Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ НОРМАТИВНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ИНСТИТУТА ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИИ В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН'

ЭВОЛЮЦИЯ НОРМАТИВНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ИНСТИТУТА ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИИ В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уголовно-процессуальное законодательство / уголовное судопроизводство / применение / элек-тронная информация / этапы / эволюция / нормативная регламентация. / ќонунгузории мурофиавии љиноятї / мурофиаи судии љиноятї / истифодабарї / иттилооти электронї / марњилањо / тањавуллот / батанзимдарории меъёрї.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдуллобекзода Т. А.

В статье автор анализирует эволюцию нормативной регламентации института применения электронной информации в уголовно-процессуальном законодательстве Республики Таджики-стан. В результате анализа предлагается авторская периодизация этапов развития уголовно-процессуального законодательства относительно применения электронной информации в уго-ловном судопроизводстве Республики Таджикистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абдуллобекзода Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF NORMATIVE REGULATION OF THE INSTITUTE FOR THE APPLICATION OF ELECTRONIC INFORMATION IN THE CRIMINAL PROCEDURE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Дар маќола муаллиф тањаввулоти танзими меъёрии институти истифодабарии иттилооти электрониро дар ќонунгузории мурофиавии љиноятии Љумњурии Тољикистонро тањлил намудааст. Дар натиљаи тањлил марњилањои муаллифии рушди ќонунгузории мурофиа-вии љиноятї оид ба истифодабарии иттилооти электронї дар мурофиаи судии љиноятии Љумњурии Тољикистон пешнињод карда шудааст.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ НОРМАТИВНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ИНСТИТУТА ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИИ В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»

^ДиНБАРИ ОЛИМОНИ ЧАКОН

Трибуна молодых ученых Tribune Of Young Scientists

удк 343.1

эволюция нормативной регламентации института применения электронной информации в уголовно-процессуальном законодательстве республики таджикистан

тахдввулоти меъёрии танзими институти истифодабарии маълумоти электрони дар цонунгузории мурофиавии чиноятии

чум^урии точикистон

the evolution of normative regulation of the institute for the application of electronic information in the criminal procedure legislation of the republic of tajikistan

Абдуллобекзода Т. А.

Abdullobekzoda TA.

Адъюнкт 2-го курса адъюнктуры Волгоградской академии МВД России, старший лейтенант милиции Адъюнкти курси 2-юми адъюнктураи Академияи ВКД Россия дар ш. Волгоград, лейтенанти калони милитсия Adjunct of the 2nd year of postgraduate studies at the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

senior lieutenant of militia

Научная специальность: 12.00.09 - Уголовно-процессуальное право (5.1.4. Уголовно-правовые науки).

Ихтисоси илми: 12.00.09 - Хукук;и мурофиаи чиноятй (5.1.4. Илмх,ои х,укук;й-чиноятй).

Scientific specialty: 12.00.09 - Criminal Procedure Law (5.1.4. Criminal law sciences).

Рецензент: Рахмаджонзода Р.Р. - заместитель начальника Академии МВД Республики Таджикистан по науке, доктор юридических наук, доцент, подполковник милиции.

Такриздщанда: РАХ,МАДЧ,ОНЗОДА Р.Р. - муовини сардори Академияи ВКД Чумхурии Точикистон оид ба илм, доктори илмх,ои хукукшиносй, дотсент, подполковники милитсия.

Reviewer: Rakhmadzhonzoda R.R. - deputy head of the Academy of the Ministry of internal affairs of the Republic of Tajikistan for science, doctor of law, associate professor, lieutenant colonel of militia.

Аннотация. В статье автор анализирует эволюцию нормативной регламентации института применения электронной информации в уголовно-процессуальном законодательстве Республики Таджикистан. В результате анализа предлагается авторская периодизация этапов развития уголовно-процессуального законодательства относительно применения электронной информации в уголовном судопроизводстве Республики Таджикистан.

Ключевые слова: уголовно-процессуальное законодательство, уголовное судопроизводство, применение, электронная информация, этапы, эволюция, нормативная регламентация.

E-mail:

temurmalik. abdullobekzoda@bk. ru

Аннотатсия: Дар макола муаллиф тахаввулоти танзими меъёрии институти истифо-дабарии иттилооти электрониро дар конунгузории мурофиавии чиноятии Чумхурии Точикистонро тахлил намудааст. Дар натичаи тахлил мархилахои муаллифии рушди конунгузории мурофиавии чиноятй оид ба истифодабарии иттилооти электронй дар муро-фиаи судии чиноятии Чумхурии Точикистон пешниход карда шудааст.

