Серия «Социально-гуманитарные науки». 3/2016 УДК 94(44): 327 «1945/1949»
Н. В. Величко
ЭВОЛЮЦИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ ПОЛИТИКИ ПО ГЕРМАНСКОМУ ВОПРОСУ В 1945-1949 гг.
В данной статье рассматривается начало участия Франции в союзном контрольном механизме в послевоенной Германии, прослеживаются эволюция её позиции по германскому вопросу в 1945-1949 гг., отношение французских властей к решениям Крымской и Потсдамской конференций, обсуждение германской проблемы на уровне Министерства иностранных дел Франции, позиция французского руководства, Шарля де Голля и Жоржа Бидо в СМИД, СКС. В статье упоминается процесс создания Бизонии, определяются негативные последствия объединения двух зон для французской зоны оккупации Германии, прослеживается радикальный пересмотр германской политики Франции, в результате которого она присоединилась к англоамериканскому курсу и согласилась на создание Тризонии и ФРГ.
Ключевые слова: германский вопрос, германская политика Франции, Бизония, Совет министров иностранных дел (СМИД), Союзный контрольный совет (СКС), французская зона оккупации (ФЗО), сессия СМИД, Саар, Рур, Рейнская область.
Несмотря на то, что Франция в силу известных причин и обстоятельств не выступала в Ялте и Потсдаме в качестве великой державы, она уже на исходе Второй мировой войны активно подключилась к разрешению германской проблемы. Этого требовали, прежде всего, национальные и геополитические интересы Франции, а также опасение того, что Германия может возродиться в качестве великой державы и выступить опасным военным противником, как это было в начале Первой и Второй мировых войн. Неизбежно должны были, что и произошло, подключить Францию к разрешению германской проблемы и сами великие державы (СССР, США и Великобритания) в силу глубоких противоречий между ними, в том числе по германскому вопросу.
Не опубликованную источниковую базу исследования составили, прежде всего, документы Архива внешней политики Российской Федерации (АВП РФ) и Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ, ранее РЦХИДНИ). Из опубликованных источников были использованы переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США Ф. Рузвельтом и Г. Трумэном во время Великой Отечественной войны, документы Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании (19-30 октября 1943 г.), воспоминания Ш. де Голля. Из немецкоязычных опубликованных источников необходимо отметить «Документы к предыстории Федеративной Республики Германии», которые детально раскрывают не только сам процесс образования западногерманского государства, но и сложную дипломатическую ситуацию и политическую борьбу великих держав вокруг германского вопроса на протяжении 1945-1949 гг. В данном издании представлены многочисленные документы и стенограммы заседаний конференций министров иностранных дел и земельных правительств, стенограммы выступлений Ш. де Голля, Ж. Бидо, П. Кёнига. Также при написании данного исследования автор обращался к многочисленным научным монографиям французских, немецких, советских и российских исследователей.
Начальной датой привлечения Франции союзниками по антигитлеровской коалиции к разрешению германского вопроса и, прежде всего, к оккупации Германии и к участию в контрольном механизме для Германии является 11 ноября 1944 г., когда послы Советского Союза, Великобритании и США сделали заявление министру иностранных дел Временного правительства Французской Республики Ж. Бидо о том, что их правительства решили пригласить правительство Франции «принять участие в работах Европейской консультативной комиссии, находящейся в Лондоне, в качестве четвёртого постоянного члена этой комиссии» [1, с. 317]. Европейская консультативная комиссия (ЕКК) была учреждена правительствами СССР, Великобритании и США в соответствии с решениями, принятыми на Московской конференции министров иностранных дел (19-30 октября 1943 г.). Она состояла из представителей США, Великобритании и СССР. На ЕКК возлагалась задача «изучать европейские вопросы, связанные с окончанием военных действий, которые три правительства признают целесообразным ей передать, и давать трём правительствам по ним объединённые ответы» [2, с. 348]. 14 января 1944 г. в Лондоне состоялось первое официальное заседание ЕКК под председательством посла США в Великобритании и одновременно представителя США в ЕКК Д. Вайнанта.
25 июля 1944 г. в ЕКК представителями СССР, Великобритании и США был подписан согласованный документ о безоговорочной капитуляции Германии, а 12 и 14 сентября — согласованный Лондонский протокол о зонах оккупации Германии. 23 октября 1944 г. правительства СССР, Великобритании и США сделали французскому министру иностранных дел заявление о признании Временного правительства Франции, а 27 ноября представитель Франции был приглашен работать в ЕКК. За две недели до этого, 14 ноября в ЕКК было подписано согласованное представителями трёх великих держав «Соглашение о контрольном механизме в Германии», предусматривавшее создание Контрольного совета.
Таким образом, к началу работы Ялтинской (Крымской) конференции позиции трёх великих держав и Франции по германскому вопросу, а также межсоюзнические отношения между СССР, США, Великобританией и Францией сблизились и укрепились. На Крымской (Ялтинской) конференции 4-11 февраля 1945 г. союзники обнародовали общую формулу послевоенного урегулирования Германии в виде «четырёх «Д»: демилитаризация, денацификация, демократизация и демонополизация (декартелизация). При обсуждении германской проблемы на конференции союзников в Ялте возник ещё один важный вопрос — об участии Франции в оккупации и контрольном механизме для Германии. В результате дискуссий в Ялте было принято решение предоставить Франции зону оккупации, выделив её из британской и американской зон. Представитель Франции должен был стать также членом Контрольного совета по Германии. «Постепенно Франция вновь появляется на мировой сцене, — писал в своих мемуарах Ш. де Голль. — Французы уже не сомневались, что их страна будет спасена, а союзники признавали бесспорным, что когда-нибудь придётся вернуть Франции прежнее её место. И предвидя это обстоятельство, они в своей политике уделяли нам немало внимания» [3, с. 244].
