Научная статья на тему 'Этнокультурные особенности эвенов Якутии'

Этнокультурные особенности эвенов Якутии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1078
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВЕНКИ / ЭВЕНЫ / ОЛЕНЕВОДСТВО / РЫБОЛОВСТВО / ОХОТНИЧИЙ ПРОМЫСЕЛ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВЛИЯНИЕ / ЯКУТИЯ / EVENKS / REINDEER BREEDING / FISHERY / HUNTING / INTERETHNIC CONTACTS / ETHNO-CULTURAL INFLUENCE / YAKUTIA / THE EVAENS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белянская Марина Христофоровна

В статье рассматривается современное этнокультурное состояние эвенов Республики Саха (Якутия). Проживая в Якутии, они оказали влияние на соседние с ними народы (русское старожильческое население, якутов), а также «впитали» иноязычные компоненты культуры, тем самым обогатив свое культурное наследие. Приводятся статистические сведения, использованы данные историографии, полевой материал автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnocultural features of Yakutia Evens

The article observes modern ethno-cultural conditions of the Evens in Sakha Republic (Yakutia). Living in Yakutia, they have influenced the neighboring peoples (old-Russian population, the Yakuts), and also have absorbed foreign borrowing cultural components, enriching their own cultural heritage. The statistical data is presented, monographic works on the theme are cited, the field material of the author is also involved.

Текст научной работы на тему «Этнокультурные особенности эвенов Якутии»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2014. № 4

М.К. Белянская

(научный сотрудник Российского этнографического музея, Санкт-Петербург)*

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭВЕНОВ ЯКУТИИ

В статье рассматривается современное этнокультурное состояние эвенов Республики Саха (Якутия). Проживая в Якутии, они оказали влияние на соседние с ними народы (русское старожильческое население, якутов), а также «впитали» иноязычные компоненты культуры, тем самым обогатив свое культурное наследие. Приводятся статистические сведения, использованы данные историографии, полевой материал автора.

Ключевые слова: эвенки, эвены, оленеводство, рыболовство, охотничий промысел, межэтнические контакты, этнокультурное влияние, Якутия.

The article observes modern ethno-cultural conditions of the Evens in Sakha Republic (Yakutia). Living in Yakutia, they have influenced the neighboring peoples (old-Russian population, the Yakuts), and also have absorbed foreign borrowing cultural components, enriching their own cultural heritage. The statistical data is presented, monographic works on the theme are cited, the field material of the author is also involved.

Key words: the Evenks, The Evaens, reindeer breeding, fishery, hunting, in-

terethnic contacts, ethno-cultural influence, Yakutia.

* * *

Современная территория Якутии — это обширное пространство, находящееся в различных природно-климатических зонах. Природное разнообразие и немногочисленность аборигенного (предположительно — палеоазиатского) населения этого края в прошлом, видимо, стали одним из факторов появления здесь тунгусских племен1. По мнению ряда исследователей (в частности, С.И. Николаева), до появления тунгусов данная земля была полностью юкагирской2, племена которых ранее вытеснили отсюда чукотское население. В период появления здесь тунгусов юкагиры были многочисленны и расселены несравненно шире, чем это зафиксировано в документах XVIII—XIX вв.3 Пришельцы-тунгусы значительно превышали юкагиров4 по численности и потому до-

* Белянская Марина Христофоровна, тел.: 8-911-984-56-77; e-mail: daroma_20@mail.ru

1 Иохельсон В. Заметки о населении Якутской области в историко-этнографи-ческом отношении // Живая старина. 1895. Год 5, вып. II, отд. 1. С. 142.

2 Записи личных бесед М.Х. Белянской с С.И. Николаевым (декабрь 1998 г., Якутск).

3 Окладников А.П., Гурвич И.С. Древние поселения в дельте р. Индигирки // Краткие сообщения института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Вып. XXVII. М., 1957. С. 51.

4 Богораз-Тан В.Г. Распространение культуры на земле. Основы этногеографии. М.; Л., 1928. С. 194.

статочно быстро заселили неизведанные земли, чему способствовал их кочевой образ жизни.

По данным переписи населения РФ 2002 г., эвенов насчитывалось 19 071 чел., проживали они в шести субъектах страны5. 6832 представителя этого народа находятся в Республике Саха (Якутия)6, где они расселены компактно в 13 административно-территориальных единицах, находящихся в основном в арктической зоне республики.

Цель данной статьи — акцентировать внимание на исторической специфике формирования одного из малочисленных народов Севера нашей страны — эвенов, уникальное культурное наследие которых сложилось в местных хозяйственно-экологических условиях и поэтому не потеряло своего значения до сегодняшнего дня. Международной научной общественностью и современным российским североведением северные и арктические территории циркумполярной зоны, где проживают потомки древнего населения планеты, выработавшие уникальные адаптационные способности «вживания» человека в суровые природно-климатические условия, рассматриваются с точки зрения перспектив сохранения, поддержания и развития этих навыков адаптации в столь своеобразной среде обитания.

