, общественных и частных банков и позволяющее эффективно функционировать и совершенствоваться кредитным учреждениям. Система нормативно-правовых актов характеризовалась многообразием их видов, и отличалось обширным описанием процессов организации, функционирования и ликвидации банков и иных кредитных учреждений. Основная роль в указанной системе отводилась законам и уставам [13, с. 96-97].
В тяжелых для страны условиях банковского кризиса появился Закон от 31 мая 1872 г. [11], направленный на предупреждение чрезмерной конкуренции между банками, запрещающий их учреждение в городах, где таковые уже имелись.
Многими исследователями и политическими деятелями отмечено положительное значение Закона от 31 мая 1872 г., который в условиях нагрянувшего в 1873 г. в России банковского кризиса и его обострения в 1876 г. реализовал свое основное предназначение, остановив спекулятивное учредительство банков, предотвратив жесточайшую конкурентную борьбу в банковской системе с последующими массовыми банкротствами.
Так, И. И. Левин отмечает, что в этот период между банками действительно существовала чрезмерная и ожесточенная конкуренция [9, с. 255].
Министр финансов М. Х. Рейтерн в своем «финансовом завещании» 1877 г. писал: «Если до сих пор не было еще большого числа банков, объявленных несостоятельными, то это отчасти благодаря тому, что уже не-
сколько лет не разрешалось учреждения новых банков. Я полагаю, что следовало бы продолжать в этом же духе и во всяком случае разрешать банки только в действительно торговых местностях и не более одного в каждой» [3, с. 45].
Позже Министр финансов Н. Х. Бунге высказывался в поддержку Закона от 31 мая 1872 г., подчеркивая, что, являясь мерой исключительно временной с точки зрения свободного учредительства банков, он положил конец учредительской банковской спекуляции и упрочил работу большинства акционерных банков [8, с. 73].
Что касается Закона от 14 мая 1871 г., то основным его содержанием было разрешение земским собраниям в губерниях и уездах создавать кредитные учреждения, причем прибыль по усмотрению земского собрания могла быть направлена на удовлетворение экстренных земских нужд либо на увеличение уставного капитала таких кредитных учреждений.
В это же время были заложены основы организации мелкого кредитования. Так, в 1870 г. Специальной комиссией Императорского Московского общества сельского хозяйства был разработан типовой Устав ссудосбери-гательного товарищества, в соответствии с которым, лица, занятые земледелием и промыслом могли рассчитывать на получение оборотного капитала.
В годы царствования Александра III в банковской сфере продолжалось достаточно активная законотворческая деятельность: существовавшие кредитные учреждения подвергались значительным преобразованиям, рядом с ними создавались новые государственные кредитные учреждения, в отношении частных и общественных институтов принимались меры для большего соответствия их деятельности экономическим потребностям страны [4, с. 64-70].
Важным считается наделение Госбанка Российской Империи, в соответствии с новым Уставом 1894 г., рядом функций, свойственных не только как эмиссионному банку, но и как универсальному коммерческому банку (выдавал ссуды промышленным предприятиям, кредитовал различные отрасли, учитывал финансовые векселя и т. д.). В целях удовлетворения потребностей населения в некоторых местностях осуществление простейших операций возлагалось на
местные казначейства, кассы которых были с 1897 г. слиты с банковскими. Преобразование Госбанка повлекло упразднение Совета государственных кредитных установлений, не оправдавшего возлагавшихся на него надежд по защите его интересов в правительстве. Вместе с тем был усилен внешний надзор со стороны Государственного контроля, которому вместе с проведением ревизией отчетов перешло освидетельствование касс и кладовых, а также в выработке правил бухгалтерского учета и отчетности Госбанка [5, с. 50].
