УДК 796.6
ЭВОЛЮЦИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ В СОВРЕМЕННОМ ОЛИМПИЙСКОМ ДВИЖЕНИИ
Роман Николаевич Апойко, кандидат педагогических наук, профессор,
Борис Иванович Тараканов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье изложены результаты системно-исторического анализа эволюции и тенденций развития спортивной борьбы в современном олимпийском движении. Выявлено, что спортивная борьба всегда занимала достойное место как в состязаниях античных Олимпийских игр, так и в программах современных Олимпиад. В настоящее время спортивная борьба представлена на Олимпийских играх тремя видами (греко-римская, вольная, женская), в которых разыгрываются 12 награды разного достоинства, включая 1S золотых, 1S серебряных и 36 бронзовых медалей. Установлено, что на Олимпийских играх текущего столетия произошло значительное обострение конкуренции среди борцов разных стран. Безусловными лидерами в состязаниях борцов являются представители России, а наиболее серьезную конкуренцию им составляют атлеты США и Японии. Кроме них, традиционно сильны спортсмены Ирана, Кубы, Южной Кореи и Турции. В последние годы добились значительных олимпийских достижений борцы Азербайджана, Украины, Узбекистана и Казахстана. Выявлено также, что ФИЛА объединяет более 110 стран со всех континентов. Все это подчеркивает необходимость сохранения спортивной борьбы в качестве незаменимого участника современного олимпийского движения и позволяет считать решение Исполкома МОК об исключении ее из числа обязательных олимпийских видов спорта глубоко ошибочным и предвзятым.
Ключевые слова: спортивная борьба, эволюция, тенденции, олимпийское движение, награда, медаль, страна-участница, борец, Олимпиада, МОК, ФИЛА, достижения.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.08.102.p7-12
EVOLUTION AND TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF THE WRESTLING IN MODERN OLYMPIC MOVEMENT
Roman Nikolaevich Apoyko, the candidate of pedagogical sciences, professor,
Boris Ivanovich Tarakanov, the doctor of pedagogical sciences, professor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article introduces the results of the system and historical analysis of evolution and tendencies of development of wrestling in modern Olympic movement. It has been revealed that wrestling always took a worthy place both in competitions of antique Olympic Games, and in programs of the modern Olympic Games. At present the wrestling is presented on the Olympic Games by three types (Greek-Roman, free, female) in which 12 awards of different virtue are played, including 18 gold, 18 silver and 36 bronze medals. It has been established that on the Olympic Games of the current century the considerable aggravation of the competition among the fighters of the different countries took place. Absolute leaders in competitions of fighters are the representatives of Russia, and the athletes of the USA and Japan make the most serious competition to them. Except them, the athletes of Iran, Cuba, South Korea and Turkey are traditionally strong. Within recent years, the fighters from Azerbaijan, the Ukraine, Uzbekistan and Kazakhstan achieved considerable Olympic achievements. It has also been revealed that FILA unite more than 110 countries from all the continents. All this emphasizes the need in preservation of wrestling as the irreplaceable participant of the modern Olympic movement and allows considering the IOC Executive committee's decision upon the exception it from the obligatory Olympic sports as deeply wrong and prejudiced.
Keywords: wrestling, evolution, tendencies, Olympic movement, award, medal, participating country, fighter, Olympic Games, IOC, FILA, achievements.
Борьба входила в программы античных Олимпийских игр еще в древней Греции, причем борьба была и в виде самостоятельной дисциплины, и в составе так называемого пятиборья. Это пятиборье включало в себя прыжки в длину, метание копья, бег, метание диска и борьбу. В ходе состязаний более слабые участники отсеивались, и только два лучших атлета разыгрывали звание олимпийского чемпиона в борцовском поединке.
