Научная статья на тему 'Этнокультурное образование в контексте обеспечения духовной безопасности современного общества'

Этнокультурное образование в контексте обеспечения духовной безопасности современного общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
252
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРА / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / ТРАДИЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Самыгин Сергей Иванович, Бинеева Наталья Камильевна

В статье анализируется роль этнокультурного образования в обеспечении духовной безопасности современного общества. Рассматривается специфика и основные компоненты этнокультурного образования. Отмечается, что духовная безопасность многоуровневый феномен, обеспечение которого должно достигаться и на микро-, и на макроуровне. При этом духовная безопасность на уровне общества в целом не может быть достигнута, если эта задача не решена на микроуровне и уровне регионов (среднем уровне). Показано, что реализация модели этнокультурного образования способствует обеспечению духовной безопасности на разных социальных уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Самыгин Сергей Иванович, Бинеева Наталья Камильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнокультурное образование в контексте обеспечения духовной безопасности современного общества»

УДК 316

Самыгин Сергей Иванович

доктор социологических наук, профессор. Ростовский государственный экономический университет. «РИНХ» samygin78_@yandex.ru

Бинеева Наталья Камильевна

кандидат социологических наук, доцент. Институт философии и политических исследований

Южного федерального университета n.bineeva@gmail.com

Sergey I. Samygin

doctor of sociological sciences, professor. Rostov state economic university. «RINH» samygin78_@yandex.ru

Natalya K. Bineeva

candidate of sociological sciences, associate professor. Institute of philosophy and political researches Southern federal university. n.bineeva@gmail.com

Этнокультурное

образование в контексте обеспечения духовной безопасности современного общества1

Ethnocultural education

in the context of ensuring spiritual safety of modern society

Аннотация. В статье анализируется роль этнокультурного образования в обеспечении духовной безопасности современного общества. Рассматривается специфика и основные компоненты этнокультурного образования. Отмечается, что духовная безопасность - многоуровневый феномен, обеспечение которого должно достигаться и на микро-, и на макроуровне. При этом духовная безопасность на уровне общества в целом не может быть достигнута, если эта задача не решена на микроуровне и уровне регионов (среднем уровне). Показано, что реализация модели этнокультурного образования способствует обеспечению духовной безопасности на разных социальных уровнях.

Ключевые слова: этнокультурное образование, этнокультура, современное общество, традиция, глобализация, социализация, идентичность, духовная безопасность.

Annotation. In article the role of ethnocultural education in ensuring spiritual safety of modern society is analyzed. Specifics and the main components of ethnocultural education are considered. It is noted that spiritual safety - a multi-level phenomenon which providing shall be reached both on micro, and at the macrolevel. At the same time spiritual safety at the level of society in general cannot be reached if this task is not solved at the microlevel and level of regions (average level). It is shown that implementation of model of ethnocultural education promotes ensuring spiritual safety at the different social levels.

Keywords: ethnocultural education, ethnoculture, modern society, tradition, globalization, socialization, identity, spiritual safety.

Вначале XXI века происходит постепенное изменение образовательной парадигмы, отход от знаниецентрического подхода к обучению, усиление культурной и гуманистической, персоналистической составляющей образова-

1 Статья подготовлена в рамках проекта Распределенного научного центра межнациональных и межконфессиональных отношений «Мониторинг межнациональных отношений и религиозной ситуации;

анализ проблем этнокультурного и исторического ;

Южного федерального округа» (научный руководитель - академик В. Тишков). Госзадание № 28.186.2016/РНЦ.

. -

зовании обусловлено динамикой глобализаци-онных процессов и их воздействием на культурные и национальные идентичности [1].

Культурные аспекты глобализации выражаются в формировании единого культурного пространства на основе совершенствования информационных и коммуникационных технологий. Национальные культуры становятся всё более открытыми внешним культурным влияниям, усиливается межкультурный обмен, который не всегда имеет симметричный характер. В информационном пространстве глобальной культуры представлены элементы самых разных культурных

традиций, однако, доминирующее положение пока занимают западные ценности и культурные образцы, что связано с технологическим и экономическим доминированием. Но и западные культуры подвержены воздействие внешних .

Интенсивный культурный обмен, увеличение транснациональной мобильности населения постепенно приводят к тому, что образование, осо-, -

, -

фикации университетского образования, ориентации ведущих западных и не западных университетов на глобальный, а не только локальный рынок образовательных услуг. Такая позиция исключает связь университетского образования с национальными культурами, переориентация их на универсалистские модели. Отказ от универсализма в образовании означал бы культур,

.

