№ 4, 2011
зовского педагогического образования / Т. А. Пи-терскова, О. А. Юрмашева // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Педагогика, психология, социальная работа, ювенология, социокинетика. — Кострома, 2009. — № 3. — С. 247—250.
12. Подготовка кадров высшей квалификации: аспирантура в современном университете / под ред. В. В. Лаптева. — СПб. : Книжный дом, 2005. — 320 с.
13. Романкова, Л. И. Научно-педагогические кадры высшей школы России. Современное состояние и потенциал развития / Л. И. Романкова. — М. : ИПР ВПО МАДИ (ГТУ), 2004. — 239 с.
14. Саратовский государственный технический университет (1930—2000). Исторический очерк //
под ред. Ю. В. Чеботаревского. — Саратов : СГТУ, 2000. — 224 с.
15. Центральный государственный архив Республики Мордовия. Ф. Р-2542. Оп. 2. Д. 1823. Л. 45.
16. Юрмашева, О. А. Понятие «научно-педагогические кадры»: системно-функциональный анализ / О. А. Юрмашева // Пед. образование и наука. — М., 2009. — № 8. — С. 47—50.
17. Юрмашева, О. А. Развитие системы подготовки преподавательских кадров в высшей технической школе г. Пензы во 2-й половине XX — начале XXI в. / О. А. Юрмашева, Т. А. Питерскова // Сиб. пед. журн. : науч. журн. — 2008. — №8. — С. 240—249.
Поступила 01.04.11.
ЭВОЛЮЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИСТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ РОССИИ
И. А. Байгушева (Астраханский государственный университет)
Рассматривается эволюция математической подготовки экономистов в высшей школе России в контексте развития экономической научной мысли и отечественной экономики. Компетентностный подход и междисциплинарная интеграция предложены в качестве концептуальной основы модернизации математической подготовки будущих экономистов.
Ключевыге слова: математическая подготовка; ный подход; междисциплинарная интеграция.
Одна из приоритетных задач стратегического развития нашего общества — «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина» [4]. Главная задача экономического образования сегодня — обеспечение гарантированного уровня подготовки экономистов, соответствующего требованиям современной мировой экономики и международным стандартам. Квалификационные характеристики и государственные образовательные стандарты отражают требования к подготовке экономистов, среди которых — фундаментальность, практическая профессиональная направленность, развитие системного мышления и способности к самообразованию. Эти требования призваны выработать главное качество квалифицированного специалиста — умение грамотно и ответственно решать профессиональные зада-
высшее экономическое образование; компетентност-
чи. Только обладая этим качеством, экономист может быть центральной фигурой экономического развития страны.
В сложившихся условиях все значительнее становится роль математической подготовки, которая выполняет функцию методологической основы, общенаучного языка, стержневой составляющей большинства дисциплин высшего профессионального экономического образования. Это объясняется широким применением математики в современной экономической науке. «Развитие экономики сейчас уже нельзя мыслить без систематического использования современных средств математики и, что еще важнее, без тех особенностей мышления, которые развивает математика», — отмечал акад. Б. В. Гнеденко [2, с. 7]. В XX столетии математические методы моделирования стали самым эффективным инструментом исследования в экономической науке. С их использованием связаны практически все научные
© Байгушева И. А., 2011
исследования, удостоенные Нобелевской премии по экономике (работы В. Леонтьева, П. Самуэльсона, Р. Солоу, Д. Хикса, Л. В. Канторовича, Т. Хаавельмо, Р. Ингла, Р. Ауманна, Т. Шеллинга и др.).
Для определения актуальных направлений математической подготовки экономистов в вузах необходимо проанализировать основные тенденции ее развития в России.
В середине XIX в. российская экономическая наука находилась на периферии европейской. Процесс ее профессионализации шел медленно, практически отсутствовали специальные журналы, в университетах не было экономических факультетов и экономических научных центров. Немногие русские экономисты были готовы принять новаторскую для того времени теорию предельной полезности. Этот шаг могли сделать «математически мыслящие» экономисты, потому что математика имеет дело с количественными величинами и является чрезвычайно удобным языком изложения новой теории.