Отметим также, что в период возрождения современных Олимпийских игр грекоримская борьба являлась одним из самых популярных видов спорта на планете и поэтому была включена в программу Игр I Олимпиады (1896). Начиная с Игр III Олимпиады (1904) олимпийское признание получила вольная борьба, а ровно через 100 лет в связи с тенденциями мирового спортивного движения в программы Олимпиад была включена так называемая женская борьба. Таким образом, в настоящее время спортивная борьба представлена на Олимпийских играх тремя видами, в которых разыгрываются 72 медали разного достоинства, включая 18 золотых, 18 серебряных и 36 бронзовых медалей.
Следует подчеркнуть, что Международная федерация борьбы (ФИЛА), созданная в 1921 году, за весь почти столетний период своего существования постоянно проводила интенсивную работу по адаптации правил соревнований к требованиям МОК. Это относится к изменениям времени и регламента поединков борцов, количеству и границам весовых категорий, форме и техническим характеристикам борцовских ковров, особенностям судейства и оценки технических действий борцов. В частности президент ФИЛА Р. Мартенетти, возглавлявший ее с 2002 года, отметил положительную эволюцию деятельности этой федерации, которая объединила 171 страну со всех континентов планеты. По мнению президента, борьба является «незаменимой дисциплиной олимпийской программы» [4], хотя, как оказалось, такое заключение выглядит не бесспорным с точки зрения руководителей МОК.
Для более подробного и всестороннего анализа тенденций развития спортивной борьбы в современном олимпийском движении нами были получены и систематизированы данные о совокупных достижениях борцов различных стран на Олимпийских играх современности по греко-римской, вольной и женской борьбе [1, 2, 3, 5]. Эти данные обобщены в табл. 1.
Анализ содержания табл. 1 свидетельствует о том, что за весь период современных Олимпийских игр золотые медали завоевывали представители 33 стран, а призерами Олимпиад становились борцы 54 государств. Явными лидерами по этим достижениям являются спортсмены России (СССР), получившие в общей сложности 182 олимпийские награды, из них 93 золотые медали. Вторые позиции с заметным отставанием, но все же достаточно прочно занимают борцы США, которые завоевали 128 медалей разного достоинства, включая 52 золотые. На третьем месте с минимальным преимуществом от остальных стран оказались атлеты Швеции, на счету которых 84 награды, в том числе 29 золотых медалей. В число сильнейших стран-участниц также вошли: Финляндия (83 медали, 26 золотых), Болгария (67 медалей, 15 золотых), Япония (66 медалей, 28 золотых), Турция (59 медалей, 28 золотых), Венгрия (53 медали, 19 золотых), Германия (49 медалей, 8 золотых), Иран (37 медалей, 8 золотых), Южная Корея (33 медали, 11 золотых).
Явное преимущество российских (советских) борцов выглядит еще более очевидным, если учесть тот факт, что они принимали участие не во всех 27 состоявшихся Олимпиадах, а только в 17. Таким образом, в среднем отечественные борцы завоевали на одной Олимпиаде по 10,7 награды, в том числе по 5,5 золотых медалей. Ближайшие к ним конкуренты - американские атлеты, участвовавшие в 23 Олимпиадах, выигрывали в среднем по 5,6 награды, в том числе по 2,3 золотых медалей. Отметим также, что высокие позиции борцов Швеции и Финляндии были завоеваны еще в первой половине прошлого века, когда они доминировали на олимпийском ковре, а полученное преимущество позволяет шведским и финским атлетам формально оставаться в элите до сих пор.
