Все новое всегда сначала пугает и внедрение инклюзивного подхода в общеобразовательные школы в массовом порядке многих пока настораживает. Но пройдет какое-то время и это явление, скорее всего, станет привычным для всех.
На наш взгляд, для того, чтобы модель инклюзивного образования работала и любому ребенку, независимо от его особен-
ностей и ограничений, было комфортно в школе необходимо, чтобы все участники образовательного пространства (учителя, нормативные дети, их родители, ребенок с ОВЗ, его семья) были готовы к этому и хотели этого. Но механизм уже запущен, а это значит, что нам нужно учиться взаимодействовать.
Библиографический список
1. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. аведений / под ред. Н.М. Назаровой. - М., 2004.
2. Малофеев, Н.Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова // Дефектология. - 2010. -№ 1.
3. Примерная основная образовательная программа учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. - М., 2013.
4. Сабельникова, С.И. Методический конструктор по составлению коррекционной программы как части ООП начального общего образования // Управление начальной школой. - 2012. - № 9.
5. Левин, Г. Делать то, что естественно: полная инклюзия в акселерационных школах // Инклюзия и школьная реформа: трансформация американских классов / под ред. Д.К. Липски, А. Гартнер. - Балтимор, 1997.
6. Стаббс, С. Инклюзивное образование при ограниченных ресурсах [Э/р]. - Р/д: gcenter.tisbi.ru/MethodBank/InklStrat.pdf.
Bibliography
1. Specialjnaya pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov vihssh. ped. ucheb. avedeniyj / pod red. N.M. Nazarovoyj. - M., 2004.
2. Malofeev, N.N. Edinaya koncepciya specialjnogo federaljnogo gosudarstvennogo standarta dlya deteyj s ogranichennihmi vozmozhnostyami zdorovjya: osnovnihe polozheniya / N.N. Malofeev, O.S. Nikoljskaya, O.I. Kukushkina, E.L. Goncharova // Defektologiya. - 2010. - № 1.
3. Primernaya osnovnaya obrazovateljnaya programma uchrezhdeniya. Nachaljnaya shkola / sost. E.S. Savinov. - M., 2013.
4. Sabeljnikova, S.I. Metodicheskiyj konstruktor po sostavleniyu korrekcionnoyj programmih kak chasti OOP nachaljnogo obthego obrazovaniya // Upravlenie nachaljnoyj shkoloyj. - 2012. - № 9.
5. Levin, G. Delatj to, chto estestvenno: polnaya inklyuziya v akseleracionnihkh shkolakh // Inklyuziya i shkoljnaya reforma: transformaciya amerikanskikh klassov / pod red. D.K. Lipski, A. Gartner. - Baltimor, 1997.
6. Stabbs, S. Inklyuzivnoe obrazovanie pri ogranichennihkh resursakh [Eh/r]. - R/d: gcenter.tisbi.ru/MethodBank/InklStrat.pdf.
Статья поступила в редакцию 25.01.13
УДК 7.067:316.37
Vinitskaya N.V., Shabalina E.P. ETHNO-CULTURAL VALUES AS THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF YOUNG PEOPLE. The article reveals the content of ethno-cultural values of the Altai region, the Republic of Altai. The authors focus on the analysis of creative works of artists and sculptors of the region, whose work is based on the ethno-cultural values.
Key words: ethno-cultural values; folk art; folk traditions; traditional culture.
Н.В. Винницкая, канд. искусствоведения, доц. ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: Natigor007@yandex.ru; Е.П. Шабалина, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: shabalinaep@mail.ru
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ
Статья раскрывает содержание этнокультурных ценностей Алтайского региона, республики Алтай. Авторы акцентируют внимание на анализе творческих работ художников и скульпторов края, чье творчество основано на этнокультурных ценностях.
Ключевые слова: этнокультурные ценности, народное творчество, фольклорные традиции, народная культура.
Стратегия формирования гражданской идентичности и этнокультурной компетентности в новом образовательном стандарте РФ выступают в качестве приоритетных установок, направляющих цели, задачи, содержание, технологии воспитания и обучения на развитие личности не только как субъекта этноса, но и общероссийской и мировой культуры.