При наличии сильной математической школы в России русские экономисты существовали почти независимо от математиков. Исключениями являются отдельные работы А. И. Чупрова, Л. 3. Слонимского, Ю. Г. Жуковского. В 1867 г. была опубликована статья
А. И. Чупрова «Математическое исчисление цены труда», которую принято считать «зарождением математической экономии в России» [9, с. 13]. В книге Ю. Г. Жуковского «История политической литературы XIX века» содержалась глава, посвященная математическим методам в теории Рикардо. И наконец, первым откликом на «маржинальную революцию» в России стала статья Л. 3. Слонимского «Забытые экономисты Курно и Тюнен», опубликованная в 1878 г. Под «маржинальной революцией» подразумевается создание особой науки, в рамках которой была проведена успешная математическая интерпретация предельных («маржинальных») условий рыночного равновесия. Ее основоположники — Л. Вальрас, У. Джевонс, К. Менгер и др. — считали, что экономическая те-
ория как научная дисциплина должна занять достойное место в одном ряду с естественными науками. Средством для достижения этой цели виделось использование математики.
С развитием экономической науки все большее значение приобретает метод экономико-математического моделирования, позволяющий выявить количественную сторону явлений и процессов хозяйственной жизни и их качественное обновление посредством формализованного отображения причин изменений экономических показателей, что делает реальным прогнозирование экономических процессов. Этот метод, возникший в результате «маржинальной революции» конца XIX в., получил широкое распространение в XX столетии. Его основу составляют дифференциальные и интегральные исчисления, начало которым в области экономической теории положили такие известные экономисты, как Л. Вальрас, В. Парето, У. Джевонс, А. Маршалл и др. Как отмечал А. Маршалл, «подготовка в области математики полезна тем, что она позволяет овладеть максимально сжатым и точным языком для ясного выражения некоторых общих отношений и некоторых коротких процессов экономических рассуждений, которые действительно могут быть выражены обычным языком, но без равноценной четкости схемы» [6, с. 64].
На рубеже XIX—XX вв. внимание российских экономистов к математике возрастает. Появляются работы, признающие математику научным языком, использование которого позволяет получить нетривиальные результаты. В 1898 г. экономист В. К. Дмитриев в качестве эпиграфов к своей работе «Теория ценности Д. Рикардо» выбирает высказывание Леонардо да Винчи: «Никакое человеческое исследование не может называться настоящим знанием, если не прошло через математические доказательства», и высказывание И. Канта: «Я утверждаю, что во всяком естественно-научном знании можно найти лишь столько действительной науки, сколько в ней можно найти математики» [3, с. 49]. Позже экономисты П. Б. Струве,
Е. Е. Слуцкий, М. И. Туган-Барановский и др. активно использовали в своих исследованиях математический инструментарий [см.: 5].
Система высшего экономического образования в России возникла к концу
XIX в. в связи с развитием отечественной экономической мысли и потребностью в квалифицированных управленческих кадрах для производственной и торговой сфер. В 1890-х гг. Россия совершила рывок в экономическом, и прежде всего индустриальном развитии. Рост экономики увеличивал спрос на специалистов в области коммерции. Сложившиеся формы народного образования не позволяли расширить подготовку таких кадров. Поэтому требовалась организация самостоятельной системы коммерческого профессионального образования. Первое коммерческое училище было открыто в Санкт-Петербурге в 1772 г., однако до 1890 г. учебные заведения этого типа не получили существенного развития.
В соответствии с разработанным Министерством финансов Положением «О коммерческих учебных заведениях» (1896 г.) была выстроена структура организации коммерческого образования, включающая четыре типа учебных заведений: коммерческие курсы, торговые школы и классы, средние коммерческие училища, высшие общественные и частные учебные заведения.
Огромная заслуга в создании системы коммерческого образования в России на рубеже XIX—XX вв. принадлежит министру финансов, а позднее председателю Совета министров С. Ю. Витте. В своих мемуарах он пишет: «Развивая сеть коммерческого образования в России, у меня появилась мысль устроить высшие заведения... в форме политехнических институтов, которые содержали бы в себе различные отделения человеческих знаний, но имели бы организацию не технических школ, а университетов, т. е. такую организацию, которая наиболее способна была бы развивать молодых людей, давать им общечеловеческие знания вследствие соприкосновения с товарищами, занима-
ющимися всевозможными специальностями» [цит. по: 1, с. 145].
Впервые вопрос о высшем коммерческом образовании обсуждался в 1889 г. на Первом съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию. Министерство народного просвещения не осуществляло подготовку экономистов, поэтому инициативу взяло на себя Министерство финансов. Была разработана программа развития коммерческого образования. Ее целями были провозглашены:
1) подготовка достаточного количества кадров отечественных специалистов в области экономики; 2) содействие повышению технического уровня промышленности и торговли.