Эвенки (тунгусы) и эвены (ламуты) имеют единую основу происхождения, хотя в последующие периоды этнического развития у них сформировались индивидуальные особенности в культуре и языке7. Вместе их относят к северо-восточной ветви тунгусо-маньчжурской языковой группы алтайской языковой семьи8. Этногенез современных эвенов связан с теми тунгусскими племена-ми9, которые «поглотили» в процессе расселения на северо-востоке Якутии, Чукотки и Камчатки корякский, юкагирский и другие этнические элементы10. Принято считать, что предки эвенов освоили северо-восток Азии11, постоянно вступая в контакт с различными этносами, которые проживали там до них.

5 Энциклопедия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. М., 2005. С. 462—463.

6 Некоторые показатели экономического и социального развития районов проживания малочисленных народов Севера и арктических районов: Статистический сборник / Госкомстат Республики Саха (Якутия). Якутск, 2010. С. 18.

7 Подробнее см.: Народы Сибири / Под ред. М.Г. Левина, А.П. Потапова. М.; Л., 1956. С. 760; Туголуков В.А. Эвены. Этническая история народов Севера / Под ред. И.С. Гурвича. М., 1982. С. 155; Кривошапкин А.В. Эвены. СПб., 1997.

8 Красная книга языков народов России: Энциклопедический словарь-справочник. М., 1994. С. 68—71.

9 Народы Сибири / Под ред. М.Г. Левина, Л.П. Потапова. М.; Л., 1956. С. 761.

10 Народы России. Энциклопедия. М., 1994. С.419.

11 Тунгусский этнический элемент в Восточной Сибири в сравнении с палеоазиатским — поздний. Подробнее см.: Золотарёва И.М. Юкагиры (антропологический очерк) // Проблемы антропологии и истории этнографии Азии. М., 1968. С. 170.

В коллективной работе «История и культура эвенов»12 достаточно полно рассмотрены этнические процессы на данной территории и их характер. Авторы монографии приводят якутские предания о представителях старинного тунгусского рода Долган, которые после прихода на территорию современной Якутии предков якутов вынуждены были уйти в Янские горы. Затем этим же путем последовали Сологоны, Эдиганы и др. Считается, что тунгусы появились в горных районах не ранее XII в.13 Тогда же, по мнению В.А. Туголукова, произошло разделение тунгусов на западных и восточных14. Расселение тунгусов по территории Восточной Сибири в контакте с их предшественниками и привело к появлению нового этнического образования — эвенов, которых до 1930-х гг. именовали «ламутами».

По мнению Б.О. Долгих, изучившего родовой и племенной состав народов Сибири XVII в., объединение, в основе которого были тунгусские роды Долган, Уяган, Годникан, Горбикан, Килар, Дильян, Кукугир, Мямель, Буяксир и другие, составило здесь одно большое племя15. На базе этого населения шло в дальнейшем формирование единого языкового фундамента, несколько отличного от эвенкийского. Следовательно, полагал Б.О. Долгих, современный эвенский язык восходит к данному племенному диалекту16. Вследствие ассимиляционных процессов с местным населением17 они приобрели определенные языковые и антропологические особенности. Сочетание ряда черт стало, таким образом, основой для складывания будущего эвенского языка и специфики культуры этого народа.

Изучение истории и культуры эвенов в российской науке начинается в конце XVII в., когда в поле зрения Российского государства вошли «ламутские земли». Первые сведения об этом народе можно найти в архивных материалах того времени, а позже — в научных публикациях различных экспедиций и ученых. Одной из сложностей изучения проблемы происхождения эвенов является путаница в обозначении этого этноса в документальных материалах Х^!—Х!Х вв. Например, в этнографической литературе и в источниках XIX — первой трети ХХ в. их называли то «ламутами», то

12 История и культура эвенов. СПб., 1997. См. также другую коллективную работу под тем же названием: История и культура эвенов. Магадан, 1992.

13 История и культура эвенов. СПб., 1997. С. 21.

14 Туголуков В.А. Тунгусы (эвенки и эвены) Средней и Западной Сибири. М., 1985. С. 273.

15 Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. М., 1960. С. 11.

16 Там же. С. 11.

17 Автохтонами современной территории Якутии считаются предки юкагиров и другие неизвестные этнические группы. Подробнее см.: История и культура эвенов. СПб., 1997.

«восточными тунгусами», а иной раз — «эвенами» и др., а также часто использовались родовые названия.

