Научная статья на тему '"это праздник Мы справляем. . . ": становление методики организации советских праздников в детском саду в 20-30-е гг'

"это праздник Мы справляем. . . ": становление методики организации советских праздников в детском саду в 20-30-е гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
654
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТСКИЙ САД / ПРАЗДНИКИ В ДЕТСКОМ САДУ / МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРАЗДНИКА / PRESCHOOL EDUCATION / KINDERGARTEN / HOLIDAYS IN KINDERGARTEN / METHODS OF ORGANIZING A HOLIDAY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорчук О. Н., Сидорчук С. Д.

Проблема и цель. Актуальность исследования определена модернизацией современного дошкольного образования и поиском новых методов и методик организации праздников для детей. В связи с этим, традиции, накопленные в советской системе, представляют несомненный исследовательский интерес.Цель статьи выявление источникового потенциала журнала «Дошкольное воспитание» в выявлении организации системы праздников в детских садах в 1920-30-е гг. в период становления дошкольных учреждений.Методология. Теоретической основой статьи выступили представления о праздничной детской культуре, выработанные в социологическом, культурологическом и историческом знании. Методологически работа выстроена в рамках подходов М. Рольфа, К. Келли, М. Костюхиной.В заключении делается вывод, что научная новизна и теоретическая значимость исследования позволяет применять некоторые методики для организации современных праздников в дошкольных учреждениях. Статья может быть полезна исследователям, занимающимся историей детской повседневности, историей советского общества и праздничной культуры / обрядности. Анализ статей журнала позволил определить цели и задачи формирования праздничной культуры дошкольников советского времени, выделить основные методические подходы в организации праздников в детском саду. Проанализированы подходы к отбору содержания праздника, охарактеризованы основные методические приемы, описаны декорации и костюмы детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“This is Holiday we Celebrate...”: the Formation of the Methods of Organizing Soviet Holidays in Kindergarten in the 20-30 s

The problem and the goal. The relevance of the research is determined by the modernization of modern pre-school education and the search for new methods and methods of organizing events for children. In this regard, the traditions accumulated in the Soviet system are of undoubted research interest. The purpose of the article is to identify the source potential of the journal “Preschool Education” in identifying the organization of the system of holidays in kindergartens in the 1920s and30s. in the period of formation of preschool institutions.Methodology. The theoretical basis of the article was ideas about the festive children’s culture, developed in sociological, cultural and historical knowledge. Methodologically, the work was built in the framework of the approaches of M. Rolf, K. Kelly, M. Kostyukhina.As a result, it is concluded that the scientific novelty and theoretical significance of the study allows the use of some techniques for organizing modern holidays in preschool institutions. The article may be useful to researchers involved in the history of children’s everyday life, the history of Soviet society and festive culture / rituals.The analysis of the journal’s articles allowed determining the goals and tasks of forming the festive culture of preschool children of the Soviet period, identifying the main methodological approaches in organizing holidays in kindergarten. The approaches to the selection of the content of the holiday are analyzed, the main teaching methods are described, the scenery and costumes of the children are described.

Текст научной работы на тему «"это праздник Мы справляем. . . ": становление методики организации советских праздников в детском саду в 20-30-е гг»

DOI: 10.15293/1813-4718.1902.09 УДК 372.3/.4+37.0 (09)

Сидорчук Оксана Николаевна

Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], ORCID 0000-0001-6713-7958, Новосибирск

Сидорчук София Дмитриевна

Студентка 4 курса Института истории, гуманитарного и социального образования,

Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], ORCID 0000-0003-1677-1419, Новосибирск

«ЭТО ПРАЗДНИК МЫ СПРАВЛЯЕМ...»: СТАНОВЛЕНИЕ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ В 20-30-е гг.

Аннотация. Проблема и цель. Актуальность исследования определена модернизацией современного дошкольного образования и поиском новых методов и методик организации праздников для детей. В связи с этим, традиции, накопленные в советской системе, представляют несомненный исследовательский интерес.

Цель статьи - выявление источникового потенциала журнала «Дошкольное воспитание» в выявлении организации системы праздников в детских садах в 1920-30-е гг. -в период становления дошкольных учреждений.

