Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(14) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© В. И. Байтуганов
УДК 391/395 + 372.839
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
В. И. Байтуганов (Новосибирск, Россия)
В статье исследуется практический опыт по моделированию воспитательной системы школы русской традиционной культуры «Васюганье» средствами традиционной культуры и этнопедагогики. Дается обоснование методам и принципам современного культуротворческого образования на основе этнопедагогической теории и теории моделирования.
Ключевые слова: этнопедагогика, этнопедагогическая культура, этнопедагогическое моделирование, воспитательная система, ценности.
Для рассмотрения технологии этнопедагогического моделирования
воспитательной системы школы русской традиционной культуры обратимся к теоретическим основам этнопедагогики как науки. Теоретические и методологические основания этнопедагогики были заложены в трудах академика Г. Н. Волкова, обосновывавшего этнопедагогическое влияния народа на все сферы его жизни и описывавшего весь грандиозный массив этнопедагогических явлений и процессов, т.е. весь педагогический потенциал, как совокупный опыт историко-культурного формирования личности [3-4]. Все это, по мысли ученого, является предметным полем этнопедагогики. И действительно в этом проявляется целостность педагогической культуры народа, как части традиционной культуры российского общества ее
востребованности во все времена и в наше время. Сегодня этнопедагогика продолжает развиваться в трудах современных ученых России и мира как наука о воспитании подрастающего поколения. К вопросам этнопедагогического воспитания как основы развития личности в самых различных аспектах сегодня обращаются многие исследователи [2; 6-8; 10-13; 15]. Существенный вклад в развитие теоретических основ этнопедагогики внесли ученые Сибири: Т. И. Березина, К. Е. Зверева и В. А. Зверев, М. М. Громыко и Н. А. Миненко, М. Н. Мельников и М. Ю. Новицкая и др. Этнопедагогическая теория обоснованная и разработанная Г. Н. Волковым переживает в настоящее время второе рождение. Основные ее категории, такие как: объект, предмет, принципы, методы продолжают оставаться незыблемыми.
Байтуганов Владимир Иванович - доцент кафедры народной художественной культуры, аспирант кафедры управления образованием, руководитель Школы русской традиционной культуры «Васюганье», Новосибирский государственный педагогический университет.
E-mail: [email protected]
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(14) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Однако практика использования этнопедагогики как воспитательной системы в современных условиях, требует развития основных ее положений с позиции современного системного, аксиологического, синергетического, этнопсихологического, социокультурного, процессного и других подходов. Так теоретик «ценностного» управления в образовании, Т. И. Березина, видит это как использование
этнопедагогических технологий в
современном образовательном процессе [2].
Действительно дальнейшая разработка этнопедагогической теории как теории моделирования «ценностной» воспитательной системы весьма показательна в плане развития самой теории, а также использования ее в качестве инструмента развития личности и в школе русской традиционной культуры, при построении воспитательной системы. Для объяснения феномена «ценностного поведения» как элемента воспитательной системы в традиционной педагогике, а значит и применения его как механизма современного образования, воспользуемся теорией социального действия Т. Парсонса [11]. Именно теория социального действия дает нам возможность применить этнопедагоги-ческий потенциал в практике работы воспитательной системы Школы русской традиционной культуры и как систему действия и как выбор ценности (ценностного поведения) личностью обучающегося для реализации своего действия (установки) в пространстве школы. При моделировании воспитательной системы нашей школы этот фактор является определяющим, так как «моделирование и есть воспроизводство ценностного поведения» [11, с. 145]. Разрабатывая данную модель школы как модель управленческого развития, обратимся
к пониманию моделирования и как части проектирования инновационной деятельности школы, выделяя при этом следующие функции моделирования: интегративную;
управленческую; трансляционную.
Интегративная функция моделирования заключается в создании и сохранении целостности школы как образовательного учреждения в процессе ее развития.
