УДК 93/99:281.9:37.01
ЭВОЛЮЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РСФСР - РОССИИ: ОТ ОТДЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ УЧЕБНИКУ
О.В. Пигорева
В конце 1980-х - 2000-е годы произошли кардинальные изменения в отношении отечественного образования к религии - от атеистического воспитания до преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В статье в рамках проведенного исторического анализа показано развитие изучения религии в образовательном пространстве РСФСР - России: возникновение в позднесоветские годы отдельной инициативы педагогов в обращении к данной тематике; последовавшая в дальнейшем в регионах разнообразная практика преподавания самостоятельных учебных курсов о религии, которые в большинстве провинций центра России на рубеже ХХ-ХХ1 веков были ориентированы на изучение православной культуры; начало в 2010 году эксперимента по преподаванию федерального учебного курса «Основ религиозных культур и светской этики». Раскрыты причины, обусловившие сложности в организации программно-методического обеспечения преподавания курсов по истории и культуре религий на каждом из этапов. С опорой на исторические источники сделан анализ проводимой в центре и на местах работы по подготовке учебных программ и учебно-методических пособий. Ключевые слова: образовательное пространство, школа, преподавание религии, православная культура, программно-методическое обеспечение.
Изучение истории становления изучения религии в образовательном пространстве РСФСР - России является весьма актуальной задачей в современных условиях, когда для целых государств остро встает вопрос приоритета в выборе ценностей: восточного или западного мира, общечеловеческих или национальных, традиционных или неолиберальных. Большую роль в сохранении традиционных ценностей и национально-культурной идентичности играет изучение традиционной религиозной культуры. В современной России возрождается стремление к развитию национально-культурных традиций, христианство понимается как «духовный исток формирования многоликой, но монолитной русской нации и централизованного Российского государства», признается в качестве мощной духовной объединяющей силы, «которая позволила включить в формирование единой русской нации и образование общей государственности самые разные по крови племена и племенные союзы всего обширного восточнославянского мира» [19]. Однако стремление нашего государства сформировать сплоченную нацию на основе традиционных национальных ценностей вызывает негатив со стороны значительной части мирового сообщества, основанного на евро-атлантикоцентризме. В современном информационном мире, где манипуляция сознанием стала одним из средств политики, традиционные национальные ценности требуют защиты от дискредитации, обвинений в архаичности, подмены псевдоценностями. С целью использования положительных примеров региональной практики в разработке государственной политики в области образования необходимо изучение исторического опыта российских территорий, в которых трансляция знаний о традиционной религиозной культуре, предполагающая опору на базовые национальные ценности, началась значительно раньше, чем был сформулирован государственный заказ на воспитание подрастающего поколения.
Необходимость изучения религии в школе стала обсуждаться в педагогических, научных, общественных кругах еще в конце 1980-х годов. Усилившийся в советском обществе после масштабного празднования 1000-летия Крещения Руси интерес к религии, развитие новых государственно-церковных отношений, начавшийся процесс религиозного возрождения формировали социальный запрос на изучение истории и культуры религий. В городских и сельских поселениях центра РССФР - России на рубеже 1980-1990-х годов делались первые попытки включения знаний о религии в учебно-воспитательную работу: именно в регионах педагоги-энтузиасты инициировали изучение религии, используя интеграцию знаний в гуманитарные дисциплины, краеведческие курсы, в качестве средства сохранения и изучения культурно-исторического наследия. Серьезные изменения в законодательном определении возможности изучения религии в школе произошли после вступления в силу в октябре 1990 года Закона «О свободе совести и религиозных организациях», статья 6 которого регламентировала возможность граждан обучать и обучаться религии.
В первой половине - середине1990-х годов система образования, переживавшая серьезный кризис как в экономической, так и в методологической сферах, оказалась лишена влияния национально-государственной идеологии и традиционной культурной ориентации [9]. В процессе поиска аксиологических ориентиров организации педагогической деятельности в школах провинций центра России вводились отдельные учебные курсы по истории и культуре религий, в том числе культуры православной. Особого внимания заслуживает опыт Смоленской области, во многих общеобразовательных школах которой в начале 1990-х годов был введен факультативный курс «Православная этика и культура». В образовательном пространстве провинциальных областей центра России активизировалось преподавание краеведческих дисциплин, тематика которых включала изучение истории родного края, различных форм фольклорного искусства и народного ремесла, традиций, обрядов, обычаев и др., при этом затрагивалась и религиозная тематика, так как истоки прошлого неразрывно связаны с историей православия как главной и традиционной для жителей центра России религией.
