Научная статья на тему 'Эволюционные изменения украинских автобиографических мемуаров ХХ века'

Эволюционные изменения украинских автобиографических мемуаров ХХ века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
71
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ МЕМУАРЫ / AUTOBIOGRAPHICAL MEMOIRS / МЕМУАРНО-АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ / ЭВОЛЮЦИЯ / ЖАНРОВАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ / МОДИФИКАЦИЯ / СТРУКТУРА / ПОВЕСТВОВАНИЕ / ЦИКЛИЗАЦИЯ НОВЕЛЛ / CYCLIZATION OF NOVELS / МЕТАЖАНР / MEMOIRS-AUTOBIOGRAPHICAL REMINISCENCES / GENRE EVOLUTION / STRUCTURE EVOLUTION / GENRE SORT / GENRE MODIFICATION / TYPOLOGICAL KIND / STRUCTURE OF NARRATION / METAGENRE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Черкашина Татьяна Юрьевна

Украинские автобиографические мемуары ХХ века были представлены многочисленными жанровыми модификациями, первые образцы которых появились в начале прошлого столетия. В течение века усложнялась структура повествования, мемуары синтезировались с другими жанрами, возникали новые структурно-типологические виды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTIONAL CHANGES OF THE UKRAINIAN AUTOBIOGRAPHICAL MEMOIRS OF THE XX TH CENTURY

The Ukrainian autobiographical memoirs of the XX th century were presented by the numerous genre modifications. The first examples of them appeared at the beginning of the last century. Structure of narration complicated, memoirs synthesized with another genres, new structural-typological kinds arised during this century.

Текст научной работы на тему «Эволюционные изменения украинских автобиографических мемуаров ХХ века»

О. А. Плахова

ВАРИАТИВНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ЭКСПЛИКАЦИИ КАТЕГОРИИ .

гуманитарное направление

15. Wedgwood H. A Dictionary of English Etymology. London: Trtbner & Co., 1872. 744 p.

16. Rhys E. Fairy Gold: A Book of Old English Fairy Tales. London: J.M. Dent & Co., s.a. 305 p.

17. The Pretty and Entertaining History of Tom Thumb, with His wonderful Escape from the Cow's Belly. Otley: W. Walker, s.a. 16 p.

18. Johnson C. The Oak-Tree Fairy Book. Boston: Little, Brown & Co., 1905. 365 p.

19. Tibbits Ch. J. English Fairy Tales: Folklore and Legends. London: Gibbins and Co., 1904. 198 p.

20. Кирияк О. А. Социокультурный концепт «воровство» в русском и английском языковом сознании: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Белгород, 2009. 25 с.

VARIABILITY AS A CONDITION OF EXPLICATION OF THE MIRACULOUS

IN FOLK TALE DISCOURSE

© 2014

O. A. Plakhova, doctor of philological sciences, associate professor, associate professor of theory and methods of teaching of foreign languages and cultures department

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: The article focuses on the role of folklore work variability in preservation of the scope of national mythological notions. The miraculous as an aestheticized form of the supernatural becomes explicit in the aggregate of folklore texts constituting folk tale discourse. A scrupulous study and interpretation of English folk tale variants allow to detail the mythological world view of the English ethnos.

Keywords: folklore tradition, variability, mythological notions, folk tale discourse, the miraculous, mythological consciousness, linguistic culture.

УДК 821.161.2-94.09"19"

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ УКРАИНСКИХ АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ

МЕМУАРОВ ХХ ВЕКА

© 2014

Т. Ю. Черкашина, кандидат филологических наук, доцент, докторант Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, Луганск (Украина)

Аннотация: Украинские автобиографические мемуары ХХ века были представлены многочисленными жанровыми модификациями, первые образцы которых появились в начале прошлого столетия. В течение века усложнялась структура повествования, мемуары синтезировались с другими жанрами, возникали новые структурно-типологические виды.

Ключевые слова: автобиографические мемуары, мемуарно-автобиографические воспоминания, эволюция, жанровая разновидность, модификация, структура, повествование, циклизация новелл, метажанр.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Интерес к мемуаротворчеству, как правило, возникают в переломные этапы жизни общества и конкретно взятого человека, у которого появляется потребность правдиво рассказать о том, свидетелем, участником либо очевидцем чего он был лично. При этом объектом внимания мемуариста может быть эпоха, в которую он жил и творил, люди, которые встречались на его пути, различные жизненные впечатления и эмоции.

