Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ'

ЭВОЛЮЦИЯ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
57
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КРИТИЧЕСКАЯ ВОЕННАЯ МОЩЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЯДЕРНОГО ГОСУДАРСТВА / НЕСТАНДАРТНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ РЕШЕНИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ КАДРОВ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИСКЛЮЧЕНИЕ ВОЙН / STATE SECURITY / FINANCIAL-ECONOMIC PROVISION / ARMED FORCES OF RUSSIAN FEDERATION / CRUCIAL MILITARY CAPABILITY / NATIONAL SECURITY OF NUCLEAR STATE / EXTRAORDINARY FINANCIAL SOLUTIONS / FUNCTIONAL-ECONOMIC APPROACH / MULTIDISCIPLINARY TRAINING OF MILITARY FINANCIAL-ECONOMIC PERSONNEL / STATE POLICY / EXCLUSION OF WARS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гребеник В. В., Головецкий Н. Я.

В статье рассмотрены концептуальные проблемы финансово-экономического обеспечения национальной безопас- ности России, а так же глобальной безопасности человечества. Проанализирована 100-летняя история развития финансово-экономической службы Вооружённых Сил Российской Федерации и выявлены основные закономерности экономического обеспечения обороноспособности России. Авторы исследуют особенности взаимосвязи экономики и обороны ядерных государств мира на современном этапе, вызывающие кардинальные изменения существующего способа экономического обеспечения современных войн и предполагают, что они требуют глубоких изменений во всей системе экономических и военно-политиче- ских отношений России в современных условиях хозяйствования. Выявлено, что эффективное и качественное решение современных проблем обеспечения безопасности России не- возможно без наличия высококвалифицированных военных специалистов в области экономики и финансов, глубоко понимающих суть происходящих в Вооружённых Силах экономических процессов и способных обеспечить гибкое реагирование системы финансово-экономического обеспечения безопасности государства на меняющиеся реалии. Авторы предлагают использовать советский и современный опыт ведущих стран мира в области подготовки специалистов экономистов и финансистов для военной сферы государства. Считают, что надо исправить ошибку бывшего руководства Министерства обороны России и возродить Военный финансово-экономический университет, где будет осуществляться многопрофильная экономическая подготовка высококвалифициро- ванных военных кадров для всех силовых министерств и ведомств России, в рамках экономики национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гребеник В. В., Головецкий Н. Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION AND CONCEPTUAL ISSUES OF FINANCIAL-ECONOMIC SECURITY PROVISION OF RUSSIA

The article deals with the conceptual issues of national financial-economic security provision in Russia, as well as the global security of humankind. The paper analyzes the 100-year history of the financial-economic service development of the Armed Forces of the Russian Federation and identifies the basic regularities of economic provision of defense capability of Russia. The article authors examine the features of the relation between the economy and defense of the nuclear states of the world at the present stage, causing fundamental changes in the existing method of economic provision of modern wars and suggest that they require profound changes in the entire system of economic and military-political relations of Russia in contemporary economic conditions of management. It was revealed tha t the effectiveness and quality solution to the contemporary issues of security provision in Russia is impossible without the availability of highly skilled military experts in the field of economy and finances, who deeply would understand the essence of what is happening with economic processes in the Armed Forces and who'd able to provide flexible reaction of the system of financial-economic security provision of the state to changing realities. The article authors propose to use the Soviet and modern experience of the leading countries in the field of training economists and financiers for the military sector of the state. They are believed that it is necessary to repair the mistake of the former leadership of the Ministry of Defense of Russia and establish the Military Financial Economic University again, which will provide multi-economic training of highly skilled military personnel for all power Ministries and Agencies of Russia within the frameworks of the national security economy.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ»

УДК 347.73

Гребеник В.В.,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации

Головецкий Н.Я.,

кандидат экономических наук, профессор, профессор Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

ЭВОЛЮЦИЯ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

В статье рассмотрены концептуальные проблемы финансово-экономического обеспечения национальной безопасности России, а так же глобальной безопасности человечества. Проанализирована 100-летняя история развития финансово-экономической службы Вооружённых Сил Российской Федерации и выявлены основные закономерности экономического обеспечения обороноспособности России.

