Политология
УДК 94(4):327.7 "1950/1960"
DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-6-55- 67
ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕИ ЕВРОПЕЙСКОГО ЕДИНСТВА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И
РОЛЬ ФРГ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ (1950-1960)
EVOLUTION OF THE EUROPEAN UNITY IDEA IN WESTERN EUROPE AND ROLE
OF THE FRG IN THIS PROCESS (1950-1960)
И. H. Баркалова,
Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики, г. Донецк [email protected]
I. Barkalova,
Donetsk Academy of Management and Public Administration under the Head of the Donetsk People's Republic, Donetsk
К. H. Лобанов,
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород [email protected]
K. Lobanov,
Belgorod National Research University, Belgorod
Рассмотрена эволюция идеи европейского единства в Западной Европе в 1950-1960-е гг. Отмечено, что единая Европа была мечтой многих, потому и форм государственных объединений на протяжении её тысячелетней политической истории было большое количество — от завоевания к созданию совместных институтов для решения общих задач. Однако в условиях постоянной вражды европейских стран идея объединенной Европы имела особое звучание, содержание которого, как правило, направлено на решение текущей конфликтной ситуации и достижение мира. Этот ведущий лейтмотив идей объединённой Европы не лишен наслоения и контекста исторических эпох, в которых они возникали. Дан всесторонний анализ интеграционных процессов, происходивших в Европе. Сделан экскурс в историю развития европейских государств, который позволяет проследить этапы развития и становления интеграционных процессов в Западной Европе и определить роль ФРГ в этих процессах. Показано, что объективная основа интеграционных процессов в обозначенный период — тенденция к интернационализации общественной жизни. Экономический аспект данной тенденции связан с быстрым увеличением объёма промышленного производства под влиянием научно-технического прогресса и еще более быстрым расширением международной торговли. В ходе теоретического анализа установлено, что развитие интеграционных процессов происходило под влиянием не только экономических факторов. Важным компонентом общего интеграционного процесса в Западной Европе являлась политическая интеграция, которая была важна для Федеративной Республики Германии, так как по итогам Второй мировой войны государство оказалось в политической изоляции и интеграция стала одним из шансов выхода из нее
Ключевые слова: идея европейского единства; Западная Европа; ФРГ; экономический подъем; политическая изоляция; интеграция; культурно-политическое восхождение; Вторая мировая война; объединение государств; пангерманские устремления
The evolution of the European unity idea in Western Europe in the 1950s-1960s is considered. It was noted that a single Europe was a dream for many, and therefore the forms of state associations throughout its thousand-year political history had a large number — from the conquest to the creation of joint institutions for solving common problems. However, in the conditions of constant hostility of European countries, the idea of a united Europe had a special sound, the content of which, as a rule, is aimed at resolving the current conflict situation and achieving peace. This leading leitmotif of the ideas of a united Europe is not devoid of the stratification and context of the historical epochs in which they arose. A comprehensive analysis of the integration processes taking place in Europe is given. An excursion into the history of the development of European states is made, which allows to trace the stages of development and formation of integration processes in Western Europe and to determine the role of Germany in these processes. It is shown that the objective basis of integration processes in the period indicated is
55
© И.Н. Баркалова, Ê. H. Лобанов, 2018
the tendency towards the internationalization of public life. The economic aspect of this trend is associated with a rapid increase in the volume of industrial production under the influence of scientific and technological progress and an even faster expansion of international trade. In the course of the theoretical analysis it was established that the development of integration processes occurred under the influence not only of economic factors. An important component of the overall integration process in Western Europe was political integration, which was important for the Federal Republic of Germany, as the state found itself in political isolation after the Second World War and integration became one of the chances of getting out of it
Key words: European unity idea; Western Europe; Germany; economic recovery; political isolation; integration; cultural and political ascent; World War II; unification of states; pan-German aspirations
ведение. В ходе длительной истории сосуществования на континенте европейцы чувствовали свою общность и потребность в объединении. Доказательством этого является появление значительного количества идей по объединению Европы практически на всех ключевых этапах ее истории. Историческое становление идеи объединенной Европы невозможно отделить от культурно-политического восхождения континента в целом. Идея объединения Европы, которая развивалась с созданием Европейских Сообществ, не является новой.
Впервые идея объединенной Европы была четко очерчена в ХГУ—ХУ вв. в период появления отдельных государств-наций в их современном понимании. Ее связывают с именами П. Дюбуа (1305), А. Ма-рини (1461) [15. С. 241-242]. Рождение концепции объединенной Европы часто связывают с ранним Средневековьем и становлением цивилизации, основой которой являлось христианство. Именно раскол между его западной и восточной частями стал катализатором формирования европейской идентичности в западной части континента. В исследовании истории европейской идеи Д. Хей указывает, что впервые широкое употребление термин «европейский» приобретает после коронации Карла Великого императором Священной Римской империи в 800 г., которого стали называть отцом Европы [13. С. 47]. Современники считали Карла «ректором христианского люда и наместником Христовым». Он сумел во многих случаях навязать свою власть и христианство смежным территориям, заселенным разрозненными племена-
ми. Франкская империя, во главе которой он стоял, охватывала территорию современной Франции, Австрии, Швейцарии, стран Бенилюкса и юга Германии. Однако довольно быстро это образование распалось на отдельные составляющие, а Европа погрузилась в «темные времена» феодализма и междоусобиц.