Отметим, что кризисные 70-80-ее гг. XIX в. в России можно охарактеризовать как период различного рода злоупотреблений в банковской сфере. Наиболее распространенные из них - проведение правлением банка, в целях извлечения повышенной прибыли, рискованных операций без уведомления акционеров. В частности, постоянным партнерам банка предоставлялись кредиты без должного и надежного обеспечения. Такая рискованная банковская политика привела в 1875 г. к первому банковскому краху - банкротству Московского коммерческого ссудного банка. Обязательства перед вкладчиками указанного банка на момент крушения составляли 14 млн руб., что создало панику, быстро распространившуюся сначала в межбанковской среде, а в дальнейшем - среди связанных с банками контрагентов, встревожив финансовый мир даже вне России.
Правительство вынуждено было реагировать, поскольку было очевидно, что действующее правовое регулирование банковской деятельности не могло предоставить надежных гарантий вкладчикам, доверяющим банкам свои капиталы, и оградить акционеров от недобросовестных действий банковских администраций [11]. Так, по выявленным многочисленным злоупотреблениям в банковском деле были приняты Законы, обеспечивающие защиту интересов вкладчиков и обычных акционеров банков: Закон об изменении и дополнении правил открытия акционерных коммерческих банков от 5 апреля 1883 г., Закон о порядке ликвидации дел частных и общественных установлений краткосрочного взаимного кредита от 22 мая 1884 г. в отношении различных типов кредит-но-банковских учреждений.
Постепенное реформирование кредитных учреждений продолжалось и при Императоре Николае II.
Так, Законом об учреждении мелкого кредита от 1 июня 1895 г., в сферу действия которого попали сберегательные кассы, кредитные товарищества, сельские, волостные банки, «малодостаточным лицам, сельским или станичным обществам, товариществам, артелям и другим подобным союзам» предоставлялось возможность получать на необременительных условиях ссуды, а также вносить денежные средства под проценты [4, с. 238].
Законом от 29 августа 1897 г. было подтверждено монопольное эмиссионное право Госбанка Российской Империи, на основании которого только он мог эмитировать кредитные билеты в соответствии с потребностями денежного обращения и не иначе как под обеспечение золотом в установленном законом соотношении [2].
Основным банковским актом этого периода, как отмечается в литературе, можно с уверенностью назвать Закон от 29 апреля 1902 г. «Об упрочении деятельности частных банков», ограничивающий размер городских ссуд, выдаваемых учреждениями долгосрочного кредитования из общего числа ссуд.
С 1909 г. стали набирать обороты акционерные коммерческие банки и в целом кредитно-банковская система России. Русско-Азиатский банк - это пример самого крупного дореволюционного акционерного банка с разветвленной сетью филиалов внутри страны и за ее пределами, ресурсы которого к 1917 г. составили 27 % от ресурсов всех акционерных коммерческих банков страны [14, с. 80].
Таким образом, в дореволюционной России государство являлось единственным монополистом в банковском деле. Существовавшая разветвленная многосубъектная кредитно-банковская система, предоставляющая разнообразные банковские услуги, вместе с тем, так и не успела стать по-настоящему двухуровневой. Госбанк Российской Империи находился в прямом подчинении министра финансов. Несмотря на ряд функций, совершенно не свойственных центральному банку, не имел контрольно-регулятивных полномочий в отношении субъектов нижнего уровня кредитно-банков-ской системы.
Правовое регулирование банковской деятельности в советский период ознаменовано устранением дореволюционных кредитных организаций. Основным нормативно-право-
вым актом этого времени можно полноправно считать Декрет ЦИК от 14 (27) декабря 1917 г. «О национализации банков», отражающий идею национализации «в интересах правильной организации народного хозяйства, решительного искоренения банковой спекуляции и всемерного освобождения рабочих, крестьян и всего трудящегося населения от эксплуатации банковым капиталом». Для этого был создан единый Народный банк Российской Республики.
Документ предполагал государственную монополию банковской системы, то есть исключительное право государства на создание, реорганизацию и ликвидацию банковских учреждений. Так, на протяжении 1918-1919 гг. были закрыты земельные, городские банки, общества взаимного кредита.