Таблица 1
Достижения стран-участниц на Олимпийских играх по греко-римской, вольной и _____________________________ женской борьбе_______________________________________
Ранг Страны-участницы Кол-во золотых медалей Ранг Страны-участницы Общее кол-во медалей
1. Россия (СССР) 93 1. Россия (СССР) 182
2. США 52 2. США 128
3. Швеция 29 3. Швеция 84
4-5. Турция 28 4. Финляндия 83
4-5. Япония 28 5. Болгария 67
6. Финляндия 26 6. Япония 66
7. Венгрия 19 7. Турция 59
8. Болгария 15 8. Венгрия 53
9. Южная Корея 11 9. Германия 49
10-11. Германия 8 10. Иран 37
10-11. Иран 8 11. Южная Корея 33
12-14. Италия 7 12. Румыния 32
12-14. Куба 7 13. Польша 26
12-14. Румыния 7 14. Куба 21
15. Польша 6 15. Италия 20
16. Эстония 5 16-18. Франция 17
17-21. Азербайджан 4 16-18. Югославия 17
17-21. Узбекистан 4 16-18. Великобритания 17
17-21. Франция 4 19-20. Грузия 15
17-21. Швейцария 4 19-20. Канада 15
17-21. Югославия 4 21-23. Азербайджан 14
22-24. Великобритания 3 21-23. Казахстан 14
22-24. КНДР 3 21-23. Украина 14
22-24. Украина 3 24-25. Чехословакия 13
25-29. Грузия 2 24-25. Швейцария 13
25-29. Египет 2 26. Эстония 11
25-29. Канада 2 27-29. Греция 9
25-29. Китай 2 27-29. КНДР 9
25-29. Норвегия 2 27-29. Монголия 9
30-33. Армения 1 30-31. Белоруссия 8
30-33. Греция 1 30-31. Дания 8
30-33. Казахстан 1 32-33. Узбекистан 7
30-33. Чехословакия 1 32-33. Китай 7
34-35. Армения 6
34-35. Египет 6
36-37. Австрия 5
36-37. Норвегия 5
38. Индия 4
Примечание: в таблицу не включены страны-участницы, завоевавшие только 3 (Ливан, Литва), 2 (Колумбия, Киргизия, Бельгия) или 1 медаль (Ирландия, Мексика, ОАР, Молдавия, Македония, Пакистан, Пуэрто-Рико, Словакия, Сирия, Таджикистан, Испания).
Однако в конце прошлого и в начале текущего столетий соотношение достижений ведущих борцовских стран на Олимпийских играх значительно изменилось. Основной причиной этих изменений явился распад Советского Союза, появление новых стран на олимпийском ковре и как следствие резкое обострение конкуренции в состязаниях борцов. Выявленное соотношение достижений стран-участниц Олимпийских игр по грекоримской, вольной и женской борьбе (начиная с Игр XXVI Олимпиады (1996) представлено в табл. 2. Как следует из содержания табл. 2, превосходство борцов сборной России еще более упрочилось. Они завоевали на пяти последних Олимпиадах 48 медалей, вклю-
чая 25 золотых, что намного больше, чем у ближайших конкурентов борцов США, на счету которых 28 медалей, в том числе 9 золотых. На третьем месте оказались спортсмены Японии, завоевавшие 20 медалей из них 8 золотых, причем по числу золотых наград они вплотную приблизились к американским борцам. Значительно упрочили свои позиции атлеты Ирана (15медалей, 5 золотых) и Кубы (14 медалей, 5 золотых). Стремительно вошли в число сильнейших борцы Азербайджана (15 медалей 4 золотые), Украины (14 медалей, 3 золотых), Грузии (15 медалей, 2 золотые), Казахстана (14 медалей, 1 золотая) и Узбекистана (7 медалей, 4 золотые). На прежнем весьма высоком уровне остались спортсмены Южной Кореи, завоевавшие 12 медалей, из них 4 золотые и борцы Турции, которые выиграли 11 медалей, включая 4 золотые.
