УДК 94(73).0927
А. А. Самсонов
Эволюция консервативного движения США в 1986-1989 гг.
Консервативное движение США - классический пример политических объединений, требующих яркого лидера и теряющихся при его отсутствии. В статье рассматривается тот период в истории движения, когда консерваторы находились в поиске лидера для создания единой коалиции, и события, связанные с его потерей. Эволюция консервативного движения США в 1986-1989 гг. прослеживается сквозь призму изменившегося мира - появление предпосылок падения коммунистических режимов в Восточной Европе, объединение Германии и распад СССР - события, которые повлияли на развитие движения.
U.S. conservative movement is a classic example of political associations that require bright leader and getting lost in its absence. The article deals with the period in the history of the movement, when the Conservatives were in search of a leader to create a unified coalition and the events surrounding his loss. The evolution of the conservative movement in the United States 1986-1989 years can be traced through the lens of a changing world - the future fall of the communist regimes in Eastern Europe, the unification of Germany and the collapse of the Soviet Union - the events which influenced the development of the movement.
Ключевые слова: история США, консерватизм, либералы, республиканская партия, Рейган, Буш-ст.
Key words: the US History, conservatism, liberals, Republican party, Reagan, Bush Sr.
Консервативное движение США никогда не было сплоченной политической силой, однако попытки создания коалиции предпринимались в послевоенное время неоднократно и приносили определенные плоды. Консерватизм как идеологическое движение, далеко не полностью совпадающее с идейным полем республиканской партии, но частично выступающее за его пределы, имеет внутри себя примерно пять достаточно отчетливых идейных позиций. На эти идейные различия накладываются множество других: региональных, корпоративных, конфессиональных, этнических и др. Однако эти дополнительные факторы ни в коем случае не оттеняют решающую роль принципиальных идеологических установок, которые, кристаллизуясь вокруг тех или иных фигур, органов печати, мозговых центров, задают всему политическому процессу определенную устойчивость и делают его проницаемым для анализа.
© Самсонов А. А., 2014
141
Российский политолог Б.Н. Межуев предложил «бабочкообразную» структуру современного американского консерватизма, которая начала формироваться в конце 80-х гг. ХХ в. На правом крыле исследователь расположил неоконсерваторов, на левом - палеоконсерваторов, а стягивающий оба крыла республиканский центр автор отдает реалистам, или умеренным республиканцам. «Возможность определения подобной структуры, - отмечает автор, -стало возможно только в конце ХХ в., когда на повестке дня стоят в первую очередь вопросы внешней политики и когда от решения именно этих вопросов во многом зависит выбор экономической стратегии государства» [1, с. 2].
Изучение консервативного движения Соединенных Штатов особенно важно в связи с необходимостью выявления степени влияния различных фракций на решение основных проблем внутриполитического развития США.
Основная цель статьи - определение тенденций в становлении и эволюции идеологии и организации фракций консервативного движения США.
Консервативное движение Соединенных Штатов изучалось как в отечественной, так и в американской историографии. Достаточное освещение проблема получила в работах историков А.Ю. Мельвеля [3], В.В. Согрина [4] и И.К. Лапшиной [1] Среди современных американских историков следует выделить работы М. Уоттенберга [13], Д. Уайта и Дж. Грина [15].
Американское консервативное движение, набиравшее силу в период после Второй мировой войны, к 1980-м гг. превратилось в относительно легко трансформирующуюся политическую силу Соединенных Штатов и мира. Как уже отмечалось, консервативное движение США никогда не было однородным и объединенным в единую коалицию. Однако политические реалии 70-80-х гг. ХХ в. вынудили консерваторов искать возможные пути интеграции и разрабатывать систему компромиссов для общего консервативного блага.