Завершение Гражданской войны сопровождалось новой экономической политикой, направленной на восстановление кредитной сферы при непосредственном государственном участии. Так, Декрет Совета народных комиссаров «Об отмене ограничений денежного обращения и мерах к развитию вкладной и переводной операции» от 30 июня 1921 г. отменил ограничения на наличность, имеющуюся у частных лиц, и законодательно определил неприкосновенность вкладов и банковой тайны.
В составе Наркомфина ВЦИКом 12 октября 1921 г. был образован Государственный банк, подчиняющийся народному комиссару финансов. Этот банк осуществлял кредитование различных отраслей народного хозяйства, обеспечивал денежное обращение, обслуживал кассовые операции исполнения бюджета, осуществлял эмиссию банковских билетов. Государственный банк был наделен исключительным правом совершения операций с золотом и иностранной валютой внутри России и за ее пределами. Принципами, определяющими работу Госбанка, являлись хозрасчет и безубыточность.
Базой для дальнейшего совершенствования нормотворчества в банковском деле стали Положение о Государственном банке и уставы банков. 10 ноября 1922 г. Постановлением СТО о порядке учреждения уставов и надзора за деятельностью кредитных учреждений был определен порядок создания кредитных организаций, включая коммерческие [1, с. 17]. Вместе с тем действующие органы власти не уступали свое главенство в организации кредитного про-
цесса, что было законодательно обозначено в Постановлении ЦИК и СНК СССР от 15 июня 1927 г. «О принципах построения кредитной системы СССР».
Непосредственное управление кредит-но-банковской сферой было возложено на Государственный банк. Он наделялся правом участия в советах и ревизионных проверках всех кредитно-банковских организаций с государственным капиталом; кроме того, банк имел право наблюдать за целевым использованием кредитов в различных сферах; получать информацию о балансовых данных всех кредитных организаций; запрашивать кредитную историю отдельных клиентов и сведения о текущих счетах и вкладах государственных органов. В целом документ разграничивал обязанности между банковскими учреждениями по кредитованию экономики.
Кардинальным изменениям подвергся банковский сектор во время индустриализации, в частности закрылись отраслевые кредитные организации. В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27.06.1928 г. Промбанк объединился с Электробанком, отдав выполнение краткосрочного кредитования Госбанку, оставив за собой исключительно долгосрочное предоставление кредитных средств.
Значительным вкладом в законодательное регулирование банковского дела было утверждение Устава Госбанка СССР в июне 1929 г., определяющий основную его цель «в соответствии с общим планом развития народного хозяйства регулировать денежное обращение и осуществлять краткосрочное кредитование промышленности, сельского хозяйства, торговли, транспорта и других отраслей хозяйства». Банковская деятельность Союза ССР 1930 г. характеризовалась сменой ранее существующего коммерческого (вексельного) кредитования прямым банковским кредитованием и закреплением в этой сфере принципов плановости, целевого использования, срочности и возвратности.
Были изданы Постановления СНК СССР от 14.01.1931 г. «О мерах улучшения практики кредитной реформы» и от 20.03.1931 г. «Об изменении в системе кредитования, укреплении кредитной работы и обеспечении хозрасчета во всех хозорганах», определившие измененный порядок кредитования и проведения расчетов. Кроме того, По-
становлением СТО от 23 июля 1931 г. «Об оборотных средствах государственных объединений, трестов и других хозяйственных организаций» был утвержден твердый порядок оплаты расчетных документов исключительно с разрешения плательщика.
В послевоенное время усилия государства были устремлены на восстановление экономики страны, включая меры в отношении кредитно-банковской сферы, в частности годовое составление планов сопровождалось утверждением кредитных и кассовых планов Государственного банка страны. Согласно Постановлению Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14.12.1947 г. «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары» были введены новые денежные знаки и модифицирована система снабжения населения [18, с. 49]. Кроме того, был утвержден новый Устав Госбанка, осуществлен переход курса рубля на золотую основу, проведены мероприятия по развитию деятельности Госбанка в сфере кассового исполнения Государственного бюджета СССР.
