Научная статья на тему 'Эволюция контроллинга'

Эволюция контроллинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1758
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЛИНГ / КОНЦЕПЦИИ КОНТРОЛЛИНГА / ПАРАДИГМА КОНТРОЛЛИНГА / СИСТЕМА / СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / CONTROLLING / CONCEPTS OF CONTROLLING / PARADIGM OF CONTROLLING / SYSTEM / SYNERGETIC PARADIGM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ланская Дарья Владимировна

Cтатья посвящена эволюции элементов методологии кон троллинга. Обсуждаются проблемы менеджмента, для решения которых необходимо привлечение созидательного потенциала контроллинга

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF CONTROLLING

This article is devoted to the evolution of elements of methodology of controlling. Management problems decision of which requires attraction of creative potential of controlling are discussed

Текст научной работы на тему «Эволюция контроллинга»

УДК 338.2

ЭВОЛЮЦИЯ КОНТРОЛЛИНГА

Ланская Дарья Владимировна

к.э.н., доцент кафедры

ФГБОУВПО «Кубанский государственный

университет», Краснодар, Россия

[email protected]

Статья посвящена эволюции элементов методологии контроллинга. Обсуждаются проблемы менеджмента, для решения которых необходимо привлечение созидательного потенциала контроллинга

UDC 338.2

THE EVOLUTION OF CONTROLLING

Lanskaya Darya Vladimirovna

Candidate of Economic Sciences, associate professor

Kuban State University, Krasnodar, Russia

[email protected]

This article is devoted to the evolution of elements of methodology of controlling. Management problems decision of which requires attraction of creative potential of controlling are discussed

Ключевые слова: КОНТРОЛЛИНЕ, КОНЦЕПЦИИ КОНТРОЛЛИНЕА, ПАРАДИЕМА КОНТРОЛЛИНЕА, СИСТЕМА, СИНЕРЕЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИЕМА

Keywords: CONTROLLING, CONCEPTS OF CONTROLLING, PARADIGM OF CONTROLLING, SYSTEM, SYNERGETIC PARADIGM

О необходимости и целесообразности внедрения службы контроллинга в коммерческих организациях еще на заре его появления в России в 1991 г. образно заметил профессор В.Б. Ивашкевич: «Подобно современному навигационному оборудованию корабля, контроллинг надежнее ориентирует предприятие в бурном море рыночных отношений, чем прежние системы планирования и контроля, которые в лучшем случае играют роль обычного компаса»[1, 2].

Наличие в корпорации развернутой системы контроллинга относят к одному из важнейших ее конкурентных преимуществ в области менеджмента.

Рудольф Манн и Эльмар Майер, выдающиеся теоретики и практики немецкого контроллинга, интерпретируют его как биокибернетический контур регулирования, сравнивая контроллинг с иммунной системой человека, осуществляющей наблюдение за негативными отклонениями и координацию их устранения [3].

Указанные аналогии хороши тем, что они определяют место и роль аналога контроллинга в совершенной системе, которая может выступать в качестве прототипа [4].

История контроллинга, несмотря на малую протяженность во времени, характеризуется интенсивным вызреванием его содержания. Современные модели контроллинга уже не похожи на те первые, что сформировались более трех десятков лет назад, как англо - саксонская и немецкая, хотя и несут на себе их «родимые» пятна. Становление современной теории контроллинга основываются на предшествующих исследованиях. Известно, что методология контроллинга включает: теории, законы, принципы, функции, задачи, методы, средства и практику контроллинга [5].

Менеджмент, как наука XX и особенно XXI веков, представляется значительным числом управленческих технологий, усиливающих его влияние на развитие экономики. Применение новых управленческих технологий повышает качество принимаемых управленческих решений. Уместно утверждение, которое не вызывает сомнения: качество управленческих решений во многом предопределяет качество управления корпорацией.

Некоторые исследователи [6-7], аргументируя свою позицию о том, что менеджмент - это наука, приводят, по их мнению, важный аргумент: разработка и внедрение ERP и MRP II систем на предприятиях знаменует окончательную победу научного менеджмента в области стратегического и оперативного планирования и управления материальными ресурсами [8]. Хотя практика «лоскутной» автоматизации и несовершенство корпоративных информационных систем очевидны. Указанные авторы считают, что парадигма контроллинга - это современный облик научного менеджмента. Цель контроллинга - использование научного инструментария менеджмента, базирующегося, как правило, на достижениях новых методов формализации предметной области, в частности, онтологического инжиниринга, кейс - технологии, для повышения эффективности управления корпорацией [8].

