приятиям выбирать необходимые методы Интернет-маркетинга и использовать их, формируя технологию Интернет-маркетинга с учетом ограничений в собственной деятельности. Это становится возможным за счет широкого распространения организаций, оказывающих разовые услуги интернет. Так, малое предприятие имеет возможность использовать набор услуг, предоставляемых специалистами фри-ланс-компаний, для решения определенных Интернет-маркетинговых задач.
Проблемной областью в деятельности малых организаций является, с одной стороны, использование ограниченныхуслуг Интернет-маркетинга, с другой - доступность аналитических инструментов, позволяющих анализировать применение не отдельных методов и инструментов Интернет-маркетинга, а результатов их использования. Результатов маркетинговых коммуникаций, возникающих от применения методов и инструментов Интернет-маркетинга, Интернет-трафика, обладающего характеристиками, ценными для малых организаций. Данный аспект формирует область взаимодействия предприятий малого бизнеса и технологий Интернет-маркетинга, которая является не в полной мере изученной, определяя необходимость дальнейшего исследования.
Таким образом, рынок технологий Интернет-маркетинга является более разветвленной структурой, отличаясь от рынка Интернет-рекламы направленностью на достижение маркетинговых задач компании. Рынок состоит из двух связанных масштабных рынков, выполняющих создание Интернет-трафика (рынок Интернет-рекламы) и обработку Интернет-трафика (рынок оказания услуг Интернет-маркетинга), который разделяется на услуги Интерн ет-м ар кетин га для крупного и среднего бизнеса и специализированные услуги Интерн ет-м ар кетин га для малого (микро) бизнеса. Малые и микропредприятия не имеют возможностей полностью делегировать Интернет-маркетинговую деятельность, используя разовые услуги Интернет-маркетинга при
посредничестве компании, их предоставляющих. Отношения между малыми предприятиями и рынком специализированных услуг Интернет-маркетинга определяют варианты технологий Интернет-маркетинга, формируемых на основе использования методов и инструментов Интернет-маркетинга и внедряемых в деятельность малых предприятий.
Литература:
1. Развитие интернета в регионах России / Сайт поисковой системы Яндекс. URL: https://yandex.ru/ com pa пу/resea rches/201 б/
2. Статистика развития российского интернета в первом квартале 2004 г./Сайт компании Ru Center. URL: https://info.nic.ru/st/63/out_718.shtml
3. Объем рекламы в средствах ее распространения в 2016 году / Сайт ассоциации коммуникационных агентств Российской Федерации. URL: http:/ /www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id7363
4. Объем рекламы в средствах ее распространения в 2015 году / Сайт ассоциации коммуникаци- : онных агентств Российской Федерации. URL: http:/ ' /www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id6462
5. Объем рекламы в средствах ее распространения в 2014 году / Сайт ассоциации коммуникационных агентств Российской Федерации. URL: http:/ /www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id5354
6. Капустина Л. М., Мосунов И. Д. Интернет-маркетинг. Теория и практика продвижения бренда в Сети: монография. - Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. экон. ун-та, 2015. - 102 с.
7. Шахов Д. А. Интернет-реклама как целенаправленная информационно-коммуникативная деятельность // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. -№118.-С. 275-280.
8. Ежегодное российское исследование рынка высоких технологий. Экономика Рунета 20152016 / Сайт Runet ID. URL: http://files.runet-id.com/ 201 6/presentation-re search/presentations/ EconomicaRunetaltogy2016.pdf
9. Счетчики и системы веб-аналитики за июнь 2016 года / Сайт Ruward Track - все рейтинги рунета. URL: http://track.ruward.ru/analytics/201606.