Активный процесс переселения тунгусских родов в Янские горы начался в Х11—Х1У вв., а далее, за Верхоянские хребты, на север — в XVII в.18, где проживало уже другое юкагирское население. И.С. Гурвич, изучая этническую историю аборигенов северо-восточной Сибири XVII в., писал: «Большой наплыв эвенов в горные районы Индигирки и Колымы привел к тому, что юкагиры оказались в их окружении и были частично оттеснены на север, другие же были "поглощены" или уничтожены пришельцами»19. По мнению В.В. Антроповой, уже в XVII в. ламуты кочевали небольшими группами в районах рек Колымы, Момы, Индигирки20. Дальнейшее продвижение тунгусов по арктической зоне стало началом нового этапа ассимиляции юкагиров в бассейнах рек Колымы, Индигирки, Яны и Анадыря21. В результате окончательно сложился антропологический облик современных эвенов22. Одновременно с этим завершилось формирование эвенских культурных и языковых особенностей.

Итак, благодаря своим передвижениям восточные тунгусы образовали новое этническое объединение и стали расселяться вдоль арктического побережья дальше на восток, ассимилируя другие этнические компоненты — чукчей, эскимосов, коряков и др.23 Данные XVII в., приведенные И.И. Майновым, и другие документальные материалы той эпохи указывают на эти факты24. И.И. Майнов приводит также сведения о том, что в первой половине XVII в. тунгусов в Якутии было 12 тыс. человек обоего пола25. Но можно предположить, что эти данные несколько занижены, учитывая попытки как отдельных лиц, так и целых родов укрыться от переписи населения чтобы избежать обложения ясаком. По мнению В.А. Ту-голукова, во второй половине XVII в. в бассейне Индигирки доминирующим стало ламутское население. Впервые представители этого народа встретились с казачьим отрядом Д. Копылова в 1638 г.26,

18 Там же. С. 21.

19 Гурвич И.С. Этническая история северо-восточной Сибири. М., 1966. С. 37.

20 Антропова В.В. Военная организация у народов Крайнего северо-востока Сибири // Сибирский этнографический сборник. Вып. II. Т. 35: Труды Ин-та этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.; Л., 1957. С. 109.

21 Туголуков В.А. У исторической карты мира. Эвены // Вопросы истории. 1971. № 3. С. 217.

22 История и культура эвенов. СПб., 1997. С. 22.

23 Окладников А.П., Гурвич И.С. Древние поселения в дельте реки Индигирки // Краткие сообщения института этнографии. Вып. 27. М., 1957. С. 50.

24 Майнов И.И. Население Якутии. Л., 1927. С. 68.

25 Там же. С. 72.

26 Полевой Б.П. Эвенки и эвены — «вожжи» русских первопроходцев Тихого океана // Полярная звезда. 1980. № 1. С. 118.

примерно в то же время поселения эвенов стали упоминаться в исторических источниках на Средней и Нижней Индигирке. В 1668 г., например, служилые люди, находившиеся в низовьях этой реки, опасались «изменников — ламутских мужиков»27. Таким образом, можно заключить, что примерно с XVII в. арктическая территория современной Якутии уже была ламутской.

Начиная с XVII в. по всей Сибири постепенно устанавливаются порядки российского государства — создается административный аппарат, местное население облагается налогами, а в 1775 г. по указу Екатерины II там были учреждены три губернии. Однако оторванность от центра страны и огромные пространства Сибири стали одним из поводов для проведения в 1822 г. реформ М.М. Сперанского по управлению восточными землями28. Коренное население, тогда называемое «инородцами», было условно поделено на три группы; современные северные этносы входили в группу «бродячие»29. Эта группа населения, как правило, занималась оленеводством, охотой, рыбным промыслом, ведя кочевой образ жизни30.

По реформе М.М. Сперанского, в XIX в. Якутская область в административном отношении была разделена на пять округов31

с инородческим населением, которое составляло 92,8% от общего

32

числа жителей: это якуты, чукчи, тунгусы, ламуты, юкагиры32. Эвены проживали в двух округах — Верхоянском и Колымском, составляя 1% от всего местного населения области. В табл. 1 показана численность ламутов, зафиксированная в 1870, 1897 и 1924 гг.

Таблица 1

Численность ламутов в арктической зоне Якутской области с 1870 по 1924 г.

Округ 1870 г. 1897 г. 1924 г.

Верхоянский 822 1234 1080

Колымский 1183 1155 1013

Всего 2005 2389 2093

27 Туголуков В.А. Эвены. С. 159.

28 Административно-территориальное устройство России. История и современность. М., 2003. С. 177.

29 Коч А.А. Административная политика М.М. Сперанского в Сибири и «Устав об управлении инородцев» 1822 г. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. 1990. № 5. С. 45.

30 ПСЗ Российской империи с 1649 г. Т. XXXVIII. 1822—1823 гг. СПб., 1830. С. 359.

31 Там же. С. 345.

32 Государственный национальный архив РС(Я). Ф. 343. Оп. 1. Д. 410. Л. 3. Обзор Якутской области за 1893 г.

