ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ КЛИМОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА (К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
О . Г Носкова1
Статья посвящена юбилею видного отечественного психолога Е. А. Климова. Раскрыта научная биография учёного, показан его вклад в психологию труда и смежные отрасли психологии, в практическую деятельность психологов, подготовку научных кадров и популяризацию психологии.
Ключевые слова: психология труда, профессия, становление профессионала.
The article is devoted to the anniversary of a prominent national psychology E. A. Klimov. The scientific biography of the scientist shows its contribution to the psychology of work and related areas of psychology, the practice of psychologists, science education and popularization of psychology.
Key words: psychology of work, profession, becoming a professional.
Исполнилось 80 лет Евгению Александровичу Климову. Для многих психологов нашей страны этот человек стал образцом беззаветного служения народу, науке. Для современной психологии труда и многих ее приложений работы Е. А. Климова являются надежным фундаментом.
Е. А. Климов — доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психологии профессий и конфликта факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, академик Российской академии образования, действительный член Международной академии психологических наук и Международной академии информатизации. Он родился 11 июня 1930 г. в селе Вятские Поляны Кировской области в крестьянской семье. Окончил отделение русского язы-
1 Носкова Ольга Геннадьевна — доктор психологических наук, профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Эл. почта: [email protected]
ка, логики и психологии историко-филологического факультета Казанского университета (1953), ученик профессора Вольфа Соломоновича Мерлина. В 1953-1968 гг. работал преподавателем на кафедре педагогики и психологии Казанского университета и одновременно (1953-1956) вел уроки логики и психологии в средней школе № 1 Казанской железной дороги; в 1969-1976 гг. заведовал отделом психологии труда ВНИИ профтехобразования Госпрофобра СССР в Ленинграде.
В 1959 г. Е. А. Климов защитил кандидатскую диссертацию на тему «Индивидуальныеособенноститрудовойдеятельноститкачих-многостаночниц в связи с подвижностью нервных процессов», в 1969 г. ему присвоена ученая степень доктора наук за диссертацию на тему «Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта».
В 1976-1980 гг. Е. А. Климов — профессор кафедры психологии Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена (ныне — Российский государственный педагогический университет). В 1980 г. он был приглашен на факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Здесь Евгений Александрович заведовал кафедрой психологии труда и инженерной психологии (с 1983 по 2002) и руководил факультетом психологии МГУ им. М. В. Ломоносова как декан (с 1986 по 2000). Это был тяжелый для нашей страны период, годы радикальной смены идеологии, социально-политических и экономических отношений. В это трудное время Евгению Александровичу удалось сохранить ранее сложившиеся научные направления и содействовать поступательному развитию обучения студентов-психологов и научных исследований. Е. А. Климов был первым организатором и председателем Научно-методического совета Учебно-методического объединения университетов РФ по психологии (1988-2000), организовал разработку первых государственных образовательных стандартов подготовки специалистов-психологов. По итогам конкурса, организованного Российским психологическим обществом (2000), факультет психологии МГУ был признан лучшим в стране по подготовке профессиональных психологов и отмечен призом «Золотая Психея».
Евгений Александрович много сил отдавал и отдает общественной и научно-организационной работе в качестве председателя экспертного совета по педагогике и психологии ВАК РФ (1998-2001), председателя специализированного совета при МГУ по защите докторских диссертаций, главного редактора журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология» (1986-2000), члена редсовета журнала «Вопросы психологии» и некоторых других журналов.
Е. А. Климов — один из инициаторов возрождения профессионального психологического сообщества России в начале 1990-х гг. В эпоху, последовавшую за распадом СССР, он вместе с А. В. Брушлинским, В. Д. Шадриковым,
В. В. Рубцовым, Т. Ю. Базаровым, М. И. Марьиным и другими ведущими психологами участвовал в разработке Устава Российского психологического общества, программы его деятельности [10; 25]. Научный, организаторский талант и личностный авторитет ученого помог психологам страны объединиться для осмысленной, полезной совместной деятельности. Дважды (в 1994 и 1998) Е. А. Климов избирался Президентом Российского психологического общества.