Говоря о типологии мемуарного письма, чаще всего мемуаристы обращаются к трем основным разновидностям жанра мемуаров - историческим, биографическим и автобиографическим мемуарам.

В исторических мемуарах мемуарист с позиции хроникера рассказывает, прежде всего, про определенные события и явления, которые прошли перед глазами автора. Наиболее часто они изучаются историками из-за своей большой информативной составляющей и наличие тех непосредственных «живых» свидетельств, которые нельзя получить из официальных документальных источников.

Биографические мемуары представляют собою воспоминания про внешний и внутренний мир хорошо знакомого человека и основное внимание к ним обращено со стороны литературоведов.

Автобиографические мемуары обращены к описанию жизни автора, событий, участником которых он был лично, своего жизненного опыта, впечатлений и наблюдений и т. п.

Автобиографические мемуары в большинстве случаев не выделяются в особую разновидность, хотя и имеют ряд отличительных типологических черт.

Анализ последних исследований и публикаций. Говоря об их литературоведческом изучении, следует отметить, что чаще всего речь идет об исследовании конкретных мемуарно-автобиографических произведений, в то вре-

мя как комплексный анализ данного вида мемуаристики все еще находится на маргинесах теоретических и историко-литературных научных работ.

В полной мере это утверждение относится и к украинской автобиографической мемуаристике, отдельные произведения которой были объектом рассмотрения А. Галича [1], Г. Маслюченко [2], Т. Гажой [3], А. Цяпы [4], Е. Скнариной [5] и других ученых, обративших внимание на идейно-содержательное и тематическое многообразие конкретных автобиографических мемуаров, специфику выражения авторской идентичности, синтез документального и личностного. Однако и сегодня недостаточно изученной остается поэтика украинских автобиографических мемуаров, их структурные и нарративные особенности и другое.

Формирование целей статьи. Целью нашего исследования мы избрали рассмотрение эволюционных изменений украинских автобиографических мемуаров ХХ века на текстовом уровне.

Изложение основного материала исследования с обоснованием полученных научных результатов. Жанр мемуаров был одним из наиболее продуктивных жанров документального письма в украинской литературе ХХ века. Автобиографические мемуары как одна из его жанровых разновидностей была представлена многочисленными жанровыми модификациями, различными по структурно-типологическим характеристикам, степени документальности и художественности, полнотой подачи мемуарного материала и др.

Рубеж Х1Х-ХХ веков, отмеченный на Украине кардинальными общественно-политическими изменениями, вызвал усиленный интерес к историко-аналитиче-скому мемуаротворчеству известных украинских общественных и политических деятелей.

Так, в течение 1910-1920-х годов появляется значительное количество автобиографических мемуаров (в частности «Воспоминания» («Спогади») [6] Евгения

гуманитарное направление

Т. Ю. Черкашина

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ УКРАИНСКИХ АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ...

Чикаленко, «Мои воспоминания» («Мо! спомини») [7] Софии Русовой и др.), авторы которых сделали попытку комплексно исследовать современную им эпоху, показать ее взаимосвязь с собственной жизненной судьбой, акцентировать внимание на личном вкладе в общественно значимые события.

Для этих произведений был характерен ретроспективный, логично последовательный, сюжетно-событий-ный тип повествования от имени автодиегетического нарратора, идентичного образам и главного персонажа.

Так же как и в жанре автобиографии, художественное время и пространство отображали реальный авторский биографический хронотоп, вследствие чего основная сюжетная линия выстраивалась во временных границах реальной авторской жизни, а пространственные характеристики повествования соотносились с действительной автогеобиографией мемуариста.

Типичной чертой мемуаров данного вида была эпохальность. При этом история индивидуальной жизни автора, история его личной судьбы, отображалась в тесном взаимодействии с историей жизни современного ему общества и современных ему людей.

Исходя из масштабности (по количеству охваченной информации), полисюжетности и политематичности мемуаров данного вида, произведения имели усложненную структуру повествования. Как правило, в пределах одного произведения синтезировалось несколько мемуарных жанров - собственно мемуары, которые выступали жанровым ядром произведения, авто- и литературный портрет, автобиография, в большинстве случаев неполная, отображающая в основном внешне событийную сторону жизни автора и частично внутренне психологическую.

