Научная статья на тему 'Этнокультурные предпосылки устойчивости диаспоры на примере амшенских армян Абхазии'

Этнокультурные предпосылки устойчивости диаспоры на примере амшенских армян Абхазии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
373
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАСПОРА / DIASPORA / АРМЯНСКАЯ ОБЩИНА / ARMENIAN COMMUNITY / АМШЕНСКИЕ АРМЯНЕ / HAMSHEN ARMENIANS GENOCIDE / ГЕНОЦИД / ЭТ-НОКУЛЬТУРА / ЭМИГРАЦИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / ETHNIC CULTURE / IMMIGRATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Узунян Эльвира Григорьевна

Диаспора приобретает роль важнейшего рычага экономического развития в глобализирующем мире. В данной статье освещается факт становления диаспоры амшенских армян в Абхазии. Особую роль в сохранение этноса в данном регионе играет сформировавшаяся община Союз Армян Абхазии. Данная организация представляет собой «центр управления». Также в статье сделана попытка показать насколько Союз Армян Абхазии использует свой потенциал в деле развития и сохранения устойчивости этноса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-CULTURAL BACKGROUND OF STABILITY ABKHAZIAN DIASPORA BY THE EXAMPLE OF HAMSHEN ARMENIANS OF ABKHAZIA

Diaspora takes the role of an important lever of economic development in a globalizing world. This article highlights the fact of formation of Hamshen Armenians in Abkhazia. Special role of preserving the ethnic group in the region plays a developed community the Abkhazia Union of Armenians. This organization is a «control center». The article also attempts to show how the Abkhazia Union of Armenians uses its potential in the development and preservation the stability of the ethnic diaspora.

Текст научной работы на тему «Этнокультурные предпосылки устойчивости диаспоры на примере амшенских армян Абхазии»

Узунян Э.Г.

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСТОЙЧИВОСТИ ДИАСПОРЫ НА ПРИМЕРЕ АМШЕНСКИХ АРМЯН АБХАЗИИ

Армяне - один из древнейших народов мира, документальная история которого насчитывает более трёх тысячелетий. Говорят на армянском языке, принадлежащем к индоевропейской языковой семье [1]. На протяжении длительного времени армяне не раз переживали трагические этапы своей истории, а также периоды могущественного расцвета. Два события, произошедшие в начале 20 века, стали переломными в новейшей армянской истории, коренным образом изменив будущее народа. Первое событие - геноцид армян и эмиграция, в результате которых Западная Армения и все остальные районы Османской империи лишились армянского населения. Вторым событием стало приобретение независимости Арменией в 1918 году. С этого периода важнейшей задачей армян становится вопрос взаимоотношений между армянами, проживающими на территории Армении и Спюрка[2]. Этнокультурную историю армянского народа трудно представить себе без истории его диаспоры, составляющей теперь в конце 21века более половины его общей численности.

На сегодняшний день, согласно действующей Стратегии национальной безопасности Республики Армения от 2007 года, сохранение армянства и развитие национальной самобытности армянского народа в Армении и Диаспоры является основополагающими ценностями национальной безопасности [3]. В деле сохранения армянства особая важность уделяется развитию армянского языка, литературы и культуры, а так же других ветвей армянского историковедения и арменоведения как факторов, обеспечивающих сохранение национального духовного наследия и олицетворяющих национальную самобытность [4]. Существует обширная литература по истории формировании различных переселенческих очагов армянского народа, в данной статье мы осветим некоторые фрагменты истории диаспоры амшенских армян Абхазии, одной из наиболее компактно проживающих. Уже более ста лет на территории Абхазии и Краснодарского края РФ отдельными поселениями, а также смешанно с абхазами, русскими и другими этносами проживают десятки тысяч армян, большая часть предков которых являются амшенцами, чей созидательный труд стимулирует развитие экономической и культурной жизни этих краев [5]. Амшенские или причерноморские, или понтийские, армяне являются представителями субкультурной локальной группы армян. Исторически сложилось так, что судьба амшенских армян и абхазов схожа, незадолго до этого абхазский народ также пережил депортацию в Турцию.