Исходя из решений, принятых в феврале 1945 г. на Крымской конференции, в ЕКК и на первых заседаниях СКС в Германии, представители СССР, США и Великобритании рассмотрели на Потсдамской конференции (17 июля — 2 августа 1945 г.) мероприятия по демилитаризации, денацификации, демократизации и декартелиза-
ции Германии, а также ряд других важнейших вопросов, связанных с определением дальнейшей судьбы немецкого народа. В работе Потсдамской конференции Франция ещё не была представлена, несмотря на то, что Временное правительство Французской Республики было официально признано «тройкой» великих держав 23 октября 1944 г. Однако в Потсдаме Франция присутствовала незримо и даже де-факто. Союзники включили Францию в СКС по Германии [4, с. 153-154]. 5 июня 1945 г. была опубликована Берлинская декларация о поражении Германии. Согласно ей, правительства США, Великобритании, СССР и Франции брали на себя верховную власть на территории бывшего «Третьего рейха». Глава Временного правительства Франции генерал Ш. де Голль не мог участвовать в работе Потсдамской конференции реально, поскольку с 1940 г. Франция не являлась великой державой. Вклад Парижа в разгром немецкого национал-социализма был меньшим, чем СССР, Великобритании и США. Кроме того, неотъемлемой частью политического кредо Ш. де Голля была, по определению А. Верта, «навязчивая идея величия Франции», которая могла насторожить И. В. Сталина, У. Черчилля и Ф. Д. Рузвельта [5, с. 181].
После завершения работы Потсдамской конференции её резолюции были представлены Ш. де Голлю и его правительству с предложением Франции присоединиться к решениям государств антигитлеровской коалиции. Французское правительство 7 августа 1945 г. дало на них (с рядом оговорок) своё принципиальное согласие. Но уже 28 июля 1946 г. премьер-министр Франции Ж. Бидо заявил о том, что Франция якобы не присоединилась к решениям, принятым в Потсдаме, а лишь согласилась с положениями об основных целях оккупации [6, с. 299].
Для осуществления провозглашённых в Ялте и закреплённых в Потсдаме целей политики союзников в отношении Германии в июне 1945 г. был создан соответствующий контрольный механизм. Германия была временно подвергнута военной оккупации и разбита на четыре оккупационные зоны, а Берлин — на четыре сектора. Правовые основы управления Германией и Берлином, структура контрольного механизма и его задачи определялись Протоколом соглашения между правительствами СССР, США и Великобритании. Он был подписан 12 сентября 1944 г. в Лондоне и одобрен в полном варианте делегациями вышеназванных держав 14 сентября 1944 г.
Соглашение от 1 мая 1945 г. предусматривало, что верховная власть в Германии осуществляется главнокомандующими четырёх держав, каждым в своей зоне оккупации, а также совместно — по вопросам, затрагивающим Германию в целом. В тот же день Франция присоединилась к Лондонскому протоколу от 14 сентября 1944 г. об оккупационных зонах в Германии и управлении Большим Берлином. 1 июля 1945 г. начался ввод союзнических войск в зоны и секторы оккупации Германии и её столицы [7, с. 34].
Французский представитель в СКС получил чёткие инструкции правительства и Кэ дОрсэ блокировать любые инициативы представителей великих держав вплоть до обструкции в том случае, если речь в СКС будет идти о единстве Германии и воссоздании германских центральных органов власти и управления. Как справедливо отмечают некоторые историки ФРГ, Франция в 1945 г. мыслила категориями межвоенного времени в германском вопросе, всячески блокировала вопрос о едином германском государстве, выдвигала непомерные претензии в плане реституции и демонтажа немецких предприятий, претендовала на Саар, Рейнланд, настаивала на интернационализации Рурской области [8, с. 26-27]. Французы также не хотели
активного экономического восстановления Германии, оживления её экономической и хозяйственной жизни, понимая, что эти процессы в конечном итоге неизбежно приведут к возрождению единого немецкого национального государства. Париж этого не хотел в любом варианте, даже в форме демократической единой немецкой государственности. Три другие великие державы (СССР, США и Великобритания) поэтому настороженно относились к намерениям Ш. де Голля и отказывались идти навстречу «территориальным пожеланиям Франции» [8, с. 26].
СКС был размещён в Берлине, в одном из наиболее крупных зданий в центре города по Айзхольциштрассе, 32. Францию в СКС представлял генерал Пьер Кёниг. Главнокомандующий французскими войсками в Германии, он должен был участвовать в работе заседаний СКС. Главой французской военной администрации во французской зоне оккупации Ш. де Голлем был назначен генерал Эмиль Лаффон. Кроме того, с СКС плотно контактировала, как и с французской военной администрацией в Германии, контрольная группа советников, которую вначале возглавлял генерал Луис Кёльц (по 14 июня 1946 г.), а затем — генерал Роджер Нуаре (с 22 июня 1946 г. по март 1948 г.), который в 1949 г. стал главнокомандующим французскими вооружёнными силами в Германии.
На Потсдамской конференции также было принято решение о создании СМИД, в состав которого должны были войти представители пяти держав — постоянных членов Совета Безопасности ООН, то есть, СССР, США, Великобритании, Франции и Китая [8, с. 179]. В 1945-1948 гг. Францию в СМИД представлял Ж. Бидо.
Основные принципы, выработанные в Потсдаме по германскому вопросу, полностью соответствовали интересам Парижа, поскольку они уничтожали военную и политическую угрозу для Франции со стороны «сильной Германии». 12 октября 1945 г. Ш. де Голль заявил перед прессой, что Франция надеется на то, что «никогда больше не увидит Германского Рейха» [9, с. 32]. Как отмечает М. М. Наринский, «весьма важным для Франции было и то, что к имевшемуся соглашению о выделении для Франции зоны оккупации в Германии прибавилось приглашение участвовать в работе Совета министров иностранных дел и Союзной репарационной комиссии» [10, с. 50], а также СКС. Но, пытаясь максимально унизить Германию, исключить её навсегда из числа великих европейских держав, отомстить за унижения французов со стороны немцев во время двух мировых войн и в войне 1870-1871 гг., Франция полагала, что меры по денацификации, демонополизации, демилитаризации и демократизации Германии в «духе Потсдама» явно недостаточны.
