Научная статья на тему 'Этнополитические процессы в Кабардино-Балкарии в начале XXI в'

Этнополитические процессы в Кабардино-Балкарии в начале XXI в Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
184
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Ключевые слова
ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ETHONOPOLITICAL PROCESSES / ЭКОНОМИКА / ECONOMICS / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / SOCIAL SPHERE / КУЛЬТУРА / CULTURE / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тетуев А. И.

В статье комплексно исследуются особенности и основные тенденции этнополитических процессов в Кабардино-Балкарии в начале XXI в. Особое внимание уделяется выявлению основных факторов, формирующих этнополитическую напряженность, и обобщению опыта гармонизации межнациональных отношений в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Тетуев А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnopolitical Processes in Kabardino-Balkaria in the Early 21 st Century

This article gives a complex analysis of the special characteristics and main tendencies of ethnopolitical processes in Kabardino-Balkaria in the early 21st century. Current situation in the region is characterized by a long-term ethnopolitical crisis which has switched to latency state. Among the key factors that form the ethnopolitical tension in Kabardino-Balkaria are low level of socio-economic development and the lack of public confidence in state and municipal authorities. During the post-Soviet period the state authorities failed to overcome a range of problems, which include the crisis of economy, subsidized character of the region, mass unemployment, low standard of living, terrorism. The issues of municipal units delimitation have not yet been resolved and the land reform in accordance with the requirements of the Land Code of the Russian Federation has not been implemented. Ethnopolitical processes are substantially influenced by demographic and migration factors. High natural increase rate coupled with insufficient economic growth rates induce excess workforce and migration. A matter of great concern is outmigration of the Russian population, which acts a consolidate basis for interethnic concord. In this context it seems rational to monitor political and socio-economic state of the society. Along with this, current ethnopolitical situation in Kabardino-Balkaria necessitates to concentrate the efforts of the executive authorities and municipal governments on implementing complex and consistent measures aimed at enhancing the economic, social and cultural development of the republic. For this purpose it is necessary to secure the development of the regional labor market, create workplaces as a result of deployment of new production facilities, increase business recruitment needs, raise the pay, and intensify residential development.

Текст научной работы на тему «Этнополитические процессы в Кабардино-Балкарии в начале XXI в»

УДК 94(470. 640) ББК 63.3(2Р. К-Б)

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ В НАЧАЛЕ XXI в.

Ethnopolitical Processes in Kabardino-Balkaria in the Early 21st Century

А. И. Тетуев (A. Tetuev)1

'доктор исторических наук, главный научный сотрудник Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований (Ph. D. of History, Leading Scientist at Kabardino-Balkarian Institute of Humanitarian Studies).

В статье комплексно исследуются особенности и основные тенденции этнополитических процессов в Кабардино-Балкарии в начале XXI в. Особое внимание уделяется выявлению основных факторов, формирующих этнополитическую напряженность, и обобщению опыта гармонизации межнациональных отношений в регионе.

Ключевые слова: этнополитические процессы, экономика, социальная сфера, культура, миграция, институты гражданского общества, молодежная политика.

This article gives a complex analysis of the special characteristics and main tendencies of ethnopolitical processes in Kabardino-Balkaria in the early 21st century. Current situation in the region is characterized by a long-term ethnopolitical crisis which has switched to latency state. Among the key factors that form the ethnopolitical tension in Kabardino-Balkaria are low level of socio-economic development and the lack of public confidence in state and municipal authorities. During the post-Soviet period the state authorities failed to overcome a range of problems, which include the crisis of economy, subsidized character of the region, mass unemployment, low standard of living, terrorism. The issues of municipal units delimitation have not yet been resolved and the land reform in accordance with the requirements of the Land Code of the Russian Federation has not been implemented.

Ethnopolitical processes are substantially influenced by demographic and migration factors. High natural increase rate coupled with insufficient economic growth rates induce excess workforce and migration. A matter of great concern is outmigration of the Russian population, which acts a consolidate basis for interethnic concord.

In this context it seems rational to monitor political and socio-economic state of the society. Along with this, current ethnopolitical situation in Kabardino-Balkaria necessitates to concentrate the efforts of the executive authorities and municipal governments on implementing complex and consistent measures aimed at enhancing the economic, social and cultural development of the republic. For this purpose it is necessary to secure the development of the regional labor market, create workplaces as a result of deployment of new production facilities, increase business recruitment needs, raise the pay, and intensify residential development.

