Научная статья на тему 'Этнокультурное наследие как ценность аксиологический подход'

Этнокультурное наследие как ценность аксиологический подход Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2622
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ЦЕННОСТЬ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ / ETHNO-CULTURAL HERITAGE / VALUE / AXIOLOGICAL APPROACH / GLOBALIZATION / ETHNOGRAPHIC COLLECTIONS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Смелякова А. В.

В работе обосновывается ценностный статус этнокультурного наследия через определение его значимости в современном обществе. В статье проводится анализ сущности этнокультурного наследия, выявляются его основные социокультурные функции, рассматривается его роль в поддержании мира и стабильности, диалога культур, воспитании толерантности, а также сохранении культурного многообразия. На основании проведенного исследования этнокультурное наследие определяется нами как финальная и инструментальная ценность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-CULTURAL HERITAGE AS VALUE AXIOLOGICAL APPROACH

It's proved in the article the value status of ethno-cultural heritage in compliance with determination its importance in modern society The article contains the analysis of the essence of ethno-cultural heritage They are revealed here its basic social and cultural functions, its role in maintenance of peace, stability, dialogue of cultures and cultural diversity On the basis of carried research ethno-cultural heritage is determined by the author as the final and instrumental value

Текст научной работы на тему «Этнокультурное наследие как ценность аксиологический подход»

Раздел 3 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Ведущие эксперты раздела:

ЛИДИЯ ПАВЛОВНА ГЕКМАН — доктор культурологии, профессор Алтайской государственной академии культуры и искусства (г. Барнаул)

ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА ПЕРВУШИНА — кандидат культурологии, доцент, проректор по научной работе АлтГАКИ (г. Барнаул)

УДК 130:393:99.001.8

А.В. Смелякова, аспирант ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, г. Омск

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК ЦЕННОСТЬ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В работе обосновывается ценностный статус этнокультурного наследия через определение его значимости в современном обществе. В статье проводится анализ сущности этнокультурного наследия, выявляются его основные социокультурные функции, рассматривается его роль в поддержании мира и стабильности, диалога культур, воспитании толерантности, а также сохранении культурного многообразия. На основании проведенного исследования этнокультурное наследие определяется нами как финальная и инструментальная ценность.

Ключевые слова: этнокультурное наследие, ценность, аксиологический подход, глобализация, этнографические коллекции.

В эпоху глобализации, которая воспринимается многими как угроза для национальных традиций, обычаев, верований и ценностей, на первый план выдвигается идея сохранения культурного многообразия. Культурная многоукладность общества, страны и мира в целом - это объективная тенденция, вызванная нынешним обостренным пониманием каждым народом своей истории и культуры как абсолютной ценности, своего образа жизни как неотъемлемого права. Во многом это объясняется закономерной реакцией на процессы унификации, в первую очередь, вестернизации культуры, при которых одна система ценностей оказывается основой универсальных норм. Поэтому поддержка культурного разнообразия сегодня является важнейшим средством противостояния глобализации культуры. В силу этого встает вопрос о рассмотрении этнокультурного наследия как ценности в современном обществе, позволяющей сохранять, интерпретировать и демонстрировать не только разнообразные памятники материальной, но и многие явления духовной культуры народов. Одной из важнейших функций этнокультурного наследия является поддержка в информационном обществе культурного многообразия, а потому оно предоставляет возможности и создает оптимальные условия для культурной идентификации.

Аксиологический подход, составляющий сегодня стержень культурологии и все более проникающий во все сферы познания, позволяет соотносить явления и факты культуры с их местом в реальности и структуре ценностного мира. В культурологическом познании проблема ценностей также занимает особое место, прежде всего, в связи с широко распространенным толкованием культуры как совокупности всех ценностей, созданных человечеством, что делает ценности специфическим объектом культурологического анализа [1]. В связи с этим трактовка этнокультурного наследия в ценностном измерении правомерна и в рамках культурологического анализа.

Центральной для аксиологической методологии является категория «ценность». По мнению одного из видных отече-

ственных философов-культурологов П.С. Гуревича, «ценность выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия, человеческого существования. Она как бы стягивает духовное многообразие к разуму, чувствам и воле человека. Таким образом, ценность -это не только осознанное, но и жизненно, экзистенционально прочувственное бытие. Она характеризует человеческое измерение общественного сознания...» [2, с. 131].