В современных условиях образование и культура вновь становятся приоритетами в развитии современного общества. Через образовательный процесс осуществляется трансляция этнокультурных ценностей, реализуется принцип социокультурной преемственности. Преемственность дает возможность новым поколениям вобрать в себя и развить все лучшее, что было создано предшествующей историей человечества, обогатить в новых условиях многообразие этнокультурных ценностей общества.
Современные образовательные учреждения должны выявлять и активно реализовывать воспитательный потенциал всех образовательных областей и предметов. Гуманитарные дисциплины позволяют освоить духовный опыт народной культуры, проследить традиции преемственности и взаимосвязи устного народного и профессионального творчества. Формирование интереса молодежи к традициям народного декоративно-прикладного искусства позволит продолжить линию преемственности в народном искусстве, но реализоваться по причине изменения условий существования современного общества, она может уже не в семье, а в образовательной среде.
В соответствии с введением национально-регионального компонента образования, в программы и учебные планы образовательных учреждений различного уровня включены предметы и разделы, изучающие быт, традиции, народное творчество многонациональной России. Исключение не составляет и Алтайский край, сложность изучения культуры, которого объясняется его многонациональным составом, имеющим свои этнокультурные ценности.
Этнокультурные ценности являются совокупностью ценностей материальной и духовной жизни этноса: природа, народный быт, праздничная культура, история, традиции образования и воспитания, искусство, идеалы - все то, что основывается на единстве языка и культуры этноса.
Этнокультурные ценности концентрируют в себе целый комплекс достижений народов в области материальной и духовной культуры. Наше внимание акцентировано на тех ценностях, которые имеют общечеловеческое содержание.
Начиная со второй половины ХХ века наблюдается пристальный интерес как к фольклору данного региона, так и к формам его переосмысления в профессиональном творчестве. Важными вехами этого процесса стало издание в 1968-1969 гг. пятитомника «История Сибири» - фундаментального труда, выполненного историками страны на базе Сибирского отделения АН СССР, двухтомника «Очерки русской литературы Сибири» (19821983 гг.), коллективной монографии «Музыкальная культура
Сибири» под редакцией Б.А. Шиндина, «История алтайской литературы», созданная специалистами Института алтаистики им. С. С. Суразакова (2004 г.).
Появляются интересные исследования, связанные с изучением, как отдельных видов народного творчества (Н.И. Шитова «Традиционная одежда уймонских старообрядцев», Т.П. Алексеева «Динамика конструкции и декора алтайского национального костюма», А.В. Эдоков «Декоративно-прикладное искусства Алтая»), так и стремление к систематическому осмыслению форм и способов воплощения фольклорных традиций в профессиональном творчестве (Е.П. Маточкин «Наследие и новации в изобразительном искусстве горного Алтая», Н.В. Виницкая «Особенности художественной выразительности в трилогии А.В. Анохина «Хан-Алтай» и др.).
Специфика регионального образования, особенно в полиэтнических и поликонфессиональных регионах должна с одной стороны опираться на национальный фактор, а с другой стороны реализовывать стратегию этнокультурной толерантности в различных формах образования, в учебных предметах, в содержании факультативов. При выборе форм повышения эффективности формирования всесторонне развитой личности в условиях многонационального региона, особое значение имеет знакомство с основами народного творчества, отражающее опыт многих поколений. В связи с этим особенный интерес представляет творчество тех художников, «национальный» характер которых проявляется ярко и самобытно» [1, с. 24].
Следует отметить, что именно в ХХ веке пришло осознание всей сложности фольклора как части духовной жизни общества.
Фольклор вбирает в себя различные отрасли народных знаний: философию, религию, искусство, мораль, обряды, литературу, социальную, юридическую, художественную сторону бытия. Он объединяет в себе все существующие формы общественного сознания, является, своего рода синкретической формой общественного сознания, которую сближает с искусством образная форма выражения.
С одной стороны при описании и систематизации русской фольклорной традиции на Алтае можно использовать общепринятое деление на крестьянский и городской фольклор. С другой стороны можно выделить как отдельную группу старообрядчество и казачество, которые, находясь в рамках общей традиции все-таки обнаруживают и свои специфические черты.
