Научная статья на тему 'Эволюция образа Германии в советской пропаганде: контент-анализ материалов газеты «Правда» (январь 1933 -июнь 1941 г.)'

Эволюция образа Германии в советской пропаганде: контент-анализ материалов газеты «Правда» (январь 1933 -июнь 1941 г.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3549
548
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕССА / ГАЗЕТА / "ПРАВДА" / ОБРАЗ ГЕРМАНИИ В СОВЕТСКОЙ ПРОПАГАНДЕ / СОВЕТСКАЯ ПРОПАГАНДА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Григорьева О. И.

В статье предпринята попытка проследить эволюцию образа Германии в советской пропаганде 1933 1941 гг. Автором был проведен количественный анализ текстов газеты «Правда» за период с 1933 по 22.06.1941 г., содержащих информацию о Германии, с целью последующей содержательной интерпретации выявленных закономерностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article carries out a quantitative analysis of texts, which contained any information on Germany and were published in the newspaper «Pravda» during the period of 1933 22.06.1941, with the purpose of a subsequent substantial interpretation of the revealed regularities.

Текст научной работы на тему «Эволюция образа Германии в советской пропаганде: контент-анализ материалов газеты «Правда» (январь 1933 -июнь 1941 г.)»

О. И. Григорьева

ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ГЕРМАНИИ В СОВЕТСКОЙ ПРОПАГАНДЕ: КОНТЕНТ-АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ ГАЗЕТЫ «ПРАВДА» (январь 1933 - июнь 1941 г.)

Работа представлена кафедрой политической истории Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Научный руководитель - кандидат исторических наук, профессор В. И. Тропин

В статье предпринята попытка проследить эволюцию образа Германии в советской пропаганде 1933-1941 гг. Автором был проведен количественный анализ текстов газеты «Правда» за период с 1933 по 22.06.1941 г., содержащих информацию о Германии, с целью последующей содержательной интерпретации выявленных закономерностей.

The author of the article carries out a quantitative analysis of texts, which contained any information on Germany and were published in the newspaper «Pravda» during the period of 1933 - 22.06.1941, with the purpose of a subsequent substantial interpretation of the revealed regularities.

Великая Отечественная война советского народа против фашистской Германии (1941-1945 гг.) явилась переломным событием в истории России XX в. Героизм и мужество советских людей, сплотившихся в час опасности для Родины, явились главным фактором, позволившим одержать победу над врагом. Немаловажную роль в победу внесла и советская пропаганда, посредством которой государство оказало серьезное мобилизующее влияние на народы Советского Союза. Для единения общества в момент смертельной угрозы была необходима «идея», уверенность в том, что борьба «правая», а также осознанный образ врага, которым стала фашистская Германия. Многовековой опыт взаимоотношений двух культур, в котором были и периоды сближений, и противоборства, создал ситуацию, когда для формирования образа врага потребовались продуманные пропагандистские усилия1 .

Процесс пропаганды в Советском Союзе являлся результатом целенаправленного действия Всесоюзной Коммунистической

партии (большевиков) и осуществлялся в таких формах, как печать, радио, художественная литература, театр, кино, изобразительные искусства.

В данной работе предпринята попытка проследить эволюцию образа Германии в советской пропаганде - в газете «Правда» за 1933-1941 гг. Выбор газеты «Правда» обусловлен тем, что эта газета являлась главным печатным органом ЦК ВКП(б) и имела огромный авторитет в стране. Именно «Правда» выражала официальную точку зрения партии по актуальным вопросам как внутренней, так и внешней политики СССР. Массовые тиражи газеты охватывали значительную часть населения Советского Союза, а в дальнейшем ее материалы перепечатывались другими печатными органами.

О том важном значении, какое имела в СССР периодическая печать, свидетельствует принятое 14 ноября 1938 г. постановление ЦК ВКП(б) «О постановке партийной пропаганды...», в котором прямо говорилось, что «в пропаганде марксизма-

9 2

ленинизма решающим оружием должна являться печать», поскольку она дает возможность «ту или иную истину сразу сделать достижением всех»2. И первое место в ряду печатных изданий вплоть до конца 1980-х гг. занимала «Правда», материалы которой позволяют выявить, каким образом и в каком направлении действовал механизм официальной советской пропаганды.