В то же время, распространение глобальной культуры вызывает определенные опасения в связи с проблемой утраты локальной культурной идентичности. Таким образом, перед образованием в современных условиях встает проблема

поиска путей совмещения локального и универ-

,

усвоения передового мирового опыта [2].

В российском обществе внимание к проблеме этнокультурного компонента образования было обусловлено не только внешними обстоятельствами, но и поликультурным, полиэтничным составом российского общества, необходимостью выработать общенациональную идентичность,

общие мировоззренческие и ценностные ориен-

,

общероссийскую культурные составляющие.

В такой ситуации в России несколько десятилетий развивается концепция этнокультурного образования. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» [3] среди целей и задач образования указываются следующие, имеющие непосредственное отношение к проблеме этнокультурного образования:

- обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского

общества, уважающих права и свободы лично,

проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам,

традициям и культуре других народов;

- -

;

- -ного миропонимания и современного научного

мировоззрения, развитие культуры межэтниче-

;

- -

;

- -

нально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур; -

.

В России на данный момент уже сложилась система этнокультурного образования, главным образом, школьного. Как утверждает У.М. Борисова, «этнокультурная школа выступает самой распространенной формой этнокультурного образования. Типология современных этнокультурных школ в России может быть представлена :

1) школы народов России в регионах компактного проживания в национально-административных территориях: буряты, татары, калмыки, тувинцы, якуты и др.;

2) , имеют государственность за пределами России: украинцы, белорусы, казахи, немцы и др.

3) -

ловиях иноэтничного окружения, например, в

;

4) школы коренных малочисленных народов Севера, сохраняющих традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы» [4].

Этнокультурное образование включает в себя

сумму разнообразных компонентов, образующих

,

должно выступать ценностно-этическое ядро

,

культурных практиках и артефактах. Усвоение и освоение этнокультурных практик, таким образом, сопровождается, интериоризацией ценностей и этических принципов, заложенных в куль.

Какие именно компоненты этнокультуры могут быть использованы в выработке моделей этнокультурного образования? Главным по значимости элементом этнокультуры является язык. В

, ,

малые народы утрачивают свою языковую традицию, и это - общемировая тенденция. Если

язык малого народа или этнического меньшинст-, -

,

, -

лий жизни даже носители такого языка часто

предпочитают использовать средства других

,

.

процесс даже на примере русского языка, который никак не назовешь языком малого народа. В русском языке в последние десятилетия сформировался огромный пласт лексики, связанный с новыми экономическими отношениями, практи-

чески полностью заимствованный. Русскому языку ничего не угрожает, поскольку заимствованная лексика сама по себе языку ущерба не

,

связи между динамикой языка и социальными процессами. Если группа носителей языка должна адаптироваться к сложным социальным усло-

,

освоенным, это приводит к использованию дру-

,

,

языковой традицией и препятствует развитию , -

.

необходимостью освоения мирового культурного наследия, что является залогом успешного развития в обществе. Но освоение культурного наследия предполагает многолетнюю переводче-, -

дов не было исторических условий. В результате

приобщение к мировому наследию либо вообще

,

освоения других языков. Все эти процессы приводят к отмиранию или обеднению языков и культурной изоляции их носителей - если они не освоили другого языка. Таким образом, утрата

этнических языков в какой-то степени законо-

,

.

языков несомненно способствует укреплению и оживлению этнокультурной традиции.

Однако в современных условиях освоение языков этнических меньшинств должно сопровождаться и освоением других языков, что способно повысить адаптационный потенциал этнических меньшинств и в то же время создать предпосылки для освоения собственного этнокультурного наследия в виде, например, литературных произведений, созданных на этнических языках. Литературное наследие - второй по значимости элемент этнокультурного образования, причем он включает не только авторские произведения, но также и литературное наследие народа - народные сказания, песни, сказки, фольклор того или иного народы. Литературное наследие, в том числе фольклорное, является основным

источником знания о ценностях и этических ус, .

Компонентом фольклорной традиции служит и

,

видение мира того или иного народа, народная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

музыка в целом. Среди важных элементов этно-, -

пользованы для создания моделей этнокультур-, -

вают следующие: язык, народная хореография,

, ,

фольклор, драматический фольклор, этноэтикет, , -

искусство, народное зодчество, хозяйственно-культурный тип экономики, народная педагогика, религия, предметы традиционного быта, обычаи, обряды и праздники [5].

Очевидно, что в современных условиях этнокультурное образование не может быть основным и исчерпывать содержание всего образова-

.