Большого значения придавалось документальной основе произведений, вследствие чего в текстовую канву вводились посылания либо непосредственно полнотекстовые варианты реальных документов того времени, которые подтверждали слова мемуариста либо служили дополнительным источником информации.

В мемуарах данного вида автор выступал в качестве главного действующего лица, и именно он выступал основным нарратором повествования.

Уже в мемуарно-автобиографических произведениях первых десятилетий ХХ века брала начало традиция выстраивания повествования от момента рождения главного персонажа, идентичного автору, до определенного этапа его жизненного пути, на который припадали важные социально-исторические события жизни современного ему общества.

Так, для большинства автобиографических мемуаристов начала ХХ века кульминационной точкой произведений становился этап возникновения, развития и краха украинской государственности в 1917-1919 годах.

Историко-аналитические автобиографические мемуары охватывали значительный период жизни автора и были довольно объемными, занимая большое количество страниц.

В произведениях этой группы преобладал документальный стиль письма, степень беллетризации была довольно незначительной. На первый план выходила информационная, фактографическая составляющая и первоочередную роль отводилось авторскому голосу, авторской интерпретации поданных событий и фактов.

Степень эмоциональности зависела от выбранного автором стиля письма. В одних случаях эмоционально насыщенными были сами факты, особенности их текстового размещения (как правило, через градацию), в других - эмоциональный фон создавали личностные оценки и комментарии автобиографического мемуариста.

Автобиографические мемуары хроникального типа в течение ХХ века создавались не только видными политическими и общественными деятелями (как например, Евгений Чикаленко, София Русова, Александр Барвинский, Николай Галаган, Дмитрий Дорошенко и другие), но и известными литераторами, которые на

склоне лет, оглядываясь на прожитую жизнь, оставляли «живые» свидетельства очевидца про литературную, общественную, культурную, духовную и прочую жизнь современного им общества. Показательными в этом плане стали фундаментальные автобиографические мемуары «Дар Эвдотеи» («Дар Евдоте!») [8] Докии Гуменной и «Встречи и прощания» («Зустрiчi i прощання») [9; 10] Григория Костюка.

Однако более типичными были частичные автобиографические мемуары без претензии на всеобъемле-мость и эпохальность, которые либо отображали интересные моменты из авторской жизни либо знакомили читателей с важным, нередко определяющим всю дальнейшую судьбу автора, этапом жизненного пути.

Одной из популярных форм подачи мемуарно-ав-тобиографического материала становится циклизация рассказов или новелл, каждая из которых может существовать как отдельное мемуарно-автобиографическое произведение малого прозаического жанра, а в совокупности представлять дискретные воспоминания, отображающие жизнь, жизненные впечатления и эмоции автора.

Так, одним из первых мемуаристов, избравших эту форму, стал Андрей Заливчий, автор сборника новелл «Из детских лет» («З лгг дитинства») [11].

Для своих мемуарно-автобиографических воспоминаний автор избрал нетипичную для украинской мемуаристики того времени циклизацию разрозненных ассоциативно-психологических новелл, каждая из которых была композиционно и структурно завершенным произведением.

Данные воспоминания носили ярко выраженный импрессионистический характер, были бессюжетными, и их основной целью было отображение эмоционального фона того времени во всем многообразии его красок, чувств и настроений.

С конца 1930-х годов мемуарно-автобиографические новеллы начинают объединяться в циклы не только ассоциативно-психологическими связями, но и по хронологическим и тематическим принципам. Примером воспоминаний данного вида стал сборник новелл Богдана Лепкого «Сказка моей жизни» («Казка мого життя») [12].

Хронологически новеллы охватывали период первых двух десятилетий жизни автора и были объединены в три большие части - «Бережани», «Крегулець», «До Зарванищ». Названия частей отображали основные автогеографические маркеры жизни автора в детско-юношеском возрасте, и с каждым из упомянутых географических пунктов был связан определенный набор ассоциаций, детализированных в отдельно выписанных новеллах.

Главным персонажем произведения выступил сам автор, в центре повествования был его личный жизненный путь, жизненный опыт, впечатления и эмоции.

В то же время большого значения придавалось мемуарной составляющей, в частности этнографическим, культурологическим и прочим зарисовкам современной автору жизни.

Новеллы были выписаны на высоком художественном уровне с использованием большого количества средств образности, и в отличие от новелл Андрея Заливчего, были более содержательно информативными, хотя и без ярко выраженного документализма. В них больше преобладала эмоционально-психологическая составляющая.