Таблица 2
Достижения стран-участниц на Олимпийских играх по греко-римской, вольной и _____________женской борьбе (начиная с Игр XXVI Олимпиады (1996)) __________
Ранг Страны-участницы Кол-во золотых медалей Ранг Страны-участницы Общее кол-во медалей
1. Россия 25 1. Россия 48
2. США 9 2. США 28
3. Япония 8 3. Япония 20
4-5. Иран 5 4-5. Иран 15
4-5. Куба 5 4-5. Грузия 15
6-9. Азербайджан 4 6-9. Куба 14
6-9. Турция 4 6-9. Азербайджан 14
6-9. Узбекистан 4 6-9. Украина 14
6-9. Южная Корея 4 6-9. Казахстан 14
10-11. Польша 3 10. Южная Корея 12
10-11. Украина 3 11. Турция 11
12-15. Болгария 2 12. Болгария 9
12-15. Грузия 2 13. Белоруссия 8
12-15. Канада 2 14-17. Узбекистан 7
12-15. Китай 2 14-17. Польша 7
16-23. Армения 1 14-17. Канада 7
16-23. Венгрия 1 14-17. Китай 7
16-23. Египет 1 18-20. Армения 6
16-23. Италия 1 18-20. Венгрия 6
16-23. Казахстан 1 18-20. Франция 6
16-23. КНДР 1 21. Швеция 5
16-23. Франция 1 22-23. КНДР 4
16-23. Швеция 1 22-23. Германия 4
24-25. Финляндия 3
24-25. Индия 3
26-30. Египет 2
26-30. Литва 2
26-30. Киргизия 2
26-30. Греция 2
26-30. Колумбия 2
Примечание: в таблицу не включены страны-участницы, завоевавшие только по одной серебряной или бронзовой медали (Испания, Македония, Монголия, Молдавия, Пуэрто-Рико, Словакия, Таджикистан, Эстония).
Высокие достижения названных стран позволили им занять передовые позиции и вытеснить за пределы десятки сильнейших команд признанных лидеров прошлых лет: борцов Швеции, Финляндии, Венгрии, Германии. Весьма важен тот факт, что такие изменения произошли в основном за счет повышения уровня достижений борцов России и стран постсоветского пространства, завоевавших в общей сложности 132 медали (43,3%
все наград), в том числе 40 золотых медалей (44,4%).
Таким образом, результаты анализа эволюций и тенденций развития спортивной борьбы в системе международного олимпийского движения показывают, что этот вид спорта занимает достойное место и весьма заметно прогрессирует. Об этом свидетельствуют следующие факты:
- объединение под эгидой ФИЛА специалистов, атлетов и любителей спортивной борьбы из более чем 170 стран со всех континентов планеты;
- олимпийское представительство спортивной борьбы в трех разных дисциплинах (греко-римской, вольной и женской) с розыгрышем 72 олимпийских медалей, включая 18 золотых, 18 серебряных, и 36 бронзовых;
- значительное обострение конкуренции стран-участниц в борьбе за призовые места на Олимпийских играх: только на пяти последних Олимпиадах победителями состязаний становились представители 23 стран, а призерами - борцы 38 стран;
- исторически сложившиеся олимпийские традиции спортивной борьбы, которая почти всегда входила в программы как античных, так и современных Олимпиад;
- многолетняя деятельность ФИЛА по адаптации правил соревнований по борьбе к эволюционно меняющимся требованиям спортивного сообщества и МОК;
- интенсивное развитие женской борьбы, получившей олимпийский статус в начале текущего столетия.
Наличие названных фактов подчеркивает ошибочность решения Исполкома МОК об исключении спортивной борьбы из перечня обязательных олимпийских видов спорта. Вполне понятно, что объективных причин для принятия этого решения функционеры МОК не называют. По всей вероятности, таких причин просто не существует.
ЛИТЕРАТУРА
1. Апойко, Р.Н. Анализ достижений стран-участниц на олимпийских играх по греко-римской борьбе / Р.Н. Апойко, Б.И. Тараканов, А.Г. Левицкий // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 7-10.
2. Апойко Р.Н., Соотношение уровней спортивных достижений борцов разных континентов на олимпийских играх / Р.Н. Апойко, Б.И. Тараканов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 12-16.