Методология. Теоретической основой статьи выступили представления о праздничной детской культуре, выработанные в социологическом, культурологическом и историческом знании. Методологически работа выстроена в рамках подходов М. Рольфа, К. Келли, М. Костюхиной.

В заключении делается вывод, что научная новизна и теоретическая значимость исследования позволяет применять некоторые методики для организации современных праздников в дошкольных учреждениях. Статья может быть полезна исследователям, занимающимся историей детской повседневности, историей советского общества и праздничной культуры / обрядности. Анализ статей журнала позволил определить цели и задачи формирования праздничной культуры дошкольников советского времени, выделить основные методические подходы в организации праздников в детском саду. Проанализированы подходы к отбору содержания праздника, охарактеризованы основные методические приемы, описаны декорации и костюмы детей.

Ключевые слова: дошкольное образование, детский сад, праздники в детском саду, методика организации праздника.

Постановка задачи. Актуальность исследования определена модернизацией современного дошкольного образования и поиском новых методов и методик организации праздников для детей [1; 2]. В связи с этим традиции, накопленные в советской системе дошкольного образования, представляют несомненный исследовательский интерес.

Цель исследования - выявить источни-ковый потенциал журнала «Дошкольное

воспитание» в реконструкции системы праздников в детских садах в 1920-30-е гг. -в период становления дошкольных учреждений.

Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание» начал выходить в 1928 г., ставя перед собой несколько задач: 1) определить основные направления работы дошкольных учреждений; 2) обобщить передовой педагогический опыт в организации воспитания в до-

школьных учреждениях; 3) познакомить работников дошкольных учреждений с методикой проведения конкретных мероприятий, в том числе и праздников.

Статьи в журнале «Дошкольное воспитание», посвященные организации праздников, были опубликованы практически в каждом номере. Они располагались в рубриках «Методика», «Педология» и др. Содержание этих статей различно: теоретическое обобщение роли и места праздников в системе подготовки дошкольника в контексте формирования «нового человека»; определение основных целей праздников, исходя из общественно-политических установок пролетарского ребенка-дошкольника; конкретные методические разработки.

Анализ публикаций журнала показал, что в течение 20-30-х гг. изменяются не только целевые установки, но и методы и методические приемы организации праздников. Прежде всего, это связано с усилением воспитательных задач по формированию «человека социалистического общества», «смены отцов», «революционного преемника». В этот период складывается структура советской праздничной обрядности, позволяющая вытеснить религиозную.

Научная экспозиция, введение в проблему. В последнее время объектом пристального внимания со стороны историков, социологов, культурологов становится советская праздничная культура / обрядность [3; 4; 7]. В исследовании М. Рольфа на большом источниковом материале детально рассматривается советская праздничная культура, механизм формирования праздничного символического канона, организационные формы проведения, праздничные программы в Москве и других городах [7]. Несмотря на значительные исследования по изучению роли праздника в организации досуга советских граждан, в формировании «нового» обрядового цикла взамен праздничной драматургии рели-

гиозной культуры, детские праздники или праздники, специально организованные в дошкольных учреждениях, в исследовательской литературе представлены незначительно. По мнению М. Костюхиной, «между тем именно в дошкольных учреждениях реализовывались типовые модели государственных праздников» [4, с. 173].

Кроме этого исследование педагогических и научно-методических журналов с точки зрения выявления источникового потенциала в последнее время приобретает огромное значение [6; 7].

Исследовательская часть. Включение дошкольных учреждений как части системы народного образования впервые происходит в 1917 г. (Декрет Совнаркома от 9 ноября 1917 г. и Декрет от 20 декабря 1917 г.). Эти документы подчеркивали роль и место дошкольного образования в системе общественного воспитания ребенка-дошкольника и первоначально ставили задачу презрения, развития ребенка и только затем воспитание. В связи драматическими событиями первых лет советской власти (гражданская война, голод, беспризорность, сиротство) первоначальными задачами были уход, наблюдение за физическим развитием ребенка. Задачи воспитания дошкольника в начале 20-х гг. формулировались общими фразами и относительно занятий ребенку предоставлялась свобода выбора.

Ситуация изменяется после III Всероссийского съезда в 1924 г. и IV Всероссийского съезда в 1928 г. по дошкольному воспитанию, определивших цели и задачи дошкольного воспитания, роль и место организованных занятий, в том числе и роль революционных праздников в жизни ре-бенка-дошкольника1.