По данным табл. 1 видно, что в арктической зоне Якутии в 1870 г. было зафиксировано 2005 эвенов обоего пола33; ко времени проведения первой переписи населения России в 1897 г. произошел небольшой численный рост эвенского населения34. Однако показатели численности эвенов в XIX в. достоверными считать сложно, даже несмотря на строгий учет податного населения. В отношении 1924 г.35 мы тоже можем говорить об условности показателей, так как в арктической зоне Якутии в предыдущие годы шла гражданская война, и многие эвенские семьи были вынуждены уйти с традиционных путей следования своих оленьих стад.

Оленеводство в XIX в. и в начале ХХ в. продолжало оставаться главенствующим видом хозяйственной деятельности. В табл. 2 зафиксировано поголовье оленей как основного источника жизни северных кочевников-эвенов в Якутской области в XIX в.

Таблица 2

Численность поголовья оленей в XIX в. в эвенских хозяйствах и в Якутской области

Округ 1870 г. 1893 г.

Верхоянский 24 081 8994

Колымский 2083 11 540

Всего по Якутской области 37 416 23 222

В 1870 г. в Верхоянском округе насчитывалось 24 081 олень, в Колымском — 2083 оленя, а по Якутской области — 37 416 голов. В целом 70% поголовья оленей в 1870 г. было сосредоточено у эвенов. В 1897 г. в Верхоянском округе произошло сокращение поголовья этих домашних животных, в Колымском, наоборот, зафиксирован рост численности поголовья оленей. В сравнении со всей областью видно, что в конце XIX в. 88% всех оленей находилось у эвенов. Таким образом, можно говорить о том, что оленеводство в XIX в. сохраняло ведущее положение в хозяйственной деятельности этого северного этноса.

Однако с конца XVIII в. и в XIX в. в арктической зоне Якутской области происходили и другие этнокультурные процессы, в частности ламуты постепенно оказываются в иноязычном окружении, так как в это время происходит заселение данных земель якутским населением. Однако тенденция не оказала значительного влияния

33 Государственный национальный архив РС(Я). Ф. 343. Оп. 1. Д. 176. Л. 4, 18. Статистические сведения о состоянии Якутской области за 1870 г.

34 Государственный национальный архив РС(Я). Ф. 343. Оп. 1. Д. 410. Л. 3. Обзор Якутской области за 1893 г.

35 Майнов И.И. Указ. соч. С. 76.

на ламутскую среду. К.И. Горохов высказал по этому вопросу гипотезу, что якуты появились на ламутской земле позже, чем на северо-западных землях тунгусов Якутии. Кроме того, ламуты здесь были более многочисленными, чем якуты, и оба эти факта стали причиной того, что их ассимиляция не была значительной. Только одна локальная группа ламутов, ныне проживающая в Эвено-Бы-тантайском национальном районе, с конца XIX в. перешла на якутский язык, постепенно осваивая образ жизни этого народа, например занятие коневодством, и переходила на оседлый образ жизни.

ХХ столетие принесло кардинальные перемены в жизнь всех народов нашей страны, в том числе и эвенов Якутии. Переход на оседлый образ жизни, сокращение поголовья оленей, интернатская система обучения детей и другие причины, неоднократно отмеченные в литературе, стали факторами серьезного изменения культурного наследия всех малочисленных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока.

Современное расселение эвенов Якутии осталось почти таким же, как и в конце XIX — начале ХХ в. В табл. 3 представлены административно-территориальные единицы Республики Саха (Якутия), которые считаются местами компактного проживания этого малочисленного народа Севера.

По сведениям статистического управления республики, в начале XXI в. насчитывалось 6832 эвена36. В данной таблице указаны 18 районов, где проживают представители этого народа, но пять из них не являются местами их компактного проживания. Так, в Алданском районе зафиксировано 11 чел., в Жиганском — 14, Оленекский — 6, Олекминский — 4, Усть-Майский — 8. Скорее всего, в вышеуказанных районах республики эвены появились из-за внутренней миграции, исходя из тех или иных жизненных обстоятельств конкретной семьи. Таким образом, в традиционный ареал расселения эвенов входит 13 районов из 32-х. Они входят в список мест компактного исконного проживания данного этноса.

В ХХ в. изменилось соотношение представителей этнических групп в местах компактного проживания северных этносов. Преобладающим большинством в этнических районах, где ранее проживали эвены, стали представители русского и якутского народов. Межэтнические контакты, культурное влияние численно доминирующего населения, а также рост уровня образования и политика интернационализма способствовали усилению ассимилятивных процессов в эвенской среде.

36 Некоторые показатели экономического и социального развития районов проживания малочисленных народов Севера и арктических районов: Статистический сборник / Госкомстат РС (Я). Якутск, 2010. С. 18.

Таблица 3

Численность эвенов в северных районах Республики Саха (Якутия), данные 2010 г.

№ Административно-территориальная единица (район) Эвены (чел.)