Обращение к различным западным и отечественным подходам к построению теории ценностей показало многообразие типологических подходов и классификаций ценностей, которые являются как дополняющими, так и взаимоисключающими друг друга. Однако, вслед за А.С. Карминым, М.С. Каганом, Ю.Н. Солониным, признаем важность и необходимость не классификации ценностей самой по себе, а именно иерархии ценностей, в которой выделяются финальные, инструментальные и производные ценности. Ценностный статус этнокультурного наследия, на наш взгляд, должен определяться соответствием положения этого наследия в ценностной иерархии общества, в системе его ценностей.

Аксиологический подход позволяет проанализировать возможности ценностного видения и обоснования общезначимости этнокультурного наследия. Рассмотрим этнокультурное наследие как ценность через выделение такой особенности, свойственной форме общественного сознания, как значимость, поскольку она является одним из важнейших свойств и признаков всех ценностных явлений и категорий. Философ О.Г Дроб-ницкий следующим образом определяет ценность. «Ценность,

- пишет он, - это понятие, обозначающее, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта в отличие от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности); во-вторых, нормативную, пред-писательно-оценочную сторону явлений общественного сознания (субъективные ценности, или ценности сознания)» [3, с. 462]. Данная точка зрения на ценность во многом верна. Одна-

ко вызывает сомнение отнесение к ценностям отрицательных значимостей. Мы полагаем, что прав философ А.М. Коршунов, который обратил внимание на то, что не всякая значимость есть ценность. «Ценность, - отмечает он, - есть положительная значимость или функция тех или иных явлений в системе общественно-исторической деятельности человека... Явления, играющие отрицательную роль в общественном развитии могут интерпретироваться как отрицательные значимости. Ценностным является все то, что включается в общественный прогресс, служит ему» [4, с. 107-108]. С этой точкой зрения согласен и П.В. Алексеев, который пишет: «Ценность - это не любая значимость явления, предмета, а его положительная значимость, которая своим истоком имеет человека, его цели и идеалы» [5, с. 126]. Таким образом, исходя из данного подхода, этнокультурное наследие можно определить как ценность, обнаруженную в признании его особой положительной значимости.

Ответить на вопрос, благо ли этнокультурное наследие, возможно, выяснив, каковы ценностные основания (содержание) этого наследия. Для понимания сущности этнокультурного наследия, необходимо обратиться к самому понятию «культурное наследие». Дать определение феномену «культурное наследие» также сложно, как и дать определение самой культуре. В самом общем виде под культурным наследием понимают совокупность объектов окружающего человека мира, признаваемых на основе культурного опыта человечества и его предпочтений культурными ценностями [6, с. 312].

В связи с происходящими глобальными трансформациями в обществе понятие «культурное наследие» в настоящее время очень изменилось, было обогащено и поглотило не только традиционные представления, но также и разнообразные проявления повседневной жизни. Введение терминов «материальное и нематериальное наследие» в рабочий словарь ЮНЕСКО -последствия этого видения.

По мнению исследователя А.В. Лисицкого, культурное наследие представляет собой «довольно сложную ценностную социокультурную систему, несущую определенную, меняющуюся во времени и пространстве информацию» [7]. На информационную составляющую культурного наследия указывает и М.Е. Кулешова: «Наследие можно рассматривать как информационный потенциал, запечатленный в явлениях, событиях, материальных объектах и необходимый человечеству для своего развития, а также сохраняемый для передачи будущим поколениям» [8, с. 42]. По мысли Т.Н. Мироновой, «... наследие - это то, что передали нам предки, но передали не просто на сохранение, но для интерпретации и приумножения» [9, с. 77]. Е.Н. Селезнева отмечает, что «наследие становится реальным социокультурным фактом лишь при условии его передачи, освоения и использования» [10, с. 67]. На наш взгляд, культурное наследие есть совокупность доставшихся человечеству от прошлых эпох материальных и духовных ценностей, подлежащих сохранению, изучению и передаче следующим поколениям.