10. Как выбрать агентство комплексного маркетинга в интернете / Сайт холдинга "Люди Дела". URL: http://www.ludidela.ru/articles/kak-vybrat-agentstvo-dlya-kompleksnogo-marketinga-v-internete-/
11. Почему российский рынок Интернет-маркетинга отстает от западного / Сайт энциклопедии маркетинга. URL: http://www.marketing.spb.ru/lib-around/essay/im_market.htm
GO
i-H
О си
-О X
9
г-
CU
си
щ
Кß™ С Ё
293
EVOLUTIONARY APPROACHES TO THE FORMATION OF SOCIAL POLICY AND SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION
Kostanyan Naira Aykovna, Postgraduate student, Institute of Service and Entrepreneurship (branch), Don State Technical University, Shakhty
This article is devoted to the consideration of evolutionary approaches to the formation of social policy and social protection of the population. Based on the study and analysis of scientific literature, a model for the periodization of the genesis of social and socio-economic policies based on the concept of social protection, on the allocation of
sources of funding, recipients of social support, forms of assistance, tools and the existence of a regulatory framework in the context of historical periods is constructed. Considerable attention is paid to one large-scale program of social and economic development of the program "Digital Economy of the Russian Federation". In conclusion, it is concluded that the use of modern information technologies, such as in the digital economy in the implementation of social support programs, is the future, without which the transition to the next stage in the development of social policy and social protection of the population is impossible.
Keywords: social protection system; social support; social security; evolution; digital economy.
УДК 332.14 ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ВАК РФ 08.00.05 СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ НА СЕЛЕНИЯ
© Костанян Н.А., 2018 Данная статья посвящена рассмотрению эволюционных подходов формиро-
вания социальной политики и социальной защиты населения. На основе изучения и анализа научной литературы, построена модель периодизации генезиса социальной и социально-экономической политики на основе концепции социальной защиты, на выделении источников финансирования, адресатов получения социальной поддержки, формы оказания помощи, инструментов и наличие нормативной базы в разрезе исторических периодов. Значительное внимание уделяется одной масштабной программе социально-экономического развития "Цифровая экономика РФ". В заключении содержатся выводы о том, что использование современных информационных технологий, как например в рамках цифровой экономики в реализации программ социальной поддержки - это будущее, без которого невозможен переход на следующий этап развития социальной политики и социальной защиты населения. Ключевые слова: система социальной защиты; социальная поддержка; социальное обеспечение; эволюция; цифровая экономика.
КОСТАНЯН Наира Айковна,
аспирант, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиала), Донской государственный технический университет, Шахты
Становление социального государства имеет длительный путь. Зарождение первых признаков общественной поддержки социально незащищенных слоев населения, можно наблюдать практически с момента возникновения общин. С развитием общества происходят изменения в форме, методах, концепции социальной политики.
Исследование эволюции основ возникновения и развития социальной функции общества от истоков христианской общины до современного государства позволило построить условную модель периодизации генезиса социальной и социально-экономической функции общества и государства. На основе изучения и анализа научной литературы, посвященной проблеме социальной и социально-экономической политики, в различные периоды авторами построена модель периодизации генезиса данной проблемы на основе концепции социальной защиты, выделении источников финансирования, адресатов получения социальной поддержки, формы оказания помощи, инструментов и наличие нормативной базы в разрезе исторических периодов (табл. 1).
Таблица 1
Периоды Концепция социальной защиты Источники финансирования Адресаты Форма оказания помощи Инструменты и механизмы Нормативная база
1 2 3 4 5 6 7
Досоветская Россия
Дохристианский -до IX в. «тихая» помощь (милостыня) административная единица «мир»; члены общины вдовы с малыми детьми; старики; сироты натуральное подаяние старикам и вдовам предоставлялась земля, «Благородно принимать в семью сироту» отсутствие нормативной базы (человеколюбие)
IX в. получение еды в княжеском дворе государство социально незащищенные слои населения пища учреждены богадельни; дома странноприимства; приют для нуждающихся; сиротские училища. Церковный устав 996 г.
1 2 з 4 5 6 7
Досоветская Россия
XVI в церковно-государственный тип соц. презрения царская казна и благотворители социально незащищенные слои населения пища, одежда церковь организует опеку нуждающихся, государство контролирует и финансирует систему презрения Законодательный акт Стоглавый Собор 1551г.
