УДК 65.052.206 DOI: 10.14529/ет180113
ЭВОЛЮЦИЯ МОДЕЛИ ОТЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЙ И ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Т.А. Рудакова1'2, М.Н. Семиколенова1
1 Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия
2 Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, г. Барнаул, Россия
Предметом исследования выступает формат и содержание отчетной информации и ее эволюция под влиянием изменения информационных потребностей пользователей как субъектов экономических отношений. Целью статьи является анализ и оценка вероятности изменения формы и содержания отчетности в условиях цифровизации экономических процессов. Базовыми методами исследования выступили методы наблюдения, сравнительного анализа, категориального и системного подходов и приемов логики. В статье рассмотрен содержательный аспект отчетной информации различных хозяйственных образований, ограничивающийся возможностями бизнеса и расширяющийся в зависимости от эволюции информационных интересов стейкхолдеров. Аргументировано изменение условий и формы представления отчетности хозяйствующими субъектами в условиях трансформации (цифровизации) экономических процессов. Цифровые технологии в экономике, по мнению авторов, сделают необходимым внесение изменений не только в формат представления информации о субъектах экономического пространства в процессе их взаимодействия и обеспечивающие возможность сотрудничества, но и в ее содержание. По мнению авторов, интересующую бизнес-партнеров, общественность и государственные институты информацию о субъекте хозяйствования как конкурента, работодателя, налогоплательщика можно будет получить посредством ИТ-технологий, задав определенные параметры, характеризующие данный сегмент деятельности или его результаты. В качестве базовой обозначена проблема возможности несанкционированного доступа недобросовестных пользователей к основным параметрам, определяющим содержательный аспект информационного продукта и их изменение на этапе перехода экономики на цифровую платформу. Результаты проведенного исследования позволили сформулировать условия, соблюдение которых должно быть неотъемлемой частью подготовки и размещения информации отчитывающейся организации в условиях цифровизации экономических процессов, обеспечивающие уверенность пользователей в ее достоверности.
Ключевые слова: информация; информационные интересы; отчетная информация; цифровая экономика; цифровые технологии; отчетность; информационный продукт; бухгалтерский учет; пользователи отчетности; информационная система.
Введение
Термин «отчет» имеет минимум три значения: действие; документ, содержащий информацию о выполненных действиях, результатах проведённой работы; объяснение или изложение происшедшего. Действующее законодательство в области бухгалтерского учета определяет отчетность как информацию о субъекте хозяйствования, раскрывающую результаты его финансово-хозяйственной деятельности, характеризующую экономическое положение и денежные потоки организации. Термин «информация» на протяжении длительного времени остается загадкой для большинства исследователей, изучающих данный феномен. Многообразие сформулированных теорий о сущности информации можно считать желанием теоретиков объяснить данное явление в рамках того или иного научного направления. По этой причине информация рассматривалась и как отдельный структурный элемент, и как принцип существования определенного явления.
В области экономических отношений исследования коснулись оценки тесноты связи между
информационной составляющей и экономическим процессом в экономическом пространстве [1, 2]. Многогранность термина «информация» подтверждает и тот факт, что до настоящего времени не получен ответ на вопрос о приоритетности в структуре экономических отношений таких составляющих, как экономическое пространство, экономический процесс, информационное поле.
Экономическое пространство предполагает информационный обмен ее участников для организации их взаимоотношений и эффективного взаимодействия. Информационные ожидания участников экономического пространства в условиях глобализации и динамики внедрения во все сферы материального производства современных технологий предопределили эволюцию источника получения необходимых данных. Участники экономических отношений в процессе взаимного сотрудничества выступают одновременно как поставщиками, так и потребителями информационного продукта и рассчитывают на его постоянное совершенство в зависимости от эволюции своих потребностей [3].
Организации, функционирующие в рыночной среде, поставляют информацию экономического характера в информационное пространство в объемах, зависящих от масштаба бизнеса, и так определяют законодательство в области учета и отчетности. Видимо, по этой причине экономическая литература содержит ряд определений, характеризующих источник отчетной информации [4].
