МЕСТО И РОЛЬ ИСЛАМА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЗАКАВКАЗЬЯ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
С. Сиражудинова,
кандидат политических наук, докторант С. Галбацев,
соискатель
Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (г. Ростов-на-Дону)
ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И РОЛЬ СТРУКТУР ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Аннотация. В статье на материалах эмпирического исследования анализируется проблема этнополитической конкуренции и оказывающих на нее влияние структур гражданского общества. В статье рассматривается роль гражданского общества Республики Дагестан в этнополитической конкуренции и в обеспечении устойчивого развития.
Ключевые слова: этнополитическая конкуренция, элита, организации гражданского общества, устойчивое развитие, Дагестан.
Республика Дагестан отличается уникальным многообразием этносов, проживающих на общей территории. Высокая значимость этнической идентичности в современном дагестанском обществе требует изучения вопроса их взаимодействия в условиях полиэт-ничного общества. Как удается сохранить стабильность? Насколько этнически устойчиво дагестанское общество? Существует ли этническая конкуренция в республике, и какова ее роль? Что необходимо для устойчивого развития?
Многосоставное дагестанское общество пронизано конкурентными отношениями. Этническая конкуренция наиболее ярко
проявляется в политической, общественной, публичной сферах и в бизнесе.
Сфера бизнеса руководствуется своими «правилами игры», которые негласно действуют, образуя разделение по клановому признаку, где определенную роль играет и этнический фактор.
Достаточно сильная конкуренция в республике происходит в религиозной сфере - между религиозными организациями и течениями; она наиболее жестка, трудноразрешима и политизирована.
Этнические и религиозные элиты и организации - основные публичные конкурирующие акторы, оказывающие значительное влияние на стабильность республики и Северного Кавказа в целом. Они способны консолидировать или дестабилизировать дагестанское общество, от них во многом зависит устойчивость общества.
А.М. Старостин отмечает, что «в современном обществе в качестве базовой ценности и установки доминирует ориентация на высокую социальную динамику, обеспечиваемую конкуренцией во всех основных видах отношений», при этом конкуренцию он рассматривает как «конфликт низкой интенсивности», обеспечивающий сдерживание эскалации конфликта, «поддерживающий общественно легитимные условия состязательности» как реализацию общественного договора [Старостин 2015: 345-346].
Для Республики Дагестан характерны одновременно два распространенных подхода к этничности - примордиалистский и конструктивистский. В республике сложилась многоступенчатая идентичность, настолько слитая в единый композитный пласт, что разделить их не представляется возможным.
С точки зрения примордиализма этничность является естественной и врожденной и определяется фиксированным глубоким изначальным вхождением в группу и культуру и принадлежностью к ним. Данное определение соответствует принадлежности к этносу.
Для конструктивизма этничность не объективна, не задана как данность, она текуча и определяется ситуативно. Здесь мы сталкиваемся с конструируемой общедагестанской идентичностью, которая зависит от выбора человека: он либо ощущает себя представителем этноса (первый подход), либо считает себя «дагестанцем» или «россиянином». Ответы на эти вопросы мы находим в исследовании «Ожидания Дагестана». По данным исследования, 51% респондентов идентифицировал себя как «россиянина», 43% -как «дагестанца» (подчеркнув при этом - «проживающего в РФ»)
и всего лишь 5% - как представителя конкретной нации [Сиражу-динова, Саидов, Алигаджиева 2014: 183].
Конкуренции здесь способствует исторический фактор -сложившиеся традиции распределения и разделения власти и ресурсов.
В процессе конкуренции элиты здесь часто прибегают к использованию политической мобилизации этничности (политизации) на основе этнической (и религиозной) принадлежности. Элиты и представители структур гражданского общества используют существующую неудовлетворенность, недовольство населения. Важную роль играет конкуренция в сфере идентичности, конкуренция за ресурсы (землю, влияние, власть). Политические элиты используют этничность как предлог для того, чтобы реализовать свои собственные интересы и цели.
В 2015 г. Центр исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие» в Республике Дагестан провел социологическое исследование «Этнопо-литическая конкуренция в современном Дагестане». Выборка, максимально приближенная к генеральной совокупности, состояла из 430 респондентов.
Существование этнической конкуренции в Республике Дагестан признают 81% респондентов, об ее отсутствии заявили лишь 16%.
Высокий процент признания существования этнической конкуренции говорит о ее актуальности для республики и важности ее изучения, тем более что 75,6% респондентов считают, что этническая конкуренция оказывает влияние на систему устойчивого развития Республики Дагестан, а отсутствие подобного влияния отметили только 18,9%.
На вопрос о важности «присутствия в высших органах власти представителей своей национальности» 59,4% ответили, что это не обязательно, «все зависит от личных качеств»; важным присутствие в высших органах власти представителей своей национальности считают 35% респондентов (очень важно; должен существовать Госсовет представителей всех наций, соблюдение пропорций должно сочетаться с личными качествами национальных представителей). Желательным считают такое присутствие 10,8%.
На вопрос о том, какие нации играют роль в политической жизни республики, ответы распределились следующим образом: аварцы (на сегодняшний день) - 39,5%; даргинцы - 31,4; все
(особенно подчеркивалось, что крупные нации) - 21,4; кумыки -3,1; лакцы - 2,2% и т.д. Данный ответ демонстрирует неравенство представленности наций во власти и сложности для продвижения в политическую элиту талантливых и высокопрофессиональных представителей малочисленных народов. Доминирующие многочисленные народы конкурируют между собой. В борьбу с неравными силами и меньшими возможностями иногда включаются и следующие за доминирующими по численности народы - кумыки, лакцы и лезгины (в Южном Дагестане).
Национальное квотирование (представленность всех наций во власти) необходимым считают 75,6% респондентов (при этом подчеркивалось, что национальное квотирование стало особо актуальным и даже крайне необходимым именно «на данном этапе» развития республики, «при нынешней ситуации», «в ближайшей перспективе»). Не важным национальное квотирование считают 16,2% респондентов, отмечая, что «главное - квалификация кадров».
На вопрос: «Представителя какой национальности вы бы хотели видеть во главе Дагестана?» - большинство (48,6%) отметило, что национальность не имеет значения (важна не национальность, а компетентность; это не играет роли и т.д.). Также были названы «русский» - 16,2%, «аварец» - 16,2, «достойный» (который помогает народу) - 10,8 и «патриот» (патриот Республики Дагестан и России, патриотичный) - 7%, «настоящий мужчина не на словах, а на деле», «подготовленный», «справедливый».
Важным для стабильности в республике считают: преодоление клановости - 43%; межнациональный мир - 29,7; внутрирели-гиозный мир - 21,6; наличие комплексного решения - 13,5%. Также были отмечены: толерантность, соблюдение законов, справедливость власти, ликвидация коррупции, взаимоуважение, качественные кадры.
В республике существует разделение не только по этническому признаку, но и внутри этносов; в некоторых районах и селах сохранилось статусное сословное разделение на основе происхождения: «чистое» (высокое, благородное) - потомки ханов и уздени, «смешанное» и «рабское» - ведущие происхождение от рабов-грузин. Такое разделение сохранилось до сих пор в приватной сфере - на происхождение обращают внимание в вопросах дружбы и общения, но особенно оно учитывается при заключении брака.
На вопрос: «Считаете ли вы правильным разделение людей по происхождению?» - ответы разделились следующим образом:
«Считаю, что благородное происхождение важно сохранить» -10,8% («Происхождение тоже имеет значение»); «Это пережитки прошлого, которые надо и оставить в прошлом» - 32,4 («Этот вопрос тянет нас назад»); «Все мусульмане равны и все люди равны» - 27 («Каждый человек должен иметь равные шансы и быть образованным»; «Солнце светит всем одинаково»; «Все конфессии равны»); «Нет» - 5,4; «Не понимаю вопрос» - 9% (преимущественно представители тех районов, где подобное разделение отсутствовало).
Что этнополитическая конкуренция является наиболее сильной между аварцами и даргинцами (первые две нации по численности) считают 72,9%, между кумыками и аварцами (горцами) -22,5%; было также отмечено участие в этнополитической конкуренции лезгин, «тех, у кого больше рычагов во власти», и лишь немногие ответили, что конкуренции по национальному признаку нет.
Ответы на этот вопрос продемонстрировали неравномерное участие различных дагестанских этносов во власти. Самым конкурирующими оказались, согласно ответам, аварцы (самые многочисленные), затем кумыки и в некоторой степени - лезгины. И это при наличии нескольких десятков этносов, которые не являются достаточно сильными, чтобы участвовать в подобной конкуренции.
Текущую ситуацию в Дагестане иллюстрируют следующие мнения респондентов: «Мы все дагестанцы, и разделение на национальности не столь важно (но считаю это утопией)» - 62,1%, «существует межэтническое согласие» - 29,7, «существует межэтническая конкуренция» - 21,6%.
Для Республики Дагестан, с ее дефицитом равнинной земли, высокую актуальность имеет проблема кумыкского народа. Переселение горцев на равнину наращивает темпы, вследствие чего традиционные места проживания кумыков сужаются, что порождает недовольство кумыкской интеллигенции.
Отношение к «кумыкскому вопросу» оказалось разным и различалось в зависимости от конкуренции. Большинство респондентов ответили, что «такой проблемы нет», отмечено и отрицательное отношение - 27% (его высказывали горцы и преимущественно аварцы: «они этим спекулируют, сами виноваты»). Встречались и такие варианты ответов, как: «Земли кумыков отбирать нельзя», «Надо относиться с пониманием», «Это проблема, которую надо решить».
Для устойчивого развития Республики Дагестан считают важным: снижение, искоренение и борьбу с коррупцией - 19,5%, конкуренцию (этническая конкуренция) - 8,6, создание рабочих мест - 7, развитие туризма - 5% респондентов. Также важны: мир, отсутствие террора, возврат в правовое поле, привлечение инвестиций, честное и справедливое управление, компетентность, уверенность людей в завтрашнем дне, образование, работа, перспектива роста, развитие села, открытый подбор кадров, развитие агропромышленного комплекса и промышленности, прозрачность существующей власти, наличие профессионалов во власти. В ответах также проявились этнические особенности. Так, кумыки акцентировали внимание на прозрачности власти и квотировании, даргинцы - на экономических и производственных вопросах, лезгины - на вопросах сельского хозяйства.
Число респондентов, отметивших влияние проблем, связанных с этническим вопросом, на устойчивое развитие, составило 17% («равный доступ для всех наций республики к руководящим должностям в соответствии с профессиональной подготовкой», «отказ от национального деления»; «сплочение народов Дагестана, сила в объединении» и т. д.). Важность искоренения клановости и уничтожение клановой системы отметили 11%.
Дагестанское общество специфично. Оно отличается высокой степенью солидарности и одновременно с этим - этнической и в еще большей степени религиозной конкуренцией. При наличии конкуренции, характерной лишь для больших групп, здесь отсутствуют серьезные этнические конфликты. Все имеющиеся конфликты связаны с конфликтом интересов - территориальных, статусных, властных. В то же время из-за этнической солидарности здесь отмечается способность конфликта стремительно перерастать из бытового в этнический, что может влиять на этническую стабильность.
Этнические интересы переходят в конкуренцию политических элит. Для предупреждения этнических конфликтов выработаны негласные легитимированные традицией неформальные правила, определяющие этническую представленность доминирующих этносов во власти в каждом конкретном районе. Существует «квотное разделение между ведущими этническими группами в Хасавюрте и Кизилюрте, чтобы избежать борьбы за передел сфер влияния между кланами и этническими группами» [Карсанова 2011: 115]. Здесь в зависимости от численного доминирования этноса главой района становится представитель большинства, а для
уравновешивания главой администрации, заместителем назначаются представители иных проживающих в районе численно значимых этносов.
Важную роль в сохранении межэтнической стабильности или, напротив, в этнической дестабилизации способны сыграть структуры гражданского общества. В республике наиболее представлены:
- структуры гражданского общества, направленные на формирование общегражданской идентичности;
- структуры гражданского общества, направленные на сохранение традиций народов и артикулирование их интересов (культурные организации, национально-культурные автономии);
- националистические организации;
- этнические СМИ и др.
Этнические СМИ ориентированы на два направления: они служат важным каналом трансляции этнической культуры и артикулирования этнических интересов. В то же время очень часто именно медиа обостряют межэтнические вопросы и порождают этническую напряженность.
Институты гражданского общества (как традиционные структуры общественной самоорганизации) имеют длительную историю. Традиции взаимной помощи, самоорганизации для решения местных проблем сложились и эффективно реализовыва-лись на протяжении столетий. Они решали социальные проблемы и были важным механизмом разрешения конфликтности. Институт старейшин и влияние религиозных лидеров активно использовались и продолжают использоваться при решении межэтнических трений.
Конкуренция в политической науке рассматривается как двигатель развития общества, как усовершенствование и развитие в ходе состязательности (в данном случае - этносов) инновационных идей и решений, способствующих росту и активности структур гражданского общества.
Конкуренция требует и равенства «правил игры». В дагестанском случае мы сталкиваемся с ситуацией отсутствия равенства возможностей. Среди НКО доминируют те, кто: 1) имеет больше ресурсов; 2) выражает интересы больших по численности и влиятельности групп. С другой стороны, в структуры гражданского общества могут организовываться и малочисленные народы, и если они активны (пример, дидойская организация НКО «Дидо», где показательна активность ее лидера Джамала Магомедова), то
и они могут заявить о себе в публичном поле республики и выступить с требованием своего признания.
Для устойчивого развития необходимы структуры гражданского общества, направленные на формирование общегражданской идентичности и одновременно на сохранение традиций народов и артикулирование их интересов. Сохранение традиций и ценностей - опорный стержень для сохранения стабильного развития социума. Необходимо строгое соблюдение этики этническими медиа и организациями, оказывающими воздействие на настроения своей аудитории, которые способны как гармонизировать ситуацию, так и способствовать разжиганию проблем.
Сложившаяся здесь этническая конкуренция порождает ситуацию, когда достаточно часто (но не всегда, абсолютизировать тоже здесь нельзя) человек оценивается не объективно, а через призму этничности, «не по заслугам, а по рождению и принадлежности к группе», что несовместимо с идеей равенства и равных возможностей.
Существует достаточно крепкая групповая (этническая, тухумная, клановая) солидарность, что затрудняет социальные лифты, порождает латентную напряженность, сдерживаемую устоявшимися правилами игры, удобными обществу, которое согласилось на них ради совместного существования. При этом сильная сторона стремится к монополизации собственной власти, закреплению своих достижений, использует административный ресурс, что создает барьеры для конкуренции и реализации принципа равных возможностей.
Ситуация в республике отличается отсутствием серьезных этнических конфликтов, но в то же время здесь существует высокая этническая конкуренция, которая при проникновении в публичную сферу очень часто имеет политический акцент. Поэтому очень важно уделить внимание структурам гражданского общества, сохранению действенных традиционных механизмов урегулирования и предотвращения этнических конфликтов.