Начало XVII до реформ «Чтобы обеднелые, престарелые и дряхлые граждане, были пристроены в богадельни» царская казна сирые и убогие (бедные, неимущие, инвалиды) пища, одежда создание богаделен (благотворительное заведение для содержания нетрудоспособных лиц (престарелых, немощных, инвалидов, калек и выздоравливающих). Указ Петра 1 1724 г.
1861г. формирование воспитательных домов, училищ, женских уч. заведений царская казна подкидыши и бесприютные дети питание; одежда возданы воспитательные дома, женские уч. заведения, первые училища для низших сословий Указ Екатерины 2 1763 г.
«Благодетельное обществе» дворяне; благотворители нуждающимся «без различия пола, возраста и вероисповедания, при всех проявлениях их нужд от младенческого возраста до глубокой старости» одежда; обувь; топливо введено 63 учебно-воспитательных заведений; 63 богадельни; 32 дома бесплатных и дешевых квартир и 3 ночлежных приюта; 8 народных столовых, отпускавших ежедневно 3 тыс. бесплатных обедов; 4 швейных мастерских; 20 медицинских учреждений. крупнейшая благотворительная организация -Императорское человеколюбивое общество (1802 г.)
Советский период
Периоды Концепция соц. защиты Источники финансирования Адресаты Форма оказания помощи Инструменты и механизмы Нормативная база
Переходный этап начало XX века (до 1917 года) страхование наемных рабочих от всех видов потери трудоспособности за счет взносов предпринимателей наемные рабочие страховые пособия Социальное пособие в случае утраты трудоспособности Положение «О социальном страховании» от 30.10.1917 г.
Этап социального обеспечения, с 1918 г. По 1921 г. социальное обеспечение трудящихся государственное казначейство трудящиеся в виде натурального, продовольственного и вещевого д овольствия Социальное обеспечение трудящихся было распространено на следующие случаи: -временной и постоянной утраты средств к существованию вследствие нетрудоспособности; -оказание всех видов врачебной, лекарственной помощи. «Положение о социальном обеспечении трудящихся» от 31.10.1918 г.
Этап социального страхования - с 1921г. по 1929г. социальное страхование и непосредственное государственное обеспечение за счет государственного бюджета инвалиды военной службы и члены их семей, члены Рабоче-крестьянской Красной Армии медицинская помощь всем гражданам; социальная поддержка работающих народный комиссариат здравоохранения расширяет сеть яслей, домов матери и ребенка; создание сети медицинских учреждений 15.11.1921 принимается постановление Совнаркома «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом»
Этап государственной социальной защиты - с начала 1930-х г. До середины 1980-х годов. социальная защита в виде социального обеспечения государственные фонды; общественные средства инвалиды, пенсионеры пенсии;пособия; медицинская помощь в ведении органов социального обеспечения находились техникумы-интернаты и профессионально-технические школы-интернаты, где инвалиды получали специальность. Социальное обеспечение
Настоящее время
Периоды Концепция соц. защиты Источники финансирования Адресаты Форма оказания помощи Инструменты и механизмы Нормативная база
1-й этап (1991-1993) - компенсация последствий шоковой терапии собесы и их отделы, новая сеть социальных учреждений, обслуживание одиноких престарелых и инвалидов, приюты для детей, государственные предприятия престарелые; инвалиды; сироты форма социальных льгот, не всегда финансово обеспеченная категориальный подход к оказанию экстренной помощи наиболее уязвимым слоям населения (дети, многодетные семьи, пенсионеры, беженцы, демобилизованные военнослужащие, инвалиды, пенсионеры и т.д.) В 1990г. принимается ЗРФ «О государственных пенсиях в РФ», в 1991 г. создан Пенсионный фонд указ №822 «О Фонде социального страхования РФ»
1 2 3 4 5 6 7
2-й этап (1993-1995) - создание фондов социальной поддержки общественный контроль над бедностью за счет нормативных отчислений от приватизации престарелые; инвалиды; сироты социальные льготы формирование Фонда социального страхования, Пенсионного фонда, Фонда занятости, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты К 1996 г. более 46 гарантий и льгот по материальному обеспечению материнства и детства.