Отчетная информация различных хозяйственных образований
Термин «бухгалтерская отчетность» ассоциируется с субъектами малого предпринимательства, соответственно, объем представленных в ней данных, характеризующих отчитывающуюся организацию, ограничен. Формат такой отчетности определен в сокращенном варианте. И это объясняется не только масштабами деятельности, эффективностью системы управления, социальной направленностью бизнеса, но и рациональным подходом к организации процесса сбора и обобщения информации [5].
Предприятия среднего размера и более крупные компании формируют финансовую отчетность, которая в отличие от бухгалтерской содержит более полную информацию, размещающуюся уже в большем количестве отчетных форм и содержит кроме обязательной, еще и дополнительную информацию. Такой объем информации необходим для характеристики не только имущественного и финансового положения отчитывающейся организации, но и структуры капитала, и умения эффективного управления денежными потоками.
Объем бизнеса и активность инвестиционной деятельности организации приводит к формированию новых хозяйственных образований, т. е. групп взаимосвязанных организаций, включающих материнские, дочерние и совместные компании. Отчетность, характеризующая деятельность такого хозяйственного образования в экономической литературе, получила название корпоративной.
«В разные времена под корпорацией понимали не похожие друг на друга явления. Это напрямую зависело от исторического периода развития государства, национального правопорядка, и основных доктринальных концепций» [6, с. 93]. Вопросам изучения корпорации как явления, соответствующего государственному развитию, посвятили свои работы О. А. Макарова, И.А. Еремичев и Е.А. Павлов, А.А. Данельян Т.В. Кашанина, А.А. Кирилловых, В.В. Долинская, С.Д. Могилевский, И.А. Самойлова, С.Ю. Каплин, Е.А. Суханов, В.А. Белов и др. [7-15].
Корпорация в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК РФ - это организации как коммерческого плана, так и некоммерческие, собственники которых формируют их высший орган управления, и, соответственно, обладают правом участия в процессе управления. Такое определение хозяйственного образования слишком обобщает его характерные
особенности и дает возможность его множественной интерпретации как субъекта хозяйствования.
Можно выделить минимум четыре точки зрения на сущность термина «корпорация». Часть авторов научных исследований под корпорацией понимают коммерческие организации, формирование которых предполагает членство, вторая часть склоняется к тому, что корпорациями могут быть хозяйственные товарищества и общества. Третьи считают, что корпорации - это только акционерные общества, а четвертые - что это экономические субъекты, являющиеся частью группы взаимосвязанных организаций, в число которых входят отдельные юридические и физические лица. Отчетность таких организаций предполагает информирование ее членов и заинтересованных пользователей о результатах системы управления. Сложность хозяйственных образований такого типа предполагает и некоторую особенность формирования отчетной информации такого субъекта. Поскольку корпоративная отчетность - это результат появления в экономическом пространстве новых хозяйственных формирований - корпораций, то и названием такая информация обязана субъекту, ее формирующему.
Консолидированную отчетность формируют группы взаимосвязанных организаций, если подготавливают ее на основе международных стандартов. Международные финансовые рынки требуют от потенциальных ее участников отчетность, подготовленную в соответствии с принципами и правилами, применение которых делает информацию понятной для ее пользователей - поставщиков капитала. Эти принципы и правила сконцентрированы в международных стандартах финансовой отчетности. По этой причине российские компании, участники международных рынков капитала, подготавливают минимум два комплекта отчетности в соответствии с национальными и международными стандартами учета.