Материалы «Правды» многократно привлекали внимание как отечественных, так и зарубежных историков. Существует целый ряд статей и диссертаций, монографий и юбилейных сборников, в центре которых находится газета и освещаемые на ее страницах темы.

Интересующая нас тема - образ Германии на страницах газеты «Правда» в 1930-е -начале 1940-х гг. - специально затрагивается лишь в нескольких статьях советских исследователей. Это работы С. И. Кузьминой «Газета советских коммунистов о движении сопротивления в Германии (19291939)» (1977)3 и М. А. Бочиной «Антифашистская тема в "Правде" (1933-1937)» (1987)4. Обе статьи ограничены антифашистской и коммунистической проблематикой и, кроме того, не охватывают полностью интересующий нас период. С 1990-х гг. в отечественной историографии возникает интерес к исследованию периодической печати как одного из каналов формирования общественного мнения 1930-1940-х гг. При этом исследователи, как правило, рассматривают образ всего Запада5, сопоставляют советские печатные издания с подобными германскими (например, с журналами «Огонек» и Berliner Illustrirte Zeitung)6, не выделяя отдельно газету «Правда» или формирование образа Германии на страницах периодики. Следует также отметить статью американского историка Джеффри Брукса «Людей, которые не читают газет, надо морально убивать на месте» (2006) 7, посвященную роли «Правды» в советском обществе. Автор, помимо прочего, уделил внимание влиянию газеты на формирова-

ние образа Германии накануне Великой Отечественной войны.

Таким образом, историография рассматриваемой нами темы весьма немногочисленна и ограничивается несколькими статьями отечественных и зарубежных исследователей. В них затрагиваются отдельные аспекты темы, но в целом приходится признать, что проблема формирования образа Германии на страницах газеты «Правда» остается малоизученной.

Хронологически работа охватывает период с 1933 по 1941 г., что позволит проследить изменения частоты и характера сообщений о Германии на страницах «Правды» на трех исторических этапах: непосредственно перед приходом Гитлера к власти, между утверждением власти нацистов и заключением советско-германского пакта о ненападении и в промежутке от пакта о ненападении до начала Великой Отечественной войны.

Цели работы - провести количественный анализ текстов газеты за весь период с 1933 по 22 июня 1941 г., содержащих информацию о Германии, для последующей содержательной интерпретации выявленных закономерностей (контент-анализ).

Для того чтобы минимизировать субъективный фактор при рассмотрении темы, был проведен сплошной подсчет количества материалов «Правды» (статей, заметок, информационных сообщений, выступлений и т. д.) за указанный период, содержащих информацию о Германии. Все материалы, содержащие упоминание «Германии», были сведены в тематические рубрики: 1) «Внутриполитическая ситуация в Германии» (политическая и партийная жизнь, репрессивное законодательство, за исключением тем, связанных с Коммунистической партией Германии (КПГ); 2) «КПГ» (материалы, посвященные Компартии и тесно связанному с ней рабочему движению Германии: как деятельности партии, так и репрессиям против нее); 3) «Социальные проблемы в Германии» (безработица, преступ-

ность, проституция, суициды, положение различных половозрастных групп населения: детей, женщин, молодежи); 4) «Культура, наука и спорт»; 5) «Экономика Германии» (промышленность, сельское хозяйство); 6) «Подготовка к войне и военные действия» (милитаризация, армия, мобилизации и события начального этапа Второй мировой войны); 7) «Международное положение и внешняя политика»; 8) «Германия и СССР» (советско-германские отношения во всем многообразии: дипломатические, экономические, культурные и пр., отклики прессы двух стран на события друг у друга, а также информация о «германском следе» в деятельности «врагов народа» на больших московских процессах); 9) «Международная антифашистская борьба и Германия» (материалы об антифашистском движении, связанные с Германией).