3-й этап (1995-2000) - переход к адресным формам социальной защиты, развитие антикризисных форм социальной защиты населения отделы адресной помощи, создание информационной системы, переход от пассивных форм социальной защиты к активным формам, средства фонда, пенсионные резервы и пенсионные накопления. за счет средств бюджета, отчислений работающего населения пенсионеры; инвалиды; сироты; незащищенные слои населения социальные льготы разрабатывает правила фонда; заключает пенсионные договоры и договоры об обязательном пенсионном страховании; аккумулирует пенсионные взносы и средства пенсионных накоплений; ведет пенсионные счета негосударственного пенсионного обеспечения; В 1997 г. - Закон о прожиточном минимуме. ФЗ от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах
4-й этап (2000 г. по настоящее время) - совершенствование и трансформация функциональных блоков механизма социальной защиты совершенствование и развитие страховой части социальной защиты. Формирование комплексной системы пенсионного обеспечения. за счет средств федерального бюджета; внебюджетные фонды военнослужащие; граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; нетрудоспособные граждане. социальная пенсия Монетизация льгот. Механизм индексации в ситуации инфляции. Корректировки механизмов индексации (напр., в 2013 г. изменен порядок индексации - вместо 2 раз в год будет осуществляться 1 раз в год) №166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении». № 122-ФЗ от 22.08.2004 «О монетизации льгот»
2017 год -Цифровая экономика повышение уровня жизни населения за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников здравоохранение; образование; правительство. граждане страны данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет Распоряжение от 28 июля 2017 г. № 1632-р программу "Цифровая экономика Российской Федерации"
Отечественные и зарубежные ученые: Ф.Г. Тернер, М.И. Туган-Барановский, Э. Тоф-флер, В.Л. Иноземцев и ряд других, - отмечают в своих исследованияхтотфакт, что способ общественного устройства, формы организации труда и характер трудовых отношений, уровень развития производительных сил оказывают определяющее воздействие как на размеры семьи, структуру общества, так и на механизмы и системы социальной защиты населения, а также роль человека, общественных структур и государства в вопросах их организации [1].
Социальная поддержка - система мероприятий субъектов социальной работы, направленная на решение проблем личности, которая пребывает в сложных жизненных обстоятельствах путем предоставления ей помощи или необходимых социальных услуг.
Зарождение социальной поддержки населения в дохристианский период строилась на
концепции "вдовья помочь" - тихая милостыня (жители деревни приходили к дверям избы и оставляли на крыльце продукты). Адресатами являлись вдовы с малыми детьми, старики, сироты. Помощь оказывалась в натуральном виде. Так пример, была "вдовья помочь": с каждого двора выделялся "пай" зерном, дровами, сеном для семьи, лишившейся кормильца.
Источником финансирования в дохристианский период являлся "мир", с правовой точки зрения - это административная единица (община, ветвь). С церковной же точки зрения - приход. Община обеспечивала экономические, социальные, правовые и духовные условия жизнедеятельности своих членов.
В период крещения Руси и правления Князя Владимира концепция социальной защиты строилась уже на уровне Княжества и носила характер поддержки нищих и убогих (социально-незащищённых слоев населения) путем предоставления пищи и еды на княжеском дво-
ре. В данный период действовал Церковный устав 996 года. Попечение о бедных возлагалось на духовенство.
Особую роль в истории социальной работы России имеет Стоглавый Собор 1551 года. На этом церковном соборе были зачитаны царские вопросы, проникнутые нестяжательским духом. Ответы на них составили сто глав приговора собора, откуда и его название: Стоглавый, или Стоглав. Решения сборника касаются как религиозно-церковных, так и государственно-экономических вопросов.
На этом соборе царь Иван IV Грозный впервые высказал мысль о необходимости государственной помощи всем страждущим. Собор отметил, что нищенство в России достигло страшных размеров и отсутствие при этом надлежащих мер призрения. Собор рекомендовал: "Всех прокаженных и престаревших переписать по всем городам и в каждом устроить богадельни мужские и женские". Содержание призреваемых полагалось осуществить за счет частной милостыни.
