петенций. Таким образом, эффективность созданных условий обучения математике на интегративной основе подтверждена.
Библиографический список
1. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. - 2006. -№ 8. - С. 20-26.
2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М.; Ростов-на-Дону: ИКЦ «МарТ», 2005. - 448 с.
3. Сборник нормативных документов: Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 128 с.
4. Сенашенко В.С., Кузнецова В.А., Кузнецов В. С. О компетенциях, квалификации и компетентности // Высшее образование в России. -2010. - №> 6. - С. 18-23.
5. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / под ред. Н.Ф. Татьянчен-ко. - М.: Альта-Пресс, 2005. - 1216 с.
6. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ 2003. - 416 с.
УДК 371.4
Аракелян Офеля Вазгеновна
кандидат педагогических наук, доцент Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова
ЭТНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧАЩЕГОСЯ И ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ
Средняя образовательная школа с поликультурной направленностью обучения всем содержанием базовой и дополнительной программ является оптимальной моделью учебного заведения, поскольку решает образовательные и воспитательные задачи формирования поликультурной личности, способной полноценно функционировать в условиях полиэтнического, поликультурного общества современного мегаполиса и за его пределами.
Ключевые слова: поликультурное образование, образовательная программа, воспитательная система, толерантная личность.
Этнологическая компетенция учащего ся и этнопсихологическая компетенция учителя. Сопоставление этих двух сумм знаний, относящихся к наиболее востребованным в условиях существования современного многонационального, многокультурного мира, в частности, в условиях, в наибольшей степени отражающих эту многокультурность - в мегаполисе, имеет весомое педагогическое обоснование. Оно бесспорно и понятно деятелям образовательного фронта и относится к двум типам образовательных учреждений - школам, готовящим будущих граждан нашего поликультурного общества и к вузам, готовящим профессионально соответствующие новым условиям педагогические кадры, остро необходимые современной школе.
Осознание воспитательной и образовательной направленности современного школьного обучения сформировано годами новых непростых условий полиэтнического, культурологического, экономического, психологического, демографического характера. Оно подготавливалось деся-
тилетиями жизни современного существования сообщества людей, поставленных перед реальной необходимостью совместного существования. Однако масштабы этого процесса, практически одномоментно и широко раздвинувшие его рамки, породили проблемы нового качественного педагогического преобразования. Они в первую очередь касаются российского региона и его центра - московского мегаполиса, в котором на кратчайшем временном протяжении скопились острейшие проблемы миграционного характера, требующие быстрого, продуманного, нацеленного на ближнюю и дальнюю перспективу реагирования.
Естественно, педагогический аспект этой проблемы, аспект школьного образования и воспитания был ощутим остро и требовал незамедлительного решения. Он состоял не только в организации условий для продолжения образования нового контингента учащихся, но и новых особых педагогических подходов, соответствующих потребностям времени. Организация школ с на-
циональными языками обучения была первой реакцией, соответствующей потребностям непрерывного продолжения образования школьников из регионов с разными родными национальными языками, разной национально-культурной принадлежностью.
Однако сохранение привычных языковых и национально-культурных условий для прибывших в мегаполис из самых разных регионов учащихся было мерой, соответствующей лишь первому периоду их обучения.
Условия нового существования, в частности, сосуществования с огромным разнообразием национально специфического, поликультурного окружения требовали адаптации к новым условиям и расширения привычных языковых и культурных рамок существования. Этим потребностям соответствовал новый тип школ, образовательная и воспитательная специфика которых соответствовала бы полиэтнической, поликультур-ной реальности современного мегаполиса, а состав учащихся - повторял в миниатюре его демографическую специфику.
Эти обстоятельства естественным образом стимулировали поиски и создание нового типа учебного заведения. На первых порах задачи эти решались в автономном плане, в отрыве от процесса базового школьного образования, кружковым способом, осуществляющим в рамках воскресного образования некоторые задачи сохранения родного языка у школьника или элементов его национальной культуры.
Функции таких образовательных учреждений были ограничены жизненными, но не глобальными воспитательно-образовательными задачами. Воспитательное воздействие было ограничено и временем общения педагогов с детьми, и конкретными задачами научения и сохранения знаний, умений, навыков учащихся определенной направленности. Такие условия занятий, обычно в рамках воскресных школ, естественно не могли в должной мере решать задачи адаптационного плана, хотя положительный результат их деятельности несомненен.