Не случайно в музеях региона, экспозиции собранные энтузиастами, в с. Верхний Уймон Республики Алтай, с. Солонов-ка и музее в школе с. Поперечное посвящены истории старообрядчества, а недавно стартовавший новый туристический маршрут носит название «Казачья подкова Алтая». Одним из любимых жанров фольклора казаков были исторические, военные и бытовые, хоровые, плясовые песни. Песенный фольклор несет сильной отпечаток своеобразного казачьего образа жизни. Педагогический потенциал казачьей культуры, особо значимый в современных условиях, заключается в направленности на воспитание свободного человека с чувством собственного достоинства, в приоритете нравственных и моральных установок, ориентации на традиционные семейные ценности [2, с. 34].
Освоение народной художественной культуры как первого типологического образования в истории развития искусства может быть сопоставлена с профессиональным творчеством. Особый интерес в этом плане представляет творчество тех художников, чьи работы основаны на фольклорных мотивах или дают пример сочетания сакрально-мифологических символов и их оригинальной трактовки в рамках современной эстетики.
Особый интерес представляют картины В. Тебекова, Н. Чепокова, З. Ибрагимова, Ю. Бралгина. Тематика работ и круг творческих интересов художников связан со скифской и тюркской культурой Алтая. Важным является ритм и оранментика, т.е. то, что составляет основу декоративно-прикладного искусства. Изучая орнаментальное по преимуществу творчество народов Сибири, русские художники не знали, как его использовать в той системе искусства. Они не могли использовать орнамент, не впадая в формализм.
Неслучайно алтайцы, буряты, якуты, добившиеся успеха в изобразительном искусстве, сохраняли в своем творчестве не орнаментальность, как таковую, а своеобразные ритмы национального искусства. Еще одной особенностью орнамента кроме ритма является стилизация, т.е. декоративное обобщение всевозможных природных форм путем упрощения их рисунка. Поскольку кочевые народы практически до ХХ века не владели техникой создания станковой картины или монументальной живописи, то единственно востребованным и хорошо освоенным видом изобразительного искусства для них оставалось декоративно-прикладное творчество. От ритмики и цветового строя
орнамента народов Сибири сибирские художники намеревались начать поиски местной самобытности [3].
Ритм в удачной композиции одновременно расчленяет компоненты произведения (проявляется действие закона контрастов) и объединяет их. Он может нести в картине смысловую нагрузку, служить созданию общего настроения картины. Корни этого явления можно искать в палеолитических петроглифах Сибири, этнографических памятниках Алтая, в скифо-сибирском зверином стиле.
Ярким примером сохранения и переосмысления древних символов в собственном творчестве стали работы современного художника В. Тебекова (Республика Алтай), создавшего свой неповторимый графический стиль. Полифоничность мышления и полиритмический характер композиции прослеживается практически во все его работах. Как энциклопедию символов древних культур Алтая нужно анализировать каждую деталь, каждый изгиб фигуры, каждый изображенный предмет. Ритмичное повторение оленей и козерогов своего рода лейтмотив его работ: «На берегу Катуни», «Восточный город Эл-Ойэн», «В гостях у народного мастера». Динамичные анималистические образы скифо-сибирского искусства разбиты А.В. Эдоковым на семь основных икон, составляющих элементную основу звериного стиля. Он выделяет: орнамент, образы травоядных и хищников, фантастических существ, птиц, рыб и фигуры или маски [4].
Фигуры каменных изваяний (Кезер-таш) встречаются на Алтае повсеместно. В картинах В. Тебекова они могут выступать легкой тенью из-за спины главного героя («По дорогам Алтая»), орнаментально появляться на фигуре животного или костюме человека («Войлочный город Эл-Ойэн»), присутствовать в качестве молчаливого зрителя и бесстрастного наблюдателя бытовых и обрядовых сцен («Быстрый танец»). Этот образ может быть трактован как образ далеких предков, величественный и бесстрастный.