Первые коммерческие отделения появились в 1902 г. в Рижском и Санкт-Петербургском политехнических институтах. До 1917 г. в России было создано семь высших коммерческих учебных заведений. Подготовка специалистов в области экономики осуществлялась, например, в Московском коммерческом институте, на Высших коммерческих курсах М. В. Побединского. Все высшие учебные заведения были довольно независимыми от министерства, каждое имело собственный устав, самостоятельно разрабатывало учебные планы и программы.
Основными тенденциями развития высшего экономического образования указанного периода являются:
— увеличение доли специальных экономических дисциплин в учебном плане;
— систематизация блока экономических дисциплин: переход от преподавания подчас не связанных между собой экономических дисциплин к самостоятельному профессиональному образованию;
— увеличение объема учебных часов и расширение перечня дисциплин математической подготовки.
Учебные планы Московского коммерческого института начала XX в. были построены так, чтобы на основе широкой общеобразовательной базы можно было приобрести узкую специальность, соответствующую склонностям и воз-
можностям каждого из слушателей [8, с. 214—219]. Дисциплины учебного плана можно распределить в пять основных блоков: гуманитарный, общеэкономический, юридический, математический и специальный. Первые два года обучения слушатели получали знания по общеобразовательным дисциплинам. С третьего курса начиналась специализация. На экономическом отделении осуществлялась специальная подготовка по двум
циклам — коммерческо-финансовому и административно-финансовому. Коммерческо-финансовый цикл давал широкую подготовку по вопросам банковского и страхового дела. Объединение этих сфер хозяйственной деятельности объясняется их общим требованием хорошей математической подготовки. Систему такой подготовки, состоящую как из теоретических, так и из прикладных дисциплин, можно представить следующим образом:
первый год — подготовительные занятия по математике
второй год — высшая математика, ч. 1; элементарный курс коммерческих вычислений
третий год — высшая математика, ч. 2; теория вероятностей; товарное счетоведение и товар-
ные вычисления; банковые вычисления; фабричное счетоведение четвертый год — математическая статистика; высшее финансовое вычисление; городское и зем-
ское счетоведение; дополнительный курс общего и товарного счетоведения; банковое счетоведение; страховое счетоведение
Учебный план курсов М. В. Побе-динского 1913/14 учебного года во многом походил на учебный план Московского коммерческого института. Он предполагал трехлетнее обучение. Первые два курса были общеобразовательными (с университетским набором дисциплин и усиленным курсом математических и экономических дисциплин). На третьем году обучения преподавались специальные дисциплины. Математическая подготовка осуществлялась в рамках таких дисциплин, как «Счетоведение» и «Коммерческое вычисление».
В коммерческих вузах изучались не только теоретические основы наук, но и их применение на практике в условиях российской действительности. В рекомендуемой учебной литературе основной упор делался на труды отечественных ученых, что свидетельствует о прогрессе экономических знаний в России этого периода [8, с. 121].
Формы организации учебного процесса были традиционными: аудиторные учебные занятия, самостоятельная работа, научная работа — и носили в основном репродуктивный характер. Аудиторные занятия были трех видов — лекции, практические занятия и семинарии. Практические занятия предусматривались не по всем дисциплинам учебного
плана, но по математическим дисциплинам они были обязательны. Семинарии проводились в рамках специальных дисциплин и требовали активного участия студентов. Научной работой студенты занимались преимущественно на заседаниях кружков различных научных направлений.
3акономерным следствием бурного развития экономического образования в высшей школе России к началу XX в. была четкая формулировка идеи высшего экономического образования — подготовка специалистов во всех отраслях экономики страны и преподавателей экономических дисциплин для коммерческих учебных заведений и реальных училищ.
Со сменой государственного политического строя России в 1917 г. отечественная экономическая наука и экономическое образование претерпели значительное идейное реформирование. Утверждение марксизма в его ортодоксальном варианте как единственно возможной парадигмы затормозило развитие экономической научной мысли, хотя не остановило эволюцию математической экономии.
Советская экономическая наука развивалась в направлении решения конкретных прикладных задач, не претендуя
на теоретические обобщения. Например, Л. В. Канторович проводил исследования в области оптимизации производства, В. В. Новожилов занимался измерением затрат и результатов производства,
В. А. Трапезников анализировал экономику научно-технического прогресса. Ряд экономистов, таких как Е. Г. Либер-ман, Г. С. Лисичкин, А. М. Бирман, предлагали ввести в стране рыночные отношения, сделать прибыль главным показателем эффективности плановой экономики. Их работы легли в основу «косы-гинской» реформы 1965 г. Конечно, эти прикладные исследования проводились не в русле отрицания социализма и системы централизованного планирования, а в русле их совершенствования.