1 Абыйский 146

2 Алданский 11

3 Аллаиховский 219

4 Анабарский 366

5 Булунский 183

6 Верхнеколымский 221

7 Жиганский 14

8 Кобяйский 777

9 Момский 846

10 Нижнеколымский 466

11 Оймяконский 326

12 Оленекский 6

13 Олекминский 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 Среднеколымский 335

15 Томпонский 730

16 Усть-Майский 8

17 Усть-Янский 964

18 Эвено-Бытантайский 1210

ВСЕГО 6832

Тем не менее, несмотря на эти новые тенденции, у эвенов Якутии сохранилось немало этнокультурных особенностей. Они проявляются, в частности, в характере использования исконных территорий, на которых они продолжают жить до сегодняшнего дня. Однако, на наш взгляд, следует учитывать такой фактор этнических процессов ХХ столетия, характерных для всех представителей малочисленных народов Севера России, как усиление полиэтнич-ности региона проживания. В настоящем эвены составляют на своей территории этническое меньшинство37. В качестве типичного

37 Энциклопедия Якутии... С. 124.

примера можно взять один из арктических районов Республики Саха (Якутия), являющийся местом компактного проживания эвенов.

Эвено-Бытантайский национальный район — самый молодой по времени образования из ныне существующих в республике: в апреле 1989 г. постановлением Президиума Верховного Совета Якутской АССР он выделен из состава Верхоянского района. При его создании учитывались интересы коренного населения, имеющего автохтонное происхождение, что и было зафиксировано в его названии.

Территория района расположена за полярным кругом, между реками Лена и Яна, и считается самым труднодоступным регионом Якутии. Его площадь составляет 55,6 тыс. кв. км. Рельеф горный: большую часть улуса занимают низкогорья и среднегорья Верхоянской цепи, а также часть Яно-Индигирского нагорья. Средняя температура января от -36°С до -48°С, июля +16...+17°С. В улусе берут начало верховья многочисленных притоков крупных рек Лены и Яны — Омолой, Нимингде, Ундюлюнг и др. Природные недра богаты полезными ископаемыми, в том числе здесь располагаются месторождения алмазов и бурого угля. Для местных жителей основными отраслями хозяйства являются оленеводство, мясное табунное коневодство и пушной промысел. Эти отрасли преобладают в совхозах «Ленинский» и «Бытантайский», общине «Джаргалах», а также в родовых эвенских общинах «Тюгас», «Лы-балах» и др. В улусе сосредоточено 10% поголовья оленей респу-блики38. Транспортные связи района как внутри, так и за его пределами осуществляются преимущественно воздушным способом. Административный центр — Батагай-Алыта, который от столицы республики Якутска находится при движении наземным путем на расстоянии 1120 км, а воздушным — 850 км. В районе имеются 4 населенных пункта и 3 наслега. Плотность населения в этой местности составляет 0,05 чел. на кв. км.

Этнический состав населения в процентах, зафиксированный в 2007 г., таков: всего численность жителей района составляла 2787 чел., из них саха — 37,0%, русские — 27,8%, эвены — 2,4%, эвенки — 9,4%, юкагиры — 0,2%, чукчи — 0,1% и другие национальности — 23,1%.

То есть в 2007 г. в Эвено-Бытантайском национальном районе доля эвенов составляла всего 2,4% — 903 чел.39 Численно преобладают представители народа саха и русские. Подобная ситуация характерна для всех районов, где проживают эвены республики, что

38 Там же.

39 Энциклопедия Якутии. С.124.

в целом способствует активной ассимиляции малочисленных групп этническим большинством.

Однако, несмотря на малочисленность, все эвенское население арктических территорий Якутии продолжает сохранять исконные виды хозяйственной деятельности — оленеводство, рыболовецкий промысел и охоту. На протяжении многих веков присваивающее хозяйство составляло основу жизнеобеспечения: из природы извлекалось все необходимое для жизни человека. Рыба до сих пор идет на питание и продажу с вывозом в Якутск, поэтому в определенное время года все население заготавливает рыбу (муксун, чир, омуль, ряпушка и др.). Например, за 2009 г. улов рыбы в районах, где проживают эвены, составил 2196 тонн40.

Для более успешной хозяйственной деятельности в северных и арктических районах РС (Я) с конца 1980-х гг. стали создаваться самостоятельные хозяйственные образования — родовые общи-ны41 — как одна из альтернатив центральной колхозно-совхозной системе. Предполагалось, что они должны стать эффективной формой самозащиты северных народов в условиях рыночных отношений. Общеизвестно, что конец 1980-х и 1990-е гг. — это время экономического упадка в стране, и, возможно, отчасти благодаря родовым общинам удалось сохранить культуру и язык народов Севера. Пройдя трудности становления, при поддержке Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, эта форма хозяйствования в арктических условиях способствовала поддержанию специфики хозяйственного уклада эвенов42. В 1992 г. Верховный Совет РС (Я) принял закон «О кочевых родовых общинах», тем самым законодательно их утвердив. В республике в этот год насчитывалось около 70 родовых общин, в январе 1993 г. — 92, а к началу 1994 г. — 10 343. Однако со временем возникли и другие формы хозяйствования, например фермерские хозяйства и индивидуальное предпринимательство. В табл. 4 показано количество вариантов производственных объединений, находящихся в арктической зоне Якутии.