Следующим, наиболее значимым этапом развития социальной защиты в России является время правления Петра I. Адресатами социальной защиты по Указу Петра I (1724 г.) были "сирые и убогие". Концепция социальной защиты заключалась в следующем: "Чтобы обеднелые, престарелые и дряхлые граждане, как и мужская, так и женская пола, которые пропитания не имеют и работать не могут, были пристроены в богадельни и прилежным присмотром оставлены не были" [2].
Во второй половине XVIII века, во время правления Екатерина II был подписан указ, в соответствии с которым для "подкидышей и бесприютных детей" создавались воспитательные дома в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. Одним из выдающихся деятелей в сфере развития социальной защиты населения в России являлся личный секретарь императрицы Екатерины II И. И. Бецкой. Под его руководством были сформированы первые воспитательные дома, первые женские учебные заведения, первые училища для низших сословий, разработана программа образования и воспитания для "третьего сословия". В период правления Екатерина II учредила ряд благотворительно-медицинских учреждений: родильные дома, госпитали, больницы.
В нaчaлeXVII века начался бурный рост числа самых разнообразных благотворительных обществ,учреждений и заведений. К числу наиболее известных благотворительных заведений следует отнести Императорское Челове-
колюбивое общество, Ведомство учреждений Императрицы Марии, Попечительство о домах трудолюбия и работныхдомах. За годы царствования Александра I было основано десять богоугодных заведений в Петербурге и учреждено шесть попечительных комитетов в Москве.
"Императорским человеколюбивым обществом" были учреждены такие заведения, как Попечительный комитет о бедных, Институт слепых, Маросейский богадельный дом. Стержнем системы социальной защиты стало Императорское человеколюбивое общество. К 1806 году в его ведении было свыше 225 заведений: 63 учебно-воспитательных, 63 богадельни, 32 дома дешевых и бесплатных квартир и ночлежных домов, 4 швейных мастерских, 8 столовых с ежедневной раздачей трех тысяч бесплатных обедов, 20 медицинских учреждений, 29 комитетов по оказанию помощи неимущим деньгами, одеждой и обувью, топливом и т.д. [3].
Право на социальную защиту имели такие категории населения, как бедные семьи, раненые, военные, бедные ремесленники, дети, вдовы, сироты, бедные женщины, старики, инвалиды, безработные,учащиеся, семьи осужденных.
Всякое действие порождает противодействие, в том числе и в обществе, во взаимоотношениях классов и сословий. Во всяком обществе не могут не возникать социальные противоречия, которые, в свою очередь, в периоды крайнего их обострения порождают столкновения интересов, стремлений. Они принимают разные формы - от ежедневной борьбы (невыполнения или плохого выполнения повинностей, борьбы в судах за землю) до открытых восстаний, вплоть до наивысшей их формы - гражданских войн больших масштабов.
30 октября 1917 года было опубликовано сообщение "О социальном страховании", подписанное Народным комиссаром труда А. Шляпниковым. В сообщении говорилось: "Пролетариат России поставил на своем знамени полное социальное страхование наемных рабочих, а также городской и сельской бедноты". Отмечалось, что "ни царское правительство, ни коалиционно-соглашательское правительство не осуществило рабочих страховых требований".
Далее началась перестройка, которая заключалась в переходе в 1918 г. с этапа социального страхования к этапу социального обеспечения, что рассматривалось как вынужденная чрезвычайная мера в условиях иностранной интервенции,гражданской войны,голода и
ш %
о
ш
2: о
X
о ^
л
■X ■X ■X
298
разрухи, и осуществления обеспечения преимущественно в натуральной форме на уравнительных началах по минимальным нормам.
31 октября 1918 г. принято "Положение о социальном обеспечении трудящихся". Социальное обеспечениетрудящихся было распространено на следующие случаи:
- временной утраты средств к существованию вследствие нетрудоспособности, независимо от причин, ее вызвавших;
- постоянной утраты средств к существованию вследствие нетрудоспособности, вызванной увечьем, болезнью, старостью и т.д.;
- оказание всех видов врачебной, лекарственной помощи и родовспоможения нуждающимся в них лицам;
- утраты средств к существованию вследствие безработицы, произошедшей по вине безработного.