Управленческая функция
моделирования заключается в переводе
проектных идей в нормы, по которым
функционирует образовательное учреждение
Трансляционная функция
моделирования заключается в создании
модели воспитательного процесса, на основе ценностной культурной ориентации и механизмов ретрансляции традиций.
На первом этапе моделирования необходимо обоснование модели, средового воспитательного пространства, связанного с этнопедагогической культурной моделью нашей школы. Частично эту работу мы проделали в более ранних работах, положив в основу модели нашей школы русскую традиционную культуру и ее
этнопедагогическую модель [1]. Дальнейший этап моделирования воспитательной системы школы связан с созданием и обоснованием модели целостного воспитательного пространства, которое напрямую связано с создание условий для культурного развития личности посредством актуализации
ценностных ориентаций. Третий этап моделирования связан с обоснованием программных документов.
При построении этнокультурной
воспитательной модели школы
«этнокультурном моделировании»,
«научении культурой», необходимо
последовательно обосновать этапы принятия личностью ребенка своей культурно-
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(14) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
исторической, личностно-ориентированной модели на основе:
а) мотивации личности к научению культурой;
б) выбора культурного знака или ценностной ориентации;
в) принятие ребенком ценностной ориентации свой культуры.
Этапами же этнокультурного моделирования воспитательной системы школы будут следующие:
1) моделирование этнокультурного
воспитательного пространства как
пространства развития личности;
2) обучение традициям или передача традиций (духовного опыта) в этнокультурной воспитательной среде через деятельность;
3) принятие (выбор) латентной (ценностной) модели развития личностью ребенка.
Этнопедагогическая воспитательная модель формирования личности ребенка через ценности, на основе культурного знака будет следующая:
1) Создание адаптирующей этнокультурной среды (этно-культурная воспитательная модель).
2) Формирование поведения в данной среде с сохранением психических устойчивых качеств личности через знак и усвоение роли на основе интернализации (поведенческая модель).
3) Формирование психики ребенка через принятие им культурных ценностей (интерпсихическая модель).
Основой построения нашей
воспитательной системы является также дидактический подход, который реализуется в Школе русской традиционной культуры через содержания образования, отобранного в
социальном плане и транслированного в дидактически организованные процессы усвоения. В современной этнопедагогической дидактике большое значение приобретает вопрос моделирования этнопедагогического образовательного процесса (обучения) -целостная модель обучения и воспитания, и, привнесение его в современные образовательные институты. Для
моделирования системы «обучения и воспитания» обратимся к уже проверенным и педагогически обоснованным схемам и теоретическим разработкам, оставив за собой содержательную и методические части, используя при этом схемы В. П. Беспалько и М. В. Кларина.
Технологическая схема будет выглядеть следующим образом (см. схему). От «обучения» как передачи от личности к личности ценностных эталонов к формам, методам и принципам этой передачи (в схеме ценностные эталоны входят как в цели обучения, так и в сам процесс обучения).
Исходя из целей технологии обучения и воспитания выразим следующие системные дидактические элементы обучения как процесса.
Принципы целостного обучения и воспитания:
а) природосообразность воспитания и обучения;
б) нравственное, физическое и умственное развитие в контексте своей этнической истории и культуры;
в) интериореализация своей и мировой культур в личность;
г) деятельностно-личностный подход в обучении.
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(14) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
коррекция
Обобщенные Конкретные Обучение и
педагогические - цели воспитание —
цели Оценка
коррекция
Воспитание
человека,
гражданина,
«цельной
личности»
Принципы,
4— методы,
оценочные средства,
—► условия,
факторы
Диагности-
ческий
инструмен-
тарий
Исходя из принципов выделим и методы обучения, классификация которых будет выглядеть следующим образом:
1. Перцептивные: а) словесные (рассказ, беседа); б) наглядные (иллюстрации);
в) практические (учебно-трудовые, операционные, ремесленные).
2. Мотивационные: а) интереса; б) морального долга; в) обычая.
3. Средовые: а) проживание традицион-
ного опыта через создание учебнотворческой среды; б) обучение
предметной деятельности через игровое моделирование; в) использование
народного календаря.