должна быть органической частью более общего образования, способствующего привитию индивиду знаний и умений, необходимых для жизни в современных сложных обществах: основ научных представлений и профессиональной ориентации, навыков креативности, коммуникабельности и т.д. Этнокультурное образование должно дополнять, но не оттеснять эти базовые компоненты, иначе вместо улучшения интеграции индивида в общество результатом может стать социальная изоляция и даже формирование се.

Развитие этнокультурного образования непосредственным образом связано с проблемой обеспечения духовной безопасности общества. Сама по себе духовная безопасность - феномен многоуровневый, обеспечение духовной безопасности должно реализовываться на микро- -

стного взаимодействия, медиа-уровне - уровне

отдельных локальных общностей и на макро- , .

- -

не может быть достигнута, если не обеспечено решение этой проблемы на других уровнях.

Для обеспечения духовной безопасности на микро-уровне этнокультурное образование призвано решить проблему формирования устойчивой личностной идентичности в процессе социа-.

формирования устойчивой личностной идентичности представляет собой проблему, о чем сви-, -

тичности современными исследователями. Западные исследования идентичности направлены

в первую очередь на проблематичность индиви-

,

ориентируются на проблему идентичности коллективной. Однако противопоставление личностной и коллективной идентичности во многом условно, о чем говорит и тот факт, что кризис

индивидуальной идентичности связан, прежде

,

,

« ».

Неопределенность классовой структуры, высокая профессиональная мобильность и частая смена рода занятий - важные факторы, препятствующие выработки у индивида идентичностей,

связанных с классом или профессиональной .

одним из последних оплотов идентичности, но и культуры, как мы выше уже отмечали, подвергаются определенному размыванию в результате глобализационных процессов [6].

В свете вышесказанного очевидной становится функция этнокультурного образования - оно призвано сохранить основы этнических культур и обеспечить их трансляцию, передачу новым по.

зависит от динамики экономических и социаль-

,

ядро личностной идентичности, избавив индивида от проблемы кризиса идентичности и неопре-

деленности. Устойчивая идентичность - один из важных факторов, способствующих поддержанию психологического и нравственного здоровья личности, преодолению чувства отчужденности от социальной среды, иными словами, формирование устойчивой личностной идентичности может сделать индивида устойчивым к воздействию аномических процессов, разрушительно влияющих на современное общество, особенно российское.

В условиях современных обществ механизмы

работы культурной традиции фактически разру-

,

отчасти исчезли, отчасти подверглись «музеи-фикации», те. сохранили символическое, но утратили реальное значение. Лишь в отдельных сегментах социума сохраняются элементы этнической традиции, причем эти сегменты, как пра-,

,

и ценность сохранившихся элементов этниче-. -

культурного образования в такой ситуации должна быть не просто передача, но восстановление культурного наследия, придание ему жи-

,

жизненного опыта индивида. Решение этой задачи способно не только сформировать культурную личность с четкой идентичностью, но и решить более масштабную задачу - возрождение и приумножение культурного наследия. Будучи усвоенным в ходе образовательной социализации, этнокультурное наследие получит шанс дальнейшего ,

связь прошлого, настоящего и будущего.

Восстановление и актуализация этнического культурного наследия в рамках этнокультурного образования способно, таким образом, решить

проблему формирования личностной и коллек-

,

смысловое единство общества, обеспечить интеграцию индивида в социум через творческое

,

ценностям и достижениям. Осознав себя частью многовековой культурной традиции, человек

окажется защищенным от проблемы «утраты » .

На среднем уровне, уровне отдельных регионов этнокультурное образование может способствовать выработке региональных идентичностей, осознаю культурной значимости регионов, вос-

Литература:

1. Самыгин СМ. Государственная культурная политика в контексте эскалации рисков и угроз национальной безопасности России / С. И. Самыгин, А. В. Верещагина, А. В. Рачипа // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 1-2. С. 53-57.

2. Верещагина А.В. Интеллектуальная безопасность России в условиях кризиса научно-образовательной сферы и роста социального неравенства / А.В. Верещагина, С.И. Самыгин,

питанию привязанности и уважения к малой Родине, личной ответственности за её судьбу, что может создать стимул участвовать в дальнейшем в активном развитии своего региона. Социологические исследования в различных регионах свидетельствуют о понимании этой функции этнокультурного образования всеми субъек-

[7]. -

правленное воспроизводство этнокультурной и региональной идентичности очень важно, поскольку одной из проблем современного российского общества является неравномерное разви-, -

,

, -

гионов либо в центральные города России, особенно в Москву, либо за границу. Но рост мобильности не должен препятствовать развитию общества в целом, поэтому воспитание чувства ответственности за свою землю должно стать важной частью образования.