Но какое бы определение не давали культурному наследию, безусловно одно: наследие - это совокупность культурных ценностей, это фактор «формирования культурной идентичности нации, ее духовности и исторической памяти.» [11, с. 96].

Конвенция ЮНЕСКО по защите всемирного культурного наследия, принятая в 1972 г., классифицировала понятие культурного наследия по трем категориям. Причем в первую категорию были включены памятники, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки, а в третью - достопримечательные места, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, имеющие ценность с этнологической или антропологической точки зрения [12]. Следовательно, этнокультурное (этнографическое)

наследие является органичной частью культурного наследия. Такую же точку зрения высказала специалист в области этнографического музееведения Е.Л. Галкина. «Этнографическое наследие входит в понятие историко-культурного наследия и предстает как средство, позволяющее во многом понять окружающий нас мир и самих себя» [13], - отмечает исследовательница.

Здесь особо стоит отметить, что для нашей работы интересна только первая категория объектов культурного наследия, выделенная в Конвенции ЮНЕСКО, - памятники, поскольку большая часть этнокультурного наследия представлена в музейных этнографических коллекциях. Однако существует и другая часть этнокультурного наследия - это живая культура (традиции природопользования, художественные промыслы, народные ремесла, обрядовые народные и религиозные обычаи, фольклор), которая сосредоточена на территориях традиционного проживания народов.

До настоящего времени категория «этнокультурное наследие» не оформлена как научная дефиниция. В научной литературе отсутствует единое определение категории «этнокультурное наследие», не выявлены общепризнанные критерии принадлежности к этому наследию, его социальные механизмы трансляции и его функции в современном культурном пространстве. Все это обусловливает необходимость формирования нового представления об этнокультурном наследии как ценности в жизни глобализирующегося общества.

Ниже мы предлагаем определение этнокультурного наследия.

Этнокультурное наследие - это материальные и нематериальные свидетельства жизнедеятельности этносов, сохраняющие и передающие социально значимую информацию об этнических культурах.

Для того, чтобы существовать, все народы должны выражать свои творческие способности и сохранять в веках следы своей истории. Этнокультурное наследие есть инструмент, способствующий достижению этих целей, связующий прошлое, настоящее и будущее. Именно этнографические объекты наследия как своеобразные метки времени создают четкий и прочный канал связи настоящего не только с отдаленным прошлым, но также и с отдаленным будущим. Смысловой основой этого наследия является сохранение памяти о народах, которая объективировалась в предметах, созданных ранее, и чем старше предмет, тем большую ценность он приобретает в глазах открывших его потомков.

Сама этимология понятия «наследие» связана с понятием «наследства» - «это то, что мы получили от предков и должны, приумножив, передать следующим поколениям» [7]. В этом смысле этнокультурное наследие отвечает за хранение и передачу информации об этнических культурах.

Таким образом, рассматривая этнокультурное наследие как средство хранения и передачи социально значимой информации, а, значит, культурологическое явление, необходимо проанализировать действие его механизмов с позиций культурологии. В кругу аксиологических проблем культурологии важное значение имеет адекватная интерпретация феномена этнокультурного наследия.

Культурологический аспект исследования представляет этнокультурное наследие как явление культуры, осуществляющее конкретные социокультурные функции:

1. Функция интеграции - обеспечивает связи между современной социокультурной действительностью и социокультурными явлениями прошлых эпох.

2. Функция идентификации - вызывает осознание людьми сходства и различия существующих культурных традиций.

3. Познавательная функция - дает возможность моделирования исторических процессов.

4. Мировоззренческая функция - формирует установки людей на общность человечества и его многообразие в социокультурной среде.

5. Коммуникативная функция - способствует пониманию и общению людей в рамках хронологической глубины истории человечества.

6. Политическая функция - позволяет использовать этнокультурное наследие для доказательства объективных политических процессов и явлений в этнической истории.

7. Экономическая функция - увеличивает ценности человечества, в том числе в финансовом исчислении.

8. Воспитательная функция - воспитывает уважение к прошлому человечества и к культуре его народов.

9. Эстетическая - формирует вкусы в сфере красоты и ценностные оценки художественной деятельности народов [14, с. 89].