Ныне «модельный ряд» контроллинга дополнительно пестрит китайской, японской, казахстанской, украинской, болгарской,

австрийской и активно формирующейся российской моделями. Разнообразие моделей контроллинга породило многообразие их содержания. Это обстоятельство актуализировало важность усиления исследований и дискуссий на различных коммуникационных форумах и площадках.

По мнению Л. Малышевой основные отличия американской и немецкой моделей кроются в уровне принятия решений. Немецкая модель концентрируется на задачах внутреннего учета, а американская охватывает также задачи управления финансами и информационные технологии [9].

Российский ученый, профессор С.Г. Фалько, в его осмыслении пошел значительно дальше всех и четко сформулировал философию контроллинга, определившую его развитие на десятилетие вперед: системное мышление, стратегическая направленность и доходность. Особо важно подчеркнуть многомерность (объемность) понятия контроллинга, имеющего, по меньшей мере, четыре составляющих - философскую, функциональную, организационную и научную [10].

Дискуссии в среде ученых и практиков - управленцев о местеконтроллинга, о разграничении функций и задач контроллинга на предприятиях с «родственными» службами (экономическими, финансовыми, учетными, планирующими и др.) на фоне увеличения научных и публикаций и опыта его внедрения в различных организациях не утихают.

Одной из причин тому - многозначность термина «контроллинг». А также наличие ряда принципиальных вопросов: насколько контроллинг самостоятельная научная дисциплина, в какую область знаний он входит и в чем состоит его методология, что является предметом и объектом егоисследования? Основные трактовки термина «контроллинг» российскими исследователями приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Основные трактовки термина «контроллинг» российскими исследователями

Автор Формулировка Основные трактовки контроллинга, как

В.Б. Ивашкевич (Казанский государствен-ны й финансово -экономический институт) [1996] система управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности фирмы, т.е. в экономическом отношении, с некоторой долей условности, как система управления прибылью предприятия. Одним из механизмов, инструментов и одновременно одна из составляющих искусства экономического управления

С.Г. Фалько (Московский государствен-ны й технический университет им. НЭ. Баумана) [2006] отмечает в числе узловых проблем контроллинга ориентацию на эффективную работу организации в относительно долговременной перспективе - философию доходности, а в более поздних публикациях отмечает многогранность контроллинга и дает ему комплексное определение и выделяет четыре составляющих -философскую, функциональную, организационную и научную

С.В. Рубцов [2000] система, обеспечивающая методическую и инструментальную базу (МИБ) для поддержки основных функций управления: планирования, контроля, учета и анализа [8, 9]

Л. А. Малышева (Уральский государствен-ны й университет) [2000] основанная на технологиях системного анализа метасистему управления, которая действует в рамках единого информационного пространства и предлагает методики управления и принятия решений [П]

О. А. Дедов (заместитель генерального директора ОАО «Чепецкий механический завод», Удмурдская Республика) [2002] понимает контроллинг как организационно -методический комплекс поддержки управления предприятием, как технологию управления. Он разделяет точку зрения, что контроллинг - это интегрированная система информационно - аналитической и методической поддержки управления, направленная на достижение целевых показателей и облегчающая процесс планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений во всех функциональных сферах деятельности предприятия. Он рассматривает контроллинг как способ реализации философии и образа мышления руководителей, ориентировавнных на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия в долгосрочной перспективе

Данилочкина НГ. (Московский авиационный институт) [2006] система управления достижением целей и неотъемлемой частью управления предприятием. Она считает, что контроллинг (управление управлением) является своеобразным механизмом саморегулирования на предприятии, обеспечивающим обратную связь в контуре управления

Анискин Ю.П., Павлова А.М., миэт [2003] относят контроллинг к управлению будущим для обеспечения длительного и эффективного функционирования предприятия и его структурных единиц

Л.В. Попова, Р.Е. Исакова и Т. А Головина (Орловский ГТУ) [2006 контроллингом называют целостную концепцию управления предприятием, направленную на выявление шансов и рисков, связанных с получением прибыли. Функционально- обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений [15].