На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 23 апреля 1954 г. Госбанк СССР был исключен из структуры Министерства финансов СССР [18, с. 49]. Также Советом Министров и ЦК КПСС были приняты Постановление 21 августа 1954 г. «О роли и задачах Государственного банка СССР» и Постановление от 27 июля 1957 г. «О дальнейшем расширении прав Госбанка СССР», существенно расширившие права Председателя правления Госбанка СССР и руководителей его контор в вопросах организации процесса кредитования и расчетов.
На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1959 г. была
ликвидирована система банков долгосрочных вложений. Закрытие Сельхозбанка, Банка финансирования коммунального и жилищного строительства (Цекомбанк) и коммунальных банков сопровождалось передачей их функционала Госбанку и Промбанку СССР. Период 1987-1988 гг. ознаменовался созданием специализированных банков. Были изданы Постановления Совета Министров СССР от 6 октября 1987 г. «О перестройке деятельности и организационной структуры банков СССР» и от 31 марта 1989 г. «О переводе специализированных банков СССР на полный хозрасчет и самофинансирование», где были прописаны задачи и функции Государственного банка СССР и системы специализированных банков.
Таким образом, эволюция кредитной системы, становление и развитие банковской деятельности в России, ее правовое регулирование проходило поэтапно. Каждый из этапов характеризовался специфическими чертами формирования банковской сферы.
Главной особенностью эволюции банковской деятельности и банковского законодательства являлось активное вмешательство правительства в деятельность кредитных учреждений.
Государство, оказывая непрерывное активное правовое и иное влияние на поведение субъектов банковской деятельности, т. е. организуя работу банков через правовое регулирование, определяет особенности и вектор ее эволюции, выделяет банковские инструменты и институты, наиболее приемлемые для определенного экономического этапа и уровня развития финансовой системы государства и общества.
Литература
1. Агарков М. М. Основы банковского права. Учение о ценных бумагах. М.: Волтерс Клувер, 2005. 336 с.
2. Бугров А. В. Очерки по истории Государственного банка Российской Империи // Приложение к журналу «Банки и технологии». М.: ИГЭА, 2001. 346 с.
3. Гиндин И. Ф. Государственный банк и экономическая политика царского правительства:1861-1892 годы. М.: Госфиниздат, 1960. 414 с.
4. Гурьев А. Очерк развития кредитных учреждений в России. СПб.: Якорь, 1904. 256с.
5. Ермаков С. Л., Юденков Ю. Н. Основы организации деятельности коммерческого банка: учебник. М.: КНОРУС, 2009. 656 с.
6. Исаев М. А. История российского государства и права. М.: Статут, 2012. 840 с.
7. Идельсон В. Р. Кредит, банки и биржа. СПб: Касса взаимопомощи студентов Санкт-Петербургского политехничего института имени Петра Великого, 1914. 488 с.
8. Калитов Д. Е. Становление банковского законодательства дореволюционной России и его совершенствование в целях предупреждения банкротства банков // Банковское право. 2013. №3. С. 68-77.
9. Левин И. И. Акционерные коммерческие банки в России: сборник / под науч. ред. А. А. Белых. М.: Дело, 2010. 511 с.
10. Малинина Е. А. История банков с древнейших времен и до наших дней (очерки). СПб.: Издание М. В. Кечеджи-Шаповалова, Книжный склад Товарищества «Улей», 1913. 32 с.
11. Полное собрание законов Российской империи. Собрание II. Т. XXIV. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1850г. 699 с. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.nlr.ru/e-res/law_r/content.html. (Дата обращения: 05.04.2016).
12. Печерин Я. И. Исторический обзор правительственных, общественных и частных кредитных установлений в России. СПб.: [б.и.], 1904. С. 106-107.