Федеральные органы управления образованием в 1990-е годы не проявляли инициативы в организации преподавания курсов по истории и культуре религий, реагируя только на складывавшуюся на местах практику, с опозданием направляя документы, акцентировавшие внимание педагогов на изучении религий с точки зрения их культурологической значимости, не рассматривая вопросы программно-методического обеспечения. Так, Министерство образования Российской Федерации только в 1993 году направило Письмо «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации» № 47/20-11п, отменявшее письма Министерства просвещения РСФСР от 24 августа 1971 года № 389 «Об усилении атеистического воспитания учащихся общеобразовательных школ и студентов педагогических учебных заведений», от 9 августа 1974 года № 357-М «Об усилении научно-атеистического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы» и от 15 апреля 1984 года № 4-14/130/33-24/14-446/16 «О рекомендациях по дальнейшему улучшению атеистической пропаганды среди учащихся в свете решений Июньского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС». Новый документ регламентировал принцип раздельности светского и религиозного образования, указывал на недопустимость религиозного или атеистического воспитания в школе. В Письме было закреплено положение о необходимости реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений, в связи с чем в учебную программу разрешалось включение преподавания религи-
озно-познавательных, религиоведческих и религиозно-философских дисциплин, не сопровождающееся совершением религиозных обрядов и имеющее информативный характер. В числе примерных курсов предлагались «История религий», «Мировые религии», «Религиоведение», «Великие книги человечества» и др. [3, л. 235].
Начавшая формироваться на рубеже 1980-1990-х годов в провинциях центра РСФСР практика использования знаний о религии в учебно-воспитательной работе школ, не имея в своей основе комплексного программно-методического обеспечения, осложнялась существовавшим в советском обществе недостатком знаний о религии. Ученые высказывали озабоченность отсутствием у большинства советских граждан сведений по истории и культуре религий, отмечали важность организации подготовки специалистов по истории религий для административно-управленческой, редакционно-издательской и педагогической деятельности [21; 22]. Советские издания религиозной тематики были направлены на формирование атеистического мировоззрения; издания Русской православной церкви вплоть до конца 1980-х годов были немногочисленными, доступ к ним ограничен; появившиеся на волне «перестроечных» изменений публикации о религии в СМИ носили в основном публицистический характер, изобиловали частными оценками подаваемого материала и свободной трактовкой фактов. В 1990-е годы дефицит публикаций религиозной тематики сменился большим количеством самиздатовских материалов, во многом искажавших богословские аспекты, вопросы взаимоотношения государства и Церкви; началось снижение духовного содержания литературы. Школа как значимый социальный испытала влияние «религиозного плюрализма» в своей работе.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) школы самостоятельно (по выбору педагогических коллективов или отдельных педагогов) могли осуществлять выбор учебников для организации учебного процесса. Не существовало запрета строить обучение на основе учебных пособий, даже не имевших грифа Министерства образования Российской Федерации «рекомендовано» или «допущено». Такое положение приводило к неконтролируемой вариативности в подаче материала, делало возможным внедрение в школы учебников сомнительного содержания, что в целом разрушало целостность образовательного пространства. В первой половине 1990-х годов, в условиях нехватки учебной литературы по основным предметам, обеспечение необходимыми пособиями факультативных дисциплин, в числе которых были и курсы по истории и культуре религий, не являлось приоритетным направлением деятельности органов образования.