Средства на социальное обеспечение стали отпускать в сметном количестве из государственного казначейства, поэтому был упразднен фонд социального обеспечения. С апреля 1919 г. государство взяло на себя финансирование основной части расходов по социальному обеспечению.
Следующий этап Советского периода - это этап социального страхования (1921-1929 гг.). 15 ноября 1921 года принимается постановление Совнаркома "О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом". В соответствии с указанным положением было вновь введено обязательное медико-социальное страхование наемных работников. 13 марта 1922 года Нар-комсобес утвердил положение о фондах социального страхования. Это были операционные фонды социального страхования и Всероссийский запасной фонд социального страхования. Фонды социального страхования составляются из:
- взносов предприятий, учреждений, хозяйств и лиц, пользующихся наемным трудом, на все виды социального страхования;
- пени и штрафов, налагаемых на предприятия, учреждения, хозяйства;
- штрафов, налагаемых на рабочих и служащих за прогулы;
- процентов на капиталы, из доходов предприятий и учреждений.
Последний этап Советского периода - это государственная социальная защита (с начала 1930-х г. до середины 1980-х г.).
1 августа 1989 г. Верховным Советом СССР был принят Закон СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения".
Социальная защита в виде социального обеспечения осуществлялась в СССР в следующих организационно-правовых формах:
- государственное социальное страхование рабочих и служащих, приравненных к ним лиц и их семей;
- социальное страхование колхозников за счет централизованного фонда социального страхования;
- социальное обеспечение колхозников за счет централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников;
- социальное обеспечение государственными органами за счет прямых ассигнований государственного бюджета;
- дополнительные формы социального обеспечения за счет средств отдельных колхозов, фондов, творческих союзов.
Все указанные выше формы социального обеспечения строились на единых общих принципах:
- всеобщность социального обеспечения (т.е. равное для всех трудящихся СССР право при наступлении конкретных обстоятельств получить определенные виды обеспечения независимо от расы, пола, вероисповедания);
- всесторонность и многообразие видов социального обеспечения (пенсии, пособия, содержание в домах инвалидов и престарелых, протезирование, обучение инвалидов и их трудоустройство);
- обеспечение за счет государственных и общественных средств без каких-либо удержаний из зарплаты трудящихся;
-достаточность размеров возмещения для удовлетворения не только самых насущных жизненных потребностей, но и иных материальных и духовных запросов граждан.
В социальном обеспечении престарелых важную роль играло социальное обслуживание: широкая сеть домов-интернатов, в том числе и для детей-инвалидов с полным государственным обеспечением; протезирование и бесплатное или на льготных условиях предоставление средств передвижения инвалидам; льготы инвалидам и некоторым другим категориям пенсионеров по проезду на внутригородском, воздушном,железнодорожном и водном транспорте, а также жилищные, бытовые и налоговые льготы.
Социальная эволюция является процессом преобразования и перестройки общества, в ходе которой оно качественно изменяется и отличается от предыдущей формы.
Гражданская война в России начала XVII в., составной частью которой стала цепь народ-
ных восстаний, открыла целую эпоху мощных социальных потрясений. Вызваны они были усилением натиска феодалов, государства на народные низы, прежде всего окончательным закрепощением крестьянства, основной массы населения России. Логика, диалектика истории, помимо прочего, состоит в том, что укрепление государства - результат трудовых и ратных усилий народных низов - сопровождается ухудшением положения последних, усилением давящего на них пресса всяких податей, барщинных и иных повинностей.
Советский период охватывает 1917-1991 гг. В этот период социальная работа рассматривается в развитии идеологии шефской помощи, деятельности профсоюзов, которые включают в себя ряд составляющих: социальное обеспечение, дефектология, государственное социальное страхование. Вопросы организации общественного призрения традиции благотворительности и меценатства стояли за гранью существовавшей идеологии.
20 ноября 1990 года был принят закон "О государственных пенсиях в РФ" в соответствии с которым был создан Пенсионный фонд России как самостоятельная внебюджетная кредитно-финансовая система. Образовав в лице этого фонда собственную финансовую основу, российская пенсионная система обособилась от пенсионной системы СССР.