Реальность требовала глобального решения адаптационных задач образования и воспитания учащихся средствами специальных курсов и всего комплекса образовательных программ.
Соответствием этой реальности стало среднее образовательное заведение с поликультурной направленностью, решающее всем содержани-
ем базовой и дополнительной программы образовательные и воспитательные задачи формирования поликультурной личности, способной полноценно функционировать в условиях полиэтнического поликультурного общества современного мегаполиса и за его пределами.
Объединяющим и воспитывающим началом в школе с поликультурной направленностью является само обучение в рамках одного класса, одной школы, детей с разной национально-культурной принадлежностью. Школа повторяет в миниатюре условия сосуществования представителей разных этнических образований, воспитывающихся с детства в обществе друг друга.
Такие условия обучения не могут не влиять самым непосредственным образом на выработку толерантного отношения к окружающему культурно-этнологическому многообразию и распространения его за пределами школьных стен, сохранения его в дальнейшей жизни.
Осуществляя общую региональную базовую программу, школа с поликультурной направленностью образования расширяет его не только за счет поликультурно направленной дополнительной программы. Она опирается на специальный курс этнологического содержания, направление которого не ограничивается задачами данного курса, но и определенным образом отражается на содержании других предметов школьного образования. Базовая программа школьных предметов, отвечая поликультурной направленности обучения, дополняется также элементами этнологической отнесенности, особо значимыми для учащихся - представителей разных регионов, разной национальной и культурной принадлежности.
В реализации школьных учебных программ, отражении специфики школы на содержании каждого учебного предмета и компонентов дополнительной программы чрезвычайно важна доля психологической составляющей, участием которой определяется соответствие содержания предметов базового цикла национально-культурной составляющей каждого класса. Здесь абсолютно значимо соответствие этой дополнительной этнологической составляющей интересам каждого ученика, состоящее в охвате (хотя бы путем простого перечня) географических реалий, исторических сведений, имен выдающихся людей, бытовых реалий региона - родины учащегося. Самые чувствительные струны души учащегося затронут эти упоминания, свидетельствующие об уважении, вни-
мании к тому культурному компоненту, который значим для него. Пренебрежение, недооценка здесь недопустимы, и в наполненности такими, на первый взгляд не самыми обязательными, дополнениями к обязательному содержанию курса -психологическая обоснованность.
Основные задачи поликультурного образования и воспитания, его прямую направленность решает новый курс, введенный в программу школы - «Этнология». Отсутствие традиций, специфика курса, его широта и многогранность, конечно же определяют гибкость его содержания и зависимость от возникающих условий. Тем не менее осознана его необходимость и общая направленность, и в реализации учебного этнологического материала в настоящее время - решение многих проблем обеспечения правильной ориентации учащихся в многообразии специфических вопросов поликультурного содержания.
Назначение специального школьного предмета «Этнология» направлено на передачу учащимся суммы знаний о национальной культуре (языку, истории, географии, искусству, традициям народов), ввод учащихся через познание и осознание культуры своего народа в этнокультурное наследие общечеловеческих ценностей и на основе этого - формирование культуры межнациональных отношений в полиэтническом обществе.
Учитывая условия отрыва учащихся от своего национального региона, и в то же время - национальную самоидентификацию каждого из них, предмет «Этнология» призван сохранять, развивать, а в некоторых случаях - и формировать процесс приобщения детей к собственной национальной культуре и ее составляющим - языку, литературе, искусству и т.д.
Это важная составляющая в воспитании толерантной личности в поликультурном обществе -чувство и знание того, что ты, твоя национальная составляющая известны другим, оберегаемы не только тобой, но и ими. Это самый целенаправленный посыл на ответное отношение к культурной составляющей окружающих. И это - средство включения формирующейся личности учащегося в общее поликультурное сообщество мегаполиса, при сохранении уважения к его национально-культурной составляющей.
Опаснейший путь, нежелательный для всех -это внешнее небрежение к этнологической отнесенности личности, грубое невнимание к этому, а хуже - грубое подчеркивание этого.