Keywords: ethonopolitical processes, economics, social sphere, culture, migration, civil society institutions, youth policy.

На этнополитические процессы существенное влияние оказывают, кроме прочих, демографические и миграционные факторы. Высокий естественный прирост населения при недостаточных темпах экономического развития обусловливает высокую трудоизбыточность и миграцию. Наибольшее беспокойство вызывает тенденция оттока из республики русского населения, которое является цементирующей основой межнационального согласия.

В этой связи представляется рациональным использование мониторинга политического и социально-экономического состояния социума. Вместе с тем сложившаяся этнополитическая ситуация в Кабардино-Балкарии диктует необходимость концентрации усилий исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на проведении комплексной и системной работы, направленной на повышение экономического, социального

и культурного развития республики. При этом следует обеспечить развитие регионального рынка труда, создание новых рабочих мест в результате размещения новых производственных объектов, увеличение потребности предприятий в кадрах, повышение уровня заработной платы и активизации жилищного строительства.

Этнополитические процессы, происходящие на Северном Кавказе, оказывают существенное воздействие на общий характер и динамику национальных отношений в Российской Федерации. Их влияние на общественно-политическую жизнь региона приобретает сегодня особую актуальность, имеет не только научное, но и практическое значение.

В целом ситуацию в Кабардино-Балкарии в начале XXI в. можно охарактеризовать как сохраняющийся на протяжении длительного периода острый этнополити-ческий кризис, перешедший в латентное состояние. Факторами этнополитической напряженности, на наш взгляд, являются прежде всего социально-экономические. Бесспорно, что проблемы межэтнических отношений могут успешно решаться только системно, во взаимосвязи с экономическими, социальными, культурными и политическими проблемами. Для решения указанных задач в настоящее время в регионе реализуется федеральная целевая Программа «Юг России (2014-2020)». С этой же целью создано Министерство по делам Северного Кавказа и правительственная комиссия по развитию Северного Кавказа [Постановление 2013]. Вместе с тем темпы социально-экономического развития северокавказских республик, в том числе и Кабардино-Балкарии, остаются пока еще существенно ниже, чем в других регионах России.

Первый Президент Кабардино-Балкарской Республики Валерий Коков (19922005 гг.) в период проявления центробежных тенденций в стране и республике показал себя последовательным сторонником сохранения единства республики, тесного союза с народами России. Неоднократно пресекая всякие попытки этнической дестабилизации и раздела Кабардино-Балкарской Республики на две самостоятельные части, В. М. Коков завоевал признание среди граждан республики. Однако ему не удалось преодолеть целый комплекс проблем: кризисное положение в экономике (дотацион-ность республики составляла свыше 80 %),

массовая безработица, низкий уровень жизни населения, терроризм [Тетуев 2008: 82].

Указанные проблемы остались нерешенными и в период президентства А. Б. Канокова (2005-2013 гг.). Об этом свидетельствуют результаты мониторинга социально-экономического состояния субъектов Российской Федерации, проведенного Министерством регионального развития Российской Федерации. По сводному индексу социально-экономического развития за 11 месяцев 2013 г., республика находилась на 80 месте из 83 субъектов Российской Федерации. При этом, по данным Минрегиона России, за последние три года ситуация ухудшалась: 2010 г. — 31 место, 2011 г. — 72 место, 2012 г. — 76 место и с начала 2013 г. — 80 место [Тетуев 2014: 65].

Из составляющих того же индекса республика занимает последние места по инвестиционной привлекательности — 80 место, доходам и занятости населения — 80 место, бюджетной системе — 70 место, реальному сектору экономики — 67 место. По заключению Минрегиона России, республика характеризуется низким уровнем экономического развития, и в 2013 г. значения большинства макроэкономических показателей были хуже среднероссийского уровня [Храмов].

В социальной сфере Кабардино-Балкарской Республики также наблюдается нестабильная ситуация. В связи с дефицитом бюджетных средств республиканские целевые программы финансируются только на 15-20 % от запланированных объемов. В 2013 г. уровень общей безработицы по республике оценивается в 40 тыс. чел., что составляет 9,8 % экономически активного населения республики. Численность официально зарегистрированных безработных (состоящих на учете в службе занятости) в ноябре 2013 г. составила 8,4 тыс. чел., или 2,2 % экономически активного населения, что выше среднероссийского значения в 2 раза (1,1 %). По данным баланса трудовых ресурсов, число граждан трудоспособного возраста, незанятых в экономике, составило на начало 2013 г. более 200 тыс. чел., или 39 % трудоспособного населения [Слюня-ев].

Фактором нестабильности продолжают оставаться территориальные вопросы. Они переплетены с историческими причинами возникновения конфликтов, давними хозяйственными спорами, проблемами передела,

незаконного занятия, реального или мнимого неравенства народов во владении землей. На Северном Кавказе вопрос о земле, особенно в горных районах, вследствие особой важности этого ресурса хозяйствования, является наиболее сложным, трудноразрешимым и имеет продолжительную историю.

Для реализации Федерального Закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят ряд законов КБР, в том числе закон от 27.02.2005 № 68Р3 «О статусе и границах муниципальных образований», который изменил границы и статус территорий муниципальных образований. При этом не было учтено положение Федерального закона от 06.10.2003 № 131) о том, что при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, при преобразовании (или) упразднении муниципальных образований необходим учет мнений соответствующих муниципальных образований. В связи с этим отдельные муниципальные образования оспаривали право граждан на осуществление местного самоуправления, самостоятельность местного самоуправления в Верховном Суде КБР, Конституционном Суде КБР, Конституционном суде РФ [Федеральный закон].

Анализируя проведенные административно-территориальные преобразования, А. Н. Такова справедливо отмечает: «Они обострили взаимоотношения между официальной властью и лидерами балкарского национального движения, представленными прежде всего Советом старейшин балкарского народа» [Такова 2009: 163]. Для разрешения спорных вопросов по закону КБР «О статусе и границах муниципальных образований» в Парламенте КБР была создана согласительная комиссия. Однако диалог органов государственной власти, местного самоуправления и представителей институтов гражданского общества не дал положительных результатов, до сих пор не решены спорные вопросы по определению границ муниципальных образований.

Принятое на сегодняшний день компромиссное решение пересмотреть границы административных поселений, ограничив межпоселенные территории отгонными пастбищами, также вызвало протест у определенной части населения. Приходится признать, что административно-территориальный передел на новом витке истори-

ческого развития, реализующий положения Федерального Закона от 06.10 2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не дал пока желаемых результатов, не привел к общественному согласию в КБР. Предстоит долгая, кропотливая работа по поиску действительно компромиссного решения, способного удовлетворить все заинтересованные стороны.

Вместе с тем в Кабардино-Балкарии до сих пор не проведена земельная реформа в соответствии с требованиями Земельного Кодекса Российской Федерации. Главная причина нерешенности этой насущной проблемы — отсутствие согласия в обществе. В настоящее время стало понятно, что без приватизации невозможно создать эффективное сельское хозяйство. Между тем Кабардино-Балкария представляет собою регион, где сельское население, по данным переписи 2010 г., составляет 45,5 % [Итоги Всероссийской переписи 2013: 6].

На этнополитические процессы существенное влияние оказывают также демографические и миграционные факторы. По данным переписи 2010 г., в республике проживало 859,9 тысяч человек, в том числе кабардинцев — 57 %, русских — 22,5 %, балкарцев — 12,6 %, других национальностей

— 7,9 %. В межпереписной период с 2002 по 2010 г. численность кабардинцев увеличилась на 1,7 %, балкарцев на 1 %, турков на 1,4%, численность русских сократилась на

2.7 %, чеченцев на 0,25 % [Итоги Всероссийской переписи населения 2013: 6].

С 2007 года Кабардино-Балкария входит в число регионов с благоприятной демографической обстановкой. Тем не менее, численность постоянного населения республики с 2007 по 2011 гг. увеличилась лишь на

1.8 тыс. человек [Социальное положение и уровень 2012: 30, 35]. Данный факт объясняется тем, что высокий естественный прирост населения при недостаточных темпах экономического развития обусловливает высокую трудоизбыточность и миграцию. Сальдо миграции с 2002 г. отрицательное и составляет в 2002 г.--2033 чел., 2005 г.

— -11239 чел., 2007 г. — -4592 чел., 2008 г.

— -3053 чел., 2009 г. — -2477 чел., 2010 г.

--3127чел., 2011г.--5548 чел. [Тетуев,

2014: 64].

На наш взгляд, показатели отрицательного сальдо миграции явно занижены. Большая часть выезжающего из КБР на-

селения не снимается с регистрационного учета и потому остается неучтенной. Следует отметить, что постоянная (безвозвратная) миграция населения КБР имеет специфические причины: ограниченность ресурсов развития, особенно земли, бедность значительной части населения, дефицит рабочих мест, огромные масштабы безработицы (особенно в аграрном секторе) и конкуренция за рабочие места, рост теневой экономики, криминализация общества. Из-за высокого уровня безработицы большая часть населения выезжает из сельской местности. Покидает республику и большое количество молодежи, которая активно реализует возможность получить высшее образование в лучших вузах Российской Федерации. Существенный минус подобной мобильности в том, что большая часть молодых специалистов не возвращается в республику.

Миграционный отток населения из республики направлен в первую очередь в «русские» субъекты федерации, которые, в свою очередь, не могут «переваривать» столь значительное количество вынужденных мигрантов из-за сходных проблем. Поэтому среди местного населения усиливается мигрантофобия и ксенофобия в отношении мигрантов любой национальности, в том числе русских. Данное обстоятельство усиливает социальную напряженность в регионе и создает почву для межнациональных и этнополитических конфликтов.

В Кабардино-Балкарии наибольшее беспокойство вызывает тенденция оттока из республики русского населения, которое является цементирующей основой межнационального согласия. За период с 1989 по 2002 гг. численность русского населения сократилась более чем на 10 %. Вместе с тем с 2005 по 2009 гг. наблюдается тенденция сокращения внешней миграции русского населения республики. Так, в 2005 г. отрицательное сальдо миграции русских с -1991 чел. снизилось в 2009 г. до -1332 чел., кабардинцев, соответственно, с -373 чел. до -280 чел. [Информация Миграционной службы]. Мы полагаем, что сокращение отрицательного сальдо внешней миграции связано с относительной стабилизацией социально-экономического положения в Кабардино-Балкарии.

Миграция влечет как негативные, так и позитивные последствия в жизнедеятельности республики. В экономической сфере

приток мигрантов способствует усилению конкуренции на рынках труда и жилья. Мигранты занимают доминирующие позиции в отдельных секторах экономики, создают своего рода анклавы занятости. В общественно-политическом и социокультурном плане интеграция мигрантов в принимающее сообщество вызывает определенные сложности. Они сопряжены с движением мигрантов за признание собственной идентичности, в основе которого лежит стремление внедрить свои установки в правовую сферу и культурную среду принимающей стороны. Значительная разница в социокультурных установках мигрантов и местного населения порой приводит к конфликтам.

Указанные проблемы усугублялись потому, что А. Б. Канокову не удалось организовать работу по привлечению инвестиций для развития новых технологий и развитию малого и среднего бизнеса, а также обеспечить прозрачность власти, обновление кадрового состава. Все это привело к снижению авторитета и эффективности системы государственной власти республики. В этой связи в декабре 2013 г. А. Б. Каноков был отправлен в отставку, исполняющим обязанности Главы Кабардино-Балкарии был назначен Ю. А. Коков. По предложению Президента Российской Федерации В. В. Путина, Парламент Кабардино-Балкарской Республики 9 октября 2014 г. утвердил на должность Главы Кабардино-Балкарской Республики Ю. А. Кокова [Заседание Парламента].

Стремление нового руководства решить накопившиеся социально-экономические проблемы в республике вселяет надежду на позитивные перемены и создание условий для стабилизации этнополитической ситуации. Кадровая политика государственных органов власти Кабардино-Балкарской Республики при новом руководстве направлена на обеспечение необходимого представительства в высших структурах власти трех основных национальностей, проживающих в республике. Главой Кабардино-Балкарской Республики избран представитель кабардинской национальности, Председатель Парламента Республики — русской национальности, Председатель Правительства Республики — балкарской национальности. В состав Парламента Кабардино-Балкарской Республики V созыва 14 сентября 2014 г. избрано 70 депутатов, из них: кабардинцев —

37 (52,8 %), русских — 17 (24,3 %), балкарцев — 13 (18,6 %), других национальностей — 3 (4,3 %). Этническое представительство в государственных органах власти и органах местного самоуправления в основном также соответствует соотношению тех или иных народов, населяющих Кабардино-Балкарию [Протокол избирательной комиссии; Указы и распоряжения Главы].

В настоящее время определены предприятия, которые способны обеспечить производство высококонкурентной импортозамещающей продукции — как, например, предприятие «Севкаврентген», которое производит широкий спектр сложного цифрового медицинского рентгеновского оборудования и по номенклатуре изделий занимает до 20 % российского рынка. Большим потенциалом обладает ОАО «Терекалмаз». Мощности завода позволяют уже сейчас довести импортозамещение до 60 %, а после реализации инвестиционной программы предприятие будет способно обеспечить импортозамещение до 100 % в зависимости от сегмента рынка, по буровому инструменту — до 70 % [Коков].

Наиболее значимым для республики инвестиционным проектом является восстановление градообразующего Тырныауз-ского вольфрамового комбината, что в перспективе может дать более 1 тыс. рабочих мест, не говоря уже о том, что сырье, которое будет добываться, станет востребованным в оборонной промышленности. На территории Майского района предполагается поместить кластер полимерной упаковки, кластер пищевой переработки, комплекс по выращиванию плодов и овощей, научно-исследовательский центр, объекты социальной, энергетической и транспортной инфраструктуры.

Большие возможности в производстве импортозамещающей продукции имеются в сельскохозяйственном производстве республики. Речь идет о производстве плодов, овощей и продукции их переработки. По этим видам продукции Кабардино-Балкария вышла на полную самообеспеченность и поставляет ее в другие регионы России. Консервная отрасль республики занимает лидирующие позиции на Северном Кавказе. За 9 месяцев 2014 г. консервными заводами произведено 169 млн условных банок плодовоовощных консервов, что составляет 12,5 % от общего объема производства

овощных консервов в Российской Федерации [Коков].

Особенно актуальной для стабилизации этнополитической ситуации в республике является работа институтов гражданского общества. Структура и организации гражданского общества Кабардино-Балкарии в целом повторяют аналогичные институты в субъектах России. Важным элементом гражданского общества является деятельность общественных объединений. Большое влияние на этнополитические процессы оказывают национальные и молодежные общественные объединения.

Таким образом, основными факторами, формирующими этнополитическую напряженность в Кабардино-Балкарии, являются низкий уровень социально-экономического развития, нерешенность земельного вопроса, отсутствие доверия общества к государственным и муниципальным органам власти. Вместе с тем следует отметить, что причины возникновения и эскалации современных эт-нополитических конфликтов разнообразны, но в то же время тесно переплетены между собой. Выделение одной исключительной причины возникновения этнополитическо-го конфликта является сложной задачей, так как, по сути, к проявлению конфликтного противостояния приводит обострение сразу нескольких причин, влекущих за собой открытое недовольство конфликтующих сторон. В этой связи представляется рациональным использование мониторинга политического и социально-экономического состояния социума. Главная задача мониторинга состоит в создании эффективной политики предупреждения этнополитических конфликтов и выработке действенной методики для конфликтного регулирования.

Вместе с тем сложившаяся этнополити-ческая ситуация в Кабардино-Балкарии диктует необходимость концентрации усилий исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления по проведению комплексной и системной работы, направленной на повышение экономического, социального и культурного развития республики. При этом следует обеспечить развитие регионального рынка труда, создание новых рабочих мест в результате размещения новых производственных объектов, увеличение потребности предприятий в кадрах, повышение уровня заработной платы и активизации жилищного строительства.

Sources

Federal'nyi zakon «Ob obshchikh principakh organizatsii mestnogo samoupravleniia» [Federal Law «On general principles of local self-government»]. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2003. № 40. Stat'ja 3822 [Meeting of the legislation of the Russian Federation, 2003, no. 40. Article, 3822]. Kontseptsiia administrativnoi reformy v RF na 2006-2008 gg. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2005, no.46. Stat'ia 4720. [The conception of the administrative reform in the Russian Federation for the period of 2006-2008. Legislation meeting of the Russian Federation]. 2005, no. 46. Article 4720. (In Russ.).

Informatsiia Migratsionnoi sluzhby Rossiiskoi Federatsii po KBR o migratsii naselenia respubliki za 2005-2009 gody. [Information of the Migration Service of the Russian Federation to the Kabardino-Balkar Republic on migration of the population of the republic for 2005-2009]. [Elektronic resource]. URL: www.ufmskbr.ru (accessed: 07.09. 2014). URL: www.ufmskbr. ru (accessed: 07.09. 2014). (In Russ.).

Itogi Vserossiiskoi perepisi naseleniia 2010 g. Tom 3. Natsional'nyi sostav i vladenie iazykami, grazhdanstvo. [Results of the National Population Census 2010 Volume 3. The national structure and language skills, citizenship]. Nal'chik, 2013. (In Russ.).

Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 26 dekabria 2013 goda no. 1297. O federal'noi tselevoi programme «Iug Rossii (2014-2020 gody)» (s izmeneniiami na 20 oktiabria 2014 goda) [The resolution of the Government of the Russian Federation of December 26, 2013 no. 1297. On the federal target program «South of Russia (2014-2020)» (as amended on October 20, 2014)]. [Elektronic resource]. URL: www. dok. ntd.ru (accessed: 07.09. 2014). (In Russ.).

Protokol izbiratel'noi komissii Kabardino-Balkarskoi Respubliki. O rezul'tatakh vyborov 14 sentiabria 2014 g. deputatov Parlamenta KBR V sozyva. [Kabardino-Balkarskaia pravda, no.179, 16 sentiabria 2014 g.]. [Resolution of the Government of the Russian Federation of December 26, 2013 № 1297. On the federal target program «South of Russia (2014-2020)» (as amended on October 20, 2014)]. [Electronic resource]. URL: www.dok.ntd.ru (accessed: 07.09. 2014). (In Russ.).

Sotsial'noe polozhenie i uroven' zhizni naselenija Kabardino-Balkarii. Statisticheskij sbornik. [Social status and standard of living of the population of Kabardino-Balkaria. Statistical collection]. Nal'chik, 2012. 228 p. (In Russ.).

Ukazy i rasporiazheniia Glavy Kabardino-Balkarskoi Respubliki [Decrees and orders of the Head of the Kabardino-Balkar Republic].

[Elektronnyi resurs]. URL: www.president-kbr. ru (accessed: 01.10.2014). (In Russ.).

Zasedanie Parlamenta KBR ot 09.10.2014g. [Session of the Parliament of the Kabardino-Balkar Republic from 09.10.2014g.]. [Elektronic resource]. URL: www parlament-kbr (accessed: 07.09. 2014). (In Russ.).

References

KhramovK. K. Kabardino-Balkariia harakterizuetsia nizkim urovnem ekonomicheskogo razvitia. [Kabardino-Balkaria is characterized by low levels of economic development]. [Kabardino-Balkarskaia pravda, 28 January 2014]. (newspaper). (In Russ.).

Kokov Iu. A. Vystuplenie na zasedanii komissii Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii po social'no-ekonomicheskomu razvitiu Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga [Speech at the meeting of the Government Commission on the socio-economic development of the North Caucasus Federal District]. [Elektronnyi resurs]. URL: www.president-kbr.ru (accessed: 14.11.2014). (In Russ.).

Sliuniaev I. N. Po bol'shinstvu osnovnykh ekonomicheskikh pokazatelei respublika zanimaet odno iz poslednikh mest v Rossiiskoi Federatsii. [The Republic is occupying one of the last places in the ranking of the major economic indicators in the Russian Federation]. Kabardino-Balkarskaia pravda, 28 January, 2014 g. (newspaper). (In Russ.).

Takova A. N. Politicheskie preobrazovaniia v Kabardino-Balkarskoi Respublike 2005-2008 gg. [Political changes in the Kabardino-Balkar Republic of 2005-2008]. Vestnik RGGU. Nauchnyi zhurnal. № 17(09). Seriia «Istoricheskie nauki. Istoriia Rossii». [Bulletin of the Russian State Humanitarian University. Scientific journal. no. 17 (09). Series of «Historical sciences. History of Russia»]. Moscow, RGGU Publ., 2009, pp. 157-166. (In Russ.).

Tetuev A. I. Osobennosti demograficheskikh processov v Kabardino-Balkarskoi respublike. [Features of demographic processes in Kabardino-Balkaria]. Vestnik Kalmytskogo instituta gumanitarnykh issledovanii RAN — Bulletin of the Kalmyk Institute for Humanities of the Russian Academy of Sciences. 2014, no. 2, pp. 60-66. (In Russ.).

Tetuev A. I. Printsipy i metody realizatsii kadrovoi politiki (na materialakh respublik Severnogo Kavkaza). Istoricheskii vestnik: VII vypusk. [Principles and methods of implementation of personnel policy (on the materials of the republic of the North Caucasus). Historical bulletin: VII edition ]. Nal'chik, 2008, pp. 7792. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.