ИВ. Бородушко, Э.К. Васильева (СПбГУ экономики и финансов) [2006] исходят из следующей сущности контроллинга: «контроллинг является системой сервиса для менеджмента, который использует контроллинг при разработке планов деятельности предприятия и получает из системы контроллинга информацию, используемую при принятии решений»

А.К. Андронова, ЕД. Печатнова [2006] понимают контроллинг как межфункциональный инструмент управления, выполняющий финансово - экономическую комментирующую функцию для принятия управленческих решений через совокупность соответствующих методов планирования, учета, контроля и анализа путем целенаправленного сбора и обработки необходимой для этого информации

Е.Л. Попченко, Н.Б. Ермасова (ФГОУ СРИ1111К РКС АПК) [2006] понимают контроллинг как «совокупность суждений о его функциональном разграничении, институциональном оформлении и инструментальной вооруженности в контексте целей организации, релевантных контроллингу, и целей контролллинга, вытекающих из целей организации»

Т.Г. Шешукова, Е.Л. Гуляева (Пермский государствен-ны й университет) [2008] считают, что контроллинг представляет собой методическую подсистему системы управления организацией, осуществляющую интеграцию всех функций управления для обеспечения эффективного функционирования системы управления организацией, основанную на информации управленческого учета

А. И Шигаев (Казанский государствен-ны й финансово -экономический институт) [2008] рассматривает контроллинг как контрольно -информационную систему обеспечения управления развитием предприятия на основе измерения ресурсов, затрат и результатов внутрихозяйственной деятельности, бизнес -процессов и всей деятельности предприятия

Далеко неполный перечень подходов, отраженных в учебниках и монографиях, изданных, в основном, за последние 5 лет, свидетельствует о большом диапазоне сущностных трактовок контроллинга, отражающих зарубежные концепции 30 -70-х годов XX века, последователи авторов которых продвинулись вперед в осмыслении контроллинга и современной его методологии.

Причину понятийного разнообразия (или даже естественного хаоса) контроллинга Л.А. Малышева объясняет следующим. В рамках каждого подхода контроллинг трактуется по-разному и более поздние подходы развивают предыдущие, акцентируя внимание на различных аспектах. Однако в силу того, что на текущий момент одновременно доступны литературные источники, изданные в разное время и представляющие все перечисленные концепции, создается впечатление понятийного хаоса и отсутствия целостного представления о системе контроллинга[9] .И поэтому множественность определений объясняется также приверженностью различных авторов разным научным школам организационного управления.

Представляется, что причина не в отсутствии «чувства» времени и наличии литературы разных лет издания. Они более существенные: имеет место методологическая путаница и терминологиская «вольница», представители экономической науки преуменьшают сущностное значение контроллинга и низводят его до понятного им управленческого учета, отвергается диалектический процесс интеграции элементарных функций менеджмента в составную (интегративную), позволяющую видеть цельным объект хозяйственной деятельности (корпорацию). При рассмотрении сущности термина и содержания концепций контроллинга исследователи практически не обращаются к фундаментальным экономическим теориям. Что обедняет теоретический базис исследования всей проблематики контроллинга [14].

Период осмысления контроллинга российскими исследователями затянулся и отражает лишь особенности российского этапа его освоения. Очень широкий разброс мнений и трактовок контроллинга в публикациях свидетельствует о разрыве в зрелости научных исследований различных авторов. Похоже, последние достижения в области менеджмента, контроллинга и провалы экономической науки в XXI веке остаются неосмысленными. Она оказалась неспособной дать системное пояснение деструктивных процессов, причин их появления и особенностей протекания.

При существующем многообразии вариантов трактовки контроллинг определяют как систему управления бизнесом, нацеленную на будущее, т.е. на долгосрочное эффективное функционирование корпорации, интегрирующую планирование, учет, контроль и анализ, и координирующую деятельность различных подразделений и служб для достижения оперативных и стратегических целей. Это относительно новая философия управления, возникшая на стыке планирования, экономического анализа, управленческого учета и менеджмента. Мы рассматриваем контроллинг в широком смысле как ориентированную на перспективу интеллектуальную сервисную систему информационно - аналитической, методической и инструментальной поддержки руководства при реализации цикла управления по всем функциональным сферам деятельности организации, процессам, проектам и средам, базирующуюся на многомерном его понимании. И следует частично согласиться с термином Л Малышевой, но контроллинг не метасистема управления, а всего лишь метасистема информационно - аналитической, информационной и методической поддержки управления [9]. Ибо метасистема управления есть сама корпорация как система более высокого уровня. А метасистема контроллинга - это система управления. Метасистему можно трактовать в рамках системного подхода как надсистему. Для системы контроллинга надсистемой выступает лишь система управления корпорации [10].

Хотя некоторые представители российского контроллинга придерживаются иной точки зрения, отводя ему более скромное место в экономической науке и практике, не «пуская» его за рамки контроля, управленческого учета и экономического анализа [1].