Педагогической первостепенной задачей становится недопущение образования социальных анклавов, замкнутых национальных сообществ внутри полиэтнического мегаполиса. Отсюда - появление и укрепление чувства отчужденности, неприятия несправедливого отношения, выработка обоснованной и не всегда обоснованной протестной деятельности. Задача школы с поликультурной направленностью - проложить путь к преодолению чувства национальной замкнутости, представить реальность социокультурной общности людей, населяющих мегаполис и все остальное пространство. По отношению к детям из семей Ближнего зарубежья задача школы - сохранить выработанные годами общие корни, традиции национальных связей, живые в среде многих семей из разных регионов СНГ. И здесь, конечно же, целесообразно привлечение к общей воспитательной работе членов семей мигрантов, восприятие ими, при содействии педагогического коллектива школы, того, что единственно приемлемым путем для дальнейшей нормальной жизни их детей в условиях мегаполиса - это интеграционные устремления.
Судьбу нации определяет культура. Это - непреложная истина, и приверженность к ней абсолютна в самых разных условиях. С пониманием этого строит свою образовательную и воспитательную деятельность первая школы №1650 с поликультурной направленностью обучения, создающая условия для поддержания и дальнейшего направленного развития национальной самоидентификации учащихся с разной национально-этнической принадлежностью и выработки не вопреки, а в полном соответствии с этим истинно толерантного отношения к этническому многообразию окружения.
Таким образом, этнологическая компетенция учащегося складывается из суммы компонентов родной национальной культуры, подготавливающей его к восприятию знаний по другим национальным культурам и воспитанию толерантного отношения к ним.
Программа школы поликультурной направленности обучения базируется на непреложном принципе гласящем, что именно культура определяет судьбу нации. Этим принципом руководствуется наша школа в организации образовательной и воспитательной работы - от набора полиэтнического состава учащихся до реализации федеральной базовой программы и разработанной в школе - дополнительной.
Обеспечение этнологической компетенции учащихся путем приобщения их к национальному культурному достоянию, а через это - пробуждение у них интереса к иным национальным культурам и достижение толерантного отношения к ним - минимум презентации содержания этнологического материала, реализуемого в старших классах. Однако реализация его подготавливается с самого начала вступления в школу и даже до этого - перед школой, когда во дворе ребенок видит своих будущих соучеников. Восприятие «не своих» как самых что ни на есть «своих» происходит естественно и стихийно, на том этапе человеческого сознания, когда несущественно все, кроме того, что «он - ученик моей школы», «мой одноклассник», а значит - самый близкий, тот, с кем я буду долго жить в нашем общем школьном доме.
Аура толерантности сопровождает ребенка всю его школьную жизнь, делая ее безмятежной, открытой, интересной. Формирование ее и сохранение - дело и семей учащихся, с которыми у школы и предварительный контакт, и постоянное содействие, не допускающее нарушения интереса к поликультурности, отклонения от толерантного отношения к окружению.
Естественно, определяя содержание учебного предмета «Этнология», преподаватель этой дисциплины ориентируется на национальный состав учащихся класса, стараясь соблюдать паритет в презентации компонентов национально ориентированного материала. Учитель руководствуется принципом, что здесь нет обязательных и необязательных составляющих. Любой этнологически функциональный материал должен быть ориентирован на каждого учащегося. Действующий принцип здесь - не отторжение чего-то и возвеличивание другого, а интеграционный подход, представление каждой национальной культуры как части общенационального единства.
Владение национально-культурным материалом, способы его презентации в рамках дополнительной образовательной программы и внеклассных мероприятий, соответствие все более востребованным тенденциям поликультурной направленности обучения и его психолого-педаго-гическому обоснованию, наконец, умение обращаться к национальному компоненту и в рамках учебных предметов базового цикла - все эти и многие другие особенности формирования толерантной личности, соответствующей специфи-
ке современного полиэтнического мегаполиса, настоятельно требуют существенной адаптации вузовской подготовки педагога с общей направленностью гуманитарного (гражданского) образования.
Ощущаемая на первый взгляд как легкая и доступная, ориентация учителя на преподавание этнологии (или иных ее модификаций в области гражданского образования) не может соответствовать многогранности, психологической сложности и ответственности предмета, призванного обеспечить толерантную направленность школьного обучения и воспитания. Легкость подхода обеспечит лишь иллюзию соответствия целям воспитания толерантной личности, готовой к полноценному, функционированию в полиэтническом обществе. Задача подготовки педагогических кадров ощущается как остро востребованная в современном школьном образовании и воспитании.