Ради достижения своих целей Париж рассчитывал на межсоюзнические противоречия по германскому вопросу. Они действительно имели место, как внутри блока западных государств, так и между ними, с одной стороны, и Советским Союзом с другой. Франция, по крайней мере до лета 1946 г., пыталась активно играть на этих противоречиях, блокируясь по многим вопросам с Москвой в самих союзнических учреждениях контрольного механизма великих держав в отношении Германии. Подобная тактика Ш. де Голля и Парижа вызвала опасения у американцев. С осени 1945 г. по май 1946 г. США оказывали активное давление на Францию, используя кредиты и обещая Парижу не допустить «большевизации» Франции, перехода власти к Французской коммунистической партии (ФКП) и левым [8, с. 28-29].
Французское правительство выдвинуло серьёзные оговорки в отношении части Потсдамских соглашений. Основное требование, на котором настаивала француз-
ская дипломатия, следовавшая установкам Ш. де Голля, по германскому вопросу сводилось к одному — максимальная федерализация Германии. Важнейшим элементом французской политики по германскому вопросу были требования об отделении от Германии Рура, Рейнской области и Саара.
11 сентября 1945 г. в Лондоне открылась первая сессия СМИД. Несмотря на то, что повестка дня сессии включала лишь вопрос о подготовке мирных переговоров с бывшими союзниками гитлеровской Германии, Ж. Бидо заявил, что Франция согласится на создание центральной германской администрации лишь в том случае, если будут приняты её требования об отделении от Германии Рура, левого берега Рейна и Саара [11, с. 60, 66-67].
Работа I сессии СМИД состояла из двух частей: первая её часть проходила в Лондоне с 10 сентября по 2 октября 1945 г., а вторая — в Москве с 16 по 25 декабря 1945 г. Московская конференция «сгладила расхождения во мнениях, имевших место в Лондоне» [12, л. 40]. В немецкой газете «Дер Тагесшпилль» в статье «Москва и французский кабинет» сообщалось о разногласиях по вопросу об отношении Франции к Московским решениям между Ж. Бидо, предлагающим «примиренческую политику» и генералом Ш. де Голлем, заявившем, что «Франция не позволит, чтобы политическое восстановление Европы происходило без участия страны. Компромисс, к которому пришёл кабинет, предусматривает получение от великих держав более подробных объяснений Московских решений» [13, л. 44].
На первой сессии СМИД в Лондоне делегация Франции поставила на обсуждение меморандум своего правительства от 4 сентября, где правительство выступило против восстановления центрального германского правительства, разрешения политических партий по всей Германии и создания общегерманских департаментов во главе с государственными секретарями. На заседании Лондонской сессии СМИД 14 сентября 1945 г. Ж. Бидо говорил об этом в резкой форме и потребовал «решительного отторжения рейнских областей, включая Рур, от Германии» [14, с. 34].
Не возражая против границы между Германией и Польшей по Одеру и Нейсе, установленной в Потсдаме, французское правительство заявило, что оно придает первостепенное значение тому, чтобы Рейнско-Вестфальский регион не смог больше в будущем представлять для Германии арсенал, зону прохода или отправной пункт для нападения на своих западных соседей. Окончательное отделение этого региона, включая Рур, от Германии, необходимое для прикрытия французской границы, составляло бы существенное условие безопасности Европы и всего мира. Поэтому правительство Франции считало необходимым, чтобы в стране в случае, если центральные германские учреждения будут созданы, было бы в то же время уточнено, что Рейнско-Вестфальский регион будет изъят из их компетенции. Подчеркивалось, что французский представитель в СКС в Берлине не будет уполномочен подписываться под мероприятиями, предрешающими судьбу этого региона до тех пор, пока вышеуказанный вопрос не будет обсужден пятью министрами и не явится предметом решения СМИД. Такова была программа ревизии Потсдамского соглашения, выдвинутая правительством Франции.
Правительство Франции при молчаливом содействии США упорно отстаивало свой план. Вскоре после Лондонской сессии СМИД, решившей вести обсуждение меморандума от 14 сентября посредством обычных дипломатических каналов, французское правительство направило СССР, Великобритании и США, а также Бельгии,
Люксембургу, Чехословакии и Голландии памятные записки по германскому вопросу, а накануне второй сессии СМИД представило союзникам новый меморандум от 25 апреля 1946 г., который содержал предложение отделить от Германии Рур, Рейнскую область и Саарский бассейн.
Рурская область должна была рассматриваться как политическое единство, независимое от Германии, подчинённое в политическом и экономическом плане международному режиму. Предлагалось держать постоянно на этой территории международные вооруженные силы, а наиболее важные рудники и промышленные предприятия экспортировать и передать международным государственным учреждениям. Согласно французскому проекту, германское правительство лишалось доступа в Рур, который рекомендовалось отделить от Германии таможенным кордоном. Что касается международного контроля над Рурской областью, то, как подчёркивали авторы меморандума, особо важная роль отводилась бы державам, наиболее заинтересованным в этом непосредственно.
В разделе меморандума о Рейнской области предлагалось создать на её территории несколько отдельных государств, которые имели бы свою денежную систему, таможенный режим и собственные дипломатические представительства за границей, однако были бы постоянно оккупированы войсками Франции, Бельгии, Люксембурга, а также Великобритании [14, с. 46-60].
Наконец, как видно из нот от 18 февраля 1946 г. к СССР, Великобритании и США, французское правительство настаивало на аннексии Саарской области. Ссылаясь на Парижский мирный договор 1919 г., оно требовало, чтобы территория Саара была включена во французскую таможенную и денежную систему, а его угольные копи вновь стали собственностью Франции. Эту область предлагалось изъять из ведения СКС в Берлине и передать под постоянный контроль французского правительства с тем, чтобы последнее представляло её также за границей. Из этих документов видно, что Франция по-прежнему выступала против образования в Германии центрального правительства и административных департаментов в масштабе всей страны. Вместо этого она предлагала тотчас же начать с восстановления и развития областных единиц, то есть, земель, и избегнуть восстановления централизованного государства.