Изучение истории развития интеграционных теорий в Европе является ключевым для прогнозирования дальнейшего пути развития европейских государств-наций, анализа развития системы международных отношений и места в этой системе Федеративной Республики Германии.
Методы и методология исследования. Во время исследования нами учитывались исторические условия развития европейской интеграционной политики ФРГ в 1950-1960-е гг. Для более качественного и всестороннего осмысления предмета исследования мы вышли за пределы обозначенного периода и пытались абстрагироваться от сущности традиционной германской политики, которая на протяжении почти тысячелетнего существования была преимущественно агрессивной.
Достижение поставленной цели и реализация задач предусматривает применение комплекса принципов (подходов) и методов исследования. Принцип историзма требует изучать любое явление истории в его генезисе и развитии, конкретно-исторической обусловленности и индивидуальности. Необходимость придерживаться принципа историзма при проведении данного исследования является актуальной в контексте изучения начального этапа евро-интеграции в 1950-1960-е гг.
Соблюдение принципа научной объективности - необходимое условие получения достоверного знания о прошлом. При этом объективность не является нейтральностью. Залогом объективности исторического исследования является специально организованный исследовательский процесс, который предполагает всесторонний охват явления с целью выявления его сущности и многообразия связей с историческим миром; опору на достигнутый уровень научного знания с учетом выдвинутых точек зрения; творческий подход. В данной статье этот принцип реализовывался привлечением широкой источниковой базы исследования.
Значительный экономический подъем, который пришелся на ХГ—ХУ вв., способствовал появлению современной системы государств-наций и уменьшению светской власти Папы Римского. Для Европы Средневековья характерно многообразие государственных и политических форм и масштабные религиозные войны, которые прокатились в ХУГ—ХУГГ вв. Культурная и политическая разрозненность Европы наряду со значительным ростом ее международного влияния даёт основания утверждать, что рождение идеи объединения государств ограничивалось проблемами внешних завоеваний [10. С. 99]. Первые сторонники этой идеи полагали, что единая христианская Европа является необходимым условием выживания Священной Римской империи перед турецким нашествием. Поэтому большинство предложений объединения Европы в это время исходили из того, что ведущие позиции Папы (его светская власть) должны быть сохранены.
Ярким примером этого направления идей европейского единства стало предложение французского дипломата П. Дюбуа, советника Филиппа ГУ Красивого, который в наиболее известном трактате «О возвращении Святой Земли» (1306) констатировал, что, несмотря на христианское учение и общность религиозных убеждений, война в Европе является постоянным явлением и именно это ослабляет ее перед внешними врагами. В трактате П. Дюбуа изложил идею европейского единства, которая сде-
лала бы крестовые походы успешными. Необходимым условием для этого является установление и поддержание мира между христианскими нациями Запада, для реализации этой цели европейским политическим образованиям следует создать конфедеративную «Христианскую Республику». Высшим органом этого объединения должна была стать ассамблея, в состав которой вошли обладатели всех частей конфедерации. Основной задачей этого органа было бы обеспечение мира путем внедрения принципов христианства. В случае возникновения споров между европейскими странами арбитрами должны были выступить коллегия из девяти судей и Папа Римский как последняя апелляционная инстанция [11].
Это было одним из первых представлений о будущем наднациональном образовании, которое призвано объединить европейские народы, не нарушив при этом гетерогенность членов этого союза, но позволить при этом реализовать идеи единства, в которых Федеративная Республика Германии сыграла одну из ключевых ролей.
Дальнейшее укрепление государств-наций в отношении светской власти Папы Римского, распространение идей индивидуализма и республиканизма в целом способствовали вытеснению идеи регионального единства Европы на периферию политической мысли. Однако следует констатировать факт сохранения незначительной когорты идеалистов, а также тех, кто стремился решить свои государственные дела, пропагандируя идею объединения Европы. В качестве примера можно привести идею европейской конфедерации, которую предложили чешский король Г. Подебрад и его дипломат А. Марини. Таким образом они стремились обеспечить мирные отношения с Римом. Ряд современных исследователей считает, что предложенные ими принципы построения европейской конфедерации подобны принципам, по которым функционирует нынешний Европейский Союз [9. С. 1189]. Предполагалось, что европейскую конфедерацию учредят христианские государства на договорных началах.
Государствами-учредителями, по мнению авторов идеи, должны были выступить Германия, в состав которой входила Чехия, а также Франция и Италия. К ним могли присоединиться остальные европейские государства. Это объединение, прежде всего, предусматривало устранение межгосударственных противоречий в Европе. Государства-члены конфедерации должны были решать имеющиеся между ними споры только мирным путем, а объединенные усилия направлять на совместную борьбу против Османской империи. Планировалось создание парламента, который работал бы на регулярной основе и переизбирался каждые пять лет, а также коллегий постоянных членов, представлявших государства-участники. Эти органы должны принимать решение большинством голосов, а не единогласно или с правом вето. Кроме того, целесообразно было бы образовать совет королей и судебную палату по разрешению споров.
Осознание факта, что европейское общество двигалось в сторону интеграции на протяжении многих веков, дает возможность утверждать, что европейская интеграция была необходима как один из наиболее вероятных вариантов сосуществования европейских государств, который бы не нарушил их корреляционных зависимостей.
Король Г. Подебрад позиционировал идею конфедерации как объединение христианских государств (термины «Европа» или «европейские страны» в его предложении не приведены) ради противостояния туркам, которые захватили Константинополь в 1453 г., и надеялся подписать соответствующее соглашение в 1464 г., однако его предложение не поддержали в столицах других европейских королевств.