13. Рашидов О. Ш. Государственно-правовое регулирование деятельности кредитных учреждений в досоветской России: дис.... канд. юрид. наук. Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия (ин-т), 2007. 25 с.
14. Русско-Азиатский банк // Финансово-кредитный словарь. М.: Финансы и статистика, 1994. 512 с.
15. Судейкин В. Т. Государственный банк. Исследование его устройства, экономического и финансового значения. СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1891. 553 с.
16. Сборник государственных знаний. Т. 4. СПб.: Издательство Д. Е. Кожанчикова, 1878. 460 с.
17. Тедеев А. А. Банковское право: учебное пособие. М.: Эксмо, 2005. 336 с.
18. Тосунян Г. А., Викулин А. Ю., Экмалян А. М. Банковское право РФ: учебник / под общ. ред. Б. Н. То-порнина. М.: Юристь, 2003. 448 с.
19. Финогентова О. Е. Законодательное регулирование банковской деятельности в России: Первая половина XVIII - начало XX вв.: дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов: СГЭА, 2004. 330 с.
References
1. Agarkov M. M. Osnovy bankovskogo prava; Uchenie o cennyh bumagah (Fundamentals of banking law; study of securities). Moscow: Volters Kluver, 2005. 336 p. (In Russian).
2. Bugrov A. V. Ocherki po istorii Gosudarstvennogo banka Rossijskoj Imperii (Essays on the history of the State Bank of the Russian Empire) // Prilozhenie k zhurnalu «Banki i tehnologii» (The Application to magazine «Banks and technologies»). Moscow: ISEA, 2001. 346 p. (In Russian).
3. Gindin I. F. Gosudarstvennyj bank i jekonomicheskaja politika carskogo pravitel'stva:1861-1892 gody (The state Bank and the economic policy of the tsarist government:1861-1892). Moscow: Gosfinizdat, 1960. 414 p. (In Russian).
4. Gur'ev A. Ocherk razvitija kreditnyh uchrezhdenij v Rossii (Outline of the development of credit institutions in Russia). St. Petersburg: Yakor', 1904. 256 p. (In Russian).
5. Ermakov S. L., Yudenkov Yu. N. Osnovy organizacii dejatel'nosti kommercheskogo banka (Fundamentals of organization of activity of commercial Bank: manual). Moscow: KNORUS, 2009. 656 p. (In Russian).
6. Isaev M. A. Istorija rossijskogo gosudarstva i prava (History of Russian state and law). Moscow: Statut, 2012. 840 p. (In Russian).
7. Idel'son V.R. Kredit, banki i birzha (Credit, banks and stock exchange). St. Petersburg: Cashier mutual students of the St. Petersburg Polytechnic Institute named after Peter the Great, 1914. 488 p. (In Russian).
8. Kalitov D.E. Stanovlenie bankovskogo zakonodatel'stva dorevoljucionnoj Rossii i ego sovershenstvovanie v celjah preduprezhdenija bankrotstva bankov (The formation of the banking legislation of pre-revolutionary Russia and its improvement in order to prevent Bank bankruptcies) // Bankovskoe pravo. 2013. No. 3. P. 68-77. (In Russian).
9. Levin I. I. Akcionernye kommercheskie banki v Rossi (Joint-stock commercial banks in Russia) / ed by A. A. Belyh. Moscow: «Delo», 2010. 511 p. (In Russian).
10. Malinina E. A. Istorija bankov s drevnejshih vremen i do nashih dnej (ocherki). (Story of banks from the earliest times to the present day (essays). St. Petersburg: Issue of M. V. Kechedzhi-Shapovalov, bookstore Partnership «Ulej», 1913. 32 p. (In Russian).
11. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. (Complete collection of laws of the Russian Empire) Collection II. Vol. XXIV. St. Petersburg: Printing II Division of the Office of His Imperial Majesty, 1850. 699 p. URL: http://www. nlr.ru/e-res/law_r/content.html. (Accessed: 05.04.2016). (In Russian).
