ЭО!: 10.25586ЖМи.НЕТ.19.07.Р.02 УДК 372.882
Н.И. Тахирова,
Ошский государственный университет
Этнопедагогические и этнокультурные идеи в эпосе «Манас»
Представителям гуманитарных наук Кыргызстана и большинства стран мира известно, что эпос «Манас» - крупнейшее из дошедших до нас эпических произведений. «Манас» имеет необычайно богатое содержание и в силу этого включен в состав нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Проблематика, связанная с «Ма-насом», носит поистине всеобъемлющий характер. В нашей статье мы затрагиваем лишь ее малую часть, связанную с изучением эпоса «Манас» в системе образования нашей страны.
Учебная программа курса «Ма-насоведение» в средних специальных учебных заведениях Кыргызстана построена и изучается на основе этнопедагогики. Это связано с тем, что эпос «Манас», представляющий собой поистине народное произведение, содержит ори© Тахирова Н.И., 2019
Ошский государственный университет
гинальные педагогические идеи, характерные для кыргызского этноса и сложившиеся в течение его многовековой истории.
В 1856 году казахский ученый Чо-кан Валиханов встретился с кыргы-зами племени бугу и с их слов записал часть сказания «Поминки по Кокотаю». В своих заметках об этом произведении он, в частности, написал: «Здесь сведены вместе и приурочены к одному периоду времени все кыргызские мифы, сказки, легенды. Вокруг одного богатыря Манаса собраны энциклопедические, религиозные, медицинские понятия и представления, а также суждения и наблюдения, связанные с международными отношениями» [16, с. 569]. Именно в энциклопедическом контексте, связанном с нашей темой, проведены народные педагогические, анатомические и медицинские знания и опыт.
Народные педагогические воззрения, нашедшие отражение в эпосе «Манас», глубоко исследовали ученые Г.Н. Волков, А. Алимбеков, И. Бекбоев, С. Байгазиев, Б. Апышев, С. Иптаров, С. Рысбаев, А. Муратов, Т. Ормонов, С.М. Саипбаев, Б.С. Чы-ныбаев, Г.А. Абдымомунова, Ф. Баи-това, М. Колдошев и другие.
В советский период Талип Ормонов на основе эпоса «Манас» исследовал педагогические взгляды древних кыргызов, защитил в 1972 году в Казани кандидатскую диссертацию, опубликовал статьи в журналах «Семья и школа» и «Советская педагогика» [13, 14]. Эти работы и стали началом этнопедагогических исследований эпоса «Манас». Народные воспитательные элементы Т. Ормонов видел в обычаях, обучении и тренировках древних кыргызских воинов. В эпоху Манаса воспитание героя-молодца имело особое значение и считалось народным достоянием. Исследователь назвал эпос «Манас» собранием опыта и знаний кыргызского народа, то есть «педагогической пансофией».
Научный руководитель ученого Г.Н. Волков, осуществивший перевод кыргызского сказания на чувашский язык, отмечал: «Каждая строфа эпоса "Манас" имеет конкретный педагогический характер» [3, с. 71]. В 1971 году была опубликована статья Г.Н. Волкова «Письмо о Манасе» [3, с. 81], основные мысли которой более глубоко отражены в книге «Созвездия земли» [4, с. 446].
Как поистине народный эпос, «Манас» в определенной степени
НАЗГУЛ ИСРАИЛОВНА ТАХИРОВА (Кыргызская Республика)
старший преподаватель кафедры технологии филологического образования Ошского государственного университета. Сфера научных интересов: общая педагогика, этнопедагогика, история педагогики и образования, теория и практика воспитания. Автор более 20 опубликованных научных работ. Электронная почта: [email protected]
Рассматриваются этнопедагогические и этнокультурные идеи эпоса «Манас» в контексте изучения курса «Манасоведение» в системе образования Кыргызстана. Представлен обзор трудов исследователей эпоса «Манас», дан их анализ с этнопедагогических позиций. Проанализирован ряд этнопедагогических мыслеформ и установок, включая такие, как «знание предков до седьмого колена», «сорок дружинников», «каждый человек должен иметь духовного покровителя». Раскрыто значение изучения курса «Манасоведение» для формирования национальной идентичности представителей подрастающих поколений.
Ключевые слова: эпос, этнопедагогика, этнокультура, народная педагогика, манасоведение, культурное наследие, национальная идентичность.
The ethnopedagogical and ethnocultural ideas of the epos "Manas" are considered in the context of studying the course "Manas stuies" in the educational system of Kyrgyzstan. A review of researchers' works of the epic "Manas" is presented, their analysis from ethno-pedagogical positions is given. A number of ethnopedagogical thought forms and attitudes were analyzed, including such as "knowledge of ancestors to the seventh generation", "forty warriors", "everyone should have a spiritual patron". The importance of studying the course "Manas studies" for the formation of the national identity of the representatives of the younger generations is revealed.
Key words: epos, ethnopedagogy, ethnoculture, folk pedagogy, Manas studies, cultural heritage, national identity
представляется педагогическим произведением, где получили свое яркое отражение принципы воспитания и обучения кыргызов. Так, воспитательную нагрузку несет герой эпоса Кошой. В то время, когда отец Манаса Жакып живет на Алтае, Кошой никуда не уезжает, живет на родной земле отцов Ат-Баши. Для него Родина дороже всего, он считает, что обязанность каждого гражданина не пускать врага на родную землю. Прежде чем приехать в Ала-Тоо с Алтая, Манас встречается с дядей Кошоем, который советует: Переезжай ты, Манас, Сделай родиной Талас! Тебя попросили мы у Бога, СынЖакыпаМанас [5, с. 200]. Этот совет вполне можно считать педагогическим наставлением Ко-шоя, во многом обусловившим объединение кыргызских племен Ма-насом и их возвращение в родные края Ала-Тоо.
Кошой обладает такими качествами, как провидчество, покро-
вительство, героизм, пророчество, мудрость, свойственными кыргызским аксакалам, которые целенаправленно формируют и воспитывают у будущих героев-богатырей, подобных Манасу. Старец Кошой Стал провидцем для Манаса. Незнающего научить, в путь отправить, бесчувственного разбудить, на правильный путь наставить, темноту превратить в свет, безжизненное тело Манаса воскресить,
разорванное соединить, разбросанное собрать, встретить на Алтае богатыря господина умеет хан Кошой [7, с. 161]. Традиции и принципы кыргызской народной педагогики передавались из поколения в поколение, что определяло преемственность в обучении и воспитании молодежи.
В своей работе З. Мадмуратова обращает внимание на гуманизм эпо-
са. «Гуманистические идеи эпоса "Манас", - пишет она, - отражаются не только в деятельности, характерах, мужестве сотен героев, но и в их отношении к природе, окружающей среде и животным. По сравнению с другими героями эпоса в образе богатыря Манаса дана высокая человеческая гуманность. Для него нет ничего дороже, чем человечность. И потерять это качество для него будет страшнее смерти. Манас был не одинок в борьбе за свободу своего народа. Его опорой были сорок дружинников, которые, как и он, не боялись смерти. Высокие качества, свойственные только Манасу, можно увидеть в его отношении к народу, жене, друзьям, дружинникам, правителям, к старшим и младшим» [5, с. 119].
В эпосе «Манас» есть такие важные понятия этнопедагогическо-го значения, как «сорок дружинников», «сорок джигитов». Кыргызские мальчики всегда старались достичь присущего дружинникам и джигитам мужского достоинства. Они старались выполнять тяжелую работу взрослых, чтобы их называли дружинниками или джигитами. Этому посвятил свою повесть «Ранние журавли» Чингиз Айтматов, рассказавший о том, как в годы войны школьники заменили в селе своих отцов, воюющих на фронте.
Понятие «сорок дружинников» довольно часто встречается в эпической культуре кыргызов. Так, они упоминаются в народных героических сказаниях «Курманбек», «Эр Табыл-ды», «Жаныш-Байыш» и ряде других. Понятие «сорок» обозначает сорок кыргызских племен, а дружинники -чоро - это ближайшие сподвижники богатыря Манаса, которых отбирали после различных испытаний и военной подготовки. Для кыргызских мальчишек было честью оказаться в рядах «сорока дружинников». Чоро всегда был готов защитить свою честь и честь племени, высоко нес знамя своего рода. И если за героизм и мужество хвалили его, то хвалили и его племя. Ну а если проявлял трусость - позорился весь его род.
Памятник Манасу в Москве
К. Абдыбалиева в работе, посвященной психодидактической сущности героев эпоса «Манас», писала: «Манас и его сорок дружинников были верны своей клятве служить родному народу в мирное время и защищать свободу и справедливость во время войны. Они стали и продолжают быть примером для подражания в течение многих веков. Их образы, преданность народу и родине передаются из поколения в поколение. "Разбросанное - собрать, разорванное - соединить" - в этом заключается их мудрый жизненный опыт и прозорливость» [1, с. 146].
Во всех кыргызских эпических произведениях героев окружает ореол смелости и мужества. На пер-
вый план в них выходит воспитательная значимость образов, призывающих юношей непременно стать героями-богатырями.
И.Б. Бекбоев писал: «Народная педагогика - это собрание педагогических идей и исторических воспитательных опытов, разработанных народом, которые сохранились в устном народном творчестве, традициях, обрядах, ритуалах, этнографических, исторических и археологических материалах. Следовательно, народная педагогика - это начало народной образованности и культуры, его ядро. <...> Появление положений народной педагогики вызвано жизненной необходимостью самого народа еще до
возникновения научной педагогики. Они помогали воспитывать, растить, развиваться, объединиться народу и обеспечить восстановление своей значимости в ряду других народов. Абсолютные образы и положения кыргызской народной педагогики, кыргызские национальные, воспитательные правила можно увидеть в эпосе "Манас"» [2].
Следовательно, в эпосе «Манас» отразились веками складывавшиеся воззрения на воспитание детей. В нем сохранялись и передавались новым поколениям кыргызской молодежи народная мудрость, героические, патриотические и нравственные идеи, утвердившиеся в эпической культуре кыргызов.
Здесь есть одно обстоятельство, на которое нужно обратить внимание. В ходе преподавания дисциплины «Манасоведение» наряду с этнопедагогическими идеями до студентов необходимо донести суть понятия «этнокультура», так как эти две категории - этнопедагоги-ка и этнокультура - взаимодополняют друг друга.
В связи с этим остановимся на некоторых этнокультурных примерах, содержащихся в эпосе «Манас».
У кыргызского народа есть понятие «семь предков», или знание своих предков до седьмого колена. Кыргызы говорят: «Если не знаешь имена семи предков, то ты безродный». Обычное дело, когда аксакалы при встрече с молодыми людьми спрашивают у них о том, какого они рода-племени и знают ли о своих предках-отцах. Отметим, что молодежь обязана знать свою родословную. Студентам даются разъяснения о названии семи предков-отцов: 1) Ата (отец); 2) Чонц ата (дедушка); 3. Баба (прадедушка); 4) Буба (прапрадедушка); 5) Жото (прапра-прадедушка); 6) Жете (прапрапра-прадедушка); 7) Теги (прапрапра-прапрадедушка).
При чтении текста эпоса мы видим, что произведение начинается с описания семи предков богатыря Манаса.
Так, по варианту Сагымбая Ороз-бакова дается следующее описание рода Манаса: Жакып - Ногой -Когой - Тубой - Бабыр - Байгур -Аланча-хан - Кара-хан [8, с. 184-296].
По варианту Тоголока Молдо: Жакып - Ногой - Кара-хан - Чаян-кан -Бойон-хан - Тумон-хан [9, с. 19-680].
По варианту Саякбая Каралаева: Жакып - Карака - Балакан - Ногой-кан - Чаянкан - Бойон хан.
По варианту китайского манасчи (сказителя эпоса «Манас») Жусупа Мамая дается следующая родословная богатыря Манаса: Жакып-кан -Орозду - Кара-кан - Чайан-кан -Бойон-кан - Ботой - Бодоно - Хан Мамай [9, с. 292-296]. Заметим, что существуют и другие варианты.
При изучении родословной Манаса, студенты, во-первых, усваивают само понятие «семь праотцов»; во-вторых, те, кто знают своих предков, стараются перечислить их по именам, а те, кто не знает, при помощи родителей изучают свою родословную. Так юноши и девушки начинают вникать в вопросы своего происхождения, истории семьи.
В процессе изучения дисциплины «Манасоведение» важным фактором считается доведение до сведения студентов определенных этно-астрологических и этнокосмологи-ческих понятий, встречающихся в эпосе «Манас».
Еще у древних кыргызов существовали, как мы говорим сегодня, этнокультуроведческие, этно-астрологические понятия, что выражалось представлениями о звездах, о Луне, о Солнце. В национальной философии и педагогике особое место занимали небесные тела, так как кыргызы жили высоко в горах, а весной, летом и осенью постоянно кочевали. И часы, время суток, года, как и погоду, кочевники узнавали по созвездиям, или определенным природным явлениям, или жизненным проявлениям, связанным с ними. Главный герой эпоса, его появление на свет в народных представлениях рассматривается в связи с небом и землей:
Современный исполнитель эпоса о Манасе
Словно создан из опоры Неба и Земли Манас.
Словно соткан из света Солнца и Луны Манас.
Словно собран из прохлады подлунных облаков Манас.
Словно создан из тяжести
Толщи земли Манас! [10, с. 148].
Сравнение Манаса с небом и землей, с солнцем и луной может вызвать вопросы у молодежи, поэтому, предвосхищая их, надо разъяснить особенности мировосприятия древних кыргызов. Они вставали на рассвете, приветствовали солнце, по солнцу определяли время суток: «до восхода солнца», «солнце взошло», «полдень», «солнце на пике», «солнце на закате». Если человек болел, его тело смазывали жиром, затем выставляли на солнце и т.п. Солнце для древних кыргызов было не только источником света и энергии, оно воспринималось как нечто святое, чем и объясняются эти сравнения.
Такое же отношение было у людей к луне. Ей поклонялись, подолгу смотрели на нее. В людской среде бытовали разные поверья, связанные с луной. Так, если появлялся молодой месяц, то ему поклонялись. Запрещалось совершать омовение, глядя на луну. Посмотрев на новую луну, могли определить, каким будет предстоящий месяц - засушливым или дождливым. Красивых девушек сравнивали с луной. Больного лечили в
определенное лунное время: в межлунное время опасались, остерегались, а в полнолуние считали, что старые болезни возобновляются и т.п.
Объекты особого отношения и преклонения - земля, небо, солнце, луна - придавали ореол святости и Манасу, делали его человеком-вселенной.
Еще одним этнокультурным понятием, встречающимся в эпосе, является наличие у каждого человека духа-покровителя. У кыргызов есть роды, которые носят названия животных: бугу (олень), бёру (волк), жору (гриф), багыш (лось) и др. И члены этих родов свято верили, что их род происходит от этих животных, им поклонялись и считали их святыми наставниками.
Во время сражений покровителями Манаса были лев и тигр. Покровителями Сейтека - черная пятнистая пантера, черный большегри-вый лев, голубой тигр, гигантская птица зымурук.
Изгнанный с родной земли Се-метей вместе со своей матерью Ка-ныкей и бабушкой Чыйырды попадают в тяжелое положение. Они остаются без крова, им приходится ночевать под открытым небом, под большим тополем. «В полночь приходит белая олениха, покровительница отца и сына, которая, ударив копытом, будит ребенка и начинает вскармливать его. Вырвав-
шись из объятий матери, Семетей начинает сосать. Не найдя в объятиях ребенка, Каныкей от горя решает идти на самоубийство. И тогда Чыйырды говорит: "В детстве Манас тоже по ночам исчезал, ищи его". Тем временем рассвело, и можно было увидеть след, куда ушел Семетей. Следы от рук в земле выглядели как воронки, а следы от колен были похожи на разделенную реку. Побежав по этим следам, Каныкей вдруг видит, как белая олениха вскармливает Семетея, но в тот же миг она бесследно исчезает, и никто не может знать, куда она делась. На Семетея приземляется дух святых, и у него появляется шеститысячный грозный, важный вид» [15].
Здесь мы должны подчеркнуть такое этнокультурное явление, как наделение человека признаками и чертами приемного дитя животного. Семетей становится приемным сыном белой оленихи, которая суть не просто животное, а представляет собой мифологическую силу. Вместе с ней к умирающему от голода ребенку приходит дух-покровитель отцов.
Когда Чыйырды была беременна Манасом, у нее был «талгак» (токсикоз), который проявлялся в силь-
ном желании съесть глаз гигантской птицы, сердце тигра и язык льва, что передалось Манасу через кровь и молоко матери. Рассказав об этом, можно обсудить со студентами медицинского колледжа значение кыргызского этнокультуро-ведческого понятия «талгак». Это токсикоз - вкусовые капризы беременной женщины.
С медицинской точки зрения «талгак» (токсикоз) - распространенное состояние беременных женщин, которое часто сопровождается тошнотой и рвотой. С первых часов оплодотворения яйцеклетки у женщины начинаются самые важные гормональные изменения, влияющие на здоровье, поведение и самочувствие беременной женщины. После закрепления оплодотворенной яйцеклетки в слизистой оболочке матки организм будущей матери начинает изменяться и одновременно работать в пользу матери и ребенка. Потом возникает «талгак» (токсикоз). В первую очередь женщина начинает раздражаться по пустякам, наблюдается активное слюновыделе-ние, пропадает аппетит, меняются вкусовые ощущения, появляется слабость, сонливость, что сопрово-
ждается тошнотой, рвотой и потерей веса. Сильный токсикоз женщины не зависит от зародыша, от пола ребенка [17].
Во время беременности матери Манаса хотелось съесть сердце тигра, поэтому он должен был в будущем сильным, бесстрашным. Действительно, малыш рождается с такими внешними признаками, как «широкий лоб, узкая голова», «горбатый нос, парные ресницы», «дрожащий внешний вид, сильный взор, глубокие веки, удлиненный подбородок», «ровная ладонь, открытые руки», «широкая, тигровая грудь, ровная спина, грозный вид, яростное лицо - телосложение как у слона», «шея как у тигра, предплечье толстое, уплотнена лопаточная кость, каменное сердце, глаза как звезды, волчьи уши, одним словом -особенный вид».
Подобное описание внешности ребенка было свойственно кыр-гызам. У славянских народов, например у русских, при рождении мальчика нередко сравнивали с белым или бурым медведем, а филиппинцы сравнивали ребенка с китом или рыбой.
Подводя итоги, необходимо отметить, что эпическая культура кыргызского народа служит неисчерпаемой кладовой народной мудрости, духовного богатства, основанных в значительной степени на разнообразных этнопедагоги-ческих и этнокультурных идеях и понятиях. Это наследие и необходимо донести до сведения студентов в ходе изучения ими курса «Ма-насоведение».
Но суть задачи изучения эпоса «Манас» далеко не сводится только к освоению представителями подрастающего поколения исторического наследия. В современный исторический период, в начале XXI века, наш эпос исключительно актуален. Во-первых, он служит смыслообразую-щим началом национальной идентичности народа Кыргызстана на этапе строительства суверенного государства. Во-вторых, он заключает в себе идейное ядро новейшей
национальной педагогики, отража- осваивая эпос «Манас», представи- крывают для себя новые жизненные
ющей как исторические традиции тели подрастающих поколений од- перспективы и ориентиры в нашем
нашего народа, так и общечелове- новременно и возвращаются к себе, огромном - прекрасном и ярост-
ческие ценности. Образно говоря, на свою Родину и в свой дом, и от- ном - мире.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдыбалиева К. Психодидактическое положение героев эпоса «Манас» и его современное значение // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2016. № 4. 146 с.
2. Бекбоев И. Элдик педагогика деген эмне // Эне тил. 1992. № 13. 14 апреля.
3. Волков Г.Н. Письмо о «Манасе» // Литературный Кыргызстан. 1971. № 1. С. 71-81.
4. Волков Г.Н. Созвездия земли. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1979. 446 с.
5. Мадмуратова З.Г. Воспитание молодежи гуманности через эпос «Манас» // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2016. № 8. 119 с.
6. Манас: по варианту С. Каралаева: в 2 т. / сост.: А. Жайнакова, А. Акматалиев. Бишкек: Турар, 2010. 200 с.
7. Манас: по варианту С. Каралаева: в 2 т. Т. 1 / сост.: А. Жайнакова, А. Акматалиев. Бишкек: Турар, 2010. 161 с.
8. Манас. Героический эпос кыргызского народа:по варианту С. Орозбакова: в 2 кн. Кн. 1. Фрунзе: Кыргызстан, 1978. 296 с.
9. Манас: 1-я часть. Вариант Тоголок Молдо-Байымбет Абдыракман уулу / Сост.: О. Сооронов. Бишкек: Турар, 2013. 680 с.
10. Манас. Героический эпос кыргызского народа: по варианту С. Каралаева: в 2 кн. Кн. 1. Бишкек: Кыргызстан, 1995. 446 с.
11. Манас: Жусуп Мамай. Урумчи, 2014. 296 с.
12. Манас. Героический эпос кыргызского народа: по варианту С. Орозбакова: в 2 кн. Кн. 2. Фрунзе: Кыргызстан, 1978. 799 с.
13. Ормонов Т. Мудрые заповеди народа // Семья и школа. 1977.
14. Ормонов Т. Педагогическая пансофия киргизского народа // Советская педагогика. 1978. № 1.
15. Сарыпбеков Р. Сюжет «Семетея» // «Манас»: энциклопедия: в 2 т. Т. 2. Бишкек, 1995.
16. Уэлиханов Ш.Ш. Избранное. Алматы: Жазушы, 1985. 596 с.
17. Чокоева Д. Токсикоз - значительная проблема беременной женщины. http://www.lady.kg/node/3520 (дата обращения: 03.06.2019).
LITERATURA
1. Abdy'baíieva K. Psixodidakticheskoe polozhenie geroev esposa «Manas» i ego sovremennoe znachenie // Nauka, novy'e texnologii i innovacii Ky'rgy'zstana. 2016. № 4. 146 s.
2. Bekboev I. E'ldik pedagogika degen e'mne // E'ne til. 1992. № 13. 14 apreliya.
3. Volkov G.N. Pis'mo o «Manase» // Literaturny'j Ky'rgy'zstan. 1971. № 1. S. 71-81.
4. Volkov G.N. Sozvezdiya zemli. Cheboksary': Chuvashskoe knizhnoe izd-vo, 1979. 446 s.
5. Madmuratova Z.G. Vospitanie molodezhi gumannosti cherez e'pos «Manas» // Nauka, novy'e texnologii i innovacii Ky'rgy'zstana. 2016. № 8. 119 s.
6. Manas: Po variantu S. Karalaeva. // Sost.: A. Zhajnakova, A. Akmataliev. Bishkek: Turar, 2010. 200 s.
7. Manas: Po variantu S. Karalaeva: v 2 t. T. 1 / sost.: A. Zhajnakova, A. Akmataliev. Bishkek: Turar, 2010. 161 s.
8. Manas. Geroicheskij e'pos ky'rgy'zskogo naroda: po variantu S. Orozbakova: v 2 kn. Kn. 1. Frunze: Ky'rgy'zstan, 1978. 296 s.
9. Manas: 1-ya chast'. Variant Togolok Moldo-Baj'y'mbet Abdy'rakman uulu / Sost.: O. Sooronov. Bishkek: Turar, 2013. 680 s.
10. Manas. Geroicheskij e'pos ky'rgy'zskogo naroda: po variantu S. Karalaeva: v 2 kn. Kn. 1. Bishkek: Ky'rgy'zstan, 1995. 446 s.
11. Manas: JusupMamay. Urumchi, 2014. 296 s.
12. Manas. Geroicheskij e'pos ky'rgy'zskogo naroda: po variantu S. Orozbakova: v 2 kn. Kn. 2. Frunze: Ky'rgy'zstan, 1978. 799 s.
13. Ormonov T. Mudry'e zapovedi naroda // Sem'ya i shkola. 1977.
14. Ormonov T. Pedagogicheskaya pansofiya kirgizskogo naroda // Sovetskaya pedagogika. 1978. № 1.
15. Sary'pbekov R. Syuzhet «Semeteya» // «Manas»: e'nciklopediya: v 2 t. T. 2. Bishkek, 1995.
16. Ue'lixanovSh.Sh. Izbrannoe. Almaty: Zhazushy', 1985. 596 s.
17. Chokoeva D. Toksikoz - znachitel'naya problema beremennoj zhenshhiny'. URL: http://www.lady.kg/node/3520 (data obrashheniya: 03.06.2019).