ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.
2018. No. 3
УДК 304.4
DOI 10.23683/0321-3056-2018-3-88-95
ЭВОЛЮЦИЯ ИСПАНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОЛЛЕКТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ОТ ПРОТИВОСТОЯНИЯ «ДВУХ ИСПАНИЙ» К «КОНСТИТУЦИОННОМУ ПАТРИОТИЗМУ»
THE EVOLUTION OF SPANISH NATIONAL IDENTITY: THE CONFRONTATION OF "TWO SPAINS" OR "CONSTITUTIONAL PATRIOTISM"
A.D. Tumin a
a Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia
Исследуются процесс формирования испанской национальной коллективной идентичности и культурные феномены из истории испанской культуры. Это феномен «двух Испаний», выражающий раскол между сторонниками европеизации Испании и сторонниками сохранения патриархального уклада испанской культуры; феномен кастилизации испанских регионов и развития испанских региональных национализмов, феномен испанской доктрины национальной и культурной политики «национал-католицизм», являющийся развитием идей испанских консерваторов; испанский феномен «перехода к демократии», выражающий процесс поэтапной либерализации и радикальный отход от франкистской идеологии «национал-католицизма» и кризис единой испанской национальной идентичности. В процессе «перехода к демократии» наибольшую известность получила деятельность террористической леворадикальной националистической организация ЭТА (Euskadi Ta Askatasuna (Страна Басков и свобода)). Идеологи ЭТА противопоставляли концепции испанской франкистской государственной национальной коллективной идентичности этнический баскский национализм и свое стремление получить независимость. В результате, несмотря на успешное завершение испанского «перехода к демократии», террористическая активность ЭТА значительно увеличилась в 1980-е гг., при том что главный союзник баскских националистов - современная Коммунистическая партия Испании отказалась от концепции «самоопределения наций» после автономизации испанского унитарного государства.
Ключевые слова: «автономное сообщество», национальная коллективная идентичность, «переход к демократии», «Dos Espanas», «Nacionalcatolicismo», «Spain is different», «Конституционный патриотизм», «Nacionalidad», «Castilisacion».
The history of the formation of the Spanish national collective identity is the product of fierce competition between the choice of different political ideologies. By the beginning of the 19th century there were two strategies for the development of the Spanish national collective identity - the formation of Spanish civil society (liberal) and the restoration of the monarchy (conservative). The main expression of the rivalry between the Spanish "Francophiles " (liberals) and conservatives was the emergence of the concept of "Two Spain " (Spain and "Anti-Spanish ") in the 1820s. The superior leadership of the Spanish phalanx supported the political myth of the "Two Spanish ", consisting in the eternal struggle between Spain (patriarchal, Catholic) and Anti-Spain (liberal, secular), since this myth was the justification for the historical predetermination of the Franco military coup and the Civil War in Spain 1936-1939. The reason for the disappointment of most of the Spanish Catholic church hierarchs since the reign of Franco in the ideology of National - сatholicism was the adoption of political manifestos of the Second Vatican Council (the 21st Universal Council of the Catholic Church), according to which the Roman Catholic Church began to encourage Christians to respect the pluralism of opinions. The adoption of the doctrine of the national and cultural policy of "Constitutional patriotism " as the basis for justifying the modern doctrine of the Spanish national and cultural policy and for the creation of the Spanish Constitution of 1978 was the main expression of the rejection of the idea of eternal intransigence
а
© 2018 г. А.Д. Тумин а
Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
а
Тумин Александр Дмитриевич -аспирант,
Институт истории и международных отношений, Южный федеральный университет, ул. Большая Садовая, 33, г. Ростов-на-Дону, 344082, Россия.
Е-тай: Шшт.alexsandr@yandex.ru
Aleksandr D. Tumin -Postgraduate,
Institute of History and International Relations, Southern Federal University, Bolshaya Sadovaya St., 33, Rostov-on-Don, 344082, Russia.