В конце XVI в. власть церкви окончательно ослабла, а с ней потеряли актуальность идеи объединенной христианской Европы. В основе дальнейших предложений объединения Европы была не так религиозная общность европейских стран, как стремление устранить источники межгосударственных конфликтов в Европе. В частности, таким являлся лейтмотив «Великого плана» Максимилиана де Бетюн (герцо-
га Сюлли), предложенного им в начале XVII в. Герцог Сюлли оставил коллекцию мемуаров, написанных от третьего лица, что является очень ценным историческим источником.
Среди самых известных его работ можно назвать план создания объединенной Европы, в состав которой входило бы пятнадцать примерно равных по силе государств. Основой «Великого плана» герцога Сюлли должны были стать новые административные границы между государствами-членами, которые изменяли бы имеющиеся на то время размеры территории государств для выравнивания их силы. Осуществлять руководство объединённой Европой должен был «Совет Европы», задачей которого было бы урегулирование разногласий и руководство общей армией. Также предусматривалось создание европейского сената в составе 66 человек с их ротацией каждые три года [14]. «Великий план» (известный утопический проект создания христианской республики) часто преподносится как первый из грандиозных планов объединения Европы, которые в конечном итоге легли в основу создания Европейского Союза.
Народы европейских государств на протяжении долгого пути к интеграции в своем развитии проходили исторические этапы синхронно, что и стало основой будущего европейского единства. Анализ исторических этапов важен для прогнозирования дальнейшего развития европейской интеграции. В частности, на пути своего развития Германия приобрела характерные черты политико-культурного облика, который является общим для большинства европейских народов, а именно:
— политико-правовая культура высокого уровня;
— особое внимание к соблюдению политико-правовых норм;
— ответственность в выполнении гражданами своих обязанностей, налагаемых социумом.
Степень готовности народа Федеративной Республики Германии к европейскому единству четко прослеживалась на протяжении всей истории государства и достигла
максимума в 50-60-е гг. ХХ в., когда европейская интеграция становится одним из условий преодоления последствий Второй мировой войны и восстановления экономики после фашистского руководства.
Идеи создания общих европейских органов для борьбы с внешней угрозой, обеспечение внутреннего мира и разрешение споров мирным путем определили дальнейшее направление образования объединенной Европы. Подобные идеи совместной борьбы и поддержания стабильности высказывал Е. Лакруа, который в 1623 г. предлагал создать объединение европейских государств со столицей в Венеции.
В разгар очередной войны между европейскими странами (Англией и Францией) У. Пенн, который сыграл одну из главных ролей в ранней истории английских колоний в Америке, опубликовал «Эссе на настоящее и будущее мира в Европе путём создания европейского парламента» (1693), в котором совместному европейскому парламенту отводил роль институции, способной решить споры среди европейских стран [16].
Идею обеспечения мира в Европе путем создания совместных институтов развил один из представителей французского просвещения ХУГГГ в. аббат де Сен-Пьер, который в трактате «Проект вечного мира» (1713) призвал к созданию зоны свободной торговли между европейскими странами и формированию сената. Проект предусматривал создание лиги или союза, подобного старой германской империи, которые объединяли бы европейские государства также и с Россией. Взаимные права и обязанности государств-членов должны устанавливаться общим конституционным соглашением. Произведение, вышедшее из-под пера Шарля де Сен-Пьера, было не единственным. В 1708 г. он написал трактат, где говорилось о создании постоянного арбитражного учреждения, которое решало бы конфликты между правителями и гарантировало мир и расцвет торговли между всеми государствами.
Проект европейского объединения аббата де Сен-Пьера оказал влияние на многих выдающихся мыслителей ХУГГГ—ХГХ вв. —
Г. Лейбница, К.-Ф. Вольнея, М. Кондор-се, Ж.-Ж. Руссо, А. Тюрго, А. Смита и др. Они предполагали возможность установления вечного мира в Европе, но ожидали его не столько от создания определённого общего политического образования, сколько от усиления духовного единения всего цивилизованного мира и солидарности экономических интересов. Так, английский философ и правовед Дж. Бентам в труде «О всеобщем и вечном мире» (1789) изложил идею создания европейской ассамблеи и построения совместной армии. И. Кант в философских размышлениях «О вечном мире» (1795) высказался о возможной организации мирового правительства, которое способствовало бы достижению мира. Идея европейского объединения аббата де Сен-Пьера вдохновила Ф. Шиллера написать «Оду радости», которая в будущем стала гимном Европейского Союза.
Жан-Жак Руссо, обращаясь к труду аббата де Сен-Пьера, отмечал, что «никогда ещё ум человеческий не упражнялся в таком большом, прекрасном и полезном проекте установления вечного и всеобщего мира всеми европейскими народами... Мы живём в узаконенном состоянии только со своими соотечественниками, однако живём в естественном состоянии с остальной частью мира, ... поэтому необходимо объединить народы в такой же союз, в котором живут между собой люди» [7. С. 51].
Таким образом, было значительное количество разнообразных проектов, очень похожих между собой. В них можно выделить следующие составляющие:
— объединение государств;
— создание европейского парламента, сената или сейма, решения которого являются обязательными к исполнению;
— создание арбитражного суда для решения конфликтов мирным путем;
— объединение вооруженных сил для совместной защиты от внешних угроз, прежде всего, со стороны турок-османов.