В начале 80-х гг. ХХ в., в момент прихода к власти Рональда Рейгана, большинство историков, политологов и заинтересованных лиц задавались одним вопросом: «Каким образом консервативное движение, потерпевшее сокрушительное поражение в президентских выборах 1964 г., всего за 16 лет восстановилось в глазах американского населения к президентской гонке 1980 г.?» На первый взгляд, это политический камбэк века, однако при подробном изучении - это продукт определенного политического момента, который объединил неустойчивое движение. В либеральной прессе консерваторов идеологически относят к правому крылу [9, р. 4]. При де-
142
тальном рассмотрении же представители консервативного движения столь же разнообразны, как и их оппоненты.
Победа Рейгана в 1980 г. была частично результатом провала внутренней политики администрации Дж. Картера, т. е. итогом безудержного роста инфляции и скандала, названного «Ирангейт». Это был также результат организованной кампании по неоправданному «раздуванию» Советской угрозы.
Консерваторы разделены не только идеологически, так как в изучении консервативного движения как единого целого прослеживается глубокое личностное соперничество, а также организационная слабость ввиду меньшей публичности отдельных ветвей консерватизма. По мнению Пола Вейриха [14, р. 3], либералы имеют преимущество - они более сплоченные, в то время как консерваторы более индивидуалисты. Консервативному мышлению необходимо кого-либо направлять и вдохновлять. Либералы, на его взгляд, были привлекательны по своим идеям и идеологии. Они работают вместе без каких-либо авторитетов.
Многие национальные консервативные организации построены вокруг харизматичных лидеров и могут не пережить их ухода. Признанные мозговые центры - Американский институт предпринимательства, Институт Гувера, Институт Гудзона - наиболее стабильны, но многие из них склоняются к центристам под влиянием неоконсервативной администрации. Американский консервативный союз довольно устойчивая организация, однако система управления строится на авторитете лидера Д. Кина, так же как и американская семейная ассоциация зависит от Д. Вайлдмана. Существуют конкретные примеры организаций, которые самораспустились или были распущены из-за идеологической переориентации их лидеров или из-за их смерти: в 1989 г. был расформирован союз «Моральное большинство и свобода федерации» из-за того, что его лидер, преподобный Дж. Фалуэлл, переориентировался с решений проблем консервативного движения на внутренние проблемы церкви; в 1986 г. Национальный консервативно-политический действующий комитет, который сыграл немалую роль в победе над демократами на президентских выборах1980 г., не смог оправиться от смерти лидера Т. Долана; личный политический проект Г. Филлипса по созданию национального консервативного совета был приостановлен ввиду переориентации задач создателя, которому были поручены организация и продвижение национальной партии налогоплательщиков Соединенных Штатов, однако проект провалился, и Филлипс был окончательно выведен из игры на долгое время [15, р. 96].
Несмотря на успехи консервативного движения в годы правления Рейгана, некоторые консервативные лидеры беспокоились о
143
недостаточности правого статуса структуры на низшем уровне. В «Полиси Ревью» [5, р. 26] П. Вайриха отмечал, что многие консерваторы по своим убеждениям остаются монархистами. Пока существует политический институт президентства, то существование самого государства имеет смысл. Вся политика локальна, власть означает способность «держать территорию» на местном и государственном уровне. Консервативный и либертарианский аналитические центры работают в десятках государств и связываются через группу Мэдисон, а через американский законодательный биржевой совет соединены воедино консервативные законодатели.
Консервативное движение разработало несколько структур, которые могут мобилизовать физические лица и организации на местном уровне - фундаменталистская сеть церквей, религиозные радио- и телевизионные сети и кампании вокруг таких вопросов, как противостояние абортам, однополым бракам, контроль над огнестрельным оружием. Консерваторы также мобилизовали местные торговые палаты и бизнес-ассоциации, чтобы конкурировать с либералами, призвали лидеров профсоюзов, чернокожего населения США и испаноязычные организации мобилизовать своих членов в качестве агитаторов. С другой стороны, консерваторы несопоставимы с сообществом сетей прогрессивных организаций, общественных фондов, которые финансируют местные группы, или интернет-блоггеров и других групп, собирающих средства для поддержки кандидатов.