Авторы исследуют особенности взаимосвязи экономики и обороны ядерных государств мира на современном этапе, вызывающие кардинальные изменения существующего способа экономического обеспечения современных войн и предполагают, что они требуют глубоких изменений во всей системе экономических и военно-политических отношений России в современных условиях хозяйствования.

Выявлено, что эффективное и качественное решение современных проблем обеспечения безопасности России невозможно без наличия высококвалифицированных военных специалистов в области экономики и финансов, глубоко понимающих суть происходящих в Вооружённых Силах экономических процессов и способных обеспечить гибкое реагирование системы финансово-экономического обеспечения безопасности государства на меняющиеся реалии. Авторы предлагают использовать советский и современный опыт ведущих стран мира в области подготовки специалистов экономистов и финансистов для военной сферы государства. Считают, что надо исправить ошибку бывшего руководства Министерства обороны России и возродить Военный финансово-экономический университет, где будет осуществляться многопрофильная экономическая подготовка высококвалифицированных военных кадров для всех силовых министерств и ведомств России, в рамках экономики национальной безопасности.

Ключевые слова: безопасность государства, финансово-экономическое обеспечение, Вооружённые Силы Российской Федерации, критическая военная мощь, национальная безопасность ядерного государства, нестандартные финансовые решения, функционально-экономический подход, многопрофильная подготовка военных финансово-экономических кадров, государственная политика, исключение войн

Grebenik V.,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Chair "Administrative Law, Environmental Law, Information Law" of the Law Institute of Russian University of Transport (MIIT), Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation

Golovetskiy N.,

PhD in Law, Professor of the Department of Corporate Finances and Corporate Management of Financial University

under the Government of the Russian Federation

EVOLUTION AND CONCEPTUAL ISSUES OF FINANCIAL-ECONOMIC SECURITY PROVISION OF RUSSIA

The article deals with the conceptual issues of national financial-economic security provision in Russia, as well as the global security of humankind. The paper analyzes the 100-year history of the financial-economic service development of the Armed Forces of the Russian Federation and identifies the basic regularities of economic provision of defense capability of Russia. The article authors examine the features of the relation between the economy and defense of the nuclear states of the world at the present stage, causing fundamental changes in the existing method of economic provision of modern wars and suggest

that they require profound changes in the entire system of economic and military-political relations of Russia in contemporary economic conditions of management.

It was revealed tha t the effectiveness and quality solution to the contemporary issues of security provision in Russia is impossible without the availability of highly skilled military experts in the field of economy and finances, who deeply would understand the essence of what is happening with economic processes in the Armed Forces and who'd able to provide flexible reaction of the system of financial-economic security provision of the state to changing realities.

The article authors propose to use the Soviet and modern experience of the leading countries in the field of training economists and financiers for the military sector of the state. They are believed that it is necessary to repair the mistake of the former leadership of the Ministry of Defense of Russia and establish the Military Financial Economic University again, which will provide multi-economic training of highly skilled military personnel for all power Ministries and Agencies of Russia within the frameworks of the national security economy.

Keywords: state security, financial-economic provision, Armed Forces of Russian Federation, crucial military capability, national security of nuclear state, extraordinary financial solutions, functional-economic approach, multidisciplinary training of military financial-economic personnel, state policy, exclusion of wars

октября 2018 года финансово-экономическая служба Вооружённых Сил Российской Федерации отметила свой 100-летний юбилей. Этот праздник был учреждён Указом Президента РФ №437 от 24 августа 2015 года и является убедительным фактом общественного признания большого вклада экономистов и финансистов в дело обороноспособности нашей Родины.

История военных экономистов и финансистов насчитывает не одно столетие. Она прекрасно показана в труде «Военная финансово-экономическая служба России: история и современность» [1], удостоенном государственной премии имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова. Этот труд подготовлен педагогическим коллективом ныне ликвидированного (надеемся, отправленного в отставку) Военного финансово-экономического университета Министерства обороны России.

Первые сущностные признаки современной финансово-экономической службы армии и флота появились при Петре I. Он учредил должность генерал-комиссара, который руководил Особым приказом, осуществляющим управление материальным и денежным обеспечением русской армии.