Отчетная информация субъектов хозяйствования современной экономической модели
Особенности современной экономической модели, трансформирующейся под воздействием процесса глобализации, ограниченности ресурсного потенциала, роста зависимости систем в мировом экономическом пространстве, оказывают влияние на формат хозяйственных образований и информационные потребности ее участников. Налицо эволюционные изменения потребностей потенциальных пользователей отчетной информации. Их интересы уже не ограничиваются историческими данными, характеризующими результаты или последствия управления ресурсным потенциалом отчитывающейся организации. Сегодня эти интересы характеризуются взглядом в будущее компании, в деятельность которой инвестируются средства. По мнению потенциальных инвесторов, кредитор должен представить не только план ис-
пользования дополнительных ресурсов, но и возможный результат управления дополнительным капиталом. Экономический субъект, рассчитывающий на дополнительное инвестирование своей деятельности, должен представить в отчетности убедительную во всех отношениях информацию, сочетающую в себе данные двух самостоятельных подсистем бухгалтерского учета, - это данные финансового и управленческого учета. Искусство подготовки такого отчета заключается, с одной стороны, в сохранении конфиденциальной информации о предприятии, с другой - в представлении данных, отвечающих следующим характеристикам: стратегической направленности информации, существенности, краткости, сравнимости, постоянства, полноты и достоверности. Такой формат представления отчетной информации предполагает интеграцию данных управленческого и финансового учета, а отчетность приобретает название интегрированной. Объяснение сущности интегрированной отчетности и ее основных характеристик можно найти в публикациях Когденко В.Г., Хача-туровой Т.О., Соловьевой О.В., Гетьмана В.Г., Малиновской Н.В., Кузьменко О.А., Абросимовой М.В. [16-21].
Лицо, занимающееся подготовкой такой информации, ставит задачу удовлетворения интересов группы, организации, личности, оказывающих непосредственное влияние на бизнес, т. е. стейк-холдеров или узкую целевую аудиторию. Такую аудиторию потенциальных пользователей формируют сегменты, оказывающие различное по степени воздействия влияние на деятельность экономического субъекта [22]. Из этого следует, что результаты деятельности хозяйственного образования находятся в определенной зависимости от сегмента стейкхолдеров, на который ориентирована отчетная информация. А это, в свою очередь, делает необходимым задать вопрос, отвечает ли требованию нейтральности информация интегрированной отчетности. Если, по мнению отчитывающейся организации, информация для удовлетворения информационных ожиданий определенной группы стейкхолдеров является существенной, то она и должна быть раскрыта. Формат представления такой информации определяется экономическим субъектом самостоятельно.
Ограниченность ресурсного потенциала порождает необходимость задуматься общество о рациональном подходе к его использованию. На этом фоне проявляется интерес к информации, характеризующей отношение бизнеса к вопросам сохранения различного рода ресурсов, эффективности его использования, а в определенных случаях - возможности сохранения и воспроизводства. Такое отношение подтверждает ряд нормативных актов как на мировом уровне, так и в российской практике, регламентирующих необходимость представления хозяйствующими субъектами информации,
подтверждающей не только коммерческий, но и социальный характер бизнеса. Такое желание вторичного стейкхолдера (представители государственной власти, общественные и благотворительные организации, конкуренты), т. е. дальний круг, не оказывающий явного влияния на бизнес, тем не менее, обязывает включать в отчетную информацию комплекс показателей, характеризующих и социальную и экологическую его составляющую. Можно предположить, что в данной ситуации экономические интересы пользователей отчетной информации уступают первенство социальным интересам. И если с этим согласиться, то следует признать несостоятельной теорию экономических интересов пользователей, основанной на праве собственности [23]. Однако тот факт, что «производственные отношения той или иной общественно-экономической формации оказывают принципиальное воздействие на совокупность экономических интересов пользователей» [23, с. 114] отчетной информации, отрицать бессмысленно, кроме того, «..изменения общественных условий, не зависящие от индивида, приводят к изменению, трансформации интересов» [23, с. 114].