Подобного рода определения сущности можно отнести к контроллингу в узком смысле слова. Конкретные определения сути контроллинга составляют континиуум возможных его ролей в организации.

В ряде исследований последних лет предметом контроллинга как научной дисциплины называют измерение ресурсов, процессов и результатов производственно-хозяйственной деятельности для принятия управленческих решений. Исходя из данного предмета, формулируются ряд следующих проблем современной модели контроллинга: создание общей теории измерения в социально-экономических системах; разработка методов и инструментов измерения; разработка методов определения единства и точности измерений; разработка методов обеспечения сопоставимости измерений; разработка системы эталонных показателей. Контроллинг занимается теорией измерения в социально-экономических системах. Такой взгляд исследователей приведет к переосмыслению проблематизации и дальнейшей кристаллизации содержания контроллинга [13].

Следует отметить точку зрения А. Беккера на предмет контроллинга как на «управление знаниями и информацией», разделяемую определенной частью специалистов - контроллеров, который ждет еще своего исследования.

Весьма важным является уточнение функции контроллинга в цепи обратной связи контура управления: в случае стратегического управления за счет методовкоординации и при оперативном управлении за счет методов регулирования.

Объектом исследования контроллинга выступает организация (корпорация), в которой совершаются социальные и экономические процессы по достижению запланированных целей. «Метрологический» предмет контроллинга работает в сфере «корпорация - экономика - управление».

Несмотря на неоднозначность трактовок контроллинга, почти все специалисты склонны считать, что основной его принцип заключается в следующем: «Делать сегодня то, о чем другие завтра будут только думать». Этот принцип характеризует динамичность и гибкость контроллинга, следуя ему, предприятие более успешно формирует устойчивые и уникальные конкурентные преимущества. И здесь открывается дополнительное поле деятельности контроллинга, который аккумулируя управленческие знания, компетенции персонала и элементы интеллектуального капитала, обеспечил бы их трансформацию в систему управления и бизнес - процессы корпорации. Миссией деятельности системы контроллинга корпорации могла бы стать следующая простая формулировка: «Интеллектуальный капитал поддерживает деятельность управления» [14].

Необходимо особо подчеркнуть, что в основании концепции контроллинга лежитсистемный подход.Во всяком случае, практически все специалисты разделяют системообразующую роль контроллинга. Трактовка контроллинга как «системы управления управлением» - есть информационно - аналитический, методический и инструментальный «срез» системы управления и она находит много своих сторонников. Корпорация и в рамках системы управления, и в рамках контроллинга рассматривается как единое целое, как надсистема. В то время как в рамках функциональных видов деятельности (маркетинг, финансы, логистика и др.) такой взгляд на корпорацию места не имеет.

Обилие обобщающих трактовок термина контроллинг можно свести к его рабочему определению как целеориентированной системе планирования и контроля, обеспечивающей интеграцию, системную организацию и координацию фаз процесса управления, функциональных областей, организационных единиц, процессов, сред и проектов корпорации.

Под концепцией контроллинга Е.Л. Попченко и Н.Б. Ермасова понимают «совокупность суждений о его функциональном разграничении, институциональном оформлении и инструментальной вооруженности в контексте целей организации, релевантных контроллингу, и целей контроллинга, вытекающих из целей организации [14, 15].

Концепция контроллинга может быть представлена как технология системного управления областями финансово-хозяйственной деятельности корпорации, включающая в себя: определение целей деятельности;отражение этих целей в системе показателей;планирование деятельности и определение плановых (целевых) значений показателей;регулярный контроль (измерение) фактических значений показателей;исследование причин отклонений фактических значений показателей от плановых;разработка на этой основе вариантов управленческих воздействий по минимизации отклонений [1, 5, 10].

Существующие концепции контроллинга, в том числе ориентированы, прежде всего, на координацию внутреннюю: действий, планов, процессов, функциональных областей, проектов и должностных лиц; и координацию внешнюю как ответ на турбулентность внешней среды (гармонизацию интересов заинтересованных лиц). Речь идет о разработке адаптивных механизмов мета координации.

Л.А. Малышева выделяет шесть концепций контроллинга, сформировавшихся к 2002 году[9] управленческий учет (80-е годы); управленческая информационная система (конец 80-х годов); планирование и контроль (начало 90-х годов); координация (90-е годы); управление управлением (конец 90-х годов); координация процесса принятия решений (2000-е годы).

Анализ содержания основных концепций контроллинга представлен в таблице 2.