Вожа^ои калиди: конунгузории мурофиавии чиноятй, мурофиаи судии чиноятй, исти-фодабарй, иттилооти электронй, мархилахо, тахавуллот, батанзимдарории меъёрй.

Annotation: In article the author analyzes the evolution of the normative regulation of the institution of the use of electronic information in the criminal procedure legislation of the Republic of Tajikistan. As a result of the analysis, the author proposes an author's periodization of the stages of development of the criminal procedural legislation regarding the use of electronic information in the criminal proceedings of the Republic of Tajikistan.

Key words: criminal procedure legislation, criminal proceedings, application, electronic information, stages, evolution, normative regulation.

Если проанализировать историю становления и развития уголовного судопроизводства Республики Таджикистан исходя из имеющихся достоверных источников юридической науки, то можно выяснить, что она является одной из малоизученных областей науки уголовно-процессуального права. Более того, она не была предметом пристального исследования отечественных ученых и специалистов. Одним из последних научных трудов, в котором раскрывается развитие уголовно-процессуального законодательства Таджикистана, является докторская диссертация Р.Р. Рахмаджонзода [21].

В специальной юридической литературе историческое исследование электронной информации было рассмотрено как в рамках развития института доказательств, так и в рамках применения электронной информации при расследовании уголовного дела. Этому направлению науки и практики уголовного судопроизводства посвящены ряд диссертационных исследований российских авторов [17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24].

Так, в диссертации В. Т. Болычева проанализировано правовое регулирование применения технических средств при расследовании в период с 1923 г. до 2012 г. [18, с. 15]. М.В. Чижов провел исследование предпосылок зарождения института электронного судопроизводства в России и выделил 2 этапа его развития:

1 этап (конец 80 гг. XX в. - 2001 г.), в ходе которого формировались правовые

предпосылки для внедрения информационных и коммуникационных технологий в судебную деятельность;

2 этап (2002 г. - по настоящее время), характерный развитием нормативно-правового регулирования применения информационных и коммуникационных технологий в судебной деятельности и информатизацией судов [24, с. 28-43].

P.A. Ширёв, исследовав развитие института контроля и записи телефонных и иных переговоров, выделил 4 этапа развития данного института:

- первый - до 1990 г., характерный отсутствием правового регулирования института и развитием его исключительно в рамках оперативно-розыскной деятельности;

- второй - с 1990 по 1991 гг., характерный активным развитием уголовно-процессуального законодательства в сфере регулирования контроля и записи телефонных и иных переговоров;

- третий - с 1992 по 2001 г., в ходе которого, произошли качественные изменения правового регулирования рассматриваемого института, выраженные «в его регламентации на законодательном уровне, а не на уровне подзаконных актов»;

- четвертый этап - с 2001 г. по настоящее время, характерный закреплением в отечественном уголовно-процессуальном законодательстве контроля и записи переговоров в качестве следственного действия, с од-

новременным существованием данного института в системе оперативно-розыскной деятельности [23, с. 55-66].

Е.А. Архипова проанализировала историю формирования правовых основ применения видеоконференцсвязи в отечественном уголовном судопроизводстве [17, с. 6061]. М.С. Сергеев, проанализировав исторически значимые акты российского государства, выделил пять этапов формирования системы электронных технических средств при доказывании по уголовным делам:

- первый - судебно-фото-техниче-ский (XVI в. - первая половина XIX в.);

- второй - технический (вторая половина XIX в. - 20-е гг. XX в.);

- третий - судебно-криминалистиче-ский (1920-1950-е гг.);

- четвертый - судебно-документаль-ный (1960-1980-е гг.);

- пятый - судебно-электронный (1990-е гг. - н.в.) [22, с. 26-56].

Отталкиваясь от научных исследований российских ученых, нами выделяются 4 самостоятельных этапа развития уголовно-процессуального законодательства относительно применения электронной информации в уголовном судопроизводстве Республики Таджикистан.

Первый этап - этап становления уголовно-процессуального законодательства относительно применения электронной информации в уголовном судопроизводстве Республики Таджикистан (1990-2000 гг.) связан с принятием Закона СССР «О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства СССР и союзных республик» от 12 июня 1990 г. № 1556-1, где в качестве самостоятельного научно-технического средства доказывания, используемого в уголовном процессе, видеозапись впервые была разрешена.

В 90-е годы XX века в результате технического прогресса, стремительного развития ЭВМ, появления персональных компьютеров и мобильных средств связи возрастает количество договорных отношений, связанных с изготовлением, передачей и использо-

ванием компьютерных программ, баз данных и иных разновидностей электронных документов.

