Эволюция и развитие философских взглядов Н.Я. Грота С.Н. Клименченко
Гуманитарный факультет МГТУ, кафедра философии
Аннотация. В статье рассматриваются эволюция и развитие философских взглядов Н.Я. Грота в ходе его научной деятельности. Автор анализирует вклад ученого в развитие русской философской мысли второй половины XIX века.
Abstract. The paper deals with the evolution and development of Grott's philosophical views in the process of his research activities. The author has analyzed the scientist's input in the development of Russian philosophy of the second half of the 19th century.
1. Введение
События, произошедшие в России в конце XX в., повлекли за собой кризис нравственного и национального самосознания. Для понимания и разрешения сложившейся ситуации важно выяснить преемственность концепций, сформировавшихся в период второй половины XIX - начала XX столетий. Ведь именно этот период можно охарактеризовать как эпоху культурного перелома, разрушения прежних жизненных стандартов, формирования новых социально-культурных ценностей, идеалов, когда настойчиво ощущалась потребность в философской теории, которая осмысливает человека во всей его совокупности, в органическом единстве с самим собой, с природой и обществом, позволяет определить цель человеческого существования, осознать его возможность и перспективы.
Представляется неоспоримым тот факт, что в современной России наблюдается возрастающее внимание к истории русской философии. Сегодня история русской философии, несмотря на пробудившийся к ней интерес, остается недостаточно исследованным проблемным полем. Опыт, накопленный отечественной мыслью, позволяет сделать убедительный вывод о перспективности и необходимости обращения к наследию прошлого и его переосмыслению с учетом проводимых в настоящее время реформ. В этой ситуации представляется целесообразным обращение к русскому философскому наследию. С того момента, как в России пробудилось философское миросозерцание, оно развивается под знаком напряженного интереса именно к философско-исторической проблематике. В этом смысле, можно сказать, что история философии - одна из главных тем русской философии.
История русской философии знает немало талантливых людей второй половине XIX в., к числу которых принадлежит Н. Я. Грот, внесший значительный вклад в развитие отечественной философии. Он был одним из первых, кто среди русских философов-идеалистов пришел к мысли о необходимости усвоить и перетолковать факты нового естествознания, чтобы укрепить идеалистическое мировоззрение. Грот оставил нам целый ряд интересных философских гипотез, не получивших своего дальнейшего развития в силу объективных исторических причин.
Долгое время Грот мечтал о создании национальной русской философии. По его проекту мы, русские, призваны выдвинуть на первый план нравственные интересы жизни и дать новый синтез действительности под этическим углом зрения. Русская философия должна быть ни больше, ни меньше, как "философией спасения мира от зла". Н.Я. Грот не создал "национальную" русскую философию, так как прожил достаточно короткий век и умер в расцвете своих творческих сил. Однако он сумел определить основные пути ее развития, которые являются актуальными и для нашего современного общества, занятого поиском национальной идеи. Значение Грота состоит не только в том, что он был талантливый и разнообразный философский мыслитель. С его именем связано реформирование Московского психологического общества (в 1888 избран его председателем) и организация журнала "Вопросы философии и психологии" (в 1889 г.), редактором которого он был до 1896 г.
2. Особенности развития научных взглядов Н.Я. Грота
Н.Я. Грот (1852-1899) родился и вырос в семье известного академика, он окончил Петербургский университет. В студенческие годы Грот проявил исключительный интерес к философии и психологии. После окончания университета проходил стажировку в Германии. По возвращении на родину получил должность профессора в Нежинском историко-философском институте. В 1883 г. Н.Я. Грот занял кафедру философии в Новороссийском университете, где его научная и литературная деятельность привлекла к нему всеобщее внимание. Отдавая должное таланту и стратегии мышления
молодого ученого, вскоре его пригласили возглавить кафедру философии в Московском университете, где он проработал до конца жизни.