Этническое многообразие народов, населявших СССР, затем - страны СНГ и представленное в основном и в современном мегаполисе составляло и во многом продолжает составлять некую социокультурную общность. Невзирая на произошедшие социально-политические катаклизмы, мы не можем отрицать значимость сложившихся и ощущаемых и в настоящее время общих корней и традиций. Эти интеграционные факторы действуют, порой даже как бы инерционно, распределяя миграционные потоки, соединяя их в определенных регионах, ощущаемых как места пребывания в наиболее сложные исторические периоды. Московский мегаполис - самый показательный пример такого притяжения на территории бывшего СССР.
Педагогический аспект такого этнического многообразия отразившийся в организации школы с поликультурной направленностью образования и распространении толерантности как объединяющего принципа в школах и с полиэтническим, и с моноэтническим составом учащихся, не отразился до сих пор в практике вузовской подготовки кадров. Ввод учебного предмета «Этнология» рассчитан на компетенцию учащегося. Не говоря о необходимости его совершенствования, солидного научного обоснования, школа нуждается и в более выверенном, педагогически безупречном определении и реализации этнопсихологической компетенции современного учителя.
Долг вузовской подготовки кадров - ощутим. Отсутствие этнологической и этнопсихологичес-
кой подготовки педагогических кадров сводит задачи выработки толерантности у школьников к декларативности - более, чем к обоснованной педагогической реализации.
Реализуя этнологическую составляющую на основе презентации национальных культурных реалий, их связей в многокультурном мире, педагогика сталкивается с необходимостью исследования и учета более глубинной, непростой суммы сведений о специфике национальных мента-литетов, особенностей психологии этноса. Востребованность результатов такой работы, как по отношению к отдельным этносам, так и в плане их типологии ни в коей мере не вяжется с приблизительностью, поверхностностью, необоснованностью выводов.
Попытки решения проблем поликультурного образования, применяющегося в настоящее время, отражают зачаточный период решения вопросов глобальной важности.
Школьное воспитание в мегаполисе, впервые столкнувшееся с обилием проблем этнопсихологического порядка, не всегда может ответить компетентно на них. Почему мальчик-дагестанец перестал садиться за парту и игнорирует уроки? Не спешите делать выводы о некоей психологической аномалии. Только через деликатную, осторожную беседу выясняется, что дело здесь -в чувстве оскорбленного мужского достоинства: в общении с учительницей он не допускает возможности примирения с ее пренебрежительным отношением, грубым, как ему показалось, тоном. И сохранение чувства собственного достоинства десятилетний мальчик видит лишь в игнорировании ее работы в классе. Можно ли предвидеть такое взрослое отношение ребенка к недопустимому, с его точки зрения, унижению? Педагогическая подсказка была сделана вовремя: «Ты подумай, как важно, чтобы твои близкие из Дагестана узнали, что ты учишься очень хорошо. Постарайся, начни учиться, это очень важно для тебя». В остановке школьных будней учитель может и не обратить внимание на «пустяк» -порой ведь, приходится одергивать детей, и голос поднимать на неслухов. Да, приходится, но реакция ребенка должна насторожить и напомнить об особенностях его менталитета. Пример единичный, конфликт удалось вовремя уладить, хуже было бы, если бы ребенок затаил обиду, не поделился с человеком, внушившим ему доверие. Ведь в новой обстановке обидным может показаться
и слово, и действие, не имеющие с точки зрения допустившего их никакой унижающей человека подоплеки. Аномальное восприятие может быть следствием разного представления о чем-то, осложненного, к тому же, опаской показаться в новой среде смешным, сделать не то. Все эти случаи возможны при общении и в монокультурной группе, число же их множится при диалоге многих культур, в особенности же - в такой опасной и хрупкой среде как детское сознание.
Межличностные отношения в поликультур-ном коллективе могут иметь межнациональную, межэтническую составляющую. Умение их учитывать, гасить возможные обиды, вовремя поощрять достойных, быть в постоянном поиске путей достижения взаимопонимания - важный
и, к сожалению, не всегда короткий путь установления контактов.
Учитель школы с многонациональным составом учащихся должен быть в постоянном и деятельностном контакте с семьями детей. Особенности менталитета этноса, наблюдаемые в семье, сделают для него доступными многие, кажущиеся закрытыми проявления характера ученика.