Вышеназванным впервые видеозапись была названа в числе других научно-технических средств, используемых в уголовном судопроизводстве. Так, на органы дознания возлагались полномочия производства необходимых оперативно-розыскных мер, в том числе с использованием видеозаписи, кинофотосъемки и звукозаписи, в целях обнаружения признаков преступления и лиц, его совершивших, выявления фактических данных, которые могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу после их проверки в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Это было существенным прогрессом в правовом регулировании электронной информации в уголовном судопроизводстве.

До этого времени применение видеозаписи основывалось на принципах применения звукозаписи и киносъемки. Кроме того, Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик были дополнены ст. 351 «Прослушивание телефонных и иных переговоров». Прослушивание переговоров осуществлялось по постановлению органа дознания или следователя с санкции прокурора либо по определению суда.

Этот нормативный правовой документ заложил основы применения электронной информации в уголовно-процессуальное законодательство тогдашнего Таджикистана.

В 2000 г. в первом нормативном правовом документе, который использовал словосочетание электронный документооборот, являлось Положение «Об организации электронного документооборота между Национальным банком Таджикистана и его отделениями» [10].

Безусловно, этот нормативный правовой документ регулировал сугубо узкие вопросы использования электронной информации, следует признать, что он на тот период являлся первым документом.

После этого нормативного правового документа был принят Закон Республики Таджикистан «Об электронном документе» [1], который регламентировал вопросы право-

вых основ применения электронных документов, определял основные требования, предъявляемые к электронным документам, а также права, обязанности и ответственность участников правоотношений, возникающих в сфере обращения электронных документов.

В соответствии с отдельными положениями данного отраслевого закона, электронный документ может использоваться во всех сферах деятельности, где применяются программные и технические средства, необходимые для создания, обработки, хранения, передачи и приема информации. С помощью электронных документов могут совершаться сделки (заключать договора), производиться расчеты, осуществляться переписка, передача документов и иной информации.

Ограничения на применение электронных документов могут быть остановлены в случаях, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан.

Электронные документы могут пересылаться с помощью любых средств связи, включая информационные системы и сети, если это не противоречит законодательству Республики Таджикистан и международных договорам Республики Таджикистан.

Субъектами правоотношений в сфере обращения электронных документов выступает государство в лице органов государственной власти, юридические и физические лица, а также зарубежные государства, международные организации, иностранные юридические, физические лица и лица без гражданства.

Отношения между субъектами в сфере обращения электронных документов регулируются договорами в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

Рассмотрением этого документа, заканчивается первый этап - этап становления уголовно-процессуального законодательства относительно применения электронной информации в уголовном судопроизводстве Республики Таджикистан (1990-2000 гг.).

Второй этап развития уголовно-процессуального законодательства относительно применения электронной информации в уголовном судопроизводстве Респуб-

лики Таджикистан (2001-2009 гг.) в основном связан с принятием ряда отраслевых законов, которыми дополнялись отдельные компоненты применения электронной информации в различных сферах жизнедеятельности общества. К первому такому закону относится Закон Республики Таджикистан «Об информатизации» [2], который регулирует правоотношения, возникающие в процессе формирования и использования документированной информации и информационных ресурсов, создания информационных технологий, автоматизированных информационных систем и сетей, определяет порядок защиты информационного ресурса, а также прав и обязанностей субъектов, принимающих участие в процессах информатизации.

Целью настоящего Закона является создание благоприятных условий для удовлетворения информационных потребностей, физических и юридических лиц, государственных органов на основе формирования в Республике Таджикистан современной информационной инфраструктуры, ее интеграции в международные информационные сети и системы. Закон устанавливает условия защиты законных интересов и прав государства, физических и юридических лиц при осуществлении деятельности по созданию, накоплению, хранению, передаче и распространению информации средствами современных информационных технологий.

Другим нормативным правовым актом является Закон Республики Таджикистан «Об электрической связи» [3], который устанавливает правовые основы регулирования и управления деятельности в области создания, функционирования и развития электрической связи в Республике Таджикистан, определяет полномочия органов государственного управления и регулирования данной области, а также права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами электрической связи.

В конце 2022 г. принимается Закон Республики Таджикистан «О защите информации» [4], который устанавливает основополагающие принципы обеспечения защиты

информации и регулирования правовых отношений возникающих в предотвращении утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации; предотвращении несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации и предупреждении санкционированных и несанкционированных действий, которые могут повлечь за собой преднамеренное или непреднамеренное уничтожение, блокирование, искажение (подделку), хищение, копирование, утечку, модифицирование и преобразование информации.

Во исполнение отдельных требований и положений всех трех вышеприведенных законов республики было принято Положение о формировании, использовании и защите государственных информационных ресурсов Республики Таджикистан [11], которое устанавливает порядок формирования, использования и защиты государственных информационных ресурсов, не содержащих сведений, отнесенных действующим законодательством к государственной тайне.