40 Некоторые показатели экономического. 2010. С. 66.

41 «Родовая община» имеет условное название, т.к. сегодня данная производственная структура объединяет не только родственников, но и всех людей, желающих работать совместно. Этот термин подразумевает коллективную организацию жизни в северных широтах и выживание в сложных экономических условиях региона.

42 Белянская М.Х. Современные общины эвенов Якутии // Социально-экономическое и культурное развитие народов Севера и Сибири: традиции и современность. М., 1995. С. 118—136.

43 Там же. С. 125.

Таблица 4

Количество фермерских хозяйств, индивидуальных предпринимателей и родовых общин среди эвенского населения Якутия, данные 1999 и 2009 гг.

№ Административно-территориальная единица (район) Кол-во родовых общин, 1999 г. Кол-во родовых общин, 2009 г. Кол-во фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 2009 г.

1 Абыйский — — 33

2 Аллаиховский 5 11 1

3 Анабарский 2 7 1

4 Булунский 20 15 —

5 Верхнеколымский 2 2 25

6 Кобяйский 1 — —

7 Момский — 2 11

8 Нижнеколымский 3 3 7

9 Оймяконский 1 1 6

10 Среднеколымский 6 2 1

11 Томпонский 3 3 —

12 Усть-Янский 19 38 19

13 Эвено-Бытантайский 8 15 7

ВСЕГО 70 99 111

В 1999 г. было 70 родовых общин эвенов из 217 общин по республике44, а в начале 2010 г. наряду с общинами появились и другие формы хозяйствования, всего в то время было зафиксировано 99 родовых общин, 111 индивидуальных предпринимателей и фермерских хозяйств45.

В целом альтернативность форм хозяйственной деятельности эвенов говорит о том, что каждый человек использует тот вид деятельности, который для него приемлем. Однако все в той или иной степени занимаются исконными видами хозяйственной деятельности — оленеводством, рыболовством и охотой. Общеизвестно, что всегда благосостояние эвенского хозяйства соизмерялось с ко-

44 Общинно-родовые хозяйства по Республике Саха (Якутия) на 23 января 1999 г. // Национальный государственный архив РС (Я), Якутск.

45 Некоторые показатели социального. С. 52—53.

личеством оленей. Рассмотрим динамику развития оленеводства в эвенских хозяйствах в 1973 г.46, 1990 г.47 и в 2009 г.48, чтобы сравнить поголовье этих домашних животных в арктической зоне Якутии.

Таблица 5

Поголовье оленей в эвенских хозяйствах Якутии в 1973, 1990 и 2009 гг.

№ Административно-территориальная единица (район) 1973 г. 1990 г. 2009 г.

1 Абыйский 4143 6115 424

2 Аллаиховский 22 601 20 515 2686

3 Анабарский 23 443 24 758 16 284

4 Булунский 20 507 30 021 17 608

5 Верхнеколымский 9181 8528 1057

6 Кобяйский 12 650 19 957 16 188

7 Момский 25 496 31 911 17 116

8 Нижнеколымский 35 263 35 138 16 355

9 Оймяконский 12 630 18 316 14 593

10 Среднеколымский 7588 6923 2732

11 Томпонский 18 197 23 896 19 547

12 Усть-Янский 25 000 31 888 76

13 Эвено-Бытантайский 32 212 26 329 16 763

ВСЕГО 248 911 284 295 141 429

В 1973 г. насчитывалось 248 911 голов; 1990 г. — 284 295, а на 1 января 2010 г. — 141 429. Исходя из вышеуказанных цифр видно, что в 1990 г. оленьи стада были многочисленными, а в 2009 г. — показатели по оленеводству самые низкие за 37 лет (с 1973 по 2009 г.). Данные по арктическим районам Якутии указывают на неблагополучное состояние в этой отрасли хозяйства. По-видимому, сказывается низкий уровень зарплаты оленевода, отсутствие прочной преемственности по передаче профессиональных навыков в семье, а также дороговизна в арктических районах Якутии. Остановимся на последнем более подробно.

46 Государственный национальный архив РС (Я). Ф. 70. Оп. 74. Д. 2142. Л. 32. Сводные итоги учета северных оленей по ЯАССР за 1954, 1956, 1969—1974 гг.

47 Некоторые показатели социального. С. 59.

48 Там же.

