Научная статья на тему 'Этос российского среднего класса: проблема социальной идентификации'

Этос российского среднего класса: проблема социальной идентификации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
219
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
СРЕДНИЙ КЛАСС / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ВЫСШИЙ СРЕДНИЙ КЛАСС / СРЕДНИЙ СРЕДНИЙ КЛАСС / НИЗШИЙ СРЕДНИЙ КЛАСС / ГЕНДЕР / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / MIDDLE CLASS / SOCIAL IDENTITY / HIGHER MIDDLE CLASS / MIDDLE MIDDLE CLASS / LOWER MIDDLE CLASS / GENDER / BEHAVIORAL PRACTICES / ECONOMIC CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ильиных С. А.

В статье рассматривается специфика исследования социальной идентификации среднего класса. Показано, что центральным моментом идентификации среднего класса следует считать характеризующий участников этой группы комплекс представлений о социальной реальности и их месте в ней. При анализе российского среднего класса необходимо использовать наряду с объективными и субъективные критерии, в число которых входят социальная идентичность, субъективные смыслы, ценности. Критерий самоидентификации со средним классом является многосоставным. В статье представлены результаты исследования среднего класса, в котором приняли участие 276 мужчин и 395 женщин, проживающих в городе Новосибирске. Эмпирически выявлена разная степень самоидентификации среднего класса. Существуют в том числе и те, кто не смог соотнести себя со средним классом в силу ряда причин уровень доходов, качество жизни. Анализируются причины сложного вхождения горожан в средний класс. Рассматриваются результаты эмпирического исследования, в котором выявляются реальные поведенческие практики среднего класса, а также особенности его экономического сознания. Показателен в этом плане гендерный анализ распределения свободных средств. Можно говорить о разных практиках распоряжения свободными деньгами. У мужчин это более рискованные и высокодоходные, а у женщин менее рискованные, но более практичные способы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“ETHOS” OF RUSSIAN MIDDLE CLASS: THE PROBLEM OF SOCIAL IDENTIFICATION

This article considers the specificity of middle class social identification 's investigation. It is shown that the central moment of the middle class identification should be considered a complex characterizing these group 's representatives about social reality and their place in it. Carrying out an analysis of Russian middle class it is necessary to use objective and subjective criteria together, including a social identity, subjective senses and values. Self-identification criterion with the middle class is complex. The article contains the results of the middle class investigation; 276 male and 395 female persons from Novosibirsk have taken part in the investigation. The empirical part has exposed different degree of middle class self-identification; including the people who couldn't correlate oneself with the middle class under the influence of some factors as income level and quality of life. The author analyzes reasons of hard introduction of citizens in the middle class. The paper considers the results of empirical investigation which exposes real behavioral practices of the middle class and some peculiarities of its economic mind. The most significant one is a gender analysis of spare money distribution. We can talk about different practices in spending spare money. Men prefer risky and highly profitable, and girls like less risky and more practical methods.

Текст научной работы на тему «Этос российского среднего класса: проблема социальной идентификации»

С.А. Ильиных, доктор социол. наук, профессор, кафедра социальных коммуникаций и социологии управления, Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск, Россия, ¡li.sa@mail.ru

ЭТОС РОССИЙСКОГО СРЕДНЕГО КЛАССА: ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ

В статье рассматривается специфика исследования социальной идентификации среднего класса. Показано, что центральным моментом идентификации среднего класса следует считать характеризующий участников этой группы комплекс представлений о социальной реальности и их месте в ней. При анализе российского среднего класса необходимо использовать наряду с объективными и субъективные критерии, в число которых входят социальная идентичность, субъективные смыслы, ценности. Критерий самоидентификации со средним классом является многосоставным. В статье представлены результаты исследования среднего класса, в котором приняли участие 276 мужчин и 395 женщин, проживающих в городе Новосибирске. Эмпирически выявлена разная степень самоидентификации среднего класса. Существуют в том числе и те, кто не смог соотнести себя со средним классом в силу ряда причин - уровень доходов, качество жизни. Анализируются причины сложного вхождения горожан в средний класс. Рассматриваются результаты эмпирического исследования, в котором выявляются реальные поведенческие практики среднего класса, а также особенности его экономического сознания. Показателен в этом плане гендерный анализ распределения свободных средств. Можно говорить о разных практиках распоряжения свободными деньгами. У мужчин это более рискованные и высокодоходные, а у женщин - менее рискованные, но более практичные способы. Ключевые слова: средний класс, социальная идентификация, высший средний класс, средний средний класс, низший средний класс, гендер, поведенческие практики, экономическое сознание.

Исследования среднего класса получили в России широкое распространение в конце ХХ - начале ХХ1 веков. Это связано с особенной ролью среднего класса в обществе, с его реальной возможностью быть гарантом социальной стабильности государства. Он способен обеспечить собственную жизнедеятельность, не прибегая к попечению государства, как бедный класс, и не используя в собственных интересах общественные фонды, как класс богатых людей. В рамках представленной статьи хотелось бы представить некоторые аспекты этоса среднего класса как одного из феноменов российской социальной реальности.

«Этос» - понятие многозначное. Мы придерживаемся определения М. Ос-совской, согласно которому этос - это стиль жизни какой-либо общественной группы1. Современный этос российского среднего класса в своих основных чертах, самобытных свойствах еще не успел сложиться в такой мере, когда можно было бы описывать его с достаточной категоричностью2.

Актуальность выбранной темы определяется современным состоянием научного знания о феномене социальной идентификации представителей среднего класса. Исследование социальной идентификации среднего класса является сложным, трудоёмким про-

цессом в научном познании. Нужно отметить, что значительный вклад в проблему изучения социально-экономических характеристик среднего класса и его роли в хозяйственной жизни страны внесли такие ученые, как Б. Барбер, М. Вебер, Р. Дарендорф и др. В отечественной науке представления о среднем классе развивались в работах З. Голенковой, М.К. Горшкова, Т.И. Заславской и Р.К. Громовой, С.А. Инясевского, Т.С. Любимовой, Т.М. Малевой, Л.Н. Овчаровой, НЕ. Тихоновой, О.И. Шкаратана и других ученых. Особенностью исследования среднего класса в России является то, что до сих пор остается открытым вопрос, кто является представителем среднего класса.

С точки зрения Д.В. Прохорова, в современном российском обществе «средний класс» принадлежит к разряду концептов, то есть таких медиальных форм мысли, в которых одновременно присутствуют и объективный, и субъективный уровни понимания3. Значение концепта «средний класс» в российском общественном сознании и в жизненной практике россиян определяется тем, в какой мере он выступает в качестве социального представления. Мы разделяем точку зрения Д. В. Прохорова в том, что центральным моментом идентификации среднего класса следует считать характеризующий участников этой группы комплекс представлений о социальной реальности и их месте в ней.

Изучение представителей среднего класса в России, как правило, осуществлялось в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге. Выявлялись показатели, характеризующие особенности представителей среднего класса, в том числе обозначалась его социальная идентификация. Исследование, проведенное Д.В. Прохоровым в Самарской области, показало, что при анализе российского среднего класса невозможно ограничиваться только объективными критериями, необходимо использовать субъективные критерии, в число которых входят социальная идентичность, субъективные

Критерий самоидентификации со средним классом является многосоставным. Работа с ним означает выявление того, какие смыслы вкладывают люди в этот концепт, насколько важно им осознавать себя представителями среднего класса.

смыслы, ценности. Критерий самоидентификации со средним классом является многосоставным. Работа с ним означает выявление того, какие смыслы вкладывают люди в этот концепт, насколько важно им осознавать себя представителями среднего класса. Д. В. Прохоровым выделены следующие эмпирические классы самоидентификации с российским средним классом у его представителей по объективным критериям: полноценная (уверенная) и частичная (ограниченная, усеченная) самоидентификация. Отдельно выделено отсутствие самоидентификации со средним классом у его объективных представителей.

В рамках данной статьи представим некоторые результаты исследования среднего класса, в котором в 2015 году приняли участие 276 мужчин и 395 женщин, проживающих в городе Новосибирске. Репрезентативность выборки обеспечивается соответствием половозрастной структуре взрослого населения, соблюдением пропорций между численностью населения разных районов города (ошибка выборки не более 3%). В программу исследования включены показатели, необходимые для конструирования критериальных признаков среднего класса: 1) образование; 2) трудовой статус, экономическая деятельность; 3) доходы, имущество, жилье; 4) уверенность в социально-экономическом положении.

Результаты исследования следующие. 21,4% мужчин и 8,0% женщин идентифицируют себя с высшим средним классом. Около 40% мужчин и 60% женщин отнесли себя к среднему среднему классу. 24,3% мужчин и 22,8% женщин рассматривают себя как представителей нижнего среднего класса. Хотя, с нашей точки зрения, в соответствии с выделенными критериями в опросе принимали участие только представители среднего класса, 7,2% опрошенных мужчин и 1,8% опрошенных женщин отнесли себя к представителям высшего класса. И действительно, оказалось, что у них

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

уровень доходов на одного человека в месяц очень высок, они имеют в собственности несколько объектов недвижимости, в том числе за рубежом, несколько автомобилей в семье, могут позволить себе дорогостоящий отдых несколько раз в год и т.д. Проводя корреляцию с исследованием Д. В. Прохорова, мы можем говорить о том, что и наше исследование позволило выявить разную степень самоидентификации среднего класса. Были среди опрошенных и те, кто не смог соотнести себя со средним классом в силу ряда причин: уровень доходов, качество жизни и т.д. Не последнюю роль в этом играют гендерные различия4, стереотипы и представления5, ценности россиян6, практики общества потребления7, отсутствие чувства стабильности. Стоит отметить, что данный вопрос требует дополнительного исследования.

Обозначая специфику самоидентификации среднего класса, важно рассмотреть реальные поведенческие практики среднего класса, а также особенности его экономического сознания. При этом важно понять, какие из этих практик, ценностей и установок «стимулируются» обществом через систему реальных материальных и карьерных поощрений и насколько они распространены в среднем классе.

Свой бизнес имеют 22,1% мужчин и 5,8% женщин. Чаще всего этот бизнес представлен организациями малого бизнеса. Говоря о гендерных вопросах, обозначим следующее. Свой бизнес женщины имеют в 4 раза реже, чем мужчины. Женщины в 4 раза реже являются топ-менеджерами и почти в 6 раз реже - руководителями крупных подразделений. При этом ведущих специалистов и служащих среди них даже больше, чем среди мужчин. Полученные данные подтверждают общие гендерные тенденции, выявленные исследователями на рынке труда.

Исследование также позволило обозначить меры, которые представители городского среднего класса предпринимают для повышения своего материального благосостояния. Согласно полученным данным, мужчины здесь занимают более активную позицию. Можно предположить, что женщины в большей мере обременены семейными обязанностями, что и не позволяет им активно искать и использовать разного рода источники финансового благополучия.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что средний класс в целом более бережно относится к своей собственности. Так, к примеру, если речь идет о недвижимости, то представители среднего класса не только чуть регулярнее платят соответствующие на-

логи, но и заметно чаще вкладывают средства в ремонт и поддержание должного состояния своего имущества.

В исследовании представителей среднего класса города Новоси- : бирска показательным является гендерный анализ распределения свободных средств. Гендерные аспекты просматриваются в отношении вложения свободных средств в свой бизнес, в недвижимость, неприкосновенности денег, оплаты за лечение и образование, инвестиций в ценные бумаги и приобретения мебели. Мужчины чаще предпочитают активные и рискованные способы вложения денег, чего не скажешь о женщинах.

Так, мужчины предпочитают вкладывать в недвижимость (31,9%), в банковские депозиты (29,3%), приобретать технические новинки и оплачивать отдых за границей (по 29,0%), обновлять имеющееся имущество (25,4%). Женщины стремятся оплатить отдых за границей (29,1%), оставить средства в неприкосновенности (27,1%), вложить в банковские депозиты (26,6%), приобрести технические новинки и оплатить лечение (по 25,8%).

Интересно, что россияне не нацелены инвестировать свои свободные средства в ценные бумаги (акции, облигации и т.д.). Готовы заниматься инвестициями всего 6,5% мужчин и 2,5% женщин. Иными словами, практика работы с ценными бумагами минимальна, что, вероятно, свидетельствует об осторожном отношении к такому виду деятельности в целом.

Обращает на себя внимание и тот факт, что мужчины по сравнению с женщинами готовы вкладывать деньги вдвое чаще в недвижимость (31,9 и 18,5% соответственно) и втрое - в свой бизнес (26,1 и 9,1% соответственно). Однако женщины гораздо чаще ориентированы на то, чтобы оставить свободные средства в неприкосновенности (18,5 и 27,1% соответственно), оплатить ими лечение (12,3 и 25,8%) и образование (14,9 и 24,6%) либо приобрести мебель (13,0 и 19,

Свой бизнес женщины имеют в 4 раза реже, чем мужчины. Женщины в 4 раза реже являются топ-менеджерами и почти в 6 раз реже - руководителями крупных подразделений. При этом ведущих специалистов и служащих среди них даже больше, чем среди мужчин.

Таким образом, можно говорить о разных практиках распоряжения свободными деньгами. У мужчин это более рискованные и высокодоходные, а у женщин - менее рискованные, но более практичные способы (лечение, образование, приобретение мебели).

Подведем итоги. Социальная идентификация среднего класса является многоаспектным феноменом со сложной внутренней структурой и неоднозначным содержанием. Её осмысление служит ключевым моментом развития современного социологического знания. Дело в том, что именно средний класс являет собой пример особого здорового этоса. У него наличествуют созидательное мировоззрение, имеется основа для самоуважения и уважения со стороны других людей. Для него характерны ценности достойного труда, профессионализма, саморазвития, доверия, дружбы, семьи, удовлетворенности жизнью. Об этом свидетельствуют результаты исследований Н.В. Тихоновой8, С.В. Мареевой9 и других социологов. Поэтому крайне важны как собственно исследование среднего класса, так и изучение его социальной идентификации.

Литература

1. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этос среднего класса: нормативная модель и отечественные реалии. Тюмень, 2000. С. 37.

2. Там же. С. 40.

3. Прохоров Д.В. Значение субъективных показателей развития социостратификационных процессов российского общества для государственного управления (на примере исследования среднего класса Самарской области) // Вестник СамГУ 2013. № 10 (111). С. 152.

4. Ильиных С.А. Концепты маскулинности и фемининности в русле гендерного подхода // Идеи и идеалы. Научный журнал. 2011. № 4. Т. 1. С. 131-144; Ильиных С. А. Влияние тендера на картину мира: опыт социологического исследования // Социология: методология, методы, математическое моделирование: научный

журнал Российской академии наук. 2009. № 28. С. 66-86.

5. Ильиных С. А. Гендерные стереотипы и тендерные представления в организационной культуре: на примере организаций малого бизнеса // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 10 (78). С. 332-338.

6. Ильиных С.А. Ценности россиян: проблемы и противоречия // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 9 (53). С. 178-182.

7. Ильиных С. А. Ключевые понятия общества потребления: исследование с позиции социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. XIV. № 5. С. 29-40.

8. Тихонова Н.Е. Особенности статусной идентичности и потребление среднего класса // Социологические исследования. 2015. № 1. С. 44-54.

9. Мареева С.В. Ценностные ориентации и представления среднего класса о желаемом векторе развития страны // Социологические исследования. 2015. № 1. С. 55-63.

"ETHOS" OF RUSSIAN MIDDLE CLASS: THE PROBLEM OF SOCIAL IDENTIFICATION

S.A. Ilynikh, Doctor of Sociology, Professor, The department of social communication and management's sociology, Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk, Russia, ili.sa@mail.ru

This article considers the specificity of middle class social identification's investigation. It is shown that the central moment of the middle class identification should be considered a complex characterizing these group s representatives about social reality and their place in it. Carrying out an analysis of Russian middle class it is necessary to use objective and subjective criteria together, including a social identity, subjective senses and values. Self-identification criterion with the middle class is complex. The article contains the results of the middle class investigation; 276 male and 395female persons from Novosibirsk have taken part in the investigation. The empirical part has exposed different degree of middle class self-identification; including the people who couldn't correlate oneself with the middle class under the influence of some factors as income level and quality of life. The author analyzes reasons of hard introduction of citizens in the middle class. The paper considers the results of empirical investigation which exposes real behavioral practices of the middle class and some peculiarities of its economic mind. The most significant one is a gender analysis of spare money distribution. We can talk about different practices in spending spare money. Men prefer risky and highly profitable, and girls like less risky and more practical methods.

Key words: middle class, social identity, higher middle class, middle middle class, lower middle class, gender, behavioral practices, economic consciousness.

References

1. Bakshtanovskii V.I., Sogomonov Iu.V. Etos sred-nego klassa: normativnaia model' i otechestvennye realii [The ethos of the middle class: the normative model and reality]. Tiumen, 2000. 272 p.

2. Bakshtanovskii V.I., Sogomonov Iu.V. Etos sred-nego klassa: normativnaia model' i otechestvennye realii [The ethos of the middle class: the normative model and reality]. Tiumen, 2000. 272 p.

3. Prokhorov D.V Znachenie sub"ektivnykh pokaza-telei razvitiia sotsiostratifikatsionnykh protsessov ros-siiskogo obshchestva dlia gosudarstvennogo uprav-leniia (na primere issledovaniia srednego klassa Sa-marskoi oblasti) [The value of subjective indicators

of development socialstratification processes of the Russian society for public administration (on the example of the middle class of the Samara region)]. Vestnik SamGU - Vestnik of Samara state University, 2013, no. 10 (111), pp. 151-156. 4. Il'inykh S.A. Kontsepty maskulinnosti i feminin-nosti v rusle gendernogo podkhoda [The concepts of masculinity and femininity in the mainstream the gender approach]. Idei i idealy. Nauchnyi zhurnal -Ideas and ideals. The scientific journal, 2011, no. 4, vol. 1, pp. 131-144; Il'inykh S.A. Vliianie gendera na kartinu mira: opyt sotsiologicheskogo issledovaniia [The influence of gender on the picture of the

world: the experience of sociological research]. Sotsi-ologiia: metodologiia, metody, matematicheskoe modelirovanie: nauchnyi zhurnal Rossiiskoi akademii nauk - Sociology: methodology, methods, mathematical modeling: the scientific journal of the Russian Academy of Sciences, 2009, no. 28, pp. 66-86.

5. Il'inykh S.A. Gendernye stereotipy i gendernye predstavleniia v organizatsionnoi kul'ture: na pri-mere organizatsii malogo biznesa [Gender stereotypes and gender representations in the organizational culture: the case of small business organizations]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye nauki - Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities, 2009, no. 10 (78), pp. 332-338.

6. Il'inykh S.A. Tsennosti rossiian: problemy i pro-tivorechiia [Values of Russians: problems and contradictions]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Se-riia: Gumanitarnye nauki - Bulletin of the Tambov

University. Series: Humanities, 2007, no. 9 (53), pp. 178-182.

7. Il'inykh S.A. Kliuchevye poniatiia obshchest-va potrebleniia: issledovanie s pozitsii sotsiologii [Key concepts of a consumer society: a study from the standpoint of sociology]. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii - Journal of sociology and social anthropology, 2011, vol. XIV, no. 5, pp. 29-40.

8. Tikhonova N.E. Osobennosti statusnoi identich-nosti i potreblenie srednego klassa [Features of status identity and the consumption of the middle class]. Sotsiologicheskie issledovaniia - Sociological research, 2015, no. 1, pp. 44-54.

9. Mareeva S.V. Tsennostnye orientatsii i predstavle-niia srednego klassa o zhelaemom vektore razvitiia strany [Value orientations and views of the middle class about the desired development vector of the country]. Sotsiologicheskie issledovaniia - Sociological research, 2015, no. 1, pp. 55-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.