Отчетная информация в условиях трансформации (цифровизации) экономических процессов
Поставщиком информационного продукта на протяжении ряда веков выступает учетная система, основанная на принципе двойной записи, которая учитывая происходящие изменения в хозяйственных процессах субъектов хозяйствования и их информационных ожиданий, то пересматривает формат предоставления отчетных данных, то изменяет количество интересующих менеджмент показателей. Бухгалтерский учет, с одной стороны, выступает функцией управления, с другой -обеспечивает информационную безопасность субъектов хозяйствования посредством своих функций. До определенного времени, по мнению экономического сообщества, информационная безопасность организации выступала результатом следующих взаимодействующих факторов:
1) системы внутреннего регулирования учетных процессов;
2) эффективности функционирования системы учета;
3) соблюдения нормативно-правовых актов;
4) административного ресурса.
В настоящий момент появляются дополнительные структурные элементы модели информационной безопасности хозяйствующего субъекта как результата цифровой трансформации (цифрови-зации) экономических процессов. Цифровизация в широком смысле трактуется как социально-экономическая трансформация, инициированная массовым внедрением и усвоением цифровых технологий, т. е. технологий создания, обработки, обмена и передачи информации. Информация, с од-
ной стороны, приобретает статус товара, и в рыночных условиях хозяйствования ее стоимость формируется под воздействием спроса и предложения, с другой - становится фактором производства. Ценность такой информации ограничивается незащищенностью от несанкционированного к ней доступа. И эта проблема становится более актуальной в период перевода экономики на цифровую платформу. Информация, характеризующая финансово-хозяйствующую деятельность взаимодействующих в экономическом пространстве субъектов усилиями ИТ-инфраструктуры, с одной стороны, улучшит свои качественные характеристики в части прозрачности, с другой - станет на первых этапах цифровых реформ более уязвимой для несанкционированного к ней доступа. У недобросовестных пользователей появится возможность ее изменения для получения дополнительной выгоды, решения собственных задач и разрешения возникающих проблем в бизнесе. Цифровые технологии в экономике, безусловно, сделают необходимым внесение изменений не только в формат представления информации о субъектах экономического пространства в процессе их взаимодействия и обеспечивающие возможность сотрудничества, но и в ее содержание. Можно предположить, что интересующую бизнес-партнеров, общественность и государственные институты информацию о субъекте хозяйствования как конкурента, работодателя, налогоплательщика можно будет получить посредством ИТ-технологий, задав определенные параметры, характеризующие данный сегмент деятельности или его результаты. По нашему мнению, реализация объявленных предположений возможности получения информации будет реалистичной при определенных условиях. К таким условиям следует отнести:
- объявленные параметры обязательной информации, характеризующей экономическую, социальную и экологические составляющие бизнеса отдельного хозяйственного образования, размещаемые в информационном пространстве для возможности неограниченного доступа различных категорий заинтересованных пользователей. Такими параметрами могут быть объекты бухгалтерского учета, трансформированные в элементы отчетной информации, валюта, в которой представлена информация, единицы измерения, правила подготовки (элементы учетной политики), ограничения соблюдения принципов бухгалтерского учета и требований нормативных актов, принятые во внимание при подготовке отчетной информации. Это даст возможность пользователям формировать блок интересующих данных в реальном измерении и трансформировать полученную информацию, изменяя определенные параметры, если это необходимо для возможности ее анализа и сравнения в рамках представителей отдельной корпорации, со среднеотраслевыми показателями, зарубежными компаниями и др.;
- изменение сознания индивида как участника информационного обмена. «Экономика - это вещественная основа существования индивидуумов, жестко-прагматическая сфера их деятельности, а нравственность есть продукт духовного совершенствования человека, относящийся к области сознания» [24, с. 180]. В условиях рыночной системы хозяйствования, когда желание в получении дополнительного дохода оправдывает поведение ее участников, высока вероятность в получении информации низкого качества одними и представление ее в информационное пространство для обмена экономическими субъектами другими. Вопрос, под воздействием каких факторов такие изменения могут произойти, остается открытым. Если предположить, что процесс роботизации и цифровиза-ции, это лишь очередная попытка усовершенствования рыночных механизмов, то надеяться на изменения в отношениях участников такого экономического пространства не стоит. Если технические достижения в области создания ценностей и усовершенствование процесса обмена информацией индивидуумов, как непосредственных участников процесса воспроизводства, подтолкнет к необходимости пересмотра рыночных постулатов, то их желания относительно качества информационного продукта совпадут;
- отсутствие возможности несанкционированного изменения первоначальных данных, размещенных отчитывающейся организацией в информационном пространстве. Информация о деятельности отчитывающегося субъекта может быть изменена только ее источником в соответствии с действующими учетными нормами. При этом корректировка исходных данных непременно должна сопровождаться пояснениями о причинах, вызвавших такие действия.