Со временем появился ряд абстрактных проектов философско-теоретическо-го характера, разработанных Сен-Симоном, П.-Ж. Прудоном, Гюго и др. Именно
французскому писателю В. Гюго принадлежит термин «Соединенные Штаты Европы» [3. С. 221]. Авторы проектов не учитывали общественно-политические и экономические факторы, а руководствовались романтическими представлениями о европейской идентичности и христианском братстве. Они отстаивали идею восстановления единства путем постепенного роста среди народов понимания своей европейской идентичности, что станет основой установления в Европе «вечного мира».
В дальнейшем идея объединения Европы становилась не только движущей силой устройства справедливого строя, который давал бы возможность установить и поддерживать мирные отношения, но и проектом достижения отдельными правителями великодержавных целей. Стремление преодолеть политическую раздробленность Европы с помощью военного захвата обычно наталкивалось на сопротивление других европейских государств, которые действовали по принципу классического баланса сил, который был в Европе в начале Х1Х в.
Такое разнообразие различных проектов по объединению Европы свидетельствует в первую очередь о том, что исторически сформировался особый европейский тип цивилизации, который является наследием греко-римской античности. Выдающийся гуманист Э. Роттердамский в трактате «Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного» писал: «... река Рейн разделила француза и германца, но она не может отделить христианина от христианина. Пиренейские горы разделили испанца от француза, но они не в состоянии разорвать невидимые связи, которые соединяют того и другого в церковной общине. Небольшой кусок моря разделяет англичанина и француза, но ...он не может разъединить их как людей, обоюдно приверженных христианской религии...» [17. С. 86].
Первую попытку достичь объединения силой предпринял Наполеон, который осуществлял управление над Францией, странами Бенилюкса, частями Германии и Италии. Для европейского единства важно было создать совместную систему судопро-
изводства, ввести единую валюту и т. п. Система баланса сил в Европе сработала безупречно, и, вопреки стремлениям Наполеона объединить Европу с помощью силы в Х1Х в., она вступает в период возрождения национализма, который возник под влиянием Французской революции и наполеоновских войн и привел к унификации Италии в 1860-е гг. и Германии (1871). Как следствие, борьба между европейскими странами существенно обострилась и усиливалась, помимо прочего, великодержавными амбициями на мировое господство потому, что большинство крупных государств в Европе могли претендовать в той или иной степени на мировое доминирование.
Вторая половина Х1Х — начало ХХ в. в истории Европы характеризуется возрастанием роли Германии в политических процессах на континенте. Германия, лишенная возможностей для значительных колониальных завоеваний, сосредоточила основное внимание на европейском континенте и действовала через призму пангерманских устремлений. Объединение мелких немецких государств в Германскую империю, во главе с Прусской монархией, казалось лишь началом масштабных объединительных процессов в Европе.
Такое положение вещей отражено в пангерманских проектах П. де Лагарда, Г. фон Тритцке, Ф. Листа, П. Дехиха. Потенциальные преимущества от экономической интеграции казались привлекательными для европейских политических элит. Поэтому в пангерманских проектах преобладала тема экономического объединения Европы вокруг Германии. Так, П. Дехих предложил внедрить систему таможенных союзов: сначала немецкие государства должны были образовать Таможенный союз (ЪоПЬипй) — таможенную конфедерацию с определенными полномочиями и в политической сфере, а со временем образовать Таможенное объединение (Хо11оегЪапд.) — альянс, основанный на широкой системе таможенных и торговых соглашений, соединит немецкие государства с большинством стран Европы, включая Францию, страны Центральной и Юго-Вос-
точной Европы, а также Балтийского бассейна. В других проектах также рассматривалась возможность образования вокруг Германии крепкого европейского экономического союза. Так, в 1893 г. в памфлетной форме изображено будущее Европы как таможенного союза Центральной Европы (Mitteleuropa). В союзе предусматривалось объединение вокруг территориально расширенной Германии, Польши, Румынии, Сербии, Прибалтийских и, возможно, Балканских стран. К. Франц считал нужным объединить Германию таможенными соглашениями с Австрией, Бельгией, Великобританией, Нидерландами, странами Скандинавии и Швейцарией [2. С. 345].
Силовые тенденции в европейской политике в тот период «взяли верх». Как результат, по Европе прокатились войны, самой масштабной из которых стала Первая мировая война (1914—1918). Именно война подтолкнула к поискам мирных путей интеграции. Только после Второй мировой войны, с началом интеграции, Европа воспринимается как единое целое с общими интересами, целями и ценностями. Прямым следствием объединения европейских стран в ЕС был рост их силы и влияния, что способствовало приобретению нового измерения политической и международной жизни европейцев.