Консервативные лидеры были более искусны в зарабатывании денег для себя и своего дома, чем в получении денежных средств, на которые они поднимаются в большую политику. Молодой консервативный политический деятель Э. Мориц писал в «Хэритедж Фаун-дейшн», что консерваторы утверждают, что денежные средства семи из четырнадцати комитетов идут на агитационные политические действия и просветительскую деятельность, однако на самом деле только два из них активно участвуют в президентских кампаниях и кампаниях по выборам в Конгресс. По Морицу, консервативное движение страдает от «синдрома Джима и Тэмми Баккера» -нежелание и/или неспособность навести у себя порядок в этических вопросах сбора денежных средств на активную политическую деятельность. Социолог Питер Бергер [7, р. 173] выступил с оригинальным предложением разделить все консервативное движение, поскольку большинство консерваторов склонны просматривать историю как неизбежное и постоянное снижение от лучшего времени в прошлом, классифицировать типы консерватизма периодами, которые определяются как «золотой век» и начало упадка:
• традиционные консерваторы - для католических традиционалистов период начиная с XIII в., для англиканских - с XVII в.;
144
• палеоконсерваторы (так как они более связаны с южными аграрными территориями) - период довоенного Юга;
• представители либертарианского направления - относятся к периоду XIX в. - «золотому веку» для плантаторов;
• правые популисты - также XIX в., однако центром их деятельности стали маленькие города Америки.
Пиком расцвета неоконсервативной ветви считается период до середины 1960-х гг. - абсолютно иное видение проблем нежели у традиционалистов.
Существуют различия в философских обоснованиях неоконсерваторов в либерально-демократической современности (оценки свободы, самоуправления и равенства возможностей) и палеоконсерваторов в средневековой христианской теологии (оценки веры, иерархия и отпускание грехов - индульгенции). Однако антикоммунизм объединяет эти совершенно разные направления - неоконсерваторы против коммунистической идеологии, потому что коммунизм является врагом свободы и демократии, а палеоконсерваторы потому, что это враг религии, традиции и иерархии.
Традиционные консерваторы. Рассел Кирк, автор «Консервативного мышления» [10], был одним из немногих уважаемых представителей традиционалистов. Бакли и его окружение в «Нэ-шенл Ревью», основанном в 1955 г., представили современную концепцию консерватизма через смесь трех потоков мысли: традиционализм Бурка, свободный рынок либертарианской экономики и антикоммунизм. Несколько бывших коммунистов, в том числе Уиттакер Чемберс, были близки к журналу - а редакторский пост занимали политические деятели, которые ранее были коммунистами (Франк Майер) и троцкистами (Джеймс Бернхэм, Уиллмор Кендалл). Бакли и коллектив «Нэшнл Ревью» превратили консерватизм в интеллектуально респектабельное идеологическое движение и принесли его в политическую жизнь страны.
В 1960 г. состоялось учредительное собрание «Молодые американцы за свободу» в доме Бакли в г. Шарон, штат Коннектикут, на котором была принята декларация С. Эванса о принципах консерватизма, известная как заявление Шарона. Бакли принял участие в создании Американского консервативного союза (ACU) в 1964 г. после поражения Голдуотера. Бакли работал с ACU достаточно продолжительное время, но впоследствии «стал играть больше каталитическую, а не организационную роль». В последние годы Бакли увлекся либертарианской идеологией Тори, отказываясь от защиты прав предприятий организовывать мелкие партии, но выступая в пользу некоторой степени легализации наркотиков и обличая Пэта Бьюкенена за антисемитские заявления. Традиционные
145
консерваторы старой школы, устав от «идеологического коктейля», созданного Бакли, вновь возвратились к традиционным положениям и называются палеоконсерватиорами.
Либертарианское направление. Прогрессивные критики в наше время осуждают данную «анархию с паевыми инвестиционными фондами и горячими ваннами», но ее сторонники считают, что невмешательство в экономическую и социальную философии есть истинный путь к свободе и демократии. Либертарианство построено на основе работ таких экономистов в классической либеральной традиции, как Фридрих фон Хайек, Людвиг фон Мизес. Либертарианцы ратуют за свободные рынки и осуждают все формы государственного контроля, регулирования или вмешательства.