Форма представления отчетной информации в условиях развития экономических отношений
Содержание отчетности с момента ее возникновения и на протяжении всего эволюционного периода является отражением событий, происходящих в обществе, а форма представления информации зависит от уровня развития общественных отношений, технического и экономического развития территорий и потребностей пользователей. Исторические факты свидетельствую о том, что первые отчеты имели форму списка продуктов, которыми кормили строителей древнегреческих пирамид фараонов, размещенного на самих сооружениях. На кирпичах размещалась необходимая информация в Вавилоне. В Афинах отчетностью выступали мраморные и бронзовые доски, которые устанавливались вдоль дорог и в оградах храмов. Письменная форма отчетности перестала удовлетворять потребности английских феодалов в Средневековье и они предпочитали получать ее от своих управляющих устно при свидетелях, что,
по их мнению, исключало возможность ее искажения и исправления. Тем не менее, письменный вариант отчетности длительный период оставался предпочтительным до появления и развития информационных технологий, а достоверность представленной в ней информации в разные времена гарантировалась по-разному, либо таким гарантам выступал институт аудита, либо государственные структуры [25, 26].
Не так давно у хозяйствующих субъектов появилась возможность представления отчетной информации в электронном варианте отдельным категориям пользователей, однако подтверждение ее подлинности предполагало наличие подписи лиц, отвечающих за ее соответствие реальному положению дел в организации. Эту проблему разрешила электронная подпись. В настоящий момент формат представления отчетных данных определен. Более того, в отечественной практике регламентированы базовые формы бухгалтерской (финансовой) отчетности, изменения в которые отчитывающиеся организации могут вносить, лишь детализируя существенную информацию или исключая те элементы, показатели, по которым у организации отсутствуют данные. Международные стандарты, в отличие от национальных стандартов учета, формат отчетности официально не регламентируют, тем не менее, принципы и правила по которым отчетная информация должна быть подготовлена, определяют хоть и неявный, но все же формат. Перевод экономики на цифровую платформу, по нашему мнению, изменит возможности и ограничит необходимость регламентации форм представления отчетной информации хозяйствующими субъектами.
Заключение
Таким образом, эволюционные преобразования содержания и форм отчетности происходят под воздействием экономических потрясений в обществе, изменяющих характер деловых отношений и социальных потребностей его участников, а новые хозяйственные образования - это лишь форма взаимодействия участников экономического пространства и результат глобализации хозяйственных процессов. Ближайшим будущим экономики определена роботизация хозяйственных процессов и перевод на цифровую платформу, что дает основание думать о том, что такие преобразования в экономике непременно дадут толчок для изменения и поиска направлений совершенствования учетных процессов, начиная с отражения фактов хозяйственной жизни экономических субъектов, т. е. формы и способа их фикции в момент возникновения, группировки, систематизации и обобщения информации финансового и нефинансового характера до формата и способа представления ее заинтересованным пользователям.
Литература
1. Бияков, О.А. Экономическое пространство региона: процессный подход / О.А. Бияков. - Кемерово: КузГТУ, 2004. - 244 с. - http://vtit. kuzstu.ru (дата обращения: 11.06.2017).
2. Хакен, Г. Информация и самоорганизация: макроскопический подход к сложным системам: пер. с англ. /Г. Хакен. - М.: Мир, 1991. - 240 с.
3. Рудакова, Т.А. Информационные интересы пользователей учетно-отчетной информации / Т. А. Рудакова // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - № 6. - С. 39-45.