E-mail: tumin.alexsandr@yandex.ru
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 3
between the "Two Spains " that led the country to civil war (1936-1939) and the Francoist repressions, since according to the Spanish constitution of 1978, the relations between the different Spanish Nacionalidades were regulated according to the principle of solidarity. "Constitutional patriotism " thus is the justification of the unity of the Spanish civil national collective identity, protection from the Spanish regional nationalisms that could lead to the disintegration of a single Spanish state.
Keywords: autonomous community, national identity, transition to democracy, "Dos Españas ", "Nacionalcatoli-cismo", "Spain is different", "Constitutionalpatriotism", "Nacioñalidad", "Castilisacion".
Введение
Каким образом консервативная франкистская Испания эволюционировала в современную демократическую страну, европейскую страну, идеологическая доктрина национальной и культурной политики которой строится на самых передовых идеях современной либеральной идеологии? В чем же природа возникновения и сохранения самых радикальных испанских региональных национализмов - баскского и каталонского? Франкистская идеология национал-католицизма является явным отражением «кастильского империализма», на что делают акцент каталонские и баскские националисты, но средневековая история данного региона подтверждает, что кастильские традиции «народной демократии» не менее древние, чем каталонские или баскские. Каталония, Страна Басков и Кастилия-ла-Манча всегда были частью единого испанского культурного и национального пространства. Таким образом, история формирования испанской национальной коллективной идентичности -это продукт жесткой конкуренции между выбором разных политических идеологий.
Цель настоящей статьи - выявить исторические и культурные основания испанского «перехода к демократии» и отказа от франкистской концепции испанского национального государства и в целом проследить историю развития испанского национализма.
1. Концептуализация проблемы: национальная, этнокультурная и региональная идентичности
Что же такое идентичность? Этимологически понятие «идентичность» образовано от латинского слова «idem», что означает сходство и непрерывность. Термин появился в 1970-х гг., и его автором считается Э. Эриксон. Однако задолго до него значительный вклад в разработку темы внесли З. Фрейд и К.Г. Юнг [1, с. 365]. Появление современного понятия коллективной идентичности связано с философской концепцией культурного национализма, возникшего в
трудах западноевропейских и в первую очередь французских философов середины XVIII в. и в дальнейшем продолжило свое развитие в работах философов эпохи Германского романтизма -И. Г. Гердера, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегеля, И. Канта. Согласно их воззрениям, каждая нация или народ исторически дифференцирован уникальным «народным духом», «Volksgeist» или «Кайопа1Лагак:ег» [2, с. 42], связанным с «теорией общей воли» и «общественного договора», основанных на идеях Ж.Ж. Руссо, что послужило порождением концепции гражданского общества как формы коллективной самоидентификации и концепции федерализма. Развитие концепта этнокультурной коллективной идентичности берет свое начало с исследования понятия «этнос». Этнокультурная идентичность -это социально-психологический и социокультурный феномен, суть которого в осознании группой людей своей общности посредством разделения между членами этой группы общей культурной идентичности; психологическое переживание этого факта, внешние его проявления. Культура же является тем механизмом, с помощью которого транслируются традиции данного общества. Понятие нации (пайо - лат.) ведет свою историю со времен Античности. Первоначально этот термин в значении «природный» применялся для обозначения варварских народов. В дальнейшем его упоминал Мартин Лютер, подразумевая под нацией родовую знать. Под влиянием Великой Французской буржуазной революции утверждается понимание нации как совокупности граждан, которые объединены идеей народного суверенитета и демократическим самоуправлением. Этнокультурными составляющими национальной идентичности являются: религиозные институты, архитектура, язык, фольклор, литература, право, образование, философия, наука [3, с. 45].
2. Испанская национальная идентичность: взгляд изнутри
Современное деление Испании на автономные сообщества является отражением истории
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 3
влияния на нее культуры древних греков и римлян. Римляне ввели в испанских провинциях систему муниципального территориального устройства, гарантирующую самоуправление испанских муниципалитетов. В дальнейшем в средневековой Испании определяющее культурное значение административной системы испанских средневековых кортесов, являющихся развитием испанских муниципалитетов, созданных в эпоху правления Рима в стране, состояло в том, что они гарантировали разделение законодательной и исполнительной испанских ветвей власти между ними и королем на протяжении всего периода испанского средневековья.
