РЕФЕРАТЫ
Эветтс Дж.
НОВЫЙ ТИП ПРОФЕССИОНАЛИЗМА: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ Реф. ст.: Evetts J. A new professionalism? Challenges and opportunities // Current sociology. - L., 2011. - Vol. 59, N 4. - P. 406-422.
Ключевые слова: «новый» профессионализм; профессионализация в условиях социальных трансформаций; общественный сектор услуг.
Статья известного специалиста в области социологии труда, почетного профессора Университета г. Ноттингема (Великобритания) Джулии Эветтс посвящена изменениям, затронувшим профессиональную сферу общественного сектора услуг (здравоохранение, социальное обеспечение, образование). По словам автора, под влиянием новых вызовов времени процесс профессионализации личности заметно трансформировался: все больше специалистов работают в крупных холдингах и международных компаниях, принимая правила игры, диктуемые рыночными отношениями.
В социологии профессий, как отмечает Эветтс, выделяют несколько подходов к понятиям «профессия» и «профессионализм». Сторонники англо-американского (англосаксонского) направления акцентирует внимание на свободном выборе трудовых стратегий группами профессионалов, тогда как, согласно принципам континентального (европейского) подхода, деятельность профессионалов напрямую зависит от государства1. Сегодня многие исследователи отмечают сближение между этими считавшимися ранее противоположными взглядами на профессионализм, полагая, что указанные различия не столь принципиальны и в целом способствуют лучшему пониманию социальных процессов, происходящих в трудовых сферах разных стран мира.
1 Подробнее о различиях двух подходов см. : Collins R. Changing conceptions in the sociology of professions // The formation of professions: Knowledge, state and strategy / Ed. by R. Torstendahl, M. Burrage. - L.: SAGE, 1990. - P. 98.
129
Ч. Макклелланд предлагает разделять профессионализм в зависимости от источника, лежащего в его основании, - «изнутри» или «сверху»1. В первом случае профессиональные принципы вырабатываются внутри профессионального сообщества, а управление трудовой деятельностью отдано в руки самих специалистов. Профессионализм «извне» характеризуется внешними формами управления, осуществляемого специально нанятыми менеджерами (с. 407-408).
По словам Эветтс, профессионализм долгое время считался самодостаточной нормативной системой трудовых ценностей, главной из которых было само дело, которому служит профессионал. Однако масштабные социальные трансформации, происходящие в современном мире, бросают серьезный вызов традиционным представлениям о профессионализме. Автор, пытаясь разобраться в непростой ситуации, задается вопросом: стоит ли очистить «корабль современности» от ставших привычными понятий или необходимо поддерживать разумный баланс старого и нового?
В общественных науках взгляд на профессионализм как ценностную систему имеет давнюю историю, начало которой было положено социологическими исследованиями профессий, проведенными в Великобритании и США в начале XX в. Для англо-американской традиции характерно разделение между социально значимыми, относительно свободными от государственного диктата профессиями (professions) и прочими трудовыми занятиями (occupations). Исторически профессионалами в западном обществе считались врачи, юристы, священники и университетские преподаватели.
Общепризнанной классикой в области социологии профессий являются работы главы школы структурного функционализма Т. Парсонса. Восприняв идеалистические представления М. Вебера о профессионализме, Парсонс полагал основной обязанностью профессионала бескорыстное служение своему делу и обществу, на благо которого он работает. По мнению американского ученого, современные профессии являются той силой, которая уравновешивает основанный на рациональном праве социальный порядок, в терминологии Вебера, и капиталистическую экономику, обеспечивая стабильность хрупкой социальной системы2.
Существенное влияние на развитие социологии профессий в конце ХХ в. оказали работы Э. Фрейдсона. Для Фрейдсона профессионализм -один из способов организации человеческой деятельности в современном обществе. Он полагает, что мир профессионалов имеет свою, «третью», логику, противоположную идеологиям рынка и бюрократических инсти-тутов3. По мнению Э. Фрейдсона, профессионалам важно отстоять свою
1 McClelland Ch.E. Escape from freedom? Reflections on German professionalization, 1870-1933 // Ibid. - P. 107.
2 Parsons T. The professions and social structure // Social forces. - Indianapolis (IN), 1939. - Vol. 17, N 4. - P. 457-467.
3 Freidson E. Professionalism: The third logic. - Cambridge: Polity, 2001.
130
независимость и быть свободными от вмешательства потребителей (логика рынка) или менеджеров (логика бюрократических организаций) (с. 409410).
В современной социологии на смену взглядам о профессионализме как альтруистическом служении представителей социально значимых профессий приходит идеология «нового» профессионализма. Одни исследователи называют данный тип профессионализма коммерциализирован-ным1, другие используют термин «организационный»2. В сегодняшних трудовых коллективах, пишет Эветтс, понятия товарищества, коллегиальности и доверия сменяются понятиями административного управления, бюрократии, стандартизации работы и оценки трудовой результативности. Профессионализм перестает быть третьей логикой, так как управление трудовой деятельностью теперь включает организационную и рыночную логики, выражающиеся в следовании принципам менеджеризма и меркантилизма.
Важно выяснить, отмечает дальше автор статьи, насколько глубоко трансформировались представления о профессионализме. Прежде всего, изменения коснулись организационно-бюрократических аспектов, вопросов оценки качества работы и произведенной продукции, а также проблем стандартизации методов работы, т.е. вызовы времени потребовали от профессионалов менеджерских качеств. В то же время, пишет Эветтс, существует опасность, что чрезмерные индивидуализация и бюрократизация профессиональной деятельности приведут к подрыву таких позитивных личностных качеств, как социальная сплоченность и умение работать в команде. В подобных условиях, убеждена Эветтс, наиболее адекватным выглядит интегративный подход, гармонично сочетающий принципы «чистого» и «организационного» профессионализма. Практика многих успешных предприятий говорит о том, что рыночная и профессиональная «логики» зачастую выгодно дополняют друг друга. Так, например, правила рыночной экономики способствуют созданию междисциплинарных коллективов; усиленный внешний контроль был и остается важен в некоторых областях типа юриспруденции и международной бухгалтерии. В то же время отдельные стороны трудовой сферы не подверглись изменениям. Например, несмотря на наметившуюся тенденцию освоения женщинами традиционно мужских профессий, а мужчинами - женских, привычные гендерные различия в карьерных траекториях представителей обоих полов остаются доминирующими в обществе.
Дж. Эветтс подчеркивает, что современный профессионализм совмещает в себе инновационные и традиционные характеристики. Среди новых черт профессионализма она выделяет административное управле-
1 Hanlon G. Professionalism as enterprise: Service class politics and the redefinition of professionalism // Sociology. - Oxford, 1998. - Vol. 32, N 1. - P. 43-64.
2 Evetts J. Organizational and occupational professionalism: The challenge of NPM: Paper presented at the 16th ISA World congress of sociology. - Durban, 23-29 July 2006.
131
ние и менеджмент, внешние формы регуляции, аудит и финансовый контроль, стандартизацию работы персонала и введение единых показателей эффективности трудовой деятельности, ориентацию на индивидуализм и поощрение конкуренции. Эти нововведения сталкиваются с традиционной системой трудовых отношений, базирующейся на принципах авторитета профессионалов и легитимности принимаемых ими решений, поддержания профессиональной идентичности и особой трудовой культуры, свободы действий профессионалов в нестандартных ситуациях и доверия к мнению компетентных специалистов, поддержки командного духа и ориентации на коллективный вид работы, гендерных различий в построении карьеры. Достижение баланса между новой и традиционной системами трудовых ценностей - первоочередная задача для профессионалов всех уровней в ближайшие годы. Эветтс отмечает, что, несмотря на специфику профессиональной работы в разных культурах и государствах, отмеченные новые и старые черты трудовых отношений можно наблюдать практически повсеместно в современном обществе - на макро- (общество, рынок), мезо- (организации, социальные институты) и микроуровнях (профессиональные группы и отдельные акторы) (с. 411-414).
Каковы последствия происходящего для работников и их клиентов, действительно ли нужно противопоставлять прежние способы организации трудовой деятельности новым, - задается вопросом Эветтс. По ее мнению, такое противопоставление носит искусственный характер и не отвечает реалиям современного «мира» профессионализма, а трансформации в области профессиональной политики не угрожают классическим трудовым ценностям. Многие крупные организации являются устойчивыми к новейшим средствам управления и бюрократическому вмешательству. Немалая часть организаций социального сектора - например, больницы и университеты - являются сложными бюрократическими системами1, а услуги, которые они предоставляют, с трудом поддаются стандартизации и точным измерениям. Несмотря на это, такие предприятия прекрасно функционируют в условиях рыночной экономики.
Между тем, предостерегает Эветтс, перекос в сторону новых форм профессионализма и сугубая ориентация на рынок влекут за собой формализм в выполнении работы и могут стать серьезным препятствием для творческого, инновационного труда. Однако существует масса преимуществ в соблюдении гибкого баланса между профессиональными, бюрократическими и рыночными «логиками». Введение системы контрактов, должностных инструкций, формализованных процедур отбора сотрудников, защита прав работников и предоставление им социальных гарантий заменяют привычные неформальные типы социального взаимодействия и неофициальные рекомендационные механизмы. Стандартизация системы профессионального отбора и формализация оценок трудовой деятельности
1 Mintzberg H. Structure in fives: Designing effective organizations. - Englewood Cliffs (NJ): Prentice-Hall, 1983.
132
сделали прозрачным то, что раньше часто было скрыто (вопросы профессиональных поощрений и порицаний, закономерности в построении карьеры). Как правило, неформализованные процедуры приносят пользу лишь немногим работникам, находящимся в привилегированном положении, тогда как большинство расценивает их как несправедливые. Увеличение прозрачности в трудовой сфере, уверена Эветтс, сделает более обоснованным профессиональный выбор молодежи, придав ей уверенность в собственных силах и усилив ее интернальность. Помимо этого, острая необходимость в управленческих кадрах подталкивает учебные центры к созданию программ по менеджменту в той или иной трудовой сфере. Так, социальным работникам Германии предлагается пройти обучение в магистратуре по специальности, готовящей управленческие кадры в области социальной работы (с. 415-418)1.
Дж. Эветтс демонстрирует зарождение нового типа профессионализма как ответ на масштабные социальные трансформации, затронувшие, в том числе, и трудовую сферу многих стран мира. Общественный сектор услуг расширяется до огромных корпораций, успешная деятельность которых напрямую зависит от четких и слаженных действий управленческого персонала компаний. В современных профессиональных сообществах необходимо гармоничное сочетание старых и новых форм организации труда: это должно помочь практикам справиться с возникающими трудностями, а также позволит им максимально использовать открывающиеся возможности, резюмирует Эветтс.
М.А. Ядова
1 Langer A. Academic qualification programmes for professional management: Managerial expertise as one facet of a new professionalism: Paper presented at the Interim meeting of the ESA research network on «Sociology of professions». - Aarhus, 5-7 June 2008.
133