4. Семиколенова, М.Н. К вопросу о принципах управленческого учета // Аудиторские ведомости. - 2016. - № 1. - С. 66-77.
5. Рудакова, Т.А. Учетно-отчетная информация: принципы подготовки в условиях ограничений / Т. А. Рудакова // Международный бухгалтерский учет. - 2015. - № 6 (348). - С. 39-45.
6. Козырева, А.Б. Основные подходы к пониманию корпорации / А.Б. Козырева // Ленинградский юридический журнал. - 2015. - № 3(41). -С. 93-103.
7. Макарова, О.А. Корпоративное право / О.А Макарова. - М., 2010.
8. Еремичев, И.А. Корпоративное право / И.А. Еремичев, Е.А. Павлов. - М., 2007.
9. Данельян, А.А. Корпорация и корпоративные конфликты: дис. ... канд. юрид. наук / А.А. Данельян. - М., 2006.
10. Кашанина, Т.В. Корпоративное (внутрифирменное) право / Т.В. Кашанина. - М., 2003.
11. Кирилловых, А. А . Корпоративное право / А.А. Кирилловых. - М., 2009.
12. Долинская, В.В. Акционерное право: основные положения и тенденции /В.В. Долинская. -М., 2006.
13. Могилевский, С.Д. Корпорации в России: правовой статут и основы деятельности / С. Д. Могилевский, И.А. Самойлова. -М., 2007.
14. Суханов, Е.А. Сравнительное корпоративное право /Е.А. Суханов. -М., 2014.
15. Белов, В.А. Корпоративное право. Актуальные проблемы теории и практики / В. А. Белов. -М., 2014.
16. Когденко, В.Г. Интегрированная отчетность: вопросы формирования и анализа / В.Г. Когденко М.В. Мельник // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - № 10. - С. 2-15.
17. Хачатурова, Т. О. Интегрированная отчетность: понятие, история возникновения и развития, применение на современном этапе / Т.О. Хачатурова // Карельский научный журнал. -2014. - № 3. - С. 103-104.
18. Соловьева, О.В. Тенденции развития корпоративной отчетности: интегрированная отчетность / О.В. Соловьева // Международный бухгалтерский учет.. - 2013. - № 35 (281). - С. 2-16.
19. Гетьман, В.Г. О концептуальных основах и структуре международного стандарта по интегрированной отчетности / В.Г. Гетьман // Международный бухгалтерский учет. - 2014. -№ 44 (338). - С. 2-15.
20. Малиновская, Н.В. Интегрированная отчетность - инновационная модель корпоративной отчетности /Н.В. Малиновская //Международный бухгалтерский учет. - 2013. - № 38. - С. 12-18
21. Кузьменко, О.А., АбросимоваМ.В. Интегрированная отчётность - новая модель отчётности для российских корпораций / О.А. Кузьменко, М.В. Абросимова // Академический вестник. -2014. - № 1 (27). - С. 102-113.
22. Яцко, М.В. Классификация пользователей финансовой отчетности на основе развития их интересов / М.В. Яцко // Безопасность бизнеса. -2016. - № 1. - С. 26-29.
23. Поленова, С.Н. Взаимосвязь экономических интересов пользователей бухгалтерской отчетности / С.Н. Поленова // Учет и аудит. -2009. - № 1. - С. 111-116.
24. Швецов, Ю.Г. Духовно-нравственная несостоятельность современной экономической теории / Ю.Г. Швецов // The Genesis of Genius. -2016. - № 2. - С. 180-191.
25. Соколов, Я.В. Информационные сообщения о фактах хозяйственной жизни и возможность их достоверного и добросовестного отражения в экономической статистике: экономические проблемы на рубеже XXI века / Я.В. Соколов // Вестник Санкт-Петербургского университета: Серия 5. Экономика. - 2000. - № 2. - С. 178-187.
