ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ДА ВИНЧИ*
В конце мая, к моменту написания этой колонки, фильм по книге «Код да Винчи» был показан в 4000 кинотеатров в Соединенных Штатах и в тысячах других по всему миру. Несмотря на разгромные рецензии, картина собрала в первый же уикенд почти четверть миллиарда долларов, большей частью за границей, почти наравне с сенсационной премьерой «Страстей Христовых» Мела Гибсона.
Ни тот, ни другой фильм не мог быть остановлен плохими отзывами критиков. Оба, каждый по своему, являют собой вариации на темы Евангелия, и любой критик, попытавшийся их детально разобрать, был бы растоптан ногами толпы, рвавшейся в кинозалы.
Говорят, что общий тираж романа Дэна Брауна - шестьдесят миллионов экземпляров, и в прошлом году я купил один экземпляр, иллюстрированное издание-люкс, с роскошными картинками, призванными придать достоверность сюрреализму исторических экскурсов этой книги. Я читал ее целую неделю в полном изумлении. Сюжет был достаточно обычным: честный человек, гарвардский профессор по имени Роберт Лэнгдон, прячется от парижской полиции и должен раскрыть странное убийство, в котором его обвиняют. Но в итоге он приходит к невероятному открытию: что католическая церковь в течение двух тысячелетий скрывала правду об Иисусе!
Этот тщательно охраняемый секрет, каким-то чудесным образом в течение всех этих веков не ставший достоянием гласности через какого-нибудь пьяного епископа, состоит в том, что Иисус был не сверхъестественной фигурой, а вполне нормальным человеком, женатым на Марии Магдалине, от которой имел детей. Его царственная династия сохранилась в подполье до сего дня, и одним из его потомков оказывается как раз та незаурядная женщина, что помогает Лэнгдону раскрыть дело. Настоящий убийца - безумный альбинос, на службе у «Опус Деи», зловещей организации, помогающей римским папам избавляться от людей чрезмерно любопытных, знающих слишком много.
The Da Vinci Gospel, 29 мая 2000 г. - Mode of access: http://www. griff-news.com.
Код пол
Все это настолько впечатляюще невероятно, что невольно восхищаешься хорошо выверенной наглостью Брауна. Он рассчитывает на огромную читательскую аудиторию, бесконечно легковерную, поверхностно образованную и не способную отметить ни фактических ошибок, ни бьющей в глаза бессвязности - людей, которых можно запугать чистой, беспримесной авторской самоуверенностью. Когда Браун в кратком предисловии уверяет своих читателей, что его исследования подтверждают описываемую им историю, им не придет в голову задавать вопросы, не говоря уж о том, чтобы отнестись с подозрением к причудливой брауновской смеси плагиата с чистой выдумкой.
Например, одна из ключевых фигур в книге - сэр Ли Тибинг, известный специалист по истории христианства, заявляющий, что идея божественности Иисуса впервые появилась и была провозглашена императором Константином в 325 г. от Рождества Христова. А нам остается только недоумевать: почему люди могли до этого момента поклоняться Ему как Богу в течение трехсот лет? Вообще, почему существовала Церковь? И что скрепляло ее воедино на протяжении трех веков? Это что - Церковь или фан-клуб?
Все говорит о некоем пробеле в обширных знаниях именитого Тибинга по вопросам христианской истории, а именно - в знании Нового Завета. Он никогда не читал и не размышлял, к примеру, над первой главой Евангелия от Иоанна: «И Слово было у Бога, и Слово было Бог»1. Разумеется, то же относится и к самому создателю персонажа, демонстрирующему почти полное невежество в отношении всех четырех Евангелий. Браун ухитрился вызвать скандал, связанный с четырьмя самыми знаменитыми книгами в мире, не удосужившись даже узнать, о чем они. Прямо скажем -достижение! Он похож на человека, никогда не читавшего «Гамлета», но уверенного в том, что автор не мог этого написать. Брауна никак не интересует учение Иисуса, а всего лишь Его, скажем так, половая жизнь.
Если Браун не знает первоисточников, то у него есть свои, достаточно оригинальные источники вторичные: например, популярная и совершенно спекулятивная книга под названием «Святая кровь, святой Грааль» (когда выяснилось, что Браун заимствовал оттуда свои «идеи», возникло малоприятное дело о плагиате). Это как если бы новаторский трактат по астрономии оказался полностью основан на литературе о знаках Зодиака.
Согласно Брауну (говорящему устами Тибинга), эзотерическая истина об Иисусе и его главном секрете хранилась в течение двух тысячелетий усилиями нескольких отважных еретиков, таких, как гностики. Вновь Браун показывает свое полное невежество. Гностики верили, что сексуальная жизнь, как и вообще все материальное, есть зло, и потому не могли разделять идеи человеческой природы Иисуса и быть вероятными кандидатами в хранители образа плотского Иисуса. Несмотря на это, Браун включает Леонардо да Винчи в свою еретическую цепочку, заявляя, что картины мастера содержат «закодированную» истину.
Дело не обошлось, конечно, и без современного феминизма, хотя в несколько анахроничной интерпретации. Браун говорит, что во времена Средневековья Церковь сожгла на кострах пять миллионов женщин, обвиненных в ведовстве, - не оттого, главным образом, что верила в ведьм, а скорее в силу своей ненависти к женщинам вообще. Пять миллионов! Как же я мог забыть об этом? Нет, постойте. Вообще-то я никогда о таком не слыхивал. Разве историки не упомянули бы о таком злодействе? Разве миллионы мужчин не возроптали бы против поджаривания их жен, дочерей и бабушек? Или они все сказали, а 1а Хенни Янгман2: «Возьмите мою жену, пожалуйста»? Почему же эта женоненавистническая Церковь запрещала мужьям отделываться от своих надоевших старых жен и менять их на молодых и созревших для брака?
Что-то тут не вяжется, как в странном сне. Но повествовательная динамика триллера не благоприятна для критического копания в деталях. Рассказ в крайнем случае может претендовать на наше внимание, а не на нашу веру, хотя кто-то может забыть о разнице. Браун требует, чтобы мы приняли бредовые выдумки за твердые факты. А его «факты» - липовые.
Я некогда работал в психбольнице, где понял, что психоз и глупость - разные вещи. Как-то вечером один больной рассказал мне, что врачи пересаживают ему в череп мозг обезьяны, кусочек за кусочком; он умолял меня помочь ему бежать. Он сочинил всю историю с такой изобретательностью и убежденностью, что мне с трудом удалось не поверить жалкому безумцу, и я думал лишь о том, как ему помочь. В конце концов, я не смог придумать ничего, кроме как уверять его, что он поправится.
После прочтения «Кода да Винчи» я задался вопросом: а что, автор тоже психопат, или просто бессовестный циник? Сейчас ответ для меня очевиден. Книга была написана в расчете на опреде-
ленный рынок. Подобно тому, как фильм Гибсона снискал огромную популярность у верующих в евангельскую весть о воскресении Христа, книга Брауна нашла огромный спрос среди неверующих, для которых «благая весть» состоит в том, что Христос не воскрес, что Он не Сын Божий, и потому нет никаких препятствий для того, чтобы предаваться земным удовольствиям, особенно сексуальным. Дескать, Он же Сам получал от этого удовольствие!
Опять-таки, хотя Браун якобы уважает Иисуса как великого (но чисто земного) учителя, причины этого не совсем понятны, поскольку он не выказывает никакого интереса или желания ознакомиться с учением Иисуса, особенно с Его призывом к покаянию грешников. В мире Брауна нет причин для покаяния; одна лишь Церковь совершила что-то достойное сожаления, например, обременила нас идеей о нашей греховности или о том, что женщины -носительницы зла.
Это все - псевдонаучная болтовня в духе Нью Эйдж, а сущность мышления Нью Эйдж в том, что оно выдает желаемое за действительное. Если вы станете объектом метапсихоза, - ну что ж, это касается только вас. Вам не надо никаких доказательств, кроме собственного выбора. Это вольная вариация американского плюрализма («Посещайте ту церковь, какая вам понравилась»).
Я никогда не слышал более точного изложения этого принципа, чем то, что прозвучало из уст молодого неонациста в телевизионном интервью: «В нацизме я нашел ответ на свои вопросы. Это не всем может подойти».
Дэн Браун может подойти не всем.
Примечания
1 Евангелие от Иоанна 1:1.
2 Янгман, Хенни (Генри), (Henry Youngman, 1906-1998) - эстрадный комик, известный своими лаконичными остротами, в том числе самой знаменитой: «Take my wife - please».