В первые годы функционирования детских садов основным становится празд-

1 Эпштейн М. О ближайших задачах до-

школьного воспитания // Дошкольное воспита-

ние. 1932. № 8. С. 2-7.

ник 1 Мая, призванный заменить Пасху. Далее формируется модель празднования Октября (новый праздник, занимающий центральное место в советской праздничной культуре). Постепенно формируется «красный праздничный календарь дошкольника». Год начинался празднованием Памятных Ленинских дней (до 1935 г. празднование Нового года было отменено), затем шел День Красной Армии (23 февраля), День работницы (8 Марта), День рождения Ленина (22 апреля), День международной солидарности трудящихся (1 Мая), Международный юношеский день, День первой борозды, День кооперации, День обороны и индустриализации, День празднования годовщины Октября. Не все праздники выдержали проверку временем, педагогической целесообразностью и соответствием меняющимся идеологическим установкам. Уже к 40-гг. некоторые праздники исчезают из «праздничного календаря дошкольника».

Роль и значение праздника в развитии дошкольника. В 1929 г. в статье Е. Флериной праздник определяется как «необходимый элемент эмоционального и психического развития ребенка <...> значительное явление в жизни ребенка»2. Общественно-политические праздники имели социально-политическое значение в развитии дошкольника (они заменяли собой религиозные праздники и приобщали детей к «потоку» общественно-политической жизни) и большое агитационно-пропагандистское значение (служили «проводником» в окружающую среду новых форм воспитания, новых форм воздействия на ребенка)3.

Праздник конструировался, исходя из социально значимой идеи, определяющей его содержание, и способа (метода) выражения этой идеи. Педагогический кол-

2 Флерина Е. Праздник в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. 1929. № 6. С. 25.

3 Там же. С. 26.

лектив детского сада решал, «как подать указанную идею, чтобы она затронула, оставила глубокий эмоциональный след -это проблема не только эстетического, но и политического значения»4.

А. Сорокина определяла роль и место общественно-политических праздников как «завершение определенного отрезка педагогической работы с детьми, имеющих социально-воспитательное значение»5.

Типология праздников в детском саду. В 20-е гг. в детском саду была принята следующая типология праздников:

1) общественные праздники. К ним относились: праздники революционного быта (Октябрь, 1 Мая, День Красной Армии, День работницы); сезонные праздники (природа и быт - зимний, весенний, осенний - древонасаждение, праздник урожая; спортивные сезонные праздники); праздники по случаю больших научных открытий или изобретений, культурных начинаний;

2) праздники семейного быта (рождение нового члена семьи, «октябрины», дни рождения, организация новой семьи и т. д.).

Исходя из значимости «новых» советских праздников, Е. Флерина предлагала иную типологию праздников в детском саду:

1) интимный групповой праздник (отмечает небольшое событие в жизнь группы, дни рождения ребенка, успехи группы или отдельного ребенка);

2) учетный праздник. Цель такого праздника - завершение опыта ребенка, учет и оценка проделанного пути. К таким праздникам относились, например, демонстрация умений кататься на лыжах, коньках, посадка деревьев, помощь птицам в зимний период, сбор урожая на собственном огороде, праздники, связанные с пропагандой уголка ребенка в семье, и др.;

4 Там же. С. 25.

5 Сорокина А. Методика организации общественно-политических праздников // Дошкольное воспитание. 1931. № 10. С. 25.

3) общественно-политические праздники. Цель таких праздников - «приобщение к революционным коллективным эмоциям масс», осознание дошкольниками себя членами большого советского общества. Воспитательное значение революционного праздника велико, «так как здесь в сконцентрированном виде через художественное оформление можно дать ребенку значительные революционные эмоции, согласованные с переживаниями масс»1.