26. Соколов, Я.В. Бухгалтерский учет от истоков до наших дней: учеб. пособие /Я.В. Соколов. - М.: Аудит; ЮНИТИ, 1996. - 638 с.
Рудакова Татьяна Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, бухгалтерского учета, аудита и анализа, Алтайский государственный университет; доцент кафедры экономики, финансов и кредита, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова (г. Барнаул), [email protected]
Семиколенова Марина Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической безопасности, бухгалтерского учета, аудита и анализа, Алтайский государственный университет (г. Барнаул), [email protected]
Поступила в редакцию 10 января 2018 г.
DOI: 10.14529/em180113
EVOLUTION OF ACCOUNTING INFORMATION MODEL UNDER CONDITIONS OF CHANGING ECONOMIC FORMATIONS AND DIGITALIZATION OF THE ECONOMY
T.A. Rudakova1'2, M.N. Semikolenova1
1 Altai State University, Barnaul, Russian Federation
2 Polzunov Altai State Technical University, Barnaul, Russian Federation
The subject of the study is the format and content of accounting information and its evolution under the influence of changing information needs of users as subjects of economic relations. The purpose of the article is to analyze and evaluate the probability of changing the form and content of reporting in the context of digitalization of economic processes. The basic methods of research are methods of observation, comparative analysis, categorical and systemic approaches and logic techniques. The article deals with the content aspect of accounting information of various economic entities, limited by business opportunities and expanding depending on the evolution of information interests of stakeholders. The change in conditions and forms of reporting by economic entities in the conditions of transformation (digitalization) of economic processes is rationalized. Digital technologies in economy, according to the authors, will make it necessary to make changes not only in the format of providing information about economic space subjects in the process of their interaction and providing an opportunity for cooperation, but also in its content. In the opinion of the authors, information on the business entity as a competitor, employer, or taxpayer, which is of interest to business partners, the society and state institutions, can be obtained through information technologies, by setting certain parameters characterizing this segment of activity or its results. The problem of the possibility of unauthorized access of unfair users to the main parameters determining the content aspect of the information product and their change at the stage of transition of the economy to the digital platform is determined as the basic one.
Results of the conducted research allowed formulating conditions that must be an integral part of preparation and posting of information of the reporting organization in the conditions of digitalization of economic processes, ensuring the confidence of users in its reliability.
Keywords: information; information interests; accounting information; digital economy; digital technologies; reporting; information product; accounting; reporting users; information system.
References
1. Biyakov O.A. Ekonomicheskoe prostranstvo regiona: protsessnyy podkhod [The economic space of the region: the process approach]. Kemerovo, 2004. 244 p. Available at: http://vtit.kuzstu.ru (accessed 11.06.2017).
2. Khaken G. Informatsiya i samoorganizatsiya: makroskopicheskiy podkhod k slozhnym sistemam [Information and self-organization: a macroscopic approach to complex systems]. Moscow, 1991. 240 p.
3. Rudakova T.A. [Information interests of users of accounting and reporting information]. Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet [International accounting], 2014, no. 6, pp. 39-45. (in Russ.)
4. Semikolenova M.N. More on management accounting principles. Auditorskie vedemosti [Audit Journal], 2016, no. 1, pp. 66-77. (in Russ.)
5. Rudakova T.A. [Accounting and reporting information: principles of training in conditions of limitations]. Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet [International accounting], 2015, no. 6 (348), pp. 39-45. (in Russ.)
6. Kozyreva A.B. [The main approaches to understanding the corporation]. Leningradskiy yuridicheskiy zhurnal [Leningradskiy Juridical Journal], 2015, no. 3(41), pp. 93-103. (in Russ.)
7. Makarova O.A. Korporativnoepravo [Corporate law]. Moscow, 2010.
8. Eremichev I.A., Pavlov E.A. Korporativnoe pravo [Corporate law]. Moscow, 2007.
9. Danel'yan A.A. Korporatsiya i korporativnye konflikty [Corporation and corporate conflicts]. Moscow, 2006.
10. Kashanina T.V. Korporativnoe (vnutrifirmennoe)pravo [Corporate (intrafirm) right]. Moscow, 2003.
11. Kirillovykh A.A. Korporativnoe pravo [Corporate law]. Moscow, 2009.
12. Dolinskaya V.V. Aktsionernoe pravo: osnovnye polozheniya i tendentsii [Joint Stock Law: main provisions and trends]. Moscow, 2006.
