УДК 786
В. М. Радченков
ЭТОТ МНОГОЛИКИЙ КЛАВЕСИН: ОДНОРЕГИСТРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Продолжаем серию статей, посвященных истории клавесина - инструмента, переживающего на сегодняшний день период возрождения интереса к нему в музыковедении. Рассказывается о направлении, в котором работали мастера всех без исключения исторических и национальных традиций, - создании малых однорегистровых клавесинов.
Ключевые слова: клавесин, спинет, верджинал
We continue the series of articles devoted to the harpsichord formation history, the musical instrument going at present through the period of interest revival in musicology. The article describes the direction of activities of the masters of all historical and national traditions, - the creation of small one-register harpsichords.
Keywords: harpsichord, spinet piano, virginal
Прежде чем дать характеристику последней традиции XVIII в., нужно обратить внимание на одно обстоятельство. В наших предыдущих статьях1 речь шла о больших концертных инструментах с двумя и более регистрами. Следует, однако, заметить, что все это время в рассмотренных нами традициях не снижался интерес к малым учебным однорегистровым инструментам и в среде музыкантов, и в среде мастеров, что стало наилучшим опровержением сложившегося на рубеже XIX - XX вв. мнения о регистровке как основном средстве исполнительской выразительности и единственном источнике звукового разнообразия клавесина2. Малые инструменты были незаменимы прежде всего для ежедневного совершенствования мастерства. Клавиатура с короткими рычагами и короткими шпрингерами требовала особенной тщательности туше, а работа с одним регистром - как предельной точности, так и максимальной фантазии в работе над звуком. К тому же, конструкция большинства малых инструментов с отражающей крышкой, развер-
1 См.: Радченков В. М. Этот многоликий клавесин. Возрождение в ХХ веке (из истории европейского клаве-синостроения XVII - XVIII веков / В. М. Радченков // Вестник Челяб. гос. акад. культуры и искусств. 2013. № 1(33). С. 127-129; Радченков В. М. Национальные школы клавесиностроения XVII - XVIII веков / В. М. Радченков // Вестник Челяб. гос. акад. культуры и искусств. 2013. № 3(35). С. 139-146.
2 Такое мнение представлено в работах И. Браудо
[2], В. Ландовской [5], Э. Бодки [1].
нутой на исполнителя, была идеальной для контроля над качеством звука.
Результаты, достигнутые в таких «ужесточенных» условиях, легко переносились на концертный инструмент. Именно от малых инструментов пошло обыкновение разучивать новую пьесу на одном регистре, а уж потом заниматься регистровкой. Будучи студийными инструментами, малые клавесины испытывали сильную конкуренцию со стороны клавикордов - клавишных ударных инструментов, звук которых слабее клавесинного, но богаче нюансами, в том числе и динамическими. По сути дела, клавикорд и малый клавесин выполняли одну и ту же задачу, и музыканты - авторы исполнительских трактатов - рекомендовали обучающимся клавесинной игре иметь в своем распоряжении оба эти инструмента наряду с концертным клавесином.3
Музыкантами ценилось еще и такое свойство малых инструментов, как их транспортабельность, позволявшая, например, брать их с собой в путешествие.
Для клавесинных мастеров малые клавесины явились областью эксперимента. Если концертные клавесины мастеров одной традиции выказывают некоторое внешнее сходство, то малые инструменты поражают разнообра-
3 Такая рекомендация присутствует в трактате Ф. Куперена «Искусство игры на клавесине» [4].
124
зием форм и размеров. Их можно свести к трем основным типам.
1. Малый клавесин (ит. Cembalino, фр. Petit clavecin) по форме и размеру приближен к концертным инструментам. Струны единственного регистра расположены параллельно клавиатуре. Давление на деку таких инструментов меньше, чем в многорегистровых, поэтому звук отличается характерной звонкостью и жесткостью. Справиться с излишком жесткости вполне возможно, правильно подбирая характер удара. Именно на базе таких инструментов И. Руккерс и его последователи проводили свои эксперименты с дополнительными рядами шпрингеров, добиваясь максимального тем-брального разнообразия от единственного ре-гистра.1 В Италии такие инструменты, предназначенные для обучения детей, имели единственный четырехфутовый регистр.
2. Бентсайд-спинет (англ. Bentside-spinet) - спинет с изогнутым корпусом. Клавиатура инструментов этого типа расположена под острым углом к хребтовой линии. Вир-бельбанк и ряд шпрингеров с отражающим рельсом находятся в непосредственной близо -сти от клавиатуры, как на больших клавесинах. Шпрингеры из соображений компактно -сти расположены в два ряда, плектрами в разные стороны. Такие инструменты, по сути, являются компактными вариантами больших клавесинов. Звук их похож на звук больших инструментов, с некоторой узостью частотного спектра, с ограниченной динамикой и объемом послезвучия. Это вызвано малыми размерами инструмента и малым расстоянием между порожком и шпрингерами. Впрочем, в немецкой традиции известны случаи строительства больших бентсайд-спинетов со струнами одного диаметра, отличавшихся мощностью и сбалансированностью звучания. Такие инструменты, в частности в XVIII в., строил немецкий мастер Иоганн Циммерманн.
1 В монографии Г. О'Брайена [9] приводится описание и изображение инструмента с одним регистром и тремя рядами шпрингеров, построенного анонимным немецким мастером, явно знакомым с работами Руккер-сов. Сейчас этот инструмент находится в Мюнхенском музыкальном музее.
3. Пожалуй, самый излюбленный музыкантами XVII в. и не потерявший своей популярности в XVIII в. тип малого клавесина -верджинал. Очень несхожие между собой инструменты этого типа создавались в XVII в. и итальянскими, и фламандскими мастерами. Их успехи позднее становились поводом для экспериментов с инструментами этого же типа мастеров Германии, Франции, Англии2. Их общий конструктивный принцип состоит в том, что клавиатура помещается на хребтовой линии корпуса, а басовые струны идут перпендикулярно клавишам. Вирбели оказываются в правом дальнем углу корпуса, а двойной ряд шпринге-ров с отражающим рельсом пересекает корпус по диагонали от левого конца клавиатуры вдаль от исполнителя. Участки струн за пределами изогнутых мостов превращаются в резонирующие. Звук такого инструмента насыщен обертонами и не угасает сразу после снятия. Это качество, а также расположение резонирующей розетки в непосредственной близости от исполнителя и направление массы звука отражающей крышкой на исполнителя приводит к интересному эффекту: исполнитель и немногочисленные слушатели, размещающиеся вокруг инструмента, как бы окружены потоком звука. Тембр верджинала очень характерен, мягок и глубок, особенно у инструментов с правосторонней постановкой клавиатуры (так называемых музеля-ров). Но у большинства верджиналов клавиатура расположена в левой части хребтовой линии. Теряя в яркости тембра, такие инструменты значительно выигрывают в пластичности клавиату-
3
ры и ее чуткости к градациям туше .
Итальянские верджиналы чаще всего имеют пятиугольную форму внутреннего корпуса и четырехугольную - внешнего. У фламандских, а также английских и немецких верджиналов - форма прямоугольника или
2 В литературе XX в. присутствует некоторая путаница в отнесении инструментов к типам спинетов или верджиналов. За основу часто бралась форма инструментов. Ф. Хаббард [6], а позднее В. Цуккерманн [10] определили главным признаком этих типов не форму корпуса, а положение клавиатуры относительно струн.
3 Инструменты обоих типов широко описаны в работах Э. Коттика [7], Э. Коттика и Г. Луктенберга [8].
125
трапеции, иногда со срезанным дальним правым углом. Немецкие верджиналы часто имели закругленные боковые стенки. В Англии в 20-е гг. XVII в. приобрели популярность верджиналы с прямой хребтовой линией и выгнутыми либо закругленными остальными. Авторство идеи такого инструмента приписывается знаменитому английскому композитору и виртуозу начала XVII в. Томасу Морли.
Традиционно верджиналы имеют один регистр, но есть и исключения. Мастера семей ван Бест и Руккерс часто копулировали верд-жинал с октав-верджиналом. Инструменты располагались друг над другом и могли использоваться как самостоятельные, так и объединенные в один двухрегистровый инструмент. В обиходе такие двойные верджиналы назывались «мать и дитя». И. Руккерсу также принадлежит идея поместить верджинал в крыло двухрегистрового клавесина, объединив их в единый корпус и соединив ко пулой. Поскольку клавесин имел, как правило, диспозицию 8-4, верджинал в качестве второго восьмифутового регистра значительно обогащал и объем, и богатство тембра инструмента1.
Английские мастера начала XVIII в., увеличив объем корпуса верджинала и расширив диапазон клавиатуры до пяти октав, пытались оснастить эти инструменты четырехфутовым регистром. Яркость и красочность звучания этих инструментов были несомненными, но внутреннее устройство до того усложнилось, что замена струн превратилась в невероятно громоздкую операцию.
С верджиналом связана одна из самых влиятельных и самых давних клавесинных традиций Европы - английская. Виртуозы елизаветинского двора конца XVI - XVII вв. называли себя верджиналистами, т. е. мастерами крайне выразительной игры на однорегистровом инструменте. Этим объясняется предельная тщательность композиторского письма, обилие
1 Такой инструмент сохранился, в частности, в собрании Берлинского замка-музея Копеник. Реставрация инструмента произведена мастером Мартином Кристианом Шмидтом. Несколько удачных копий этого инструмента выполнил хаарлемский мастер Фред Беттенхаузен.
подробностей, прежде всего интонационных и фактурных. Излюбленный тип фактуры этих музыкантов - контрастная, реже имитационная полифония с приходами на кульминациях всех голосов к сложному и изысканному единому ритму. Воспроизводя такую фактуру, невозможно было «спрятаться» за игру регистров, но точное ее выполнение на единственном регистре выглядело неизменно блестяще2.
Поначалу английские верджиналисты использовали в своей работе инструменты итальянского производства, затем надолго нашли свой идеал во фламандских.
Первые английские мастера взяли за основу именно опыт фламандских коллег, не упуская из виду достижения французских, итальянских и особенно немецких мастеров. Задачей, которая увлекла их и определила облик английского клавесина рубежа XVII - XVIII вв., стало совмещение звонкости, свойственной фламандским инструментам, и немецкой мягкости. Тщательно выверяя соотношение длины и диаметра струн и пропорций деталей корпуса, они добились насыщенности звука глубокими низкими частотами и звонкими высокими, вынужденно ослабив средние.3 Попутно, путем тщательного достижения пропорций и балансировки клавиатурных рычагов, шпрингеров, выве-рения длины и формы плектра они добились максимально точного и пластичного ощущения клавиатуры, не впадая в такие крайности, как итальянская жесткость или французская вязкость. Многие исполнители находят сохранившиеся инструменты начала XVIII в. Томаса Хичкока, Джеймса Макуна, Стефана Кина, Бенджамина Слейда, Джона Харрисона и Бей-кера Харриса излишне мягкими. Можно, впрочем, предположить, что эта исходная мягкость как раз и дает возможность для широкого спектра нюансов. Мастера рубежа веков по-прежнему строили по большей части одно- или двухрегистровые инструменты. Излюбленный
2 Подробную информацию об этой традиции можно найти в работе М. Друскина [3].
3 В работе Э. Коттика и Г. Луктенберга [8] описываются малые клавесины английских мастеров рубежа XVII - XVIII вв.
126
тип инструмента - верджинал - как уже говорилось, расширил свой диапазон до пяти полных октав и значительно увеличился в объеме, сохранив при этом особый характер атаки и по-
слезвучия, свойственный верджиналам XVII в. Современные клавесинные мастера, характеризуя звук английских инструментов, используют выражение plumy tone ('сливовый тон')1.
1. Бодки, Э. Интерпретация клавирных произведений И. С. Баха / Э. Бодки. - М.: Музыка, 1993.
2. Браудо, И. Об органной и клавирной музыке / И. Браудо. - М.: Музыка, 1976.
3. Друскин, М. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI -XVIII веков / М. Друскин. - СПб.: Композитор, 2007.
4. Куперен, Ф. Искусство игры на клавесине / Ф. Куперен. - М.: Музыка, 1973.
5. Ландовска, В. О музыке / В. Ландовска. - М.: Радуга, 1991.
6. Hubbard, F. Three centuries of harpsichord making / F. Hubbard. - Cambridge; Massachusetts: Harvard University Press, 1965.
7. Kottick, Ed. L. A History of the harpsichord / Ed. L. Kottick. - Bloomington: Indiana University Press, 2003.
8. Kottick, Ed. L. Early Keyboard Instruments in European Museums / Ed. L. Kottick, G. Lucktenberg. -Bloomington: Indiana University Press, 1997.
9. O'Brien, G. Ruckers: a Harpsichord and Virginal Building Tradition / G. O'Brien. - Cambridge University Press, 1990.
10. Zuckermann, W. I. The Modern Harpsichord, 20th century instruments and their makers / W. I. Zuckermann. -New York: October House Inc: Publishers, 1969.
Сдано 6.05.2013
1 Такое выражение, а также подробное описание звука верджиналов можно найти в работе Ф. Хаббарда [6].
127