Евгений Александрович известен психологической общественности как ведущий специалист в области дифференциальной психологии и психофизиологии труда, психологического профессиоведения, психологии профориентации и профконсультации, в исследовании проблем психологии профессиогенеза, формирования необходимых особенностей профессионального сознания и самосознания субъекта труда, в методологии, теории и истории психологии труда, автор широко известной классификации профессий.
Е. А. Климов — пионер изучения проблем индивидуального стиля трудовой деятельности в нашей стране. В кандидатской диссертации ему удалось обнаружить, что среди ткачих-многостаночниц, перевыполнявших норму выработки, были работницы, обладавшие противоположными биодинамическими свойствами, а именно свойствами подвижности/инертности нервных процессов. Выделив в результате психофизиологического обследования две группы ткачих (подвижных и инертных), он наблюдал за особенностями их профессиональной деятельности, беседовал с представительницами этих групп с целью выявления своеобразных профессиональных стратегий, рефлексии, системы трудовых ценностей. В результате были установлены приемы подготовительных, ориентировочных и исполнительных действий, специфичные для подвижных и инертных работниц. Интересно, что наиболее ярко различия в стиле трудовой деятельности (как ее внешних поведенческих форм, так и внутренних, ментальных проявлений) обнаруживались именно у работниц-новаторов, отличавшихся высокой побудительной мотивацией труда, творческим отношением к делу. Отсюда ученым был сделан вывод о том, что эффективный индивидуальный стиль трудовой деятельности не образуется сам собой, стихийно, случайно, но оказывается продуктом творческого поиска работника, рационализирующего свой труд с максимально возможным учетом социально-профессиональных требований и собственных возможностей и ограничений.
Признание реально существующих индивидуально-психологических различий людей (на примере биодинамических свойств) послужило основанием для разработки индивидуализированных методов обучения передовым приемам работы [13], для критики идей программированного производственного обучения, адепты которого в 1950-1960-е гг. пытались рассматривать проблему эффективности труда, профессионализма как целиком детерминированную теориями и методами обучения. При этом индивидуальные различия в успешности обучения и дальнейшей работе трактовались как артефакты,
а природа способностей целиком сводилась к развитию примерно одинаковых у разных людей природных задатков в процессе по-разному организованного и отличающегося по предметному содержанию обучения. Е. А. Климов и В. С. Мерлин «держали удар» в защите представлений о существовании свойств индивидуальности, слабо подверженных или вовсе не поддающихся обучающе-развивающим воздействиям. Так, в частности, Климов обнаружил, что относительно низкий уровень интеллекта у некоторых ткачих мешает им адекватно планировать свою деятельность, негативно сказывается на выработке эффективного индивидуального стиля труда. Этот факт был установлен в ходе организации психологического сопровождения ткачих в целях содействия формированию эффективного индивидуального стиля деятельности [20].
В докторской диссертации и соответствующей ей по названию монографии [8] показана возможность управляемого формирования эффективного индивидуального стиля в труде, учении, спорте, разработан алгоритм исследования и формирования такого рода индивидуального стиля деятельности в отношении тех ее видов, для успеха которых важными психодинамические индивидуальные свойства субъекта. С помощью учеников (В. П. Мерлинкина, М. Г. Субханкулова, Л. В. Петропавловской, С. И. Асфандияровой, Н. И. Петровой, В. М. Шадрина, М. Р. Щукина, Б. И. Якубчика и др.) ученым были исследованы варианты проявлений индивидуального стиля деятельности в акробатике и гребле, в спортивных единоборствах, в токарном деле, в труде учителя начальной школы и других профессиях [31; 38; 43 и др.]. Был установлен важный внешний критерий возможности формирования эффективного индивидуального стиля деятельности, обозначенный как «зона неопределенности» в способах осуществления деятельности. Таким образом, в нашей стране в условиях, когда изучение индивидуально-психологических различий было темой опасной, когда говорить и писать о существовании устойчивых индивидуальных различий можно было только с учетом уничтожающей критики генетики и ее приложений к человеку, когда термин «тесты» и практика тестирования все еще оставались запретными, ибо было не принято отменять Постановления ЦК ВКП (б) (имеется в виду Постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», 1936 г.), усилиями Е. А. Климова и В. С. Мерлина в реальности был осуществлен весомый прорыв, обеспечивший восстановление и прогрессивное развитие проблемы индивидуально-психологических различий человека в последующие десятилетия.