Предложения французского правительства, направленные на расчленение Германии и уничтожение её как самостоятельного государства, вызвали отпор со стороны делегации СССР в СМИД. Но обсуждение французских предложений в СМИД само по себе устраивало Лондон и Вашингтон, так как оно открывало путь к отказу от согласованных решений по германскому вопросу.
Таким образом, в первые месяцы реализации Потсдамских соглашений Франция пыталась отомстить немцам за все «обиды», решить в короткий срок за счёт Германии проблему «величия» Франции. Подобное поведение Парижа только запутывала германскую проблему в отношениях между союзниками по антигитлеровской коалиции. Но уже во время первой, Лондонской сессии СМИД намечались первые ростки сближения Франции с Великобританией и США.
II сессия СМИД проходила в Париже с 25 апреля по 16 мая (первая часть) и с 15 июня по 12 июля 1946 г. (вторая часть). Она обсуждала вопрос о демилитаризации Германии и претензии Франции на Рурскую и Рейнскую области, но была прервана в связи с тем, что позиция западных держав с самого начала исключала соглашение по обсуждавшимся вопросам. На второй части II сессии СМИД в Париже германский
вопрос обсуждался подробно. Но на данной сессии обсуждение германского вопроса носило лишь предварительный характер; рассмотрению германского вопроса было решено специально посвятить одну из последующих сессий. Тем не менее, уже Парижская сессия СМИД ярко выявила столкновение двух линий в германском вопросе: линии СССР, с одной стороны, и англо-американской, с другой, особенно по проблемам экономического и политического единства Германии и демилитаризации страны.
Министры иностранных дел собрались на Парижскую сессию в атмосфере уже начавшейся «холодной войны». Ж. Бидо потребовал включения в повестку обсуждения германских проблем для решения вопроса о расчленении Германии. Это, по мнению французской стороны, было самым действенным способом обеспечения безопасности Франции. США поддержали предложение о включении в повестку дня этого вопроса, считая, что позиция Франции благоприятна для достижения их целей.
Ж. Бидо потребовал отделения Рурской и Рейнской областей и Саара от остальной Германии и расчленения её на отдельные самостоятельные государства. Государственный секретарь США Д. Бирнс и министр иностранных дел Великобритании Э. Бевин согласились с присоединением Саарской области к Франции. Против такого акта выступил СССР. Соединённые Штаты выступили первоначально против всех территориальных требований Франции. Но, поскольку французская поддержка в Германии была им настоятельно необходима, они стали склоняться к тому, чтобы удовлетворить часть претензий Франции в качестве платы за её присоединение к курсу США. Американские политики считали, что временное отделение Саара, в отличие от отделения Рура и Рейнской области, не нанесёт особого ущерба процессу возрождения Германии.
На второй сессии СМИД в июле 1946 г. в Париже государственный секретарь США Д. Бирнс дал понять французам, что согласие США на присоединение Саара будет зависеть от принятия Францией американского предложения об объединении западных зон Германии. Для французской дипломатии стало ясно, что она может получить поддержку США в саарском вопросе. 12 июля, в последний день работы сессии, Ж. Бидо откровенно намекнул, что Франция готова пойти на «честную» сделку. Он заявил, что французская делегация не возражает против создания общегерманских бюро с немецким персоналом для разрешения практических вопросов, но потребовал, чтобы деятельность этих центральных союзнических бюро не распространялась на Саар, который должен быть немедленно включён в экономическую и финансовую сферу Франции [14, с. 91-96].
Это ещё не было прямым согласием Франции на слияние зон, но сговор США и Франции по саарскому вопросу начался. Другим средством нажима Соединённых Штатов на Францию была так называемая «угольная дипломатия». Поставки угля во Францию стали средством нажима и шантажа. Франции требовалось около одного миллиона тонн рурского угля в месяц, а получала она значительно меньше. С начала 1946 г. США и Великобритания под различными предлогами стали уменьшать поставки угля во Франции. Американские и английские представители заявляли, что для увеличения поставок угля необходимо сделать экономику Западной Германии «самообеспечивающейся». Для этого, подчёркивали они, необходимо присоединить французскую зону оккупации Германии к Бизонии. Используя притязания Франции на Саар и её экономические затруднения, США и Великобритания добивались её присоединения к американскому курсу.
Таким образом, в 1945-1946 гг. германская политика Франции была направлена на расчленение Германии. Французы препятствовали проведению любых мер общегерманского характера. Они воспротивились свободной межзональной торговле и экономическому объединению четырёх зон оккупации, были против объединения политических партий Германии на общенациональной основе, отказались разрешить деятельность немецких профсоюзов на всей германской территории, наложили вето на введение единых почтовых марок для четырёх зон.
2 декабря 1946 г. было подписано англо-американское соглашение по созданию Бизонии. Оно представляло собой трёхгодичный план, конечной целью которого являлось равновесие экономического развития обеих зон к концу 1949 г. Соглашение вступило в силу 1 января 1947 г. Французское правительство выступило против создания Бизонии. 10 августа 1946 г. о своём протесте против проекта Бизонии объявил генерал П. Кёниг. Принятие Бизонии противоречило соглашениям Потсдама. Учитывая состояние действующей французской армии, одобрение англо-американского соглашения влекло за собой опасность советской угрозы для Франции.
Решение французского правительства имело ряд негативных последствий. Франция утрачивала возможность участия в переговорах, касающихся экономического и политического развития западных зон. Французская зона оккупации оказалась в полной экономической изоляции, хотя географически и политически она склонялась к Бизонии. Изоляция не способствовала поднятию престижа Франции во французской зоне оккупации. Чтобы обеспечить продовольственное обеспечение французской зоны, было принято решение об усилении таможенного контроля на границах. Администрация французской зоны оккупации запретила любые контакты немецких политических партий со своими сторонниками в других зонах. Каждая земля французской зоны должна была иметь свои политические партии, профсоюзы. Политические деятели из других зон редко получали доступ во французскую зону оккупации.
