Эволюция оборудования
для упаковки продуктов в модифицированной газовой среде
ЙР
ГЛАВНАЯ ТЕМА / Современная упаковка
М.А. Куприянов
ГНУ ВНИИ мясной промышленности им. В.М. Горбатова Россельхозакадемии
Большинство производителей мясопродуктов Европы и США, которые реализуют свою продукцию на перенасыщенных рынках, понимают, что именно современная упаковка в модифицированной газовой среде (МГС) во многом помогает продать товар.
^ Отечественное производство в последние годы также активно инвестирует в новое упаковочное оборудование и материалы. Вызвана их активность, как растущей конкуренцией, так и ростом сегмента мясных полуфабрикатов, для которого наиболее актуальна проблема сохранения охлажденного продукта. Блюда высокой степени готовности пользуются в мегаполисах всё большим спросом у людей, которые значительную часть времени посвящают работе.
4
Первые попытки российского бизнеса внедрить упаковку в МГС пришлись ещё на начало 2000-х, но большого успеха не имели, поскольку платежеспособный потребительский спрос был невелик, а технологии дороги. При нынешних уровнях доходов населения и развития упаковочных технологий, при современном состоянии культуры потребления, МГС перестаёт быть редкостью на полках супермаркетов. Это закономерно, ведь именно качественная и правильная упаковка мясной продукции позволяет:
— в несколько раз увеличить срок хранения продукции;
— сократить или полностью исключить применение консервантов;
— минимизировать возврат просроченных продуктов;
— расширить географию продаж;
— производить принципиально новые продукты;
— упаковывать продукты в привлекательную упаковку и т.д. Первым этапом производства
продукции, упакованной в МГС, стали обычные вакуумные камерные машины «Вебоматик» и «Хен-ковак», (Webomatic, Иепкоуас), производительность, которых напрямую зависит от оператора. На таком оборудовании требуется большое количество подготовительных действий: оператор должен взять барьерный полимерный пакет, раскрыть его (из-за статического прилипания материалы некоторых производителей проблематично открыть), уложить продукцию, разложить неупакованные пакеты в зоне запайки, расправить пакеты так, чтобы не было складок и т.д. К тому же при наполнении упаковки, газ поступает во всю камеру, что приводит к большому расходу газовой смеси. Правда, стоимость таких машин, в сравнении с остальным оборудованием, позволяющем производить упаковку в МГС, невелика. Вследствие чего, они остаются самым популярным видом оборудования для производства продукции в модифицированной газовой среде.
Следующий этап развития упаковки продукции в МГС — это машины для производства групповой упаковки (Согг Уас), с помощью которых продукция упаковывается целыми коробками. На таком оборудовании газовая смесь закачивается через специальные зонды, что позволяет немного сократить её расход.
Требования рынка постоянно меняются, и многие производители решили разделить ассортимент выпускаемой в МГС продукции. Например, для обеспечения сохранности охлажденных полуфабрикатов, готовых блюд, паштетов, салатов, нарезки и т.д. стали использовать трейсиллеры (запайщики лотков) «Мондини», Сил-пак», «Мультивак» (Моп&т, 8еа1-Рас, МиШуас). Следует отметить, что для работы на таких машинах необходимо использовать лоток со сварочным слоем (чаще всего это полиэтилен или полипропилен). Для работы с МГС, лотки должны иметь барьерный слой (БУОИ или РУБС).
Продукция укладывается в лоток, вакуумируется, в упаковку
4
ВСЁ О МЯСЕ №5 октябрь 2008
Современная упаковка / ГЛАВНАЯ ТЕМА
закачивается МГС и запаивается барьерной пленкой. Этот вид оборудования дает возможность получить жесткую упаковку. Кроме того, подобная техника минимизирует число рабочих мест и оптимизирует потоки продуктов. Такие машины можно интегрировать в линии. В зависимости от производительности они могут удовлетворить запросы и небольших, и крупных предприятий.
Другую часть продукции, нуждающуюся в упаковке с МГС (колбасы сосиски, сардельки) можно упаковать на машинах двух типов: горизонтальные упаковочные линии типа флоупак — «Илапак», «Ульма», «Фуджи» (Ilapak, Ulma, Fuji) или термоформующее оборудование «Мультивак», «ЦФС», «Рипак» (Multivac, CFS, Repack).
Принцип действия горизонтальных машин флоупак такой: из одного рулона барьерной пленки формируется «рукав», в него автоматически помещается продукция. Далее в упаковку подается газовая смесь, вытесняющая атмосферный воздух из рукава, и пакет автома-
тически запаивается. На таких машинах продукт поступает в один ряд, что позволяет сократить количество операторов в зоне укладки, правда ассортимент упаковки будет ограничен.
Так называемые термофор-меры делают упаковку из двух пленок: нижней — толстой, из которой вытягивается форма, и верхней — тонкой, которой эта форма запаивается. Ячейка с продукцией вакуумируется, после чего идет впрыск газа. В этой системе есть и свои плюсы, и свои минусы. Плюсы в том, что можно достаточно оперативно менять размеры форм. Такие машины можно использовать как для вакуумной упаковки, так и для упаковки в МГС. Меняя нижнюю пленку, можно получать и гибкую упаковку, и жесткий запаянный лоток. Основной минус — это размеры оборудования, которые обусловлены наличием зоны укладки продукции.
Развитие этой системы привело к созданию самого нового, на настоящее время, поколения оборудования для производства продук-
ции в МГС. Проект, осуществленный компанией «Силд Эйр Крио-вак» (Sealed Air Cryovac) совместно с «Мультивак», позволил совместить вакуумную скин-упаковку дарфреш (Darfresh®) с упаковкой в МГС. Данный вид упаковки завоевывает все большую популярность в Европе, особенно во Франции. Как и стандартная упаковка дарфреш, упаковка Криовак дарфреш относится к разряду скин-упаковки. Она одинаково подходит как для нежных и мягких продуктов, так и для жестких, даже таких, как мясо с костью. За счет того, что пленка фиксирует продукт на подложке, становится возможной вертикальная презентация продукта, что особенно актуально для современных супермаркетов.
Небарьерная верхняя пленка
Дополнительным преимуществом упаковки является наличие второй верхней пленки. Между двумя верхними пленками образуется пространство, которое можно использовать в технологических или рекламных целях:
• впрыск газовой смеси между двумя пленками позволяет использовать небарьерную среднюю пленку, непосредственно контактирующую с продуктом, что дает возможность сохранить естественный красный цвет мяса. На протяжении всего срока годности цвет мяса будет оставаться ярким благодаря подпитке кислородом через небарьерную пленку;
• небольшая упаковка соуса или рекламный буклет малого формата, помещенные между пленками, выделят упаковку из общей массы продуктов на прилавках супермаркета.
№5 октябрь 2008 ВСЁ 0 МЯСЕ
5