В то же время, наличие национальных особенностей восприятия новых условий, нового окружения не должны негативно отразиться на мировосприятии ребенка. Выстраиваемое в школе отношение терпимости к окружению не должно быть нарушено неосторожно брошенным словом в семье. Линию толерантности учитель выстраивает в сознании ребенка в школе, но успех может быть обеспечен поддержкой семьи, с которой также должны быть установлены контакты. Самое важное - преодолеть психику социального анклава в сознании людей, ускорить процесс их вливания в жизнь окружающей среды не путем протестной деятельности, а путем взаимопонимания, диалога менталитетов, уважения к окружению и выработки на этой основе уважения к себе.
Учитель многонациональной школы должен ясно осознавать, что каждый этнос в лице своих представителей в мегаполисе несет свою культуру. Таким образом, то, что в наше время, в эпоху глобализации, все более и более отходит в разряд редкостей, раритетов, исторических ценностей, равных археологическим находкам, сохраняется стараниями педагогов-этнологов. Если события развиваются в сторону глобализации, постепенного слияния этносов, потери ими своей специ-
фики, педагогическая работа по этнологической проблематике реалий национальных культур приобретает дополнительную функцию - сохранения их в сознании носителей, в мировой культуре. Нам представляется, что наблюдаемые исто-
рические тенденции должны стимулировать не пассивную констатацию гибели этноса, а сохранение знаний об их специфике, изучение их менталитета, которому суждена, надеемся, долгая история.
УДК 373.3.017.925 : 398 (470.344)
Иванова Светлана Владимировна
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЧУВАШСКОМУ ДЕТСКОМУ ФОЛЬКЛОРУ
В данной статье рассматривается проблема формирования мотивационно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору. Представлены результаты экспериментальной работы и доказывается ее эффективность.
Ключевые слова: этнопедагогизация, чувашский детский фольклор, младшие школьники.
Современная начальная школа, являясь одним из базовых компонентов образовательной системы нашей страны, осуществляя целенаправленное обучение и воспитание, должна способствовать приобщению детей к истории, культуре, традициям своего народа. «Актуализация традиционных педагогических взглядов, достижений культуры этносов должна стать главным фактором формирования нравственно-этической и социальной базы личности», - пишет А.Б. Панькин [3, с. 8].
В связи с этим обучение и воспитание младших школьников следует рассматривать в тесном единстве научной педагогики с народной. Академик Г.Н. Волков утверждал, что «в условиях полиэтнического общества этнопедогогические идеи являются решающими, быть может, даже определяющими судьбы народов, именно через этнопедагогику лежит путь к глобальной педагогике, к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям. Поэтому особую актуальность приобретает этнопедагогизация целей, содержания и процесса современного воспитания» [1, с. 4-7].
В последние годы появилось значительное число исследований, посвященных различным аспектам этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в современной школе (Г.Н. Волков, Ш.И. Джанзакова, М.Б. Кожанова, Л.В. Кузнецова, Т.Н. Петрова, Э.И. Сокольникова,
З.П. Тюменцева, Ф.Г. Ялалов и др.). Эти труды способствуют накоплению и систематизации научной информации по исследуемой проблеме, однако, потенциальные возможности чувашско-
го детского фольклора как средства этнопедаго-гизации учебно-воспитательного процесса начальной школы остаются малоизученными.
Таким образом, анализ и обобщение литературных данных и педагогической практики в данной области свидетельствуют о том, что в настоящее время складываются противоречия между:
а) пониманием роли чувашского детского фольклора как важнейшего средства этнопедаго-гизации учебно-воспитательного процесса начальной школы и недостаточной теоретико-методической разработанностью этой проблемы для реальной педагогической практики;
б) признанием ценности чувашского детского фольклора в воспитании младших школьников, с одной стороны, и невостребованностью этого педагогического потенциала школьной образовательной практикой, с другой.
В своем исследовании мы исходим из того, что этнопедагогизация как целостный процесс системного изучения, освоения и применения этнопедагогического наследия народов и стран [2, с. 12], сегодня является важным условием социально-личностного развития младших школьников и формирования у них ценностных ориентаций, национального самосознания. Учеными доказано, что именно оно определяет нормы поведения ребенка в полиэтнической среде и обуславливает его активную деятельность в освоении традиционной культуры.
Практика показывает, что важнейшим средством этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе является чувашс-