Таблица 2 - Основные научные компоненты концепций контроллинга

Основные концепции контроллинга

Основные научные компоненты концепции контроллинга У правленческий учёт Информационная система Координация Планирование и контроль Общеуправленческая система Координация процесса принятия решений

1930-1970 гг. 1970-1980 гг. 90-е годы Начало 90-х Конец 90-х годов 2000-е годы

Ученые - авторы концепции и ссылки Дайле А. Манн Р. Майер Э. Скоун Т. Фольмут X. Рейхман Т. Прайсслер П. Шеффер У. Броггемейер М. Берр X. Кюппер Х-Ю. Pop У. Шмидт А. Вебер Й. Ценд А. Хан Д. Хорват П. Шнайдер Д. Штайнманн X. Шрайогг И. Съюрц И. Ньюман В. Рассел К. А. ПичГ.,ШермЭ. Штайнманн X. Кустерман В. Ортман Г. Сидоу Д. В инд ел ер А. Гидденс А. Беккер А.

на основные их публикации Глущенко В.В. Глущенко ИИ Петренко С.Н Николаева О.Е. Уткин Э.А. Карминский АМ. Долгов С. Анискин Ю.П БородушкоИВ. Ващенко Ю.В.Герасимов Б.И Градов А.П. Ивашкевич В.Б. Керимов В.Э. Кузин Б.И. Федотов А. А. Ананькина Е. А, Андронова АКБайдаков С. Л. Данилочкина НГ. Дедов О.А Карминский АМ. Малышева Л.А. Фалько С.Г. Круссер НГ. Рубцов С.

Определение контроллинга Система управления затратами при информационном обеспечении Сбор ииспользование информации при планировании, финансировании, создании отчётов, консультир овании Функция менеджмента, обеспечивающая планирование, учёт и управление по обратной связи Планирование и контроль Метасистема управления Метафункция, обеспечивающая управление координацией принятия решений

Основные функции Создание Информационное Координирование Бюджетирование, Планирование, Рефлексия

контроллинга методов и инструментов для организации управленческого учёта обеспечение менеджмента различных процессов системы управления для достижения определённой цели стратегическое и оперативное планирование бюджетирование, анализ отклонений, методология системного структурного анализа, САБЕ-технология описания бизнес-процессов управленческих решений с целью их формализации

Информационная база Данные бухгалтерского учёта Данные функциональных областей деятельности корпорации Данные управления по отклонениям Данные планово-контрол ьных отчётов на базе внутреннего производственного учёта Система знаний для системы поддержки принятия решений Система управления знаниями

Некоторым авторам в осмыслении разработке концепции контроллинга не удалось преодолеть ограничения, связанные с их профессиональной деятельностью (экономист, бухгалтер, финансист и др.) и выйти за ее рамки. Путаницу в осмысление сущности контроллинга вносит фактор времени, когда зарубежные концепции контроллинга анализируются без того, когда те или иные концепции были актуальными и доминировали в теории и практике их реализации.

В формировании теории контроллинга особо выделяют две его стороны, соответствующие двум аспектам его понимания, - как функции и как философии: сервисную функцию, связанную с предоставлением информации, необходимой для управления и функцию обеспечения принятия решений (точнее, методологии принятия решений) и их координации [3].

Фундаментальным мега фактором, стимулирующим интенсивное развитие контроллинга на переломном этапе экономической науки, переживающей кризис, является смена господствующей экономической парадигмы. В экономической науке идет процесс, когда взгляды эволюционной и институциональной экономики доминируют.

В частности, в настоящее время идет смена неоклассической парадигмы (в ее рамках агенты, действующие в экономической системе преследуют лишь максимизацию прибыли) на институциональную (в ее рамках агенты с различными интересами и правилами поведения пытаются гармонизировать свои интересы с интересами влиятельных институтов, а также институций). Упрощенное понимание экономического человека - «Нотоесопопис», введенное в научный оборот со времен А. Смита, стало недостаточным для отражения и понимания многих субъектных форм хозяйственной жизни современного мира. И ему на смену пришел «НототзййШш», «НотоБоааНБ» и др. В экономических исследованиях им на смену предложена уже иная категория - интегральный субъект. Она соответствует системной парадигме современной экономической науки и отражает живые формы организации хозяйственных отношений, обладающие устойчивыми потребностями, интересами, механизмами адаптации и, что, самое главное - потенциалом саморазвития [16].

Новая экономическая парадигма набирает «силу» и представляет собой соединение созидательных потенциалов воспроизводственного подхода, эволюционной и институциональной экономических теорий, а также экономики знаний и стимулирует эволюцию концепций контроллинга.

