УДК 005:658.7
ЭВОЛЮЦИЯ ЛОГИСТИКИ И СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРОДВИЖЕНИЕМ
М.Ф. РУДАКОВ, кандидат экономических наук, доцент УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
LOGISTICS EVOLUTION AND SYSTEMS CONTROL OF SAVES PROMOTION
M.F. RUDAKOV, Candidate of Economics, associate professor The Education Establishment «Belarusian State Agricultural Academy»
В статье проведено исследование эволюции концептуальных подходов к логистике, представлены исторические примеры ее применения, отражены особенности развития логистики в различные периоды. Особое внимание уделено системам управления товародвижением: описаны особенности функционирования и требования по применению различных систем, представлена экономическая эффективность их применения.
Thepaper investigates the evolution of the conceptual approaches to logistics, the historical examples of its application are given, the features of the logistics development in different periods are reflected. Particular attention is paid to the merchandise management systems: specific features of the operation and requirements for the application of various systems that are cost-effectiveness of their application.
Введение. За последние десятилетия в сфере товарного обращения ряда стран произошли существенные преобразования. В хозяйственной практике стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров, использующие различные концепции управления товародвижением (маркетинговую, производственную, сбытовую и др.). Методы управления товародвижением, базирующиеся на концепции логистики, являются одними из наиболее часто применяемых.
Логистика, зародившаяся первоначально как искусство снабжения армии и управления ее перемещениями, прочно вошла в хозяйственную практику в странах с развитой экономикой. В условиях рыночных отношений материальные ресурсы постоянно приобретаются, а готовая продукция реализуется на рынке. В связи с этим сегодня актуальной является проблема рациональной организации материально-технического снабжения предприятий и выгодного сбыта готовой продукции, то есть эффективной организации движения материальных потоков. С позиций логистики все звенья, участвующие в продвижении материального
потока (транспорт, склады отправителей, промежуточных баз и потребителей, средства связи, кадры) рассматриваются как единая материало-проводящая система. При этом логистика в качестве основного провозглашает принцип минимизации издержек ко всей цепи движения материального потока от пункта отгрузки сырья до потребителя произведенной из этого сырья продукции.
Основная часть. Термин «логистика» происходит от греческого слова «logistikos» - искусство вычислять, рассуждать. В античном мире «логисты» были призваны обеспечивать армию продовольствием и жильем, организовывать транспортировку боеприпасов. В дальнейшем логистика еще более упрочила свои позиции в военном искусстве.
Французский генерал Antoine-Henri Jomini в одной из своих работ использовал термин «логистика», определяя им историческое искусство планирования и проведения маневров, фортификацию и обеспечение армии продовольствием. Он определил военную логистику как «мост между экономикой нации и воюющими частями». Войска Наполеона Бонапарта применяли логистику при планировании запасов боеприпасов, продовольствия и квартирного обеспечения.
Быстрое развитие технического уровня армии привело к усложнению управления войсками и ведения военных действий, вследствие использования нескольких родов войск, больших расстояний, на которых ведутся сражения и т. д. Все это расширило области применения логистики, которая стала производить расчеты, связанные с запросами и возможностями по обеспечению тем или иным видом ресурсов, пространством и временем.
В годы Второй мировой войны принципы логистики широко использовались в американской армии, что позволило организовать четкое взаимодействие промышленности, транспорта, тыловых и фронтовых баз снабжения. Это содействовало систематическому и четкому обеспечению американской армии всем необходимым для ведения военных действий.
Такое успешное использование логистики в военных целях не могло быть не замеченным. И в 70-х гг. начинается интенсивное проникновение принципов логистики в невоенные области экономики. Эволюция развития логистики показана на рисунке.
Концепция логистики базируется на следующих основных положениях: системность подхода, предполагающая слаженную работу участников материалодвижения; максимальное приспособление технологического и подъемно-транспортного оборудования к конкретным условиям; учет издержек во всей логистической цепи; ориентация на рынок;
Рисунок - Эволюция развития логистики
развитие сервиса и услуг, а также способность логистических систем приспосабливаться к конъюнктуре рынка.