На наш взгляд, необходимо особо выделить еще и функцию сохраняюще-трансляционную, которая позволяет сохранять и передавать культурные традиции народов.

Таким образом, этнокультурное наследие человечества в современном обществе выполняет множество функций, обеспечивая тем самым его устойчивое развитие. Этнокультурное наследие, сосредоточенное в музеях, - это не собрание ненужных предметов, которое лишь дает информацию о прошлом народа и его культуре. Оно играет значительную роль и в современной жизни человечества. Фактически это часть настоящего и будущего бытия. От результативности развития и действия функций этнокультурного наследия зависит понимание ценности и необходимости сохранения и пополнения самого этого наследия.

Результаты культурологического анализа сущности этнокультурного наследия закладывают основы и для решения проблем его понимания, в том числе и на уровне аксиологии. С точки зрения ценностного подхода, этнокультурное наследие есть не что иное как совокупность ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимых для конкретного общественного организма (в данном случае этноса), как реализация идеально-ценностных целей, и потому выступает итогом всего многообразия деятельности народа.

С позиций аксиосоциологического подхода ценность этнокультурного наследия определяется через его социальные функции и связана прежде всего с его сохраняющим и трансляционным характером. Этнокультурное наследие ценностно и по своим содержательным признакам, и по функциональным. То есть оно ценностно само по себе или самоценностно. Следовательно, в иерархии ценностей его можно отнести к финальной (целевой, конечной) ценности. С другой стороны, входящие в состав этнокультурного наследия артефакты (ценности) актуализируют его и ставят в ряд инструментальных ценностей (средства для создания мира финальных ценностей). Ценность артефактов связана не с ценой материала, из которого они изготовлены, а с информацией, которая в них заключена. То есть артефакты по своей природе являются ценностями, ядром культуры любого народа. «Ценности существуют и функционируют объективно в практике реальных социокультурных отношений и субъективно осознаются и переживаются в качестве ценностных категорий» [15], - отмечает философ Г.П. Выжлецов.

Подавляющая часть этнокультурного наследия аккумулируется, в основном, в музейных собраниях. В современной ситуации перехода к информационному обществу роль и функции музейных этнографических коллекций несколько изменяются и уточняются: они становятся важнейшим, а порой, даже единственным источником получения информации о тех или иных явлениях материальной и духовной культуры различных народов. Ценность их велика и еще более будет возрастать со временем [16, с. 76]. В связи с этим исключительную важность приобретает организация планомерного и систематического

пополнения музейных фондов этнографическими собраниями, «чтобы грядущие поколения могли понять, воспринять культурные традиции» [17, с. 51].

Таким образом, этнокультурное наследие, несущее на себе отпечаток бытия культуры народов, оказывается особо ценным транслятором культурных традиций, лежащих в основании памяти поколений, и потому имеет основополагающее значение в деле сохранения историко-культурного наследия народов.

Однако в подходах к определению значимости этнокультурного наследия в настоящее время имеет место недооценка теоретического осмысления его современной роли. Прежде всего должны быть проанализированы следующие аспекты значимости этнокультурного наследия, сосредоточенного в музее: роль в поддержании мира и стабильности, диалога культур, воспитании толерантности, а также сохранении культурного многообразия.

Необходимо отметить, что в наш век глобализации, взаимного проникновения и переплетения культур, знаний, идей, принципиально важно налаживать и укреплять добрососедские отношения между странами и народами. Большое значение это имеет и в связи с встречающимися проявлениями социальной нетерпимости, межрелигиозной и межкультурной вражды, терроризма, экстремизма, ксенофобии. Все цивилизованные народы и культуры должны объединить усилия в борьбе с этим злом, победить которое можно только сообща, путем прямого и откровенного диалога. В этом контексте этнографические коллекции музеев и экспозиции, построенные на их основе, являются эффективным средством создания условий для продуктивного диалога культур. Многие все больше убеждаются в положительной роли, которую они могут сыграть в достижении взаимопонимания между людьми, если они более точно представят различие культур, с целью показать уникальность каждого народа.

