Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ КНИЖНЫХ РЕЙТИНГОВ В РОССИИ'

ЭВОЛЮЦИЯ КНИЖНЫХ РЕЙТИНГОВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
224
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНИЖНЫЙ РЕЙТИНГ / ПОПУЛЯРНЫЕ КНИГИ / БЕСТСЕЛЛЕР / ОНЛАЙН-ГОЛОСОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Липатова Дарья Анатольевна

Статья посвящена истории и современному состоянию отечественных книжных рейтингов. Показана эволюция списков ранжированных по популярности книг: от отчетов публичных библиотек дореволюционной России и социологических исследований чтения до рейтингов бестселлеров и читательских интернет-голосований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF BOOK RATINGS IN RUSSIA

The article is devoted to the history and current state of Russian book ratings. It tells about evolution of lists of the most sought after books: from reports of public libraries in pre-revolutionary Russia and sociological research of reading to ratings of bestsellers and Internet voting of readers

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ КНИЖНЫХ РЕЙТИНГОВ В РОССИИ»

УДК 002.2(470):303

Д. А. Липатова Эволюция книжных рейтингов в России

Статья посвящена истории и современному состоянию отечественных книжных рейтингов. Показана эволюция списков ранжированных по популярности книг: от отчетов публичных библиотек дореволюционной России и социологических исследований чтения до рейтингов бестселлеров и читательских интернет-голосований.

Ключевые слова: книжный рейтинг, популярные книги, бестселлер, онлайн-голосование

Daria. A. Lipatova Evolution of book ratings in Russia

The article is devoted to the history and current state of Russian book ratings. It tells about evolution of lists of the most sought after books: from reports of public libraries in pre-revolutionary Russia and sociological research of reading to ratings of bestsellers and Internet voting of readers.

Keywords: book rating, popular books, bestseller, Internet voting

Рейтинг (от англ. to rate - «оценивать, давать оценку») - это ранжирование, расстановка приоритетов, оценка, порядок, классификация. Рейтинг означает определение какого-либо оценочного параметра или группы параметров по определенному алгоритму оценки, по заданной шкале ранжирования. По сути, рейтинг представляет собой систему рангового распределения качества на основе количественных показателей.

В русском языке слово рейтинг имеет два основных значения:

1) мера популярности кого-либо или чего-либо (рейтинг политика, рейтинг вуза, рейтинг телеканала или отдельной телепередачи);

2) список лидеров по какому-либо показателю.

Считается, что в России рейтинговые системы появились лишь в конце XX в., а до этого момента не имели распространения в нашей стране и воспринимались как явление западной буржуазной культуры. Отчасти это действительно так, достаточно сказать, что самого термина «рейтинг» мы не встретим в БСЭ ни второго, ни третьего издания.

Однако представляется возможным назвать рейтингом любой список неких объектов, ранжированных в соответствии с определенным показателем, например, популярностью. Если объектом оценивания является книга, то книжными рейтингами можно считать списки литературных произведений (и их авторов), сгруппированные в последовательности от наиболее востребованных у читателя к менее популярным. При таком допу-

Раздел 1 • Книговедение. Библиографоведение щении, оказывается, что еще задолго до появления в нашей лексике слова «рейтинг», имели место примеры их составления.

Доподлинно не известно, когда и кем был сформирован первый книжный рейтинг. Осмелимся предположить, что потребность в ранжировании культурных объектов возникла вместе с зачатками массовой культуры. Или иначе: рейтинги книг становятся актуальными только при наличии в обществе массового чтения. По мнению американского исследователя-русиста Джефри Брукса, массовое чтение в России формируется не ранее, чем со второй половины XIX в., точнее - с момента отмены крепостного права1.