Если в произведениях скифского периода преобладают анималистические сюжеты, то в искусстве пришедших на смену скифам тюрков на первое место выступает растительный орнамент, но встречаются орнаменты, которые можно трактовать двояко. Так, рогообразный мотив «кульдя», считающийся характерной чертой тюркского искусства, в природе может быть обнаружен и среди флоры, и среди фауны. А Эдоковым даже предложена схема эволюции этого мотива от сложно изогнутого тела оленя скифского толка до абстрактно геометрического или орнаментального характера этого образа в тюркском искусстве.
Работы В. Тебекова и Н. Чепокова представляют интерес не только с точки зрения анализа семантико-стилистических особенностей использования древних символов и их производных, но и как самостоятельное направление современного искусства («этноархаика»).
Н. Чепоков - автор трех изданий графических работ, последнее из которых носит название «Грёзы Таракая». Таракай -это герой из алтайского эпоса «Маадай-Кара». Это нищий, бродяга, весельчак. Не только творческий псевдоним художника, но и каждая из его работ полна символов и персонажей, пришедших в его работы из алтайской мифологии и фольклора.
Неподражаемо изящны женские образы, созданные художником. Живущие одним ритмом с природой, они словно становятся ее воплощением. Замысловатый орнамент, сочетающий сложное плетение растительных и анималистических мотивов не только окружает образы женщин в серии «Времена года», но нередко вплетается и прорастает в их тела («Август. Месяц летней косули»). Эти изображения то с большей силой устремляются к небу («Май. Месяц золотой кукушки», «Сентябрь. Месяц марала»), то врастают телами в землю и дарят ей плодородную силу («Ожидание», «Сентябрь. Месяц марала» 2010 г.), то в сонной истоме взирают на спокойную гладь рек и озер («Июнь. Месяц малой жары»). В творчестве Н. Чепокова нашли отражение различные стороны алтайского мировоззрения: поклонение природе, трепетное отношение к женщине-матери и хранительнице очага, идея соседства в жизни добра и зла.
В начале 2000-х гг. у З. Ибрагимова появилось новое направление в творчестве, связанное с освоением мифопоэтической традиции народов Алтая. Серию его графических работ «Духи Горного Алтая» отличает «бисерное» движение светлых линий на черном глубоком фоне.
Все рисунки серии проникнуты чувством гармонии и покоя. В тонких штрихах и линиях угадываются древние символы далеких культур. Среди них бесстрастные идолы и ожившие горные духи, воспарившие над земной суетой в религиозном экстазе шаманы и антропоморфные духи природы.
От алтайской народной культуры профессионалы перенимают не только сюжеты и образы, но и изысканный орнамен-
тальный стиль, плоскостной характер изображения, своеобразный колорит.
Одним из художников Алтая, которому уже на протяжении многих лет удается в этой манере создавать неповторимые образы, стал Ю.Е. Бралгин. Удивительно гармонична картина «Рождение Катуни». Образ необыкновенной женщины (Хозяйки мира), управляющей природными стихиями, встречается в сказках, эпосе, легендах. Возможно, что широкое распространение этого образа связано с древней памятью о могущественном женском начале. В декоративно-прикладном искусстве земледельческих культур этот образ часто включает знаки солнца, земли и зерна, то символика этой картины связаны с водной стихией. Мягкие волнообразные линии создают характер постоянства, статики, уравновешенности, определенности и стабильности [5, с. 49].
Особую страницу в его творчестве занимает работа с природным материалом, преимущественно камнем. Учитывая естественную форму исходного материала, художник создает неповторимые национальные образы.
Удивительны по тонкости и мастерству исполнения работы Бийского скульптора А. Шубы, в которых всегда преобладали флористика, анималистика и национальные мотивы народов севера и Горного Алтая.
Знакомство с творчеством художников и скульпторов края, чье творчество основано на русской фольклорной традиции, не только расширит кругозор личности, но и даст основу воспитания на народных традициях.
Возникший во второй половине ХХ века интерес к народной культуре и продолженный постперестроечными тенденциями, связанными с возрождением и сохранением национальных культур, дал уникальные примеры фольклорных стилизаций в искусстве, новых исследований в культурулогии, авторских программ. Приобщая молодежь к исконным традициям, произведениям народного творчества с его разнообразной символикой, и демонстрируя возможности использования элементов народной культуры в современном искусстве, дизайне может быть реализована одна из важнейших задач педагогики - донести до сознания самобытность культуры каждой национальности, ее отличия и сходства с другими культурами.