Айн Рэнд вдохновила многих молодых либертарианцев своими романами «Источник» (1943) и «Атланта» (1957). Рэнд разработала философию экономического индивидуализма, получившую название «объективизм», который выделяется экономическим эгоизмом (символом ее героини является знак доллара) [14, р. 91]. Среди круга ее молодых последователей во главе с психологом Натаниэлом Брэндоном был также экономист Алан Гринспен, председатель Федеральной резервной системы с 1987 по 2006 г. Либертарианство как идеологически ориентированное направление в консерватизме приобрело более респектабельный вид в социальной философии Роберта Нозик в романах «Анархия», «Государство и утопия» в ответ на утилитарные заявления Джона Ролза о либеральном государстве благосостояния в романе «Теория справедливости».
Лучших показателей на президентских выборах они добились в 1980 г., когда Э. Кларк и Д. Кох, выставленные в качестве кандидатов на должность президента и вице-президента от либертарианской партии, получили 920 тыс. голосов американцев (1,1 % от общего числа проголосовавших). В 1984 г. партийный список Либертарианской партии возглавил Д. Берглэнд, а в 1988 г. республиканский конгрессмен от штата Техас Р. Пол. В 1992 г. кандидатом в президенты стал А. Марроу. Хотя либертарианцы на самом деле являются «третьей» партией, они слишком далеко позади республиканцев и демократов.
Новые правые. Данное направление было основано молодыми ветеранами кампании «Голдуотер» Ричардом Р. Вигери, Полом Вейрих, Говардом Филлипс - политическими деятелями консервативной идеологии, которые хотели на основе популистского подхода сплотить большинство консервативной коалиции преимущественно вокруг социальных вопросов, а не свободной рыночной экономики. Основой своей поддержки среди американского населения новые правые считали избирателей Дж. Уоллес - белых американцев с
146
низким и средним доходом, избирателей сенатора Дж. Маккарти, представителей среднего класса Севера Соединенных Штатов, а также демократически настроенных «синих воротничков», истинных католиков, которые не всегда слепо следовали за каждым кандидатом от демократической партии [6, р. 498]. Новые правые постоянно подвергались нападкам традиционных консерваторов за элементы элитарности в их деятельности и их неспособность «пачкать руки» в практической политике.
Говард Филлипс создал консервативный совет, и в середине 1980-х рекламировал «международную организацию борцов за свободу», состоявшую из руководителей контрас в Никарагуа, Анголе, Мозамбике, Афганистана. Прекращение активной политической деятельности консервативного совета относят к 1991 г., когда Филлипс направил все усилия совета в сторону оказавшихся бесполезными усилий по созданию новых малых партий и партии американских налогоплательщиков.
Религиозные правые. Правые христиане были активны в политике задолго до конца 1970-х - вспомним хотя бы 1950-1960-е гг. и доктора Фреда Шварца, христианский антикоммунизм Крузаде, христианский крестовый поход Б. Дж. Харгис и радиовыступления преподобного Карла Макинтайр. Новые правые телеевангелисты в некоторой степени основывали свои взгляды на консервативных идеях, однако преподобный Джерри Фалуэлл и преподобный Пэт Робертсон привлекли свою аудиторию в реальную большую политику [15, с. 95]. Фалуэлл создал организацию «Моральное большинство», Робертсон же использовал 700 членов клубной публики в качестве базы для поддержки движения против выставления Джорджа Буша в качестве кандидата в президенты от республиканской партии в 1988 г.
В начале 1980-х гг. антикоммунистическая теория Муна оказалась в сочетании с консервативной программой Рейгана; но уже спустя 10 лет, в августе 1990 г., на конференции в Сан-Франциско Мун объявил себя мессией и перешел в более радикальное направление консерватизма, устроив авторитарную революцию в «Церкви объединения». В последнее время один из лидеров религиозных правых более заинтересован в создании заводов в России, Китае и Северной Корее, т. е. бывших основных объектах критики антикоммунистической коалиции. Консервативные лидеры отказались от преподобного Муна как лидера одного из движений консерватизма.