Одна из главных фигур структурализма - французский философ, социолог и антрополог Клод Леви-Стросс полагал, что все культуры оригинальны и потому несравнимы. Между ними нельзя установить какую-либо иерархию, так как «у нас нет философского и морального выбора, в силу которого каждая культура охраняет определенные формы жизни и мышления, отказываясь от других» [18]. Опираясь на обширный этнографический материал, ученый дает заключение: каждая культура по-своему богата и оригинальна, у всех культур примерно одинаковое число талантов, все человеческие общества имеют позади себя великое прошлое. Из всех существующих возможностей каждое общество выбирает свой путь развития. В связи с этим культуры всех народов равноценны, и было бы абсурдным объявлять одну культуру выше другой. Остается только добавить, что различные народы имеют свое, именно им присущее видение мира. И именно ценности определяют изнутри, из глубин индивидуальной социальной жизни то, что мы называем культурой народа, именно они становятся ядром этой культуры.

Неоспорима значимость этнокультурного наследия в репрезентации традиционной и современной культуры народов мира. Именно этнографические коллекции музеев, как никакие другие, способствуют поддержанию генетического кода исторической этнокультурной памяти, дают возможность познакомиться со многими сторонами культуры или даже целыми культурами, ныне уже ушедшими. Но не стоит также забывать, что одной из важнейших задач этнографических коллекций является воспитание толерантности к иным, по своему уникальным культурам в условиях усиления этнической дифференциации.

На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий, как признание, принятие, понимание. Признание - это способность воспринимать другого как носителя других ценностей, других форм мышления, других форм

поведения. Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это способность взглянуть на мир другого одновременно с двух точек зрения: своей собственной и другой. Основная цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении готовности к конструктивному взаимодействию с людьми независимо от их национальной, социальной и религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения.

Этнографические коллекции, сосредоточенные в музейных собраниях, помогают формировать в человеке помимо толерантности такие качества личности, как:

- любознательность и желание узнавать новое, критически переосмысливать имеющиеся знания и опыт с новых позиций;

- умение сравнивать разные страны и культуры, находя в них общие и культурноспецифические элементы;

- умение позиционировать себя в рамках родной культуры, а также других национальных культур и общеевропейской культуры в целом, с позиций культурного многообразия.

Очевидно, что воспитанный в рамках такой образовательной парадигмы человек будет стремиться к общению с представителями иных культур, что он будет поддерживать интерес к культурному наследию. Такие люди воспринимают себя с позиций хранителей мировой культуры, ее защитников от культурного вандализма.

По этим причинам этнокультурному наследию сегодня отводится важнейшая миссия в стабилизации социокультурного развития народов, формировании коммуникативной сферы взаимодействующих культур и воспитании толерантности.

Таким образом, этнокультурное наследие актуализирует такие ценности общества, как толерантность, диалог, равноправие, взаимоуважение (инструментальные ценности). В то же время этнокультурное наследие как финальная ценность выражает такие отношения между людьми, которые объединяют, собирают людей в общности. Благодаря вышеназванному

Библиографический список

свойству этнокультурное наследие как ценность образует в структуре социального субъекта ценностный стержень.

В заключение отметим, что значимость этнокультурного наследия на современном этапе общественного развития трудно переоценить. Оно не только сохраняет и репрезентует культуру различных народов, но и воспитывает уважение к традициям, таланту, художественному опыту народа, внушает мысль о том, что «многое из созданного в прошлом не должно быть утрачено и забыто, оно может и должно послужить нашей современности» [19, с. 24]. Оно помогает осознать единство человечества и его истории, равноправность этнических вариантов культуры и, вместе с тем, их своеобразие и неповторимость, внушает уважение к каждому народу, вне зависимости от его расы, религии, уровня социального и экономического развития. Более того, нам представляется, что в современном обществе этнокультурное наследие является мощным и действенным средством противостояния глобализации культуры и выступает фактором устойчивого культурного и социального развития меняющегося социума. Понимание значимости этнокультурного наследия в современном обществе приводит к необходимости его осмысления как ценности, которая направляет человеческое поведение в нравственной, эстетической, политической и других сферах.