Группировка всего материала по рубрикам позволила, во-первых, создать относительно надежную ориентировку в большом массиве газетной информации и, во-вторых, наглядно проследить, какие стороны жизни Германии доводились до советского читателя в те или иные периоды времени. Интерес представляет и общая динамика частоты упоминаний Германии в газете.

Сразу стоит оговорить тот момент, что при сплошном подсчете частоты упоминаний не проводилась оценка степени эмоционального накала газетных текстов. Тотальный анализ всех материалов по данному принципу вряд ли был бы целесообразен: он лишь подтвердил бы тот неоспоримый факт, что до августа 1939 г. в советских публикациях о Германии преобладал негативный либо эмоционально нейтральный тон, а в последующем - нейтральный либо позитивный.

За период с 1 января 1933 по 22 июня 1941 г. в «Правде» было опубликовано более 18 880 материалов, в той или иной степени связанных с Германией. Как видно из табл. 1, наибольшее количество публикаций приходится на 1933 (2528), 1934 (2262),

1939 (2219) и 1940 (2703) гг., наименьшее -на 1938 г. (1732). В течение 1935-1937 гг. наблюдается стабильная частота упоминаний, характеризующаяся средними показателями (2046, 2022 и 2077 материалов соответственно). Легко заметить, что пик интереса к Германии на страницах «Правды» приходится на первые два года правления нацистов и на 1939-1940 гг., т. е. на периоды, когда происходила смена советских пропагандистских установок. Отметим здесь, что за семь первых месяцев 1939 г. в «Правде» появилось 1018 материалов о Германии (в среднем 145,4 за месяц), а за последние пять - 1201 (240,2 за месяц), причем основное количество приходится на август -октябрь (238, 391 и 227 соответственно) -первые месяцы после заключения Пакта о ненападении. Таким образом, можно сделать вывод, что на частоту упоминаний Германии в сторону увеличения влияли изменения в характере советско-германских отношений.

Наиболее популярными темами публикаций являлись проблемы внешней политики и международного положения Германии (за 01.01.1933-22.06.1941 - 39% от всего количества публикаций), подготовки к войне и военных действий (23%), взаимоотношений Германии и СССР (10%), деятельности КПГ и внутриполитической ситуации в стране (по 9%). Стабильно невысокий процент публикаций приходится на материалы, отнесенные в рубрики «Социальные проблемы в Германии», «Международная антифашистская борьба и Германия» (по 3%), «Культура, наука и спорт» и «Экономика Германии» (по 2%).

В течение 1933-1941 гг. тематика «германских» материалов газеты «Правда» претерпевала существенные изменения: одни темы выходили на первый план, другие исчезали. Наиболее характерные примеры демонстрируют тематические блоки, посвященные росту милитаризма и военным действиям Германии, деятельности КПГ и международному антифашистскому движению.

Так, публикации, отнесенные к рубрике «Подготовка к войне и военные действия», в период с 1933 по 1938 г. занимали 3-7% от общего числа материалов о Германии, после чего происходит их стремительный рост - от 33% в 1939 г. (тут необходимо учитывать, что война началась лишь в сентябре) до 81% в 1941 г. Два других тематических блока, напротив, демонстрируют тенденцию к угасанию внимания к ним: если в 1933 г. освещение вопросов, связанных с Компартией Германии, занимало более трети всех «германских» публикаций газеты (36%), а в 1935 - всего 9%, то на протяжении 1937-1939 г. немецких коммунистов касается не более 1% публикаций, после чего эта тема практически полностью исчезает. Аналогичная ситуация и с рубрикой «Международная антифашистская борьба и Германия»: 1933-1934 гг. - по 7%, в 19361937 - по 3%, в 1939 - 1%, в 1940 - 0 публикаций. Заметное снижение после 1939 г. наблюдается и в количестве материалов по внутриполитической ситуации в Германии: 1-2% от общего числа против 15-16% в 1933-1934 гг. и 11% в 1938 г. В то же время подавляющее число публикаций 19391941 гг. приходится на материалы, связанные с войной и внешней политикой: 80% в 1939 г., 90 - в 1940 г., 93,5 - в 1941 г. (до 22 июня). Обращает на себя внимание относительно невысокий процент публикаций, касающихся различных аспектов взаимоотношений СССР и Германии - по 8% в 19331935 гг., 2-7% в 1939-1941 гг.; высокие доли характерны лишь для 1936-1937 гг., но они связаны в первую очередь с разоблачением деятельности «германских шпионов» на больших московских процессах и имеют скорее косвенное отношение к проблеме советско-германских связей.