Грот принадлежал к типу людей, которые в поисках истины не считали зазорным менять свои научные взгляды, так как истина была для них дороже личных амбиций. Впечатлительный и увлекающийся, он никогда не мог остановиться на какой-нибудь одной точке зрения, и поэтому его короткая жизнь была длинной историей философских исканий. Его живой и деятельный ум постоянно выдвигал перед ним новые проблемы. Известный историк русской философии Вл. Соловьев (1911) назвал Грота "многодумом".
Какие же проблемы занимали ученого, и как решала их его философская мысль? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проследить поступательный ход философского развития Н.Я. Грота в связи с теми логическими и психологическими мотивами, которыми определялась смена его взглядов.
В философском развитии Грота можно различить три главных периода: период позитивизма, период метафизического идеализма и период примирения позитивизма и идеализма в духе научной философии того времени. Первый из этих периодов он пережил сполна, второй оборвал сам, третий прервала в самом начале его преждевременная смерть. Эти три эпохи его философской жизни существенно различаются по своим основным принципам и имеют свои хронологические границы. Однако в пределах каждой из них можно наблюдать смену различных идей и настроений.
Первоначальное философское мировоззрение Н.Я. Грота сложилось под влиянием позитивизма Конта, натуралистической философии Спенсера, "философской действительности" Дюринга и отчасти критического идеализма Альберта Ланге. В тот период все существующее разделилось для ученого на два мира: мир действительности - очевидной и понятной и мир мечты - прекрасной, но неуловимой и непостижимой. При этом действительность, полагал Грот, принадлежит науке, а метафизика остается только мечтой, опирающейся на наше субъективное чувство и понятной только для этого чувства. Поэтому чувство он рассматривал только лишь как психологическое явление, которое не всегда представляет интерес для науки. "Чувство, - писал он, - возникает и исчезает как волна, среди круговерти остальных психических и физических явлений и ничего не говорит о существе вещей" (Грот, 1880).
Такие умозаключения позволили молодому ученому поставить философские проблемы в основу психологических проблем. А саму философию не считать ни наукой, ни метафизикой, ни познанием опытной действительности и сверхопытной сущности.
Поэтому философию он ставил в один ряд с искусством, так как полагал, что она имеет общий с ним психологический корень в эмоциональной природе человека. "Философия, как синтез, как отражение субъективного, как результат творчества и есть искусство, а не наука" (Грот, 1904а). Такое отношение к философии позволило Н.Я. Гроту поставить вопрос о том, что она - как особая наука -попросту не нужна, да и невозможна.
"Философия, как особая наука о мире в его целом, выходящей из общих положений других наук, не только не нужна, но и невозможна как с теоретической, так и с практической точки зрения" (Грот, 1880). К таким основным выводам Грот пришел на первом этапе своего научного творчества. В духе такого позитивистского мировоззрения написана его магистерская диссертация - "Психология чувствований" - одна из наиболее ценных его работ, изумляющая читателя стройностью изложения мыслей, остроумием и блеском идейных комбинаций. Теми же взглядами проникнут другой выдающийся труд ученого, докторская диссертация "К вопросу о реформе логики". Ярко выраженные позитивистские идеи лежат в основе его научных работ, написанных до 1885 г.
В психологии Н. Я. Грот стоял преимущественно на точке зрения Спенсера, рассматривая душевную жизнь как один из видов взаимодействия организма с окружающей средой с целью приспособления внутренних отношений к внешним. Под влиянием идей Спенсера он создает свою теорию "психического оборота", по которой душевные процессы представляются таким же циклом автоматических реакций, как обмен веществ в организме. Он полагал, что этот оборот состоит из четырех основных моментов - ощущений, чувствований, умственной переработки и волевого решения, переходящего в действие. После каждого такого "психологического оборота" в сознании остаются следы, которые по законам ассоциации (сходства, смежности и контраста) входят в соприкосновение с элементами новых оборотов и увеличивают их сложность. Таким образом, он пришел к выводу, что процесс познания, который состоит из следующих друг за другом "психических оборотов", является результатом взаимодействия организма и среды.