3. Апойко Р.Н., Тараканов Б.И. Динамика количества весовых категорий на Олимпийских играх по спортивной борьбе / Р.Н. Апойко, Б.И. Тараканов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 13-18.
4. Мартинетти, Р. ФИЛА от замысла до их реализации (амбиции и достижения) / Р. Мартенетти // Олимпийский бюллетень. - 2010. - № 11. - С. 3-6.
5. Тараканов, Б.И. Системно-исторический анализ и тенденции развития вольной борьбы в программах Олимпийских игр / Б.И. Тараканов, Р.Н. Апойко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 160-165.
REFERENCES
1. Apoyko, R.N., Tarakanov, B.I. and Levitsky, A.G. (2013), “Analysis of achievements of the participating countries in the Olympic Games on Greco-Roman wrestling”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 7-10.
2. Apoyko, R.N. and Tarakanov, B.I. (2013), “Ratio of levels of sports achievements of different continents' fighters in Olympic Games”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 12-16.
3. Apoyko, R.N. and Tarakanov, B.I. (2013), “Dynamics of quantity of the weight categories in Olympic Games on wrestling”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 7, pp. 13-18.
4. Martinetti, R. (2010), “FILA from a plan before their realization (an ambition and
achievement)”, Olympic bulletin, Issue 11, pp. 3-6.
5. Tarakanov, B.I. and Apoyko, R.N. (2013), “System and historical analysis and tendencies of development of free-style wrestling in programs of Olympic Games”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 4, pp. 160-165.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.08.2013.
УДК 796(04)
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ЭТНОФОРОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНОЛОГИЧЕСКОЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Саид-Али Махмудович Аслаханов, кандидат педагогических наук, доцент, Чеченский государственный педагогический институт (ЧГПИ),
Чеченская Республика, г. Грозный
Аннотация
Формирование личности молодого человека - это важнейший период поиска смысла и ценностей жизни, профессионального пути, самоопределения вектора деятельности и жизненных стратегий, когда молодой человек, опираясь на свои ценностные представления, свое восприятие окружающих реальностей, самосознание и свой психофизический ресурс, строит свои планы, определяет уровень притязаний в своих жизненных целях. В статье рассматриваются педагогические подходы к использованию методов формирования духовно-нравственных ценностей этнофоров.
Ключевые слова: обучение, духовно-нравственное воспитание, физическая культура, эт-нопедагогика, этнофоры.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.08.102.p12-16
METHODS OF ETHNOPHORS' EDUCATION BY THE MEANS OF ETHNOLOGICAL PHYSICAL EDUCATION
Said-Ali Makhmudovich Aslahanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Chechen State Pedagogical Institute, the Chechen Republic, Grozny
Annotation
The formation of the young person - is the most important period of searching for meaning and value of life, professional career, and self-determination of the vector of life strategies, when a young man leaning on his value ideas, perception of the surrounding reality, self-awareness and psycho-physical resources, builds the plans, determines the level of claims in his life goals. The article discusses the pedagogical approaches to the use of methods of formation of spiritual and moral values of ethnophors.
Keywords: education, spiritual and moral education, physical education, pedagogy, ethnophors.
ВВЕДЕНИЕ
В процессе этнопедагогического физического воспитания этнофоров развиваются разнообразные способности, формируются черты характера, формируется система взглядов на природу, общество и межличностные отношения между людьми [1-3]. Поэтому каждому педагогу необходимо отчетливо представлять, каким должен быть выпускник вуза, школы, знать и уметь находить пути, которые приведут к воспитанию позитивных межличностных отношений.
Данное влияние необходимо направлять на сознание, волю, эмоции воспитываемого, на организацию его деятельности и общения в интересах формирования знаний о товариществе, умений строить взаимоотношения, способствовать развитию навыков межличностного взаимодействия. Педагогическое воздействие должно быть направлено в необходимых случаях и на нейтрализацию, и на преодоление отрицательных сторон в