Среди важнейших причин начала западноевропейской интеграции можно выделить следующие:
— необходимость противодействия полному доминированию США в мировом хозяйстве. Кроме того, созданная после войны система международных валютных и других экономических отношений, а также сеть международных экономических организаций — МВФ, МБРР (Международный банк реконструкции и развития), ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) — построены таким образом, чтобы укрепить экономическое положение и влияние США, которые доминировали и в политических союзах: от НАТО до АНЗЮС. Ни одна страна Западной Европы в одиночку не могла быть для Соединённых Штатов равноправным партнером, для этого нужен
был крепкий и долгосрочный экономический союз, единое хозяйственное пространство, которое смогло бы сопоставить свою мощь с национальным хозяйством США;
— потребность взаимного понимания между странами, в частности, между Германией и Францией. После многих лет националистических правительств в Европе пришло время для нового качества в европейской политике, время для совместного функционирования и сосуществования всех народов Европы;
— потребность мира и безопасности. Новая Европа и ее страны должны были гарантировать, что больше никогда не повторится жестокость обеих мировых войн. Совместное принятие решений должно было стать препятствием для появления новых конфликтов, а тесная политическая и экономическая интеграция должны стать успешным барьером перед коммунизмом, который набирал все большие обороты, а также перед экономической экспансией США в Европе;
— надежды на экономическое развитие и благосостояние. Сотрудничество в рамках объединенной Европы должно было дать ее жителям экономическую стабильность и успех. Образование общего рынка должно было оптимизировать экономическую деятельность и развитие торговли в пределах целого континента. Общий рынок должен был быть также гарантией свободного передвижения людей, капитала, товаров и услуг;
— содержание экономического и политического значения на международной арене. Европейцы хорошо понимали, что обе мировые войны значительно ослабили позиции европейских стран в мире. Только тесное сотрудничество в этих сферах помогло бы вернуть им власть, которую они потеряли;
— сохранение мира.
Таким образом, Западная Европа всегда считалась «колыбелью цивилизации», которая существенно влияла на мировые глобализационные и интеграционные процессы. Тем не менее она всегда страдала от войн и многочисленных экономических
конфликтов, которые постоянно случались на территории этого континента. Следовательно, попытки вмешаться в процесс регулирования экономических и политических отношений со стороны монархов или даже коалиций стран были достаточно значительными, хотя и противоречивыми, ведь в основу объединения закладывался свой национальный интерес, а не интерес сообщества, которое они стремились создать.
Современные исследователи истории экономической интеграции в Европе по-разному относятся к тому, что же было началом евроинтеграционной идеи, называя при этом создание Римской империи, Великие крестовые походы, завоевательные войны, которые вели основные европейские государства в эпоху раннего и позднего Средневековья. Вряд ли с этим можно согласиться, ведь добровольности в плане присоединения одной страны к другой в течение этих событий не было, зато происходила экспансия (военная, политическая, религиозная, экономическая) и создание очередных империй на непаритетных основах. Процесс возвращения экономической и политической свободы приводил к созданию национальных государств, а гипертрофированный регионализм — к феодальным или раннекапиталистическим раздроблен-ностям.
Следует отметить, что существовало значительное количество идей объединения Европы (идей европейского единства) практически на всех основных этапах истории континента. Историческое становление идеи объединенной Европы невозможно отделить от культурно-политического восхождения Европы в целом. Идеи создания общих европейских органов провозглашали ради борьбы с внешней угрозой, обеспечения внутреннего мира и разрешения споров мирным путём ещё с периода Средневековья, и это определяло дальнейшее направление развития идей становления объединенной Европы. Стремление преодолеть политическую раздробленность Европы некоторые государства реализовывали, прежде всего, с помощью военной силы, что, как правило, вызывало сопротивление
других европейских государств, которые действовали по принципу классического баланса сил. Проблема европейской интеграции актуализировалась в ХХ в., что в конце концов привело к образованию Европейского Союза.
Идея создания объединенной Европы неоднократно выдвигалась в прошлом, особенно в связи с кровопролитными конфликтами в истории европейского континента. Однако попытки объединения в то время не принесли успеха. Оно началось в целях предотвращения войны и интенсификации сотрудничества европейских народов после Второй мировой войны. Документы, подписанные в Ялте и Потсдаме, создавали, казалось бы, определённые предпосылки для сотрудничества, но противостояние двух систем после войны привело к тому, что это сотрудничество было сведено на нет. На смену антигитлеровской коалиции пришла Европа, разбитая на два лагеря; началась очередная в истории Европы тридцатилетняя война в виде так называемой «холодной войны» [1. С. 117].
«Холодная война» сыграла важную роль в процессе становления Федеративной Республики Германии как одного из ведущих акторов на мировой арене, а также способствовала ускорению евроинте-грационных процессов, вхождению ФРГ в политические, экономические и военные структуры зарождающегося Европейского союза, и предоставления Федеративной Республике Германии изначально формального, а со временем и реального суверенитета.
В этой обстановке интеграционные процессы пошли различными путями: в Западной Европе они привели к созданию различных объединений западноевропейских государств, нередко под эгидой США; в Восточной Европе появились свои объединения, в свою очередь, под руководством СССР.
Противостояние между этими двумя лагерями привели к созданию военно-политических организаций, например, Западноевропейского союза (на основе Брюссельского пакта 1947 г.), вошедшего в НАТО в 1949 г.
В Восточной Европе образовалась военно-политическая организация Варшавского договора. Целям экономической интеграции должно было отвечать создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Различные пути интеграции основывались на различных принципах, что и сыграло определяющую роль в их судьбе, как на Западе, так и на Востоке. На Востоке Европы ни ОВД, ни СЭВ не выдержали проверки временем. Интеграционный процесс на Востоке развивался в рамках прямого принуждения, нередко в виде военной силы. Вместе с крушением тоталитаризма эти интеграционные объединения распались и прекратили свое существование.
Иначе развивался процесс интеграции на Западе континента. Основная доминирующая черта интеграции — союз однородных по своей социально-экономической природе государств. В основу закладывалась система демократических ценностей и институтов, которые позволили создать достаточно прочные объединения в формате Европейских сообществ.
