Научная статья на тему 'Эволюционные процессы развития международной таможенной системы в условиях глобализации'

Эволюционные процессы развития международной таможенной системы в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
397
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ СИСТЕМА / CUSTOMS SYSTEM / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / CUSTOMS ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиев Магомед Абдулхалимович

Дальнейшая либерализация, гармонизация и унификация таможенных отношений ставит перед современными исследователями широкий спектр нерешённых задач, проблем и спорных вопросов, требующих углублённого изучения таможенной системы РФ. Принципиальное значение имеет и тот факт, что в современных условиях традиционные подходы в практике осуществления таможенных процедур не в состоянии обеспечить должный уровень таможенного администрирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION PROCESSES OF DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL CUSTOMS SYSTEM IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION

Further liberalization, harmonization and unification of customs relations sets a wide spectrum of unresolved tasks, problems and disputable issues before modern researchers. These tasks require profound studies of the customs system of the Russian Federation. Another act of fundamental importance is that in modern conditions traditional approaches in the practice of performing customs procedures are not able to provide the necessary level of customs administration.

Текст научной работы на тему «Эволюционные процессы развития международной таможенной системы в условиях глобализации»



АЛИЕВ М.А.

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация. Дальнейшая либерализация, гармонизация и унификация таможенных отношений ставит перед современными исследователями широкий спектр нерешённых задач, проблем и спорных вопросов, требующих углублённого изучения таможенной системы РФ. Принципиальное значение имеет и тот факт, что в современных условиях традиционные подходы в практике осуществления таможенных процедур не в состоянии обеспечить должный уровень таможенного администрирования. Ключевые слова: таможенная система, глобализация, таможенное администрирование.

Аи!ЕУ MA.

EVOLUTION PROCESSES OF DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL CUSTOMS SYSTEM IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION

Abstract. Further liberalization, harmonization and unification of customs relations sets a wide spectrum of unresolved tasks, problems and disputable issues before modern researchers. These tasks require profound studies of the customs system of the Russian Federation. Another act of fundamental importance is that in modern conditions traditional approaches in the practice of performing customs procedures are not able to provide the necessary level of customs administration.

Keywords: customs system, globalization, customs administration.

В условиях усиления процессов глобализации мировой экономики и растущей интернационализации существенно расширились границы взаимодействия государств по линии товарообмена и таможенного сотрудничества. Резко возросшие объёмы обращающихся между разными странами товаров и денежно-финансовых потоков привели к усилению роли и значения таможенной сферы как составной части общенациональной хозяйственно-экономической системы.

На основе изучения значимых факторов становления и дальнейшего функционирования международной таможенной системы в условиях глобализации условно можно выделить определённые этапы её развития, качественно отличающиеся друг от друга с позиции трансформации её экономической, правовой и институциональной составляющих.

Первый этап (середина XX в. — 1994 г.) характеризуется становлением международной институциональной структуры и международной договорно-правовой основы в сфере таможенного дела. Под воздействием глобализации и интернационализации закладывались условия становления основ таможенного дела в мировой практике международной торговли. Объективными предпосылками для формирования международной институциональной структуры, призванной обеспечить гармонизацию и унификацию таможенных систем, а также совершенствовать многостороннее таможенное законодательство, явились односторонняя протекционистская политика государств, характерная для середины XX в., и преимущественность двустороннего международного товарообмена по ограниченному кругу товаров, существенным образом сужавшие возможности мировой торговли.

Развитие таможенных систем государств к середине XX в. осуществлялось на основе разных подходов в сфере таможенного дела, что значительно затрудняло осуществление внешнеторговых операций. Подписание Конвенции о создании Совета таможенного сотрудничества (СТС) в составе 17 стран (вступила в силу 4 ноября 1952 г.) в 1947 г. позволило сформировать постоянно действующий самостоятельный международный орган, осуществляющий деятельность по многостороннему регулированию вопросов в сфере таможенного дела.

Следует отметить, что развитие международной институциональной структуры сопровождалось формированием договорно-правовой основы в области таможенного дела, направленной на унификацию правил и процедур таможенного оформления грузов на национальном и межгосударственном уровнях в части:

Алиев М.А.

_ЭВОЛЮШОННЫЕ ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТАМОЖНПЮЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ_

1) упрощения и гармонизации таможенных процедур с целью применения при разработке национального таможенного законодательства для того, чтобы таможенные формальности были простыми, понятными и предсказуемыми (в связи с принятием в 1973 г. международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенции Киото)1;

2) классификации товаров, перемещаемых через таможенные границы участниками внешнеторговой деятельности, как основы построения национальных таможенных тарифов в связи со значительным расширением и усложнением номенклатуры товаров в мировой торговле в условиях развития НТП (в связи с принятием в 1988 г. Конвенции о Гармонизированной системе (ГС) описания и кодирования товаров);

3) создания международной системы контроля за транзитом товаров, полностью заменяющей традиционные национальные процедуры и обеспечивающей защиту каждого государства транзита от нелегального ввоза товаров в связи с увеличением объёмов международных перевозок (принятие в 1975 г. таможенной Конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (карнета TIR) под эгидой ЕЭК ООН);

4) упрощения процедуры временного ввоза, способствующей развитию международной торговли и других форм международного обмена (принятие СТС конвенций «О карнет А.Т.А. для временного ввоза товаров» (1961), «О временном ввозе» (1990) и др.

Существенное влияние на развитие таможенных систем государств на данном этапе оказало создание в 1947 г. ГАТТ как международной торговой организации на основе многостороннего Генерального соглашения по тарифам и торговле (1947), направленного на снижение уровня ставок таможенных пошлин по большей части товаров с 40-60%, а по некоторым— с 70-90% до 3-5% к концу 80-х гг.2

Таким образом, на первом этапе развитие международной таможенной системы осуществлялось в следующих направлениях:

- формирование институциональных основ регулирования в сфере таможенного дела, где ведущая роль принадлежит Совету таможенного сотрудничества, как международному институту таможенного администрирования, и Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), в ходе многосторонних переговоров по поводу которого были осуществлены меры по постепенному снижению таможенных тарифов, разработке Кодекса по таможенной оценке товаров, расширяющих и усиливающих компетенцию ГАТТ в данной области;

- разработка и развитие договорно-правовой основы таможенного дела в международных конвенциях и правовых документах СТС и ГАТТ, определивших концепцию и направления функционирования современных таможенных систем.

Второй этап (1994-1999) связан с качественными изменениями в вопросах международной регламентации таможенного дела. В этот период процессы глобализации развиваются намного интенсивнее по сравнению с предыдущим периодом.

Усиление процессов глобализации отразилось на функционировании международной институциональной структуры, связанной с регламентацией таможенного дела, что в свою очередь оказало серьёзное влияние на развитие национальных таможенных систем. Так, в результате преобразования СТС во Всемирную таможенную организацию (в 1994 г.) решалась глобальная задача по содействию в создании и развитии современных многофункциональных таможенных служб во всех странах мира, особенно в тех, где происходят серьёзные экономические преобразования.

Основные направления деятельности СТС в 1990-е гг. принципиальным образом отличались от миссии организации в начале её становления, придавая ей совершенно новое значение в развитии национальных таможенных систем. Для сравнения основных направлений деятельности СТС в 50-е и 90-е гг. XX в., выявления динамики развития данного международного института таможенного сотрудничества, изменения его роли в трансформации многостороннего регулирования вопросов в сфере таможенного дела нами проведён анализ, результаты которого в систематизированном виде представлены в таблице 3.

1 См.: Таможенный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола 1999 г. / Под ред. Л. А. Лозбенко. — М.: Норма, 2004. — С. 7.

2 См.: Назаренко В. М., Назаренко К. С. Таможенное обслуживание внешнеэкономической деятельности: монография. — М.: Издательство «Экзамен», 2001. — С. 18.

Таблица 3

Институциональные основы и предпосылки формирования международной таможенной системы

Направления деятельности СТС в 50-е гг. Направления деятельности СТС в 90-е гг.