Централизация испанского государства достигла своего максимума с приходом к власти королевской династии Бурбонов. Обоснованием централизации испанского государства вокруг Кастилии со столицей Испании г. Мадридом во второй половине XVIII, а впоследствии возникновением во второй половине XIX в. национальной стратегии, заключающейся в «кастили-зации» испанских регионов, является принятие стратегии испанскими Бурбонами в середине XVIII в. модернизации Испании по французскому образцу, включающую в первую очередь унификацию и централизацию экономической и политической системы Франции вокруг экономического центрального региона со столицей Париж.
Подобным регионом в Испании была выбрана Кастилия из-за ее центрального географического положения и из-за того, что данный регион являлся «колыбелью» испанской государственности, а столица Вестготской Испании кастильский город Толедо был одним из экономических и политических центров Испании XV и XVI вв. Мадрид утвержден в качестве столицы Испании в 1561 г., к середине XVIII в. ставшим главным экономическим и политическим центром страны. В Кастилии интенсивно началось развитие мануфактурного производства. Таким образом, выбор Кастилии-ла-Манчи в качестве главного испанского региона испанскими Бурбонами являлся очень взвешенным решением. Признание за Кастилией статуса колыбели испанской государственности не могло не вызвать негативную реакцию у аристократии Каталонии и Страны Басков, которые соперничали с двором Кастилии-ла-Манчи за право считаться испанским политическим и экономическим центром.
Бесталанность Карла IV Бурбона как испанского монарха и приход к власти во Франции
Наполеона Бонапарта, пытавшегося утвердить правителем Испании своего ставленника Фердинанда VII, стали причиной Мадридского восстания 1808 г. и началом Испанской гражданской войны за независимость. В результате в 1812 г. участниками кортесов г. Кадиса была разработана и утверждена первая Испанская конституция, провозгласившая испанское национальное государство. Война за независимость привела к восстановлению многих органов народного самоуправления по всей территории страны и представляла собой альтернативу политике испанских Бурбонов по централизации государства. Таким образом, к началу XIX в. в Испании возникло две стратегии развития -формирования гражданского общества (либеральная) и реставрации монархии (консервативная). Главным выражением соперничества между испанскими «франкофилами» (либералами) и консерваторами являлось возникновение концепции «двух Испаний» (Испании и «АнтиИс-пании») в 1820-е гг. [4, с. 96]
Под «антииспанскими» консерваторы подразумевали либеральные движения и видели в процессе формирования в стране гражданского общества и секуляризации испанского общества отказ от патриархальных основ испанской культуры.
Провал Испанской буржуазной революции 1808 - 1814 гг. и восстановление в Испании абсолютистской монархии, по мнению большинства испанских политиков времен испанского «перехода к демократии», заключались в фактическом сохранении сословного разделения средневековой стратификации испанского общества до утверждения политического режима Второй республики в 1931 г. По их мнению, идеалы либерализма и система муниципальных представительных органов граждан, несмотря на сохранение средневековой системы кортесов, так и не смогли прочно укорениться в Испании в течение всего XIX в. Этому мешало то, что испанская столичная и региональная олигар-хизированная аристократия сохранила свои властные полномочия, несмотря на начавшуюся либерализацию испанского общества с приходом к власти династии Бурбонов. Испанская аристократия, не утратившая свое определяющее политическое значение, была инкорпорирована в испанские псевдолиберальные политические режимы XIX в. (1808-1874 гг.) - эпоху карлистских (гражданских) войн. Таким образом, не произошло ликвидации средневековых
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 3
сословных ограничений испанского общества, несмотря на проводившуюся политику по правовой унификации экономической политики испанских регионов и постепенной отмены испанской средневековой форальной системы.