Однако изоляционный курс Франции не мог долго продолжаться. Из-за своего экономически невыгодного геоположения французская зона оккупации нуждалась в поставках угля, в продовольственном обеспечении, финансовой помощи. Кроме того, с весны 1946 г. Франции были необходимы, по мнению Ш. де Голля, союзники в борьбе против угрозы со стороны СССР.
10 марта — 24 апреля 1947 г. в Москве состоялась IV сессия СМИД. Повестка дня этой сессии была определена союзниками по антигитлеровской коалиции ещё в ноябре-декабре 1946 г. во время работы III (Нью-Йоркской) сессии СМИД. Она включала в себя вопросы о форме и объёме временной политической организации Германии, о работе СКС в Германии, о мирном договоре с Германией, о Руре и Рейнской области и другие. На IV сессии СМИД Франция продолжала следовать тому внешнеполитическому курсу в отношении Германии, который был ею избран после Первой мировой войны. Позиция Франции оставалась наиболее радикальной и антинемецкой. Французская дипломатия отстаивала, прежде всего, национальные интересы своей страны. Тем не менее, Париж начал отходить от сотрудничества с Москвой. Определяющую роль всё больше играли американские кредиты, которые блокировали возможный социальный взрыв и приход ФКП к власти в самой Франции. Кроме того, американцы были готовы пойти навстречу французам по некоторым аспектам территориальных претензий Франции к побеждённой Германии, в том числе по Саару. Германский вопрос до весны 1946 г. во многом сдерживал «холодную войну», но Германия не имела перспектив стать единым демократическим государ-
ством, так как с весны 1946 г. из-за позиции Парижа и Москвы начала укрепляться тенденция к регионализации Германии [8, с. 28-32]. В принципе, это устраивало США и теперь, с весны 1946 г., задача американской дипломатии состояла в том, чтобы вовлечь Париж в зону англо-американских интересов и как можно быстрее присоединить Францию к Бизонии.
Германская политика Франции, определяемая Ш. де Голлем и проводимая Ж. Бидо с согласия подавляющего большинства политических партий и общественного мнения, требовала радикального пересмотра. Её было необходимо адаптировать к новым условиям: окончательный разрыв с СССР, необходимость укрепления Западной Европы на международной арене и непосредственное участие Германии в восстановлении европейской экономики. С весны 1947 г. американцы резко активизировали свои усилия по присоединению Франции к Бизонии, интеграции западных зон оккупации и образованию Федеративной Республики Германии (ФРГ) [8, с. 28-30].
Ж. Бидо постепенно склонялся к новой политике сотрудничества с Великобританией и США с целью сохранения контроля над Германией. Сопротивление со стороны Франции было бесполезным. Её положение в Германии было слабым. По сравнению с Бизонией французская зона оккупации испытывала острый долларовый дефицит. Уровень жизни немецкого населения французской зоны оккупации был значительно ниже, чем в Бизонии. Франции было необходимо улучшить продовольственное снабжение в своей зоне. Неудобства политики изоляции французской зоны обозначились очень чётко. Англо-американские действия в Бизонии беспокоили французское руководство, так как мнение последних не принималось в расчёт. Во Франции существовало несколько мнений относительно противодействия планам США и Великобритании. Депутат французского парламента Р. Массигли считал необходимым «объединить французскую зону оккупации с Бизонией и таким образом осуществлять непосредственное влияние на политику США и Великобритании». Заместитель директора Центральной Европы Ж. де Курсель и большинство военных утверждали, что «Франции необходимо было как можно выгоднее заключить договор о присоединении к Бизонии и создании Тризонии» [15, с. 279-280]. В конечном итоге, было решено до Лондонской конференции в ноябре 1947 г. избегать любых мер, которые могли бы препятствовать четырёхстороннему договору по Германии. Несмотря на это, Великобритания и США предложили создать орган управления Руром. В ответ на это 7 июля 1947 г. Франция заявила, что право выносить решения об условиях контроля над Рурским бассейном и промышленным потенциалом Германии принадлежит СКС.
Тем временем генерал Л. Клей и генерал Б. Робертсон объявили о создании германского Экономического совета Бизонии. Французское правительство продолжало настаивать на том, что немецкое возрождение может иметь место лишь после полного экономического восстановления Франции.
С 22 по 27 августа 1947 г. в Лондоне состоялась трёхсторонняя конференция по германскому вопросу. Советская делегация отказалась от участия в конференции, так как это, по мнению СССР, противоречило Потсдамским соглашениям. В записке Я. Малика и П. Федотова В. М. Молотову «О представлении протоколов первого этапа американо-англо-французских переговоров в Лондоне об уровне германской промышленности, руководстве рурскими шахтами и контроле над ними» указывается, что «обращают на себя внимание следующие моменты переговоров:
1) в то время как французские представители в своих выступлениях ссылались на то, что вопрос об уровне промышленности всей Германии и режиме шахт Рура подлежит обсуждению и решению Совета министров иностранных дел, американский делегат в своём выступлении полностью игнорировал этот вопрос, а английский представитель упомянул о нём лишь для того, чтобы тут же заявить, что англо-американская делегация не может дать обязательства, что во время четырёхсторонних переговоров установленный для объединённой зоны уровень промышленности может быть существенным образом пересмотрен;
2) в качестве контрдовода против высказанных французских опасений относительно последствий значительного подъёма уровня германской промышленности, американский представитель выставил «угрозу беспорядков в Германии», как опасность, которая неминуемо возникнет в случае, если не будет поднят уровень германской промышленности и, следовательно, жизненный уровень немецкого народа» [16, л. 98-99].