Неоконсерваторы. Время от времени неоконсерватизм, казалось, развивался под влиянием двух нью-йоркских семей: основатель неоконсервативного движения Ирвинг Кристол, его жена
147
Гертруда Химмельфарб, историк, и их сын Дан Кристол, а также редактор Норман Подгорец, его жена, писатель и редактор Дектер Мидж, и пасынок Эллиот Абрамс. Журнал Кристола «Паблик Инте-рест», который перестал выходить в 2002 г., был глашатаем неоконсервативной позиции по внутренней социальной политике, а «Нэшенл Интерест» в основном занимался вопросами внешней политики [8, р. 159]. Конечно, двумя представителями неоконсервативное направление не ограничивается. Джин Киркпатрик получила должность посла ООН в администрации Р. Рейгана за статью о различиях между авторитарным и тоталитарным обществами. Она утверждала, что авторитарное общество в результате сложных и болезненных реформ всех сфер общественной жизни может быть изменено в демократическом направлении, а вот тоталитарное общество трансформации не подлежит [11, р. 16]. Бывший социал-демократ, исполнительный директор Карл Гершман, стал помощником Киркпатрик в ООН, а затем директором Национального фонда за демократию. Видные религиозные политические деятели также вошли в состав неоконсерваторов - католический теолог Майкл Новак, лидер католиков лютеранского толка Ф. Дж. Р. Нейгауз. Однако некоторые интеллектуалы и политики, которым было предложено войти в состав неоконсерваторов, отказались, это в первую очередь социолог Дэниэл Белл и сенатор-демократ от Нью-Йорка Патрик Мойнихан.
Неоконсерваторы достигли наибольшего влияния в течение первого срока администрации Джорджа Буша-младшего. Улучив удобный момент, предоставленный известными событиями 11 сентября 2001 г., неоконсерваторы Пол Вулфовиц и Дуглас Фейт, работавшие в администрации Буша с вице-президентом Диком Чейни, подтолкнули страну к войне с Ираком, заручившись поддержкой внешних консультантов, таких как Ричард Перл, а также журналистов и экспертов - Уильяма Кристола, Чарльза Краутхаммера и Иона Голдберга. Однако в течение второго срока Джорджа Буша мрачные перспективы войны в Ираке вынудили Вулфовиц и Фейт выйти из состава правительства и этим самым значительно уменьшить влияние остальных неоконсерваторов.
Палеоконсерваторы. Палеоконы в качестве мозгового центра использовали Рэдфордский институт под руководством Аллана Карлсон и его публикации [8, р. 72], такие как: «Журнал американской культуры» под редакцией Томаса Флеминга, «Нью Лефт Скриннинг», который черпает вдохновение от теорий южных аграрных консерваторов и вербует местных обозревателей, таких как Джон Шелтон Рид. Патрик Бьюкенен, с его кампанией «Америка прежде всего», представляет собой еще один аспект этой традиции,
148
его этническое, католическое и изоляционистское, националистическое крыло.
Крайние правые. Дж. Берч, вынужденный уйти от традиционалистов из-за интриг и заговоров, перешел в крайние правые. В общество, которое смогло пережить смерть своего основателя Роберта Уэлш в 1985 г. и получило новое название «Общество Дж. Берча». Однако популярность данного направления неуклонно снижается - с 100 тыс. членов в период своего расцвета до 1964 членов в настоящее время. После серии фракционных споров и раскола общества в 1989 г. Г. Аллен Буболц перенес штаб-квартиру из г. Белмонт, штат Массачусетс, в Эпплтон, штат Висконсин, родной город сенатора Джо Маккарти. После Дж. Берча пост председателя в 1991 г. занял писатель и редактор Джон Мак Манус.