Распространение идей сохранения экономической и политической специфики испанских регионов и федерализма испанского государства происходило в XIX в. в среде испанского «regeneracionismo» и «Поколения 1898 г.». Многие члены этих движений считали необходимым создание испанской нации регионов. Концепция регионализма воспринималась ими как альтернатива доминированию испанского (кастильского) национализма. Хосе Мануэль Нуньес - Сейк-сас, испанский историк галисийского происхождения, утверждал, что к началу XX в. Испания пошла по пути либерализации общества, автономизации страны, что проявилось в испанских «большевистских» бунтах 1917-1919 гг., установлении власти Второй республики 19311936 гг. и испанском «переходе к демократии», заключавшемся в постепенном вхождении бывшей франкистской Испании в Евросоюз.
Важность идеи постоянного противоборства между «двумя Испаниями» (патриархальной и либеральной), отцом которой является Хаиме Лусиано Бальмеса, заключалась в том, что она стала основой для создания идеологами Испанской фаланги доктрины национальной и культурной политики «Nacionalcatolicismo», обосновывающей провозглашение мононационального испанского государства на основе кастильского культурного национализма. В целом «национал-католицизм» представлялся политическим обоснованием необходимости сохранения традиционного испанского патриархального уклада и развитием испанской национальной идеи «Españolidad». Руководство Испанской фаланги поддерживало политический миф «двух Испа-ний», что оправдывало историческую предопределенность военного переворота и Гражданской войны в Испании 1936 и 1939 гг., которая привела к власти Испанскую фалангу и генерала Ф. Франко. Он до конца своих дней настаивал на неизбежности разделения испанской нации, Испании победителей и побежденных, добра и зла, христианства и коммунизма, цивилизации и варварства, католицизма и лаицизма [4, с. 96].
По сравнению с началом XX в. условия жизни испанских рабочих 1960-х гг. не особо улучшились. Продолжившийся процесс развития индустриализации промышленной базы север-
ных регионов страны принес в жертву экономические интересы испанских андалузских и кастильских мелких фермеров и крупных землевладельцев, что привело к вынужденной массовой миграции населения южной аграрной Испании в промышленные пригороды Страны Басков и Каталонии, вызвавшей значительный рост социального неравенства.
Социально-экономические преобразования, происходившие в стране в течение 1960-х гг. XX в., отражали политическую архаичность «nacionalcatolicismo». Самым слабым звеном национальной доктрины являлась неэффективная модель экономической автаркии, приведшая к экономическому застою и продовольственному дефициту 1950-х гг. и принятию современной концепции экономического либерализма, что было продиктовано в первую очередь сближением франкистской Испании со странами НАТО во главе с США. Политический престиж Испании на международной арене вырос во времена «холодной войны» между СССР и США. Испания стала рассматриваться политической верхушкой США как преданый солдат и союзник в борьбе с «красной угрозой» (Советским Союзом), оплотом «коммунистической ереси». Начиная с 1957 г., многие испанские министры, члены Испанской фаланги стали отстраняться от своих руководящих постов, их места заняли эксперты по экономической политике - технократы «Opus Dei», сторонники экономической модели «свободного рынка» (экономического либерализма). Они полагали, что рост среднего класса в стране и низкие цены на потребительские товары смогут значительно компенсировать отсутствие политических свобод во франкистском испанском государстве [5, с. 28].
Неудовлетворительные условия жизни испанского рабочего класса оказали определяющее влияние на разочарование молодого поколения испанских священников в отношении «nacionalcatolicismo», которые впоследствии стали капелланами, проповедовавшими в среде рабочих городских трущоб. Таким образом, франкистский политический режим постепенно терял поддержку испанской католической церкви. Определяющее влияние на мировоззрение испанского высшего клира имели манифесты Второго Ватиканского собора (XXI Вселенского Собора католической церкви), проводившегося на протяжении 1962 и 1965 гг., согласно которым римская католическая церковь призывала
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 3
христиан уважать плюрализм мнений. Папа Иоанн XXIII утверждал: «Защищая нерасторжимость брака, поощряя любовь ко всему живому с момента зачатия, сохраняя христианские основы европейской культуры и образования, борясь против несправедливости, социальной и экономической дискриминации; благодаря росту благосостояния и справедливого распределения благ осуществляется идеал христианского мироустройства» [6, с. 115]. В целом к концу 1960-х гг. ХХ в. большая часть католических иерархов, в том числе испанских, стала критично относиться к франкистскому политическому режиму. Например, в 1971 г. в рамках первого совместного заседания католических епископов и священников перед делегатами был поставлен вопрос пересмотра положений Конкордата 1953 г. между Ватиканом и франкистской Испанией, и в целом делегаты съезда призвали всех испанских епископов отказаться от своих мест в правительстве Ф. Франко. Данное заявление собора стало серьезным ударом по идеологии «nacionalcatolicismo». Под эгидой Второго Ватиканского Собора руководители организаций Католического Действия открыто критиковали репрессивные политические методы франкистского политического режима. С 1968 г. многие из молодых испанских священников стали принимать активное участие в акциях протеста испанских рабочих, возглавляемых испанскими коммунистами. В качестве альтернативы франкистской системы рабочих синдикатов с 1968 г. начали создаваться католические профсоюзные объединения рабочих, выступающих с критикой испанского синдикализма [7, с. 365].