Западные государства пошли по следующему пути: кто не признает демократические ценности, тот остается за рамками интеграционных образований. Чтобы вступить в Союз, надо доказать, что государство разделяет ценности и нормы в рамках Европейского права.
Идея создания военно-политического союза не была конечной целью интеграции на Западе. К началу 50-х гг. XX в. возникла потребность в решении ряда новых проблем. С одной стороны, необходимость противостоять угрозе со стороны СССР, с другой — американскому давлению. Это отразилось на особенностях интеграции на европейском континенте, но движение за объединение продолжало активно развиваться. В литературе часто вспоминают Черчилля (выступление в Олбрайте, Цюрихе — об идее создания «Соединенных Штатов Европы»). Более конкретные предложения по интеграции поступали от французских деятелей: Ж. Монне, Р. Шумана и др. [4. С. 587].
Внешняя политика образованного государства Федеративной Республики Германии в 1949 г. регламентировалась Оккупационным статутом и фактически находилась под контролем оккупационных государств. Правительство К. Аденауэра не имело в составе министерства иностранных дел, но именно в этот период велась активная внешнеполитическая деятельность, которая заключалась в переговорном процессе с Англией, Францией и Соединенными Штатами Америки. Канцлер ФРГ так описывал внешнеполитическую ситуацию, в которой оказалась Германия в тот период: «Парадокс нашей ситуации в том, что, хотя иностранные дела Германии взяла на себя Верховная комиссия союзников, любая деятельность федерального правительства и федерального парламента даже во внутренних делах Германии включает в себя каким-либо образом международные отношения» [8. С. 155]. Оккупационные государства имели право контролировать не только внешнюю политику Федеративной Республики Германии, но и активно вмешиваться во внутриполитическую деятельность федеративного правительства [18].
В условиях различных подходов была созвана первая международная конференция с целью разработать первый акт. В результате противоречий на конференции осталось всего шесть участников: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург, которые 8 апреля 1951 г. в Париже подписали договор о Европейском Объединении Угля и Стали (ЕОУС), вступивший в силу в 1952 г. Формально его цель заключалась в следующем: создание узкофункционального сообщества, обеспечивающего создание общего рынка угля и стали шести государств.
Соответственно, ЕОУС наделялось для этого необходимыми полномочиями. С созданием ЕОУС также решались некоторые конкретные вопросы, связанные с подъемом производства в тяжелой промышленности этих шести государств. Однако значение этого договора выходит далеко за эти рамки. Главное, что на основе ЕОУС отрабатывались те начала и принципы, которые
следовало положить в основу европейской интеграции.
Дискуссии 50-60 гг. XX в. выявили основные школы теории интеграции, т. е. тех учёных, которые придерживались определенной системы взглядов. Речь идёт, прежде всего, о функционалистах (David Mi-trany), трансакционалистах (Karl Deutsch), неофункционалистах (Ernst Haas), представителях «межгосударственной альтернативы» (Andrew Moracsik), «многоуровневого управления» (G. Marks, F. Scharpf, P. C. Schmitter, W. Streeck), неоинституцио-налистах (J. March, J. Olsen) и др.
Парадоксальным в этих теориях является то, что их значительная часть создана в американских (а не европейских) университетах и уже потом — привязана к геополитическим условиям старого континента. Второй особенностью перечисленных теорий можно считать тот факт, что, несмотря на намерения исследователей отделить политическую составляющую от экономической, им это так и не удалось, а следовательно, делать анализ преимуществ и недостатков каждой из заявленных концепций следует, опираясь, прежде всего, на интеграционную сущность каждой из них.
Понятие «интеграция» имеет двойной смысл. Как считает Т. Парсонс, оно означает некоторую степень «совместимости компонентов системы» и вместе с тем «поддержание условий, которые сохраняют специфичность системы по отношению к её окружению». Трактовка интеграции М. Ка-планом более упрощенная: интеграция, по его мнению, имеет место при объединении двух или нескольких единиц в целое, а также «при поглощении одной системой других» [5. С. 305].
Интеграция в международную жизнь оказывается в некотором смысле своеобразной степенью «системности»: группа государств может, по нашему мнению, рассматриваться как интегрированный комплекс тогда, когда она начинает функционировать как некоторая система. Однако такое понимание интеграции нуждается в дальнейшей конкретизации. Наличие системной связанности и взаимосвязанно-
сти представляет собой общую характеристику координации элементов системы. Ставить знак равенства между понятиями «международная система» и «международная (межгосударственная) интеграция» нет оснований. Иначе само существование глобальной системы межгосударственных отношений свидетельствовало бы об «интеграции» всех государств мира, входящих в эту систему [6].
Европейская интеграция уникальное явление, так как история зарождения и развития интеграционных процессов дает исследователям возможность прогнозировать дальнейшее развитие союзных государств, а также отследить практическую реализацию внедрения идей интеграции. Мы считаем правомерным утверждение, что, несмотря на общеевропейскую готовность к интеграционным процессам и долгий исторический путь, который был пройден и сформировал национальный общеевропейский менталитет, именно Федеративная Республика Германии являлась одной из многих, но, тем не менее, одной из первых движущих сил, которые способствовали интеграции.
Федеративная Республика в послевоенный период оказалась в условиях разрушенной войной экономики и необходимости её восстановления, а также в международной изоляции, выход из которой могла гарантировать только интеграция с европейскими государствами и налаживание добрососедских отношений, что легло в основу не только экономической, но и политической интеграции.