Первое выселение абхазов в Османскую империю восходит к началу XIX столетия. В конце 70-х годов 19 века в результате русско - турецкой войны и особенно из-за депортации коренных жителей (абхазов, убыхов и адыгов), восточный берег Черного

моря настолько обезлюдел, что одни авторы его называли «опустошенным берегом» [6], другие - «мертвым берегом» [7], третьи - «обиталищем хищников»[8] и т.п. В Абхазию стали прибывать из Трапезундской области Турции группы амшенских армян. Одна из первых групп в октябре 1879 года высадилась на Пицундском мысу. Получив разрешение от российских властей «поселиться на свободных землях по их выбору», они обосновались в селе Мцара Гудаутского района.

Амшенские армяне с самого начала установили добрососедские и толерантные отношения с абхазским народом. Как отмечал позже известный абхазский педагог и просветитель С.П.Басария, армяне «очень осторожны к абхазам, признают за абхазской нацией исторические, юридические и насиженные права на территорию, называют себя гостями в Абхазии, охотно открывают свои двери абхазам и всячески стараются подражать гостеприимству их. К большой чести армян надо отнести и то, что это единственная нация в Абхазии, которая бережно относиться к старинным абхазским именам местностей: все их села названы древними абхазскими именами»[9]. Многовековая жизнь в иноэтническом окружении заставляет людей интегрироваться в местный уклад, искать свое место в социальной структуре и экономике, воспринимать языки, культуру, обычаи, образ жизни окружающих. Рассеивание превратилось в образ жизни, в особо устойчивое социально-экономическое, культурное, духовное состояние социума, специфическую форму существования в физическом и психологическом отрыве от этнического материка. Специфика формирования этнокультурной идентичности образовательными и культурными институтами состоит в том, что в чрезвычайно серьезной степени зависит от уровня образования и степени приобщённости к культуре членов диаспораль-ной группы. Поэтому в рамках конкретной диаспоры для поддержания этнокультурной идентичности большое внимание уделяется культурным и образовательным программ.

Первые очаги просвещения на территории Абхазии были открыты в сельских районах - церковноприходские школы. В 1904 году ряд выдающихся деятелей армянской жизни и культуры: Овсеп Алмазов (1872-1910гг.), Аветис Тер-Мкртычян (18501918гг.) и другие обратились к городской Думе Сухума, чтобы последняя выделила участок для строительства школы и церкви. В этом нелёгком деле огромную роль сыграла авторитетная личность Аветиса Тер-Мкртычяна. Это был священник с передовыми взглядами, выпускник Эчмиадзинской духовной семинарии. Благодаря его стараниям и умению, большим связям, знанию многих языков, были созданы предпосылки для открытия школы. 1 сентября 1906 года, не дождавшись строительства школы, армянская общественность решает открыть школу в частном доме на улице Сичинава в городе Сухум. В первый учебный год собралось в школе 33 ученика, преподавателями были Арутюн Тер-Арутюнян, Манушак Джалалян. В следующем 1907-1908 учебном году в школе были сформированы три класса. Открытая в 1906 году, Сухумская армянская школа функционировала до 1913 года, т. е. до строительства нового здания. Также на отведённом городской управой земельном участке в 1908 году на народные средства была построена церковь Св. Григория Просветителя, а уже позже в 1913 году - здание школы при ней. По данным 1941 года в Абхазии функционировало 128 армянских школ. Также издавались несколько газет на армянском языке; «Луйс» (1912-1913гг.), «Нор-Кянк» (1913г.), «Парос» ( 1919 г.) , «Кармир астх» (1920г). В столице Абхазии

Сухум действовал армянский государственный театр. Все эти факторы соответственно положительным образом оказывали влияние на сохранение и развитие самосознания и идентичности. Молодое поколение помнило свои истоки, ясно осознавая свое место в мире и в социуме, становясь полезным для общества в регионе проживания. Становление молодого поколения и привитие ему национального самосознания благотворно влияет, как на развитие этноса, так и на толерантное отношение с соседствующими этносами в местах совместного проживания. Этническая идентичность может формироваться в результате воздействия различных факторов и в рамках различных институтов диаспоры: экономических, политических, конфессиональных и образовательных. Сохранение этнокультурной идентичности у армянской диаспоры Абхазии происходит через возрождение их родного языка, культуры и традиций. Статистические материалы конца 19 века свидетельствуют о том, что армяне к этому времени составляли в Абхазии значительный состав населения (6552 человека - это 6,2 %) и занимались выращиванием сельскохозяйственной продукции (в основном, табаководством), ремеслом, торговлей. Амшенские армяне селились компактно селами, а также отдельно, в помещичьих усадьбах, нанимались арендаторами к помещикам на сельскохозяйственные работы. Они становились предпринимателями, обзаводились недвижимостью. К 1898 году в списке предпринимателей по Сухумскому округу из одной только Цебельды значится 18 армянских фамилий: Зейтунян Геворк и Нерсес, Кесянц Погос и Арутюн, Топчияны Акоп, Калуст, Мартирос, Ованес, Саркис, Узунян, Чакрян, Кешабян Калуст, Арутюн и другие.