На падение франкистского политического режима значительно повлияли не только политические манифесты Второго Ватиканского Собора и становление рыночной экономики в стране, но и молодых членов Испанской фаланги, таких как Дионисио Ридруэхо, Антонио Товар, Педро Лаин Энтральго и Хоакин Руис-Хименес, которые видели будущее страны в либерализации испанского общества и государства.
Начавшаяся в 1960-х гг. демократизация испанского франкистского общества стала символизировать радикальную смену доктрины испанского национализма, заключающуюся в отказе от фундаментальной для франкистской политической идеологии этноцентристской концепции «двух Испаний». Либерализация привела к преобразованию франкистского испанского
(на основе кастильского культурного национализма) национального государства в испанское «государство автономий», государство «нации наций», а также к признанию уважения к правам личности гражданина в целом, восстановлению политической стратегии Второй Испанской республики по формированию испанского гражданского общества и испанской гражданской национальной коллективной идентичности.
В 1960-е гг. руководство испанского правительства пыталось создать позитивный имидж франкистской Испании для европейских туристов. В этих целях широко распространялся слоган «Spain is different», который должен был символизировать экзотичность испанской культуры (по меркам Западной Европы), а также привлекать внимание самих испанцев к культурной специфике испанских регионов. Но к концу 1960-х гг. этот слоган стал ассоциироваться с синонимом критики внешней и внутренней действительности франкистской Испании. Бой быков и фламенко как выражение «ан-далусизма» испанской культуры, идеализация сельской жизни испанских аграрных регионов создавали за рубежом отрицательный образ Испании как отсталой, аграрной страны, что вызывало раздражение у испанских граждан и политической элиты. Таким образом, девиз «Spain is different» превратился в символ внутренних проблем франкистской Испании, экономического неблагополучия страны [8, с. 17].
К середине 1970-х гг. после смерти Франко испанские коммунисты и социалисты наконец смогли выйти из политического подполья. В 1975 г. был принят политический манифест Испанской коммунистической партии, утверждающий неотъемлемое право на национальное самоопределение населения испанских «исторических национальностей» Каталонии, Страны Басков, Галисии и Арагона [8, с. 17]. Идея гарантии права самоопределения регионов является отражением политической идеологии 50-70-х гг. XX в. левых партий Западной Европы и наследием концепции революционной национально-освободительной борьбы стран третьего мира. Причем члены баскской террористической организации ЭТА ( ЕТА - Euskadi Ta Askatasuna (Страна басков и свобода)) оправдывали теракты против своих сограждан тем, что это, по их мнению, являлось выражением борьбы за национальное освобождение Страны Басков.