Все это позволяет нам указать на приоритет, отдававшийся «Правдой» освещению внешнеполитической и военной деятельности фашистской Германии - будущего противника советского народа в Великой Отечественной войне.

Особого внимания заслуживают опубликованные в «Правде» накануне Великой Отечественной войны отдельные материалы, в которых узнаются клише советской пропаганды 1933-1939 гг. Так, слова из первомайской передовицы, в которой о Советском Союзе пишется как «о стране... где выброшена на свалку истории мертвая идеология, делящая людей на "высшие" и "низшие" расы»8, содержат очевидный намек на идеологию фашистской Германии. Передовая «Правды», вышедшей на следующий день после выступления Сталина перед выпускниками военных академий РККА 5 мая 1941 г., сообщает о том, что гражданам Советского Союза «в нынешней сложной международной обстановке нужно быть готовым ко всяким неожиданностям... »9. Характерны участившиеся случаи упоминаний деятелей мирового рабочего движения, Международной организации помощи борцам революции (МОПР), прочно ассоциирующихся с антифашистской борьбой10. Симптоматичен и факт присуждения в марте 1941 г. Сталинских премий С. Эйзенштейну, П. Павленко, Н. Черкасову и А. Абрикосову за вышедший тремя годами ранее фильм «Александр Невский», который активно использовался в антифашистской пропаганде 1938-1939 гг.11 Но, говоря о подобных материалах «Правды» весны 1941 г., следует отметить, что они малочисленны и осторожны. Зато недвусмысленны материалы, вроде известного сообщения ТАСС от 14 июня 1941 г., в которых по-прежнему говорится о нерушимости советско-германского договора и нелепости слухов о предстоящей войне12.

Таким образом, образ Германии на страницах «Правды» в течение 1933-1941 гг. претерпел существенные изменения. Германия накануне прихода А. Гитлера к власти предстает перед читателем государством, полным социальных, политических и экономических противоречий. Особое внимание уделяется дестабилизирующей роли фаши-стов, и в особенности, социал-демократов

Таблица 1

Упоминание Германии в газете «Правда» в 1933 - пер. пол. 1941 г.

\ ^ \ ^ \ ^ \ о. \ *о \ ^ \ 2 \ о \ |_ \ Внутриполитическая ситуация в Германии КПГ Социальные проблемы в Германии Культура, наука, спорт Экономика Германии Подготовка к войне и военные действия Международное положение и внешняя политика Германия и СССР Международная антифашистская борьба и Германия Всего / % от общего числа