В условиях отсутствия программно-методического обеспечения, недостатка литературы о религии мыслительное пространство учителей становилось тем узлом, где происходило осознание «потребляемой» из различных источников информации о религии. Она черпалась из злободневных публикаций в СМИ с их экспрессивной лексикой и свободной интерпретацией рассекреченных архивных данных, острых сюжетов на центральном телевидении, видеофильмов иностранного производства, самиздатовских материалов, имевших огромные погрешности в содержании (что зачастую порождало ошибки, формировало всеверие, обмирщение религии т.п.). Педагоги были вынуждены компенсировать недостаток знаний о религии весьма ограниченным личным опытом участия в сохранявшихся в их семьях религиозных обрядах, которые зачастую представляли собой синтез народной культуры, языческих суеверий и элементов православной культуры. Не стало решением проблемы программно-методического обеспечения преподавания религии появление в первой половине 1990-х годов в педагогических изданиях отдельных статей, рассматривавших вопросы изучения Библии в светской школе [1; 11; 13; 14]. Отсутствие научно разработанного программно-методического обеспечения, недостаток знаний по истории и культуре религий в постсоветском образовательном пространстве привели к появлению ошибок в изложении материала, акцентированию внимания на внешнем, обрядовом уровне, тогда как внутренний, нравственный потенциал православной культуры незначительно использовался в учебно-воспитательной работе, в процессе преподавания часто происходило соединение понимания церковных канонов и народных традиций.
Нерешенность проблемы программно-методического обеспечения курсов по истории и культуре религий, расширение в первой половине 1990-х годов вариативности образования и большая свобода религиозных организаций допустили появление в новом образовательном пространстве различных религиозных сект и реализацию ими в школах зарубежных методик (образовательной программы Сороса, Вальдорфских школ с их оккультной практикой, акселированного христианского образования, учебного курса «Мой мир и я. Путь к единению», являвшегося изложением сектантской доктрины и допускавшего грубейшие ошибки по отношению к мировым религиям и др.). Предлагаемые представителями различных религиозных сект курсы были обеспечены хорошо оформленными с точки зрения полиграфии учебными пособиями, что делало их весьма привлекательными для школьной практики.
Молодая российская школа, пережив в первой половине 1990-х годов негативный опыт увлечения различными сектантскими доктринами, пришла к осознанию необходимости организации преподавания курсов по истории и культуре традиционной для данных территорий религий [18]. На рубеже ХХ-ХХ1 веков в провинциальных регионах центра России произошло расширение практики изучения православной культуры, что потребовало активизации работы по программно -методическому обеспечению. Распространение в регионах центра России получили учебные пособия, подготовленные А.В. Бородиной, И.В. Кошминой, О.К. Харитоновой, Л.Л. Шевченко, Р.В. Янушкявичюс и О.Л. Янушкявичене и др. Наиболее популярным был учебник по «Основам православной культуры» А.В. Бородиной [2], который (в числе других изданий) был рекомендован Координационным советом по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной Церкви.
Помимо указанных учебных пособий в школьной практике по преподаванию курсов религиозной тематики использовались самостоятельно разработанные в регионах программы, учебные пособия, методические рекомендации. В образовательном пространстве регионов центра России в 1990-е годы происходила выработка теоретических и методологических посылов организации преподавания курсов по истории и культуре религий. Так, в Смоленской области было издано учебное пособие «История православной культуры земли Смоленской» (авторы М.Ю. Андрицова, Д.В. Валуев, Т.П. Дов-гий), предназначенное для учащихся основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Пособие подготовлено под общей редакцией митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Научными редакторами выступили доктор филологических наук Г.Г. Сильницкий; епископ Керченский Иларион; учитель высшей категории В.А. Станкевич. Рецензенты - ученые Смоленского государственного педагогического университета доктор исторических наук профессор Д.И. Будаев, доктор филологических наук профессор В.В. Ильин, доцент А.Т. Смирнова. Учебное пособие было рекомендовано к изданию Департаментом Смоленской области по образованию и молодежной политике. На проводимом в сентябре 2006 года в Центральном федеральном округе конкурсе на соискание премии «За нравственный подвиг
учителя» учебное пособие «История православной культуры земли Смоленской» получило сертификат победителя в номинации «Лучший издательский проект года».
В Курской области, где с 1 сентября 1997 года началось преподавание факультативного курса «Основы православной культуры» в 300 школах региона, была разработана программа курса «Основы православной культуры», предназначенная для дошкольных образовательных учреждений и средних общеобразовательных школ с 1 по 11 классы [5].
