УДК 392+373
doi: 10.24411/9999-021A-2019-10029
Херел-оол Дажи-Намчалович Ооржак, Светлана Янчаповна Ооржак Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Республика Тыва, Россия
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)
По мнению авторов статьи, в условиях этнопедагогизации образования Республики Тыва актуальными остаются вопросы применения этнопедагогических знаний. Ключевые слова: этнопедагогические знания, применение этнопедагогических знаний.
Herel-ool Oorzhak, Svetlana Oorzhak Tuva state University, Kyzyl, Republic of Tyva, Russia
ETHNOPEDAGOGICAL KNOWLEDGE (BY THE MATERIAL OF THE REPUBLIC OF TUVA)
According to the authors of the article, in the conditions of ethnopedagogization of education of the Republic of Tuva, the issues of application of ethnopedagogical knowledge remain relevant. Keywords: ethnopedagogical knowledge, the use of ethnopedagogical knowledge
Этнопедагогическое знание рассматривается в исследованиях ученых К.Ж. Кожахметовой, М.Х. Мальсаговой, Г.В. Нездемковской, В.Ю. Штыкаревой и других. В них раскрывается его содержание, охватывающее комплекс знаний в области этнопедагогики и других дисциплин.
В наших предыдущих статьях рассматривается необходимость осмысления содержания этнопедагогического знания в процессе этнопедагогизации образования. При этом проблема расширения содержания этнопедагогического знания рассматриваются как междисциплинарная, направленная на реализацию этнопедагогических исследований в практической деятельности [1].
Объектом исследования в данной статье является применение этнопедагогического знания как неотъемлемой основы этнопедагогических исследований.
Цель исследования - изучить применение этнопедагогического знания на основе теоретических и эмпирических методов исследования.
Методологической основой исследования является культурологический подход. Теоретическими основами исследования являются труды классиков педагогики и современных ученых, в том числе по методологии этнопедагогических исследований. Новизна исследования имеет научно-методическое значение в процессе преподавания курса этнопедагогики (в условиях высшего образования Республики Тыва).
Анализ научно-педагогической литературы показывает, что этнопедагогическое знание рассматривается как знание, связанное с теоретическими знаниями и этнопедагогической деятельностью. «Развитие этнопедагогики, как и всякой другой науки, началось с зарождения первых этнопедагогических мыслей, простейших этнопедагогических знаний до теоретико-методологических концепций и обоснований» [2, с. 2].
Глубокие корни этнопедагогических знаний создают основу расширения их содержания на современном этапе развития образования и их практического применения (например, на основе анализа становления этнопедагогики в России, осуществленного Г.В. Нездемковской). В исследовании показано: «В содержание этнопедагогического знания входят понятия: о действительности и общей этнической картине мира, многообразии и специфичности традиционных этнических культур и их взаимодействии; ... об отношениях человека к себе, членам семьи, другим людям и т.д.» [2, с. 10]. Каждое из этих понятий относится к той или иной области знания. В процессе изучения и выявления содержания этнопедагогического знания применяются такие общенаучные методы исследования как анализ и синтез.
Содержание этнопедагогического знания находит отражение также в исследовании М. Х. Мальсаговой, в котором «были выделены закономерности этнопедагогического знания»», а также его формы [3, с.15].
Применение этнопедагогических знаний в практической деятельности в процессе этнопедагогизации образования, прежде всего, требует организации научно-методического обеспечения, исходя из того, что этнопедагогизация рассматривается как «главный и решающий фактор интеграции обучения и воспитания» [4, с. 4-7].
Расширение содержания этнопедагогических знаний взаимообусловлено этнопедагогической деятельностью (В.Ю. Штыкарева), синтезом народных и теоретических изысканий (Г.В. Нездемковская), познавательным и воспитательным значением в педагогической культуре конкретного этноса (К.Ж. Кожахметова), закономерностями этнопедагогического знания, а также его формами (М.Х. Мальсагова).
Содержание этнопедагогических знаний и сущности народной педагогики, а также этнических ценностей культуры раскрываются в трудах исторического и культурологического характера. Возникает вопрос: а как осуществлять их применение? Практико-ориентированное содержание этнопедагогики показывает, что одной из главных целей внедрения элементов народной педагогики в содержание образования является передача народных знаний по воспитанию в этнокультурных традициях и народном творчестве. Вопрос: а как их воспринимают представители современного поколения?
В методологии педагогики подчеркивается: «... знание полноценно, когда оно раскрывает предметы и явления действительности «в их живой жизни», в целостном единстве их сторон.» [5].
В соответствии с задачами образования Российской Федерации на современном этапе сохраняется тенденция этнопедагогизации образования и расширения исследований в области этнопедагогики (Ш.М.Х. Арсалиев, М.В. Мархиева, Ш.М. Мухтарова, Г.В. Нездемковская, В.А. Николаев, Р.Г. Павлиди, Н.М. Стукаленко и другие). Так, в статье В.А. Николаева выделяются основные положения этнопедагогики. По мнению ученого, «становление этнопедагогического знания предполагает определение субъектов народного воспитания, их функций и роли в подготовке подрастающего поколения к жизни» [6, с. 47].
В педагогических исследованиях актуальными остаются выявление различных аспектов этнопедагогических знаний во взаимосвязи с аспектами этнической культуры, в том числе тувинского народа.
Этнопедагогизация и расширение содержания этнопедагогического знания взаимообусловлены развитием этнопедагогических знаний в тувинской культуре (К.Б. Салчак, Х.Д.-Н. Ооржак, А.С. Шаалы и другие). Однако вопросам их применения уделяется недостаточное внимание. Несмотря на то, что разработано немало учебно-методических материалов по внедрению элементов народной педагогики в общеобразовательных учреждениях Тувы (Г.Д. Сундуй и другие). Разрабатываются методические материалы, обобщается опыт отдельных общеобразовательных школ Тувы по внедрению элементов народной педагогики в процесс обучения и воспитания. В средствах массовой информации освещается опыт работы образовательных учреждений, отдельных педагогов, а также опыт семейного воспитания жителей республики. Методологически соответствующими требованиям эмпирических исследований являются программа «Древние обычаи и традиции тувинского народа» (созданная группой сотрудников Министерства образования Республики Тыва), пособие «Улусчу ужурлар» (Народные традиции). А также пособие «Наша семья» (коллектив авторов школы-гимназии №5 г. Кызыла), издания гимназии № 9 г. Кызыла (А.К. Ооржак). Пособия, посвященные духовно-нравственному воспитанию учащихся общеобразовательной школы №2 г. Турана, разработаны О.М. Дамчай, Е.С. Ондар (как результат многолетней опытно-экспериментальной работы коллектива школы). Вопрос: как эффективно применять бесценный опыт практиков?
В связи с актуализацией традиций культуры и внедрением элементов народной педагогики в Туве внимание уделяется изучению этнокультурных традиций (А.К. Кужугет, И.В. Подик) и этнопедагогики (Т.Т. Мунзук, Х.Д.-Н. Ооржак, А.С. Шаалы, С.Я. Ооржак и другие) в условиях высшего образования. Значение придаётся организации научно-исследовательской работы студентов по изучению народных знаний, наряду с психолого-педагогическими исследованиями, на основе культурологических, исторических изданий. Вопрос: а как они применяются в процессе преподавания курса этнопедагогики?
В целом, анализ литературы для общеобразовательных школ Тувы показывает методические основы, цели, задачи и содержание в каком-либо аспекте этнопедагогических исследований. В эмпирическом плане в основном это исследования о роли семьи в нравственном воспитании
школьников. В теоретическом плане учеными осуществляется анализ трудов из разных областей знания о традициях, обычаях в тувинской культуре.
На современном этапе развития образования Тувы актуальны исследования по внедрению элементов народной педагогики в дошкольных учреждениях Тувы (Б.В. Салчак, Ч.М. Ондар, Эл.Э. Мендот). Общей объединяющей их целью является пробуждение интереса подрастающего поколения к народным знаниям об окружающем мире, традиционным нормам поведения и народному творчеству, народным играм и праздникам, мифам и легендам. Вопрос: насколько эффективно их внедрение?
В условиях республике в соответствии с государственными образовательными стандартами, с достижениями современных информационных технологий, печатной информации создаются все условия для подрастающего поколения Республики Тыва. Приобщение к народной культуре осуществляется с учетом того, что отдельные районы республики имеют моноэтнический состав населения. Здесь важно понимание этнической культуры и её роли в процессе этнопедагогизации. Исследования субкультуры детства, молодежной субкультуры, трансформационных изменений в культуре народов России показывают, к примеру, что «... мы всегда должны помнить (и учитывать), что первичная социализация ребенка происходит в мире конкретной этнической культуры и что она существует (одновременно) в среде других этнических культур» [7, с. 23-24].
Основное положение предлагаемого исследования: применение этнопедагогических знаний составляет эмпирическую основу этнопедагогизации образования (на материалах Республики Тыва).
Научно-методическое обеспечение достигается обобщением эмпирических материалов, а также применением средств научно-методического обеспечения (составление глоссария, справочников, словарей, библиографических пособий).
Выводы. Если каждому из авторов теоретических и эмпирических исследований (на материале Республики Тыва) обратиться к анализу применения этнопедагогических знаний, можно выявить объективное состояние эффективности их применения.
В настоящее время остаётся острым вопрос эффективности применения этнопедагогических знаний.
Источники и литература
1. Oorzhak S.Ya., Oorzhak Kh. D.-N. (2018). Ethnic Pedagogical Knowledge (Expansion of content on the Materials of the Republic of Tuva) J. Sib. Fed. Univ. Humanit. soc. sci., 12 (2), 302-309. DOI: 10.17516/1997-1370-0364.
2. Нездемковская, Г.В. Этнопедагогика: Учебное пособие для вузов. М.: Академ. проект; Алма-Матер, 2011. 225 с.; Она же. Становление этнопедагогики России // Режим доступа https://profilib.net/chtenie/28061/galina-nezdemkovskaya-stanovlenie-etnopedagogiki-rossii.php (Дата обращения: 05.09.2019 г.)
3. Мальсагова М.Х. Методология этнопедагогического исследования: автореф. дисс.на соиск. учен. степени канд. пед. наук. 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования. - Пятигорск - 2014 // Режим доступа http://nauka-pedagogika.com/viewer/584664/a#?page=1 (Дата обращения: 05.09.2019 г.)
4. Волков Г.Н. Этнопедагогизация - главный и решающий фактор интеграции обучения и воспитания / Г.н. Волков // Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2003. С.4-7.
5. Краевский, В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. 244 с.
6. Николаев В.А. Ведущие положения этнопедагогики / В.А. Николаев // Педагогика, 2013. №4. С. 41 -49.
7. Копейкина, Е.Ю. Субкультура детства: Автореф. дисс. на соиск. учен. степени канд. культуролог. Наук. Нижний Новгород, 2000. 31с.
8. Штыкарева В.Ю. Дидактические основы этнопедагогической подготовки будущего учителя в образовательном пространстве вуза: Автореф. дисс. на соиск. учен. степени канд. пед. наук. - Петрозаводск, 2005. 26 с.