При Петре I были введены первые оклады жалованья для военнослужащих регулярной армии. Воинские оклады были дифференцированными и зависели от должности, звания, рода войск, боевых заслуг и других критериев. Солдаты и офицеры поощрялись не только медалями, но и денежными, а так же другими материальными премиями.

Но всё же, финансово-экономическая служба Вооружённых Сил Российской Федерации, как целостная система была сформирована 22 октября 1918 года. В этот день приказом Реввоенсовета Республи-

ки (РВСР) было принято положение об учреждении самостоятельного финансового органа в Красной армии. Выход этого приказа был связан с тем, что в стране началось строительство регулярной армии, которую нужно было финансировать за счет государства.

Финансовый отдел при РВСР в целом отвечал за материальное обеспечение войск, за кредитование и казначейское обслуживание фронтов и отдельных армий. Работникам отдела пришлось выполнять свои функции в условиях упадка экономики страны и высокой инфляции. В годы Гражданской войны и интервенции функции Финансового отдела возрастали. В этот период, отдел непосредственно руководил полевыми казначействами, осуществлял все виды финансового контроля, выполнял другие функции по обеспечению армии.

При организации Финансового отдела на государственном уровне руководствовались двумя основными принципами, которые были прописаны в Положении о нем. Первый принцип состоял в том, что должности финансистов должны комплектоваться за счет командно-начальствующего состава. Военные финансы доверяли только лучшим и честным командирам, тем - кто принимал Присягу на верность Советской власти. Смысл второго принципа состоял в том, что финансисты должны структурно входить в штатную организацию армии и флота. Это было разумно и связано с необходимостью выполнения боевых задач войсками в любых условиях обстановки и обеспечения их самостоятельности.

Финансово-экономическая служба Красной Армии в годы Гражданской войны успешно выполнила свои функции, накопила значительный опыт эффективного материального обеспечения войск в быстро меняющихся условиях боевой обстановки. В

Как цитировать статью: Гребеник В.В., Головецкий Н.Я. Эволюция и концептуальные проблемы финансово-экономического обеспечения безопасности России// Вестник Академии права и управления. 2018. № 4(53). с. 124-130

этот период были заложены фундаментальные основы организации и функционирования экономического обеспечения и дальнейшего совершенствования Вооруженных Сил страны.

В период с 1921 по 1941 год продолжалось совершенствование финансово-экономической службы Красной Армии. С 1921 по 1936 год была апробирована вынужденная практика самообслуживания войск, значительное развитие получили внутренние источники самофинансирования войск. В предвоенные годы Красная Армия окончательно перешла на бюджетное финансирование. В этот период окончательно осознавалась роль и значение финансово-экономической службы, формировались и совершенствовались технологии финансового управления войск. Финансово-экономической служба Красной Армии получила свое юридическое обоснование. Были разработаны и изданы различные нормативные акты. Например, Положения - о финансовом хозяйстве, о денежном довольствии военнослужащих и пенсионном обеспечении; Приказ о мерах по переходу финансовой службы на обеспечение войск в условиях войны и многие другие. Изучение этих документов показывает, что основные их положения актуальны и сегодня, их нельзя игнорировать в организации финансового обеспечения войск, это обязательно приведет к беде. К сожалению, сегодня этот опыт используется только частично, а жаль.

В годы Второй мировой войны был сформирован идеальный финансово-экономический механизм, позволивший обеспечить эффективную мобилизацию материальных ресурсов страны. Экономика страны в кротчайшие сроки была переориентирована на производство военной продукции, финансисты сумели организовать эффективное планирование и использование бюджетных средств. Финансово-экономическая служба в значительной степени способствовала бесперебойному обеспечению потребностей фронта, она использовала и контролировала больше половины бюджетных средств государства. В первые дни войны был разработан особый механизм финансового планирования и финансирования нужд государства в период войны. Планирование денежных средств армии стало осуществляться в срок на один месяц. В войсковом звене финансовых органов вынужденно была реформирована их структура. Военное время потребовало формирования в составе фронтов и армий отдельных подразделений, которые получили название - финотделы. Ветераны финансисты отмечают, что штатное имущество начфина полка было крайне простым: металлический и деревянный ящики для хранения денег и финансовых документов соответственно, полевая сумка в которой находились денежная и контрольная книги. Финансирование действующих армий осуществлялось одновременно с их

кассовым и расчетным обслуживанием. Для военных нужд были образованы полевые учреждения Госбанка, которые соответственно во фронтах, армиях и соединениях включали - конторы, отделения, кассы.