В логике Грот применял те же биологические принципы Спенсера и ту же теорию "психических оборотов" применительно к явлениям умственной жизни. Рассматривая логические процессы как способ превращения внешних "впечатлений" во внутреннее "движение" мысли, он старался доказать, что в
своем развитии они проходят четыре главных стадии: из бессознательно-непроизвольных они становятся сначала сознательно-непроизвольными, потом сознательно-произвольными и, наконец, произвольно-методическими.
В теории познания Н.Я. Грот защищал "наивный реализм", искал объективные критерии истины и находил их в законе однообразия природы.
В этике он отвергал идею свободы воли, для доказательства которой ему пришлось впоследствии потратить достаточно много сил, и понимал под свободою личности лишь освобождение от власти среды и организма для нового подчинения ее власти идей. Грот отрицал оптимизм и пессимизм, как метафизические проблемы и признавал за ними только значение одинаково необходимых и законных практических миросозерцаний, отдавая в жизни преимущество пессимизму. Эгоизм и альтруизм он считал двумя полосами нравственных отношений, не допускающих одинаковой этической оценки. Вместе с тем, он полагал, что на практике они являются одинаково законными и необходимыми факторами общественного развития.
В социологии он следовал формулам Спенсера и отвергал субъективный метод в построении теории процесса, но ставил для прогресса строго субъективную цель - счастье человечества и всего нового мира.
В истории философии Н. Я. Грот ориентировался на то, что различные философские системы только лишь удовлетворяют субъективные потребности ума отдельных личностей, имеют одинаковую психологическую ценность и сменяют друг друга по законам психологического развития. К метафизике он относился отрицательно, считая ее источником всех пагубных заблуждений человеческого ума и видел задачу мыслителя в том, чтобы очистить знание от метафизического сора. В стремлении к этому "очищению" ученый избегал даже упоминать слова "душа" и "сознание", заменяя их научным термином "сенсориум".
Единственный путь к правильному решению высших проблем мысли и жизни он видел в натуралистической психологии, основанной на биологии и физиологии и освобожденной от всяких метафизических элементов. Его увлекала идея психической эволюции и он применял эволюционные схемы ко всем явлениям человеческого бытия. В этих схемах нет места для творческой свободы и самостоятельной деятельности моральных факторов. В них все сведено к "механизму" и "игре биологических сил". Он считал, что этими силами создаются те "психические обороты", из которых слагается наша душевная жизнь и возникают формы нашей мысли, механически идет развитие человеческой жизни и смена человеческих идеалов.
Оценивая теоретическое наследие Грота в первый период его творческой деятельности, следует отметить, что оно содержит немало недочетов и противоречий. Выясняя, например, генезис душевных явлений, Н.Я. Грот не всегда дает нам возможность проследить их истинную связь и часто заменяет психологические наблюдения и анализ фактов искусственной диалектикой и отвлеченными построениями.
Отстаивая объективные методы в теории познания и социологии, он незаметно для себя прибегал к субъективным критериям и целям. Но каковы бы не были колебания его мысли, они не касались его основной точки зрения на действительность.
При всех частых противоречиях, его мировоззрение проникнуто одной общей мыслью, одним убеждением, что познание существа вещей невозможно, что сверхчувственные идеалы только мечты, что философия за пределами психологии и связанных с нею проблем есть только идейное творчество, не лишенное поэтической прелести, но не приближающее нас ни на шаг к познанию истины.
В этот период позитивистских увлечений Грот считал философию только приправой, без которой блюда безвкусны, но которая сама по себе не является пищей. Он был по сути дела философом, отрицавшим философию: "...философия, как прочная специальность, могущая дать какие-нибудь неопровержимые и устойчивые принципы человечеству, невозможно по самому отношению своему к другим наукам, но она невозможна и по тому еще, что с увеличивающимся запасом фактических знаний, задачи философии делаются практически неосуществимыми" (Грот, 1904б).