В это же время, то есть в 1860-е гг., публичные и частные библиотеки начинают выпускать периодические (как правило, ежегодные) отчеты о своей деятельности. Сами отчеты не представляли собой какого-либо новшества. К примеру. Императорская публичная библиотека с самого момента своего основания составляла подобные годовые отчеты, где, помимо прочего, приводились статистические данные о составе читателей, о требованиях на литературу и ее выдаче. Однако информация о книговыдаче была ограничена указанием наиболее популярных отделов на русском и иностранном языках. Городские публичные и частные библиотеки приводили более детальные сведения, в частности, о требованиях читателей на литературу. Нужно отметить, что библиотечные отчеты не имели строго унифицированной формы: во многих из них данные об обращаемости к фонду попросту отсутствовали, в других приводился алфавитный список авторов с соответствующими показателями книговыдачи. Но к концу XIX - началу XX в. все чаще обнаруживаются отчеты, в которых приводится именно ранжированный список наиболее популярных у читателей авторов2 - прародителя отечественных книжных рейтингов. Интересно, что традиция составления рейтинга не названий книг, а их авторов сохраняется и в современных аналитических отчетах о состоянии книжного дела в России, составляемых РКП, и в отраслевых докладах Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать).

Показателем значимости библиотечной статистики является то, что в периодической печати нередко публиковались выдержки из отчетов библиотек, сопровождались критическими замечаниями и рассуждениями о портрете российского читателя, о состоянии литературного процесса и просвещения в стране.

Портрет читающего современника заботил и многих журналистов второй половины XIX - начала XX в. Как результат, все большее распространение получает практика самих периодических изданий (как правило, кри-тико-библиографического или педагогического характера) инициировать анкетные опросы своих читателей об их литературных предпочтениях.

Section 1 • Bibliology. Bibliography Среди множества подобных опросов выделим анкетирование «5 книг на всю жизнь», проведенное редакцией журнала «Известия книжных магазинов товарищества М. О. Вольф» в 1912 г.3 Это исследование примечательно тем, что его результаты были представлены в виде списка (рейтинга) конкретных произведений, а не их авторов (как это было принято в большинстве социологических опросов того времени и более позднего периода).

В советское время примеры книжных рейтингов мы находим в некоторых крупных социологических исследованиях. Впрочем, прием ранжирования популярных произведений или хотя бы их авторов не слишком распространен. Как правило, исследователи стремились выявить тенденции - востребованные тематические разделы, мотивы и практики чтения -актуальные на продолжительном отрезке времени, а книжный рейтинг представлялся им чем-то сиюминутным, зависящим от скоротечной читательской моды. Тем не менее, существуют исключения. Так, в исследовании 1931 г. «Читающая молодежь города» Л. С. Переплетчиковой на основе изучения так называемых карточек спроса и анкетирования представлен ранжированный список наиболее востребованных авторов4. Книжные рейтинги представлены и в современных исследованиях чтения, таких как: «Чтение в библиотеках России» Центра чтения РНБ, опросы ВЦИОМ по поводу главных литературных персон года (2007) и самых популярных книг в России (2008), общероссийский опрос аналитического центра Юрия Левады «Читательские предпочтения российских граждан» (2003-2008), «Круг чтения и читательские запросы россиян» Фонда «Общественное мнение» (2007) и многочисленных региональных опросах.

С переходом страны на рыночную экономику изменился подход к составлению книжных рейтингов - основным критерием оценки книги стала ее коммерческая успешность. В российскую практику врываются списки бестселлеров, то есть книжные рейтинги, основанные на результатах продаж. Как правило, современные исследователи и практики понимают под термином «книжный рейтинг» именно «список бестселлеров»5.

В США списки наиболее продаваемых книг публикуются с 1895 г.6, в России же они появились только в середине 1990-х гг. Пионером в этой области стала еженедельная газета «Книжное обозрение», введя в 1994 г. рубрику «Бестселлеры Москвы». Поначалу издание отражало продажи книготорговых точек только столицы (в 1999 г. это были «Центркнига», «У Сытина», «Крафт+»), но постепенно список участников проекта «Рейтинг КО» расширялся и из названия рубрики исчезло указание конкретного города - рейтинг стал всероссийским. На страницах газеты редакция обращалась к потенциальным партнерам с просьбой присылать отчеты о продажах, обещая публиковать только сводные данные по России без раз-

Раздел 1 • Книговедение. Библиографоведение глашения коммерческой тайны отдельно взятых книгораспространителей. В 2007 г. «Книжное обозрение» вводит информацию о продажах в книжных интернет-магазинах, а с 2013 г. публикует рейтинг читательских предпочтений социальной книжной сети LiveLib. Для составления сводного результата продаж по всем задействованным в проекте магазинам применялась следующая методика. По каждому магазину определялась книга - лидер продаж, а количество проданных ее экземпляров принималось за 100%. Далее высчитывались проценты всех остальных изданий, реализованных в этом магазине. Затем суммировались процентные показатели по каждому изданию в каждом магазине.

Помимо расширения источниковой базы и усовершенствования методики составления рейтингов, газета ввела и закрепила в практике привычное для западного книжного рынка деление бестселлеров на следующие категории: художественная литература (фикшн) в переплете и обложке и нехудожественная литература (нон-фикшн) также в переплете и обложке. Если тематическая группировка была привычна российскому книжному делу, то выделение книг в обложке и переплете оказалось заметным новшеством. Объясняется данная дифференциация известным приемом западной издательской практики: так как книги в твердом переплете значительно дороже, произведение выпускают в этом формате небольшим тиражом, и лишь удостоверившись в ее коммерческом успехе, публикуют большим тиражом в мягкой обложке.

Для расширения представлений об отечественном книжном рынке профессиональное приложение «Книжного обозрения» «Pro» с 2007 г. начало публиковать рейтинги в сегментах «Деловая литература», «Детская литература» и «Аудиокниги», а также зарубежные рейтинги (по данным продаж Amazon.com, рейтинг The New York Times и Barnes&Noble). Не будет преувеличением сказать, что рейтинги газеты «Книжное обозрение» были наиболее авторитетными и качественными. К сожалению, с № 15-16 за 2015 г. рубрика «Бестселлер» перестала существовать.

На сегодняшний день существует немало списков бестселлеров. На сайтах многих книжных магазинов (функционирующих как в оффлайн, так и в онлайн пространстве) публикуется собственный рейтинг, основанный на результатах продаж в данной книготорговой точке. В качестве примера можно привести сайты магазина «Москва», «Библиоглобус» и «Лабиринт». Публикуют списки своих бестселлеров и крупные издательства: «Эксмо», «АСТ», «Манн, Иванов и Фербер» и др. Список самых читаемых с помощью ридеров PocketBook электронных книг представлен на сервисе «ReadRate». Однако недостатком этих рейтингов является, во-первых, их фрагментарность, и, во-вторых, отсутствие архива. Так как подобные рейтинги состав-

Section 1 • Bibliology. Bibliography ляются, главным образом, в рекламных целях, то их авторы ограничиваются текущей информацией (например, отражают продажи за неделю).

Эти пробелы с начала 2010 и до 2019 г. во многом восполнял сводный рейтинг книжных продаж, представленный на портале Pro-books.ru. Рейтинг давал возможность на основе репрезентативных данных о ежедневных продажах в 11 книготорговых точках7 выявлять бестселлеры российского книжного рынка. Сервис рейтинга Pro-books.ru позволял формировать итоговые списки за неделю, месяц, квартал, полгода и год по четырем сегментам: художественная литература, non-fiction, детская, электронные книги и зарубежная литература. Последний сегмент представлял собой список бестселлеров западных книжных рынков по данным интернет-ма-газина Amazon, еженедельника «Publishers Weekly», а также газеты «The New York Times». Рейтинг электронных книг представлен на основе данных, предоставленных компаниями «Озон», «Литрес»,«Соод1еР1ау» и «МуВоок»8. Каждый рейтинг обновлялся еженедельно, однако последнее обновление произошло 5 апреля 2019 г. На данный момент актуализация этого раздела портала Pro-books.ru приостановлена.

При подробном изучении рейтинга в нем обнаруживаются недочеты. Например, Pro-books учитывал в одном ряду книги в переплете и мягкой обложке, что приводило к дублированию одного и того же произведения на разных позициях рейтинга. Так, в годовом рейтинге за 2018 г. (с 1.01.2018 по 1.01.2019) детектив Ю. Несбе «Снеговик» встречается 2 раза: 14-е место занимает издание «Азбуки» в твердом переплете, а 19-е - тот же роман в мягкой обложке, выпущенный «Иностранкой» и «Азбукой-Аттикус». Похожая ситуация складывается с бестселлером Стивена Р. Кови «7 навыков высокоэффективных людей» в сегменте non-fiction (издание в суперобложке на 9-м месте рейтинга, твердый переплет - на 24-м) и «Sapiens. Краткая история человечества» Ю. Н. Харари. Стоит признать допустимость такого подхода - он оправдан с точки зрения профессионалов книжного рынка (издателей и книготорговцев), - но для исследователя чтения такая практика представляет определенные сложности.

