Книга трудна; книга требует много сил и времени; но в награду мы получаем не информацию и не знания (точнее, не только информацию и не только знания). Мы не знаем, как будет дальше разворачиваться история, но каждый из нас волен повернуть свою собственную жизнь к добру [Курсив мой. - В.Х.]. Так, пожалуй, вкратце можно суммировать многостраничный труд Л.С. Кузьмина. И если нам сегодня недостает веры в добро и веры в собственные силы - есть «Скрытый Тибет».
В.В. Хохряков
НовиковаН.И., Звиденная 0.0. Удэгэйцы: Охотники и собиратели реки Бикин (Этнологическая экспертиза 2010 года). М.: ИД «Стратегия»; ИП Андрей Яковлев, 2010. - 154 с.
ЭТНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В ИССЛЕДОВАНИЯХ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
В исследованиях современного развития коренных малочисленных народов Севера и Сибири в последние десятилетия получила применение этнологическая экспертиза, хотя практика такого рода имеет еще более длительную историю. В 1955 г. в Институте этнологии и антропологии был создан сектор по изучению социалистического строительства у малых народностей Севера, позднее переименованный в Сектор Крайнего Севера и Сибири. Его сотрудники занимались как фундаментальными, так и прикладными исследованиями. Ученые работали во взаимодействии с Комиссией по проблемам Севера Совета по изучению производительных сил АН СССР. Данные, полученные в ходе полевых этнографических исследований, регулярно представлялись в Совет Министров РСФСР в виде докладных записок. Такая практика сохранялась до 1994 г.
Большое место занимает этнологическая экспертиза в деятельности и публикациях Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Участие коренных народов в таких исследованиях выступает как своего рода форма и средство соуправления. Вместе с тем многообразие интересов народов и групп в современных усло-
виях создает дополнительные проблемы при организации таких экспертных исследований и формулировании рекомендаций.
В Российской Федерации этнологическая экспертиза как часть правовой системы появилась в законодательстве о коренных малочисленных народах, что соответствует как международному праву, так и российской Конституции. Вместе с тем в действующем российском законодательстве этнологическая экспертиза представлена скорее как возможность, а не обязанность, и в таких условиях особые роль и значение приобретает общественное мнение. Для законодательного обеспечения прав коренных народов необходима еще очень большая работа. Право на этнологическую экспертизу должно рассматриваться как реализация права на культурную самобытность и возможность управления культурным многообразием, а также на создание равных возможностей для развития культур всех народов страны, включая малочисленные.
Аналогичные народы выделяются во всем мире, они относятся к коренному населению территорий своего проживания и, что особенно важно, ведут особый образ жизни, сохраняют особое традиционное природопользование, которое в России включает охоту, рыболовство, оленеводство, сбор дикоросов. Исторически проживающие в районах Севера и Сибири, они выработали приемы использования природных ресурсов, а также социальные нормы - обычное право - которые позволяли им в прошлом, а в некоторой степени позволяют и теперь устанавливать отношения добрососедства и с иноэтничным населением. Для коренных малочисленных народов характерны обычаи, праздники, религиозные ритуалы, направленные на максимальное сохранение окружающей среды, как природной, так и социокультурной.
В 2007 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах коренных народов, в которой сформулированы наиболее общие положения, характеризующие идеальные нормы для национальных государств, где проживают коренные народы. Международное право исходит из того, что в основе обеспечения прав коренных народов лежат гарантии доступа к определенным территориям, ресурсы которых составляют основу их жизнеобеспечения.
Определенным эталоном политики взаимодействия промышленных компаний и коренных народов стали документы Всемирного Банка, в частности, «Операционная директива 4.10 - Коренные народы». С учетом ее содержания разрабатывается концепция политики Европейского Банка реконструкции и развития в отношении коренных народов.
В Российской Федерации правовую основу проведения этнологической экспертизы составляют федеральное законодательство, международные договоры и соглашения, законодательные акты субъектов РФ, а
также решения, принятые гражданами на общих референдумах, и в результате осуществления иных форм непосредственной демократии. Впервые на конституционном уровне статус коренных малалочисленных народов в России был закреплен в 1993 г., когда государство гарантировало их права в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Правовые основания для выполнения экологической экспертизы осуществляются в соответствии с Федеральным законом 1999 г. «О гарантии прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», где содержится определение экологической экспертизы. Она представляет собой научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса. Ее результаты обычно представляют в виде экспертного заключения о влиянии хозяйственных проектов на сохранение и развитие образа жизни коренных народов, включая права на защиту их исконной среды обитания и традиционного образа жизни.