3. Общая характеристика последнего периода деятельности Н.Я. Грота
Важной вехой в научном творчестве Н.Я. Грота стали 1885 и 1886 гг., которые служат хронологическим рубежом начала второго метафизического периода развития его философских взглядов. Этот весьма радикальный поворот его творческой мысли нельзя считать неожиданным. Он был подготовлен сменой настроений и чувств ученого. Придерживаясь в течение ряда лет позитивистских взглядов, Грот постепенно пришел к очень важному для себя умозаключению, что идеалы - это не пустые капризы человеческого ума, как он полагал ранее. Ведь с ними связаны важные моральные
аспекты существования человека: наши представления о смысле жизни, наши понятия о добре и зле, нравственности и безнравственности и т.д. Исходя из этого, у Н.Я. Грота возникли вполне закономерные вопросы: неужели природа дала нам идеальные стремления лишь затем, чтобы сделать нас жертвами вечного самообмана и иллюзий? Ведь чувство - это наше самосознание, наш внутренний опыт. Почему же мы не вправе верить его голосу, точно так же, как мы верим внешнему опыту, нашим глазам и ушам? В поисках ответа на эти вопросы Грот постепенно пришел к умозаключению, что метафизика не заслуживает того пренебрежения, с которым он относился к ней ранее. Ведь она также основывается на опыте, только с тем отличием, что опыт этот является внутренним опытом нашего чувства. А науки внешнего опыта не представляют единственный тип научного знания. В качестве примера он рассматривал математику, которая, по его мнению, не основывается на внешнем опыте и ни одна аксиома не выводится из природы чувственных явлений. Подобно метафизике, она строится нашим мышлением и коренится в его внутренних априорных законах. Между тем, это - самая точная из наук, и ее априорные формулы количественных отношений обязательны для всякого опыта как внутреннего, так и внешнего, как настоящего, так и будущего.
Такая аналогия позволила Н.Я. Гроту придти к заключению, что метафизика как "теория качественных отношений действительности" заслуживает право быть наукой. А философия, как "познание сверхчувственной действительности", - есть метафизика, а это означает, что она также является наукой. Эта длинная цепь логических размышлений привела Грота к новому мировоззрению, которое полностью сформировалось только после многих сомнений и колебаний. Вполне естественно, что новое мировоззрение повлекло за собой радикальный переворот в идеях ученого. То, что прежде было для него мечтой, стало высшей действительностью, а то, что он считал действительностью, приобрело очертания мечты. Если ранее он видел в чувстве только источник субъективных иллюзий, то в период второго этапа своего творчества он уже видел в нем средство к постижению объективной истины. В этот период в значительной степени меняется его отношение и к философии. Если ранее он считал ее только идейным творчеством, аналогичным искусству, то новые идеи позволили относиться к философии как к познанию существа вещей. Поэтому Н.Я. Грот уверенно заявил, что философия есть и метафизика и наука. "...Философия может быть наукой и может быть научной, независимо от всех наук специальных. Понятно должно быть еще и то, что метафизика, подобно математике, является наукой" (Грот, 1904в).
Из всех метафизических идей, которые в разное время привлекали к себе внимание человеческого ума, Н.Я. Грота заинтересовали идеи Бога, души, свободы, долга и бессмертия.
Философские идеи второго периода творчества Грота привлекают к себе внимание двумя основными факторами: настойчивой тенденцией к примирению самых различных метафизических гипотез и демонстративной враждебностью к теории позитивизма.
Желая создать более широкий метафизический синтез действительности, Н.Я. Грот старался соединить точки зрения, которые многим казались не совместимыми.
В каждом решении метафизических проблем он стремился найти долю истины и согласовать их даже в том случае, когда это казалось невозможным. Так, например, чтобы разрешить коренное противоречие природы и духа, он хотел быть одновременно и монистом и дуалистом, связывая эти два противоположных мировоззрения одним словом "монодуализм".