Большое значение для сохранения этнокультурной идентичности имеет индивидуальная идентичность, которая зависит от групповой идентичности диаспоры. На основании проведенного среди членов диаспоры анкетирования можно утверждать, что в настоящее время у амшенских армян Абхазии в рамках диаспоры сформировалась групповая амшенская этнокультурная идентичность и индивидуальная этническая самоидентификация, сосуществующая с сохранившейся этнокультурной идентичностью страны проживания. Это говорит о сформировавшейся в заимствовании этнокультурной идентичности диаспоры.

Диаспора как социальный институт все более превращается во влиятельный фактор решения социокультурных, экономических, политических проблем, встающих перед не титульным населением того или иного государства. Она - реальный и эффективный инструмент осуществления рационального взаимодействия людей единого этнического происхождения, оказавшихся на чужбине.

В 30-е годы 20 века в Центральном Исполнительном Комитете Абхазии из общего числа сотрудников 14% составляли армяне, а в Совнаркоме - 15% . На закате 80-х годов прошлого века в Абхазии начало функционировать две армянские общины: сухумская «Крунк» под руководством Альберта Тополяна, гагрская «Маштоц» под руководством Арсена Чакряна и армянский культурный центр в Сухуме. Сухумская община «Крунк» под руководством Альберта Тополяна активно участвовала в политической жизни Абхазии. Депутаты от этой общины присутствовали в Верховном Совете республики, сухумская армянская община имела заметное политическое влияние также и за счет тесных контактов ее руководства с многочисленными политическими силами в Ар-

мении. 15 апреля 2004 года, в результате объединения трех армянских общественных организаций образована одна община, которая позже начала именоваться Союз Армян Абхазии. Новая армянская община ставит перед собой ряд задач, среди которых - содействовать духовному, политическому, культурному и социально-экономическому развитию армянского населения Абхазии в тесном взаимодействии с абхазами, русскими и другими этносами, проживающими на территории Абхазии. Армянская община намерена активно формировать культуру межнационального общения, воспитывать уважение к традициям военно-патриотического воспитания молодежи и укрепления правопорядка, содействовать защите прав и интересов граждан Абхазии. Одним из стержневых вопросов армянской общины является сохранение армянских школ (их в республике 31) и повышение уровня преподавания в них. Из всех компонентов культуры наиболее выраженными этническими функциями обладает язык. Язык также выступает в качестве наиболее важной функции, т.е. принадлежности его носителей к определенной группе.

В диаспорах, неоднородных в лингвистическом отношении, каждый из языков (в том числе и нетрадиционный) для данной общности выполняет этнодифференцирую-щую роль. Более того, язык продолжает внутриэтническую функцию, так как языковая коммуникация внутри этноса поддерживается благодаря двуязычию значительной части его членов. Чувство верности языку приводит в действие силы, выступающие за его сохранение. Преимущественно в компактно проживающих местностях амшенцев преобладает амшенский диалект армянского языка. В школах преподавание соответственно ведется на литературном армянском языке, наряду с абхазским и русским языками. Активное привлечение молодого поколения к участию в делах общины сохранит преемственность поколений и внесет в работу общины современные формы, соответствующие уровню 21 века. Это благотворно скажется на формировании здорового гражданского общества и принципов толерантности.

Говоря об армянских общинах, невозможно не упомянуть о роли церкви, которая, конечно, не имеет того влияния, что ранее, но является мощным объединяющим фактором прививающим нравственные ценности. Амшенские армяне Абхазии придерживаются христианской конфессии. 5 ноября 2014 года в Гагре состоялась торжественная церемония открытия и освящения храма Христа Спасителя. Для освящения храма в Гагру приехали 14 священнослужителей во главе с епископом Мовсесом Мовсесяном - правящим архиереем Епархии Юга России Армянской апостольской церкви, монахиня Елизавета из Святого Эчмиадзина.