Разбивка мемуарно-автобиографических воспоминаний на отдельные новеллы либо рассказы с последующим их объединением в целостное произведение со сквозным сюжетом, персонажами и хронотопом была довольно продуктивной жанровой модификацией украинских автобиографических мемуаров 1960-1980-х годов.

Такая форма подачи мемуарно-автобиографическо-

Т. Ю. Черкашина гуманитарное

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ УКРАИНСКИХ АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ... направление

го материала позволяла более широко представить всю гамму эмоций и жизненных впечатлений мемуариста, помогала детализировать мемуарно-автобиографиче-ское повествование, обращать внимание на незначительные, на первый взгляд, детали, которые, по убеждению автора, были важны для характеристики себя тогдашнего либо для характеристики современной ему жизни.

С конца 1950-х - начала 1960-х годов увеличилось количество частичных авторских жизнеописаний, представленных серией мемуарно-автобиографических книг одного автора и посвященных отдельным этапам его жизненного пути. При этом одно произведение плавно перетекало в последующее по хронологии событий, тем самым каждое последующее произведение становилось логическим продолжением предыдущего. Как это было, например, с мемуарно-автобиографически-ми воспоминаниями Василия Минко «Моя Минковка» («Моя Миншвка») [13], «Красный Парнас» («Червоний Парнас») [14] и Уласа Самчука «На белом коне» («На бшому кош») [15], «На коне вороном» («На кош вороному») [16].

С 1980-х годов автобиографические мемуаристы все чаще начинают экспериментировать с формой своих произведений, вследствие чего появляется большое количество структурных модификаций мемуарно-автобио-графических воспоминаний.

Так, в это время значительного развития получают метажанровые автобиографические мемуары, объединяющие в одном тексте большое количество мемуарных жанров. Сложная система взаимосвязей структурных компонентов мемуаров этого вида привела к появлению терминов «мемуарная мозаика», «мемуарный коллаж» и прочим. Примером произведений этой группы были мемуарно-автобиографические воспоминания Ивана Кошеливца «Разговоры в дороге к себе» («Розмови в дорозi до себе») [17], в которых автор попытался комплексно проанализировать собственное прошлое, вычленив в нем наиболее важные моменты.

Как результат, - мы имеем органичный сплав автобиографии, мемуаров, литературного портрета, путевого очерка, философского эссе, которые в своей совокупности дали целостное представление о жизни автора.

Эссеистический, полижанровый стиль письма избрал для своих мемуарно-автобиографических воспоминаний «Дороги вольные и невольные» («Дороги вольш i невольш») [18] Роман Иваничук.

В своем произведении автор отошел от принципа хронологического, логически последовательного повествования, нанизав на одну ось разрозненные ассоциативные воспоминания, в которых события прошлого тесно переплетались с актуальными проблемами современной жизни автора, тем самым мемуаристика органично взаимодействовала с публицистикой.

Значительного развития в течение 1980-1990-х годов получили и аналитические, саморефлексивные мемуар-но-автобиографические воспоминания (как, например, «История одной судьбы» [19] Дмитрия Затонского и «Соло для девичьего голоса» («Соло для дiвочого голосу») [20] Галины Гордасевич), авторы которых делали попытку разобраться в особенностях своей судьбы, акцентируя внимание на определенном переломном этапе своей жизни, тесно связанным с внешним влиянием. Речь, прежде всего, шля о влиянии системы на судьбу человека.

В произведениях этого вида приоритет давался авторскому голосу, авторским размышлениям, авторским философским рассуждениям о смысле жизни, что приводило к расширению границ собственно мемуарного произведения.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, пройдя в течение ХХ века сложный эволюционный путь, украинские автобиографические мемуары представили несколько жанровых и структурных модификаций, 28

которые с разной степенью частоты используются и в наши дни. Во-первых, речь идет об эпохальных, полномасштабных, логично последовательных, документа-лизированных автобиографических мемуарах, которые описывают значительный временной интервал жизни автора и современного ему общества. Во-вторых, про новеллистические, высокохудожественные мемуарно-автобиографические воспоминания, которые отображают, прежде всего, эмоциональный, культурологический фон жизни автора. В-третьих, про частичные автобиографические мемуары, которые охватывают лишь определенный жизненный этап. В-четвертых, про метажан-ровые мемуарно-автобиографические мозаики, которые синтезируют в структуре произведения несколько документальных, в основном мемуарных, жанров, что дает возможность автобиографическому мемуаристу наиболее полно осветить личный жизненный путь и жизнь окружающих его людей. И мемуары этих видов будут привлекать внимание еще не одного поколения литературоведов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Галич О. А. Укра!нська документалютика на зламi тисячолиъ: специфша, генеза, перспективи. Луганськ: Знання, 2001. 246 с.

