Научная статья на тему 'Эволюция летописных сведений о княжеских усобицах 1216–1217 гг. В политико-культурном контексте XIII–XV веков'

Эволюция летописных сведений о княжеских усобицах 1216–1217 гг. В политико-культурном контексте XIII–XV веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
550
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСОБИЦЫ / КНЯЗЬЯ / БИТВА НА ЛИПИЦЕ / ЛАВРЕНТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ / НОВГОРОДСКАЯ ПЕРВАЯ ЛЕТОПИСЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузнецов Андрей Александрович

Рассматривается эволюция летописных сведений о княжеских усобицах 1216–1217 гг. в связи с политико-культурным развитием средневековой России XIII–XV вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The evolution of annalistic accounts about princes’ quarells of 1216–1217 in political and cultural context of the 13th–15th centuries

The evolution of annalistic accounts about princes' quarells of 1216–1217 is considered in connection with political and cultural development of medieval Russia in the 13th–15th centuries.

Текст научной работы на тему «Эволюция летописных сведений о княжеских усобицах 1216–1217 гг. В политико-культурном контексте XIII–XV веков»

Филология

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 1 (2), с. 140-144

УДК 82

ЭВОЛЮЦИЯ ЛЕТОПИСНЫХ СВЕДЕНИЙ О КНЯЖЕСКИХ УСОБИЦАХ 1216-1217 гг. В ПОЛИТИКО-КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ XIII-XV ВЕКОВ

© 2013 г. А.А. Кузнецов

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

nalbuz@mail.ru

Поступила в редакцию 10.10.2012

Рассматривается эволюция летописных сведений о княжеских усобицах 1216-1217 гг. в связи с политико-культурным развитием средневековой России XШ-XV вв.

Ключевые слова: усобицы, князья, битва на Липице, Лаврентьевская летопись, Новгородская первая летопись.

За последние десятилетия произошли существенные сдвиги в постижении феномена русского летописания. Исследователи доказали и показали, что оно на протяжении веков не представляло собой простое нанизывание фактов на уже заданную «Повестью временных лет» (ПВЛ) временную ось. Конечно, создавая свой труд, летописец играл роли копииста, сводчика и фиксатора последующих событий. Однако уже на стадии сведения материала в нарратив книжник начинал сглаживать текстовые швы, согласовывать детали разнородных известий об одно и том же событии, выстраивать логическо-временную связь. Более того, выяснено, что летописцы не только механически сокращали известия о прошедших временах, но творчески редактировали их, исходя из духовных, идейных и политических запросов своего настоящего. Смена циклического понимания времени культурой домонгольской Руси на осознание неповторимости конкретной эпохи в России XIV-XV вв. повлияла на восприятие древнерусской истории в последующем летописании. Именно там обнаруживались идеалы и ценности независимости и мощи киевских правителей, которые становились примерами для потомков, собиравших земли в противостоянии с многочисленными врагами [1].

Не только примеры изыскивались в прошлом. Оно оживлялось и тем, что над ним работали, дабы извлечь уроки, с его помощью одержать хотя бы моральную победу над противниками.

Работа книжников XIV-XVI вв. над (с) текстами о событиях ГХ-ХШ вв. предполагала и компилирование, и внесение авторского начала. Грань между этими процедурами зачастую оказывается весьма размытой. Основные методы

работы книжников с материалом прошлых эпох представлены А.С. Усачевым в ходе изучения Степенной книги - памятника официальной исторической мысли России XVI в.: жизнеописания главных героев (по сути, создание биографий или биографических справок), объединение отдельных известий в связные рассказы, генеалогические вставки, внутритекстовые ссылки [2, с. 374-431].

Для анализа предложенных ниже текстов будет применен второй метод, дополненный еще и операцией разъединения. Также будут использованы методические приемы выявления летописных техник бриколажа, интертекстуальности и скрытого цитирования, предложенные исследователями для постижения феномена летописания.