Указом президента РФ от 07.08.1992 г. №822 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" функции страхования были изъяты из ведения профсоюзов и переданы Фонду социального страхования. Были определены три направления социальной защиты: социальное обеспечение, социальное обслуживание и социальная помощь. Планировали разработать государственные стандарты социального обслуживания, порядок разработки и реализации соответствующих федеральных программ. Было намечено усовершенствовать систему выплат пособий и предоставления льгот. В сфере занятости ориентировались на создание более эффективной ее структуры, которая должна была способствовать сокращению безработицы. Однако, начался период высокой инфляции, что вело к дефициту средств бюджета.
Далее вступает в силу ФЗ от 24 октября 1997 года №134-Ф3 "О прожиточном минимуме в РФ".
Прожиточный минимум в целом по РФ предназначается для:
- оценки уровня жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
- обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
- формирования федерального бюджета;
-другихустановленных федеральным законом целей.
7 мая 1998 года № 75-ФЗ вступает в силу Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах".
Негосударственный пенсионный фонд -организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование.
Настоящий Федеральный закон регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, втом числе по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию, реорганизации и ликвидации указанных фондов, а также устанавливает основные принципы государственного контроля за их деятельностью.
Следующий период развития социально-экономической политики - это 2000-ые года. Здесь вступает в силу закон от 15.12.2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в РФ".
Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют:
- граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
- иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, - на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.
Следующим шагом было введение в действие закона о монетизации льгот от 22.08.2004 года №122-ФЗ. Настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и орга-
нами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения. ^ При переходе к системе социальной защи-^С ты граждан, основанной на положениях на-^ стоящего Федерального закона, субъекты Рос-^ сийской Федерации и муниципальные
образования должны: Ц1 - при замене льгот в натуральной форме ^ на денежные компенсации вводить эффектив-^ ные правовые механизмы, обеспечивающие [у, сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других 0 обстоятельств;
~р - реализовывать принцип поддержания 0 доверия граждан к закону и действиям госу-5С дарства путем сохранения стабильности пра-СО вового регулирования;
* - предоставлять гражданам возможность в
* течение разумного переходного периода адап-зоо тироваться к вносимым в законодательство
изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений;
- не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц.
Следующей масштабной программой социально-экономического развития стала программа "Цифровая экономика РФ" от 28.07.2017 г. №1632-р [4].
Цифровая экономика - это совокупность общественных отношений, складывающихся при использовании электронных технологий, электронной инфраструктуры и услуг, технологий анализа больших объёмов данных и прогнозирования в целях оптимизации производства, распределения, обмена, потребления и повышения уровня социально-экономического развития государств.
В рамках реализации перехода к цифровой экономике приняты две концептуальные стратегии - Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы и Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. Они задают вектор развития и национальные приоритеты для нас на долгосрочный период - внедрение новых форматов государственного управления и переход к цифровой экономике [5].
Программа развития отечественной цифровой экономики также является социально ориентированной, стремится всемерно содействовать созданию новых возможностей для улучшения жизни всех социальных групп населения.
Признание перспектив развития, связанных с электронной торговлей, нашло отражение в ряде ранее принятых стратегических документов Российской Федерации. В Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, подготовленном Минэкономразвития России и утвержденном Правительством Российской Федерации, отмечается, что рост производительности труда в торговле и некоторых других отраслях будет обеспечен переходом на новые формы производства, такие как Интернет-торговля и другие виды электронных услуг. Создание условий для развития компаний, работающих в области электронной торговли, предусмотрено в тексте Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержден ной Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р. Важность гармоничного развития электронной торговли подчеркивается и в проекте Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы.
Построение модели периодизации генезиса социальной и социально-экономической функции общества и государства позволило отследить тенденции изменения непосредственно концепции оказания социальной поддержки, методов и инструментов, а также выявило сокращение периодов смены концепции и возникновение новых методических инструментов контроля адресности оказания социальной поддержки.