Позиция Франции, которую представлял Р. Массигли, несколько смягчилась. Р. Массигли признал необходимость германского возрождения, но при условии, если последнее не будет происходить в ущерб возрождению Европы в целом. Франции удалось добиться того, чтобы увеличение немецкого промышленного производства было подчинено росту угольных и коксовых экспортных поставок. Смягчились позиции Парижа по вопросам политического устройства и будущего Западной Германии. На состоявшемся 11 ноября 1947 г. во Франкфурте-на-Майне заседании Исполнительного Совета Бизонии в числе многих вопросов обсуждалась проблема бизональ-ного парламента. В ходе заседания было отмечено, что «как ранее сообщалось, французская военная администрация идее парламента для Западной Германии враждебно не противостоит» [17, с. 794].
V сессия СМИД Великобритании, США, Франции и СССР состоялась, как и было запланировано, в Лондоне в ноябре-декабре 1947 г. Советская делегация продолжала настаивать на формировании центрального немецкого правительства, которое подписало бы мирный договор с Германией. Однако ни США, ни Великобритания не были расположены к подобному диалогу. Франция возобновила свои требования относительно политической независимости Рура и Рейнской области, репараций с текущего производства без увеличения немецкого промышленного потенциала [15, с. 28-29]. Ж. Бидо продолжал сопротивляться созданию центрального немецкого правительства, однако уже не настаивал на репарациях с Германии. Он согласился с предложением немецкого экономического единства и увеличением производства стали до 11 млн тонн в обмен на гарантии безопасности и роста угольных поставок. Также Ж. Бидо отказался от своего бывшего требования экономического и политического отделения Рура от Германии и лишь предложил создать на его территории специальный режим контроля. В ответ на французские уступки США и Великобритании согласились на создание организации, ответственной за распределение стальной и угольной продукции между внутренним потреблением и экспортом [14, с. 282-286].
Лондонская сессия СМИД закончилась 15 декабря 1947 г. Д. Маршалл объявил о бесполезности дальнейших переговоров с СССР и попросил перенести на неопределённый срок заседания СМИД. 16-17 декабря состоялись трёхсторонние франко-англо-американские переговоры по германскому вопросу. Д. Маршалл настаивал на слиянии трёх западных зон Германии. Ж. Бидо особенно не возражал, однако стремился извлечь из этого определённую выгоду. Его предложение заключалось в
образовании федеративного режима в Западной Германии и установлении международного контроля над Руром.
Не считаясь с мнением главнокомандующего французской зоны оккупации генерала П. Кёнига, 7 января 1948 г. генерал Б. Робертсон и генерал Л. Клей решили реформировать Экономический совет Бизонии. Отныне структура этого органа мало чем отличалась от парламентского правительства [15, с. 280]. Париж опротестовал создание парламента Бизонии во Франкфурте-на-Майне и потребовал расширения полномочий немецких земель. Вашингтон и Лондон заявили, что франкфуртский парламент не является прототипом правительства Западной Германии. Это временная мера, касающаяся только Бизонии. Франция не имеет права участия в системе контроля Бизонии, так как она отказалась к ней присоединиться. 15 января 1948 г. госсекретариат США одобрил действия генерала Л. Клея и направил в Париж ноту сожаления. 9 февраля 1948 г., несмотря на новые протесты Парижа, предусмотренная система управления Бизонией вступила в действие.
Между тем обещания, данные французам на Лондонской конференции, начали постепенно претворяться в жизнь. Было подписано франко-англо-американское соглашение об увеличении коксовых экспортных поставок пропорционально росту угольного производства Бизонии. Второе соглашение от 28 февраля 1948 г. предусматривало постепенное присоединение Саарского угольного бассейна к экономике Франции до 1 апреля 1949 г. Таким образом, проблема угольного обеспечения Франции потеряла свою остроту.
Э. Бевин предложил созвать в Лондоне трёхстороннюю конференцию, чтобы изучить новый статус Бизонии, возможность учреждения Тризонии и проблемы политической организации Западной Германии. Париж усмотрел в этом предложении хорошую возможность защитить свои интересы. Но Москва 16 февраля 1948 г. заявила свой протест против мер, принятых в Бизонии, и беспокойство по поводу конференции по германскому вопросу трёх держав. Чтобы не провоцировать СССР, было решено использовать термин «переговоры» вместо «конференция», тем более что эти «переговоры» предполагались на уровне послов, а не министров.
Первая стадия переговоров в Лондоне проходила с 23 февраля по 6 марта 1948 г. Представители стран Бенилюкса были приглашены присоединиться к Франции, Великобритании и США и принять участие во всех переговорах, которые не касались оккупационного статуса Германии.
26 февраля Р. Массигли представил французскую программу относительно Рурского угольного бассейна. Она была ограничена установлением международного режима наблюдения за управлением и распределением угольной продукции [15, с. 284]. Р. Массигли был поддержан только бельгийским представителем. Посол США Л. Дуглас заявил, что французская программа больше не соответствует действительности. Нельзя допустить, чтобы Германия стала плацдармом для распространения советской угрозы.
США и Великобритания предложили выборы в Учредительное собрание. Франция уточнила, что депутаты Учредительного собрания должны быть избраны правительствами земель. 6 марта было подписано коммюнике, в котором предусматривались федеративная форма правления для Германии, наличие центрального немецкого органа управления, сохранение прав земель в целях восстановления германского единства. Американцы считали, что экономическое слияние трёх зон не должно за-
держать учреждение немецкого временного правительства, которое планировалось сформировать в течение двух или трёх месяцев.
Американская помощь французской зоне оккупации в рамках «плана Маршалла» являлась постоянным средством давления на французское правительство. Ни Л. Клей, ни Б. Робертсон не чувствовали себя связанными решениями, принятыми в Лондоне, и почти не считались с французскими рекомендациями по реорганизации немецких границ.