Ярким примером пристального внимания книжников ХГУ-ХУ вв. к Древней Руси, извлечения из нее уроков является формирование образов битвы на Липице в 1216 г. (Георгий (Юрий) и Ярослав Всеволодовичи были побеждены старшим братом Константином (ростовский князь) при поддержке коалиции смоленских князей и новгородцев и убийства в Исадах шести рязанских князей двумя своими братьями в 1217 г. Находящиеся по соседству в летописях известия об этих усобицах на протяжении нескольких веков меняли свой облик и суть в зависимости от исторического контекста и по отношению друг к другу.

Исходные тексты о Липице и Исадах читаются в Лаврентьевской (далее - Л) и Новгородской первой (далее - Н) летописях. В Л сообщение о Липице как такового нет: в статье 1217 г. (т. е. вместе с известием об Исадах) говорится о примирении братьев Георгия и Константина Всеволодовичей после битвы у Юрьева, где

одолел второй; Константин занял Владимир, а Георгий - Суздаль. Предысторию конфликта, описание сражения, состав войск на Липице, занятие Константином Владимира и отъезд Георгия в Городец - все это находится в Н. Впрочем, в ней не сообщается о примирении братьев. И в обоих памятниках одинаково сообщается о трагедии в Исадах. Глеб и Константин Владимировичи, заманив двоюродных и родного брата на пир в шатер, перебили их с помощью слуг и половцев.

В научной литературе распространено аргументированное мнение, согласно которому изначально рассказ об Исадах 1217 г. появился в Н [3; 4, с. 74-75; 5, с. 73; 6, с. 261-262]. Однако исследования А.А. Гиппиуса и Т.В. Гимона показали, что для Н известие о преступлении Глеба Рязанского инородно в кодикологическом и хронологическом смыслах [7, с. 114-118; 8, с. 13-14]. Это наблюдение можно подкрепить и текстологически. В Л известие об Исадах органично соотносится в статье 6725 г. со сведением о распре Всеволодовичей (Липица 1216 г.) и их примирении, хотя в один год с Исадами произошло лишь примирение детей Всеволода Большого Гнездо. Смещение битвы на Липице на один год, отсутствие описания этого события в Л позволяют читателю увязать счастливое разрешение усобицы владимирских князей («дъявол... плакаша своея погибели») с иным исходом распри в Исадах. Из контекста следует, что владимирские князья избежали усобицы и уподобления Святополку Окаянному, не ведавшему «Божьего Строения» (приводилась фраза ПВЛ, в которой цитировался Париймник и осуждался Святополк Окаянный за убийство брата Святослава в 1015 г.: «а не веси ли окань-не Божья строенья дает бо власть емуже хощеть поставляет цесаря и князя Вышьнии» [9, с. 139, 440]. В этом отношении сведение в статье 6726 г. Н об Исадах в 1217 г. чуждо контексту, если учесть, что цитата из Паримийника не соотносится с событиями, освещенными ранее в Н. В Н описание Исад в 1217 г. оторвано по времени от Липицы 1216 г. Очевидно, что источник пространного сообщения об Исадах в Н - это владимиро-суздальское летописание.

Цитата из Паримийника, приведенная под 1015 и 1217 гг., встречается в Л и под 1176 г., где говорится о тогдашней битве на Липи-це между Всеволодом Юрьевичем (Большое Гнездо) и его племянником Мстиславом Рости-славичем. В адрес последнего из-за отказа принять мир, как и в адрес Святополка Окаянного, прописано: «помыслившее высокоумьем сво-имъ не ведущее яко Богъ даеть власть емуже

хощеть. Поставляеть бо цесаря и князя Выш-нии.» [9, с. 381]. Так с помощью одной цитаты летописец ХГГГ в. свел в одну цепь факты и сведения о них: преступления Святополка Окаянного - битву на Липице в 1176 г. - битву на Ли-пице в 1216 г. - трагедию в Исадах. «Рассказ» Л о битве на Липице в 1216 г. встроен в эту цепь своей контекстуальной связью с повествованием об Исадах. Смысл обличений таков: Свято-полк Окаянный, Мстислав Ростиславич боролись за власть, забыв о том, что Бог дает власть тому, кого сам определил. Подобное замечание отмечается применительно к осуждению в Л, Н Глеба и Константина Владимировичей, убившего братьев в 1217 г. в Исадах: «не веси ли ока-ньне Божья строенья. дает бо власть емуже хощеть поставляет цесаря и князя Вышьнии» [9, с. 440; 16, с. 58].