Выделяются три основных периода развития систем движения материальной продукции: дологистический, классической логистики и неологистики. Каждый из указанных периодов характеризуется особыми подходами к организации и управлению движением материальных потоков.
В дологистический период (до 50-х гг.) управление материальными потоками носило фрагментарный характер. При фрагментарном способе управления казалось бы такие глубоко интегрированные сферы деятельности, как транспорт и материально-техническое снабжение рассматривались как две не связанные между собой сферы. При таком способе явно недостаточна была координация действий различных подразделений предприятия, не соблюдалась логическая их последовательность и увязка.
Период классической логистики, начавшейся в начале 60-х гг., характеризуется широким использованием теории «управления физическим
распределением продукции». «Управление физическим распределением продукции было ориентировано главным образом на потоки готовых изделий при их движении через многочисленные звенья распределительной сети. В процесс включались обычно следующие операции: транспортировка; перемещение материалов и готовой продукции в ходе обработки и сбыта; учет и выполнение заказов потребителей; контроль запасов; размещение производственных мощностей и складов. Управленческие функции при таком подходе строятся на основе тесной увязки сбытовых и производственных планов, графиков работы транспорта, связанных с движением готовых изделий в ходе сбытовых операций. Для выполнения таких скоординированных функций на фирмах обычно создается новый отдел управления распределением продукции. Руководитель этого отдела обязан обеспечить заданный уровень обслуживания потребителей, не допуская увеличения расходов на хранение и перемещение готовых изделий, на основе координации действий производственных и сбытовых звеньев» [10, с. 127].
В 80-х гг. логистика вступает в новый период своего развития - неологистику или, как ее еще называют, логистику второго поколения. Этот период характеризуется расширением сферы действия теории компромиссов. Так как ни одна из функциональных зон внутри фирмы, включая и логистику, обычно не располагает достаточными ресурсами и возможностями для того, чтобы «в одиночку» должным образом реагировать на существенные изменения внешних условий и самостоятельно эффективно работать, то для более эффективного реагирования требовались совместные усилия всех структурных подразделений фирмы или предприятия. Необходимо было использовать знания и опыт менеджеров, рассматривающих деятельность фирмы как единое целое. Концептуальный подход к развитию систем логистики, воплощающий эту идею, получил название «комплексный» или «подход на основе всего предприятия». Функции логистики в рамках этого подхода рассматриваются как важнейшая подсистема общефирменной системы. Это означает, что логистические системы должны создаваться и управляться исходя из общей цели - достижения максимальной эффективности работы всей фирмы. Поэтому внимание стало фокусироваться на межфункциональных компромиссах фирмы, включая собственно производственные и другие нелогистические ее подразделения. Критерием такого подхода стала минимизация издержек всего предприятия. Очень часто попытка максимально снизить издержки за счет какого-либо элемента может привести к более высоким общим затратам. Например, низкие издержки на транспортировку грузов могут оказаться дорогостоящим делом
для фирмы в целом, когда транспортное подразделение добивается достижения этой цели, принося в жертву скорость и надежность доставки. Поэтому предложение об изменении одного из видов деятельности необходимо рассматривать в увязке с общей суммой затрат на обращение и производство.
В современной литературе ряд авторов выделяют четвертый этап развития логистики - концепция общей ответственности. Однако данный этап еще концептуально не оформлен.
Эволюция развития логистики сопровождалась развитием концепций управления товародвижением, совершенствованием технической базы, программного обеспечения, что нашло свое отражение в разработке логистических методов (систем) товародвижения.