Следующим нормативным правовым актом является Закон Республики Таджикистан «Об электронной цифровой подписи» [5], который регламентирует общественные отношения в сфере создания и применения электронной цифровой подписи в процессе формирования и использования документов в электронной форме отображения с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем и программно-технических средств.

Другим нормативным правовым актом является Закон Республики Таджикистан «О праве на доступ к информации» [6], где основной целью настоящего Закона является создание правовых условий для реализации права каждого гражданина на свободное осуществление поиска и получение информации, а также обеспечение информационной открытости деятельности органов государственной власти, органов поселкового и сельского самоуправления.

Далее в этой области принимается Программа реализации Концепции государственной информационной политики Рес-

публики Таджикистан [12], которая разработана на основании Указа Президента Республики Таджикистан «О Концепции государственной информационной политики Республики Таджикистан» [8], законов Республики Таджикистан «О печати и других средствах массовой информации«, «О телевидении и радиовещании«, «Об информатиза-ции«, «Об информации«, «О защите инфор-мации«, «Об электрической связи«, «Об электронном документе«, «Об электронно-цифровой подписи «Концепции информационной безопасности Республики Таджикистан, Государственной стратегии «Информационно-коммуникационные технологии для развития Республики Таджикистан» и других нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в информационно-политической сфере Республики Таджикистан и будет осуществляться в три этапа:

- первый этап (2010-2014 годы) - разработка, совершенствование и гармонизация нормативных правовых актов, учреждение и создание соответствующих органов государственной власти и структур, вытекающих из основных положений Концепции государственной информационной политики Республики Таджикистан;

- второй и третий этапы (2015-2019 и 2020-2024 годы) - практическая реализация намеченных планов и задач, достижение основных целей Программы.

Основным нормативным правовым актом, который был принят в этот период является принятие Уголовно-процессуального кодекса Республики Таджикистан 3 декабря 2009 г., который во многом предопределил порядок использования электронной информации в уголовном судопроизводстве республики.

В этой связи, считаем уместным привести выдержку из высказываний М. С. Сергеева относительно этой части нашего анализа. Так, по его мнению, УПК Республики Таджикистан от 3 декабря 2009 г. определяет доказательства как фактические сведения, на основе которых в порядке, определенном настоящим Кодексом, суд, следователь, дознаватель прокурор, устанавливают наличие либо отсутствие общественно опасного дея-

Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон. № 2 (58). 2023

ния, доказанности или недоказанности совершения этого деяния и другие обстоятельства, которые могут иметь значение для правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 72 УПК РТ). Однако, не ясна процессуальная форма следующих доказательств, указанных в ч. 2 ст. 74 УПК, т.е. «прослушанные и зафиксированные телефонные разговоры», «скрытые записи», «электронные, видео- и аудиозаписи наблюдения». По своей природе, данные сведения следует отнести к результатам оперативно-розыскной деятельности, использование которых регламентировано ст. 84 УПК РТ, в таком случае целесообразным представляется разграничить данные сведения, в связи с особым порядком сбора и оценки таких сведений. Анализ уголовно-процессуального законодательства Республики Таджикистан позволяет сделать вывод о том, что правовое регулирование применения электронных носителей информации находится на этапе его реформирования, закон относит к документам «электронные источники информации», однако специальных требований к их применению не содержит [22, с. 80-81].

Об этом также утверждается в специально изданном учебном пособии [20, с. 12], подготовленном авторским коллективом из числа ученых Академии МВД Республики Таджикистан и практических сотрудников МВД Республики Таджикистан.

Третий этап, который является первой фазой совершенствования законодательства с 2009-2011 гг., связан с принятием в новой редакции Постановления Правительства Республики Таджикистан «Об утверждении Перечня видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности» [13], в котором приведен полный их перечень. По результатам использования таких средств, их результаты в соответствующей форме также могут быть использованы в дальнейшем при предварительном расследовании по уголовным делам.

Позже принимается Концепция прогнозного развития законодательства Республики Таджикистан [9], которая в целях со-

вершенствования и развития законодательства Республики Таджикистан в области национальной безопасности, рекомендует целесообразность принятия следующих мер:

- ввести механизмы эффективной защиты информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории республики;

- в целях обеспечения всесторонней защиты сведений, составляющих государственную тайну необходимо принять следующие законы:

а) о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Таджикистан «О государственной тайне»;

б) о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Таджикистан «Об оперативно-розыскной деятельности».

Самым главным нормативным документом в этой области является принятие Концепции формирования электронного правительства в Республике Таджикистан

[14].