В науке конца XX в. проявились потребность в создании целостной картины мира. Об этом свидетельствуют системный подход и синергетическая парадигма. Современное научное мировоззрение называют холистическим, важной характеристикой которого является включение человека. Синергетика отказывается от так называемого объективного описания мира и переходит к описанию проективному, она как бы предлагает проект действий, поскольку в рамках синергетического видения не может быть одной абсолютной истины.

Происходит формирование фундаментальных концепций, составляющих ядро современной научной картины мира -синергетической парадигмы [17]. Синергетика отстаивает общность процессов эволюции и самоорганизации, имеющих

место в различных системах. Ее задача установить внутренние изоморфизмы поведения биологических, социальных и иных систем.

Парадигма контроллинга в корпорации лежит в русле общей синергетической парадигмы современной экономической науки. Вместе с тем ее специфические характеристики, во-первых, адекватны природе менеджмента, а, во-вторых, отражают особенности эволюции корпоративных образований в экономической системе России[18].

Отметим, что в настоящее время происходит неизбежный процесс смены ранее господствовавшей в российском менеджменте парадигмы трансплантации теорий, технологий и институтов управления. Практика становления российского бизнеса идет по пути отказа от стереотипов в управлении и востребовала постепенно утверждающуюся парадигму научного исследования и отечественной практики, которые правомерно квалифицировать как конфигурационную (системную и ситуационную), когда менеджмент исходит из представления о том, что не существует какой-то одной технологии управления, которая принадлежала бы только какому-то одному бизнесу и была применима во всех ситуациях и для всех ментальностей и культур [19].

Возрастающая роль контроллинга в менеджменте корпорации стоит перед необходимостью концептуального переосмысления и развития, а также эмпирического усиления. Сообщество контроллеров (теоретиков и практиков) получило ряд новых результатов для проведения плодотворного раунда дискуссий на коммуникационных площадках некоммерческого партнерства «Объединения контроллеров», что способствует активизации научных исследований и формированию устойчивой потребности представителей российского бизнеса в освоении его современной парадигмы.

С позиции системного похода можно дать общее определение системе контроллинга как совокупности всех элементов, подсистем, связей и отношений между ними, а также процессов, поддерживающих разработку и реализацию принятого направления функционирования и развития корпорации. Структуризация системы контроллинга корпорации приводит к формированию набора элементов, объединяемых в три подсистемы: методологическая, процессная, механизмов информационно - аналитической, методической и инструментальной поддержки управленческих решений (суперстратегических, стратегических, тактических и оперативных), а также технику [13].

Процесс контроллинга представляет: систему коммуникаций, обеспечение разработки и реализации управленческих решений, информационное и знаниевое обеспечение менеджмента.

В свою очередь методология и процесс контроллинга формируют концептуальную сферу системы контроллинга, а структура и техника контроллинга - его механизм. Элементы системы контроллинга продуцируют интеграцию элементов других функциональных систем в корпорации на основе их взаимодействия в едином информационном пространстве, овладевают экономической ситуацией, процессами и управленческими воздействиями и вырабатывают механизмы и мероприятия по координации последних.

Структура системы контроллинга включает: интегративный макро функциональный корпоративный институт знаниеструктуры, организационные отношения, механизмы взаимодействий органов управления, компетенции персонала (подсистему знаний) и подсистему инженерии знаний.

Техника контроллинга включает: распределенную корпоративную сеть интегральной интеллектуальной поддержки, корпоративную информационную систему с модулем контроллинга, системы электронного документооборота, докладов и отчетности, управления знаниями, корпоративный портал знаний и другие, а также специализированные информационные технологии, основой для функционирования и развития которых выступает единое информационно - аналитическое пространство и потребности в повышении конкурентоспособности менеджмента.

Систематизация определений термина «контроллинг», хронология формирования его концепций и рассмотрение содержания целей и задач контроллинга дает основание рассматривать контроллинг, как развивающуюся «систему», конструируемую на предприятии, исходя из специфических его особенностей[19].

Контроллинг как система - есть своего рода аналитическая знание-стркутура, создаваемая для интеллектуального сервиса техно-структуры системы управления и руководства, основным ядром которой является экономический инструментарий выработки проектных предложений руководству для достижения желаемого состояния организации в будущем как системы в целом. На высших уровнях управления система контроллинга отвечает за интеллектуальное и информационное сопровождение процесса стратегического управления и за генерацию альтернатив, на низших - за сопровождение операционного менеджмента.