С технологической точки зрения логистические системы подразделяются на «тянущие» и «толкающие». Основной характеристикой «толкающей» системы является то, что детали, сырье, полуфабрикаты подаются на каждый последующий этап технологической цепочки с предыдущего в строгом соответствии с разработанным заранее графиком. В данной системе решения о размещении и пополнении запасов на складах принимаются централизовано, а стратегия сбыта направлена на формирование товарно-материальных запасов (в розничных, мелко- и крупнооптовых торговых предприятиях) с опережением по отношению к спросу на них.
При применении «тянущей» системы полуфабрикаты, сырье и материалы подаются с предыдущего на последующий технологический этап по мере необходимости, отсутствует заранее разработанный жесткий график перехода деталей с этапа на этап. Решение о пополнении запасов на складах принимается децентрализовано, а стратегия сбыта направлена на опережающее стимулирование спроса на конечную продукцию по отношению к формированию товарно--материальных запасов.
Логистические системы направлены в основном на минимизацию материальных запасов. Ниже представлены основные логистические системы, используемые в экономически развитых странах:
1. МРП (Material Requirements Planning, MRP);
2. МРП-2 (Manufacturing Resources Planning, MRP-2);
3. «Точно в срок» (Just in Time, JIT);
4. «Канбан» (Kanban);
5. ОПТ (Optimised Producrion Technology, OPT);
6. ДРП (Distribution Requirements Planning, DRP);
7. ДРП-2 (Distribution Resources Planning, DRP-2);
8. ЛРП (Logistic Requirements Planning, LRP).
Рассмотрим подробнее суть и содержание каждой из указанных систем.
Система МРП - система организации производства и материально-технического обеспечения. МРП относится к «толкающим» системам и была разработана в 60-х гг. в США. Массовому распространению МРП способствовало появление в этот период усовершенствованных ЭВМ (1ВМ-360, 1ВМ-370), способных проводить вычислительные операции по согласованию и оперативной корректировке планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых подразделений предприятий в реальном масштабе времени с учетом постоянных изменений. МРП включает в себя план производства (номенклатуру производимой продукции на определенную дату), информацию о материалах (составленный на основе плана производства специфицированный список материалов с указанием расхода их на производство единицы готовой продукции), оперативную информацию о запасах (имеющиеся материальные запасы, заказанные, но не поступившие, сроки их поставок, страховые запасы). На основе математических моделей решается ряд экономических задач, в том числе расчет потребности в сырье и материалах, формирование графика производства и т. п. МРП широко используется в промышленно развитых странах. «В конце 80-х гг. в США ее использовали или предполагали использовать большинство фирм с объемом продаж свыше 15 млн долл. в год, в Великобритании - каждое третье производственное предприятие» [11, с. 110].
Применение МРП требует значительных затрат на подготовку исходных данных и предъявляет высокие требования к их точности и достоверности. При этом ориентация на расчет потребности в сырье и материалов для выполнения производственного плана не учитывает другие факторы производственного процесса. Эти и другие недостатки обусловили необходимость совершенствования МРП. На ее основе была разработана новая система МРП-2. В настоящее время МРП используется в комбинации с отдельными элементами системы «Канбан».
МРП-2 - система организации производства и материально-технического обеспечения. МРП-2, разработанная в начале 80-х гг. в США, включает в себя функции как МРП (планирование потребности в продукции производственно-технического назначения), так и ряд новых функций (проектирование, управление технологическими процессами). Совмещение задач расчета материально-технического обеспечения с задачами прогнозирования, контроля состояния запасов позволяет проводить прогноз потребности в сырье и материалах, дифференцируя их в зависимости от размера и степени приоритетности заказа, анализировать возможные сроки выполнения заказов, рассчитывать уровень стра-
ховых запасов сырья с учетом затрат на его хранение и т. д. «По данным проведенных в США исследований, применение МРП-2 позволяет сократить объем запасов (в среднем на 17 % в стоимостном выражении), уменьшить затраты на закупку сырья (на 7 %), повысить рентабельность производства [11, с. 112].
Система «Точно в срок» - система производства и поставки комплектующих, деталей, материалов к месту потребления или реализации в нужное время в требуемом количестве. Она была разработана в конце 60-х - начале 70-х гг. в Японии фирмой «Тоёта» и представляет собой «тянущую» систему. На практике сложились несколько вариантов системы «Точно в срок»: «Производство одновременно с монтажом», «Закупка одновременно с производством», «Ноль запасов».
Система «Точно в срок» требует проведения большого объема подготовительных работ, структурных изменений, организации и развития долговременных кооперированных связей. Внедрить систему «Точно в срок» удается далеко не каждой фирме. Однако, «если «Точно в срок» действует в масштабе всей фирмы и применяется также ее основными поставщиками, то обеспечивается ритмичность выпуска готовой продукции и повышается ее качество, резко сокращаются запасы производственные и запасы товарные, что дает возможность фактически освободить часть складских помещений и использовать их для других нужд» (11, с. 195). Основными условиями, необходимыми для внедрения системы «Точно в срок», являются следующие [10, с. 62]:
1. Удобное для технологии территориальное размещение филиалов или ее субподрядчиков;
2. Наличие возможности объединения складского хозяйства субпоставщиков и получателей;
3. Буферизация промежуточной продукции на транспортных средствах;
4. Межведомственное управление поступлением материальных средств;
5. Организация дистанционной передачи данных о потребности и поставках;
6. Объединение систем планирования и управления производством у всех смежных предприятий-участников процесса изготовления конечной продукции.
Система «Канбан» - система организации производства и материально-технического обеспечения, относиться к «тянущим» система. Она позволяет наиболее полно реализовать принцип «точно в срок». Система разработана фирмой Тоёта (Япония) в конце 60-х - начале 70-х гг.
Многие эксперты считают, что успехи японских товаропроизводителей связаны с применением на практике идей и методов системы «Канбан». В настоящее время «Канбан», как в качестве отдельной системы, так и в комбинации с другими системами организации производства (МРП, МРП-2), широко применяется многими промышленными предприятиями США и Западной Европы, в том числе и такими известными фирмами, как «Дженерал моторс» (США), «Рено» (Франция).
Функционирование системы «Канбан» основано на обращении карточек «Канбан» - карточек заказа и карточек отбора. В карточке производственного заказа указывается количество деталей, которое должно быть изготовлено на предшествующем производственном участке, а в карточке отбора - количество деталей, которое должно быть взято на предшествующем участке обработки или изготовления деталей. Использование системы «Канбан» дает возможность уменьшить производственные запасы на 50 %, товарные - на 8 % при значительном ускорении оборачиваемости оборотных средств и повышении качества продукции.
Система ОПТ - система организации производства и снабжения, разработанная израильскими и американскими специалистами. По сути, представляет собой компьютеризированный вариант системы «Канбан». Основной задачей ОПТ является выявление в производстве «критических ресурсов», в качестве которых могут выступать запасы сырья и материалов, оборудование и машины и т. п., и оптимизация их использования производственной системой. Эффективность использования «критических ресурсов» во многом обуславливает эффективность экономической и производственной системы в целом, в то время как оптимизация использования остальных ресурсов («некритических«) на развитие системы практически не влияет.
Система ДРП - «толкающая» система управления распределением продукции. Важнейшими функциями ДРП являются:
■ планирование производства с использованием прогнозов и данных о фактически поступивших заказах;
■ формирование на основе предыдущего этапа графика производства с указанием конкретных дат, количества сырья, материалов, готовой продукции;
■ расчет потребности в производственных мощностях и материальных ресурсах под график производства;
■ планирование транспортных перевозок.
Система ДРП-2 - второе поколение системы ДРП. Позволяет проводить средне- и долгосрочное прогнозирование планов загрузки производственных мощностей, складов, сбыта продукции.
Система ЛРП - система планирования и контроля входного, внутреннего и выходного материальных потоков на уровне предприятия. Система ЛРП обеспечивает интегрированный подход к управлению запасами сферы обращения, производственными и товарными запасами; прогнозирование спроса на продукцию фирмы, потребности в транспорте; определение оптимальной звенности логистических цепей и т. п.
Рассмотренные выше логистические системы организации товародвижения зачастую являются альтернативными методами реализации философии «своевременного производства». Каждая из систем имеет собственные технологии производства и степень сложности внедрения. Выбор той или иной системы осуществляется в каждой стране по-своему.
Заключение. На современном этапе развития деятельность в области логистики многогранна. Она включает в себя логистику производственных процессов, распределительную, закупочную, информационную, транспортную и др. Каждая из перечисленных сфер экономики в достаточной степени изучена и давно используется в практической деятельности. Поэтому логистика и не является феноменом, совершенно новым чудесным изобретением, применение которого помогает решить все экономические проблемы. Логистика - это, прежде всего, бизнес-концепция, базирующаяся на систематизированном методе вовлечения отдельных взаимосвязанных элементов в единый интегрированный процесс.
Логистика - сравнительно молодая наука как в экономически развитых странах, так и в Республике Беларусь. Для осуществления эффективного применения логистики в экономике республики необходимо учитывать специфику ее развития, имеющийся опыт и особенности национальной экономики.
Список литературы
1. Алесинская, Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления / Т.В. Алесинская - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. - 121 с.
2. Альбеков, А.У. Логистика коммерции / А.У. Альбеков, В.П. Федько, О.А. Митько. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 512 с.
3. Глобальные логистические системы: учеб. пособие / В.И. Сершеев, А. А. Кизим, П.А. Эльяшевич; под общ. ред. В.И. Сергеева. - СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2001. - 240 с.
4. Гордон, М.П. Логистика товародвижения / М.П. Гордон, С.Б. Карнаухов. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1999. - 208 с.
5. Дегтяренко, В.Н. Основы логистики и маркетинга: учеб. пособие / Дегтя-ренко, В.Н. - Ростов н/Д: Ростовская государственная академия строительства, 1992. - 128 с.
6. Логистика : учеб. пособие / И.М. Баско, В.А. Вороденя, О.И. Карпеко [ и др.] ; под ред. И.И. Полещук. - Минск: БГЭУ, 2007. - 431 с.
7. Логистика: учеб. пособие / под ред. Б. А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 327 с.
8. Миротин, Л.Б. Логистическое администрирование: учеб. пособие / Л.Б. Миротин, А.Б. Чубуков, Ы.Э. Ташбаев. - М.: Изд-во «Экзамен», 2003. -480 с.
9. Проценко, О. Д. Логистические концепции / О. Д. Проценко // Бизнес и логистика-2002: сб. материалов IV Московского междунар. логистического форума, Москва, 6-9 февр. 2002 г. / Московский автомобильно-дорожный институт (Государственный технический университет). - М.: Дом печати «Столичный Бизнес», 2002. - С. 136-137.
10. Пурлик, В.М. Рынок инвестиционных товаров и логистика / В.М. Пур-лик. - М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. - 192 с.
11. Родников, А.Н. Логистика: терминологический словарь / А.Н. Родников. - М.: Экономика, 1995. - 251 с.
12. Сергеев, В.И. Логистика в бизнесе: учебник / В.И. Сергеев. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 608 с.
13. Степанов, В. Экономика ФРГ в логистическом ракурсе / В. Степанов, М. Мальев // Логистика. - 1998. - № 4. - С. 20-21.
14. Управление потоками в логистических системах мировой экономикой / И.А. Еловой, В.И. Похабов, М.М. Колос; под науч. ред. В.Ф. Медведева. -Минск: Право и экономика, 2006. - 266 с. (Серия «Мировая экономика»).
Информация об авторе
Рудаков Михаил Фёдорович - кандидат экономических наук, доцент кафедры организации производства в АПК УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. (раб.) 8 (02233) 5-94-16. E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи - 4 мая 2012 г.