Очевидно, что основные финансовые расходы осуществлялись на военные поставки для фронта: не менее трети всех платежей в соответствие со сметой Наркомата обороны. Известно, что в то время работа военного финансиста оценивалось по различным критериям, основным из которых были безналичные расчеты. Кроме этого, каждому офицеру были оформлены денежные аттестаты, сформирована система обслуживания госзаймов и различных взносов в фонд обороны государства. Специалисты финансовых органов вели учет трофейных материальных ценностей и зарубежной валюты, которые оформлялись соответствующими актами комиссий, сформированных в воинских частях. Высокую оценку качества работы финансовых органов Красной Армии в годы Отечественной войны дал известный министр финансов Советского Союза Арсений Зверев: «Располагая крупными средствами, Финуправление Наркомата обороны имело такие резервы, которых не было даже у Наркомфина. Но оно никогда не цеплялось за них, а подходило к делу по-государственному. В этом отношении контакт между мною и Хотенко (начальник Фи-нуправления Наркомата обороны) был полным. Если Наркомат финансов сталкивался с затруднениями (а в войну это, естественно, не раз случалось), я твердо знал, что, обратясь в Финансовое управление Наркомата обороны, я встречу содействие» [3, с. 76].

Деятельность военных финансистов в годы войны была по достоинству оценена государством. Почти все офицеры финансовых органов армии и флота были награждены медалями и орденами. 375 финансистов стали Героями Советского Союза и полными кавалерами ордена Славы.

Подвиг человека имеет удивительное свойство: он совершается одним человеком, но впоследствии не принадлежит его создателю. Он превращается в национальное достояние, преумножает духовное богатство человечества, которое стоит в одном ряду с культурными, научными и другими ценностями. И вот как раз та ситуация, когда не надо стесняться высоких слов. Мы почти отвыкли от них за последнее время. Вольное или невольное забвение дел героических не столь безобидно, как может показаться: оно равносильно растрате национального достояния. Уважающий свою страну народ этого допустить не может. Для нас подвиг финансистов бессмертен, это особая гордость и является примером для подражания.

В послевоенные годы правительство было вынуждено направлять огромные финансовые ресурсы на восстановление своей страны и народного хозяйства. В армии и на флоте развивали и совер-

шенствовали экономику Вооруженных Сил. В рамках экономики Вооруженных Сил ускоренными темпами развивались строительство, промышленное и сельскохозяйственное производство, военная торговля, внутреннее хозяйство войск и другие направления. Объективно возрастала роль финансовой службы Министерства обороны, она эволюционно превращалась в финансово-экономическую службу.

Во второй половине XX века, реформирование Советской Армии и её кардинальное усиление происходило под воздействием развития ракетно-ядерного оружия, штатная численность армии была увеличена до пяти миллионов человек. Сложившаяся военная обстановка потребовала освоения необжитых территорий на севере, востоке и юге страны. Это обстоятельство потребовало формирования собственного внутреннего хозяйства Войск, наличия отдельных служб обеспечения армии и флота. Это же обстоятельство повлекло за собой широкое развитие финансово-экономической службы Вооруженных Сил сети полевых банков.

В период перестройки и в новейшей истории России продолжалось совершенствование финансового обеспечения Вооружённых Сил. В эти сложные для нашей страны времена военные финансисты, глубоко понимающие различные военные финансово-экономические проблемы, принимали участие в разработке и реализации эффективных управленческих решений по финансово-экономическому обеспечению национальной обороны России. Они изыскивали внутренние источники финансирования, осуществляли эффективный контроль за целевым использованием финансовых средств. Эта работа осуществлялась нашими ветеранами, которым сегодня исполнилось 60, 70, а то и за 80 лет.

Фундаментальные знания, навыки и умения наших дорогих ветеранов финансистов и сегодня остаются востребованными. Их опыт для нас бесценен, мы берём его на вооружение. Это не громкие слова - это преемственность военных финансистов. В 2006 году Министерством обороны России была учреждена особая медаль - «Генерал-полковник Дутов», которой сегодня награждаются лучшие специалисты финансово-экономической службы. Владимир Николаевич Дутов - это пример для подражания современных военных финансистов, руководил финансовой службой Вооружённых Сил на протяжении 30 лет, ярко проявил свои выдающиеся финансовые способности в годы Великой Отечественной войны.

Считаем, что дальнейшее развитие системы финансово-экономического обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации должно осуществляться в тесной увязке с развитием военной организации страны. Финансово-экономические органы обязаны удовлетворять различные потребности Вооружённых Сил

в любых условиях обстановки. Основной целью финансового обеспечения армии и флота должно стать, как показывает история, своевременное и эффективное использование денежных средств, выделяемых из государственного бюджета на содержание Вооружённых Сил, их оснащение и развитие, обеспечение денежным довольствием и социальными гарантиями военнослужащих и гражданского персонала.

Очевидно, что решение этих важнейших для обеспечения национальной обороны государства задач невозможно без финансовых органов, в штате которых должны быть высококвалифицированные специалисты, понимающие сущность происходящих в Вооружённых Силах процессов и способные принимать грамотные управленческие решения по финансовому обеспечению войск в современных условиях хозяйствования.

Очевидно, что современные изменения в военном деле требуют кардинального реформирования экономического обеспечения военной безопасности России. Целью данного реформирования должно стать приведение масштабов и структуры экономического обеспечения обороны страны в соответствие с уровнем прогнозируемой военной опасности и финансово-экономическими возможностями государства. Утверждаем, что эти задачи смогут решать только грамотные, высококвалифицированные военные финансисты, которых в ближайшее время может не оказаться.

Сегодня очевидно, что бывшее руководство Министерства обороны РФ совершило государственную ошибку (подарок нашим врагам), ликвидировав сложившуюся систему подготовки военных финансистов.

Мы уже неоднократно отвечали на вопрос: почему сфере обороны государства нужен именно военный финансист, и поясняли, что вопрос о восстановлении штатной должности военного экономиста-финансиста это не только узко кадровый вопрос. Его своевременное и правильное решение приобрело судьбоносное значение не только для определенного слоя военнослужащих, но и для всей системы национальной безопасности. Поскольку годы идут, а вопрос решается медленно и лишь частично, мы думаем, что наши прежние объяснения были недостаточно убедительными. Не грех, дескать, и повторить важнейшие аргументы.

Отвечая на национальные угрозы своей безопасности, наша страна осуществляет грандиозную модернизацию своих Вооруженных Сил. Всем понятно, что это очень дорогое удовольствие, особенно в условиях кризиса экономики и международных санкций. Сегодня и в ближайшем будущем, от эффективности расходования ограниченных государственных средств будет зависеть национальная безопасность нашей Родины.

Считаем, что сегодня поручать решение ответ-ственейших задач по финансовому обеспечению войск гражданским служащим противоречит историческим постулатам строительства Вооруженных сил. И история показывает, что это является преступным решением. Только военнослужащие - офицеры, получившие особое воспитание и финансово-экономическое образование, патриоты своей Родине, принявшие воинскую Присягу, смогут выполнять эти задачи в любых условиях военной обстановки, в том числе сопряжённой с опасностью для жизни и здоровья.

Передавать ключевые позиции по финансированию и обеспечению потребностей армии (например, расчеты с оборонно-промышленными предприятиями, обеспечение социальной защиты военнослужащих и другие) людям, подобранным на рынке труда или по индивидуальной преданности - это очевидное причинение вреда обороноспособности России, это преступление. Такие работники (и это уже всем очевидно), исполняют роль «присяжных заседателей». Это основная причина, тормоз в развитии наших дорогих Вооруженных Сил - основного союзника нашей Родины. Это главная причина отсутствия явного экономического прогресса в стране. Современные проблемы финансового обеспечения Вооруженных Сил России - наглядный тому пример.

Мы видим, что сегодня развитые страны мира не отказалась от использования офицеров финансистов. Наоборот, их штатная численность увеличивается, особенно в высших звеньях управления.