Чтобы уяснить себе идею Божества, он старался соединить пантеизм Джордано Бруно с представлением личного Бога и называет Божество "личным сознанием вселенной". Он шел к абсолютному идеализму, пытаясь превратить все силы материальной природы в духовную энергию, но в то же время он не считал возможным пожертвовать реальностью материи, и примерял ее с идеей души посредством теории "активных" и "пассивных" сил. Он полагал, что в основе мирового процесса может лежать "мировая воля к жизни" и видел в ней источник всякого бытия и развития, но она, по его представлениям, не бесконечный принцип, а скорее, конечная сила, созданная Божественной волей и вложенная ею в недра природы. Он называл мировую волю единой, и наделял ее свойствами разумности и добра, но в пределах этой единой, разумной и доброй мировой стихии у него царит вечный раздор двух противоположных стремлений: иррационального стремления к личному существованию и тяготение к идеалу вечного универсального бытия. Он полагал, что мировая воля - это вся полнота свободы к жизни, а человек только скромный исполнитель ее велений. Человеческая личность, с его точки зрения, только временная оболочка или временный этап этой вечной силы, и весь смысл ее существования может состоять лишь в том, чтобы в конце концов исчезнуть, растворившись в океане бесконечности.
Анализируя метафизические взгляды Грота, мы можем проследить, что они проникнуты своеобразным динамическим воззрением на вселенную: сила, как основа мировой жизни, - вот
центральная идея, вокруг которой вращались интересы ученого, и которая служила объединяющим принципом всех его философских мыслей.
Пересматривая свои прежние взгляды, Н.Я. Грот постепенно пришел к той точке зрения, что биологический и психологический эволюционизм с его принципом механического взаимодействия явлений не отвечает истинному положению вещей и его следует заменить философской идеей развития, с точки зрения которой жизнь Вселенной является постепенным освобождением активного начала вещей от уз пассивной материи и непрерывным процессом реализации духа и свободы.
Внимательно изучая научные труды Грота нельзя не заметить, что на втором этапе своего творческого пути он положительно воспринимал почти все метафизические идеи и с нескрываемой враждебностью относился к своим прежним позитивистским воззрениям. "Метафизика же, старающаяся перевести в понятие охваченные чувством высшие идеалы и цели, внутренний смысл и цену творчества самой природы, есть общая основа и общий метод философии и всех философских теорий: без нее невозможны ни логика, ни этика, ни эстетика, ибо понять вполне творческие цели нашего духа нельзя вне связи с творческой работой природы" (Грот, 1904г).
В этот же период к Н.Я. Гроту приходит чувство глубокого разочарования идеями Спенсера, которые были столь близки ему в молодые годы. Все это позволило ученому сформировать убеждение, что Платон и Аристотель сделали гораздо больше для познания нашего духа, чем все философы-эмпирики.
Однако Грот не был бы Гротом, если бы его творческая мысль не двигалась вперед. После десятилетнего увлечения метафизикой, он ставит перед собой более широкую цель - примирить область опыта с областью умозрения. Этот новый поворот научных взглядов Грот произошел в 1895 г. Новые идеи возвратили ученого в мир эмпирических явлений, и он вновь находит в них ту действительность, которая когда-то глубоко разочаровала его. В этой эмпирической действительности он не видит теперь обманчивых миражей и неразрешимых загадок. И в то же время эта действительность не кажется ему таким очевидным фактом, который был бы понятен сам собой.
Стараясь соединить две сферы бытия и познания, Грот выработал своеобразную формулу, которая, по его мнению, выражала их взаимное отношение. Метафизические идеалы он называл оценкой и познанием действительности с точки зрения внутреннего опыта, а эмпирические исследования явлений признавал оценкой и познанием этой действительности с точки зрения внешних восприятий.
В этой попытке примирения позитивизма и идеализма выражается основная идея последнего периода научной деятельности Грота.