Экономические дисциплины в советской высшей школе были представлены курсами политической экономии капитализма и социализма, которые сводились в основном к изучению трудов К. Маркса и В. И. Ленина. В итоге экономическая наука представлялась как схоластическая, не имеющая ничего общего с реальной действительностью и не поддающаяся эмпирической проверке.
Несколько иная ситуация сложилась в связи с учебными дисциплинами, обучающими математическим методам анализа экономики. Традиционно сильная советская математическая подготовка использовалась в теории оптимального управления централизованной плановой экономикой, которая носила чрезвычайно абстрактный характер. Успешнее шли исследования идеологически нейтральных межотраслевых балансов, модели которых находили широкое применение в расчетах Госплана. Преподавание математической статистики осложнялось закрытостью и недостоверностью статистических данных того времени, а также несопоставимостью экономических показателей страны с показателями других стран. Эта дисциплина являлась чисто формальной, теоретической, не подкрепленной прикладными расчетами. Практически отсутствовала в учебных планах экономических специальностей эконометрика — дисциплина, обеспечи-
вающая связь между теорией и статистическими данными и дающая почву для качественных выводов на основе прикладного анализа экономических показателей.
Прикладные экономические дисциплины не были связаны с теорией экономики, а потому носили поверхностный характер. Таким образом, экономическое образование в СССР имело мало общего с экономическим образованием в странах, не относящихся к социалистическому лагерю.
С переходом страны к рыночной экономике в начале 1990-х гг. отечественное экономическое образование нуждалось в кардинальном реформировании. На его приближение к мировым стандартам были направлены усилия государства и международных организаций (таких как Всемирный банк, Европейский союз, институт «Открытое общество», фонд Форда и др.).
Основными векторами перестройки экономического образования стали:
— создание новых образовательных учреждений, ориентированных на ведущие западные образцы (Российская экономическая школа, Высшая школа экономики);
— приглашение западных ученых-экономистов в качестве преподавателей;
— перевод зарубежных учебников по экономическим дисциплинам на русский язык;
— переподготовка и повышение квалификации российских преподавателей;
— подготовка Государственных образовательных стандартов первого (1995 г.), второго (2000 г.) и третьего (2010 г.) поколений;
— модернизация учебных планов и разработка новых учебных курсов;
— разработка отечественных учебников и учебно-методических материалов по экономическим дисциплинам, оперирующих российскими экономическими реалиями.
В течение двадцати лет была проделана большая работа. В вузах наметился прогресс в организации учебно-методической работы, что выразилось в сле-
дующем: переносе акцента на самостоятельную работу студентов; включении информационных компьютерных систем и Интернета в учебный процесс; применении новых механизмов оценки работы студентов: письменных экзаменов, активного использования тестов при проверке знаний, промежуточного контроля знаний; переходе на кредитно-модульную систему обучения; создании базовых кафедр, позволяющих частично перенести учебную деятельность на учебные площадки фирм и государственных организаций; создании научно-учебных лабораторий; формировании навыков проектной деятельности; создании совместных международных образовательных программ.
За последние сто лет математика заняла важное место в экономической теории, а математическая подготовка — в системе экономического образования. Согласно Р. Бэкхаузу, уровень использования математического языка в статьях крупнейших экономических журналов только с 1930 по 1980 г. возрос в 7,5 раз [10]. Это относится и к учебникам по экономической теории всех уровней сложности. В ФГОС ВПО подготовки бакалавров по направлению «Экономика» блок математических дисциплин составляет 20 % всей трудоемкости образовательной программы.
Претерпело существенное изменение само содержание математической подготовки экономистов в вузе. Наряду с традиционными базовыми теоретическими дисциплинами, такими как «Математический анализ», «Линейная алгебра», «Теория вероятностей» и «Математическая статистика», во второй половине
XX в. оно включило дисциплины прикладного характера: «Эконометрика», «Исследование операций», «Актуарная математика», «Теория игр», «Проектный анализ», «Теория риска», «Теория оптимального управления», «Теория массового обслуживания» и др. Развитие прикладных математических методов исследования экономики требует более основательной базовой теоретической подготовки студентов, дополнения ее, например, такими курсами, как «Диффе-
ренциальные уравнения», «Вариационное исчисление», «Временные ряды».
Переход системы высшего профессионального образования в 2010 г. к обучению по новым ФГОС влечет за собой изменение всей педагогической системы математической подготовки. Концептуальным основанием ФГОС является компетентностный подход. Под компетенцией понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Соответственно компетентность — это реализованная на практике компетенция. ФГОС определяют необходимость разработки компе-тентностно-ориентированных образовательных и учебных программ по математическим дисциплинам, результатами освоения которых должны быть сформированные у обучающихся общекультурные и профессиональные компетенции.