Главнокомандующий советской зоны оккупации Германии маршал В. Д. Соколовский, опровергнув решения трёхсторонней Лондонской конференции, 20 марта демонстративно вышел из СКС Берлина, председателем которого он являлся. Все межсоюзнические органы контроля над Германией прекратили своё существование. Исключение составляла только Комендатура города Берлина, но и она была упразднена 1 июля. 31 марта маршал В. Д. Соколовский решил поставить под военный контроль любые отношения между западными зонами Берлина и Германии. США предложили создать временное правительство Германии до 1 августа и организовать выборы в Учредительное собрание до 1 ноября 1948 г. Французские протесты в Вашингтоне остались безрезультатными. Соглашение от 2 апреля определило ряд мероприятий по слиянию трёх западных зон оккупации. Оно предусматривало транспортную, банковскую, денежную, таможенную реформы и реформу внешней торговли.
Вторая стадия Лондонских переговоров проходила с 20 апреля по 2 июня 1948 г. Между французами и англо-американцами продолжали существовать разногласия по поводу центрального немецкого правительства. Французская программа была конфедеративной. США настаивали на выборах в Учредительное собрание на основе всеобщего голосования. 28 апреля 1948 г. состоялось предварительное собрание глав правительств немецких земель. В любом случае, они подчинялись директивам главнокомандующих в выработке основных положений конституции. 3 мая главы земельных правительств французской зоны оккупации высказались против выборов будущего парламента на основе всеобщего голосования. Они ратовали за назначение правительствами земель (ландтагами) коллегии выборщиков.
В конечном счёте, был найден компромисс. Главнокомандующие должны были назначить министров, ответственных за созыв Учредительного собрания. Его депутаты должны были избираться от каждой немецкой земли на основе существовавшей в ней избирательной системы. Для учреждения новых немецких органов управления необходимо было слияние трёх западных зон. Органы военного управления должны были гарантировать безопасность и продолжать мероприятия по разоружению и демилитаризации Германии. Система международного контроля над Руром предполагала участие в ней Франции, США, Великобритании, стран Бенилюкса и Германии. Рурский угольный бассейн должен был остаться в политической системе Германии. Эти правительственные рекомендации были сформулированы в коммюнике 7 июня 1948 г.
Лондонские рекомендации вызвали протест политических партий, печати, общественного мнения, правительства и парламентского большинства во Франции. Уступки Франции казались чрезмерными. Французы были против западногерманского правительства, создание которого незамедлительно повлекло бы за собой советскую угрозу. Они ратовали за отказ от Тризонии, даже ценой эвакуации французской зоны оккупации. Однако у Франции не было средств для проведения независимой германской политики. Ж. Бидо советовал правительству согласиться с созданием за-
падногерманского государства, так как Франция нуждалась в помощи США для восстановления своей экономики. Премьер-министр Франции Робер Шуман требовал гарантий безопасности возрождения немецкого государства и протестовал против централизованной власти в Германии. Р. Шуман был недоволен лондонскими решениями и обвинял Ж. Бидо в недостаточной твердости при отстаивании французских позиций в германском вопросе. Премьер-министр заявил, что Франция проводит не собственную германскую политику, а следует американскому курсу в этом вопросе.
8 июня Ж. Бидо в Совете министров выдерживал четырёхчасовую критику в свой адрес. Радикал Р. Майер упрекал его в отсутствии контроля за угольной продукцией Рура, Ж. Мош, представлявший социалистов, — в усилении разрыва между западными странами и СССР, член Народно-республиканского движения П. Пфлем-лен — в отказе от принципа федерализации Германии [15, с. 288]. Однако Совет министров всё же решил передать Лондонские соглашения на рассмотрение в Национальную ассамблею. На следующий день Ж. Бидо защищал Лондонские договорённости перед комиссией французского министерства иностранных дел. Коммунисты оставались враждебными по отношению к Германии, правые партии также не верили в существование мирной Германии в послевоенной Европе. Социалисты, радикалы и представители Народно-республиканского движения высказались в пользу обновлённой Германии, но посчитали недостаточными гарантии безопасности Франции. Лондонские соглашения были одобрены Национальной ассамблеей с некоторыми оговорками большинством в один голос.
Из шести оговорок, сформулированных Национальной ассамблеей, только одна, требующая интернационализации Рура, не была одобрена США и Великобританией. Оставшиеся пять оговорок касались принципов, которыми должно было руководствоваться в своей работе будущее правительство Германии:
- участие Франции в контроле германского промышленного потенциала;
- длительный оккупационный режим для Германии с целью обеспечения безопасности Франции и выплаты всех репараций;
- недопущение возрождения авторитарного и централизованного Рейха;
- поиск окончательного решения четырьмя державами-победительницами германского вопроса;
- активные действия по экономической и политической организации Европы [15, с. 289].
Провал французских требований, предшествующих Лондонским переговорам в ноябре 1947 г., позволил наконец Кэ дОрсэ проводить разумную германскую политику [15, с. 291]. Франция осознала, что решение германской проблемы содержится в равноправном вхождении Западной Германии в Европейское сообщество. В рамках Брюссельского пакта Ж. Бидо предложил создать экономический и таможенный союз пяти стран-участниц договора. К этому союзу могли присоединиться и все европейские страны. Кроме того, Ж. Бидо ратовал за учреждение европейского парламента. Его преемником на посту министра иностранных дел и последователем его внешнеполитического курса с 26 июля 1948 г. стал Р. Шуман. С этого времени германская политика Франции была направлена на франко-германское примирение в рамках Европейского сообщества.
8 апреля 1949 г. Франция присоединилась к единому западногерманскому экономическому пространству по англо-американскому образцу. Бизония превратилась в
Тризонию. В мае оформилась западногерманская, а в октябре — восточногерманская государственность. Тем не менее, во Франции продолжало существовать мнение о потенциальной угрозе со стороны обновлённой Германии (ФРГ). Французскому правительству предстояло выработать разумную линию поведения в отношениях с ФРГ. ФРГ уже в момент её образования производила стали столько же, сколько Франция, а угля в три раза больше. Кроме того, она пользовалась политической поддержкой со стороны США и Великобритании. Следовательно, Франции было необходимо строить свои отношения с обновлённой Германией не с позиции страны-победительницы, а с позиции сотрудничества, прежде всего, в целях создания единой европейской политики.