Изучение вопросов сотрудничества государств в области таможенного дела Разработка инструментов СТС в качестве международных таможенных стандартов и обеспечение их единообразного применения таможенными службами государств — членов СТС

Оценка технических факторов и экономических аспектов с целью выработки рекомендаций для членов в области унификации таможенных правил и процедур Разработка унифицированных и упрощённых экспортно -импортных таможенных процедур для единообразного применения в практике таможенных служб зарубежных государств

Подготовка конвенций и дополнений к ним Разработка практических мер контроля и борьбы с разного рода нарушениями таможенных правил и контрабандой

Сбор информации, касающейся таможенных процедур Оказание содействие членам Совета в обучении кадров

Обеспечение государств-членов необходимой информацией Развитие систем электронного обмена данными между таможенными службами и другими участниками международной торговли

Формирование основ разрешительной практики по решению спорных вопросов между государствами в таможенной сфере Развитие практики разрешения споров между государствами по таможенным вопросам

Возможность сотрудничества с другими международными организациями Активизация сотрудничества с международными организациями для снижения рисков глобализации, связанных с увеличением трансграничного перемещения товаров, включая контрафакт

Источник: составлено автором на основе: Назаренко В. М., Назаренко К. С. Таможенное обслуживание внешнеэкономической деятельности: монография. — М.: Издательство «Экзамен», 2013. — С. 10, 14.

Отличительными особенностями данного этапа являются:

- изменение стратегических целей в деятельности международных институтов (Всемирной таможенной организации), связанных с регламентацией таможенного администрирования, в условиях усиления глобализации, заключающихся в разработке программ реформирования таможенных служб и оказании содействия в создании и развитии современных многофункциональных таможенных служб во всех странах мира;

- реформирование международных институтов, связанных с регламентацией таможенного администрирования, в рамках формирования глобальной системы регулирования международной торговли (преобразование ГАТТ в ВТО, СТС — во Всемирную таможенную организацию);

- преобразование и развитие национальных таможенных систем в соответствии с современными стандартами и требованиями ВТО, Всемирной таможенной организации и др. в сфере таможенного дела с учётом встраивания в мировую экономику.

Третий этап (1999 г. — наст. время) — функционирование современной международной таможенной системы. в условиях усиления процессов глобализации мировой экономики, дальнейшей активизации международного обмена товарами, объектами интеллектуальной собственности, нестабильности и уязвимости мировой торговли перед террористическими посягательствами, которые могут нанести серьёзный ущерб всей мировой экономике, возникла объективная необходимость в обновлении и усовершенствовании подходов в международной практике осуществления таможенных формальностей и процедур таможенного контроля.

Так, Конвенция Киото в редакции 1999 г., призванная содействовать устранению препятствий в международной торговле в результате существования в различных странах разнообразных и сложных таможенных процедур и несовпадения требований к таможенным формальностям и документам, оказала большое влияние на развитие и формирование современной законодательной и административной базы и практику работы таможенных служб многих стран, способствуя унификации таможенных технологий.

Принятие Всемирной таможенной организацией стратегии повышения безопасности мировой торговли — Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли в 2005 г.,

Алиев М.А.

_ЭВОЛЮШОННЫЕ ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТАМОЖНПЮЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ_

отличающихся принципиально новыми подходами к методам работы и взаимодействия таможенных администраций и деловых кругов, способствовало повышению безопасности мировой цепи поставок товаров. Внедрение и полноценное функционирование Рамочных стандартов безопасности требовало серьёзного реформирования деятельности таможенных служб, т. к. предполагало масштабное обустройство пунктов пропуска на границе путём оснащения их современными средствами технического контроля, глобальную компьютеризацию деятельности таможенных органов не только внутри системы, но и в процессах взаимодействия с таможенными администрациями зарубежных государств и бизнес-сообществом.

В связи с этим функционирование национальных таможенных систем на современном этапе характеризуется активизацией процессов реформирования и совершенствования в данной сфере (в т. ч. и России).

Характерным проявлением данного этапа является усиление комплементарных связей и разноуровневый характер функционирования современной таможенной системы в национальном и наднациональном (региональном) масштабах на основе дальнейшей гармонизации и унификации таможенных отношений.

В сентябре 2010 г. в Брюсселе состоялась первая сессия нового Комитета по вопросам институционального развития Всемирной таможенной организации, на которой обсуждались проблемы формирования Глобальной стратегии институционального развития таможенных служб. Создание Комитета по вопросам институционального развития, по нашему мнению, является наиболее важным элементом содействия реформированию таможенных служб — членов Всемирной таможенной организации, т. к. способствует обмену мнениями и передовым опытом между всеми заинтересованными сторонами, ускоренному развитию данного направления таможенного дела в международном масштабе.