1933 377 905 68 59 97 75 550 213 184 2528

15% 36% 3% 2% 4% 3% 22% 8% 7% 13%

1934 356 392 82 60 96 98 823 188 167 2262

16% 17% 4% 3% 4% 4% 37% 8% 7% 12%

1935 221 193 98 86 53 199 936 160 100 2046

11% 9% 5% 4% 3% 10% 45% 8% 5% 11%

1936 123 97 70 24 57 138 1079 378 56 2022

6% 5% 3% 1% 3% 7% 53% 19% 3% 11%

1937 146 19 70 31 64 88 1028 577 54 2077

7% 1% 3% 1% 3% 4% 50% 28% 3% 11%

1938 188 19 26 15 24 114 1240 75 31 1732

11% 1% 2% 1% 1% 7% 71% 4% 2% 9%

1939 137 12 36 25 44 727 1062 162 14 2219

6% 1% 2% 1% 2% 33% 47% 7% 1% 12%

1940 49 0 32 34 19 1907 528 134 0 2703

2% 0% 1% 1% 1% 70% 20% 5% 0% 14%

1941 19 1 4 22 6 1048 162 28 4 1294

1,5% 0% 0,3% 1,7% 0,5% 81% 12,5% 2,2% 0,3% 7%

Всего 1691 1708 509 372 481 4614 7766 2004 638 18883

9% 9% 3% 2% 2% 23% 39% 10% 3%

(«социал-фашистов»), которым успешно противостоит единственная сила - КПГ, ведущая борьбу за права рабочего класса. В течение 1933-1934 гг. в материалах газеты происходит становление однозначно негативного образа Германии как страны, национал-социалистические власти кото-

рой аккумулируют в себе тотальный разгул всех низменных инстинктов: от антисоветизма до антисемитизма и от государственного поощрения всевозможных асоциальных явлений, вроде проституции и гомосексуализма, до подчеркнуто агрессивной внешнеполитической доктрины, направ-

ленной в первую очередь против СССР. Одновременно с этим присутствует строгое разграничение между нацизмом, представляющим интересы реакционной части монополистического капитализма, с одной стороны, а с другой - трудовыми массами немецкого народа, ведущими во главе с коммунистами борьбу против фашизма. Эти «две Германии» прямо противостоят друг другу и слабо соприкасаются, что вполне укладывается в рамки устоявшихся доктрин пролетарской солидарности и интернационализма. Симптоматично, что наиболее популярными темами при освещении Германии являются деятельность немецких коммунистов и рост антифашистского движения, внешняя и внутренняя политика нацистов.

Кардинальный поворот в освещении образа Германии происходит сразу после подписания Пакта о ненападении. На первый план выдвигаются материалы, призванные продемонстрировать военные, экономические и промышленные достижения Третьего рейха. Сообщения, содержащие

данные о положении дел в Германии, а также публикации на темы, связанные со Второй мировой войной (составляющие подавляющее большинство от общего числа «германских» материалов), подчеркнуто лаконичны и лишены негативной коннотации.

Появившиеся весной 1941 г. сообщения на антифашистскую тематику малочисленны и осторожны ввиду позиции советской стороны. СССР до самого момента нападения фашистской Германии на страницах своего главного печатного издания акцентировал внимание на соблюдении Пакта о ненападении между Германией и Советским Союзом.

Следовательно, несмотря на то, что образ фашистской Германии как врага был временно «законсервирован» советской пропагандой после подписания Пакта о ненападении, этот образ уже был сформирован в сознании граждан, что сыграло свою мобилизующую роль в период Великой Отечественной войны советского народа против фашистской Германии.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Горяееа Т. Убить немца: образ противника в советской пропаганде // Родина. 2002. № 10. С. 41.

2 О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)» // Решения партии о печати. М.: Политиздат, 1941. С. 177.

3 Кузьмина С. И. Газета советских коммунистов о движении сопротивления в Германии (19291939) // Вопросы германской истории: Великий Октябрь и революционное движение в Германии. Вып. 5. Днепропетровск, 1977. С. 109-114.

4 Бочина М. А. Антифашистская тема в «Правде» (1933-1937) // Ленинская «Правда» и проблемы истории партийно-советской журналистики. М., 1987. С. 83-92.

5 Первухина К. М. Европейская культура в советской периодике 1930-х гг.: журнал «Интернациональная литература» // Россия и Европа в XIX-XX веках. Проблемы взаимовосприятия народов, социумов, культур. М., 1996. С. 116-128.

6 Туровская М. Легко на сердце, или Kraft durch Freude // Советская власть и медиа. СПб., 2006. С. 242-261.

7 Брукс Дж. Людей, которые не читают газет, надо морально убивать на месте // Советская власть и медиа. СПб., 2006. С. 228-241.

8 Правда. 1941. 1 мая.

9 Правда. 1941. 6 мая.

10 Правда. 1941. 18 марта; Там же. 1941. 7 мая; Там же. 1941. 8 мая.

11 Правда. 1941. 16 марта.

12 Правда. 1941. 14 июня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.