Таким образом, устойчивый тренд эволюции содержания контроллинга связан с ростом его интеллектуальной составляющей, интеграцией менеджментом знаний. Высокий статус контроллинга как метафункции определяется рассмотрением его как управления процессом разработки и принятия решений или даже об управлении управлением.

Список литературы

1. Ивашкевич В.Б., Ивашкевич А.И. Контроллинг: экзотика или необходимость? // Бухгалтерский учет. — 1996. - №7. — С.28-29.

2. Создание системы контроллинга на промышленном предприятии / Ю.С. Лаута, Б.И. Герасимов ; под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова. Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. 96 с.

3. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих: Пер. с нем. Ю.Г. Жукова / Под ред. В.Б. Ивашкевича. 2е изд., пере-раб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1995. 304 с.

4. Ермоленко В.В. Нейросетевая модель службы контроллинга корпорации// Политематический сетевой электронный научный журнал КубГАУ, Краснодар, февраль 2008.

5. Круссер Н.Г. Контроллинг как инструмент координации управленческих воздействий при реализации стратегии предприятия (на

примере предприятий газовой отрасли) // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник

Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета [Электронный ресурс] / Сыктывкарский государственный университет - Сыктывкар: СыктГУ. 2009, выпуск №2. //Режим доступа: http://koet.syktsu.m/vestnik/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. ShtubAvraham Enterprise resource planning (ERP): the dynamics of operations management, Том 1. 1999.

7. Callaway L.The realities of management: a view from the trenches Royce 1999.

8. Рубцов С. В. Контроллинг как квинтэссенция научного менеджмента / Экономическая наука современной России. Материалы Всерос-ой конф-ии. Москва, 28-30 ноября 2000 г. Москва: ЦЭМИ РАН, 2000. С. 97-99.

9. Малышева Л. Контроллинг на предприятии. Открытые системы, - 2000. - №1-2. - С. 68-78 // http://www/osp/ru/os/2000/l-2/026/htm

10. Контроллинг: учебник/ AM. Карминский, С.Г. Фалько, АА Жевага, НЮ. Иванова; под ред. AM. Карминскош, С.Г. Фалько. - М.: Финансы и статистика, 2006.336 с.

11. Мешков В. А. Контроллинг в системе управления предприятия // Сборник статей ежегодной всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики и управления в современном обществе»: материалы научно-практической конференции. 17 ноября 2011г. / Под ред. Е.В. Поносовой - Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2011. - 556 с., с.352-354

12. Полозова А.Н., Евсеева С.В. Сущность и содержание контроллинга в промышленных организациях // Проблемы региональной экономики. ЦИРЭ: Центр исследований региональной экономики. Режим доступа: www.lerc.ru

13. Ермоленко В.В. Служба контроллинга в модели адаптивной нейробионической системы управления корпорации // Формуванняринково1економки: 36.наук, праць. Спец. Вип., присвяч. Мгжнар. наук.-практ. конф. «Контролшг у 6i3Heci: теор1я i практика». - К.: КНЕУ, 2008. - 512 с., С.175-182.

14. Ермоленко В.В. Интеллектуальный человеческий капитал в обеспечении принятия уникальных управленческих решений в корпорации: теория, методология и инструменты: Монография. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2012. 364 с.

15. Попченко ЕЛ, Ермасова НБ. Бизнес - контроллинг. - М.: Издательство «Альфа - Пресс». 2006. - 288 с.

16. Ермоленко А.А. Интегральный субъект в лице современной России// Экономический вестник Ростовского государственного университета.2008. Том 6. № 4. С.78- 85.

17. Буданов В.Г. Синергетическая алгебра гармонии //Синергетическаяпарадигма (под ред. АршиноваВ.И.,БудановаВ.Г., Войцеховича В.Э.).М.: Прогресс-Традиция.2000. С. 121-138.

18. Князева Е., Туробов А. Единая наука о единой природе. Синергетика значит «совместное действие». Новый мир. 2000. №3.

19. Ермоленко В.В., Ермоленко Д.В. Бюджет развития в экономической системе корпорации и местного хозяйства: монография (научное издание). Краснодар. Изд-во ЮИМ, 2008. - 220 с.

References

1. 1. Ivashkevich V.B., Ivashkevich A.I. Kontrolling: jekzotika ili neobhodimost'? // Buhgalterskij uchet. — 1996. - №7. — S.28-29.

2. Sozdanie sistemy kontrollinga na promyshlennom predprijatii / Ju.S. Lauta, B.I. Gerasimov ; pod nauch. red. d-ra jekon. nauk, prof. B.I.

Gerasimova. Tambov : Izd-vo Tamb. gos. tehn. un-ta, 2005. 96 s.