Концепция формирования электронного правительства в Республике Таджикистан (далее - Концепция) разработана в целях реализации Государственной стратегии «Информационно-коммуникационных технологий для развития Республики Таджикистан», утвержденной Указом Президента Республики Таджикистан от 5 ноября 2003 года, № 1174, Государственной программы развитие и внедрение информационно-коммуникационных технологий в Республике Таджикистан, утвержденной постановлением Правительства Республики Таджикистан от 3 декабря 2004 года, № 468, Концепции государственной информационной политики Республики Таджикистан, утвержденной Указом Президента Республики Таджикистан от 30 апреля 2008 года, № 451 и Стратегии реформирования системы государственного управления Республики Таджикистан утвержденной Указом Президента Республики Таджикистан от 15 марта 2006 года, № 1713. Настоящая Концепция определяет цели и задачи развития формиро-

вания электронного правительства, дальнейшие стратегии выполнения планов и программ в Республике Таджикистан.

Четвертый этап был ознаменован принятием Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2030 года [7], который открыл вторую фазу совершенствования уголовно-процессуального законодательства относительно использования института электронной информации (2011 г. по настоящее время). Рассматриваемый нормативный правовой документ в ожидаемых результатах видит полное применение электронного документооборота в системе государственного управления.

В этом контексте принимается Государственная программа развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в Республике Таджикистан на 2018-2020 годы [15], где указывается, что основными приоритетами Программы являются внедрение в деятельность органов государственного управления современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих развитие и модернизацию внутриведомственных информационных систем, эффективный межведомственный обмен данными и перевода в электронную форму большинства услуг, оказываемых населению.

Все действующие и разрабатываемые государственные, отраслевые, региональные концепции, стратегии, программы и планы развития информационно-коммуникационных технологий органов государственного управления, создающих инфраструктуру электронного правительства и предоставления электронных услуг населению, будут базироваться на настоящей Программе.

Далее в этой части исследования является анализ положений Государственной программы противодействия преступности в Республике Таджикистан на 2021-2030 годы [16]. В частности, в ней указывается, что основным направлением обеспечения безопасности личности, общества и государства является усиление роли правоохранительных органов как гарантов прав и свобод человека и гражданина, совершенствование правового

регулирования предупреждения преступности, в том числе в сфере информации, коррупции, терроризма и экстремизма, незаконного оборота наркотиков, торговлей людьми и устранения причин и условий, способствующих таким явлениям, развитие сотрудничества между правоохранительными органами и гражданским обществом, повышение доверия граждан к правоохранительным органам и судебной системе Республики Таджикистан, эффективная защита прав и законных интересов граждан за рубежом и укрепление международного сотрудничества в области национальной безопасности.

Предупреждение преступности в современных условиях является одним из ключевых факторов обеспечения мира и стабильности в обществе, что должно способствовать защите прав и интересов граждан, повышению правовой культуры и правового просвещения населения. Следует признать, что качественные показатели современной преступности изменили содержание и форму глобальной системы безопасности и возникла необходимость создания единого направления в противодействии современным угрозам странам мира (пп. 5-7 раздел 3 Госпрограммы).

Таким образом, проанализировав основные нормативные правовые акты относительно возможностей использования института электронной информации в отраслевом и уголовно-процессуальном законодательстве, мы приходим к выводу о том, что становление, развитие и совершенствование уголовно-процессуального законодательства относительно применения электронной информации в уголовном судопроизводстве Республики Таджикистан можно разделить на 4 самостоятельных этапа:

1. Этап становления законодательства (с 1990-2000 гг.).

2. Этап развития законодательства (с 2001-2009 гг.).

3. Этап первой фазы совершенствования законодательства (с 2009-2011 гг.).

4. Этап второй фазы совершенствования законодательства (с 2011 г. по настоящее время).

Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон. № 2 (58). 2023

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использованная литература

1. Закон Республики Таджикистан «Об электронном документе» от 10 мая 2002 г. № 51 // [Электронный ресурс] - Режим доступа: Централизованная база правовой информации «ADLIA» Министерства юстиции Республики Таджикистан, Версия 7.0 (дата обращения: 20.03.2023 г.).

2. Закон Республики Таджикистан «Об информатизации» от 6 августа 2001 г. № 40 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2001 г., № 7, ст. 502, 2005 г., № 12, ст. 639; ЗРТ от 04 апреля 2019 г., №1595.

3. Закон Республики Таджикистан «Об электрической связи» от 10 мая 2002 г. № 56 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан: 2002 г., № 4, ч. 2, ст. 323; 2006 г., № 3, ст. 156; 2008 г., № 3, ст. 198; № 12, ч. 2, ст. 996; 2013 г., № 12, ст.891; 2015 г., № 12, ч. 1, ст.1117; 2016 г., № 3, ст.154; 2017 г., № 1 -2, ст. 24.

4. Закон Республики Таджикистан «О защите информации» от 02 декабря 2002 г. № 71 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2002. № 11. Ст. 696.

5. Закон Республики Таджикистан «Об электронной цифровой подписи» от 30 июля 2007 г. № 320 // [Электронный ресурс] - Режим доступа: Централизованная база правовой информации «ADLIA» Министерства юстиции Республики Таджикистан, Версия 7.0 (дата обращения: 20.03.2023 г.).

6. Закон Республики Таджикистан «О праве на доступ к информации» от 18 июня 2008 г. № 411 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2008. № 6. Ст. 469.

7. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 г.: утверждена Постановлением Маджлиси Намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 1 декабря 2016 г. № 636 // [Электронный ресурс] - Режим доступа: Централизованная база правовой информации «ADLIA» Министерства юстиции Республики Таджикистан, Версия 7.0 (дата обращения: 20.03.2023 г.).

8. Концепция государственной информационной политики Республики Таджикистан: утверждена Указом Президента Республики Таджикистан от 30 апреля 2008 г. № 451 // [Электронный ресурс] - Режим доступа: Централизованная база правовой информации «ADLIA» Министерства юстиции Республики Таджикистан, Версия 7.0 (дата обращения: 20.03.2023 г.).

9. Концепция прогнозного развития законодательства Республики Таджикистан, утвержденное указом Президента Республики Таджикистан от 19 февраля 2011 г. № 1021 [Электронный ресурс] // [Электронный ресурс] - Режим доступа: Централизованная база правовой информации «ADLIA» Министерства юстиции Республики Таджикистан, Версия 7.0 (дата обращения: 20.03.2023 г.).

10. Положение «Об организации электронного документооборота между Национальным банком Таджикистана и его отделениями», утвержденное Правлением Национального банка Таджикистана от 17 августа 2000 г. № 130 // [Электронный ресурс] - Режим доступа: Централизованная база правовой информации «ADLIA» Министерства юстиции Республики Таджикистан, Версия 7.0 (дата обращения: 20.03.2023 г.).

11. Положение о формировании, использовании и защите государственных информационных ресурсов Республики Таджикистан, утвержденное постановлением Правительства Республики Таджикистан от 05 декабря 2003 г. № 532 // [Электронный ресурс] - Режим доступа: Централизованная база правовой информации «ADLIA» Министерства юстиции Республики Таджикистан, Версия 7.0 (дата обращения: 20.03.2023 г.).

12. Программа реализации Концепции государственной информационной политики Республики Таджикистан, утвержденное постановлением Правительства Республики Таджикистан от 28 мая 2009 г. № 307 // [Электронный ресурс] - Режим доступа: Централизованная база правовой информации «ADLIA» Министерства юстиции Республики Таджикистан, Версия 7.0 (дата обращения: 20.03.2023 г.).

13. Об установлении Перечня видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Республики Таджикистан от 07 октября 2011 г. № 506 // [Электронный ресурс] - Режим доступа: Централизованная база правовой информации «ADLIA» Министерства юстиции Республики Таджикистан, Версия 7.0 (дата обращения: 18.03.2023 г.).

14. Концепция формирования электронного правительства в Республике Таджикистан, утвержденное постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30 декабря 2011 г. № 643 //

[Электронный ресурс] - Режим доступа: Централизованная база правовой информации «ADLIA» Министерства юстиции Республики Таджикистан, Версия 7.0 (дата обращения: 18.03.2023 г.).

15. Государственная программа развития и внедрения информационно -коммуникационных технологий в Республике Таджикистан на 2018-2020 годы, утвержденное постановлением Правительства Республики Таджикистан от 31 октября 2018 г. № 519 // [Электронный ресурс] - Режим доступа: Централизованная база правовой информации «ADLIA» Министерства юстиции Республики Таджикистан, Версия 7.0 (дата обращения: 18.03.2023 г.).

16. Государственная программа противодействия преступности в Республике Таджикистан на 2021-2030 годы, утвержденное постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30 июня 2021 г. № 265 // [Электронный ресурс] - Режим доступа: Централизованная база правовой информации «ADLIA» Министерства юстиции Республики Таджикистан, Версия 7.0 (дата обращения: 18.03.2023 г.).

17. Архипова, Е.А. Применение видеоконференцсвязи в уголовном судопроизводстве России и зарубежных стран (сравнительно-правовое исследование): дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09 / Екатерина Александровна Архипова - М., 2013. - 198 с.

18. Болычев, В.Г. Применение научно-технических средств в процессуально- тактической деятельности следователя: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09 / Вадим Георгиевич Болычев. - Воронеж, 2012.

- 234 с.

19. Вехов, В. Б. Криминалистическое учение о компьютерной информации и средствах ее обработки: автореф. дис. ... д-ра юрид. Наук: 12.00.09 / Виталий Борисович Вехов. - Волгоград, 2008. - 44 с.

20. Рахмаджонзода, Р.Р., Арипов, А.Л., Самиев, Н.М., Махмадализода, А.М., Касимова, М.А. Доказательства и доказывание в уголовном процессе Республики Таджикистан: учебное пособие / Р.Р. Рахмаджонзода, А.Л. Арипов, Н.М. Самиев [и др.]. - Душанбе: «ЭР-граф», 2019. - 60 с.

21. Рахмаджонзода, Р.Р. Учение об уголовном преследовании в уголовном судопроизводстве Республики Таджикистан: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.09 / Рифат Рахмаджон Рахмаджонзода.

- Душанбе, 2023. - 145 с.

22. Сергеев, М.С. Правовое регулирование применения электронной информации и электронных носителей информации в уголовном судопроизводстве: отечественный и зарубежный опыт: дис. ... канд. юрид. Наук: 12.00.09 / Максим Сергеевич Сергеев. - Казань, 2018. - 322 с.

23. Ширёв, Д. А. Контроль и запись телефонных и иных переговоров и их доказательственное значение в уголовном судопроизводстве России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09 / Денис Андреевич Ширёв. - М., 2009. - 26 с.

24. Чижов, М. В. Применение информационных и коммуникационных технологий в судебной деятельности в условиях формирования информационного общества: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.11 / Максим Владимирович Чижов. - М., 2013. - 179 с.

References

1. Law of the Republic of Tajikistan «On Electronic Document» dated May 10, 2002 No. 51 // [Electronic resource] - Access mode: Centralized database of legal information «ADLIA» of the Ministry of Justice of the Republic of Tajikistan, Version 7.0 (date of access: 03/20/2023).

2. Law of the Republic of Tajikistan «On Informatization» dated August 6, 2001 No. 40 // Akhbori Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan. 2001, No. 7, Art. 502, 2005, No. 12, art. 639; LoRT dated April 04, 2019, No. 1595.

3. Law ofthe Republic of Tajikistan "On Electric Communications" dated May 10, 2002 No. 56 // Akhbori Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan: 2002, No. 4, part 2, art. 323; 2006, No. 3, art. 156; 2008, No. 3, art. 198; No. 12, part 2, art. 996; 2013, No. 12, item 891; 2015, No. 12, part 1, article 1117; 2016, No. 3, article 154; 2017, No. 1-2, Art. 24.

4. Law of the Republic of Tajikistan «On information protection» dated December 02, 2002 No. 71 // Akhbori Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan. 2002. No. 11. Art. 696.

5. Law of the Republic of Tajikistan "On Electronic Digital Signature" dated July 30, 2007 No. 320 // [Electronic resource] - Access mode: Centralized legal information database "ADLIA" of the Ministry of Justice of the Republic of Tajikistan, Version 7.0 (date of access: 03/20/2023 G.).

6. Law of the Republic of Tajikistan "On the right to access to information" dated June 18, 2008 No. 411 // Akhbori Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan. 2008. No. 6. Art. 469.

7. National Development Strategy of the Republic of Tajikistan for the period up to 2030: approved by the Resolution of the Majlisi Namoyandagon Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan dated December 1, 2016 No.

636 // [Electronic resource] - Access mode: Centralized database of legal information «ADLIA» of the Ministry of Justice of the Republic Tajikistan, Version 7.0 (date of access: 20.03.2023).

8. The concept of the state information policy of the Republic of Tajikistan: approved by the Decree of the President of the Republic of Tajikistan dated April 30, 2008 No. 451 // [Electronic resource] - Access mode: Centralized database of legal information «ADLIA» of the Ministry of Justice of the Republic of Tajikistan, Version 7.0 (date of access: March 20, 2023).

9. The concept of predictive development of the legislation of the Republic of Tajikistan, approved by the decree of the President of the Republic of Tajikistan dated February 19, 2011 No. 1021 [Electronic resource] // [Electronic resource] - Access mode: Centralized database of legal information «ADLIA» of the Ministry of Justice of the Republic of Tajikistan, Version 7.0 (date of access: 20.03.2023).