Таким образом, в 1945 — начале 1947 гг. французская дипломатия выражала внешнеполитические интересы Ш. де Голля и решала германскую проблему за счёт идеи «величия Франции». Максимально использовать поражение Германии, не допустить её возрождения — таков был стержень французской политики по германскому вопросу. До середины 1947 г. позиция Франции по германскому вопросу оставалась наиболее радикальной и антинемецкой. Германская политика Франции исходила, прежде всего, из защиты национальных интересов и укрепления экономических позиций своего государства. Она предусматривала осуществление комплекса мер, направленных на длительное ослабление Германии: отделение Саара, Рура и Рейнской области, децентрализацию и даже дегерманизацию. Однако, капитулировав перед гитлеровской Германией, после Второй мировой войны Франция перестала играть роль великой державы и была вынуждена считаться с мнениями США, СССР и Великобритании. Долгое время французское правительство пыталось лавировать между англо-американским блоком и СССР, занимать некую среднюю позицию. Однако в условиях «холодной войны» такая политика потерпела крах. В результате внешнего и внутреннего давления в 1947 г. Франции пришлось переориентировать свою германскую политику. Её было необходимо адаптировать к новым условиям: окончательный разрыв с СССР, необходимость укрепления Западной Европы на международной арене и непосредственное участие Германии в восстановлении европейской экономики. Французское правительство присоединилось к англо-американскому курсу по возрождению Западной Германии в форме ФРГ.
Литература
1. Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг. Т. 2. Переписка с Ф. Рузвельтом и Г. Трумэном (Авг. 1941 г. — дек. 1945 г) / М-во иностр. дел СССР М.: Политиздат, 1986.
2. Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны, 19411945 гг.: Сборник документов. Т. 1. Московская конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании (19-30 октября 1943 г.). М.: Политиздат, 1978.
3. Вторая мировая война в воспоминаниях У Черчилля, Ш. де Голля, К. Хэлла, У Леги, Д. Эйзенхауэра / Сост. Е. Я. Трояновская. М.: Политиздат, 1990.
4. Белецкий В. Н. Потсдам 1945. История и современность. М.: Междунар. отношения, 1987.
5. Верт А. Франция 1940-1955. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1959.
6. История Германии: учеб. пособие для студентов вузов: в 3 т. /Западносиб. центр герм, исслед.; Под общ. ред. Б. Бонвеча, Ю. В. Галактионова. Т. 2: От создания Германской империи до начала XXI века. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005.
7. Mahncke D. Berlin im geteilten Deutschland / D. Mahncke. München-Wien: R. Oldenbourg Verlag, 1973.
8. Deutschland unter allierter Besatzung. 1945-1949/55. Ein Handbuch. Hrsg. v. W. Benz. Berlin: Akademie Verlag, 1999.
9. Akten zur Vorgeschichte der Bundesrepublik Deutschland, 1945-1949. Bd. 1. September 1945 - Dezember 1946. München - Wien: R. Oldenbourg Verlag, 1976.
10. Наринский М. М. Англия и Франция в послевоенной Европе. 1945-1949. М.: Наука, 1972.
11. Молчанов Н. Н. Внешняя политика Франции. 1944-1954. М.: Гос. изд-во пол. лит-ры, 1959.
12. Оперативная сводка № 11 по немецким газетам, вышедшим в Берлине 30 декабря 1945 года // Архив внешней политики Российской Федерации (АВП РФ). Фонд 82. Оп. 27. Д. 11. Л. 38, 40-42.
13. Оперативная сводка № 12 по немецким газетам, вышедшим в Берлине 31 декабря 1945 года // Архив внешней политики Российской Федерации (АВП РФ). Фонд 82. Оп. 27. Д. 11. Л. 44-47.
14. Kessel M. Westeuropa und die deutsche Teilung: England und französische Deutschlandspolitik auf den Aussenministerkonferenzen von 1945 bis 1947 / M. Kessel. München: R. Oldenburg Verlag, 1989.
15. Gerbet P. Le relèvement. 1944-1949 / P. Gerbet. Paris: Imprimerie nationale, 1991.
16. Копия записки Я. Малика, П. Федотова — О представлении протоколов первого этапа американо-англо-французских переговоров в Лондоне об уровне германской промышленности, руководстве рурскими шахтами и контроле над ними // Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Фонд 82. Оп. 2. Д. 1163. Л. 98-99.
17. Akten zur Vorgeschichte der Bundesrepublik Deutschland, 1945-1949. Bd. 3. Juni-Dezember 1947. München - Wien: R. Oldenbourg Verlag, 1982.
Об авторе
Величко Нина Веньяминовна — кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и мировой культуры, Витебский государственный университет имени П. М. Машерова, Республика Беларусь. E-mail: ninakosmach@mail.ru
N. V. Velichko
EVOLUTION OF FRENCH POLITICS IN THE GERMAN OF 1945-1949
This article discusses the beginning of France's participation in the union control mechanism in post-war Germany, traces the evolution of its position on the German question in 1945-1949, the attitude of the French authorities to the decisions of the Crimea and Potsdam conferences, looks at the German problem at the Ministry of Foreign Affairs of France, the position of French leadership, Charles de Gaulle and Georges Bidault, the Council of Ministers of Foreign Affairs, the Allied Control Council. The article mentions the process of creating Bizonii, the negative effects of combining the two zones for the French zone of occupation in Germany are determined; a radical revision of the German policy of France is examined, according to which she joined the Anglo-American policy and agreed to the creation of Trizonii and Germany.
Key words: German issue, the German policy of France, Bizonija, the Council of Foreign Ministers (CFM), the Allied Control Council (SCS), the French occupation zone (FZO), Ministerial Council session, the Saar, the Ruhr, the Rhineland.
About the Author
Velichko Nina — didate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of World History and World Culture, Vitebsk State University named after P. M. Mash-erova, Belarus.
E-mail: ninakosmach@mail.ru