Конечно, можно наблюдать отдельные случаи, когда идет замена должностей военнослужащих финансистов на должности гражданских служащих. Это происходит под воздействием развития науки и техники.

Сегодня между странами ведутся бесконтактные, в том числе и финансовые войны (как правило - США против всех). Считаем, что наши противники жаждут нашего поражения на финансовом фронте. И они могут этого добиться, так как бывший Министр обороны А.Э. Сердюков ликвидировал Военный финансово-экономический университет Министерства обороны РФ. Только этот университет в нашей стране осуществлял подготовку экономистов и финансистов для высшего звена финансово-экономической службы нашей Родины. Нашу армию лишают ума. Ни одна страна в мире не пошла по такому пути, наоборот -они продолжают совершенствовать подготовку своих военных экономистов и финансистов, перенимая наш прошлый опыт.

Сегодня, к сожалению, этого учебного заведения уже нет. Остался только небольшой по своему составу финансово-экономический факультет в структуре Военного университета Министерства обороны России. Военный финансово-экономический универ-

ситет отправлен в отставку. И это очень горько осознавать, особенно в день Юбилея. Все, что было сделано и десятилетиями совершенствовалось, в одночасье было разрушено.

В нашей российской истории уже были подобные ошибки. В 20 годы XX века в Советском Союзе было распространено ошибочное мнение, что военных экономистов, финансистов и инженеров не нужно готовить отдельно - есть подготовка гражданских специалистов и этого достаточно. Но жизнь показала порочность этой практики, и коммунисты очень быстро устранили эту государственную ошибку.

Ликвидация Военного финансово-экономического университета противоречит простому здравому смыслу человека, занятого в сфере безопасности. Не надо доказывать, что в сфере военной безопасности основной эффект - не прибыль, а наличие сил и средств, способных обеспечить победу возможно меньшей ценой. Обеспечить данный результат не представляется возможным без квалифицированных военных финансистов и в целом без финансовой грамотности специалистов различных сфер экономики национальной безопасности. Считаем, что в современных условиях подготовка военных финансистов даже более актуальна, чем подготовка хороших компьютерщиков (хотя одно другому не противоречит).

Известный российский деятель С.Ю. Витте особую важность придавал подготовке квалифицированных финансистов, добился стабильности функционирования финансовой системы России.

Советский финансист А.Г. Зверев совершенно справедливо утверждал: «Где сильный финансист, там сильное государство» [3, с. 84].

В 1945 году на военно-научной конференции по итогам Великой Отечественной войны маршал Советского Союза Г.К. Жуков говорил о том, что военачальники при подготовке военных операций не любят заниматься вопросами снабжения. Хотелось бы, чтоб такая любовь, наконец, появилась.

Сегодня военные финансисты нужны не только для решения различных задач в ходе ведения войн, они не менее необходимы и в мирное время. В современных условиях хозяйствования произошел сдвиг центра тяжести военно-экономической деятельности государства в сторону эффективного государственного финансирования. Считаем (и это очевидно), что сегодня военно-финансовая деятельность государства должна обеспечивать выполнение его стратегических задач. Наиболее значимые из них - это разработка направлений развития военной организации государства; совершенствование систем вооружения, военной и специальной техники (на основе внедрения образцов, использующих новые физические принципы, цифровые, квантовые и другие технологии); выработка стратегий, обеспечивающих предотвраще-

ние больших войн (как это, например, произошло в Приднестровье, Грузино-Абхазском-Юго-Осетинском конфликте, Крыму) и другие.

Решать эти задачи возможно только при условии непременного возрождения военной финансово-экономической академии, ее развития в направлении многопрофильной подготовки высококвалифицированных военных кадров для всех силовых министерств и ведомств России, в рамках экономики национальной безопасности. Необходимо создание единой системы и базы подготовки экономистов и финансистов, как для Вооруженных Сил, так и для других силовых ведомств и предприятий Военно-промышленного комплекса России. В этом вопросе нас поддерживают все видные экономисты и финансисты.