Таким образом, Всемирная таможенная организация играет приоритетную роль в осуществлении координационной и методической работы в сфере унификации и гармонизации практики осуществления таможенных процедур таможенных служб государств-членов, являясь важнейшим международным институтом функционирования, формирования национальных и наднациональных таможенных систем, свидетельствуя об усилении их комплементарных связей в разноуровневом масштабе. Литература

Правовые и нормативные источники

1. Декларация по надлежащему управлению и борьбе с коррупцией на таможне, 1993 г. (Арушская декларация).

2. Соглашение о применении статьи VIIГенерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), действует с 1981 г.

3. Таможенная конвенция о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров (1961), действует с 1963 г.

4. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1959), действует с 1960 г.

5. Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Официальный сайт Комиссии Таможенного союза www.tsouz.ru.

6. Таможенный кодекс Таможенного союза. Научно-практический комментарий к Кодексу / под ред. А. Н. Козырина. — М.: Библиотека «Российской газеты», 2011.

7. Российская Федерация. Законы. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст]: федер. закон: принят Государственной думой 19.11.2010.

8. Российская Федерация. Законы. О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 г. [Текст]: федер. закон: принят Государственной думой 20.10.2010. Специальная литература

9. Данилкин А. Диалог с европейским бизнесом [Текст]/А. Данилкин // Таможня, 2011. — № 16 (279). — С. 16.

10. Дианов А. Ю. Проблема оценки результативности деятельности таможенных органов [Текст] / А. Ю. Дианов // Транспортное дело, 2009. — № 1.

11. Дорожкин Д. В. Формы и методы государственного воздействия на экономику и внешнюю торговлю в условиях адаптации России к международной практике [Электронный ресурс]: Дис.... канд. экон. наук. — Режим доступа: www.rsl.ru.

12. Дюмулен И. И. Международная торговля 2007-2010 гг.: некоторые уроки глобального кризиса

[Текст] /И. И. Дюмулен //Российский внешнеэкономический вестник, 2010. — № 7 (июль). — С. 3-10. References:

1. Declaration on good governance and the fight against corruption at customs, 1993 (the Arusha Declaration).

2. The agreement on implementation of article VII of the General agreement on tariffs and trade (GATT), in force since 1981.

3. Customs Convention on the ATA Carnet for temporary admission of goods (1961), in force since 1963

4. Customs Convention on the international transport of goods under cover of TIR Carnets (1959), in force since 1960

5. Customs code of the customs Union (Annex to the Agreement on the Customs code of the Customs Union adopted by the Decision of Interstate Council of the Eurasian economic community (Supreme body of Customs Union) at level of heads of state of 27 November 2009 No. 17) [Electronic resource]. — Mode of access: Official website of the Customs Union Commission www.tsouz.ru.

6. Customs code of the customs Union. Scientific-practical commentary to the Code / edited by A. N. Kozyrin.

— M.: Library of "Rossiyskaya Gazeta", 2011.

7. Of The Russian Federation. Laws. On customs regulation in the Russian Federation [Text]: Feder. the law: passed by the State Duma 19.11.2010.

8. Of The Russian Federation. Laws. On the accession of the Russian Federation to the International Convention on the simplification and harmonization of customs procedures dated 18 may 1973 in the wording of the Protocol of amendments to the International Convention on the simplification and harmonization of customs procedures of 26 June 1999 [Text]: Feder. the law: passed by the State Duma on 20.10.2010. Special literature

9. Danilkin A. the Dialogue with the European business [Text]/A. Danilkin //Custom, 2011. — № 16 (279). — S. 16.

10. Dianov A. Y. the Problem of assessing the efficiency of activities of customs authorities [Text]/A. Yu. Dia-nov // Transport, 2009. — No. 1.

11. Dorozhkin D. V. Forms and methods of state influence on the economy and foreign trade in the conditions of adaptation of Russia to the international practice [Electronic resource]: Dis.... candidate. Econ. Sciences.

— Access mode: www.rsl.ru.

12. Dyumulen 1.1. international trade 2007-2010: some lessons from the global crisis [Text] /1.1. dyumulen // Russian foreign economic Bulletin, 2010. — № 7 (July). — P. 3-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.