Все районы, где проживает эвенское население, находятся в отдаленных частях республики, в частности Эвено-Бытантайский национальный район. Завозимые горюче-смазочных материалы, оружие, патроны и другие предметы первой необходимости для оленеводов имеют достаточно высокие цены. Кроме того, в последние десятилетия прекратились плановые отстрелы волчьих стай, которые наносят невосполнимый ущерб стадам домашних оленей. В ходе полевого сезона 2008 г. мы могли убедиться, что человек в арктической зоне Якутии бессилен против волков, и в последнее время эти звери чувствуют себя возле домашних оленьих стад безнаказанно. Еще одна современная проблема на севере — болезни оленей. В советский период была развита ветеринарная служба, следившая за состоянием здоровья животных; тогда традиции лечения животных средствами народной медицины ушли в прошлое, а сегодня оленеводы остались один на один со многими болезнями животных. Например, в 1995—2000 гг. в Аллаиховском районе распространилась болезнь «копытка», из-за нее было потеряно более 50% оленей49, и до сегодняшнего дня восстановить поголовье не смогли. Но тем не менее, несмотря на невысокие показатели поголовья оленей в эвенских районах, можно говорить о сохранении оленеводства как основной отрасли хозяйства.

Неоднократно отмечалось, что степень распространения родного языка зависит от развитости оленеводства в местах компактного проживания северных народов, так как оленеводческая терминология не имеет аналогов ни в русском, ни в якутском языках50. В языке находят отражение не только знания об окружающем мире, но и отношения человека к действительности, другим людям51.

Однако знание родного языка в среде представителей малочисленных народов Севера из года в год снижается, в Якутии происходит постепенный переход на русский или якутский языки общения. В диаграмме показана доля лиц, знающих родной язык среди эвенов с 1970 по 2002 г.

Таким образом, во второй половине ХХ в. происходит постепенный отказ от знания родного языка у представителей эвенского этноса. В 1970 г. было зафиксировано 44,7% владеющих родным языком52, в 1989 г — 34,7%53; в 2002 г насчитывалось всего 19 071 эвен,

49 Некоторые показатели социального положения районов проживания коренных малочисленных народов Севера за 1990, 2000, 2003—2009 гг. Статистический сборник. Якутск, 2002. С. 44.

50 Например, см.: Дуткин Х.И., Белянская М.Х. Тундренный диалект западного наречия эвенского языка: Этнолингвистическое и этногеографическое исследование. СПб., 2009. С. 42.

51 Горбачевич К.С. Язык — памятник культуры. Л., 1965. С. 3.

52 Статистический сборник // ЯРСУ. 1990. № 9.

53 Там же.

Диаграмма

Знание родного языка у представителей эвенского народа, 1970—2002 гг., %

/

Ь0п у

40

'-г ■

30 9 r х

20

10

0 АШ / W

%

□ 1970 год □ 1989 год □ 2002 год

из них владели родным языком только 4749 чел., т.е. 24,9%54. Причиной падения уровня владения родным языком могут быть различные факторы. К ним следует отнести и сокращение поголовья оленьих стад, из-за чего сокращается количество людей, занятых в этой отрасли хозяйства; и низкий уровень заработной платы оленеводов, и тяжелые условия кочевания и т.д. В результате люди вынуждены искать другие источники существования, для которых знание эвенского языка не является необходимым.

Автор данного материала была в составе социолингвистической экспедиции в Аллаиховский район Якутии, являющийся исконным местожительством эвенов. Во время экспедиции в 2000 г., а также в более ранних полевых исследованиях Х.И. Дуткина был отмечен факт, что многие родители-эвены дома специально говорили на якутском языке, хотя сами прекрасно знали родной язык. Как выяснилось, это в первую очередь относилось к тем родителям, которые хотели, чтобы их дети получили высшее образование. Поэтому у таких родителей бытовало мнение о важности якутского языка, а владение родным языком рассматривалось как лишнее. Вследствие этого родители в процессе воспитания полностью переходили с детьми на якутский язык, объясняя свои действия тем, что без знания этого языка невозможно жить в городах Якутии, в частности в самом Якутске55.

54 Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ по национальности и владению языком своей национальности (по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г.) // www. raipon (дата обращения: 15.04.2012).

55 Дуткин Х.И., Белянская М.Х. Указ. соч. С. 37.

Появление в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Программ по сохранению и развитию языков и культуры малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в нашей стране создало благоприятные условия для смены приоритетов и в среде эвенского народа. Для сохранения языков у этнических меньшинств в РС (Я) принимались законы56, на основе которых происходило реформирование системы образования в местах компактного проживания северных этносов, а также вводились учебные предметы, факультативы, кружки для изучения родного языка и культуры. В табл. 6 представлено количество школ и численность учащихся в них, а также выделены общеобразовательные учебные заведения, где обучаются эвенские дети родному языку.

Таблица 6

Количество общеобразовательных учреждений в местах компактного проживания эвенов Якутии и общее число школ, где изучается родной язык

№ Администра-тивно-терри-ториальная единица (район) Данные на 1 января 2010 г.