Все праздники, проводимые в дошкольных учреждениях, относились к так называемым «организующим моментам». Под «организующим моментом» понимался «метод построения педагогического процесса, наиболее полно отвечающий педагогическим особенностям детей дошкольного возраста... связное, а не предметное расположение материала»2. Аналогом «организующих моментов» являлись «жизненные явления», вокруг которых организовывалась деятельность детей, происходило знакомство с новыми знаниями, формировались навыки3. Тематика организующих моментов определялась учебно-воспитательными целями дошкольного образования. Содержанием являлись наиболее яркие события общественно-политической жизни, сезонные явления и вопросы организации жизни детей. Методические рекомендации для дошкольных учреждений, на которые ссылаются авторы статей журнала, перечисляли основные организационные моменты поквартально. Например, «Организующий момент: "Участие дошкольного учреждения в подготовке и проведении праздника 1 Мая"»4.

1 Флерина Е. Указ. соч. С. 29.

2 Суровцева А. Пятнадцать лет борьбы за советскую систему дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1932. № 10-12. С. 22.

3 О методике организованных занятий // Дошкольное воспитание. 1929. С. 21-22.

4 Материалы к работе дошкольного учреж-

дения в городе на весенний квартал. М., 1931. С. 8-16.

«Праздничный календарь дошкольника» включал более десяти праздников в году, но лишь несколько праздников (День Красной Армии / День защитника Отечества, 8 Марта и 1 Мая) являются актуальными и в современной праздничной культуре. Мы остановимся на детальном анализе праздника 8 Марта, выявив основные целевые установки, подходы к отбору содержания, методы и методические приемы, варианты проведения, которые положили начало формированию модели проведения праздников в детском саду. С небольшими изменениями эта модель просуществовала до сегодняшнего дня.

8 Марта в 20-30-е гг. имел несколько названий «Международный день работниц», «Международный праздник трудящихся женщин» и не являлся выходным праздничным днем. Этот праздник отмечался на рабочих местах как праздник «раскрепощения» и «равноправия» женщин. Во «взрослом» мире этот праздник отмечался достижениями в социалистическом строительстве, в демонстрации подвига женщин наравне с мужчинами, в освоении женщинами мужских профессий (летчик, тракторист, сталевар и др.).

Целевые установки 8 Марта. В дошкольных учреждениях к празднику готовились заранее как к одному из основных «организующих моментов», обозначенному в плане работы детского учреждения. «В процессе подготовки организующие моменты составляют. как бы звенья одной цепи <...>: беседа "Чем занимаются матери", письмо и чтение "Скоро праздник всех работниц", экскурсия на швейную фабрику, где работают матери детей, и т. д.»5. Праздник «увязывался» по своему содержанию с предыдущими праздниками (с «Ленинскими днями» и «Днем Красной армии») и с последующими («1 Мая», «Оздоровление быта», «Днем первой бороз-

5 О методике организованных занятий // Дошкольное воспитание. 1929. № 2. С. 21.

ды» и др.), определялось время подготовки к празднику 1 У декады, 2 декады.

Проанализировав несколько вариантов проведения праздника 8 Марта, можно представить в обобщенном виде основные целевые установки:

1) дать детям представление о дне 8 Марта как международном празднике трудящихся женщин;

2) дать детям представление о правах, труде и быте женщин до революции и в современности (в Советской России и за границей);

3) выяснить роль женщины в социалистическом строительстве, определить необходимость вовлечения большого количества женщин в производство;

4) дать детям понять роль бытовых учреждений в деле вовлечения женского труда в производство, в общественную жизнь, в ликвидацию неграмотности, в деле повышения ее производственной квалификации;

5) воспитать у детей готовность принимать участие в фактическом освобождении женщин для производства и учебы;

6) проверить и наладить правильные взаимоотношения между мальчиками и девочками;

7) вовлечь население и общественные организации в строительство дошкольных учреждений, имея в виду массовое вовлечение женщин в производство;

8) провести работу с семьей и окружающим населением по налаживанию правильного воспитания между мальчиками и девочками;

9) принять активное участие в дошкольном походе и смотре дошкольного воспи-тания6.

Цели праздника Международного дня трудящихся женщин (Дня работницы) должны были реализовать специфическую идею, связанную с идеей «раскрепощения женщин», поэтому все этапы подготовки

6 О методике организованных занятий // Дошкольное воспитание. 1929. № 2. С. 8-9.

к празднику в доступной для дошкольника форме были ориентированы на воплощение этой идеи.

От общих установок к разработке методики. Первоначально праздник имел весьма расплывчатые контуры в организации. Постепенно складывается модель праздника, просуществовавшая с небольшими изменениями до наших дней: подготовка детей и планирование праздника - отбор основного содержания - инсценировка (утренник) - подведение итогов и корректировка.

Подготовка детей и планирование сценария праздника осуществлялась в двух направлениях:

1) «Музыкально-ритмическая работа» предусматривала подготовку детей в ходе проведения музыкальных занятий. В конечном итоге эти занятия объединялись в программу утренника. Дети разучивали стихи и песни, рекомендованные «Дошкольным воспитанием» и опубликованные в детских журналах «Искорка», «Мурзилка», «Затейник», готовили инсценировку, которая становилась центральным элементом праздника7;

2) подготовительная работа по «проработке основного содержания». На этом этапе предусматривались различные методы: беседы с детьми о труде и быте женщин, экскурсия на фабрику-кухню, составление альбома, иллюстрирующего труд женщин на производстве, участие ее в общественной жизни, организованная ритмическая игра («Фабрика-кухня», «Прачечная», «Столовая»), написание письма для детского сада представителей других национальностей (цыган, татар и др.), посещение штаба дошкольного похода, подготовка материала для выставки (работы, которые иллюстрируют жизнь

7 Песня гудка // Искорка. 1925. № 3. С. 10-11; Френкель Н. День работницы. Живая газета для показа малышам // Затейник. 1931. № 3. С. 21-22.

и труд в детском саду, участие в социалистическом строительстве - рисунки, лепку, стенные газеты, работы из «бросового» материала), изготовление лозунгов, плакатов к празднику, изготовление значков для кружечного сбора и др.

Подготовительная работа включала и задание на дом: «Поговорить с мамой, в чем ей можно помочь (мыть посуду, подметать пол, выполнять небольшие поручения)», «Договориться с братьями и сестрами для организации помощи мамы», «Составить список дежурных из членов семьи» и др. Формы выполнения предусматривались индивидуальные или коллективные1.

Каждый из методов был направлен на формирование определенных установок. Например, экскурсия в бытовое учреждение (фабрику-кухню, столовую, ясли, клуб, прачечную), где внимание детей фиксировалось на условиях, облегчающих работу женщин («дети в яслях - мать спокойно лучше работает», «дети в вечернем уголке - мать занимается в кружках» и др.)2.

Подготовка детей средней и старшей группы осуществлялась в рамках и других занятий (занятия по освоению грамоты и математике). На занятиях по освоению грамоты дети получали упражнения в технике чтения, например, «Мама читает», «Мама работает на фабрике», «Мама ходит на собрание», обсуждали с воспитателем текстов лозунгов и плакатов, записывали короткие фразы «Мы ходили в штаб», «Мы были на фабрике», «Мы подарили детям игрушки». На занятиях по математике дошкольники получали задание на дом: «Выяснить у кого в семье больше младших / старших братьев / сестер. Как каждый из них помогает маме?». При посещении фабрики-кухни подсчитывалось количество машин, которые ускоряют работу женщины. «Сколько можно блюд

1 Участие детей в подготовке и проведении международного дня работницы // Дошкольное воспитание. 1930. № 2. С. 21.

2 Там же. С. 22.

сделать руками, а сколько делает машиной?» При изготовлении поделок дети использовали метр для измерения длины и ширины дощечек, бумаги. При посещении штаба дошкольного похода дети узнавали, сколько дошкольных учреждений открыто в будущем году и сколько в них будет человек. Далее на собрании путем голосования подсчитываются голоса «за» и «против» (определение больших и меньших величин). При планировании подготовительной работы дошкольникам сообщалось время на подготовку (формирование представлений о времени, формирование умения планировать работу).

Решение о проведении праздника (день, время начала утренника) определялось на детском собрании путем голосования (формирование представлений о коллективном принятии решения).

В планировании праздника Дня работницы важное место занимала и общественно-педагогическая работа: проведение заседания совета сада и родительского собрания, где рассматривалось значение 8 Марта, правовое положение женщин, «пережитки старого быта», мешающие раскрепощению женщин и воспитанию девочки с раннего возраста как «будущего участника строительства новой жизни наравне с мужчинами»3. Обращалось внимание на участие родителей в общерайонном или общефабричном собрании женского актива, где ставился вопрос о равноправии женщин, и помощь в проведении 8 Марта в детском учреждении4. Огромное значение уделялось активному участию родителей в оформлении выставки, проведении смотра детских работ, утреннике и привлечении на него других гостей («неорганизованного населения»). Таким образом, дошкольное учреждение выполняло ряд более широких социальных задач: сформи-

3 Участие детей в подготовке и проведении международного дня работницы // Дошкольное воспитание. 1930. № 2. С. 25.

4 Там же. С. 22.

ровать представления о новой праздничной культуре, закрепить определенные целевые установки и представления о советской действительности среди населения.

Оформление праздника. Праздник 8 Марта предусматривал различные варианты оформления (символический канон праздника только начинал оформляться). Основным назначением оформления были закрепление символов «раскрепощения женщин». Например, «Детсад», «Клуб пионеров / октябрят», «Прачечная», «Столовая», «Домоуправление». «Прачечная» декорировалась утюгами, полками, пакетами с чистым бельем, «столовая» украшалась столами с чистыми скатертями, цветами на столах. Специально подготовленных костюмов к празднику не предусматривалось, символом праздника была красная косынка, которую повязывали девочки.

Основное содержание праздника. Праздник 8 Марта реализовывал многие целевые установки, в связи с чем основным в отборе содержания была ориентация на общественно полезную деятельность детей. Общественно полезная деятельность реализовывала основную идею - раскрепощение женщины - и в то же время связывалась с актуальными политическими лозунгами, которые специально публиковались в журнале «Дошкольное воспитание». Например, «К 8 Марта поднимем кампанию за всемерное расширение дошкольной сети в целях вовлечения новых женских масс в производство», «Создавая дошкольные учреждения, дадим возможность колхознице, крестьянке участвовать в весеннем севе», «В день 8 Марта проверим, как дошкольные учреждения раскрепощают трудящихся женщин для участия в производственной и общественной жизни страны!»5 и др.

Сценарий праздника (утренника) предусматривал несколько вариантов проведе-

5 Алексеева В. 8 Марта // Дошкольное воспитание. 1931. № 1. С. 1-2.

ния. В конце 20-х гг. праздник 8 Марта вел герой всех детских праздников Петрушка. Петрушка задавал вопросы детям (Какой праздник у нас сегодня? Кем работает твоя мама? Как ты помогаешь маме?), зал отвечал.

В начале 30-х гг. формируется модель проведения праздника, состоящая из нескольких частей6.

1. Встреча гостей под музыкальное сопровождение (песни «Работаю с охотою», «Кондуктор», «Метельщица» и др.), размещение гостей.

2. Торжественный вход детей, размещение детей, соответственно ролям, которые они играют.

3. Приветственное слово ведущего (конферансье):

- «Слушайте! Слушайте! Слушайте! Какой сегодня у нас праздник?»

- «8 Марта - день работницы!»

По предложению конферансье все дети встают и коллективно говорят: «Поздравляем наших матерей и всех работниц с праздником 8 Марта!»

4. После приветствия ребята аплодируют взрослым, а руководитель предлагает присутствующим в зале работницам встать и ответить на приветствие. Вслед за этим конферансье обращается к детям с вопросом, показывая на девочек, наряженных красные косынки:

- «Кто такие, эти головки в красных косынках?»

- «Работницы!»

5. После вступительной части начинается представление разных групп, сопровождаемое репликами ведущего: «Как вы думаете, работницы устают от работы?»; «Давайте позовем их в столовую обедать, чтобы им не нужно было готовить обед», затем в «Прачечную», «Детский сад» и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Завершается утренник обращением к взрослым: «В день 8 Марта ребята заявляют Вам, что они будут стараться облегчить

6 Бабаджан Т. Сценарий праздника 8 Марта // Дошкольное воспитание. 1930. № 2. С. 27-28.

по возможности своим матерям домашнюю работу. А как ребята будут помогать своим матерям, это написано у них на плакатах». Дети показывают плакаты, на которых написаны лозунги: «Мы сами будем одеваться и убирать свои постели» и т. д.

7. Завершается праздник шествием всех детей под барабанный бой или музыку. Во время шествия ведущий читает надписи на плакатах, дети несколько раз кричат: «Ура!».

Для участия детей в инсценировке 8 Марта на производстве был предусмотрен вариант праздника с использованием театра теней. В театре теней разыгрывались две сценки «Детсад» и «Домоуправление». Сцена «Детсад» выстраивалась на демонстрации противоположностей: «организованные занятия дошкольников в детском саду» и «занятия безнадзорных детей без внимания матерей (драка, травма и т. д.)». Организованные дошкольники предлагают создать детскую комнату при доме, в котором происходят несчастья с детьми.

Вторая сцена «Домоуправление» предусматривает совместный поход воспитателя, пионеров и детсадовцев в домоуправление с ходатайством об открытии детской комнаты. Завершается праздник демонстрацией организованных занятий в открытой домовой детской комнате, общим маршем дошкольников и провозглашением лозунгов, призывающих к расширению дошкольных учреждений1. Обязательная часть любого праздника - организованный выход на улицу, шествие или катание, наблюдение праздничной толпы, движение ритмической колонны, использование ярких знамен, плакатов, лозунгов, пение революционных песен и др. (Заимствование из религиозной культуры - крестный ход, хоругви, песнопения.)

Критика и совершенствование работы. В 1932 г. была подвергнута критике вся

1 Материалы к работе дошкольного учреждения в городе на весенний квартал. М., 1931. С. 14-15.

продуманная в 20-е гг. система празднования 8 Марта.

1. Общественно полезная деятельность дошкольника не была подчинена тем воспитательно-образовательным задачам, которые выдвигал перед собой детский сад, а определялась «нуждами обслуживающего производства».

2. Не учитывались педологические особенности и возможности детей-дошкольников разных возрастных групп; дети вовлекались во все кампании, во все общественно-политические моменты, которые отмечались окружающими. При этом отмечалась перегрузка детей как непонятным для них материалом, так и большим количеством дел.

3. Недостаточность времени для серьезной подготовки и понимании идеи раскрепощения женщин. Достаточно сложный материал для дошкольника о роли женщин в производстве предполагалось дать в течение 15-20 дней. Такая концентрация материала неизбежно приводила к натаскиванию детей. Предлагалось готовиться к пониманию такого сложного понятия как «равноправие женщин» на протяжении всей воспитательной работы. Например, при организации игр в «Завод», «Фабрику», «Красная Армия» привлекать в игру девочек наравне с мальчиками. Во время празднования Дней Красной армии рассказывать о героизме женщин во время Гражданской войны, беседовать о сложном положении женщин до революции и за границей.

4. Критике были подвергнуты и тщательно проработанные сценарии. Основная мысль - оформление и художественное воплощение порой вытесняет идейное содержание дня 8 Марта. Поэтому предлагалось ограничиться разучиванием песен и стихов и выступать в клубе на женском празднике, совершать экскурсии к младшим группам или к октябрятам / пионерам.

Заключение. Таким образом, выявление на основе публикаций журнала «Дошкольное воспитание» роли и места

праздников в формировании советской праздничной культуры / обрядности позволяет на примере праздника 8 Марта определить основные целевые установки, подходы к отбору содержания, методы и методические приемы, варианты проведения, которые не потеряли актуальности и в наше время. Праздник 8 Марта, в отличие от других праздников революционного быта, существуюет и сегодня,

постепенно трансформировался из Дня работницы в Международный женский день - Женский день - Праздник мам; изменились основные символы праздника («красная косынка» - «веточка мимозы»), но не потерялась основная методическая конструкция проведения (подготовка музыкальных номеров, стихов, выставка работ, подарки мамам, праздничное шествие и др.).

Библиографический список

1. Баталина О. И. Приобщение детей дошкольного возраста к опыту традиционной народной культуры «Праздник круглый год» // Эксперимент и инновации в школе. - 2015. -№ 3. - С. 26-29.

2. Васюкова Н. Е., Родина Н. М. Планирование образовательного процесса с дошкольниками на комплексно-тематической основе и принципе интеграции образовательных областей // Детский сад: теория и практика. - 2012. -№ 5. - С. 32-39.

3. Келли К., Сиротина С. «Было непонятно и смешно»: праздники последних десятилетий советской власти и восприятие их детьми // Антропологический форум. - 2008. - № 8. -С. 258-299.

4. Костюхина М.Октябрьский сценарий в детском саду // Детские чтения. - 2017. - № 2, Т. 12. - С. 173-183.

5. Родигина Н. Н. «Исполнение культурной миссии России на востоке»: образование в Сибири в освещении еженедельных иллюстрированных журналов второй половины XIX -начала ХХ вв. // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 1. - С. 44-49.

6. Родигина Н. Н. «Какая школа нужна Сибири?»: вопросы регионального образования в освещении педагогических журналов конца XIX - начала ХХ в. // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 5. - С. 141-150.

7. Рольф М. Советские массовые праздники. - М.: РОССПЭН, 2009. - 439 с.

Поступила в редакцию 17.01.2019

Sidorchuk Oksana Nikolaevna

Cand. Sci. (Histor.), Assoc. Prof. chair of Russian and General History, Institute of Historical, Humanities and Sociological Education, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], ORCID 0000-0001-6713-7958, Novosibirsk

Sidorchuk Sofiia Dmitrievna

Four-year student Institute of Historical, Humanities and Sociological Education, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], ORCID 0000-0003-1677-1419, Novosibirsk

"THIS IS HOLIDAY WE CELEBRATE...": THE FORMATION OF THE METHODS OF ORGANIZING SOVIET HOLIDAYS IN KINDERGARTEN IN THE 20-30 s.

Abstract. The problem and the goal. The relevance of the research is determined by the modernization of modern pre-school education and the search for new methods and methods of organizing events for children. In this regard, the traditions accumulated in the Soviet system are of undoubted research interest.

The purpose of the article is to identify the source potential of the journal "Preschool Education" in identifying the organization of the system of holidays in kindergartens in the 1920s and 30s. - in the period of formation of preschool institutions.

Methodology. The theoretical basis of the article was ideas about the festive children's culture, developed in sociological, cultural and historical knowledge. Methodologically, the work was built in the framework of the approaches of M. Rolf, K. Kelly, M. Kostyukhina.

As a result, it is concluded that the scientific novelty and theoretical significance of the study allows the use of some techniques for organizing modern holidays in preschool institutions. The article may be useful to researchers involved in the history of children's everyday life, the history of Soviet society and festive culture / rituals.

The analysis of the journal's articles allowed determining the goals and tasks of forming the festive culture of preschool children of the Soviet period, identifying the main methodological approaches in organizing holidays in kindergarten. The approaches to the selection of the content of the holiday are analyzed, the main teaching methods are described, the scenery and costumes of the children are described.

Keywords: preschool education, kindergarten, holidays in kindergarten, methods of organizing a holiday.

References

1. Batalina, O. I., 2015. Introduction of preschool children to the experience of traditional folk culture "All-year-round holiday". Experiment and innovation in school, No 5, pp. 26-29. (In Russ.)

2. Vasyukova, N. E., Rodina, N. M., 2012. Planning of the educational process with preschool children on a comprehensive thematic basis and the principle of integration of educational areas. Kindergarten: Theory and Practice, No 5, pp. 32-39. (In Russ.)

3. Kelly, K., Sirotina, S., 2008. "It was incomprehensible and ridiculous": holidays of the last decades of Soviet power and their children's perception. Anthropological forum, No 8, pp. 258-299. (In Russ.)

4. Kostyukhina, M., 2017. The October script

in kindergarten. Children's readings, No 2, Vol. 12, pp. 173-183. (In Russ.)

5. Rodigina, N. N., 2013. "Execution of the Cultural Mission of Russia in the East": education in Siberia in the coverage of the weekly illustrated magazines of the second half of the XIX - early XX centuries. Siberian Pedagogical Journal, No 1, pp. 44-49. (In Russ.)

6. Rodigina, N. N., 2006. "Which School Is Necessary for Siberia?": Questions of regional education in the coverage of pedagogical journals in the late XIX - early XX centuries. Siberian Pedagogical Journal, No 5, pp. 141-150. (In Russ.)

7. Rolf, M., 2009. Soviet mass holidays. Moscow: ROSSPEN Publ., 439 p. (In Russ.)

Submitted 17.01.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.