В Белгородской области из областного бюджета в 2006 году выделено было 9 млн. рублей на приобретение учебно-методического комплекса «Православная культура»: по заказу областной администрации ОАО «ИНФОФОНД» разработало учебно-методический комплекс «Православная культура» с мультимедийным приложением (авторы В.Д. Скоробогатов, Т.В. Рыжова, протоиерей Олег Кобец), содержащий в том числе и материал по духовному краеведению [20]. Данный учебно-методический комплекс включал программу учебного предмета «Православная культура», учебные пособия, методические рекомендации, мультимедийные приложения.
В Ярославской области в решение задачи программно-методического обеспечения включился областной Институт развития образования. Так, кафедра гуманитарных дисциплин в 2004 году разработала программы «Преподавание курса "Православие и русская культура" в старшей школе» (автор Л.А. Харитонова) и «Духовные основы русской литературы» (автор Н.Д. Голованова) [4, л. 21, 71, 87]. Ю.Я. Колбовским и Т.А. Степановой было подготовлено учебное пособие «Православие и русская культура», предназначенное для учащихся старших классов общеобразовательных школ, состоявшее из нескольких разделов: Ветхий Завет; Земная жизнь Иисуса Христа; Христианская церковь в I тысячелетии; Русская православная церковь; Православные таинства и обряды; Богослужение и праздники; Православные храмы: история и архитектура; Святые иконы; Церковная и духовная музыка; Православие и русская литература [10]. Данные пособия были рекомендованы к использованию в школьной практике Департаментом образования Администрации Ярославской области.
Решать проблему программно-методического обеспечения курсов по истории и культуре религий в провинциальных регионах центра России помогало использование авторских программ, подготовленных опытными педагогами, методистами. Так, в Белгородской области успешно прошла экспертиза авторских программ «Духовное краеведение Белгородчины» (автор С.С. Чернова) и «Православная культура: история и традиции» (автор Т.А. Полетаева) [15]. Курская область характеризовалась как регион, в котором велась интенсивная методическая работа [12, с. 83], где по желанию школы было возможно проведение экспериментальной работы по апробации содержания курса основ православной культуры, подготовке методических рекомендаций по использованию сведений религиозного характера в преподавании общеобразовательных предметов, разработке методики воспитательной работы, основывающейся на традициях отечественной духовной культуры; учителя имели право при изложении программного материала вносить дополнительные сведения, выбирать темы для углубленного изучения согласно потребностям учащихся; в случае создания авторской программы учитель должен был получить право на ее реализацию в экспертном совете Комитета образования Курской области. Смоленские педагоги, методисты предлагали вариативные программы для различных ступеней обучения. Так, по авторской программе учителя Н.А. Литвиновой в школе № 9 г. Ярцево Смоленской области преподавался факультатив «Основы православной культуры и этики» [8, с. 190]. Программа курса «Подвижники благочестия» (автор Ж.В. Лукашенкова) заняла призовое место в конкурсе элективных курсов (январь, 2006, г. Смоленск), получив сертификат победителя в номинации «Лучшая инновационная разработка года» конкурса на соискание премии Центрального федерального округа в области педагогики, воспитания, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя» (сентябрь 2006 года, г. Калуга) [8, с. 130]. Под руководством Департамента Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике, при содействии областного информационно-методического Центра по духовно-нравственному воспитанию издавалась серия книг под общим названием «Духовное возрождение Смоленщины», включавшая разработки уроков, сценарии праздников, внеклассных мероприятий, дидактические материалы и др. [7]. Подобные методические материалы, обобщая практику работы лучших педагогов, способствовали формированию устойчивого интереса учителей регионов к преподаванию православной культуры, повышали престиж и значимость работы по духовно-нравственному воспитанию школьников, являлись свидетельством востребованности в образовательном пространстве провинций подобной педагогической и методической деятельности.
Значимым подспорьем в организации преподавания курсов по истории и культуре религий в провинциях центра России на рубеже 1990-2000-х годов стали материалы проводимых в регионах научных конференций, посвященных истории Русской православной церкви, ее взаимоотношениям с властью, развитию православной культуры. На местах формировался опыт проведения научно-образовательных чтений, конференций, форумов православной тематики (Костромская область - Игнатьевские чтения, Курская область - Знаменские чтения, Дамиановские чтения, Смоленская область -Народный собор жителей края и др.). Привлечение педагогов к участию в научной жизни региона создавало почву для исследовательской работы учителей и способствовало введению в школьный курс новых научных данных. Исследования ученых не только помогали сохранить культурно-историческое наследие, но и оказывали серьезную поддержку учителям в его трансляции подрастающему поколению.