По нашему мнению, использование современных информационных технологий, как например в рамках цифровой экономики в реализации программ социальной поддержки -это будущее, без которого невозможен переход на следующий этап развития социальной политики и социальной защиты населения.
Примечания:
1. Тернер Ф.Г. О рабочем классе и мерах к обеспечению его благосостояния // Кооперация, страницы истории. Т. 1. - М.: Наука, 1998. - С. 224-300;
Туган-Барановский М.И. Экономические очерки.
- М.: Российская политическая энциклопедия, 1998;
Тоффлер Э. Третья волна. - М.: ACT, 1999; Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества.
- М.: Наука, 1988.
2. Катальников В.Д. Социальная защита: учебное пособие. - Ростов-на-Дону : Сервис-связь, 2007. -384 с.
3. Соколов А.Р. Благотворительная деятельность "Императорского Человеколюбивого общества" в XIX веке // Вопросы истории. - 2003. - № 7. - 112 с.
4. Официальный Интернет-ресурс "Консультант Плюс" [Электронный ресурс] ШЬИНр:// Ийр^Лллллл/.сопзиКап 1.ги/с1оситеп1/соп5_с1ос_ 1_А\Л/_221756/.
5. Официальный Интернет-ресурс Экономика -№ 7 июль 2017 - 01 августа 2017 [Электронный ресурс] http://bujet.ru/article/324346.php
ENSURING FOOD SECURITY OF THESTA ТЕ ON THE BASIS OF STIMULA TION OF ACTIVITY OF AGRARIAN STRUCTURES Kotenyov Alexander Dmitrievich, PhD of Economics, Assistant Professor, Department of Social-Economic and Humanitarian Disciplines, Stavropol branch of Ministry of Krasnodar University of Russian interior Ministry, Stavropol
in article the nature of food security of the state is considered. The attention to need of achievement of her necessary level, by means of stimulation of activity of agrarian structures is focused. Authors have come to a conclusion about inefficiency of the import substitution policy pursued by the state which, according to her developers had to act as a motivational component to the Russian economy.
Keywords: food security; state support; regulation; agro-industrial complex; import substitution; subsidizing; agriculture.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УДК 339.5
ГОСУДАРСТВА НА ОСНОВЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ВАК РФ 08.00.05
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРАРНЫХ СТРУКТУР
В статье рассмотрена природа продовольственной безопасности государства. © Котенев А.Д., 2018 Акцентировано внимание на достижении её необходимого уровня, посредством стимулирования деятельности аграрных структур. Автор пришел к выводу о неэффективности проводимой государством политики импортозаме-щения, которая, по мнению её разработчиков, должна была выступить в роли мотивационного компонента российской экономике.
Ключевые слова: продовольственная безопасность; государственная поддержка; регулирование; агропромышленный комплекс; импортозамещение; субсидирование; сельское хозяйство.
Ситуация, раскрывающая положение в сельском хозяйстве России, характеризуется как нестабильная. Говоря о необходимости обеспечения продовольственной безопасности в контексте реализации политики импортозамещения, следует отметить, что данная проблема не нова и находит свое отражение в работахученых-агра-риев уже во второй половине девяностых годов двадцатого столетия, в условиях погружения экономики государства в состояние дефолта.
Важнейшей задачей развития аграрной сферы, как стратегического участника механизма обеспечения продовольственной безопасности государства является формирование условий, характерными особенностями которых выступают: обеспечение доступными и экологически качественными продовольственными товарами, формирование занятости трудоспособного сельского населения, загрузка имеющихся производственных мощностей, социальное развитие сельской местности, производство, как для внутреннего, так и внешнего рынка конкурентоспособной продукции. Для достижения указанной задачи необходим комплекс мер государственного воздействия, учитывающий, с одной стороны, особенности аграрного производства, а с другой - сложившуюся геополитическую ситуацию.
В условиях геополитической напряженности, вызванной действием введенных санкций, а также ответным продовольственным эмбарго, государственное регулирование аграрного сектора эконо-
КОТЕНЕВ Александр Дмитриевич, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, Ставрополь