Правые националисты. «Лобби свободы» во главе с Уиллисом Карто стало на некоторое время, как их назвала организация «Антидиффамационная лига», «самой активной антисемитской организацией в стране». Тираж газеты организации «Спотлайт», основанной в 1955 г., доходил несколько раз до более 100 тыс. экземпляров, но вышел из бизнеса в 2001 г. Несколько сотрудников «Лобби свободы» и партнеры вступили в популистскую партия в 1982 г. и выдвинули Дэвида Дюка на пост президента в 1984 г.; раскол партии в 1986 г. лишил Карто авторства идеологии правых националистов. В 1987 г. Карто бежал в Луизиану и вступил в ряды республиканской партии Соединенных Штатов. После долгой судебной баталии оставшиеся активы «Лобби свободы» были переданы «Легиону за выживание свободы», родительской корпорации Института исторического обзора, который пытается опровергнуть факт Холокоста.
Таким образом, за период с 1986 г., времени плодотворного сотрудничества консервативной коалиции во главе с президентом Рейганом, по 1989 г., когда созданный с большим трудом союз консервативных сил начал разваливаться, можно отметить несколько важных тенденций в эволюционном развитии движения. Во-первых, идеологические постулаты фракций изменились за короткий промежуток времени за счет влияния менявшейся международной обстановки. Если в середине 80-х гг. ХХ в. религиозные правые осуждали коммунистов и получали с этого определенные дивиденды, то к концу 1980-х гг. подобная политическая платформа не давала преимуществ и существенно снизила роль фракции в коалиции. Во-вторых, результатом исследования консервативного движения следует считать определение роли сильного лидера для лоббирования между интересами консервативных организаций. После окончания срока президентства Рейгана коалиция, не увидев в Буше-ст. достойной
149
замены ушедшему президенту, предпочла действовать собственными силами, что привело к ее распаду.
Перечисленные выше партии не играли самой большой роли в политической жизни США в период после эпохи Рейгана. Но их деятельность внутри консервативного движения привела к интеграции консерваторов. Их приверженность своим идеям не могла не отразиться на общей направленности деятельности Республиканской партии в указанный период, что в свою очередь повлияло на разработку политических платформ и деятельность администраций Рональда Рейгана и Джорджа Буша-ст.
Список литературы
1. Лапшина И.К. Разделенное правление в постиндустриальном обществе США // Вопросы истории. - 2006. - № 10.
2. Межуев Б.Н. Раздел наследства: Рейган и консервативное движение Америки [Электронный ресурс] // Рус. журн. [Офиц. сайт]. - URL: http://www.russ.ru/layout/set/print/pole/Razdel-nasledstva-Rejgan-i-konservativnoe-dvizhenie-Ameriki (дата обращения: 24.12.2010).
3. Мельвель А.Ю. Социальная философия современного американского консерватизма. - М., 1976.
4. Согрин В.В. Политическая история США. - М., 2001.
5. Bennett W.J. Completing the Reagan Revolution // Police Review. -Spring.1989; 1:35.
6. Bennett W.J. The Party Of Fear: The American Far Right from Nativism to the Militia Movement. - NY, 1995.
7. Berger P.L., Luckman Th. Social Construction of Reality: a treatise in the sociology of knowledge. - NY, 1966.
8. Berman W.C. America’s right turn: From Nixon to Clinton / W.C. Berman, S.I. Kutler. - Baltimore, 1998.
9. Carlson Al. The Family Factors // Touchstone. - 2006; January: 32-35.
10. Kirk R. The Conservative Mind: From Burke to Eliot. - Wash., 2001.
11. Kirkpatrick J.J. The Reagan Doctrine and U.S. Foreign Policy. - NY., 1985.
12. Miller J. The Republicans: Can They Get It Together // The New York Times. 1992; August, 16.
13. Wattenberg M.P. The decline of American political parties 1952-1994. -Cambridge, 1996.
14. Weirich P. The next conservatism and power // Renew America. - 2006. July, 31.
15. White J.K. The politics of ideas: Intellectual challenges facing the American Political parties / J.K. White, J.C. Green. - NY., 2001.
150