Проблема индивидуального стиля деятельности получила дальнейшее развитие в работах ученика К. Е. Климова — В. А. Толочека: была доказана возможность и необходимость учета факторов изменчивости среды, а также особенностей тех лиц, с которыми взаимодействует субъект деятельности, выявлены
устойчивые и изменчивые характеристики и компоненты индивидуального стиля, обнаружены феномены гибкой смены разных стилей у одного субъекта [39; 40].
По всей видимости, не случайно Е. А. Климов был приглашен после защиты докторской диссертации для руководства отделом психологии труда во ВНИИ профтехобразования СССР в Ленинграде, ибо этому отделу поручалось реконструировать теорию и практику психологии профориентации и профконсуль-тации молодежи, проблематику, «замороженную» в середине 1930-х гг. Это направление требовало для своего развития опоры на дифференциальную психологию труда, психологию личности и психологическое профессиоведе-ние. Климов оказался именно таким подготовленным, редким в те годы специалистом. Необходимо напомнить, что как отрасль науки психология труда была в СССР восстановлена в правах лишь в 1957 г. Отделений психологии в университетах страны было крайне мало, а психологов труда и инженерных психологов стали целенаправленно готовить лишь с 1970 гг.
Весомые достижения Е. А. Климова в области психологии труда были не случайным продуктом его научной фантазии, а результатом тщательно спланированных научных проектов, в ходе реализации которых ему удавалось объединить и вдохновить своих коллег и учеников. К значительным достижениям ученого можно отнести разработку программы психологического изучения и описания профессии, рассматриваемой как многопризнаковый объект. Профессии изучались в целях профориентации молодежи, в этой работе участвовали вместе с Е. А. Климовым О. И. Галкина, В. Е. Гаврилов, Р. Д. Каверина, С. Н. Левиева, Е. К. Пузыревская, И. П. Титова и др. Программа профессиогра-фирования включала до 100 признаков [4]. Профессиоведческая информация была частично формализована и упорядоченно фиксировалась на перфокартах с краевой перфорацией, позволявших проводить ручной поиск профессий по выбранной совокупности признаков. Тем самым можно было устанавливать соотношение требований профессии и индивидуально-психологических свойств оптантов. Такого рода профессиограммы были составлены по большинству профессий и специальностей системы профтехобразования г. Ленинграда и Ленинградской области (около 100 профессий). Под руководством Е. А. Климова была развернута работа по сбору и публикации описаний профессий, составленных по единой программе в целях профориентации школьников. Для ориентации старшеклассников в мире профессий (а также для оперативной ориентации профконсультантов) ученым была разработана компактная шестнадцатипризнаковая четырехъярусная классификация профессий, получившая широкое распространение в нашей стране. Впервые она была опубликована в книге Е. А. Климова, написанной для старшеклассников [9]. Классификация представляет четыре яруса признаков: базовый ярус делит профессии по предметному содержанию труда на 5 типов (технономиче-
ские, социономические, биономические, сигнономические и артономические). Второй ярус включает выделение признаков, характеризующих преобладающие в профессии цели трудовых действий (преобразовательные, гностические и изыскательские). Третий ярус охватывает используемые орудия труда (ручные, механизированные, автоматизированные, функциональные). Четвертый ярус указывает на признаки профессии, обусловленные условиями труда (бытовые, работа на открытом воздухе, необычные, связанные с моральной ответственностью). Каждая профессия может быть охарактеризована в контексте данной классификации через составление ее формулы, представляющей собой указание на свойственные ей признаки, поочередно для каждого из четырех ярусов классификации. Профессии как многопризнаковые объекты могут, с точки зрения автора, содержать и несколько признаков в ячейке формулы каждого яруса, ибо предмет труда может быть многообразным, охватывающим несколько типов. Могут сочетаться разные трудовые задачи и свойственные им цели, орудия труда, а также на разных этапах работы может быть сложно-составным и показатель, отображающий условия труда. Представленная классификация профессий использовалась ученым и его учениками в организации занятий со школьниками, направленных на их ознакомление с миром профессий. Работа по классификации профессий успешно продолжена учениками Е. А. Климова. Так, В. Е. Гаврилов составил классификацию гностических профессий [3], выделил подтипы в классификации профессий по предметному содержанию, реализовал идею модульного принципа в классификации массовых рабочих профессий.