2. Маслюченко Г. О. Художш мемуари та автобiографiчна повiсть в украшськш лiтературi 90-х рошв XX столiття: дис. ... канд. фшол. наук. Днiпропетровськ, 2003. 212 с.

3. Гажа Т. П. Укра!нська лиературна мемуаристика друго! половини ХХ столiття: становлення об'ектного i суб'ектного типiв: дис. ... канд. фшол. наук. Харшв, 2005. 220 с.

4. Цяпа А. Г. Автобiографiя як проекщя творця та нацюнально! лиературно-культурно! традицп (Улас Самчук, Елiас Канетп): дис. ... канд. фiлол. наук. Терношль, 2006. 202 с.

5. Скнарша О. Ю. Особистiсне i документальне в мемуарнiй i бiографiчнiй прозi (на матерiалi украшсько! лиератури к1нця ХХ ст.): дис. ... канд. фшол. наук. Луганськ, 2006. 212 с.

6. Чикаленко £. Спогади (1861-1907). Ки!в: Темпора, 2011. 544 с.

7. Руссова С. Мо! спомини. Львiв: Хортиця, 1937. 280

с.

8. Гуменна Д. Дар Евдоте!. Ки!в: Днiпро, 2004. 517 с.

9. Костюк Г. Зустрiчi i прощання. Кн. 1. Ки!в: Смолоскип, 2008. 720 с.

10. Костюк Г. Зустрiчi i прощання. Кн. 2. Ки!в: Смолоскип, 2008. 512 с.

11. Заливчий А. З лiт дитинства. Кшв.1919. 64 с.

12. Лепкий Б. Казка мого життя. Нью-Йорк, 1967. 245

с.

13. Минко В. Моя Миншвка. Ки!в: Радянський пись-менник, 1962. 151 с.

14. Минко В. Червоний Парнас. Ки!в: Радянський письменник, 1972. 230 с.

15. Самчук У. На бшому кош Вшншег: Волинь, 1972. 251 с.

16. Самчук У. На кош вороному. Вшншег: Волинь, 1990. 361 с.

17. Кошелiвець I. Розмови в дорозi до себе. Б. м.: Сучасшсть, 1985. 497 с.

18. 1ваничук Р. I. Дороги вольш i невольш. Львiв: Просвета, 1999. 574 с.

19. Затонский Д. История одной судьбы. Киев: Издательский Дом Дмитрия Бураго, 2007. 356 с.

20. Гордасевич Г. Л. Соло для дiвочого голосу. Львiв: Добра справа, 2001. 110 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гуманитарное Т. Ю. Черкашина

направление ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ УКРАИНСКИХ АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ...

THE EVOLUTIONAL CHANGES OF THE UKRAINIAN AUTOBIOGRAPHICAL MEMOIRS OF THE XXth CENTURY

© 2014

T. Y. Cherkashyna, candidate of philological sciences, associate professor, doctoral student

Luhansk Taras Shevchenko National University, Luhansk (Ukraine)

Annotation: The Ukrainian autobiographical memoirs of the XXth century were presented by the numerous genre modifications. The first examples of them appeared at the beginning of the last century. Structure of narration complicated, memoirs synthesized with another genres, new structural-typological kinds arised during this century.

Keywords: autobiographical memoirs, memoirs-autobiographical reminiscences, genre evolution, structure evolution, genre sort, genre modification, typological kind, structure of narration, cyclization of novels, metagenre.

УДК 130.2:101.7

МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ТРИАДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

© 2014

Е.Л. Яковлева, доктор философских наук, кандидат культурологии, профессор кафедры «Философия»

Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: Объектом исследования статьи становится кризис современности и бытия человека. Автор считает, что триада интеллектуального - морального - эстетического помогает возродить человека и обрести ценностные смыслы.