Вопросы этнологической экспертизы обсуждаются в научной литературе уже в течение длительного времени. Первоначально использовалось понятие этноэкологической экспертизы как комплекса стандартизированных научных исследований, направленных на оценку возможных этносоциальных последствий управленческой деятельности. Главными целями такой экспертизы были предупреждение распада общности населения и сохранение этнокультурной среды, поддерживающей эту общность. В рамках этого подхода возможно было выделение этнополитичес-кой, этносоциальной и других видов экспертиз. Другое направление экспертизы - как этнологического мониторинга - разработано В.А. Тишковым в проекте «Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов», эксперты которого проводят исследования по 46-ти условным индикаторам.
В исследовании Н.И. Новиковой и О.О. Звиденной этнологическая экспертиза проводилась относительно среды обитания и этнического состава населения одного из административных подразделений Приморского края - Краснояровского сельского совета. В трех поселениях здесь компактно проживают около 700 человек (данные 2009 г.), 80 % которых составляют коренные малочисленные народы. К их числу относятся народы, проживающие в местах традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в РФ менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Большую часть изучаемого населения составляют удэгейцы - 77 %, нанайцы - 20 %, орочи - 1,8 %, около 1 % - эвенки (с. 27-28).
Для аборигенного населения региона по своим трансформационным процессам особое значение имел период с середины XIX в., когда
активировалось взаимодействие с пришлыми соседями, русскими казаками и китайскими отходниками. Результатом этих контактов стали развитие торгово-меновых связей, терминологические заимствования, взаимная аккультурация. По мере колонизации региона русскими переселенцами ареал расселения аборигенов постоянно сокращался. Таежные промысловые животные мигрировали в необжитые северные районы, следом за ними уходило коренное население, поскольку охота была одним из основных источников его существования. К началу XX в. удэгейцы расселялись по труднодоступным притокам и протокам рек Бикин, Самарга, Иман.
Роль охоты в природопользовании удэгейцев выщеляла их среди соседних народов Дальнего Востока, занимавшихся преимущественно рыболовством, - амурских нанайцев, ульчей, нивхов. Более близкими к удэгейцам были группы орочей и таежных нанайцев, кочевавшие с ними на одной территории и вступавшие в семейно-брачные отношения.
Проживающие в районе экспертизы народы ведут схожий образ жизни и занимаются традиционным природопользованием (охота, рыболовство, сбор дикоросов), имеют общность культурно-бытовых черт и духовной культуры, поэтому для целей экспертизы этнические различия не имеют большого значения. Природные ресурсы обеспечивают сохранение и развитие всей традиционной культуры как единой системы.
Традиционный образ жизни и традиционные экологические знания удэгейцев характерны для системы жизнеобеспечения, основанной на охоте, с рыболовством и собирательством в качестве подсобных занятий. Как и у других коренных малочисленных народов Севера и Сибири, хозяйство удэгейцев носило комплексный характер, что позволяло сокращать нагрузку на окружающую среду и достигать оптимального для них уровня жизни при минимальном использовании ресурсов. Основы внутригруппового взаимодействия и взаимодействия с окружающим миром были заложены еще в древние времена предками удэгейцев и сохранялись на протяжении всей этнической истории, с передачей экологически и этнически значимой информации от поколения к поколению. Пользование лесными и водными ресурсами регулировалось обыгчно-правовыши нормами. Их определяющими чертами являются гармоничное сочетание запрета и меры при использовании природных ресурсов, проницаемость границ при выделении земельных участков, сочетание прав владения, пользования и ответственности за территории проживания и ведения хозяйства. Эти особенности соответствуют доктрине устойчивого развития и отвечают положениям Конвенции о биологическом разнообразии (с. 70).