Первые федеральные учебники по религиозной культуре появились в 2010 году в связи с началом эксперимента по преподаванию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». На федеральном уровне была организована масштабная работа по программно-методическому обеспечению нового курса. В 2010 году в издательстве «Просвещение» были изданы учебно-методические комплекты по «Основам религиозных культур и светской этики», объединенные общим заголовком «Основы духовно-нравственной культуры России». Учебно-методические комплекты включали учебные пособия для учащихся 4-5 классов общеобразовательных учреждений по 6 модулям: основам православной культуры (автор А.В. Кураев), основам исламской культуры (авторы Д.И. Латышина, М.Ф. Муртазин), основам буддийской культуры (автор В.Л. Чимитдоржиев), основам иудейской культуры (авторы М.А. Членов, Г.А. Миндрина, А.В. Глоцер), основам мировых религиозных культур (авторы А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов), основам светской этики (автор А.Я. Данилюк). В марте 2010 года учебники по каждому из модулей поступили в регионы, где проводилась апробация. В учебно-методические комплекты, помимо учебных пособий для общеобразовательных учреждений, входили программа курса, книга для родителей, а также книга для учителя, содержавшая справочные материалы по курсу в целом [6; 17].
Для организации преподавания «Основ религиозных культур и светской этики», помимо федеральных учебно-методических комплектов, на уроне регионов была организована деятельность по разработке учебно-методических материа-
лов. Так, в Тамбовской области были разработаны учебно-методические пособия: методические рекомендации «Методические аспекты модуля «Основы православной культуры» в рамках комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (авторы-составители: Г.А. Шешерина, И.В. Клемешова, А.В. Серегина, Е.Ю. Щукина, М.Е. Иванова, И.Н. Кирсанов); рабочая тетрадь «Преподавание комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"» (разработчики: Н.Г. Астафьева, Г.А. Шешерина, И.В. Клемешова, И.Н. Кирсанов, Р.Х Лубянкина, А.В. Серегина, Ю.Г. Дерябина, О.А. Шаталова, Л.И. Дорошина); рабочая тетрадь для обучающихся 4-ых классов по модулю «Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (разработчики: Г. Д. Зубова, Л.В. Пронина); поурочный глоссарий для педагогов к модулю «Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (разработчики: И.В. Клемешова, И.Н. Кирсанов, В.В. Капочкина); методическая разработка «Заседание клуба знатоков основ православной культуры» по модулю «Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (разработчик В.А. Андреева) и др. [16]. Данные учебно-методические материалы дополняли изданные на федеральном уровне учебники.
Таким образом, изучение религии в образовательном пространстве РСФСР - России в конце 1980-х - первом десятилетии 2000-х годов претерпело существенные изменения: от отдельной инициативы работников образования по включению знаний о религии в учебно-воспитательный процесс до преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», разработка которого велась на федеральном уровне. В регионах обращение к ценностям традиционной религиозной культуры началось значительно раньше (на рубеже 1980-1990-х годов), чем был сформулирован заказ государства на преподавание курсов по истории и культуре религий (2012 год). Так, на рубеже 1980-1990-х годов, в переходный период истории, когда были разрушены привычные идеалы и школа переживала методологический кризис преподавания, нравственные религиозные категории становились для многих педагогов ценностной основой организации учебно-воспитательной работы, сведения о православии как традиционной религии провинциальных областей Центральной России дополняли изучаемую краеведческую канву, которая активно входила в школьную практику. Постепенно российские регионы (Смоленская, Курская области и др.) вводили преподавание отдельных учебных курсов по православной культуре. Именно инициатива с мест развивала преподавание знаний о религии в отечественной школе, вырабатывала методологию изучения и особенности педагогической практики. На местах создавались учебные программы, разрабатывались учебные пособия, публиковались содержащие обобщение передового педагогического опыта методические материалы, что в целом становилось основой программно-методического обеспечения курсов по истории и культуре религий. Отсутствие вплоть до конца первого десятилетия XXI века федеральных требований к преподаванию подобных учебных курсов порождало многообразие подходов к учебным программам и учебным пособиям.