С другой стороны, для многих российских регионов актуальна проблема укрепления навыков

,

представителями различных этнических сообществ, в связи с чем неотъемлемой частью этнокультурного образования должно стать воспитание уважения не только к своей традиции, но и этнической традиции других народов. Осознание ценности своей культуры должно сопровождаться и привитием уважения к иным культурам. Хорошо образованный человек, уважающий свою , -

сию по отношению к представителям иных культур, поскольку агрессия практически всегда - следствие незнания и страха перед чужим, непонятным и

поэтому воспринимаемом как угроза.

, -

зования должно способствовать укрепление

, -

культурного взаимопонимания и диалога, что является важнейшим элементом обеспечения духовной безопасности общества, особенно общества поликультурного и полиэтничного. Кроме

,

региона сопряжено и с выработкой устойчивой общенациональной идентичности, неотъемлемой частью которой являются региональные .

общества это является важной и актуальной

,

духовной безопасности.

Literature:

1. Samygin S.I. The state cultural policy in the context of escalation of risks and threats of a homeland security of Russia / S.I. Samygin, A.V. Vereshcha-gina, A.V. Rachipa // Humanitarian, social and economic and social sciences. 2016. № 1-2. P. 53-57.

2. Vereshchagina A.V. Intellectual safety of Russia in the conditions of crisis of the scientific and educational sphere and growth of a social inequality / A.V. Vereshchagina, S.I. Samygin, S.I. Imgrunt //

С.И. Имгрунт // Гуманитарий Юга России. 2016. 2. . 65.

3.

Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Российская газета. - Ш1_: http://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 15.05.2016)

4. Борисова УС. Этнокультурное образование: историко-социологический анализ :На материалах Республики Саха (Якутия) : дис. ... канд. со-циол. наук / Научная библиотека диссертаций и авторефератов. Ш1_: http://www.dissercat.com/ content/etnokulturnoe-obrazovanie-istoriko-sotsio-1одюЬ^кп-апаН2-па-т^епа1ак11-^риЬНк^ак11а-#ixzz49a3IvRK9 (дата обращения: 17.05.2016)

5. . . -ние: сущность, структура содержания, проблемы

//

. 2009. 3.

6. . . -точности в информационном пространстве современного социума и риски информационной

/ . . , . . ,

. . //

. 2015. 4. . 78-85.

7. . . -

// -ного развития. 2015. № 24. С. 92-98; Денисова А.В. Состояние этнокультурного образования в Рос/ . . , . . // Межэтнические и конфессиональные отношения в южном федеральном округе. Экспертный доклад 2015 года / Под общей редакцией В А. Тиш-кова. Ростов н/Д. : Изд-во: Фонд науки и образования. 2015. С. 74-86.

The Humanist of the South of Russia. 2016. № 2. P. 65.

3. The order of the Government of the Russian Federation of October 4, 2000 № 751 Moscow «About the national doctrine of education in the Russian Federation» // The Russian newspaper. URL: http://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (date of the address: 5/15/2016)

4. Borisova U.S. Ethnocultural education: historical and sociological analysis: On materials of the Republic of Sakha (Yakutia) : thesis ... candidate of sociological sciences / Scientific library of theses and abstracts. URL: http://www.dissercat.com/ content/etnokulturnoe-obrazovanie-istoriko-sotsio-logicheskii-analiz-na-materialakh-respubliki-sakha-#ixzz49a3IvRK9 (date of the address: 5/17/2016)

5. Afanasyeva A.B. Ethnocultural education: essence, structure of content, enhancement problem // Problems of pedagogics and psychology. 2009.

3.

6. Samygin S.I. Threats of national identity in information space of modern society and risks of information security / S.I. Samygin, A.V. Vereshcha-gina, M.T. Belov // Economic and humanitarian researches of regions. 2015. № 4. P. 78-85.

7. Denisova A.V. A language situation in the Republic of Kalmykia // The Theory and practice of social development. 2015. № 24. P. 92-98; Denisova A.V. Sostoyaniye of ethnocultural education in the Rostov region / A.V. Denisova, E.G. Shurygina // the Interethnic and confessional relations in the Southern Federal District. The expert report of 2015 / Under general edition of V.A. Tishkova. Rostov n/D. : Publishing house: Fund of science and education. 2015. P. 74-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.