Процесс освоения народной культуры есть не что иное, как воспитывающее обучение. Системное включение материала этнокультурного развития Алтайского края, республики Алтай в образовательный процесс не только воспитывает молодое поколение, но и открывает нравственный и эстетический потенциалы.
Библиографический список
1. Виницкая, Н.В. Традиции русской смеховой культуры в творчестве А. Потапова // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 3.
2. Shabalina, E.P. Humanist education of pupils on the basis of traditions of the siberian cossacks / E.P. Shabalina, V.G. Vizer // European
Journal Of Natural History. - 2012. - № 4.
3. Муратов, П.Д. Изобразительное искусство Сибири [Э/р]. - Р/д: http://www.pdmuratov.org/
4. Эдоков, А.В. Декоративно-прикладное искусство Алтая. - Горно-Алтайск, 2006.
5. Виницкая, Н.В. Фольклорные мотивы и образы в творчестве Юрия Бралгина // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 6.
Bibliography
1. Vinickaya, N.V. Tradicii russkoyj smekhovoyj kuljturih v tvorchestve A. Potapova // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2012. - № 3.
2. Shabalina, E.P. Humanist education of pupils on the basis of traditions of the siberian cossacks / E.P. Shabalina, V.G. Vizer // European
Journal Of Natural History. - 2012. - № 4.
3. Muratov, P.D. Izobraziteljnoe iskusstvo Sibiri [Eh/r]. - R/d: http://www.pdmuratov.org/
4. Ehdokov, A.V. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo Altaya. - Gorno-Altayjsk, 2006.
5. Vinickaya, N.V. Foljklornihe motivih i obrazih v tvorchestve Yuriya Bralgina // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2011. - № 6.
Статья поступила в редакцию 26.02.13
УДК 74.262
Krivykh S.V. RECEPTIONS OF DEVELOPMENT OF REFLEXIVE ABILITIES OF SENIOR SCHOOL STUDENTS WHEN STUDYING CHEMISTRY. At what stage of knowledge we acquire concrete knowledge? In article authors come to an important conclusion that it is necessary to create action that as a result of its performance the knowledge was acquired. In a reflection is registered not only the content of knowledge, but also processes (procedures) of our selforganization, i.e. we acquire knowledge through knowledge of.
Key words: reflection, reflexive abilities of pupils, development tool of reflexive abilities of school students.
С.В. Кривых, д-р пед. наук, проф., ректор НОУ ВПО «Институт дизайна, прикладного искусства и
гуманитарного образования», г. Санкт-Петербург, E-mail: krivih71@yandex.ru
ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ
В статье предпринята попытка ответить на вопросы: на каком этапе познания мы приобретаем конкретное знание? При каких условиях? Автор приходит к важному выводу о том, что необходимо создать действие, чтобы в результате его выполнения приобреталось знание. Именно в рефлексии регистрируется не только содержание знаний, но и процессы (процедуры) нашей самоорганизации, т.е. мы приобретаем знание через познание себя.
Ключевые слова: рефлексия, рефлексивные умения учащихся, средства развития рефлексивных умений школьников.
В рефлексивной позиции строятся знания о том, что происходило в прежней позиции. Для этого заимствуется позиция прежней деятельности и восстанавливается представление о деятельности. Функция рефлексии не оканчивается решением исследовательских задач, а предполагает направленность на снятие затруднения. Для этого рефлектирующий ищет причину затруднения и строит проект новой деятельности. Из рефлексии он выходит с коррекцией способа действия, с измененным проектом способа действия по преодолению затруднения.
Если учащийся хорошо знает, что он должен сделать, но не знает как это сделать, т.е. какими приемами пользоваться, вряд ли можно рассчитывать на продуктивное выполнение им учебного задания. Об этом красноречиво свидетельствует вся практика образования. К сожалению, учебный процесс построен так, что учащиеся приобретают знания с установкой, что их применение в деятельности должно происходить как бы «само собой», а рефлексивная функция не внедряется в сознание и действие, отсутствует как особое и важнейшее содержание об-