Со временем эта связь стала переосмысливаться. Маркером этого изменения оказывается цитата из Паримийника. Точнее, ее эволюция применительно к эпизодам 1176, 1216 и 1217 гг. Она прослеживается в связи с развитием текста о битве на Липице в 1216 г. Ранее была предложена схема формирования «Повести о битве на Липице» (Повесть). Текст Н о битве на Липице в 1216 г. в ростовском летописании второй половины ХШ-XIV вв. включал дополнительные детали. Этот ростовский текст, читающийся в Ермолинской, Львовской, Холмогорской летописях, Тверском сборнике, стал источником формирования Повести в новгородско-софийских летописях (Софийская первая, Новгородская четвертая, Новгородская Карамзинская). Повесть представляет своеобразный ответ сообщению Л о битве на Липице в 1176 г.: в 1176 г. ростовцы терпят поражение, в 1216 г. они побеждают; в обоих случаях победа - результат праведности позиции [11, с. 199-207, 239-305; 12. 291-311]. Данная схема противоречит воззрениям Я.С. Лурье на тексты о Липице 1216 г.: Повесть представляет собой компиляцию сведений о Липице разных летописных сводов, а потому более полна и достовернее известия о Липице в Н (другая схема была предложена А.В. Юра-совским: изначальная более полная и достоверная версия Повести представлена в Новгородской четвертой летописи, а в Н - ее сокращение) [13; 14, с. 461-462; 15, с. 64]. Изучение соотношения библейского комментария (из Па-римийника) к сообщению ПВЛ об убийстве Святополком Окаянным Святослава Владимировича с его реминисценциями при освещении битвы на Липице в 1176 г., трагедией в Исадах в 1217 г. [16; 17], противоречит схемам Я.С. Лурье, А.В. Юрасовского и подтверждает версию

о поэтапном развитии сведения о Липице в Н в Повесть.

В новгородско-софийских летописях XV в., содержащих Повесть, сообщение об Исадах сведено к лаконичной фразе («Того же лета князь Глеб изби в Рязани братью свою, учинив лесть»), находящейся в одной годовой статье с Повестью [18, с. 111; 19, с. 197; 20, с. 274]. Краткость фразы о беде в Исадах контрастирует с развернутым текстом о ней в Н, Л и др., с пространной Повестью. Тенденциозность сокращения сведения об Исадах очевидна: за счет объемной Повести на первом плане оказывалось преступление владимирских князей в 1216 г. [11, с. 321-326].

Соседствующие в летописях битва на Липице в 1216 г. и резня в Исадах в 1217 г. были для летописцев яркими примерами пагубности раздробленности в домонгольской Руси. Вот несколько утрированные «резюме» развивавшихся в летописании на протяжении трех столетий идей по поводу Липицкого сражения и к братоубийству в Исадах. В 1216 г. братья Георгий (Юрий) и Ярослав Всеволодовичи были наказаны смоленско-новгородско-псковско-ростовской коалицией за нарушение властных прав старшего брата Константина и попрание новгородских вольностей. В Исадах Глеб и Константин вероломно убили 5 двоюродных и родного брата, но из-за опоздания Ингваря Игоревича не добились вожделенного верховенства в Рязанском княжестве.

В разных летописных традициях соотношение оценок этих событий разное. Во владимирском летописании (Л) битва на Липице осмысляется как примирение владимирских князей и торжество над дьявольскими кознями, трагедия в Исадах - через наделение братоубийц чертами Святополка Окаянного, Каина, через замысел сатаны, посредством реминисценций Паримий-ника, ранее использованных под 1015, 1176 гг.

В летописях, где отразилась ростовская обработка второй половины ХШ-Х^ вв. сведений предшествующих летописных традиций (Ермолинская, Львовская, Тверской сборник), представлено описание битвы на Липице в 1216 г., скомпилированное из сообщений по этому поводу владимирского и новгородского летописаний. Упор в данном случае сделан на восхвалении ростовцев и порицании Георгия и Ярослава Всеволодовичей. Обличение братоубийц в Иса-дах приглушено за счет сокращения аллюзий в связи со Святополком и вышеуказанных цитат из Паримийника. В новгородско-софийских летописях обличающая Георгия и Ярослава Всеволодовичей Повесть распространена [11,

с. 278-301], но драма в Исадах сведена к одной нейтральной строке. Это объясняется публицистической дискуссией XV в. между державной Москвой и пока свободным Новгородом. Усобицы и той, и другой стороной понимались по-своему как зло. Злодеями становились те, кто устраивал усобицы.

Различные описания Липицкой битвы становились аргументами в идеологической борьбе: либо возвеличивание владимирских князей -предков правителей Москвы, либо их осуждение. Для достижения любой из этих целей использовались категории и средства христианской (библейской) аксиологии. Религиозный контекст привносился в описание событий (прямые цитаты или пасхальная хронологическая сетка [11, с. 278-301]). Различное отношение к двум соседним по годам событиям на протяжении 2-3 веков в летописании показывает разное (разгар раздробленности и собирание земель) отношение к одним и тем же усобицам.

В домонгольской Руси усобица-битва понималась как нормальное проявление княжеского поведения, но вероломное усобица-убийство князей из-за власти резко порицалось (БорисоГлебские тексты, Повесть об убиении Андрея Боголюбского (убийство слугами) и др.). Более популярны были пленение и заточение противника, реже ослепление, которое, впрочем, порицалось. Неприязнь к убийству противника в среде Рюриковичей в домонгольское время, да и в общественно-политическом сознании вообще, могла быть обусловлена представлениями о коллективном правлении ими Русью. Выше князей не было никого. В XV в., когда за два предшествующих столетия прочно утвердилось представлении о решающей роли ордынского хана в легитимации правителей княжеств, устранение соперника в борьбе за власть рассматривалось среди Рюриковичей как необходимая порой мера. Князья физически устраняли соперников, прибегая к помощи Орды. В XIV в. путем наветов и клеветы руками ордынцев был устранен Михаил Тверской. В 1425-1453 гг. отполыхала «феодальная» война, где Василий II убрал ослепившего его Дмитрия Шемяку, чей брат Василий Косой был устранен первым. Террор Орды по отношению к русским князьям снижал культурно-политическую ценность их жизни. Столкновение князей, подчинявшихся Орде, в несанкционированной ею битве могло уже приравниваться к преступлению предшествующих времен -убийству или превосходить его.

В силу этих вещей нормальный и естественный для раздробленности механизм примирения князей через открытое столкновение,

своего рода «Божий поединок», вносящий порядок в стихию усобиц, для централизации играл тормозящую роль. Для централизующейся власти XV в. категории Каина и Авеля, Святополка Окаянного и Бориса, Глеба, Святослава, определения Богом того, кому суждено властвовать, не подходили, поскольку борьба за власть шла уже не в «горизонтальной плоскости» (брат-брат), но в «вертикальной» -старший и младший по статусу. Такой взгляд распространялся и на борьбу за власть между братьями. Именно последнее для летописца XV в. произошло на Липице в 1216 г.: младшие Георгий и Ярослав лишили старшего брата Константина власти, Ярослав отказался признать власть почти отца - тестя Мстислава Удатного. Эта деталь привела к изменению содержания текста о Липице 1216 г.

Большая дистанция в оценках, пропорциональная удалению по времени трагедии в Иса-дах, объяснима. Монгольское нашествие и установившееся ордынское иго обесценили многое из древнерусского наследия, ставшего русской античностью с полисемантичностью и плюрализмом своих образов и идеалов, внесли сумятицу в понимание плавного исторического процесса. Колоссальное для Древней Руси, равное убийству Авеля, братоубийство в Исадах позднее стало рядовым в числе княжеских преступлений в ордынский период. Ценность отдельной княжеской жизни стала ниже ценностей политического строительства, во многом ориентировавшегося на укрепление православной церкви. Она, в свою очередь, за 200-300 лет предлагала разные сакральные ориентиры, отражавшиеся в развитии летописания. Оперирование на протяжении длительного времени сюжетами двух усобиц домонгольской Руси показывает и устойчивость исторического аргумента в русском политическом сознании, постоянно соразмерявшем настоящее с историческим опытом Древней Руси.

Список литературы

1. Лихачев Д.С. Обращение к «своей античности» // Из истории русской культуры. Т. I (Древняя Русь). М., 2000. С. 725-731.

2. Усачев А.С. Степенная книга и древнерусская книжность времени митрополита Макария. М.-СПб.: Альянс-Архео, 2009. 760 с.

3. Дмитриев Л.А. Рассказ о преступлении рязанских князей (комментарии) // Библиотека литературы Древней Руси. Т. V. СПб., 1997. С. 464-465.

4. Комарович В.Л. Литература Рязанского княжества ХШ-Х^ вв. // История русской литературы. Т. II. Ч. I. М.-Л., 1945. С. 74-85.

5. Кучкин В.А. Летописный рассказ об убийстве рязанских князей // Письменные памятники истории Древней Руси. Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания: Аннотированный каталог-справочник. СПб., 2003. С. 73-74.

6. Лихачев Д.С. К истории сложения «Повести о разорении Рязани Батыем» // Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986. С. 259-263.

7. Гимон Т.В. Новгородское летописание первой четверти XIII в.: хронология и процесс пополнения летописи // Средневековая Русь. Вып. 6. М., 2006. С. 80-118.

8. Гиппиус А.А. К истории сложения текста Новгородской первой летописи // Новгородский исторический сборник. 6 (16). СПб., 1997. С. 3-72.

9. Лаврентьевская летопись // Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 1. М.: Языки русской культуры, 1997. 496 с. [ссылка не на с., а на стб. -А.К. ].

10. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов // ПСРЛ. Т. 3. М.: Языки русской культуры, 2000. 720 с.

11. Кузнецов А.А. Владимирский князь Георгий Всеволодович в истории Руси первой трети XIII века. Особенности преломления источников в историографии. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2006. 540 с.

12. Кузнецов А.А. Источниковедческие аспекты проблем биографии Георгия Всеволодовича // Мининские чтения. Нижний Новгород, 2007. С. 277312.

13. Лурье Я.С. Повесть о битве на Липице 1216 г. в летописании XIV-XVI вв. // Куликовская битва и подъем национального самосознания: Труды отдела древнерусской литературы. Т. XXXIV. Л., 1979. С. 96-115.

14. Лурье Я.С. Повесть о битве на Липице // Библиотека литература Древней Руси. Т. 5. СПб., 1997. С. 461-464.

15. Юрасовский А.В. О соотношении пространной и краткой редакций «Повести о Липицкой битве» в новгородском летописани // Древнейшие го -сударства на территории СССР. Материалы и исследования, 1987 г. М., 1989. С. 58-64.

16. Кузнецов А.А. Эволюция фрагмента 1015 г. «Повести временных лет» в описании событий 1176 г. в летописании XV-XVI вв. // Восточная Европа в древности и средневековье. XXI Чтения памяти чл.-корр. АН СССР В.Т. Пашуто. М., 2009. С. 168-171.

17. Кузнецов А.А. Эволюция фрагмента Повести временных лет 1015 г. в описании событий в Иса-дах в 1217 г. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. № 3(37). Сентябрь. С. 60-61.

18. Новгородская Карамзинская летопись // ПСРЛ. Т. 42. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. 224 с.

19. Новгородская четвертая летопись // ПСРЛ. Т. 4. М.: Языки русской культуры, 2000. 728 с.

20. Софийская первая летопись // ПСРЛ. Т. 6. М.: Языки русской культуры, 2000. 312 с. [ссылка не на с., а на стб. - А.К.].

THE EVOLUTION OF ANNALISTIC ACCOUNTS ABOUT PRINCES’ QUARELLS OF 1216-1217 IN POLITICAL AND CULTURAL CONTEXT OF THE 13th-15th CENTURIES

A.A. Kuznetsov

The evolution of annalistic accounts about princes' quarells of 1216-1217 is considered in connection with political and cultural development of medieval Russia in the 13th-15th centuries.

Keywords: quarells, princes, battle of Lipica, Laurentian Chronicle, Novgorod First Chronicle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.