Более существенным недостатком представляется небрежность, с которой в последние годы производилось распределение изданий по сегментам. Так, в non-fiction попали романы А. Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» и Д. Киза «Цветы для Элджернона», в детской литературе в одном ряду собраны произведения для детей, графические романы young adult9, учебные пособия и педагогическая литература для родителей (книги Л. Петрановской, Ю. Гиппенрейтер и др.). Несмотря на сказанное, рейтинг Pro-books заслуженно пользовался авторитетом в книжной среде и использовался при составлении отраслевых докладов Роспечати.

Сложно сказать, будет ли после закрытия рейтинга Pro-books заполнена ниша сводного общероссийского рейтинга бестселлеров. Попытки составления итогового списка самых продаваемых книг за 2019 г. были предприняты российской редакцией журнала «Forbes»10: учитывались данные ведущих российских издательств и крупных книжных магазинов о продажах бумажных экземпляров, а также информация электронной библиотеки «ЛитРес» и аудиосервиса «Storytel» о количестве скачиваний электронных и аудиоверсий. Свой итоговый топ книг - 2019 представил информационный портал «Год литературы - 2020», однако их рейтинг практически полностью повторяет последнее обновление на Pro-books. Возьмут ли эти ресурсы на себя обязанности агрегатора информации о книжных продажах в России или история списков бестселлеров на этом завершится - неизвестно.

Более перспективным направлением развития книжных рейтингов в России представляются читательские онлайн-рейтинги. Современные технологии дали возможность читателю не только высказаться о своих предпочтениях на просторах Рунета, но и составлять оперативные рейтинги любимых книг путем интернет-голосования. Принципиальная инновация заключается в отсутствии посредника (библиотекаря, социолога, журналиста или аналитика), с помощью которого читатель доносит свое мнение до широкой публики. Во многом интернет-голосования являются прогрессивной методикой составления книжных рейтингов: вместо сухой статистики, учитывающей лишь количественные показатели (продажи, обращения, скачивания), мы получаем качественную оценку книги, а право голоса приобретает любой читатель независимо от места проживания.

Первым масштабным рейтингом нового типа можно считать запущенный 2009 г. проект «100 лучших книг всех времен» - прямое, бессрочное онлайн-голосование посетителей одноименного сайта. Под словом «книга» создатели понимают любое произведение художественной литературы: любой длины, любого жанра, написанное на любом языке в любой период времени. Кроме того, участники голосования сами решают, что понимать под словом «лучшие» - наиболее значимое с художественной точки зрения литературное произведение или просто любимую книжку детства. Система позволяет голосовать как «за», так и «против», а результаты обновляются немедленно в режиме реального времени. Рейтинг предоставляет возможность выставить фильтры по языку (русский, английский и др.), хронологическому периоду (XXI в., XX в., античность и т. п.), жанру или теме. Ответвлением проекта является рейтинг «100 лучших стихотворений всех времен».

Большие возможности по составлению рейтингов читательских предпочтений получили социальные книжные сети и электронные библиотеки.

Section 1 • Biblîology. Bibliography Так, соцсети LiveLib и BookMix предлагают на своей площадке оперативный рейтинг за неделю, за месяц, итоговый годовой рейтинг и главный рейтинг, ради которого и замышляется интернет-голосование: топ-100 LiveLib и топ-250 BookMix. При их составлении учитываются выставленные пользователями оценки, оставленные отзывы и цитирования, а также отметки о намерении прочитать книгу позже.