Стремясь к такому философскому синтезу, Н. Я. Грот наметил лишь путь к разрешению этой гигантской задачи. Его метафизические идеи не получили последовательных и законченных форм. При дальнейшей разработке этой теории он наверняка встретил бы массу философских и научных противоречий, которые очевидно не позволили ему выработать единую целостную философскую концепцию.
4. Заключение
Оценивая Н. Я. Грота как историка русской философии, мы не можем не восхищаться силой его ума и гениальной способностью в развитии тех философских идей, которые на протяжении многих веков волновали человеческую мысль.
Грот шел в своем развитии не по прямой линии, а по окружности. Он начал свой научный путь позитивистом, а затем его увлекла идеалистическая метафизика. Спустя десять лет он отходит от метафизических идей, чтобы отчасти снова возвратится к прежнему позитивизму. Пройдя эту окружность, он сделался по сути собственным антиподом.
Эта своеобразная философская эволюция навлекла на ученого немало упреков и обвинений. Его упрекали в том, что он менял свои философские взгляды под влиянием духа времени и смены общественных построений. Его обвиняли в неустойчивости мысли и в отсутствии искренних и твердых убеждений. Его считали даже философским хамелеоном, готовым приспособить свой символ веры к любому умственному течению. Однако, справедливы ли все эти оценки? Общественные настроения и новые идеи, бесспорно, влияли на его впечатлительный и отзывчивый ум. Но они влияли на него в силу того, что проходили через его собственную душу и трансформировались в его личные настроения и запросы. Грот стремился к познанию действительности. Он хотел разгадать те тайны бытия, которые нас окружают. Однако он жил не только рассудком, но и сердцем и, наверное, именно в этом следует искать истинную причину его изменчивых настроений. Ведь смотря в какую сторону склонялись его душевные весы, он или выходил на позитивистскую дорогу опытного исследователя, о чем говорил его холодный рассудок, или рвался в область метафизических идеалов, которых просило его сердце.
Грот пережил много увлечений и много разочарований. Но эти разочарования не ослабляли его энергии и не умаляли его уверенности в себе и в своих целях. Наверное, именно это обстоятельство позволило ученому неустанно двигаться вперед и придти к тем результатам, к которым он пришел.
Оценивая творческое наследие Н.Я. Грота, следует отметить, что он искал ответы на вопросы, которые продолжают волновать человечество и в наши дни. Правда, часть этих вопросов не может быть решена чисто научным путем, поэтому возникают различные гипотезы.
В своих научных работах Грот выдвинул целый ряд таких гипотез, которые представляют интерес и для нынешнего поколения. Одна из этих гипотез основывается на элементах опыта, другие выходят за его пределы. Одни из них находятся в согласии с остальными, другие противоречат им. Бесспорно, это судьба многих философских гипотез, ибо не все они находят всеобщее признание. Гипотезы Н. Я. Грота, без сомнения, разделяют ту же участь. Однако они могут служить ориентиром для людей с пытливым умом, которые занимаются проблемами познания истины и действительности.
Н.Я. Грот оставил нам ценное литературное наследие. Его труды принадлежат не только прошедшему, но и будущему. Прошлое оставило в них следы минувшей борьбы идей, былых сомнений, увлечений и разочарований. Будущее найдет в них поучительный опыт идейных исканий, критику отживших точек зрения и элементы для новых философских построений.
Литература
Грот Н.Я. Психология чувствований в ее истории и главных основах. СПб., с.9, 1880.
Грот Н.Я. Философия как ветвь искусства. В кн.: Философия и ее общие задачи: сборник статей Н.Я.
Грота под ред. Московского психологического общества. СПб., с.29, 1904а. Грот Н.Я. Философские этюды (А.А. Козлова). Критический очерк. Там же, с.9-10, 1904б. Грот Н.Я. Что такое метафизика? Там же, с.209, 1904в. Грот Н.Я. О направлениях и задачах моей философии. Там же, с.185, 1904г.
Соловьев В.С. Три характеристики. В кн.: Николай Яковлевич Грот в очерках, воспоминаниях и письмах. СПб., с.148-156, 1911.