4. Традиционные: а) воспитание в
разновозрастных группах; б) обучение как выбор тактики своего поведения в ситуации; в) обучение через традиционные коммуникации (обряд, ритуал, действо, праздник); г) синкретизм
различных видов искусств; д) привитие
навыков коллективистского духа при обучении; ж) ухода, примера, и т. д. Таким образом, этнопедагогическая теория как теория моделирования, применяемая в нашей школе имеет свои психолого-педагогические основания, этапы моделирования, а также реальную педагогическую основу, заключенную в методах, принципах, технологиях. Отсюда следует вывод, что развитие этнопедагогики как педагогики моделирования
воспитательных систем связано с культурным развитием личности в моделируемой среде; деятельностно-действенным развитие
личности; принятием ее ценностных ориентаций через содержание образования. Технология же моделирования воспитательного пространства на прогностическом уровне включает себя соединение элементов воспитания как видов деятельностей всех структурных подразделений школы и народного календаря в единое целое, ее составные компоненты: цель; задачи;
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(14) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
принципы; результат. Цель нашей технологии заключается в создании системы нравственного и профессионального развития личности ребенка на основе традиционной народной и православной культуры. При этом решаются следующие задачи: введение
ребенка в атмосферу традиционного праздника и обряда, усвоение норм христианской морали и нравственности, воссоздание на базе школы старинных традиций, уклада и образа жизни русского крестьянства через игры, песни, танцы, живопись, ремесло, создание этнографических групп среди обучающихся, приобщение детей к мировой культуре, культуре других народов, обучение
древнерусскому языку и литературе. При этом используются следующие принципы традиционной педагогической культуры: организация обучения вокруг календарнообрядового цикла, многопрофильность в выборе ребенком обрядовых стратегий, ориентация обучения на коллективные взаимоотношения, сотруднический характер на занятиях между педагогами, родителями и детьми. Гарантированный результат: знание основ традиционной культуры, умение пользоваться опытом традиционной культуры в разнообразных жизненных ситуациях, оптимизм, установка на радостное мироощущение, повышение социальной адаптивности детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байтуганов В. И. Школа русской традиционной культуры как организационнопедагогическая форма духовно-нравственного воспитания учащихся // Проблемы нравственного воспитания учащихся в современной системе образования. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 1998. - С. 19-21.
2. Березина Т. И. Русская народная педагогическая культура в практике управления современной школой (на материалах истории Сибири): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -М.: МПГУ, 1998. - 33 с.
3. Волков Г. Н. Педагогика любви: избр. пед. соч.: в 2 т. - М.: Изд. Дом Магистр-Пресс, 2002. - Т. 1. - 460 с.
4. Волков Г. Н. Чувашская этнопедагогика. - Чебоксары, 2004. - 488 с.
5. Гребенкина Л. К., Анциперова Н. С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 160 с.
6. Григорьева М. И. Этнокультурный компонент в мотивационной модели изучения
немецкого языка в условиях Прогимназии № 1 // Вестник Новосибирского
государственного педагогического университета - 2011. - № 4. - С. 84-88
7. Григорьева М. И., Журавлева Н. Н. Этнокультурное образование: сущность, подходы и опыт реализации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 2(6). - С. 28-34.
8. Динмухамедова А. С., Кабиева С. Ж., Резник Л. В., Даржуман Г. К. Применение элементов кочевой культуры (войлоковаляния) в сенсорном развитии детей с церебральным параличом // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2013. - № 3. - С. 92-99.
9. Зверев В. А. Красен человек ученьем: материалы о воспитании и образовании детей в селениях Сибири (конец XIX - начало XX в.). - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1995. - 116 с.
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(14) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
10. Майер Б. О., Власюк Н. Н. Аксиологические аспекты образования как фактора обеспечения устойчивого развития // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4. - С. 26-33.