Накопленный в конце XX - начале XXI века на местах опыт преподавания религии нуждается в изучении и обобщении, определении общих и отличительных черт, достоинств и недостатков с целью выявления путей его дальнейшего использования в педагогической практике. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости признания аксиологических категорий традиционных религий в системе современного духовно-нравственного воспитания и учета опыта российских регионов в формировании государственной политики в области образования.
At the end of the 1980s - 2000s there have been cardinal changes in attitudes of national education to religion - from atheist education to teach a comprehensive training course "Bases of religious cultures and secular ethics." The article in the framework of historical analysis shows the development of the study of religion in the educational space of the Russian Federation - Russia: the emergence in the late Soviet years, a separate initiative of teachers in reference to this subject; followed later on it was followed by varied practice of teaching independent courses on religion. Beginning from 2010 a federal experiment on teaching the course "Bases of religious cultures and secular ethics", which in most provinces in central Russia at the turn of XX-XXI centuries focused on the study of Orthodox culture; beginning from 2010, the federal experiment on teaching the course "Bases of religious cultures and secular ethics" was studied. The reasons that led to the complexity in the organization of methodical software teaching courses on the history and culture of religions at every stage, were analyzed. Drawing on historical sources made an analysis carried out in the center and on the ground for the preparation of curricula and teaching aids. Keywords: educational space, school, the teaching of religion, оrthodox, software and methodological support.
Список литературы
1. Аксючиц В.В. Без Православия это будет другая культура... (Из истории православной религии; Библия в России) // Первое сентября. 1993. 16 ноября. С. 3-4.
2. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебник для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. М.: Издательский дом «Покров», 2002. 256 с.
3. Государственный архив Российской Федерации. ОАФ 10173. Оп. 2. Д. 983. 241 л.
4. Государственный архив Ярославской области. Ф. Р-2611. Оп. 1. Д. 639. 111 л.
5. Гребеньков В.А., Меньшиков В.М. Основы православной культуры. Программа факультативного курса. Курск: Изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 1997. 64 с.
6. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. М.: Просвещение, 2010. 27 с.
7. Духовное возрождение Смоленщины: из опыта работы учебных заведений Смоленской области по проблеме духовно-нравственного воспитания и образования учащихся / сост. М.Ю. Андрицова, Ж.В. Лукашенкова. Вып. 2. Смоленск: Универсум, 2006. 391 с.
8. Духовные просветители земли Смоленской и их роль в воспитании нравственности и патриотизма: сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. (18-19 ноября 2006 г., г. Смоленск). Смоленск: Универсум, 2007. 208 с.
9. Ильина З.Д. Обращение к поддержке национально-государственного достоинства или «балансирование перед общественным мнением Европы»: исторический опыт России // Творческое наследие Н.Я. Данилевского и задачи России в XXI веке (материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Курск, 26-27 ноября 2014 г.: в 2-х ч. Ч. 2. С. 30-42.
10. Колбовский Ю.Я., Степанова Т.А. Православие и русская культура: Учебное пособие. Ярославль; Рыбинск: Изд-во ООО «Рыбинский Дом печати», 2004. 320 с.
11. Копьева Е., Бродский М. Библия как выдающийся памятник мировой культуры // Учительская газета. 1992. № 23, 25-27.
12. Краткая информация Министерства образования и науки Российской Федерации о практике преподавания религиоведческих и религиозных дисциплин в муниципальных образовательных учреждениях субъектов РФ в 2005-2006 учебном году // Православная культура в школе: практика, проблемы, перспективы: XVI международные Рождественские образовательные чтения: сб. материалов и документов / сост. и ред. протоиерей. Б. Даниленко, И.В. Метлик, Т.И. Петракова. М.: Синодальная б-ка , 2008. С. 79-86.
13. Кураев А. Изучаем Библию // Народное образование. 1995. № 7. С. 60-67.
14. Моя первая священная история // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1991. № 5. С. 33-48.
15. Об изучении исторических и культурных основ традиционных религий. Письмо Управления образования и науки Белгородской области от 13 октября 2006 года № 05-3306. Режим доступа: http://www.verav.ru/biblio/progr/doc/0054_mon.doc. Дата обращения: 10.12.2012.
16. Об итогах апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 20102011 гг. в Тамбовской области. Письмо управления образования и науки Тамбовской области. Режим доступа: http://ipk.68edu.ru/images/stories/docs/orkce/ratnikov.pdf. Дата обращения: 07.10.2014.
17. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений / [Б.Х. Бгажноков и др.]; под ред. В А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. М.: Просвещение, 2010. 239 с.
18. Пигорева О.В. От религиозного плюрализма к православию в обретении нравственных ориентиров в образовательном пространстве провинций центра РСФСР - России: конец 1980-х - 1990-е гг. // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 1. С. 141-146.
19. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/47173. Дата последнего обращения: 24.12.2014.
20. Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. Православная культура. 5-6 классы: экспериментальное учебное пособие (учебно-методический комплекс для средней школы). Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. 219 с.
21. Щапов Я.Н. О преподавании истории религий и подготовке специалистов в этой области // Религия, общество и государство в ХХ в.: Материалы конф., Москва, 22-25 окт. 1991 г. М.: Ин-т истории СССР, 1991. С. 126-129.
22. Яковенко С.Г. Научный совет «Роль религий в истории»: основные направления деятельности и перспективы развития // Религия, общество и государство в ХХ в.: Материалы конф., Москва, 22-25 окт. 1991 г. М.: Ин-т истории СССР, 1991. С. 130-134.
Об авторе
Пигорева О.В. - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории государства и права Курской государственной сельскохозяйственной академии имени профессора И.И. Иванова, ovlebedeva117@yandex.ru
УДК 942.080.1
ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ «ЛИБЕРАЛЬНОГО ИМПЕРИАЛИЗМА» И ЕГО РОЛЬ В ЭВОЛЮЦИИ КОЛОНИАЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В НАЧАЛЕ XX В.
А.В. Сагимбаев
В статье рассматриваются отдельные аспекты формирования идеологической доктрины «либерального империализма», сыгравшего важную роль в эволюции колониальной стратегии Великобритании в конце XIX - начале XX в. Особое внимание уделяется анализу факторов, способствовавших поиску идейного консенсуса между империалистическими императивами и традиционными ценностями английского либерализма.
Ключевые слова: колониальная идеология, английский либерализм, Британская империя, либеральный реформизм, имперская экспансия.
В первые десятилетия XX в. британская колониальная система претерпела заметную трансформацию, связанную, в том числе, с постепенным и целенаправленным переходом к косвенным механизмам управления в ряде колониальных владений и завуалированным формам контроля над некоторыми стратегически важными для Великобритании территориями. Данная эволюция была тесно сопряжена с изменениями в политической системе Великобритании, со сложными процессами, происходившими в социально-экономической сфере, а также в умонастроениях британского общества. Одной из главных составляющих этих перемен явилось постепенное снижение роли имперских ценностей в массовом сознании населения Великобритании. Заметной трансформации подверглись также идеологические установки в сфере колониальной политики ведущих британских политических сил.
Формирование идеологии британского империализма, кульминационный период развития которого пришёлся на 1880-е - 1890-е гг. сопровождалось сложной дискуссией внутри британской интеллектуальной элиты. Одной из ключевых проблем, возникших при этом, явилось соотнесение новых, возникших в данный период имперских ценностей и концептуальных установок британского либерализма, восходивших, в своей основе, к уникальной традиции английского Просвещения.
Стремительные изменения, происходившие в конце XIX в., как в самой Великобритании, так и на международной арене, поставили под определённое сомнение некоторые ключевые постулаты английской либеральной идеологии. Значительный рост конкуренции на внешних рынках, а также заметное снижение доли Великобритании в мировом промышленном производстве, приводили к росту популярности идей, связанных с отказом от принципа фри-треда и введением системы таможенных тарифов, направленных на поддержку британской промышленности. С другой стороны, идеология империализма, предполагавшая неограниченную территориальную экспансию, нивелировала ценность возникших в середине XIX в. концепций «неформальной империи» и «Малой Англии», которые пользовались заметной популярностью в либеральной среде [1, 42].