13. Mogilevskiy S.D., Samoylova I.A. Korporatsii v Rossii: pravovoy statut i osnovy deyatel'nosti [Corporations in Russia: the legal status and the basis of activity]. Moscow, 2007.
14. Sukhanov E.A. Sravnitel'noe korporativnoe pravo [Comparative corporate law]. Moscow, 2014.
15. Belov V.A. Korporativnoe pravo. Aktual'nye problemy teorii i praktiki [Corporate law. Actual problems of theory and practice]. Moscow, 2014.
16. Kogdenko V.G., Mel'nik M.V. [Integrated reporting: issues of formation and analysis]. Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet [International accounting], 2014, no. 10, pp. 2-15. (in Russ.)
17. Khachaturova T.O. [Integrated Reporting: Definition, History and Development, Current Application of]. Karel'skiy nauchnyy zhurnal [Karelian Scientific Journal], 2014, no. 3, pp. 103-104. (in Russ.)
18. Solov'eva O.V. [Trends in the development of corporate reporting: integrated reporting]. Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet [International accounting], 2013, no. 35 (281), pp. 2-16. (in Russ.)
19. Get'man V.G. [On the conceptual basis and structure of the international standard for integrated reporting]. Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet [International accounting], 2014, no. 44 (338), pp. 2-15. (in Russ.)
20. Malinovskaya N.V. [Integrated reporting - innovative model of corporate reporting]. Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet [International accounting], 2013, no. 38, pp. 12-18. (in Russ.)
21. Kuz'menko O.A., Abrosimova M.V. [Integrated Report is the New Reporting Model for Russian Corporations]. Akademicheskiy vestnik, 2014, no. 1 (27), pp. 102-113. (in Russ.)
22. Yatsko M.V. [Classification of users of financial statements based on development of their interests]. Bezopasnost' biznesa, 2016, no. 1, pp. 26-29. (in Russ.)
23. Polenova S.N. [Interrelation of economic interests of users of the accounting reporting]. Uchet i audit, 2009, no. 1, pp. 111-116. (in Russ.)
24. Shvetsov Yu.G. [Spiritual and moral failure of modern economic theory ]. The Genesis of Genius, 2016, no. 2, pp. 180-191. (in Russ.)
25. Sokolov Ya.V. [Information messages about the facts of economic life and the possibility of their reliable and faithful reflection in economic statistics: economic problems at the turn of the XXI century]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta: Seriya 5. Ekonomika [St Petersburg University Journal of Economic Studies], 2000, no. 2, pp. 178-187. (in Russ.)
26. Sokolov Ya.V. Bukhgalterskiy uchet ot istokov do nashikh dney [Accounting from the source to our days]. Moscow, 1996. 638 p.
Tatyana A. Rudakova, Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of Economic Security, Accounting, Audit and Analysis, Altai State University; Associate Professor of the Department of Economics, Finance and Credit, Polzunov Altai State Technical University, Barnaul, [email protected]
Marina N. Semikolenova, Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of Economic Security, Accounting, Audit and Analysis, Altai State University, Barnaul, [email protected]
Received January 10, 2018
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Рудакова, Т.А. Эволюция модели отчетной информации в условиях изменения экономических формаций и цифровизации экономики / Т.А. Рудакова, М.Н. Семиколенова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2018. - Т. 12, № 1. - С. 108-115. DOI: 10.14529/em180113
Rudakova T.A., Semikolenova M.N. Evolution of Accounting Information Model under Conditions of Changing Economic Formations and Digitalization of the Economy. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2018, vol. 12, no. 1, pp. 108115. (in Russ.). DOI: 10.14529/em180113