11. Парсонс Т. О структуре социального действия / пер. с англ. - М.: Акад. проект, 2002. -880 с.
12. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Развитие образования в условиях новой системы ценностей глобального общества // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4. - С. 20-25.
13. Пушкарёва Е. А., Судоргина Л. В. Культура самоопределения: адаптационные механизмы личности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4. - С. 80-87.
14. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособ. для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 192 с.
15. Тихомирова Е. Е., Колечкова О. И. Этические концепты культуры как основа воспитания // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -2011. - № 3. - С. 54-61.
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»
4(14) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© V. I. Bajtuganov
UDC 391/395+372.839
ETHNOCULTURAL MODELLING OF EDUCATIONAL SYSTEM OF CULTURE AND CREATIVE SCHOOLS
V. I. Bajtuganov (Novosibirsk, Russia)
In the article the practical experience on modelling educational system of School of Russian traditional culture «Vasyuganie» is investigated by means of traditional culture and ethnopedagogics.
The substantiation of methods and principles modern culture and Creative formations on the basis of the ethnopedagogical theory and the theory of modelling is given.
Keywords: ethnopedagogics, ethnopedagogical culture, ethnopedagogical modelling,
educational system, values.
REFERENCES
1. Baituganov V. I. The school of Russian traditional culture as the organizational-
pedagogical form of spiritually-moral education of pupils // Problems of moral education of pupils in a modern education system. - Novosibirsk, 1998. - Pp. 19-21.
2. Berezina T. I. Russian national pedagogical culture in practice of management by modern
school (on materials of history of Siberia). - М., 1998. - 33 p.
3. Volkov G. N. The pedagogic of love : In 2 vol. - М., 2002. - Vol. 1. - 460 p.
4. Volkov G. N. Chuvash ethnopedagogics. - Cheboksary, 2004. - 488 p.
5. Grebenkina L. K., Antsiperova N. S. The technology of administrative activity of the
deputy director of school. - М.: the Center «Pedagogical search», 2000. - 160 p.
6. Grigoreva M. I. The ethnocultural component in the model of studying motives of german
language in conditions of a preparatory high school // Novosibirsk State Pedagogical
University Bulletin. - 2011. - N 4. - Pp. 84-88.
7. Grigoreva M. I., Zhuravleva N. N. Ethnocultural education: essence, approaches,
experience of realization // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. -N 2(6). - С. 28-34.
8. Dinmuhamedova A. S., Gabdulhaeva B. B., Kabieva S. Zh., Reznik L. V.,
Darzuman G. K. Using elements of the nomadic culture (voylokovalyaniya) in the sensory development of children with cerebral palsy // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2013. - N 3- Pp. 92-99.
9. Zvtrev V. A. The person training is red: materials about education and formation of
children in settlements of Siberia (the end XIX - the beginning of XX century). -Novosibirsk: Publishing house NSPU, 1995. - 116 p.
10. Mayer B. O., Vlasjuk N. N. Axiological aspects of education for sustainable development of society // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. -N 4. - Pp. 26-33.
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(14) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
11. Parsons T. About structure of social action; tr. with English. - М., 2002. - 880 p.
12. Pushkarev Yu. V., Pushkareva E. A. Development of education in conditions of new system of values of the global society // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. - N 4. - Pp. 20-25
13. Pushkareva E. A., Sudorgina L. V. Culture of self-determination: adaptable mechanisms of the person // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. -N 4. - Pp. 80-87.
14. Slastenin V. A., Chizhakova G. I. Introduction in pedagogical acsiology. - М.: The center "Academy", 2003. - 192 p.
15. Tikhomirova E. E., Kolechkova O. I. Ethical concepts as a basis of tolerance education // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2011. - N 3. -Pp. 54-61.
Bajtuganov Vladimir Ivanovich - the associate professor of faculty of national art culture, the postgraduate student of faculty of management of education, the head of School of Russian traditional culture «Vasyuganie», Novosibirsk State Pedagogical University.
E-mail: [email protected]
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены