ОН. Гончикова. Этнопсихологические особенности процесса адаптации студентов к обучению в вузе
коммуникации, в то время как у взятых для сравнения представителей русского этноса те же фразеологизмы объединяет прямо противоположная логика.
4. Фразеологизмы, описывающие процесс речевой коммуникации, имеют схожую семантическую структуру у бурят и русских.
Литература
1 Андреева Г.М, Социальная психология. - М., 2001.
2 Пегрснко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантикч: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. VL 1983.
3. Поршнев Б.Ф. Принципы социально-этнической психологии. -М.. 1964. 4 Поршнев В.Ф, Социальная психология и история. - М., 1979.
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ
К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ О.Н. Гончикова
В статье представлены результаты исследования этнопсихологических особенностей процесса адаптации студентов к обучению в вузе. Автор изучает такие критерии адаптированности студентов к вузовскому обучению, как уровень развития коммуникативных качеств, самооценки, самовосприятия, самоконтроля, эмоциональной комфортности, стремления к доминированию, а также уровень развития умений и навыков самостоятельной работы.
ETHNOPSYCHOLOG1CAL FEATURES OF STUDENTS ADAPTATION PROCESS TO THE STUDY AT UNIVERSITY O.N. Gonchikova
The results of experimental research of ethnopsychological peculiarities of students* adaptation process to the siud)> at University are represented in the article. The author investigates criteria of students' adaptation such as the level of development of communicative abilities, self-estimation, self-perception, self-control, emotional comfort, leader's features and skills of independent study.
На современном этапе развития нашего общества важное место занимает высшая школа. Возрастает роль начального этапа обучения в вузе, который представляет собой важный период в процессе развития личности будущего специалиста. Главной характеристикой данного этапа является процесс адаптации студентов к вузовскому обучению. От успешной адаптации студента в вузе зависит не только формирование его личности, направленность учебной деятельности, но и многие процессы, происходящие в обществе, в частности, этнокультурные процессы.
Социально-психологическая адаптация (от лат. socíalis - общественный) - это оптимизация взаимоотношений личности и группы, усвоение индивидуумом норм и традиций группы, выработка собственного стиля поведения.
Для современной социокультурной ситуации характерно возрождение национальных культур и рост национального самосознания народов, что, безусловно, оказывает влияние на процесс социализации и социально-психологической адаптации молодежи. В этих условиях важно и необходимо изучать этнопсихологические особенности личности, которые характеризуют специфику взаимоотношений представителей этнических общностей во всех сферах жизнедеятельности.
В последнее время этнос в психологии, его духовный склад и мен талитет рассматриваются в качестве важного фактора этнической социализации личности. Существует немало высказываний о наличии национального характера, который представляет собой взаимосвязь природного и социального начал. Менталитет этноса формируется иод влиянием социально-экономического и культурного факторов, обусловливая ряд специфических особенностей личности, его поведение и мировосприятие.
Осознание важности этнического фактора проявилось в большом количестве публикаций по проблемам этничности. Большую значимость имеют теоретические представления в области этнической психологии таких ученых, как Ю.В. Арупонян, А.О. Бороноев, Ю.В. Бромлей, JI.M. Дроби-жева, А.Д. Карнышев, В.Г. Крысько, И.С. Кон и А.П. Оконешникова. Так, В.Г. Крысько раскрывает национально-психологические особенности представителей народов России и дальнего зарубежья [5]. Подробная характеристика отдельных народов с описанием истории их развития, языковых и религиозных аспектов представлена в работе В.А. Сухарева иМ.В. Сухарева [6].
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2008/5
Необходимость изучения этнопсихологических особенностей студенчества как наиболее активной группы населения особенно остро проявляется в полиэтническом Байкальском регионе. Изучение этнопсихологических особенностей адаптации студентов к вузу является одной из предпосылок эффективной учебной и воспитательной деятельности.
Актуальность данной темы определяется наличием противоречия между необходимостью учитывать индивидуальный характер адаптации студентов в учебном процессе, связанный с этнокультурными различиями, и недостаточной изученностью влияния этнопсихологических особенностей личности на адаптационный процесс.
Целью нашего исследования является изучение этнопсихологических особенностей адаптации студентов к обучению в вузе.
Данное исследование проводилось на базе Бурятского государственного университета (Бохан-ский филиал) и Иркутской государственной сельскохозяйственной академии. В исследовании приняли участие 224 студента 1 курса, среди которых 102 студента русской национальности и 122 студента бурятской национальности. Из общего количества испытуемых 34 студента обучаются на факультетах с гуманитарным направлением, 68 студентов обучаются на факультетах с естественным направлением и 122 студента получают техническое образование.
Критериями адаптированности студентов к вузовскому обучению нами были определены следующие параметры: 1) уровень самооценки, самовосприятия и самоконтроля; 2) уровень развития коммуникативных качеств; 3) уровень эмоциональной комфортности; 4) уровень стремления к доминированию; 5) уровень успеваемости; 6) степень сформированности навыков самостоятельной работы в учебной деятельности.
Уровень развития самооценки личности, на наш взгляд, оказывает существенное влияние на процесс адаптации студентов к обучению в вузе. Нами было проведено исследование самооценки личности методом ранжирования с помощью модифицированного варианта методики «Самооценка». Для сравнительного анализа применялся корреляционный метод Пирсона и ^критерий Стьюдента. Результаты исследования самооценки представлены графически на рис. 1.
Согласно полученным данным, неадекватная самооценка, в частности, неадекватно высокая самооценка и неадекватно низкая самооценка характерна в большей степени студентам-бурятам в отличие от русских студентов. Неадекватно низкая самооценка обусловлена, на наш взгляд, чрезмерностью санкций в некоторых бурятских семьях, где требования старших не подлежат обсуждению, что приводит к робости. Неадекватно высокая самооценка является защитным механизмом, способствующим ограждению от реальных обстоятельств и игнорированию неудач.
%
□ Буряты ' Ш Русские
Неад.в
Неад.низ.
Рис. 1. Показатели самооценки студентов бурятской и русской национальности На рис, 1 мы видим, что высокий уровень самооценки более выражен у студентов русской национальности (27,5%) в сравнении со студентами-бурятами (23,8%). Среди русских респондентов выше процент испытуемых с уровнем самооценки выше среднего (28,4%), чем среди респондентов бурятской национальности (14,8%).
Следует отметить, что самооценка ниже среднего и низкая самооценка в большей степени свойственна бурятам в отличие от русских, что вызвано, возможно, особенностями воспитания детей в некоторых бурятских семьях, для которых характерны авторитарность и строгость, что приводит к их неуверенности.
О.Н, Гончикова. Этнопсихологические особенности процесса адаптации студентов к обучению в вузе
В результате проведенного сравнительного анализа результатов, полученных на выборке студентов русской и бурятской национальности, нами выявлено значимое различие средних значений показателей по самооценке (1,мп=2,05; р<0,05). Самооценка личности у русских студентов достоверно выше, чем у студентов-бурят, что можно объяснить уверенностью представителей русского этноса и этнопсихологическими особенностями бурят, которых отличает некоторая застенчивость, тревожность и скромность. К тому же для бурят не принято расхваливать свои способности [4].
С помощью корреляционного анализа было установлено, что уровень самооценки имеет положительную связь с показателями шкал «адаптация» (г=0,30; р<0,05), «принятие других» (г=0,27; р50,05), «самовосприятие» (г=0,33; р<0.05), «эмоциональный комфорт» (г=0,23; р<0,05), «интерн ал ь-ность» (г=0,30; р<0,05). Положительный характер связи позволяет утверждать, что студенты с высокой самооценкой характеризуются высокой развитостью данных качеств.
Таким образом, повышая самооценку студентов-бурят, можно повысить уровень адаптации к обучению в вузе, принятия других, самовосприятия, эмоционального комфорта и интернальности.
Мы считаем, что одним из критериев адаптированности студентов к вузовскому обучению является уровень самостоятельности в учебной деятельности. Развитость умений и навыков самостоятельной работы испытуемых изучалась нами с помощью методики «Самооценка студентами умений и навыков самостоятельной работы» (рис. 2 и 3).
8% 22%
Эвыс. ■ Сред ОНср
Овыс. •Ср«д □Нср
Рис. 2. Самостоятельность в учебной деятельности у бурятских студентов
Рис. 3, Самостоятельность в учебной деятельноеги у русских студентов
На рис. 2 и 3 видно, что высокий уровень развития навыков самостоятельной работы в учебной деятельности в большей степени характерен русским студентам (29%). Отмечается преобладание количества испытуемых со средним уровнем самостоятельности в учебной деятельности среди студентов-бурят (70%) в отличие от русских (62%). Полученные результаты дают возможность предположить, что русские студенты обладают более развитыми навыками самостоятельной работы в сравнении со студентами-бурятами.
Данный факт можно объяснить, на наш взгляд, недостаточно развитыми коммуникативными способностями бурят, наличием у них сенсорной чувствительности и образного мышления [5]. А умения и навыки самостоятельной работы требуют развитости аналитического склада ума и большого словарного запаса, что в большей степени характерно для русских студентов. Достоверных различий между респондентами русской и бурятской национальности по данному параметру не выявлено.
При этом следует отметить, что студенты гуманитарного направления в отличие от студентов технического и естественного направлений успешнее всех справляются с подготовкой докладов в учебных целях, составлением обобщений прочитанного материала и другими заданиями по самоподготовке. Это обусловлено, возможно, спецификой их профессиональной деятельности, а именно развитостью коммуникативных навыков.
Для подтверждения достоверности полученных данных приводим результаты сравнительного анализа, согласно которому, по параметру «самостоятельность в учебной деятельности» достоверные различия выявлены между студентами естественного и гуманитарного направления (1|М1,=-1,99; р<0,05).
Корреляционный анатиз показат, что уровень развития самостоятельности в учебной деятельности имеет положительную связь с показателями успеваемости, принятия себя и других, адаптивности, эмоционального комфорта, внутреннего контроля (р<0,05). При этом выявленная связь указывает на то, что высокая развитость умений и навыков самостоятельной работы будет способствовать успешной учебе и адаптации к обучению в вузе, высокому уровню межличностных контактов, эмоционального комфорта, самоконтроля и самовосприятия.
С целью изучения этнопсихологических особенностей процесса адаптации студентов к вузовскому обучению нами было проведено исследование с помощью методики «Социально-психологическая адаптированность» (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда в адаптации А.К. Осницкого.
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВРРСИТЕТА
2008/5
Данная методика дает объективную информацию о факторах адаптации к вузовскому обучению, таких как адаптивность-дезадаптивность, принятие-непринятие других, эмоциональный комфорт -эмоциональный дискомфорт, принятие - непринятие себя, внутренний контроль - внешний контроль, доминирование - ведомость.
Результаты сравнительного анализа показателей адаптации к вузовскому обучению с помощью Ькритерия Стьюдента представлены в таблице I.
Таблица 1
Статистическая оценка различий показателей социально-психологической адаптации V студентов
Шкала Средние значения Средние значения ^-критерий Стьюдента
бурят русских
Дез адаптивность 86.0 73,9 3.00**
Непринятие себя 15.4 12,8 2.64**
Непринятие других 15.7 12,8 3,50***
Эмоциональный дискомфорт 15.7 13.5 2,02*
Внешний контроль 20.4 17,0 2.71**
Ведомость 19,9 17.2 3.48***
Адаптация 62.8 66,5 -2,74**
Самовосприятие 75.7 79,4 -2.57*
Принятие других 67.3 71,9 -3.20**
Интернальность 67.3 74,7 -4,74***
Стремление к доминированию 50.0 54,4 -2,41*
Примечание: * - р< 0,05; **-р< 0,01: ***~р< 0,001.
Как видно из таблицы 1, значимые различия в показателях адаптации к вузовскому обучению между русскими и бурятскими студентами существуют по таким важным для успешной адаптации факторам, как стремление к доминированию, интернальность, принятие других, самовосприятие.
Все эти качества более развиты у студентов русской национальности, что обусловлено, на наш взгляд, такими этнопсихологическими особенностями русского характера, как общительность, открытость, решительность и их осознанием высокого статуса своей этнической группы.
Сравнительный анализ результатов исследования адаптированности студентов показал, что в выборке респондентов естественного направления обучения выявлены значимые различия между бурятами и русскими по параметрам «принятие других» (^„=-2,12; р<0,05) и «непринятие других» аэмп=2,40; р<0,05).
Вызывают интерес показатели эмоционального комфорта, адаптации, интернальности, стремления к доминированию, самовосприятия и принятия других, которые достоверно выше у студентов-техников по сравнению со студентами ]уманитарного и естественного направления (р<0,05 и р<0,01), что неудивительно, поскольку мы живем в век технологий.
Полученные результаты позволяют утверждать, что студенты технического направления обладают таким набором личностных и профессиональных качеств (аналитический склад ума, быстрая реакция и т.п.), который позволяет наилучшим образом приспособиться к изменяющимся условиям в сфере социокультурной и учебной деятельности.
У студентов-бурят достоверно выше показатель дезадаптивности, эмоционального дискомфорта, непринятия себя и других, что связано, возможно, с высокой чувствительностью, скрытностью, осторожностью бурят и их недостаточно развитым умением строить межличностные отношения в силу своей немногословности [3]. В основном данные респонденты из отдаленных деревень и имеют сложности в общении в силу языкового барьера.
Необходимо отметить, что ведомость менее выражена у студентов технического направления в отличие от студентов гуманитарного и естественного профиля обучения. Значимые различия между бурятами-техниками и русскими-техниками выявлены по параметрам «ведомость» (1,мп=2,09; р<0,05) и «интернальность» (1->мп=-2,99; р<0,01). Высокие показатели ведомости бурят можно объяснить их природной сдержанностью, почитанием старших, чьи требования не подлежат обсуждению, что характерно некоторым бурятским семьям, и приводит к нерешительности.
Однако у студентов-бурят достоверно выше средний балл аттестата (1>мп=2,69; р<0,01), что обусловлено, на наш взгляд, традиционным уважительным отношением в бурятских семьях к людям сведущим, образованным, обладающим обширными знаниями. Издревне учителя (багша) и ламы как представители духовного просвещения пользуются уважением, и родители всегда стремились дать хорошее образование своим детям и поощряли старательность в учебе.
Л.Г. Дамбаева. Модель этнопсихологического развития личности на материале рекламы
Сравнительный анализ показал, что такой параметр, как успеваемость, значимо выше у русских респондентов в отличие от бурят (Г,мп=-2,31; р<0,05), что свидетельствует об их умении быстро привыкать к новым условиям и предъявляемому уровню требований со стороны преподавателей [5].
По результатам проведенного исследования можно выделить определенные характеристики студентов русской и бурятской национальности, влияющие на их адаптацию к обучению в вузе. Такие качества, как интернальность, стремление к доминированию, коммуникабельность, самовосприятие, самостоятельность в учебной деятельности и самооценка, более развиты у русских студентов. У студентов-бурят выше показатели таких параметров, как ведомость, внешний контроль, эскапизм, непринятие себя и других, эмоциональный дискомфорт, средний балл аттестата.
Таким образом, в ходе данного исследования было выявлено, что этнопсихологические особенности оказывают влияние на процесс социально-психологи ческой адаптации студентов к вузу, учет которых необходим при организации учебной и воспитательной деятельности.
Знание этнопсихологических особенностей студентов является необходимым условием оптимизации учебно-воспитательного процесса вуза и будет способствовать выбору наиболее эффективных методов психолого-педагогического воздействия на студентов.
Литература
1. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации. Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. - Иркутск: Изд-во ИГ11У. 1986.
2. Винокуров М.А.. Карнышев А.Д. Введение в экономическую этнопсихологию. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000.
3. Доржисва И.Е. Народные традиции трудового воспитания у бурят. - Новосибирск, 1980.
4. Карнышев А.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ. 1997.
5. Крысько В.Г. Этническая психология. - М.: Академия, 2002.
6. Сухарев В.. Сухарев М. Психология народов и наций. - Донецк: Сталкер, 1997.
МОДЕЛЬ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА МАТЕРИАЛЕ РЕКЛАМЫ
А.Г. Дамбаева
В статье рассматривается роль рекламы как этнокультурного фактора, воздействующего на менталитет. обычаи, традиции. Особое значение придается ее воспитательной функции - этнопсихологическому развитию современной личности. Разработана и апробирована модель этнопсихологического развития личности на материале рекламы.
THE MODEL OF ETNHOPSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT OF A PERSON ON THE BASIS OF ADVERTISEMENT A.G. Dambaeva
The article deals with the role of advertisement as an ethnopsychological factor influencing mentality, customs and traditions. A special significance is given to its educational function - ethnopsychological development of a modern person. The model of etnhopsychological development of a person on the basis of ad\>ertisement is worked out and implemented.
По мерс своего совершенствования реклама становится этнокультурным фактором, воздействуя на такие этнические признаки, как менталитет, обычаи, традиции. Она прочно вошла в реалии современной жизни, став продуктом этнокультуры, ее зеркалом, которое отражает традиции, «верования» и систему ценностей людей - представителей разных этносов. На каждом этапе развития общества менялись технологии, но этнокультурная мотивированность рекламы, ее теснейшая взаимосвязь с национальной психологией, этническими ценностями существовала всегда. Реклама не только продвигает товары или стиль жизни - она создает национальные образцы и коды общения в социуме.
Достаточно активный интерес к этнопсихологическим проблемам рекламной деятельности, сформировавшийся в современной науке, связан с изучением воспитательной роли рекламы как социально ответственного института в развитии пол и культурного общества, возникающего вследствие роста этнической идентичности.
Актуальность проводимого нами исследования определяется рядом противоречий, сложившихся в современном мире: