Научная статья на тему 'Этномузыкальное мышление личности как проблема'

Этномузыкальное мышление личности как проблема Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
262
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОМУЗЫКАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ИНТОНАЦИОННО-ПОПЕВОЧНЫЙ СЛОВАРЬ / СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЭТНОМУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ / ETHNOMUSICAL THINKING / FOLK MUSICAL ART / INTONING CHANTING DICTIONARY / STAGES OF DEVELOPMENT OF ETHNOMUSICAL THINKING OF AN INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карпушина Лариса Павловна

Рассматривается сущностная характеристика этномузыкального мышления личности, процесс его становления в ходе фольклорного интонирования, прослеживаются особенности развития этномузыкального мышления на различных стадиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the essential characteristics of ethnomusical thinking of an individual. The process of its formation in the course of folklore intoning, the peculiarities of the development of ethnomusical thinking are studied at various stages

Текст научной работы на тему «Этномузыкальное мышление личности как проблема»

УДК 159.9:784.4

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА____________

Октябрь 2009

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Л.П. Карпушина

ЭТНОМУЗЫКАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПРОБЛЕМА

Рассматривается сущностная характеристика этномузыкального мышления личности, процесс его становления в ходе фольклорного интонирования, прослеживаются особенности развития этномузыкального мышления на различных стадиях. Ключевые слова: этномузыкальное мышление; народное музыкальное искусство; интонационно-попевочный словарь; стадии развития этномузыкального мышления.

Одной из задач этномузыкального образования является формирование у подрастающего поколения этномузыкального мышления, что позволит возродить, сохранить и развить народные музыкальные традиции, сохранить народную музыкальную культуру. Проблемы, связанные с процессом развития музыкальных способностей, волновали и волнуют многих исследователей. Развитию различных музыкальных способностей посвящены работы Б.В. Асафьева, С.Н. Беляевой-Экземплярской, Н. Гарбузова, Н.М. Гариповой, И. Зем-цовского, М. Карасева, В.В. Медушевского, Е.В. На-зайкинского, С.М. Петрикова, Н.А. Петрушина, Н.В. Сусловой, Б.М. Теплова, К.В. Тарасовой, Л.В. Шаминой и др. Однако проблема выявления сущностной характеристики этномузыкального мышления личности до настоящего не нашла своего отражения в научной литературе.

Этномузыкальное мышление, которое формируется в процессе постижения фольклорного материала, имеет свою специфику в связи со значительными особенными признаками, которыми обладает народное музыкальное искусство. Народное музыкальное искусство -это художественное явление, целостность, в которой скрыто мировосприятие, мирочувствование и мировоззрение народа, закодированы энергетические послания предков. В народной песне соединились духовный смысл, чувственная природа, энергия и адекватная музыкальная структура, достигнуто тождество содержания и формы, единение «субзнаков и элементарных знаков» (Я. Йиранек). В народной музыке большой объем информации передается на бессознательном уровне путем «заряжения» особой энергетикой в ходе настройки энергетического поля человека на частоту энергетического поля народопевческого мелоса, резонирования на его частоте. Народная песня рождается не в результате переживания конфронтации окружающего мира и мирочувствования человека, как часто бывает в классической традиции, а возникает из сочувствующей миру позиции, из родства с ним, из любви и сопричастности к людям, природе, из гармонии Макро-и Микрокосма.

Эта мирочувственная позиция воздействует благодатно на душу человека, и в этом сила народной музыки, в этом ее жизненность, неистребимость, живучесть. Интонация красоты жизни (В.В. Медушевский) - вот что пронизывает народный мелос, и это свойство делает притягательным народное музыкальное искусство

для разных поколений, несет в себе «космос истинного мирочувствования» [1. С. 49], которым насыщены каждый напев, фраза, попевка. В народной песне сливаются воедино «свое» и «чужое», причем это «чужое» - отобранные веками интонационные формулы, «чувство мысли» нескольких поколений предков, в которых соединились воедино мудрость и красота их мирочувствования.

В связи с вышеизложенным этномузыкальное мышление - это реализуемый в интонировании процесс отражения действительности и творческого созидания-корректирования субъективных образов в опоре на сформировавшиеся в музыкальном сознании интонационные «константы», несущие в себе этническое своеобразие мировосприятия и музыкального языка конкретного народа. Целостное, развитое музыкальное мышление может представлять собой единовременный процесс:

- оперирование тонами, ступенями, интервалами;

- оперирование попевками, мелодическими фразами;

- оперирование эмоциональными и смысловыми знаками;

- оперирование духовно-энергетической информацией.

Этномузыкальное мышление есть процесс духовноинтонационного общения с миром, людьми, самим собой посредством этномузыкального языка. В ходе такого общения человек «распредмечивает» интонационные коды, музыкальный текст, обусловленные Космо-Психо-Логосом (Г. Гачев) народа, и «опредмечивает» их как на уровне внутренней творческой преобразующей деятельности (сочувствование-соинтонирование, корректирование в соответствии с конкретной народопевческой традицией), так и на уровне внешнего «интонирования», т.е. общение происходит и с «традицией», и с самим собой, и с людьми.

Этномузыкальное мышление представляет собой комплекс способностей: способность к целостному интонационному прочтению информации (смыслозву-ков), дифференциации единичных знаков (смыслов, значений), способность к одномоментному установлению связей между образами, интонациями (знаками, значениями), способность к корректированию полученных интонационных смыслов в соответствии с народопевческой традицией, способность к продуцированию новых знаков, смыслов в рамках национального стиля, способность к творческому моделированию данных знаков (смыслов, значений) в соответствии со своими замыслами.

В музыкальном мышлении существуют такие же виды операций, как и в обычном мышлении: определение, сравнение, анализ, обобщение, группировка, классификация, суждение, умозаключение. Однако в ходе музыкального мышления на фольклорной основе человек оперирует как смыслами, знаниями, знаками, так и интонациями, попевками, фразами, тембрами, постоянно корректируя их в соответствии с народопевческой традицией этноса.

Процесс этномузыкального мышления в ходе фольклорного интонирования (исполнения) включает в себя следующие этапы:

- предчувствие интонационно-жанрового символа песни;

- поиск интонационного архетипа в «кладовой памяти»;

- поиск личностно-значимого смысла, «резонирование» конкретному настроению, согласование с психологической ситуацией;

- коррекция интонационной формулы в соответствии с конкретной народопевческой традицией;

- аналитическо-синтетическая обработка и упорядочивание знаков в интонационной форме;

- бессознательное и сознательное моделирование напева в музыкальном сознании;

- интонирование с постоянной оценкой своего пения и корректировкой в соответствии с требуемым эмоциональным настроем и традицией;

- интонирование с постоянным контролем как по горизонтали, так и по вертикали (в многоголосном пении);

- при ансамблевом исполнении «подстройка» в общее «резонирование» космосу, миру, душе, телу, «погружение» в высший смысл;

- при совпадении «идеального» представляемого звучания с исполненным напевом осуществление «катарсиса», удовлетворения, удовольствия;

- закрепление в «кладовой памяти» полученных смыслов.

Этномузыкальное мышление является процессом творческим. Одним из важных показателей развитого этномузыкального мышления является способность моделировать новые музыкальные знаки (абстрактные и конкретные) на основе обширного круга жизненных явлений и образов в опоре на Традицию.

Большую роль в этномузыкальном мышлении играет музыкальная информация как поступающая извне, так и накопленная в «кладовой памяти», а также имеющаяся в «кладовой бессознательного». В процессе получения музыкальной информации задействованы слух, воображение, мышечно-двигательная система. Часть поступающей музыкальной информации, смыслов, значений, свернутых в интонации, подвергается в музыкальном сознании человека оцениванию и корректированию в соответствии с внутренним миром человека, другая часть информации принимается бессознательно, на телесно-двигательном уровне; третья часть принимается как данное, благодаря «приятности», «близости» внутреннему миру. И чем больше информации, которая соответствует внутренним потенциям души, тем ближе произведение, тем больше духовного опыта, принадлежавшему этносу, отдельным людям, воспринимает человек.

Основы этномузыкального мышления закладываются с младенческого возраста благодаря накоплению определенного запаса интонационно-слуховых представлений в «кладовой памяти». Определенная часть музыкальной информации уже существует благодаря генной памяти. На этой основе к 6-7 годам формируется первичное, элементарное этномузыкальное мышление. Большой помехой в формировании основ этному-зыкального мышления является раннее насыщение, пресыщение массовыми жанрами музыкального искусства и на этой основе притупление «национального чутья» (Б.В. Асафьев). Сложившиеся на «грамматике и фонетике» мажорно-минорной системы, на шумах, ритмоблоках, «эталоны узнавания» препятствуют развитию этномузыкального мышления.

В ходе развития этномузыкального мышления происходит диалог с современностью и с прошлой «эписистемой», причем при диалоге с современной этному-зыкальной культурой представитель этноса, воспринимая новые знаки, смыслы, интонации, должен осуществлять «этно-сохраняющую функцию», оберегая интонационные символы родной музыки. В диалоге с прошлым, с Традицией человек постигает «осознанное антропостроительство» (А. Торопова).

Этномузыкальному мышлению свойственно качественное развитие от более простых форм до более сложных.

I стадия - бессознательный уровень этномузыкаль-ного мышления: неосознанные двигательные реакции, обращение к «кладовой бессознательного» за «советом» по поводу того или иного музыкального поведения, приятие или неприятие того или иного, «очищение души» от негативных чувств.

II стадия - низкий уровень этномузыкального мышления: оперирование тембрами, эмоционально-

чувственными знаками, звуками в рамках звуковой ячейки, двигательная реакция, бессознательное варьирование, импровизация в рамках одного эмоционального кода в ограниченном звуковом объеме.

III стадия - элементарный уровень этномузыкально-го мышления: аналитически-синтетическая обработка и упорядочение элементарных знаков (интонаций, попе-вок), модели использования определенного музыкального поведения (двух-, однострочного напева), оперирование эмоционально-чувственными смыслами.

IV стадия - средний уровень этномузыкального мышления: оперирование художественно-образными смыслами, интонационными константами в рамках интонационной формы (приближение к традиции).

V стадия - высокий уровень этномузыкального мышления: творческое оперирование «субзнаками и знаками» в соответствии с определенной традицией в рамках целостной интонационной формы. Рассмотрим эти стадии более подробно.

I стадия - бессознательный уровень этномузыкального мышления затрагивает «кладовую бессознательного». А. Г. Асмолов дает классификацию неосознанных явлений, входящих в «кладовую бессознательного», среди которых для нас представляют интерес явления первого класса - «эталоны, церемонии, нормы нашей культуры» [2], которые в нашем аспекте являются энергетическими кодами, интонационно-

попевочным словарем, интонемами того или иного музыкального поведения, интонационными «масками» того или иного чувства, эмоции.

В глубинных «подвалах» подсознания живет протоинтонация - «смутное предчувствие музыки»

(В.В. Медушевский), наполненная «истиной чистой энергией» [1. С. 12]. У представителя этноса это закладывается на уровне личного бессознательного. К.Т. Юнг ввел понятие коллективного бессознательного, в основе которого лежат архетипы, исходные общечеловеческие, внеличностные субстракты некоторых психологических явлений. Для нас эти воззрения имеют большой интерес, т.к. доказывают мысль о возможности наследования этно-своеобразных моделей музыкального поведения, которые закрепились в ходе эволюции этноса и его музыкального мышления.

На первой стадии этномузыкального мышления осуществляется неосознанная двигательная активность: бессознательные микродвижения связок (при восприятии), движение головой, руками, ногами, движения глазного яблока, изменение мимики. Если интонации произведения близки интонационному словарю человека, если организм слушателя резонирует пульсации музыки, если она звучит в наиболее благоприятный момент (т.е. близка по скорости к скорости нервных процессов возбуждения и торможения), то в таком случае возникает симпатия. Народная музыка, в которой отшлифованы наиболее оптимальные коды той или иной эмоции, на бессознательном уровне всегда находит отклик, т.к. обращается к самым нижним «подвалам бессознательного» - коллективному бессознательному, раскрепощая человека, снимая мышечные и психологические зажимы, стирая следы отрицательных воздействий. Колыбельные, благодаря своей гармоничной структуре, гармоничному сочетанию плавной мелодии, темпа, равномерной, спокойной пульсации, тембра, динамики, воздействуют глубоко на физиологические процессы в организме, нормализуя сердцебиение, частоту дыхания, давление и т.п.

Лирические песни семейно-бытовой тематики требуют напряженного пения, и это передается и исполнителю, и слушателю, «забитые» негативной информацией каналы очищаются, человек чувствует облегчение, состояние «художественного катарсиса». Оздоравли-вающий душу эффект несет не только в целом народная музыка, но и ее этническое своеобразие. Этносвое-образная музыка вызывает в бессознательных структурах человека близкие, родственные образы, интонации, которые благодаря такому резонированию усиливаются и «становятся доступными для осознания» (А.В. То-ропова), благодаря этому человек не только выявляет личностно-значимый смысл музыки, но и ярко осознает свою принадлежность к этносу, родной музыкальной культуре, чувствует психологическую защищенность. Бессознательное является важным элементом этному-зыкального мышления на различных его стадиях.

II стадия - низкий уровень этномузыкального мышления. На этой стадии идет оперирование звуками, тонами, интонациями, тембрами, поиск звукосмысла, чувствосмысла. Человек пытается осмыслить действительность и свои чувства звуками, типичными интонациями (гнева, зова).

В народной музыке многие интервалы интонации имеют определенную эмоционально-смысловую окраску:

- для секундовой интонации характерны, с одной стороны, плавность, напевность (как в детских припевках и прибаутках); с другой - напряженность интонирования, речитативность (как в календарно-обрядовых песнях);

- малая терция интонируется в сольной песенной культуре мягко, сдержанно, таинственно (колыбельные), неопределенно, неуверенно-вопросительно (за-клички, дразнилки), трагично (в плачах);

- для большой терции характерны мягкость, удобность (в детских потешках, прибаутках), драматичность (в свадебных плачах);

- интервалы кварты, квинты, сексты несут в себе возгласы, зов, восклицания, призыв, обращение (чаще всего в календарно-обрядовых песнях); однако широкие мелодические ходы не всегда интонируются как скачки, а могут иметь плавный характер. При этом в песенной культуре существует закономерность: чем уже интервал, тем меньше вариантов интонирования; чем шире, тем больше возможностей интонационного варьирования (Б.В. Асафьев).

Этномузыкальное мышление на данном этапе направлено не только на оперирование микросмыслами, но и на осознание интервально-ступеневых взаимосвязей в ладу. Чаще всего человек интуитивно варьирует напев, оперируя тонами в небольшом объеме. Процесс творческого музыкального мышления направлен не на создание нового смысла, напева, а на отработку того или иного эмоционального кода, на фиксирование его в музыкальном сознании.

На этом уровне развития в процесс активного этно-музыкального мышления вовлекается сольно-песенный эквивалент интонации - попевка. Попевки-интонации сопровождают всю жизнь человека, т. к. несут в себе самое главное для человека - радость, горе, боль, ликование, просьбу - и всегда востребованы в различных жизненных ситуациях. Народное пение реализовывало потребность человека в эмоциональном выражении, а также выполняло коммуникативную функцию, поэтому несло в себе такие интонационные комплексы, которые были стереотипны, выражали «средние», близкие множеству людей эмоциональные коды. Так образовались устойчивые типичные попевки, интонационные символы, которые представляли собой соединение духовного, эмоционального и акустического начал. Музыкальные интонации, слившись с речевой интонацией, вобрав в себя переживания масс людей, под влиянием определенных условий в зависимости от особенностей звукоизвлечения и восприятия начинают откристалли-зовываться в общественном слуховом сознании и превращаться в звукокомплексы. Такой «интонационно-попевочный словарь» (Б.В. Асафьев) является результатом накопления интонационно-слуховых представлений: «сгустки интонаций» образуют в правом полушарии на базе конкретно-чувственного мышления некий обобщенный вариант типовой интонации, который и закладывается в «кладовую памяти» в качестве «слов» интонационно-попевочного словаря [3].

Этническая характерность народной музыки во многом зависит от своеобразия попевочно-мелодической сис-

темы, складывающейся веками у каждого этноса. В основе многих народных мелодий лежит сцепление типичных, выразительных, отобранных временем и национальным слухом попевок, несущих национальное своеобразие народопесенной мелодики. Эти попевки-интонации, «потрепанные» и «потертые» от постоянного употребления, несут в себе зовы предков, и каждый представитель этноса генным слухом, глубоко в подсознании воспринимает их и отзывается на них.

Однако у каждого народа типичная эмоциональная константа была оформлена определенным образом в зависимости от географических и исторических условий проживания, менталитета, национального характера, темперамента народа, и типичные национальносвоеобразные попевки стали неотъемлемой частью интонационного мышления каждого представителя этноса.

Определенную помощь в этномузыкальном мышлении оказывают движения тела, как осознанные, так и бессознательные. В этом ракурсе интонация становится телесно-смысло-звуковым обобщением [1. С. 151]. Народная музыка - это в целом явление «интонационно-духовно-телесное, и многие музыкальные тексты просто спаяны с телесным движением, и без телесного выражения они теряют свою привлекательность и интенсивность воздействия, свою энергетику». Народная музыка «понимается телом», и это происходит как бессознательно, так и в ходе осознанного действия. «Понимание телом» растревоживает личное и коллективное бессознательное, и на основе импульсов, идущих от них, происходит «понимание» разумом музыкального произведения. На данном уровне человек оперирует музыкальными интонациями как «свернутыми высказываниями всего тела» [1. С. 170]. При фольклорном интонировании скрытая интонация развертывается в «жесто-мимически-звуковую интонацию» (В. В. Меду-шевский) [1. С. 170].

Таким образом, этномузыкальное мышление на второй стадии проявляется:

- в способности оперирования микросмыслами на попевочно-интонационно-интервальном уровне;

- оперировании ступенями в интервалах с соблюдением определенных ладовых отношений;

- способности задействования телесно-мышечного механизма для «прочтения» свернутых интонаций-смыслов и превращения их в «жесто-мимически-звуковую интонацию»;

- способности одномоментно обобщать вышеперечисленные процессы и «выдавать» результат в виде качественно исполненного напева;

- способности к варьированию ступеней в интервалах с условием определения их ладовой функции (особенно свободно можно варьировать в пентатонике, где каждый звук может принять на себя роль основной опоры, т.к. здесь нет ярко выраженных тяготений из-за отсутствия тритонов и полутонов).

III стадия - элементарный уровень этномузыкально-го мышления. Он предполагает аналитически-синтетическую обработку и упорядочение элементарных знаков (интонаций, попевок) в напеве с учетом лада; моделирование определенного музыкального поведения, оперирование чувствосмыслами в пределах одно-двухстрочного напева.

Развитие способности оперирования смыслами, знаками в пределах напева представляет собой одну из важнейших способностей. Мелос является главным выразителем мыслей и чувств, эмоционально-смыслового содержания. Большое значение для понимания особенностей музыкального мышления на данном уровне имеет трактовка ладовой организации народной песни.

В основе народного мелоса лежит попевка. Однако процесс рождения народного мелоса, особенно позднего происхождения, во многом зависит не только от комбинирования попевок, но и от «борьбы» устоев внутри напева и «опорных точек», к которым стремится голос. Таким образом, в процессе становления народопевческого мелоса используются (по Б.В. Асафьеву) [3]:

- перемещение из устоя в устой;

- опевание устоя;

- скачок (смена линий) и заполнение скачка («звучащего пространства») (в пентатонике заполняется тонами и терциями);

- стягивание и расширение мелодических оборотов;

- стремление мелодии к тонике в ходе чередования заполненных и незаполненных скачками ходов;

- «замыкание» напева появлением тоники в конце фразы;

- «напоминание» путем постоянного возвращения к одному или двум часто повторяющимся тонам;

- образование «комплексов сопряжения тонов» -попевок и ритмических формул;

- повторение, чередование, сопоставление, варьирование попевок;

- использование квадратности вопросо-ответных построений;

- энергичное начало мелодии с «вершины-источника».

Особую роль для формирования национального музыкального мышления имеют «напевы-формулы», т.е. напевы, которые являются результатом первоначального процесса жанрового обобщения и которые исполняются с различными словесными текстами, относящимися к определенному моменту обряда или имеющими определенную бытовую функцию. Такие напевы называют еще типовыми, политекстовыми (Е.В. Гиппиус). Они выполняют роль обобщенного символа, ритуального «знака» и чаще всего не зависят от поэтического образа словесного содержания. Причем внутри одного жанра почти нет многочисленных, разнообразных мелодий, и речь идет как бы о «жанровых масках». Такие напевы-формулы усваиваются памятью практически и служат опорой для формирования основ этномузы-кального мышления. Детский музыкальный фольклор называют «отстойником» таких типовых напевов, и это способствует формированию этномузыкального сознания и мышления.

Музыкальное мышление, формируемое на фольклорной основе, невозможно без творческого оперирования смыслами и конкретными законами, без варьирования - повторения какого-либо мелодического комплекса или напева в измененном облике. Варьирование напева предполагает комбинирование и перестановку попевок, мелодических оборотов, интонаций, которые, однако, в целом не меняют ни жанровую принадлежность напева, ни его эмоционально-смысловую сущ-

ность. При импровизации напева большую роль играют типичные попевки, которые служат опорными пунктами для создания мелоса. Например, один из принципов варьирования - «календарный» (Б.В. Асафьев) [3]: в мелодии со структурой ч.4+б.3 в терции происходит основное мелодическое движение, кварта же остается пустой и служит как бы субопорой терцовой ячейки. Однако чтобы создать самоценную «песеннонапряженную» (Б.В. Асафьев) мелодию, необходимо избегать однообразия, использовать различные попев-ки и интонации, заботясь при этом о целостности напева. Созданные напевы постоянно сравниваются с традиционными, напевами-«масками», шлифуются рядом поколений, и лишь после этого народная песня имеет право жить в веках как сконцентрированное в вековом опыте энергетическое послание.

Этномузыкальное мышление на данном уровне оперирует знаками не только по горизонтали, но и по вертикали в виде первоначальной формы многоголо-сия-гетерофонии, когда основной напев обрастает «новыми побегами» (Б.В. Асафьев). На данном уровне возможно и создание другого вида многоголосия -«бурдонной» диафонии, когда второй голос представляет собой «педаль» - остинантное возвращение к доминирующему звуку (или двум). Гармоническое мышление на данном уровне еще очень консервативно и тесно привязано к попевочному мышлению горизонталями, т.к. мышление выстраивает вертикаль в виде той же попевки.

Таким образом, этномузыкальное мышление на данной стадии характеризуется наличием комплекса способностей, таких как:

- способность к аналитически-синтетической обработке абстрактных и конкретных знаков, проявляющаяся конкретно в умении организовывать движения народного мелоса путем перемещения из устоя в устой, опевания устоя, стремления к устою в ходе чередования заполненных и незаполненных ходов, «замыкания» напева устоем; в умении стягивать и расширять мелодические обороты, осуществлять скачки и заполнение скачка; в умении повторять, чередовать, сопоставлять, варьировать попевки; в умении организовывать звуковое пространство во взаимосвязи музыкальноритмической формы и песенного стиха;

- способность сочетать напев с речевой интонацией,

расцвечивать его интонационно-выразительными речевыми «метками» (глиссандированием, прерывами,

«иханьем», междометиями и т.п.);

- способность оперировать дыханием в целом, качественной организацией напева, способность к оперированию в рамках типовых структур слоговой и внут-рислоговой мелодии;

- способность использовать «напевы-формулы» в определенном контексте, осмысливать их жанровую принадлежность, способность к оперированию тембрами в зависимости от жанра песни;

- способность к варьированию знаков в рамках единой жанрово-стилистической окраски, эмоциональносмыслового содержания;

- способность к оперированию знаками в условиях двухголосия в стиле гетерофонии и бурдонной диафонии;

- способность соединять смыслы и акустические знаки с телесными движениями, усиливающими их значимость и воздействие.

IV стадия - средний уровень этнмузыкального мышления. Он предполагает оперирование художественнообразными смыслами, знаками, значениями в рамках более развернутой (по сравнению с третьей стадией) интонационной формы в опоре на национальную традицию.

Народная музыка, как и музыка вообще, явление интонационное. Музыкальному фольклору не свойственна персонажная изобразительность, он несет в себе «энергию мирочувствования типичного представителя этноса» (В. Медушевский). Окружающий мир отображается обобщенно, условно в звукосимволах, и это не случайное явление, а «отшлифованная» веками традиция. В большей степени архаичная народная музыка несет в себе определенный эмоциональный тонус наших предков, «коды» эмоциональных состояний, «сгустки» человеческой энергии, по-разному выраженные и отображенные: «Интонационно-фабульные прототипы музыки локализованы в социально-культурном пространстве - времени. Интонационный язык музыки хранит в себе память о своей истории человечества» [1. С. 58].

Художественно-образный язык разных народов един в своих сущностных, архетипичных формах, что позволяет воспринимать людям разных национальностей музыку разных этносов и времен. Происходили обобщение восприятия мира, космоса многими людьми и подбор адекватных символов, которые несли в себе и эмоциональные, и жанровые, и стилистические, и национально-своеобразные характеристики. «Первомузыка»

мира, природы, космоса преломляется в сознании и подсознании народа под воздействием множества факторов: мировоззрения, национального характера, общественных отношений, быта и т.п. Сильный, организованный быт, растущее самосознание народа рождат сильные и развитые напевы. Причем в народной песне эти типовые фабулы оформляются по законам традиции в конкретном национальном стиле. Как отмечает В.В. Медушевский, «до размеров интонации уменьшаются культурные стили, жанры, целые художественные эпохи вместе с наполняющим их социально-мировоззренческим содержанием. Эти разные потоки сжимаются в музыкально-языковую интонацию культуры - национальные, исторические, индивидуально-стилевые, образно-тематические интонации вновь оживают в творческих явлениях позднейших времен» [1. С. 57].

Народная песня - это микромодель звучащего космоса, окружающего мира и музыкального сознания массы людей, конкретного этноса, воплощенная в определенной интонационной форме и оформленная в соответствии с традицией. При этом нужно отметить, что фольклорное произведение с развитой интонационной формой есть единство предынтонации (протоинтонации) и конкретных интонаций, отражающих духовно-чувственные значения. Народная песня имеет простую, завершенную форму, но эта форма несет в себе целостную модель «звукового поведения».

Таким образом, этномузыкальное мышление на данном уровне включает в себя:

- способность общения со своими предками во времени; с представителями этноса в пространстве;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- способность оперирования эмоционально-духовными смыслами в рамках развернутого произведения с учетом подтекста (мировоззренческих установок, жизни и быта этноса);

- способность к сопоставлению новой информации с имеющимся опытом и «рождение» новообразования личностного смысла, «духовной информации», дающей представление о системе «я и космос», «я и мир», «я и другие люди»;

- способность оперирования конкретными знаками, элементами музыкального языка в рамках целостной формы с учетом жанровой специфики и национального своеобразия, способность к «сплетению и расплетению» (Б.В. Асафьев) попевочно-подголосной ткани, способность к оперированию тембрами, способность к варьированию музыкально-ритмических форм в их взаимосвязи с песенным стихом, способность к разделению напева и противоположных ему голосов в 2- и 3-голосной полифонии; способность к передаче темы от одной голосовой партии к другой;

- способность к сочетанию пения с плясовыми движениями в композициях, жестами.

V стадия - высокий уровень этномузыкального мышления. Он предполагает творческое оперирование «субзнаками» и знаками в соответствии с определенной национально-своеобразной традицией в рамках целостной развернутой интонационной формы, опери-

рование художественными «общностями» жанрового, стилевого, формообразующего порядка, создание новых смыслов, значений, знаков, интонационных форм в русле определенной национальной народопевческой традиции. То есть высокий уровень развития этномузыкаль-ного мышления предполагает творческую координацию, коррекцию и моделирование смыслов и конкретных знаков на всех уровнях: фоническом, синтаксическом и композиционном в рамках национальной традиции. Эт-номузыкальное мышление на данной стадии представляет собой некий инструмент, посредством которого человек резонирует «звучанию жизни», скрыто звучащей «гармонии мира», свернутой в кристаллы народопесенного творчества. Обладателем высокого уровня эт-номузыкального мышления обычно являются мастера-певцы, люди, которые могут не только исполнять народные песни на высоком уровне, но и их, варьируя тексты, напевы в рамках определенной традиции.

Таким образом, можно констатировать, что этному-зыкальное мышление личности - сложная способность, включающая в себя образное отражение мира, творческое корректирование и созидание образов, установление связей между ними в соответствии с народной традицией, позволяющая сохранить народопевческую манеру интонирования, способность к сочинению и варьированию напевов и подголосков, передать будущим поколениям народную музыкальную культуру.

ЛИТЕРАТУРА

1. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор, 1993. 262 с.

2. Асмолов А.Г. Знаем ли мы себя? М.: Просвещение, 1989. 195 с.

3. Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. Л.: Музыка, 1987. 298 с. Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 8 июня 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.