3. Mann R., Majer Je. Kontrolling dlja nachinajushhih: Per. s nem. Ju.G. Zhukova / Pod red. V.B. Ivashkevicha. 2e izd., pere-rab. i dop. - М.:

Finansy i statistika, 1995. 304 s.

4. Ermolenko V.V. Nejrosetevaja model' sluzhby kontrollinga korporacii// Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhumal KubGAU, Krasnodar, fevral' 2008.

5. Krusser N.G. Kontrolling kak instrument koordinacii upravlencheskih vozdejstvij pri realizacii strategii predprijatija (na primere predprijatij gazovoj otrasli) // Korporativnoe upravlenie i innovacionnoe razvitie jekonomiki Severa: Vestnik Nauchno-issledovatel'skogo centra korporativnogo prava, upravlenija i venchumogo investirovanija Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta [Jelektronnyj resurs] / Syktyvkarskij gosudarstvennyj universitet -Syktyvkar: SyktGU. 2009, vypusk№2. //Rezhim dostupa: http://koet.syktsu.ru/vestnik/

6. ShtubAvraham Enterprise resource planning (ERP): the dynamics of operations management, Tom 1. 1999.

7. Callaway L.The realities of management: a view from the trenches Royce 1999.

8. Rubcov S. V. Kontrolling kak kvintjessencija nauchnogo menedzhmenta / Jekonomicheskaja nauka sovremennoj Rossii. Materialy Vseros-oj

konf-ii. Moskva, 28-30 nojabrja 2000 g. Moskva: CJeMI RAN, 2000. S. 97-99.

9. Malysheva L. Kontrolling na predprijatii. Otkrytye sistemy, - 2000. - №1-2 . - S. 68-78 // http://www/osp/ru/os/2000/l-2/026/htm

10. Kontrolling: uchebnik / A.M. Karminskij, S.G. Fal'ko, A.A. Zhevaga, N.Ju. Ivanova; pod red. A.M. Karminskogo, S.G. Fal'ko. - М.: Finansy i

statistika, 2006. 336 s.

11. Meshkov V.A. Kontrolling v sisteme upravlenija predprijatija // Sbornik statej ezhegodnoj vserossijskoj s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual'nye problemy jekonomiki i upravlenija v sovremennom obshhestve»: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. 17 nojabija 201 lg. / Pod red. E.V. Ponosovoj - Perm': ANO VPO «Permskij institut jekonomiki i finansov», 2011. - 556 s., s.352-354

12. Polozova A.N., Evseeva S.V. Sushhnost' i soderzhanie kontrollinga v promyshlennyh organizacijah // Problemy regional'noj jekonomiki. CIRJe: Centr issledovanij regional'noj jekonomiki. Rezhim dostupa: www.lerc.ru

13. Ermolenko V.V. Sluzhba kontrollinga v modeli adaptivnoj nejrobionicheskoj sistemy upravlenija korporacii // Formuvannjarinkovoiekonomiki: Zb.nauk. prac'. Spec. Vip., prisvjach. Mizhnar. nauk.-prakt. konf. «Kontroling u biznesi: teorija i praktika». - K.: KNEU, 2008. - 512 s., S.175-182.

14. Ermolenko V.V. Intellektual'nyj chelovecheskij kapital v obespechenii prinjatija unikal'nyh upravlencheskih reshenij v korporacii: teorija, metodologija i instrumenty: Monografija. Krasnodar: Kubanskij gos. un-t, 2012. 364 s.

15. Popchenko E.L., Ermasova N.B. Biznes - kontrolling. - M.: Izdatel'stvo «Al'fa - Press». 2006. - 288 s.

16. Ermolenko A.A. Integral'nyj sub#ekt v lice sovremennoj Rossii// Jekonomicheskij vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta.2008.

Tom 6. №4. S.78- 85.

17. Budanov V.G. Sinergeticheskaja algebra garmonii //Sinergeticheskajaparadigma (pod red. ArshinovaV.I.,BudanovaV.G., Vojcehovicha V.Je.).M.: Progress-Tradicija.2000. S. 121-138.

18. Knjazeva E., Turobov A. Edinaja nauka o edinoj prirode. Sinergetika znachit «sovmestnoe dejstvie». Novyj mir. 2000. №3.

19. Ermolenko V.V., Ermolenko D.V. Bjudzhet razvitija v jekonomicheskoj sisteme korporacii i mestnogo hozjajstva: monografija (nauchnoe izdanie). Krasnodar. Izd-vo JuIM, 2008. - 220 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.