12. Pecherin Ja. I. Istoricheskij obzor pravitel'stvennyh, obshhestvennyh i chastnyh kreditnyh ustanovlenij v Rossii (Historical overview of government, public and private credit institutions in Russia). St. Petersburg, 1904. P. 106-107. (In Russian).
13. Rashidov O. Sh. Gosudarstvenno-pravovoe regulirovanie dejatel'nosti kreditnyh uchrezhdenij v dosovetskoj Rossii: thesis. (State-legal regulation of activities of credit institutions in pre-Soviet Russia). Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod Law Academy, 2007. 25 p. (In Russian).
14. Russko-Aziatskij bank // Finansovo-kreditnyj slovar' (Financial-credit dictionary). Moscow: Finansy i statistika, 1994. 512 p. (In Russian).
15. Sudejkin V. T. Gosudarstvennyj bank. Issledovanie ego ustrojstva, jekonomicheskogo i finansovogo znachenija. (State Bank. The study of its system, the economic and financial value). St. Petersburg: M. M. Stasjulevich Printing office, 1891. 553 p. (In Russian).
16. Sbornik gosudarstvennyh znanij. Vol. 4. (A collection of public knowledge). St. Petersburg: D.E. Kozhanchikov Printing office, 1878. 460 p. (In Russian).
17. Tedeev A. A. Bankovskoe parvo (Banking law: manual). M.: Jeksmo, 2005. 336 p. (In Russian).
18. Tosunjan G. A., Vikulin A. Ju., Jekmaljan A. M. Bankovskoe pravo RF. Uchebnik (Banking law of the Russian Federation. Manual) / ed by B. N. Topornin. Moscow: Jurist', 2003. 448 p. (In Russian).
19. Finogentova O. E. Zakonodatel'noe regulirovanie bankovskoj dejatel'nosti v Rossii: Pervaja polovina XVIII -nachalo XX vv.: thesis (Legislative regulation of banking activities in Russia: First half of XVIII-beginning of XX centuries). Saratov: SSEA, 2004. 330 p. (In Russian).
УДК 378.147(34)
Л. Э. Боташева, А. С. Гондаренко
СОВРЕМЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО ПРОФИЛЯ
В статье на основе учебных планов Юридического института Северо-Кавказского федерального университета и учебно-методических материалов кафедры административного и финансового права, рассказывается об опыте реализации информационно-правового профиля и преподавании информационного права в структуре ООП бакалавриата. В статье делается вывод о перспективности информационно-правовой специализации.
В статье делается вывод о том, что дисциплина «Информационное право» не должна быть отнесена вузами к дисциплинам по выбору, ее изучение должно быть обязательным в процессе подготовки бакалавров.
Ключевые слова: информация, информационное право, учебная дисциплина, информационное общество, бакалавриат, информационно-правовой профиль, Северо-Кавказский федеральный университет, учебный план.
L. Е. Botasheva, А. S. Gondarenko
MODERN LANDMARKS IN TEACHING ACADEMIC COURSES OF INFORMATION LEGAL PROFILE
The article describes the experience of implementing information and legal profile and teaching Media Law and Bachelor in EP structure. The study is based on the curricula of the Law Institute of the North Caucasus Federal University and the teaching materials of the Department of Administrative and Financial Law. The article reveals prospects
of legal information specialization. The article claims that «Information Law» course should not be considered optional; it is supposed to be compulsory for bachelor students.
Key words: information, information law, subject matter, information society, bachelor degree course, information and legal profile, North Caucasus Federal University, curricula.
Активное формирование и развитие институтов информационного общества в современном мире через повсеместное использование информационных технологий во всех сферах привели к созданию новой инновационной отрасли российского права, которая закреплена и как самостоятельная
научная специальность 12.00.13 - «Информационное право».
Появление информационного права вызвано формированием новых отношений, требующих внимания юридической науки и практики. Следует согласиться с мнением, что сегодня информационное право нахо-