Ключевые слова: Ничто, Нечто, триада интеллектуального - морального - эстетического.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современном мире безудержного соблазна и безумного потребления, человек начинает терять ценностные основания своей жизни и самого себя. Он живет в мире, где власть захватывает Ничто: здесь все виртуально-нереально, текуче и зыбко. Прогресс, выйдя из-под контроля, явил ри-зомную нелинейность бытия, в которой «сжал» расстояния и исказил время. Везде царит хаос и нагромождение, чаще всего нерешенных, ситуаций/проектов/заданий. Сам человек, постепенно погружаясь в пучину сетевого Ничто, начинает жить в ситуациях пропавших/неизвле-ченных/сокрытых смыслов, испытывая «одиночество в сети», несмотря на окружающий «гул коммуникации/ информации». Усугубляют ситуацию массовый культ торжествующей безграмотности и множащаяся «образина образованщины», обесценивающих сокровенное и драгоценное, доставшееся нам от предков. Наблюдается интенсивное «ослабление способности суждения» (Й. Хейзинга). Интеллект становится рыночным продуктом, переводя все в «банки идей», «интеллектуальную собственность» и «экономику внимания», то есть происходит монетизация всех аспектов бытия. Одаренный интеллектуал, подвергаясь очарованию экономики информационного века, «продает» свои способности, становясь аналитиком, создающим посредством мифов «общественное мнение» идеологии гламура [См.: 1]. Современный тип «общества потребления»/«общества театра» формируют пассивного/интерпассивного обывателя, в котором все больше проявляется иррационально-мифологический тип мышления [См.: 2]. Модус человеческой жизни смещается с поиска себя/смысла своей жизни к искусственной жизни-напоказ и гламурной театрализации, о чем говорят многочисленные шоу и набирающий обороты лайфлоггинг. Неслучайно популярными девизами современности становятся «Я - Бог/ Богиня!», «Каждый - знаменитость!». Заметим, утверждаясь таким образом, человек теряет свое «самое само» (А.Ф. Лосев), превращаясь в симулякр, пустую карикатуру на себя. Привлекая к себе внимание посредством дигитальных технологий, лицо, бесконечно тиражиру-ясь, становится запоминаемым, но - не более того. Дело в том, что современная эпоха образа способствует запоминанию привлекательно-искусственной оболочки или характерной жестуальности, но не содержанию речи, которая, в принципе, обладает нулевой степенью смысла.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразре-

шенных раньше частей общей проблемы. В философском дискурсе проблема человека сегодня актуализируется в виду интенсивных трансформаций социального. Философы освящают проблемы духовного кризиса, финальности бытийных констант, пограничных и предельных состояний, отдельные аспекты, связанные с эстетизацией и медийностью жизни человека. Автор предлагает обретение человеком Нечто путем возрождения гармонии в триаде интеллектуального - морального - эстетического.

Формирование целей статьи (постановка задания). В пучине Ничто человек испытывает недостаток в Нечто. Но в силу утраты памяти индивид/дивид/муль-тидивид забыл, что оно собой представляет, поэтому начинает беспокоиться по поводу того, что есть Нечто и что за ним может скрываться. Нечто начинает ассоциироваться со сферой душевной гармонии и спокойствия, то есть идеального состояния. В связи с этим встает закономерный вопрос: где найти этот оазис?

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Вызовы о Нечто находят бесконечное количество вариантов Ответов. Общество потребления, навязывая определенную модель современной/со-временной жизни, рождает иллюзию достатка Нечто в виде огромного количества нереально-реальных/реально-нереальных развлечений. Подчеркнем, практически все они оказываются симулятивными, и не дают удовлетворения, все больше вуалируя Нечто как фундаментально-глубинную основу бытия. Тяга к коллекционированию (предметов/ ситуаций/путешествий/приключений) оказывается эфемерной. Ностальгия по прошлому гламуризируется: «атрибуты старины» создаются с помощью современных технологий «выстаривания» (например, нанесения искусственной патины); сериальные проекты мифологизируют предыдущие эпохи, показывая их через призму гламурного стандарта. Поиск идеи просветления способствует развитию индустрии духовности, а духовные томления человека удовлетворяют флексидоксные учения, сочетающие в себе элементы нескольких религиозных традиций.

Современное жизненное разнообразие, множество возможностей приводят человека к пограничной ситуации, которая из временной переходит в разряд постоянных. Человек живет в состоянии переходности-к: в любое мгновение он готов стать Другим. Жизнь по принципу «переключения каналов» лишает нас постоянства и преданности чему-то определенному, а само бытие человека становится поверхностным. Мелькание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.