10. Regulation «On the organization of electronic document management between the National Bank of Tajikistan and its branches», approved by the Board of the National Bank of Tajikistan dated August 17, 2000 No. 130 // [Electronic resource] - Access mode: Centralized database of legal information «ADLIA» of the Ministry of Justice of the Republic Tajikistan, Version 7.0 (date of access: 20.03.2023).

11. Regulations on the formation, use and protection of state information resources of the Republic of Tajikistan, approved by the Decree of the Government of the Republic of Tajikistan dated December 05, 2003 No. 532 // [Electronic resource] - Access mode: Centralized database of legal information «ADLIA» of the Ministry of Justice of the Republic of Tajikistan, Version 7.0 (date of access: 03/20/2023).

12. The program for the implementation of the Concept of the state information policy of the Republic of Tajikistan, approved by the Decree of the Government of the Republic of Tajikistan dated May 28, 2009 No. 307 // [Electronic resource] - Access mode: Centralized database of legal information «ADLIA» of the Ministry of Justice of the Republic of Tajikistan, Version 7.0 (date accessed: 20.03.2023).

13. On the establishment of the List of types of special technical means intended for secretly obtaining information in the process of carrying out operational-search activities, approved by the Decree of the Government of the Republic of Tajikistan dated October 07, 2011 No. 506 // [Electronic resource] - Access mode: Centralized database of legal information «ADLIA» of the Ministry of Justice of the Republic of Tajikistan, Version 7.0 (date of access: 18.03.2023).

14. The concept of the formation of electronic government in the Republic of Tajikistan, approved by the Decree of the Government of the Republic of Tajikistan dated December 30, 2011 No. 643 // [Electronic resource]

- Access mode: Centralized database of legal information «ADLIA» of the Ministry of Justice of the Republic of Tajikistan, Version 7.0 (date of access: March 18, 2023).

15. State program for the development and implementation of information and communication technologies in the Republic of Tajikistan for 2018-2020, approved by the Decree of the Government of the Republic of Tajikistan dated October 31, 2018 No. 519 // [Electronic resource] - Access mode: Centralized database of legal information «ADLIA» Ministry of Justice of the Republic of Tajikistan, Version 7.0 (date of access: 18.03.2023).

16. The State Program for Combating Crime in the Republic of Tajikistan for 2021-2030, approved by the Decree of the Government of the Republic of Tajikistan dated June 30, 2021. No. 265 // [Electronic resource] -Access mode: Centralized database of legal information «ADLIA» of the Ministry of Justice of the Republic of Tajikistan, Version 7.0 (date of access: 18.03.2023).

17. Arkhipova, E.A. The use of video conferencing in criminal proceedings in Russia and foreign countries (comparative legal research): dis. ... cand. legal Nauk: 12.00.09 / Ekaterina Alexandrovna Arkhipova - M., 2013.

- 198 p.

18. Bolychev, V.G. The use of scientific and technical means in the procedural and tactical activities of the investigator: dis. ... cand. legal Sciences: 12.00.09 / Vadim Georgievich Bolychev. - Voronezh, 2012. - 234 p.

19. Vekhov, V. B. Forensic theory of computer information and means of its processing: author. dis. ... Dr. jurid. Sciences: 12.00.09 / Vitaly Borisovich Vekhov. - Volgograd, 2008. - 44 p.

20. Rakhmadzhonzoda, R.R., Aripov, A.L., Samiev, N.M., Mahmadalizoda, A.M., Kasimova, M.A. Evidence and proof in the criminal process of the Republic of Tajikistan: textbook / R.R. Rakhmadzhonzoda, A.L. Aripov, N.M. Samiev [and others]. - Dushanbe: «ER-graph», 2019. - 60 p.

21. Rahmadzhonzoda, R.R. The doctrine of criminal prosecution in the criminal proceedings of the Republic of Tajikistan: author. dis. ... Dr. jurid. Sciences: 12.00.09 / Rifat Rakhmadzhon Rakhmadzhonzoda. - Dushanbe, 2023. - 145 p.

22. Sergeev, M.S. Legal regulation of the use of electronic information and electronic information carriers in criminal proceedings: domestic and foreign experience: dis. ... cand. legal Sciences: 12.00.09 / Maxim Ser-geevich Sergeev. - Kazan, 2018. - 322 p.

23. Shirev, D. A. Control and recording of telephone and other conversations and their evidentiary value in criminal proceedings in Russia: author. dis. ... cand. legal Sciences: 12.00.09 / Denis Andreevich Shirev. - M., 2009. - 26 p.

24. Chizhov, M. V. The use of information and communication technologies in judicial activity in the conditions of the formation of the information society: dis. ... cand. legal Sciences: 12.00.11 / Maxim Vladimiro-vich Chizhov. - M., 2013. - 179 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.