Таким образом, аксиологический подход, примененный при исследовании этнокультурного наследия, позволил определить его как финальную и инструментальную ценность. Анализ ценностных оснований этнокультурного наследия выступил как одна из базовых составляющих культурологического исследования. Необходимо отметить, что повышение интереса к проблеме изучения этнокультурного наследия как ценности происходит в период ценностного кризиса общества и поиска новых культурных оснований и ориентаций существования человека.

1. Михантьева, А. Социологические подходы к изучению культуры. Аксиологический подход [Электронный ресурс] / А. Михан-тьева. - Режим доступа: http://sociologist. nm.ru/articles/research_02.html.

2. Гуревич, П.С. Философия культуры [Текст] / П. С. Гуревич. - М.: ИФРАН, 1997.

3. Дробницкий, О.Г. Ценность [Текст] / О.Г. Дробницкий // Философская энциклопедия. - М., 1970. - Т. 5.

4. Коршунов, А.М. Диалектика субъекта и объекта в познании [Текст] / А.М. Коршунов. - М.: Изд-во МГУ, 1982.

5. Алексеев, П.В. Ценность [Текст] / П. В. Алексеев // Социальная философия. - М., 2004.

6. Дьячков, А.Н. Культурное наследие [Текст] / А.Н. Дьячков // Российская музейная энциклопедия: в 2 т. - М.: Прогресс, 2001.

- Т. 1.

7. Лисицкий, А.В. Культурное наследие как ресурс устойчивого развития: дис. ... канд. культурологии [Электронный ресурс] / А.В. Лисицкий. - М.: РГБ, 2005. - Режим доступа: http://www. diss.rsl.ru/diss/05/0046/050046005.pdf.

8. Кулешова, М.Е. Понятийно-терминологическая система «природное культурное наследие»: содержание и основные понятия [Текст] / М.Е. Кулешова // Уникальные территории в культурном и природном наследии регионов: сб. науч. тр. — М.: Изд-во РНИИ культурного и природного наследия, 1994.

9. Миронова, Т.Н. Сохранение природного и культурного наследия как императив культурной политики постиндустриального общества [Текст]: дис. ... канд. культурологии / Т.Н. Миронова. - М., 2000.

10. Селезнева, Е.Н. Культурное наследие России в политических дискурсах 1990-х годов [Текст]: дис. ... д-ра филос. наук / Е. Н. Селезнева. - М., 2004.

11. Богатырева, Т.Г Современная культура и общественное развитие [Текст] / Т.Г. Богатырева. - М.: Изд-во РАГС, 2001.

12. Convention Concerning the Protection of the World Cultural and Natural Heritage, 1972 [on-line]. Available from www.unesco.org.

13. Елена Львовна Галкина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. future.museum.ru/lmp/staff/galkina.htm.

14. Томилов, Н.А. Социальные функции культурного наследия музеев исторического профиля [Текст] / Н.А. Томилов // Слов-цовские чтения: материалы докладов и сообщений XVII Всероссийской научно-практической конференции. - Тюмень, 2004. - Часть 2.

15. Выжлецов, Г.П. Проблема ценности в современной аксиологии и экономике [Электронный ресурс] / Г.П. Выжлецов. - Режим доступа: http:// www.m-economy.ru/ art.php3?artid=20864.

16. Смелякова, А.В. Этнографические коллекции музеев в сохранении культурного наследия [Текст] / А.В. Смелякова // Культурология традиционных сообществ: материалы II Всероссийской научной конференции молодых ученых / отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: Издательский дом «Наука», 2007.

17. Решетов, А. М. Роль этнографических музеев в сохранении и пропаганде этнокультурных традиций [Текст] / А. М. Решетов // Проблемы развития культуры народов и изучения культуры по музейным коллекциям: Всесоюзная научная конференция «Этнографическая наука и пропаганда этнографических знаний», посвященная 70-летию Великого Октября: тез. докл. -Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 1987.

18. Леви-Стросс, К. Раса и история [Электронный ресурс] / пер. А.Б. Островского. - Режим доступа: http://www.race-history.narod.ru.

19. Станюкович, Т. В.Этнография и актуальные проблемы развития этнографических музеев [Текст] / Т. В. Станюкович, К.В. Чистов // Советская этнография. - 1981. - № 1.

Статья поступила в редакцию 11.03.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.