Г. Хансен, К. Кайзер, С. Хоффман, подвергая серьёзной критике взгляды неофункционализма на соотношение «большой» и «малой» политики, доказывают, что ядром «большой» политики являются жизненные интересы национальной дипломатии и внешнеполитическая стратегия, а они далеко не всегда могут быть соотнесены с проблемами «малой» политики. Поэтому во внешней политике приходится различать два вида проблем: чисто экономические проблемы поддаются количественной интерпретации, на них возможны компромиссы, временные отступления государств
и т. д., тогда как относительно проблем политической стратегии какие-то отступления невозможны, потому что государство в этой сфере или имеет, или теряет сразу всё. С. Хоффман отмечает, что «функциональная интеграция может оказаться успешной только тогда, когда метод достаточно убедительно гарантирует постоянный перевес выигрыша над потерями. Теоретически такое возможно лишь в экономической интеграции. Что же касается политической интеграции, то такую гарантию дать невозможно [12. С. 26].
Заключение. Подводя итог, отметим, что после Второй мировой войны исторические предпосылки европейской интеграции как на Западе, так и на Востоке были примерно одинаковы, но формы, способы объединения, направленность интеграционных процессов — различны. На Западе идея создания военно-политического союза не была конечной целью интеграции. Запад в первую очередь интересовали экономические вопросы. В условиях различных подходов созвана первая международная конференция, которая должна была разра-
Список литературы_
ботать первый акт экономического сотрудничества в рамках Европы. Начало интеграции было положено. От экономических вопросов европейское сообщество перешло к политическим, гражданским и т. д.
Прежде всего, правительство Аденауэра ставило цель наладить отношения с Францией, следующим шагом стало создание Европейского Объединения угля и стали (ЕОУС), а также Европейского экономического союза (ЕЭС). Следовательно, ситуация на международной политической арене 50-60-х гг. ХХ в. способствовала выходу из политической изоляции Федеративной Республики Германии. «Холодная война» дала возможность ФРГ заручиться поддержкой США, которые способствовали выводу с территории Федеративной Республики Германии оккупационных войск при условии того, что останутся только военные базы США. Таким образом, создание единой Европы являлось необходимым условием для преодоления последствий Второй мировой войны не только для Федеративной Республики Германии, но и для всех европейских государств.
1. Аваков М. М., Ильин Ю. Д. Европейский союз: тенденции и перспективы // Советское государство и право. 1978. № 6. С. 113-119.
2. Европейский союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития / В. Шемятенков; под ред. Ю. А. Борко, О. В. Буториной. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 472 с.
3. Копшка В. В., Шинкаренко Т. I. Свропейський союз: заснування i етапи становлення. Киев: 1н Юре, 2001. 448 с.
4. Международное право / под ред. Ю. Н. Колосова, Э. С. Кривчиковой. М.: Юрид. лит., 2000. 679 с.
5. Международное право / под ред. И. И. Лукашук. М.: Юрид. мысль, 2000. 479 с.
6. Международное публичное право: в 2 т. / К. А. Бекяшев, А. Г. Ходаков. М., 1996. Т. 1. 570 с.; Т. 2.
539 с.
7. Руссо Ж.-Ж. Сокращение / Сделанное Жан-Жаком Руссо, женевским гражданином, из проекта о вечном мире, сочиненнаго господином абатом де Сент-Пиером / пер. с фр. И. Ф. Богдановичем. СПб.: Тип. Акад. наук, 1771. 74 с.
8. Adenauer K. Reden 1917-1967, Eine Auswahl. Stuttgart: Verlag, 1975. 242 p.
9. Bernet С. George of Podмbrady // Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon (BBKL), Nordhausen: Bautz, 2003. P. 1183-1203.
10. Delanty G. Inventing Europe: idea, identity, reality. Basingstoke: Macmillan, 1995. 187 p.
11. De recuperatione Terrae Sanctae [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.britannica. com/EBchecked/ topic/153975/De-recuperatione-Terrae-Sanctae (дата обращения: 23.01.2018).
12. Hass E., Schmitter P. Economics and differential pаttеnts of political integration // International organisation. 1964. Vol. 18. No. 4. P. 22-53.
13. Hay D. Europe: the emergence of an idea. Edinburgh: Edinburgh U. P., 1968. Edition 2. 151 p.
14. Maximilien de Bethune, Duke of Sully [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.britannica. com/ EBchecked/ topic/572976/Maximilien-de-Bethune-duc-de-Sully (дата обращения: 12.02.2018).
15. McCormick J. Understanding the European Union: a concise introduction. New York: Palgrave MacmiHan, 2005. 260 p.
16. Penn W. An essay towards the present and future peace of Europe by the establishment of a European dyet, Parliament or Estates [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.olldownload.libertyfund.org/ Texts/LFBooks/Penn0200/PDFs/ 0479_Pt13_Peace.pdf (дата обращения: 23.03.2018).
17. Rougemont D. The Idea of the Europe. New York; London, 1966.
18. Schwarz H.-P. Die Ära Adenauer: Gründerjahre Der Republik, 1949—1957. Stuttgart, 1981.
References_
1. Avakov M. M., Ilyin Yu. D. Sovetskoe gosudarstvo i pravo (Soviet State and Law), 1978, no. 6, pp. 113—119.
2. Evropeyskiy soyuz na poroge XXI veka: vybor strategii razvitiya / V. Shemyatenkov; pod red. Yu. A. Borko, O. V. Butorinoy (The European Union on the threshold of the XXI century: the choice of development strategy / V. Shemyatenkov; Ed. Yu. A. Borko, O. V. Butorina). Moscow: Editorial URSS, 2001. 472 p.
3. Kopiyka V. V., Shinkarenko T. I. Evropeyskiy soyuz: zasnuvannya i etapi stanovlennya (The European Union: zasnuvannya i etapi stanovlenya). Kiev: In Yure, 2001. 448 p.
4. Mezhdunarodnoe pravo / pod red. Yu. N. Kolosova, E. S. Krivchikovoy (International Law / ed. Yu. N. Kolosova, E. S. Krivchikova). Moscow: Yurid. lit., 2000. 679 p.
5. Mezhdunarodnoe pravo / pod red. I. I. Lukashuk (International law / ed. I.I. Lukashuk). Moscow: Jurid. thought, 2000. 479 p.
6. Mezhdunarodnoe publichnoe pravo: v21. /K. A. Bekyashev, A. G. Hodakov (International public law: 2 tons / K. A. Bekyashev, A. Kh. Khodakov). Moscow, 1996. Vol. 1. 570 p.; Vol. 2. 539 p.
7. Rousseau J.-J. Sokrashchenie /Sdelannoe Zhan-ZhakomRusso, zhenevskimgrazhdaninom, izproekta o vechnom mire, sochinennago gospodinom abatom de Sent-Pierom / perevedeno s fr. I. F. Bogdanovichem (Reduction / Made by Jean-Jacques Rousseau, a Geneva citizen, from the project of an eternal peace composed by Mr. Abate de Saint-Pierre / translated from French. I. F. Bogdanovich). St. Petersburg: Type. Acad. Sciences., 1771.74 p.
8. Adenauer K. Reden 1917-1967, Eine Auswahl [Reden 1917-1967, Eine Auswahl]. Stuttgart: Verlag, 1975.242 p.
9. Bernet C. Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon (BBKL) [Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon (BBKL) ], Nordhausen: Bautz, 2003. P. 1183-1203.
10. Delanty G. Inventing Europe: idea, identity, reality [Inventing Europe: idea, identity, reality]. Basingstoke: Macmillan, 1995. 187 p.
11. De recuperatione Terrae Sanctae [De recuperatione Terrae Sanctae]. Available at: http://www.britan-nica.com/EBchecked/opic/153975/De-recuperatione-Terrae-Sanctae (Date of access: 23.01.2018).
12. Hass E., Schmitter P. International organization [International organization], 1964, vol. 18, no. 4, pp. 22-53.
13. Hay D. Europe: the emergence of an idea [Europe: the emergence of an idea]. Edinburgh: Edinburgh U. P., 1968. Vol. 2. 151 p.
14. Maximilien de Bethune, Duke of Sully [Maximilien de Bethune, Duke of Sully]. Available at: http: / / www.britannica.com/ EBchecked/ topic/572976/MaximiIien-de-Bethune-duc-de-Sully (Date of access: 12.02.2018).
15. McCormick J. Understanding the European Union: a concise introduction [Understanding the European Union: a concise introduction]. New York: Palgrave Macmillan, 2005. 260 p.
16. Penn W. An essay towards the present and future peace of Europe by the establishment of a European dyet, Parliament or Estates [An essay towards the present and future peace of Europe by the establishment of a European dyet, Parliament or Estates]. Available at: http: //www.olldownload.libertyfund.org/Texts/LFBooks/ Penn0200/PDFs/ 0479_Pt13_Peace.pdf (Date of access: 23.03.2018).
17. Rougemont D. The Idea of the Europe [The Idea of the Europe]. New York; London, 1966.
18. Schwarz H.-P. Die Ära Adenauer: Gründerjahre Der Republik, 1949—1957 [Die Ära Adenauer: Gründerjahre Der Republik, 1949-1957]. Stuttgart, 1981.
Коротко об авторах_
Баркалова Ирина Николаевна, старший преподаватель, Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики, г. Донецк, Украина. Область научных интересов: экономические и политические факторы процесса формирования европейской интеграционной политики ФРГ [email protected]
Лобанов Константин Николаевич, д-р полит. наук, доцент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия. Область научных интересов: геополитика, политическая глобалистика, регионалистика, политический анализ и прогноз [email protected]
Briefly about the authors_
Irina Barkalova, senior teacher, Donetsk Academy of Management and Public Administration under the Head of the Donetsk People's Republic, Donetsk, Ukraine. Sphere of scientific interests: economic and political factors of the European integration policy formation in Germany
Konstantin Lobanov, doctor of political sciences, associate professor, Belgorod National Research University, Belgorod, Russia. Sphere of scientific interests: geopolitics, political globalistics, regional studies, political analysis and forecast
Образец цитирования _
Баркалова И. Н., Лобанов К. Н. Эволюция идеи европейского единства в Западной Европе и роль ФРГ в этом процессе (1950—1960) // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2018. Т. 24. № 6. С. 55—67. DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-6-55-67.
Barkalova I., Lobanov K. Evolution of the European unity idea in Western Europe and role of the FRG in this process (1950—1960) // Transbaikal State University Journal, 2018, vol. 24, no. 6, pp. 55—67. DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-6-55-67.
Статья поступила в редакцию: 25.05.2018 г. Статья принята к публикации: 04.06.2018 г.