Изменение политической обстановки, падение режима Франко и «переход к демократии»
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 3
практически не повлияли на идеологию ЭТА. Террористическая стратегия данной организации продолжала сводиться к принципу «социализации страданий», заключающемуся в причинении актов насилия всем гражданам Испании независимо от их отношения к целям самой ЭТА. Важным новым элементом идеологии ЭТА стала «герилья» - «революционная война» против метрополии (Испании) [9, с. 180]. Идеологи данной террористической организации делают акцент на существование разных концепций формирования национальной коллективной идентичности (гражданском и этническом национализме). По их мнению, этнической национальностью являются такие этносы, как баски, которые имеют собственную уникальную традиционную культуру и «политические» нации, сформированные на основе концепции национальной гражданской коллективной идентичности, к которым относятся испанская и французская. Таким образом, территориальные границы Испании и существование современного единого испанского государства, основанного на политической концепции гражданского национализма, руководители ЭТА считают ошибкой, что является, по их мнению, достаточным обоснованием для признания политической независимости Страны Басков и отделения ее от Испании. После легализации в 1977 г. Коммунистической партии Испании и Испанской социалистической рабочей партии они получили значительную поддержку избирателей всех испанских регионов. Испанские социалисты и коммунисты считали необходимым преобразование Испании в федеральное государство, а не в «государство автономий», что, по их мнению, являлось полумерой между федерализмом и жестко централизованным франкистским государством, но в ходе «перехода к демократии» испанские коммунисты и социалисты, хотя и продолжали придерживаться идеи федерализации испанского унитарного государства, постепенно начали отказываться от марксистской концепции защиты «Права наций на самоопределение».
Премьер-министр Испании Хосе Мария Ас-нар (1996-2004) считал, что образцом для подражания испанскому правительству времен «перехода к демократии» во главе с Адольфо Суа-ресом являлись основатели движения «regeneracюnaHsmo» Хоакин Коста, выдающийся испанский философ, также сторонник европеизации Испании, критик «массовизации» европейских обществ Хосе Ортега-и-Гассет, баск-
ский философ, исследователь испанского феномена «донкихотства» Мигель де Унамуно и теоретик испанского республиканизма, президент Второй республики Мануэль Асанья-и-Диас, позиционируя их как отцов-основателей современного испанского либерализма, как борцов за модернизацию страны и восстановление и развитие испанских культурных традиций народной демократии, что выражало чаяния руководства испанской правящей партии правоцентристского толка «Partido popular». Таким образом подчеркивалась идеологическая пропасть между современным испанским государством автономий и франкистской Испанией, национальная доктрина которой основывалась на национальной и культурной стратегии сохранения испанских культурных устоев - патриархальности и христианства. Исходя из этого испанский «переход к демократии» символизировал победу идеологии либерализма - победу «Анти-Испании» (по мнению ортодоксальных франкистов), что и создало основу этой идеологической пропасти. Самым ярким отражением того можно считать принятие закона 2007 г. «Об исторической памяти», автором которого являлся премьер-министр Испании Хосе Луис Родри-гес Сапатеро, генеральный секретарь правящей ИСРП (2004-2011). После принятия этого закона в стране стало разрешено открыто ссылаться на незаконность мятежа испанских генералов во главе с Ф. Франко, а также на политические репрессии и систематическое нарушение прав человека во франкистском обществе.
В 1978 г. испанская парламентская комиссия приступила к составлению проекта новой Испанской конституции, в которой подчеркивался отказ от концепции «двух Испаний», рассматривающийся как испанский культурный и политическим рудимент. Вместо этого в ст. 2. Испанское государство провозглашалось «государством автономий» и юридически закреплялся «принцип солидарности», на основе которого регулируются отношения между испанскими регионами [10]. Он стал альтернативой кастильскому культурному национализму и этноцентризму франкистской Испании. Таким образом принятие Испанской конституции 1978 г. и принятие «Конституционного патриотизма» в качестве современной доктрины испанской национальной и культурной политики - главное выражение отказа от идеи непримиримости «двух Ис-паний», приведших страну к гражданской войне 1936-1939 гг. и франкистским репрессиям.
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 3
В Испанской конституции 1978 г. значительное внимание было уделено толкованию юридических понятий «патриотизм» и «солидарность». Наиболее спорными понятиями, породившими различные толкования у испанских законотворцев в процессе создания Испанской конституции 1978 г., названы такие, как «Nacioñalidad» и «историческая национальность». Понятие «национальность» употребляется в конституции во множественном числе (Nacionalidades). Таким образом, Испанская конституция 1978 г., является выражением культурного плюрализма современного испанского государства, проявляющегося в признании этнокультурной специфики испанских «исторических национальностей» Каталонии, Страны Басков, Галисии, Арагоны и других автономных сообществ Испании. Тем не менее, к сожалению, предоставление испанским регионам статуса автономных сообществ не привело к консолидации испанской нации.