Современные формы традиционной хозяйственной деятельности по-прежнему ориентированы на охоту. Официальным охотничьим промыслом на территории среднего и верхнего Бикина занимается община корен-
ных малочисленных народов «Тигр». Охота ведется на территории традиционного природопользования удэгейцев. Это одно из самых крупных охотничьих хозяйств на Дальнем Востоке и самое большое в Приморском крае. Все территория поделена на 24 промысловых участка со средней площадью 500 кв. км. Деление, размеры и структура охотничьих участков были установлены в 1960-х гг. на основании научно обоснованных рекомендаций Всесоюзного НИИ охоты и звероводства во время создания леспромхоза «Пожарский». После ликвидации леспромхоза зоны промысловых участков не расформировывались, а со времени образования общины приобрели подобие традиционных родовых угодий с той разницей, что деление между родами осуществлялось не устно, а на основе договоров, которые глава семьи (рода) заключил с общиной.
Территорию с начала 1980-х гг. пришлось отстаивать от промышленного освоения лесопромышленными предприятиями, в частности, совместного советско-корейского объединения «Светлая». Аборигены в поисках поддержки начали активную информационную кампанию, которое привлекло внимание не только их земляков, но и международного сообщества, экологических организаций. В результате в 1992 г. совместное предприятие «Светлая», получившее поддержку руководства края, тем не менее прекратило свое существование (с. 86).
В современных условиях одним из направлений, соответствующим характеру традиционного природопользования, может стать экологический и этнографический туризм, для развития которого активно используется материальное и нематериальное наследие коренных народов. Развитие этого направления на территории их проживания создает новый вид занятий для местных жителей. Известные своим безупречным знанием таежных территорий и опытом выживания в трудных условиях, удэгейцы на протяжении уже более 300 лет выполняли функции проводников, гостеприимных хозяев и помощников в передвижениях по сложным маршрутам уссурийской тайги.
Судя по этнографическим исследованиям последних лет, в этнокультурном плане бикинская группа аборигенов находится в состоянии довольно зыбкого равновесия. Ее дальнейшая судьба во многом будет зависеть от того, какая стратегия станет основой социально-экономического развития территории. Несмотря на относительную стабильность показателей численности населения и рождаемости, сохраняются проблемы недостаточно высокого социально-экономического положения коренных жителей, отсутствие качественного медицинского обслуживания, необходимость улучшения сферы образования.
Оценивая влияние договора аренды лесного участка общиной коренных малочисленных народов «Тигр», в общем прогнозе развития территории исследователи в первую очередь привлекают внимание к существенному увеличению числа рабочих мест для местного населения, что
является значимым фактором устойчивого развития местного сообщества. Важно также, что на землях, охватываемой договором аренды, располагаются историко-культурные памятники - места родовых стойбищ и священные места.
Учитывая анимистические представления удэгейцев, их особую связь с землей, с рекой Бикин, с тайгой, где живут священные тигры, такую особенность культуры таежных охотников, как их представления о духовной неделимости, цельности данной территории, эксперты приходят к выводу о невозможности выделения в аренду земель только по принципу их хозяйственного использования. Передача территории в аренду общине коренных малочисленных народов позволит защитить сакральные и памятные места на основании их традиций и правовых обычаев.
Эксперты пришли к выводу, что использование природных ресурсов на исследуемой территории иными организациями, кроме организаций коренных малочисленных народов, скорее всего приведет к утрате как природных, так и культурных ценностей, поскольку традиционное природопользование основано на высоких морально-нравственных нормах этого народа, которые и позволили сохранить данную территорию практически в первозданном виде. Утрата природоохранной составляющей неизбежно приведет к невозможности ведения традиционного образа жизни, и, как следствие, утрате культуры народа.
В заключении книги сформулированы конкретные рекомендации органам государственной власти и местного самоуправления, общине «Тигр», общественным организациям, занимающимся изучением, защитой и использованием природных ресурсов территории расселения удэгейцев.
Т. Б. Уварова
История Калмы1кии с древнейших времен до наших дней. В 3 т. Элиста: ГУ Издательский дом «Гэрэл», 2009. Т. 1. - 848 с. Т. 2. - 840 с. Т. 3. - 752 с.
ЗАВЕРШЕНИЕ МНОГОЛЕТНЕГО ТРУДА ПО ИСТОРИИ КАЛМЫКИИ
С выходом в свет «Истории Калмыкии с древнейших времен до наших дней» (далее «История Калмыкии») завершен многолетний труд нескольких поколений калмыцких исследователей. Со времени опубликова-