Сформировавшаяся армянская община Абхазии является для армян не столько местом периодических встреч и времяпровождения, а средством сохранения своей идентичности. Диаспоры являются важным фактором сложившейся системы политических отношений; имеется тенденция к возрастанию их влияния, как во внутриполитической жизни государств, так и в сфере транснациональных коммуникаций.

Говоря об армянской диаспоре Абхазии периода 90-х годов прошлого века, необходимо отметить роль армянского батальона и представителей армянского народа в других воинских формированиях Республики Абхазия в Отечественной войне народа Абхазии 1992-1993 гг. Батальон имени Ивана Христофоровича Баграмяна (отдельный мотострелковый батальон) - военное формирование абхазских вооруженных сил пери-

ода грузино-абхазского конфликта, состоявшие из этнических армян амшенцев. В батальоне были также представители других народов. Впоследствии был расформирован [10]. Чёрная страница истории для Абхазии - 14 августа 1992 года (начало грузино-абхазской войны). На защиту Родины от агрессора встали все представители многонациональной Абхазии во главе со своим лидером В. Г. Ардзинба.

В тяжёлый час армяне, для которых Абхазия стала родной землёй, встали рядом с братским абхазским народом. Единение в дружбе приобрело, несомненно, особую ценность. В формировании армянского батальона значительную роль сыграла личность Альберта Каспаровича Тополяна, личность которого займёт достойное место в истории летописи армянской диаспоры Абхазии. Этот батальон был чуть ли не единственным полноправным батальоном и насчитывал более 1500 бойцов.

Для амшенских армян, оказавшихся в рассеянии, возможно коллективное сознание пребывания на чужой земле. На фоне этого сознания определяются такие характерные черты отношения к своей «исторической родине», типичные для диаспоры, как: 1) коллективная память и мифологизация утраченной родины; 2) идеализация воображаемого наследия отцов; 3) сильное групповое этническое самосознание, сохраняющееся долгое время; 4) чувство солидарности с этническими собратьями в других странах; 5) возможности выдающейся созидательной и обогащающей жизни в странах-хозяевах, проявляющих терпимость.

Богатая событиями и свершениями история амшеноармянской диаспоры Абхазии свидетельствует о том, какой вклад внесли армянские переселенцы в развитие абхазского края, преподносит нам уроки мирного, взаимовыгодного сотрудничества между народами, умения в непростых условиях сохранить свой самобытный национальный облик и традиции, при этом выражая глубокое уважение к культуре соседних этносов. Важнейшим предметом исследования является гармоничное соприкосновение двух культур: амшеноармянской и абхазской, способных, дополняя друг друга, создать условия становления нового культурного пространства в регионе.

Стратегия выживания и развития современной этнической диаспоры заключается в институционализации внутриполитических и трансграничных сетей коммуникаций этнокультурных общин. Амшенские армяне, как второй по численности этнос Абхазии, являются государствообразующим элементом. Все этносы, проживающие в Абхазии, толерантны, едины в решении общегосударственных вопросов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Новосельцев А.П. , Пашуто В.Т. , Черепнин Л.В. Пути развития феодализма Наука,.1972 -С. 43.

2. Спюрк-армянские общины во всем мире.

3. Стратегия национальной безопасности Республики Армения-2007. С-2-8.

4. Концепция развития содружество Армения - Диаспора - 2009- С. 103.

5. Там же С-106.

6. Доклад был зачитан на собрании «Хозяйственного общества Императора» 19 января 1879 г.

7. Дгиури -900 кв сажен, т.е. такой отрезок земли, который крестьянин может вспахать за день (Д.И. Чубинов. Грузино-русский словарь. Тбилиси,1984, С486).

8. «Голос» - либеральная газета. Выходила в Санкт - Петербурге в 1863-1884гг. (Советская энциклопедический словарь. М., 1985С-318.

9. С.Басария. Абхазия в географическом, этнографическом экономическом отношении. Сухум-Кале1923 С. 81-82.

10. Спартак Жидков. Армянский батальон в грузино-абхазской войне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.