Концепция «Конституционного патриотизма» (Verfassungspatriotismus) была разработана немецким мыслителем Д. Штернбергером в конце 70-х гг. XX в. и обрела широкую известность благодаря стараниям философа Ю. Хабермаса в 80-е гг., она имела признание европейских научных кругов из-за того, что изначально была создана как альтернатива немецкому этническому национализму, приведшему к возникновению германского нацизма, «Конституционный патриотизм» должен был решить и проблему «атоми-зации» общества стран Западной Европы. Так, Ю. Хабермас утверждал, что идея рациональной демократической гражданственности способна заменить собой доктрину этнического национализма на основе гарантии удовлетворения материальных потребностей граждан европейского социального государства и гарантии уважения к специфике этнокультурной идентичности граждан Евросоюза [11, с. 30]. Современные испанские политики позиционировали Вторую Испанскую республику как предшественника современной испанской конституционной монархии.
Таким образом, испанская монархическая национальная идея «Españolidad» была инкорпорирована в «Конституционный патриотизм» и данные идеологические конструкции послужили основой для утверждения современного испанского гражданского постнационального государства, а демократизация испанского общества рассматривалась в качестве оружия против каталонского, баскского и галисийского этниче-
ского национализма. Также «принцип солидарности» принят за основу при проведении культурной и национальной политики равного перераспределения государственных доходов, предоставлении финансовых дотаций более бедным регионам страны из бюджетов индустриально-развитых Страны Басков и Каталонии, что является, согласно правительству Испании, олицетворением испанского национального единства, солидарности между регионами страны и любви к общей испанской родине. В целом, согласно современным испанским политикам, демократическая Испания противостоит этническому национализму Каталонии, Страны Басков и Галисии, а террористические акты ЭТА толкуются ими как наследие «варварских» времен Ф. Франко, чему не должно быть места в современной плюралистической Европе. «Конституционный патриотизм», по мнению политической элиты Испании, - прототип постнационального всемирного государства-федерации. Принятие «конституционного патриотизма» -символом образования Европейского союза. Также важность одобрения гражданами Испании концепции «конституционного патриотизма» в первую очередь связана с тем, что, по их мнению, «Европатриотизм» - это выражение демократизации страны.
В заключении следует сказать, что:
1. Централизация испанского государства вокруг Кастилии-ла-Манчи и формирование испанской национальной идентичности на основе кастильской этнокультурной коллективной идентичности были связаны с центральным географическим положением Кастилии и экономической ролью г. Толедо в XV и XVI вв., а также политическим авторитетом католических королей Изабеллы I Кастильской и Филиппа II Арагонского.
2. Провал Испанской буржуазной революции 1808-1814 гг. и восстановление абсолютистской монархии, по мнению большинства испанских политиков времен испанского «перехода к демократии», заключались в фактическом сохранении средневекового сословного разделения испанского общества, а также в том, что испанская олигархизированная аристократия смогла сохранить свое политическое значение и была инкорпорирована в испанские псевдолиберальные политические режимы XIX в. (1808-1874 гг.), образовав политические партии на основе консервативного движения -«реставрации монархии» и политической концепции «либерального католицизма».
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.
3. Консервативная доктрина «национал-католицизма» времен Ф. Франко основывалась на идее сохранения традиционного испанского патрирахального уклада.
4. Самым главным выраженим ошибочности национальной доктрины «национал-католицизма» являлась неэффективность модели экономической автаркии, вызвавшей экономический застой и продовольственный дефицит 1950-х гг., что стало причиной национальной экономической модели экономического либерализма, и стало фундаментом для начала демократизации испанского общества. Ключевое событие 1960-х гг. - изменение отношения политической элиты католической церкви к правам человека, в том числе касательно свободы вероисповедания согласно решениям Второго ватиканского собора. Для франкистской Испании это означало снятие «священного ореола» с доктрины «национал-католицизма».