Установление неслучайных связей между объектными признаками профессии, зафиксированными в классификации, и требованиями профессии к работнику позволило организовать работу со школьниками по профориентации так, чтобы сформировать у них умение осознанно выбирать профессию, соотносить ее требования со своими способностями, склонностями, притязаниями. Профессиональная ориентация молодежи требовала развития методов, технологий не только в области информирования о мире профессий, но и в сфере самопознания, а также помощи оптантам в построении личного профессионального плана.
В целях контроля за эффективностью профконсультационной работы был проведен многолетний лонгитюд (с 1968 по 1975), в котором участвовали ленинградские психологи — ученики и коллеги Е. А. Климова (Г. Ф. Королькова, А. А. Парыгина, Н. Ф. Гейжан, М. П. Коровина). Были прослежены профессиональные судьбы более 500 оптантов, с которыми работали психологи. При этом с каждым оптантом проводилось несколько встреч. Из общего числа оптантов 1/3 десятиклассников и 2/3 восьмиклассников не имели определенных профессиональных планов, а 2/5 школьников обладали планами, которые психолог не мог одобрить. В соответствии с рекомендациями психолога приняли
решение о профессиональном выборе 2/3 оптантов и через 7 лет 80% этих оптантов характеризовались положительным синдромом профессиональной адаптации, а 20% — отрицательным синдромом. В группе школьников, поступивших вопреки совету психолога, — через 7 лет соотношение лиц с положительным и отрицательным синдромом оказалось противоположным: 80% — проявляли отрицательный и 20% — положительный синдром профессиональной адаптации [14, с. 258-259]. Эти данные убедительно свидетельствуют о высокой результативности разработанной психологами системы профориентации и профконсультации старшеклассников.
С именем Е. А. Климова связана организация первой Всероссийской конференции по профориентации в 1968 г.; итоги многолетней работы в этом направлении отражены в учебном пособии Е. А. Климова «Психология профессионального самоопределения» [21].
С 1980 г. Е. А. Климов — профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Он руководил этой кафедрой с 1983 по 2002 г. Здесь благодаря Е. А. Климову сформировалось научное сообщество, представители которого разделяли как идеи московской психологической школы (психологии труда, а также психологической теории деятельности и культурно-исторической психологии), так и наследие психологов Ленинграда и Казани, культивировавших целостный подход к изучению интегральной индивидуальности.
В 1980-е гг. под руководством Е. А. Климова начинают исследоваться феномены развития профессиональной самооценки, профессионального самосознания [32; 36]. Это движение научной мысли оказывается закономерным, так как климовский подход к делу профориентации молодежи строился на основах гуманистических принципов, уважения права личности на жизненный и профессиональный выбор. При этом признавалась недопустимой практика решения вопроса о выборе профессии психологом за оптанта. В этой ситуации психологу оставалось исследовать особенности личности оптанта, его самосознания и помочь ему в получении необходимой для профессионального самоопределения информации, а также содействовать оптантам в освоении ими алгоритмов решения задач планирования жизни и профессионального пути. Сам процесс профессионального самоопределения понимается ученым и его аспирантом В. А. Байметовым как диалогический по своей природе, это диалог оптанта с самим собой, а также его диалог с консультантом, близкими и значимыми ему людьми [1]. В целях оптимизации процесса профессионального самоопределения у школьников разрабатываются эффективные игровые методы профориентации. Данной теме были посвящены кандидатские диссертации Н. С. Пряжникова [37] и М. С. Валитова [2], выполненные под руководством Е. А. Климова.
