УДК 371.382-054.57
Ю. А. Слепцов ЭВЕНСКИЕ ИГРЫ: ПУТИ ПОИСКА И ПРИМЕНЕНИЯ
Рассматривается применение эвенских национальных игр в кочевом лагере для детей коренных народов Севера. Ключевые слова: педагогика, воспитание, кочевой лагерь, игра, дети, культура, развитие, каникулы.
Этнопедагогика, иначе народная педагогика эвенов, исследована недостаточно. В современных условиях изучение этнических проблем народной педагогики стало одной из актуальнейших задач на сегодняшний день.
Эвены - коренные малочисленные народы Севера. Ранее в этнографической литературе они были известны как ламуты. Их численность, по данным переписи 2002 г. в Российской Федерации, составляла 19 071 человек, из них в Республике Саха (Якутия) - 11 657 человек.
Язык - тунгусо-маньчжурская группа алтайской семьи языков.
Расселение - Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Магаданская и Камчатская области.
В свойствах народной педагогики у эвенов концентрированно представлены общечеловеческие ценности, то же самое и в факторах народного воспитания (природа, игра, слово, дело, общение, традиции, быт, искусство, религия, пример-идеал), которые ни в коем случае не может игнорировать этнопедагогическая концепция национальной школы, национального воспитания [1, с. 15].
Применение различных методов народного воспитания в дальнейшем должно стать той формой, которая даст свои результаты в деле сохранения культуры, родного языка, традиционных видов хозяйствования и кочевого образа жизни. Одной из поисковых форм можно считать организацию кочевого лагеря для детей эвенов во время летних каникул. По сути, кочевой лагерь как объект педагогической инноватики - процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании учащихся, ведущий к прогрессивным изменениям качества их образования.
Под инновациями понимается нововведение -целенаправленные изменения, вносящие в образование новые элементы и вызывающие его переход из одного состояния в другое, с позитивными изменениями относительно выбранных параметров. Образование рассматривается как социально, культурно и личностно детерминированная образовательная деятельность, в процесс обновления которой включены субъекты этой деятельности [2, с. 14].
В нашем случае объектом педагогического исследования выступают изменения в образовательных процессах конкретных людей - учеников из числа эвенов.
Кочевой лагерь - это форма организации временного образовательного процесса и воспитания детей. Создание условий кочевки (природных, естественных жизненных условий предков) образует микросоциум, в процессе которого труд и традиционный образ жизни знакомят учащихся с народными традициями, обычаями и обрядами, транслирует ценности этнической культуры.
Не менее важной из задач кочевого лагеря является участие в его работе детей эвенов, которые в силу специфики жизнедеятельности не имеют возможности вести кочевой образ жизни или отправить детей к родственникам в оленеводческие стада. Тем самым кочевой лагерь сообразно играет роль семейного воспитателя.
В ходе работы кочевого лагеря воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собираются и систематизируются народные знания о воспитании и обучении детей, народная мудрость, отраженная в легендах, сказках, песнях, играх, национальном шитье, семейном и общинном укладе, быте, традициях; применяется весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс формирования личности.
В 2000 г. в целях привлечения детей эвенов к ознакомлению с культурой и обучению родному языку автором на базе оленеводческой базы «Чо-лой» в Момском улусе был создан кочевой лагерь «Нелтэнкэ» («Солнышко» с эвенского), в котором дети изучали родной язык на местах кочевий предков. Освоение родного языка оказывает на ребенка благоприятное влияние: с его помощью он познает мир, приобщается к национальной культуре, ощущает себя представителем той или иной нации. Родной язык формирует сопричастность к истории своего народа, гордость за предков, определяет общее развитие ребенка [3, с. 149]. В 2001 г. при Ин-дигирской средней школе в п. Буор-Сысы организовали кочевой лагерь «Маранга» («Радуга») с экологическим уклоном; в 2002 г. - кочевой лагерь «Гарпанга» («Первые лучи солнца») в п. Улахан-Чистай, который до сих пор работает каждое лето.
Ежегодно маршрут передвижения кочевых лагерей меняется преимущественно из-за природноклиматических условий. Среднее количество детей в лагере учитывается исходя из намеченного маршрута. Если он пересекается с оленеводческими стадами, то оптимально следует брать 12 де-
тей, так как большое количество ребят может затруднить работу оленеводческой бригады. В других случаях, если маршрут кочевого лагеря проходит недалеко от поселка (20-50 км), то набирается в среднем 14-15 детей.
Лагерь открывается в зависимости от финансирования: иногда в июне, но в большинстве случаев в июле до первой декады сентября. В лагере работают учителя по эвенскому языку, шитью, повар, медработник, проводник и наставник, который учит детей навыкам традиционных видов хозяйствования и промысла эвенов.
Как и все кочевые народы, дети живут в палатках, в редких случаях - в домах. Основным транспортом является вездеход, лошади и олени. Много в лагере и пеших переходов. Создание в лагере благоприятной демократической среды для реализации свободы и прав личности с целью ее развития во многом способствует оптимизации педагогического процесса [4, с. 13].
Один из приемов воспитания детей, ведущих кочевой образ жизни, - это игры.
Народные игры эвенов мало изучены и не систематизированы, хотя тема для исследования представляется огромным пластом в народной педагогике. Первым из исследователей, описавших игры эвенов XVIII в. в ходе Второй Камчатской экспедиции (1733-1743), по праву считается Яков Иванович Линденау. Его работы имеют большое научное значение [5, с. 56].
В период национального возрождения эвенов изучение их традиций, становление и развитие национальных культур, роль игр, забав и развлечений приобретают важнейшее значение. Необходимость исследования использования эвенских национальных игр как богатейшего педагогического опыта предопределяется тем, что результаты такой работы помогут возродить методы и средства воспитания игрой.
Игра - явление многостороннее, ее можно рассматривать как особую форму существования всех сторон жизнедеятельности кочевых народов Севера. Ей принадлежит роль в воспитании и развитии ребенка, она является эффективным средством формирования его личности.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, где ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Интересная игра повышает умственную работу подростка, и он может решить разные по своей сложности задачи.
Играя, дети учатся применять знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой ребята вступают в общение со сверстника-
ми. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые впечатления оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, повышающая его жизненный тонус, удовлетворяющая интересы и социальные потребности. При этом дети учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться знаниями, выражать их словом.
Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, общественной жизни у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать взрослым. Все это делает игру важным средством создания профессиональной направленности ребенка, характер которого начинает складываться еще в детстве.
Таким образом, игровая деятельность становится актуальной проблемой процесса обучения.
Игра является неотъемлемой частью жизни человека, применяемой для воспитательной цели, умственного и физического развития подрастающего поколения. Она отражает внутреннюю потребность в активной деятельности, это средство познания окружающего мира. В игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми [6, с. 32].
Игровые занятия способствуют развитию у детей умений к действиям, которые имеют значение и в повседневной практической деятельности. Уче -ники посредством игры изучают азы ведения кочевого образа жизни, оленеводство и охотничий промысел, приобщаются к трудовой деятельности.
Национальные игры кочевых народов Севера -один из ключей к возрождению их духовной культуры и физического развития и неотъемлемая часть выживания в суровых условиях [6, с. 33].
Национальная игра - понятие многомерное. Она несет символическую информацию о прошлом, передает подрастающему поколению традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребностям ребенка в познании окружающего мира, двигательной и умственной активности, развивает в нем воображение и творческие наклонности.
Детям коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, ведущих кочевой образ жизни, игры развивают координацию движения, умение ориентироваться в местности, навыки работы в традиционной отрасли: оленеводстве и промысле.
Так как в кочевом лагере присутствуют дети различного возраста, игра является и объединяющим фактором. Учитывая это, в лагере применяются различные виды эвенских игр, через которые осуществляется социализация ребенка, развивается его аффективная сфера, происходят познавательные процессы [7, с. 127].
Особенность детской среды состоит в многообразии межличностных отношений, наличии возможности восстановления естественного стимулирования, сохранения и развития дружбы и любви между детьми, духовного обогащения личности национально-эстетическими, этическими ценностями, привитии уважения к ним, приучении детей к систематическому труду на земле своих предков, придании смысла чувству привязанности к своей родине [8, с. 167].
Организация временных детских коллективов, одним из которых является кочевой лагерь, создает своеобразный, близкий для их участия этнопе-дагогический микросоциум. Благодаря этому есть возможность сохранить этнопедагогические традиции, что может противостоять полной ассимиляции и деэтнизации эвенов.
Кочевой лагерь - очень эффективный механизм погружения и укоренения детей в родную культурную среду. Общение на родном языке, игровые занятия, изучение культуры и истории своего народа, культурно-бытовых навыков и традиций оказывают очень глубокое влияние на осознание ребенком своей этнической принадлежности [9, с. 104].
Подобный опыт работы можно приложить ко всем народам, ведущим кочевой образ жизни.
Применение различных направлений образования в кочевом экологическом лагере «Маранга» в 2001 г. показало, что из 12 детей в последующем 8 из них стали дипломированными педагогами различных специальностей и работают в сельской местности. Это отражает позитивный опыт работы и заслуги кочевого лагеря.
Кочевой лагерь не должен быть узкоспециали-зирующим, т. е. заниматься только изучением родного языка, культуры и фольклора. Необходима в нем и профориентационная работа по подготовке будущих специалистов: гидов для туристических маршрутов, работников природоохраны, охотников, оленеводов, геологов, педагогов для кочевых и сельских школ и др.
Список литературы
1. Волков Г. Н. Якутские этнопедагогические этюды / сост. А. А. Григорьева. Якутск: Кудук, 1998. 76 с.
2. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: учеб. пос. для студ. вузов. М.: Издат. центр «Академия», 2008. 256 с.
3. Портнягин И. С. Этнопедагог К. С. Чиряев: педагогические мысли, идеи и взгляды / Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова, Ассоц. нар. педагогики Якутии. Якутск, 2002. 168 с.
4. Бочарова Т. И. Функции профессионально-непринужденного общения педагога // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 1. С. 12-16.
5. Линденау Я. И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII в.): историко-этногр. мат-лы о народах Сибири и Северо-Востока. Магадан: Книжн. изд-во, 1983. 176 с.
6. Турутина П. Г. Школа детей лесных ненцев. Новосибирск: Академ. изд-во «Гео», 2007. 87 с.
7. Хухляева О. В. Этнопедагогика: социализация детей и подростков в традиционной культуре: учеб. пос. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2008. 248 с.
8. Григорьева А. А. Теория и практика семейной этнопедагогики народа саха: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1999. 365 с.
9. Слепцов Ю. А. Кочевой лагерь как летняя школа по обучению родному языку малочисленных народов Севера // Наука и образование. 2009. № 1. 120 с.
Слепцов Ю. А., ст. лаборант.
Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН.
Ул. Петровского, 1, Якутск, Республика Саха (Якутия), Россия, 677007.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 30.09.2010.
Y.A. Sleptsov
EVENSKY GAMES: SEARCH AND APPLICATION WAYS
The article considers the use of Even national games in a nomadic camp for the indigenous Northern children.
Key words: nomadic camp, game, children, culture, development.
Institute of the Humanities and the Indigenous Peoples of the North of the Siberian Branch of the RAS.
Ul. Petrovskogo, 1, Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia), Russia, 677007.
E-mail: [email protected]