Предпринималась попытка создания сводного книжного рейтинга, отражающего литературные вкусы активных пользователей интернета -проект размещался на сайте Bookiner.ru. Разработчики давали книжным новинкам (изданиям, выпущенным в течение года) первичную оценку по характеру так называемой «информационной волны», поднимающейся следом за выходом той или иной книги: упоминание издания в новостях и блогах, наличие и количество отзывов (положительных или негативных) на сайтах интернет-магазинов, в электронных библиотеках и соцсетях. Отобранных таким образом «кандидатов» оценивали посетители сайта (шкала от 1 до 5). В итоге книге присваивался ранг, определяющий ее место в окончательной версии рейтинга. Проект «Bookiner» закрылся в 2015 г.

Таким образом, книжный рейтинг прошел долгий путь от библиотечных списков книговыдачи и социологических исследований к спискам бестселлеров и онлайн-голосований читателей. Однако к 2020 г. отечественная книжная индустрия не имеет ни одного масштабного книжного рейтинга, дающего полного представления о предпочтениях современного читателя. Портрет читающей России напоминает калейдоскоп из обрывочных сведений, полученных из различных источников: социологических опросов, библиотечной статистики, интернет-сообществ, информации о продажах отдельно взятых издательств и книжных магазинов.

Здесь напрашивается вопрос: а нужны ли нам рейтинги? Безусловно, рейтинг нельзя воспринимать как окончательную и безоговорочную оценку качества книги (т. е. ее художественных достоинств и таланта автора). Но он является хорошим подспорьем в работе исследователя чтения, так как отражает читательские интересы и их динамику.

Примечания

1 Brooks J. When Russia learned to read: Literacy and Popular Literature, 1861 -1917. Princeton: Princeton University Press, 1985. XXII, 450 p.

2 Например: Отчет Александровской публичной библиотеки в г. Самаре за 1902. Самара: Тип. губернского земства, 1903.61 е.; Отчет Екатеринбургской Публичной общественной библиотеки им. В. Г. Белинского за 1900/1901 отчетный год. Екатеринбург: Тип.-лит. К. К. Вурм, 1902. 71 е.; Отчет о состоянии Астраханской общественной библиотеки... за 1901 год. Астрахань: Тип. В. Л. Егорова, 1902.54 е.; Отчет о состоянии и деятельности Пермской город-

ской общественной библиотеки за 1900 год. Пермь: Тип. П. Ф. Каменского, 1901. 38 е.; Отчет правления о деятельности Курской Семеновской публичной библиотеки и бесплатной народной библиотеки-читальни при ней за 1900 год. Курск: Тип. Курского губернского земства, 1901.

3 5 книг на всю жизнь // Известия книжных магазинов т-ва М. О. Вольф. 1912. № 13. С. 35.

4 Переплетчикова Л. С. Читающая молодежь города. Опыт исследования по материалам Московской областной библиотеки за 1928-1929 гг. Москва; Ленинград: Соцэкгиз, 1931.26 с.

5 Рубанова Т. Д. Рейтинги книг: профессиональный инструмент книжного бизнеса, «зеркало времени» или шкала культурных ценностей? // Вестник КазГУКИ. 2012. № 1. С. 95-99.

6 Липатова Д. А. Бестселлер в книжном деле: к проблеме определения // Библ. дело. 2011. № 20. С. 25-29.

7 Pro-books.ru анализировал информацию, полученную из источников: Топ-Книга, Торговый дом Москва, Дом книги Молодая Гвардия, Московский Дом Книги, Торговый дом Библио-Глобус, книжная сеть «Буквоед», интернет-магазин «Санкт-Петербургский Дом Книги», интернет-магазин «Республика», книготорговая группа «ПродаЛитЪ», интернет-магазин «Лабиринт», интернет-магазин Ozon.ru.

8 Ранее в список входили также сервисы «Аймобилко» и «Bookmate».

9 Дословно с англ. «молодые взрослые». Young adult литература рассчитана на подростков и молодых людей в возрасте от 14 до 20 лет. Верхняя граница подвижна и подобные произведения могут быть востребованы представителями более старших возрастов.

10 Ломыкина Н. Золотая дюжина: самые продаваемые романы 2019 года // Forbes. 2019. 24 дек. URL: https://www.forbes.ru/forbeslife-photogallery/390017-zolotaya-dyuzhina-samye-prodavaemye-hudozhestvennye-romany-2019-goda (дата обращения 21.07.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.