С начала 1980-х гг. Е. А. Климов читает обновленный курс «Психология труда» для студентов факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Преодолевая сложившиеся традиции, Евгений Александрович дает новое определение предмета психологии труда как отрасли науки. Психология труда, по его представлениям, призвана изучать не профессиональное поведение, не деятельность (нередко фактически лишенную субъекта), не личность трудящегося и частные ее свойства, важные для успеха трудовой деятельности, но человека как субъекта труда, его формирование, становление и функционирование.
В центре внимания психологов оказывается сознание работающего человека. Подходы к его изучению опираются на достижения отечественных классиков психологии С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева, на положения психологической теории деятельности, тезис о «единстве сознания и деятельности». Исходя из этих положений, ученый предлагает психологам путь проникновения во внутренний мир изучаемых субъектов труда — путь психологической интерпретации выполняемых работником трудовых задач. В учебнике Е. А. Климова «Введение в психологию труда» [7] и других его книгах читатель может найти программу классификации эргатических функций, определение предмета труда, типологию продуктов труда, охватывающую весь мир профессий и все формы продуктов труда; системно представленную программу анализа средств труда, условий труда. При этом в поле внимания исследователей оказываются все виды профессионального труда, а также труда общественно полезного и труда, направленного на самообслуживание. В психологии труда могут, с точки зрения Климова, изучаться разные этапы онтогенеза, ибо люди не рождаются субъектами труда, но становятся ими в процессе социализации, в ходе трудового и нравственного развития.
В период дошкольного детства и младшего школьного возраста исследуются психологические условия формирования существенных психологических признаков сознания субъекта труда (выделенных Е. А. Климовым). Под руководством Е. А. Климова В. И. Тютюнником была эмпирически доказана возможность формирования психологических признаков субъекта труда у дошкольников 4 лет. Этот период (4-6 лет) был обозначен как сензитивный для трудового развития личности, эмпирически установлено, что трудовое развитие детей обусловлено позицией взрослых [41]. В докторской диссертации В. И. Тютюнник представил эмпирические корреляты развитых форм сознания субъекта труда, обнаруженные у представителей творческой элиты — художников, ученых, писателей, основываясь на анализе их дневников; им было установлено также, что творческий труд в подростковом возрасте способствует личностному развитию [42]. В подростковом возрасте и юности исследуются психологические факторы, детерминирующие профессиональное самоопределение, тесно связанное с личностным и жизненным самоопределе-
нием. Период зрелости интересен психологам труда с точки зрения профессионального развития психики, личности человека как субъекта труда, вариантов положительного и неблагоприятного (для личности и общества) развития, определения истоков профессиональных кризисов и путей их преодоления. Пожилой возраст и старость являются объектом исследования в рассматриваемой дисциплине с точки зрения подбора доступных видов труда как форм социальной реабилитации.
Оптимизация функционирования субъектов труда (индивидуальных и групповых) включает широкий круг проблем, среди них: психологическое проектирование, нормирование и рационализация состава трудовых задач, трудовых процессов, условий и средств труда; психологические способы управления качеством продукции; оптимизация функциональных состояний субъекта труда; психология в управлении профессиональными конфликтами; профилактика производственного травматизма и аварийности; психология в профессиональном обучении, освоении инноваций; психологический про-фподбор и аттестация персонала; управление карьерой; изучение и формирование эффективных стилей трудовой деятельности и саморегуляции; психологические основы обеспечения качества трудовой жизни и пр.
В последние годы Е. А. Климов занимается проблемой становления профессионала, психологией профессионализма как феномена общекультурного и персонального значения [17; 24].
В психологии труда разрабатываются и такие внутринаучные, методические проблемы, как психологическое профессиоведение, включающее принципы и технологии изучения отдельных профессий, создание классификаций профессий и профессиональных задач. Особое внимание Е. А. Климов уделяет вопросам истории, теории и методологии психологии труда и смежных направлений прикладной психологии [22]. Концепция Е. А. Климова была положена в основу историко-научного изучения латентных стадий психологии труда в России, стадий зарождения психологического знания о труде и трудящемся через реконструкцию его образцов, сохранившихся в разных формах общественного сознания [11; 33]. Представления ученого о сосуществовании научных и вненаучных форм психологического знания о труде, его идеи о месте и роли науки в жизни общества получили развитие в разработке материала по отечественной истории психологии труда в первой половине ХХ в. [34].
Психология труда в интерпретации Е. А. Климова тесно связана с ведущими отраслями психологической науки, при этом психология труда выступает в роли фундаментальной научной дисциплины по отношению к ветвям прикладной психологии, ориентированным на отдельные сферы общественной жизни (таким как, например, военная, авиакосмическая, транспортная, юридическая психология, психология профессионального спорта, психология торговли и пр.). Кроме того, психология труда, её понятийный аппарат, методы ис-
следования и технологии воздействия используются как органическое звено, дополняющее ресурсы психологии управления и организационной психологии, экономической психологии, акмеологии, инженерной психологии и эргономики.
В соответствии с представлениями педагогической психологии и идеями кибернетики Е. А. Климов наметил идеальный вариант развитого, желательного для общества субъекта труда как некую цель воспитательных воздействий. В статье «Человек как субъект труда и проблемы психологии» он представил характеристику базовых признаков сознания субъекта труда, выделив их когнитивный (понимание), инструментальный (владение) и аффективный (эмоциональное переживание) компоненты [26]. Автор рассматривает четыре разновидности признаков сознания субъекта труда соответственно сущностным характеристикам труда как вида деятельности, указанным в свое время К. Марксом: 1) осознание субъектом социальной ценности результата труда; 2) осознание обязательности достижения результата труда и соблюдения при этом социально установленных норм и правил профессионального поведения; 3) осознание назначения и осознанное владение субъектом труда системой средств труда; 4) осознание межлюдских производственных отношений, связанных с трудом. В брошюре «Психологическое содержание труда и вопросы воспитания» (1986) Е. А. Климов представил основу методики дифференцированной оценки всей совокупности указанных признаков. При этом для каждого признака (и его компонента) разработаны критерии оценки степени его развитости в сознании конкретного человека как субъекта труда. Шкалы оценки включают пять градаций. Первая (минимальная) оценка характеризует людей с низким уровнем культуры, примитивным морально-нравственным развитием, близким к асоциальной направленности личности; пятая градация соответствует высшей форме трудового развития человека, типичной для людей с подвижническим отношением к жизни, обществу, при которой работающий получает наслаждение от занятий творческим социально важным делом [35, с. 360-365]. Главное в этой методике — выделение такого параметра первого признака, как «сознание социальной ценности представляемых субъектом результатов труда». Мало повторять слова о важности нравственного, гражданского воспитания молодежи, необходимо операционализировать эти понятия, найти им соответствующие признаки в деятельности работающего человека и ее психических регуляторах. Методика дифференцированной оценки структуры труда была с успехом применена в ряде диссертаций, выполненных под руководством Е. А. Климова [28; 30; 41; 42]. Разработка данной методики совпала по времени со страшной катастрофой на Чернобыльской АЭС, причины которой во многом оказались связанными с низкой моральной ответственностью оперативного персонала станции [29, с. 86, 87, 131]. В эпоху «перестройки», начатой М. С. Горбачевым, оказалось особенно важным оценивать в работающих людях именно гражданские качества, и не только оценивать,
но и всемерно воспитывать. Актуальность обозначенной концепции не снижается и в наше время, когда ведущие отечественные психологи выдвигают на первый план проблемы нравственных регуляторов поведения, социальной реализации человека [5; 6 и др.].
Полезной представляется и разработанная Е. А. Климовым в 1980-е гг. психологическая типология причин «отказов» в эргатических системах, обусловленных асоциальной направленностью субъекта труда, низким уровнем социального интеллекта, морально-нравственного развития [35, с. 300-307].
В книге «Образ мира в разнотипных профессиях» (1995) Е. А. Климову удалось эмпирически доказать факт неслучайных различий содержательных характеристик образа мира и профессионального самосознания субъекта труда в зависимости от типа профессии, выделенного по её предметному содержанию [12]. Здесь представлена полезная для исследователей программа дальнейшего эмпирического изучения особенностей профессионального сознания представителей разнотипных профессий.
Евгений Александрович постоянно заботится о популяризации научной психологии, повышении уровня психологической культуры населения. Так, им подготовлены учебник для общеобразовательной школы «Психология» [23], учебник для студентов непсихологических вузовских специальностей «Основы психологии» [16], созданы средства информационной поддержки процессов включения молодежи в профессиональное становление. Под редакцией Е. А. Климова вышло 9 выпусков сборников «Человек и профессия». Климовская классификация профессий положена в основу 6-томного издания «Мир профессий», опубликованного в 1980-е гг. издательством «Молодая гвардия». Под руководством Е. А. Климова в 1999-2005 гг. составлены ориен-тационные описания основных профилей подготовки в МГУ (свыше 200 видов специальностей и специализаций) для профориентации абитуриентов и студентов младших курсов.
Е. А. Климов опубликовал более 300 работ, среди них около 40 учебников и учебных пособий; к основным публикациям можно отнести и ряд работ учебно-методических и научно-популярных работ [9; 15; 19; 18; 24 и др.].
Самоотверженный труд Евгения Александровича Климова отмечен многими правительственными наградами, среди них — медаль «За освоение целинных земель» (1957), нагрудный знак «Отличник профтехобразования СССР» (1979), почетный знак «За заслуги в развитии системы профтехобразования» (1988); орден Международной Академии Психологических Наук «За заслуги в психологии» (1998), Орден почета (2001). Цикл его учебников и учебных пособий отмечен в Московском университете премией им. М. В. Ломоносова (1999). За серию работ по тематике «Системно-генетические исследования профессиональной деятельности» ему присуждена премия им. С. Л. Рубинштейна (Постановление Президиума РАН от 10 сентября 2002 г.). Е. А. Климов — по-
бедитель Национального профессионального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2004 г. в номинации «Патриарх российской психологии».
В 2005 г. он награжден почетной грамотой за научно-педагогическую деятельность Академией государственной службы при Президенте РФ. Учебное пособие Е. А. Климова «Педагогический труд: психологические составляющие» (2004) получило награду в конкурсе «Лучшая книга по педагогике — 2006 г.» в номинации «Лучшие учебники и учебные пособия по педагогике». В 2007 г. он награжден золотой медалью Российской академии образования «За достижения в науке».
Пожелаем Евгению Александровичу доброго здоровья, внимательных талантливых учеников и дальнейших творческих успехов.
Библиографический список
1. Байметов В. А. Диалог в профессиональном самоопределении: дис. ... канд. пси-хол. наук. М., 1990.
2. Валитов М. С. Профориентационные игры как средство активизации психологической готовности оптантов к выбору профессии. Авт. дис. ... к. псих. н. М., 1989.
3. Гаврилов В. Е. Психологический анализ гностических профессий и их классификация в целях профориентации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Л., 1980.
4. Галкина О. И. и др. Информационно-поисковая система «Профессиография»: метод. рекомендации/под ред. Е. А. Климова. Л.: ВНИИ профтехобразования, 1972.
5. Ермолаева Е. П. Психология социальной реализации профессионала. М.: Изд-во ИП РАН, 2008.
6. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. М.: Изд-во ИП РАН, 2003.
7. Климов Е. А. Введение в психологию труда: учебник для вузов. М.: Академия, 2004.
8. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основам труда, учения, спорта. Казань: Изд-во КазГУ, 1969.
9. Климов Е. А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект). М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
10. Климов Е. А. К психологам России (Выступление при открытии Учредительного съезда РПО 22 ноября 1994 г.) // РПО. ежегодник. М., 1995. Т. 1, вып. 1.
11. Климов Е. А., Носкова О. Г. История психологии труда в России. М.: Изд-во МГУ, 1992.
12. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995.
13. Климов Е. А. Обучение рабочих на производстве новым приемам труда и пути индивидуального подхода. Казань: Изд-во КазГУ, 1958.
14. Климов Е. А. Общая психология. Общеобразовательный курс: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
15. Климов Е. А. Основы психологии: практикум. М.: ЮНИТИ, 1999.
16. Климов Е. А. Основы психологии: учебник для вузов по непсихологическим специальностям. М.: Культура и спорт; ЮНИТИ, 1997.
17. Климов Е. А. О становлении профессионала: приближение к идеалам культуры и сотворение их (психологический взгляд). М.: МПСИ, 2006.
18. Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие. М.: Издательство МГУ, Академия, 2004.
19. Климов Е.А. Психология: воспитание, обучение. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
20. Климов Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
21. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004.
22. Климов Е.А. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия // Вопросы психологии. 1983. № 1.
23. Климов Е.А. Психология: учебник для средней школы. М.: ЮНИТИ, 1997.
24. Климов Е.А. Пути в профессионализм. Психологический взгляд. М.: Флинта, 2003.
25. Климов Е.А. Сообщество психологов России: сущее и должное // Вопросы психологии. 1995. № 2.
26. Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4.
27. Климов Е.А. Школа... а дальше? Л.: Лениздат, 1971.
28. Котрикова М. Ю. Индивидуальная психологическая структура труда учителя иностранного языка: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1995.
29. Легасов В. А. Из сегодня — в завтра. Мысли вслух. Чернобыль и безопасность. М.: Аврора, 1996.
30. Леонтьева И. Г. Психологическая структура труда рабочих в различных условиях контроля его качества: автореф. дис. ... канд. психолог. наук. М., 1991.
31. Мерлинкин В. П. Некоторые типологически обусловленные особенности начального формирования навыков у спортсменов-акробатов: автореф. дис. . канд. психолог. наук. Л., 1968.
32. Миронова Т. Л. Структура и развитие профессионального самосознания: автореф. дис. . канд. психолог. наук. М., 1999.
33. Носкова О. Г. Развитие психологических знаний о труде и трудящемся в России конца XIX — начала ХХ века: дис. ... канд. психолог. наук. М., 1986.
34. Носкова О. Г. История психологии труда в России (1917-1957): дис. ... канд. психолог. наук. М., 1998.
35. Носкова О. Г. Психология труда: учебн. пособие/под ред. Е. А. Климова. М.: Академия, 2004.
36. Овсянникова В. В. Самооценка учащихся профессионально-технических училищ как субъекта профессиональной деятельности: автореф. дис. . канд. психолог. наук. Л., 1982.
37. Пряжников Н. С. Имитационная игра как средство формирования у оптантов умения строить личные профессиональные планы: автореф. дис. . канд. психолог. наук. М., 1988.
38. Субханкулов М. Г. Индивидуально-типологические различия в скоростных приемах труда у учащихся токарей-универсалов: дис. . канд. психолог. наук. Л., 1965.
39. Толочек В. А. Устойчивые и изменчивые характеристики и компоненты индивидуального стиля деятельности (на примере спортивной борьбы дзю-до): автореф. дис. . канд. психолог. наук. М., 1985.
40. Толочек В. А. Стили профессиональной деятельности в условиях взаимодействия субъектов: автореф. дис. . канд. психолог. наук. М., 1998.
41. Тютюнник В. И. Начальные этапы онтогенеза субъекта труда: автореф. дис. ... канд. психолог. наук. М., 1989.
42. Тютюнник В.И. Начальный этап онтогенеза субъекта творческого труда: дис. ... канд. психолог. наук. М., 1994.
43. Якубчик Б. И. Некоторые индивидуальные различия в деятельности спортсмена-акробата и учет их в процессе учебно-тренировочных занятий: дис. . канд. психолог. наук. Казань, 1964.