Общее кол-во школ в районе В них всего учащихся Кол-во школ, где обучают эвенов родному языку Кол-во учащихся

1 Абыйский 7 759 6 58

2 Аллаиховский 6 542 6 145

3 Анабарский 4 651 4 480

4 Булунский 6 643 9 633

5 Верхнеколымский 8 614 6 121

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Кобяйский 3 292 2 199

7 Момский 8 890 8 194

8 Нижнеколымский 3 358 3 221

9 Оймяконский 2 315 2 67

10 Среднеколымский 1 61 1 59

11 Томпонский 1 143 1 131

12 Усть-Янский 4 785 6 243

13 Эвено-Бытантайский 3 499 1 273

ВСЕГО 56 6552 55 2824

56 16 октября 1992 г. принят Закон РС (Я) «О языках»; 19 ноября 2002 г. вышел Указ Президента РС (Я) «О языковой политике РС (Я)».

Из табл. 6 видно, что во всех 13 районах Якутии, где проживают эвены, находится 56 школ с общей численностью учащихся 6552 чел. Из них примерно 43% учащихся являются представителями эвенского народа и фактически все 2824 чел. изучают родной язык на уроках или факультативно.

Сегодня школа и школьное образование играют большую роль в процессе социализации и становления личностных качеств ребенка. И поэтому изучение родного языка в школе способствует этническому развитию учащихся, углубляя традиции собственной культуры, полученные в семье.

Подводя итог данного очерка этнической истории и современного положения эвенов на территории Якутии, можно констатировать, что формирование ламутской территории и эвенского этнического сообщества прошло в условиях активных контактов эвенских групп с окружающими народами или их частями. Это наложило отпечаток на этнокультурный облик эвенов, но главные черты их культуры были связаны с особенностями субарктической природно-экологической среды и способами ее освоения. Динамичные события ХХ—ХХ1 вв. привели к усилению межэтнических контактов и многочисленным культурным заимствованиям. То обстоятельство, что эвены сейчас оказались не только в условиях кризиса такой основной отрасли хозяйства, как оленеводство, но и в условиях, когда они на своей территории стали представлять этническое меньшинство, делает перспективы сохранения их культурного наследия проблематичными. Тем не менее поддержание и развитие как традиционных видов хозяйства и культуры, так и необходимых для воспроизводства этноса новаций позволяют надеяться, что этнокультурный опыт адаптации себя еще далеко не изжил и еще сможет остаться одной из составляющих и основ жизнеобеспечения в наше время.

Список литературы

1. Административно-территориальное устройство России. История и современность. М., 2003.

2. Антропова В.В. Военная организация у народов Крайнего северо-востока Сибири // Сибирский этнографический сборник. Вып. II. Т. 35: Труды Ин-та этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.; Л., 1957.

3. Белянская М.Х. Современные общины эвенов Якутии / Социально-экономическое и культурное развитие народов Севера и Сибири: традиции и современность. М., 1995.

4. Богораз-Тан В.Г. Распространение культуры на земле. Основы этногеографии. М.; Л., 1928.

5. Горбачевич К.С. Язык — памятник культуры. Л., 1965.

6. Гурвич И.С. Этническая история северо-восточной Сибири. М., 1966.

7. Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. М., 1960.

8. Дуткин Х.И., Белянская М.Х. Тундренный диалект западного наречия эвенского языка: Этнолингвистическое и этногеографическое исследование. СПб., 2009.

9. Золотарёва И.М. Юкагиры (антропологический очерк) // Проблемы антропологии и истории этнографии Азии. М., 1968.

10. Иохельсон В. Заметки о населении Якутской области в историко-этнографическом отношении // Живая старина 1895. Год 5, вып. II, отд. 1.

11. История и культура эвенов. Магадан, 1992.

12. История и культура эвенов. СПб., 1997.

13. Коч А.А. Административная политика М.М. Сперанского в Сибири и «Устав об управлении инородцев» 1822 г. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. 1990. № 5.

14. Красная книга языков народов России: Энциклопедический словарь-справочник. М., 1994.

15. Кривошапкин А.В. Эвены. СПб., 1997.

16. Майнов И.И. Население Якутии. Л., 1927.

17. Народы России. Энциклопедия. М., 1994.

18. Народы Сибири. М.; Л., 1956.

19. Окладников А.П., Гурвич И.С. Древние поселения в дельте реки Индигирки // Краткие сообщения института этнографии. Вып. 27. М., 1957.

20. Полевой Б.П. Эвенки и эвены — «вожжи» русских первопроходцев Тихого океана // Полярная звезда. 1980. № 1.

21. Туголуков В.А. У исторической карты мира. Эвены // Вопросы истории. 1971. № 3.

22. Туголуков В.А. Эвены // Этническая история народов Севера / Под ред. И.С. Гурвича. М., 1982.

23. Туголуков В.А. Тунгусы (эвенки и эвены) Средней и Западной Сибири. М., 1985.

24. Широкогоров С.М. Задачи антропологии в Сибири. (Отдельный оттиск из III томов «Сб. Музея Антропологии и Этнографии при Императорской АН»). Петроград, 1915.

25. Энциклопедия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. М., 2005.

26. Энциклопедия Якутии. Т. 1. М., 2000.

Поступила в редакцию 5 сентября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.