5. Согласно Испанской конституции 1978 г., «принцип солидарности» между испанскими «nacionalidades» стал альтернативой кастильскому культурному национализму и этноцентризму франкистской Испании.
6. Важно подчеркнуть, что одна из главных политических партий Испании «Partido Popular» является наследницей единственной легитимной франкистской партии «Национальное движение», что послужило предпосылкой для бескровного «перехода к демократии».
7. Именно доктрина национальной и культурной политики Европейского союза «Конституционный патриотизм» стала одной из идеологических основ создания Испанской конституции 1978 г., что ознаменовало отказ от франкистской идеи непримиримости «двух Испа-ний», приведших страну к гражданской войне 1936 г. и франкистским репрессиям. Главная специфика современной испанской гражданской национальной коллективной идентичности состоит в том, что испанское государство «автономных сообществ» представляет собой мозаику региональных коллективных идентичностей, испанских «nacionalidades».
Литература
1. Психология бессознательного : сб. произведений / сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошев-ский. М. : Просвещение, 1990. 448 с.
2. Alfonso Perez-Agote. Sociología del Nacionalismo. Vizcaya : Universidad del País Vasco, 1989.
Поступила в редакцию / Received
2018. No. 3
3. Жаде А., Куква Е. С., Ляушева С.А., Шадже А.Ю. Многоуровневая идентичность. Майкоп : Качество, 2006. 245 с.
4. Juliá S. Historias de las dos Españas. Madrid : Taurus, 2004.
5. Fusi J.P. España. La evolución de la identidad nacional. Madrid : Temas de hoy, 2000. Р. 24-44.
6. Шейнман М.М. От Пия IX до Павла VI. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Наука, 1979. 176 с.
7. Balfour S., Quiroga A. España reinventada. Nación e identidad desde la Transición. Barcelona : Península, 2007. Р. 415.
8. Аникеева Н.Е. Испания в конце XX - начале XXI века // Новая и новейшая история. 2006. № 2.
9. Preston P. The Triumph of Democracy in Spain. London : Routledge, 1986. Р. 247.
10. URL: http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/LAW/ SPAIN.HTM (дата обращения: 10.04.2018).
11. Плотников Н. Власть аргумента и public relations: 70 лет Хабермасу // Логос. 1999. № 8 (18).
References
1. Psikhologiya bessoznatel'nogo [Psychology of the Unconscious]. Col. art, com., scien. ed., auth. intr. by M. G. Yaroshevskii. Moscow: Prosveshchenie, 1990, 448 p.
2. Alfonso Perez-Agote. Sociologia del Nacionalismo. Vizcaya: Universidad del Pais Vasco, 1989.
3. Zhade Z.A., Е.С. Kukva E.C., Lyausheva C.A., Shadzhe A.U., Mnogourovnevaya identichnost' [Multilevel Identity]. Maikop: Kachestvo, 2006, 245 p.
4. Juliá S. Historias de las dos Españas. Madrid, Taurus, 2004.
5. Fusi J.P. España. La evolución de la identidad nacional. Madrid: Temas de hoy, 2000, pp. 24-44.
6. Scheinman M.M. Ot Piya IX do Pavla VI [From Pius IX to Paul VI]. 2nd ed. Moscow: Nauka, 1979, 176 p.
7. Balfour S., Quiroga A.. España reinventada. Nación e identidad desde la Transición. Barcelona: Península, 2007, 415 p.
8. Anikeeva N.E. Ispaniya v kontse XX - nachale XXI veka [Spain at the End of 20th - Beginning of 21th Century]. Novaya i noveishaya istoriya. 2006, No. 2.
9. Preston P. The Triumph of Democracy in Spain. Routledge. London, 1986, 247 p.
10. Available at: http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/ LAW/ SPAIN.HTM (accessed 10.04.2018).
11. Plotnikov N. Vlast' argumenta i public relations: 70 let Khabermasu [The Power of Argument and Public Relations: 70 years of the Habermas]. Logos. 1999, No. 8 (18).
_31 мая 2018 г. / May 31, 2018