Успешная деятельность академии должна опираться на солидный фундамент, которым должны стать (как это было раньше) лучшие выпускники возрожденного Ярославского военно-финансового училища, который 26 октября 2018 года отметил свой 80-летний Юбилей. В этом смысле необходимо полностью учесть лучший опыт подготовки финансовых кадров в Советском Союзе - возродить двухуровневую подготовку военных финансистов.

И что парадоксально, сегодня в России есть свои Вузы у таможенников, пожарников, пограничников, разведчиков и у других. Совсем недавно в Вооруженных Силах России возродили институт политработников и начали их подготовку в Военном университете.

У финансово-экономической службы своего учебного заведения нет. Почему? Кто-то боится, что они будут мешать воровать? Кто будет эффективно расходовать военный бюджет? Кто будет бороться с коррупцией? Кто проведет дедолоризацию российской экономики? Кто будет заниматься финансированием нашей армии в ближайшем будущем? Пока этим занимаются выпускники Военного финансово-экономического университета. А потом?

Спросите у ректора Финансового университета при Правительстве РФ, способны его выпускники успешно служить в финансово-экономической службе Вооруженных Сил Российской Федерации. Получите ответ - нет, не совсем. Выпускники отличные, но только для мирного времени.

Считаем, что все-таки правильно сказано выше: «Военный финансово-экономический университет оправлен в отставку»! Необходимо верить в то, что только в отставку и только временно. Он снова будет в строю, пусть даже с другим названием. Учебное заведение будет жить, пока живы его ветераны: преподаватели, сотрудники и выпускники.

Большинство преподавателей, сотрудников и выпускников этого славного учебного заведения помнят и чтят его. Многие из них преподают в Финансовом университете при Правительстве РФ. Наши выпускники возглавляют финансово-экономические службы других стран, бывших братских республик -Белоруссии, Украины и других.

Считаем, что сегодня необходимо восстановить финансово-экономическую службу Вооруженных Сил России в том виде, как она зарождалась исторически. Первым делом необходимо ввести в штатную структуру армии офицерские должности для финансистов и организовать их профессиональную подготовку. В целом, необходимо готовить для Вооруженных сил широкий спектр специалистов финансового и экономического профиля. Этот вопрос часто обсуждается патриотами нашей Родины в Государственной Думе РФ, на различных научных конференциях, в средствах массовой информации. Инициатором быстрейшего решения этой насущной проблемы является Совет ветеранов военной финансово-экономической службы во главе с Воробьёвым Василий Васильевичем, генерал-полковником в отставке, действительным членом Академии военных наук, лауреатом Государственной премии имени Г.К. Жукова, доктором экономических наук, профессором. Данный Совет, по указанной выше проблеме, подготовил обращение в Правительство Российской Федерации и Министерство обороны, постоянно проводит встречи и дискуссии с различными должностными лицами военного ведомства.

Очевидно, что финансово-экономическая служба внесла значительный вклад в укрепление оборонной мощи Российского государства, успешное отражение его Вооруженными Силами возникавших внешних и внутренних угроз, социально-экономическое развитие страны и повышение жизненного уровня ее граждан, включая военнослужащих и членов их семей.

Список литературы

1. Военная финансово-экономическая служба России: история и современность. М.: ИНЭС, 2003. 672 с.

2. Гребеник В.В. Закономерность А.И. Пожарова как объективный закон в области обеспечения оптимальной взаимосвязи экономической и военной безопасности ядерных держав // Интернет-журнал «Вестник Университета имени С.Ю. Витте». Серия 1: «Экономика и управление». М., 2013. №1.

3. Зверев А.Г. Записки министра. М., 1973. 274 с.

4. Реформы по кругу или деньги на ветер. Монография / Под редакцией Воробьева В.В. Смоленск: Манджета. 2012. 172 с.

Reference list

1. Military financial and economic service of Russia: History and modernity. M.: IESRAS, 2003. 672 p.

2. Grebenik V. A. Pozharov's regularity as an objective law in the field of provisioning the optimal relation between the economic and military security of the nuclear states. "Journal of the Witte University. Series 1: "Economics and management". M., 2013. №1.

3. ZverevA. Minister's notes. M., 1973. 274 p.

4. Reforms in a circle or money down the drain. Monograph / Under the editorship of Vorobev V. Smolensk: Mandzheta. 2012. 172 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.