Компетентностный подход требует изменения:
1) целей обучения: формирование математической компетентности;
2) содержания обучения: источниками предметного содержания математических дисциплин должны быть математическая наука и будущая профессиональная деятельность, а единицей содержания — типовая профессиональная задача;
3) методики обучения:
• технологий обучения: переход к инновационным педагогическим технологиям, вовлекающим студентов в профессиональную деятельность (например, проектное, модульное обучение);
• средств обучения: разработка профессионально направленного учебно-методического обеспечения математических дисциплин;
• условий обучения: обеспечение тесного сотрудничества академической и производственной среды в образовательном процессе.
К настоящему времени уже сложилось понимание того, что без профессиональной направленности в обучении, которая базируется на междисциплинарной интеграции, невозможно формирование компетентности [7]. Таким образом, ма-
тематическая компетентность экономистов может быть сформирована в условиях междисциплинарной интеграции дисциплин математической и профессиональной подготовки. Необходимость такой интеграции становится еще более очевидной, если учесть интеграционные процессы в современной математике и экономической теории.
В заключение можно сделать вывод, что концептуальной основой дальнейшего развития математической подготовки в системе высшего экономического образования являются компетентност-ный подход к обучению и междисциплинарная интеграция.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бессолицын, А. С. Витте и создание системы коммерческого образования в России /
А. С. Бессолицын // Вопр. экономики. — 2006. — № 7. — С. 140—147.
2. Гнеденко, Б. В. Математика и математическое образование в современном мире / Б. В. Гнеденко. — М. : Просвещение, 2005. — 177 с.
3. Дмитриев, В. К. Экономические очерки /
В. К. Дмитриев. — М. : ГУ ВШЭ, 2001. — 580 с.
4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы [Электронный ресурс] : [утв. распоряжением Правительства РФ от 07.02.11 № 163-р]. — Режим доступа: www.mon.gov.ru.
5. Макашева, Н. А. Как маржинализм приходил в Россию? Два эпизода из истории / Н. А. Макашева // Экон. вестн. Ростов. гос. ун-та. — 2009. — Т. 7, № 3. — С. 29—41.
6. Маршалл, А. Принципы экономической науки : в 2 т. / А. Маршалл. — M. : Прогресс, 1993. — Т. 2. — 994 с.
7. Носков, М. В. Междисциплинарная интеграция в условиях компетентностного подхода / М. В. Носков, В. А. Шершнева// Высш. образование сегодня. — 2008. — № 9. — С. 23—25.
8. Чернецов, М. Б. Становление и развитие экономического образования в высшей школе России XIX— начала XX века : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / М. Б. Чернецов. — Пенза, 2006. — 257 с.
9. Шухов, Н. С. Математическая экономия в России. 1865—1995 / Н. С. Шухов, М. П. Фрейд-лин. — М. : Наука, 1996. — 351 с.
10. Backhouse, R. E. If Mathematics Is Informal, Then Perhaps We Should Accept That Economics Must Be Informal Too / R. E. Backhouse // Economic Journal. — 1998. — № 451. — Р 1848—1858.
Поступила 02.03.11.
ДИЗАИН И ТИПОГРАФИКА: ПОЛЕМИКА В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВХУТЕМАСА
И. А. Пакшина (Мордовский государственным университет им. Н. П. Огарева)
В статье делается попытка поиска точек соприкосновения между сторонниками классической теории и авангардного направления в искусстве по вопросам формирования типографики в 20-е гг. XX в.
Ключевыге слова: типографика; полиграфия; полиграфическая продукция; конструктивизм; производственное искусство; ВХУТЕМАС.
В 20-е гг. XX в., благодаря ориентации молодого советского государства на культурную революцию и ликвидацию безграмотности, как никогда ранее, востребованными стали полиграфическое производство и издательское дело. К этому времени в среде профессионалов уже сложилось понимание того, что полиграфия не может сводиться только к технологическим процессам, она включает в себя ряд графических ис-
кусств (литографию, фотомеханику, искусство книги, журнала, газеты и т. д.). Стало очевидным, что многие производственные задачи могут быть разрешены только художником-производственни-ком. Впервые возник социальный заказ на подготовку в вузе специалиста, способного квалифицированно работать на стыке между художественной и инженерно-технической сферами творчества.
© Пакшина И. А., 2011